Зелёный мир на окне
Земное царство горшечных растений,
расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребёнка, если
взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром
комнатной флоры.
Растения статичны и, на неопытный
взгляд малыша, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их
жизни, их красоту, ради которой они и содержаться в доме.
Приучая дошкольника к регулярным
наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях декоративных
растений, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и
разветвления у прямостоящих их видов. Даже чисто зелёный цвет и тот бывает
неодинаков у разных растений (предложить
сравнить тёмную зелень кливии со значительно более светлыми её тонами у
бальзамина или хлорофитума.) Какое
же богатство цветовых оттенков, симметричных и несимметричных рисунков имеется
на листьях декоративных растений.
Декоративность растений образуется
богатством и разнообразием их внешних признаков: размером стеблей и листьев, их
формой и окраской. Различные сочетания этих особенностей и создают неповторимую
красоту каждого растения. Эту красоту замечает и видит взрослый человек, её
приближает к нему его развитое дифференцированное восприятие. Прямо
противоположно состояние ребёнка –он, как правило, не замечает изящества и
красоты растений в силу особенностей своего ещё недостаточно развитого взора,
протекающего от слитности и нерасчлененности восприятия.
Особенно чудесное зрелище
представляет собой цветущее растение: несколько крупных или множество мелких,
рассыпанных по всему кустику цветов обычно имеют яркую окраску разных и чистых
тонов. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом притягивает.
На базе познания у дошкольника начнёт
формироваться отношение – важный аспект нравственно-эстетического становления
человеческой личности.
Одним из видов практической
деятельности ребёнка является его участие в непосредственном уходе за
растениями. Чтобы труд был в радость и поручения охотно исполнялись, взрослые,
окружающие ребёнка, должны вести себя гибко, неназойливо, разнообразно.
Следует помнить, что трудовая
деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к
посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде
всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за
выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость.
Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него
зависит жизнь и состояние живых существ.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу «зелёного» воспитания, сможет
самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование
пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума.
Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни
зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им. |