Пятница, 02.12.2022, 18:57
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Сыр-Липецкая ОШ

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

СТРАНИЦА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.

ИНФОРМАЦИЯ

«Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка»

Во время болезни малыша и в период его выздоровления важную роль играет психологический климат в семье, в детском саду и т. д. И это не случайно: более чем 70% болезней имеют психосоматическую природу.

Человек болеет в том случае, когда защитных сил организма не хватает, чтобы противостоять микробам. Ослабление иммунитета происходит в результате физиологических стрессов (недостаток кислорода, витаминов, непосильные физические нагрузки, переохлаждение и т. д.) и психологических травм, в основе которых лежат конфликты в семье, ссоры с другими детьми и т. п. Кроме того, физиологические стрессы плохо сказываются не только на физическом состоянии ребенка, но и на его психике. Психологический комфорт (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получил название «психологической безопасности».

Психологическая безопасность не только обеспечивает успешное психическое развитие ребенка, но и способствует более быстрому выздоровлению при различных заболеваниях. Однако если дома мы еще в состоянии оградить малыша от травмирующих факторов, то в дошкольных учреждениях в период выздоровления его могут ожидать опасности. Поэтому давайте подробнее поговорим об основных источниках угрозы психологической безопасности ребенка (осведомлен — значит, вооружен!), чтобы по мере сил совместно с воспитателями их устранять.

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза».  Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психологическое развитие ребенка, а следовательно, и более быстрое выздоровление. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка. Если дома мы еще в состоянии оградить ребенка от травмирующих факторов, то в

дошкольных учреждениях в период выздоровления ребенка могут ожидать опасности.

Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.

Для того чтобы источники угрозы психологической безопасности у детей отсутствовали в детском саду проводится профилактическая работа: групповые и индивидуальные консультации родителей и воспитателей; с детьми проводятся занятия по развитию коммуникативных навыков; с детьми которые имеют проблемы в личностном развитии проводится коррекционная работа.

 Необходимо знать основные источники угрозы психологической безопасности ребенка и по мере сил совместно с воспитателями их устранять. Источники угрозы психологической безопасности ребенка условно можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.

К внешним источникам угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:

  1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
  2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. Не случайно существуют критерии отбора сотрудников для работы с самыми маленькими.
  3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
  4. Враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
  5.  Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
  6. Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
  7. Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация. 
  8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
  9. Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
  10.  Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
  11.  Неблагоприятные погодные условия.
  12.  Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т.п.

Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребенка могут быть:

  1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
  2. Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
  3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
  4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
  5. Патология физического развития, например нарушения зрения, слуха и т.п.

Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т.е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые  обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

-в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве, непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

-  в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой , не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

-  в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других проявлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.

Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабльными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система общей и индивидуальной психологической защиты детей.

Индивидуальная программа психологической защиты выстраивается на основании изучения личностных особенностей данного ребенка, его опыта, привычек, условий воспитания в семье. Делает это психолог ДОУ при участии родителей и воспитателей группы.

Психоэмоциональное состояние детей во многом зависит от ритма жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указывается время и длительность сна, прием пищи, прогулок, занятий.

С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но, с другой – можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут своих родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние не провоцировали. Особенно это заметно в конце недели. Провоцирующим фактором  может явиться непродуманный в плане комфортности для психологического состояния ребенка режим дня.

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности – все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором.

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности. Устойчивый оптимистический настрой говорит о том, что адаптация в социально-гигиенической средепроходит или уже прошла успешно.

Основные признаки стрессового состояния

у детей

информация для педагогов и родителей

     Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления.

К сожалению, эти последствия стрессов редко своевременно замечают взрослые. Обычно они замечают, что с ребенком что-то неладно, когда разворачиваются множественные реакции.

Индикатором стрессового состояния является настроение ребенка. Устойчивое положительное настроение свидетельствует об успешной адаптации ребенка к социально-гигиенической среде образовательного учреждения и его позитивном психическом состоянии. Частая же смена настроения или устойчивое отрицательное настроение говорят об обратном.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Памятка для родителей

Как помочь ребенку справится с психологической травмой

  • Отнеситесь к тому, что говорит Вам ребенок, серьезно.
  • Разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  • Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок: повторение слов ребенка, например:  «Ты боишься, что….» поможет прояснить вам и ребенку чувства.
  • Сохраняйте спокойствие и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделал(а)», «Ты в этом не виноват(а)», «Не ты одна (один) попал(а) в такую ситуацию, это случается и с другими детьми», «Я с тобой!», «Мы вместе это преодолеем!»
  •  В общении с ребенком создавайте возможность для проговаривания и отреагирования страхов.
  • Создавайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать чувства без риска получить новую травму.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.
  •   Обещайте ребенку свою поддержку.
  •  Обратитесь за помощью к специалистам медицинской, правовой и психологической службы.

Чего не стоит делать?

  • Не смешивайте свои чувства с чувствами ребенка. Ваша беспомощность, страхи перед травмой не должны передаваться ребенку.
  • Не обвиняйте ребёнка в происшедшем, избавьте его от чувства вины и стыда.
  • Не пытайтесь насильственно сделать ребенка стойким, сильным, смелым, не читайте морали, не наказывайте в этот период.
  • Не заставляйте ребёнка рассказывать вам о случившемся, он сам расскажет, когда почувствует, что ему это нужно.
  • Не избегайте разговоров о случившемся, ребенку необходимо выразить свои чувства.
  •  Не отбрасывайте любые слова ребёнка, как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, очень важно понять истоки фантазии ребёнка.
  • Не давите на ребёнка, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребёнок говорит сам, добровольно.
  •  Не заставляйте ребенка делать ни чего, к чему он ещё не готов. Возможно, потребуется некоторое время, чтобы он смог возобновить свою привычную деятельность.
  •  Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было. Поскольку последствия травмирующего события могут повлиять на будущее ребенка. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

ДОКУМЕНТЫ / МАТЕРИАЛЫ

Копилка социального педагога

 Программа «Работа с детьми девиантного поведения»                                                                            Просмотреть
 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ                                                                             Просмотреть
 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ                                            Просмотреть
  Деятельность по предупреждению неуспеваемости                                                                                                    Просмотреть
 
 
 
 
 
 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031