Методы изучения ощущений. Методы исследования ощущений. Лабораторные пробы. Дать общую характеристику ощущений

Методика №1 « Наложенные предметы»

Цель:

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенные друг на друга и дать каждому из предметов название.

Инструкция: сейчас мы с тобой поиграем. Ты любишь играть в прятки? У меня есть интересные картинки, которые тоже решили поиграть с тобой в прятки. Давай их с тобой найдем.

Анализируемые показатели:

1. Доступность выполнения задания

2. Наличие фрагментарности восприятия

3. Возможность выделения целостной фигуры

4. Наличие парагнозий

5.Стратегия выделения изображения

Методика №2 « узнавание перечеркнутых изображений»

Цель: исследование особенностей зрительного восприятия для детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагают узнать изображения на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать с какого предмета надо начинать, поскольку это позволяет обнаруживать стратегии восприятия.

Инструкция: посмотри на эти картинки. Какие предметы ты там видишь.

Анализируемые показатели:

1. Возможность узнавание перечеркнутых изображений

2. Возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость

зрительного образа предмета)

3. Стратегия направления образа (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно)

Методика №3

Цель: исследование слухового восприятия.

Оборудование : Несколько музыкальных инструментов.

а) Ребенку предлагается определить какая игрушка звучала: посмотреть и

послушать звучание двух различных инструментов. Затем ребенок

отворачивается, исследователь вызывает звучание одной игрушки.

Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или если, может,

называет ее.

б) Ребенок на слух должен определить направление звучащей игрушки.

Исследователь позади ребенка вызывает звучание одной игрушки вверху,

внизу, справа, слева.

Ребенок показывает направление звучащей игрушки.

Приложение № 3 к лабораторной работе №1

Методики на исследование памяти.

Методика "Запомни пару".

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд

кукла - играть

курица - яйцо

ножницы - резать

лошадь - сани



книга - учитель

бабочка - муха

щетка - зубы

барабан - пионер

снег - зима рыба - пожар

корова - молоко пила - яичница

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

Методика «Запоминание двух групп слов».

Задание: ребенку предлагается запомнить ряд слов, а затем их повторить.

Инструкция: повтори за мной: ... Ребенок повторяет. Повтори еще слова....

Затем исследователь спрашивает, какие были слова в первой группе, затем во

второй. Если ребенок не может развести слова по группам, то спрашивают,

какие вообще были слова.

При неполноценном выполнение задания, оно воспроизводиться до 4 раз.

После этого проводится интерференция 3 -5 мин. По окончанию

интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были

даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

Дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

Кит, меч, круг - лед, флаг, тетрадь

Кран, столб, конь - лень, сосна, вода

Клей, луч, куб - трон, шуба, ваза

Интерпретация: нормой считается непосредственное полноценное

воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при

отсроченном воспроизведение слов считается нормой, если были сделаны 2

ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова



близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по

группам).

Методика «10 слов»

Инструкция: « Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили… Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В/А Х 100%

А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

Данная методика проводилась с ребенком 5 лет. В д/с с 3 лет. Диагноз: задержка психического развития, ОНР 3уровня.

Результаты обследовани я

стол мыло человек вилка книга пальто топор стул тетрадь молоко
+ + + +
+ + + + +
+ + + + + +
+ + + + + +

Вывод: ребенок показал средний уровень развития памяти. Это свидетельствует об эффективности коррекционной работы проводимой с ним.

Методика на память.

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача практикума — углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в психологические психодиагностические исследования. Его целевое назначение — самосовершенствование и самовоспитание будущих учителей как профессионалов.

В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основных свойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.

    Познавательные процессы.

    Высшие познавательные процессы и процессы целеобразования.

    Эмоционально-волевые процессы.

    Индивидуально-типологические особенности личности.

Каждый раздел предваряется кратким описанием основных психических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике.

Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны, и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогический деятельности, — с другой, то особое внимание в нем отведено четкости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности:

    предназначение методики и цель исследования;

    материал и оборудование;

    процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции;

    обработка результатов;

    анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованию результатов с целью самосовершенствования испытуемого.

Учебная работа студентов с методиками предполагает изучение теоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций, учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедурой исследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведению диагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить к проведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет о работе вместе с выводами и рекомендациями.

Так как предлагаемые практикумом методики имеют психодиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками. Эти требования таковы.

Специалисту — пользователю методики вменяется в обязанность:

    Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.

    Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.

    Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

    Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

    Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-не психологами.

    Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

    Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.

Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, что основная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать о психологических качествах человека и применять знания в целях совершенствования личности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчет о проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировал процесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдением выполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогал решить возникшие проблемы психологической этики.

Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторять исследования через определенные промежутки времени.

РАЗДЕЛ I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Важнейшей функцией психической деятельности является ориентировка. В той или иной степени ее выполняют и обеспечивают не только все психические процессы, но и свойства личности. Однако максимальная нагрузка при этом падает на познавательные процессы: ощущение, восприятие и непосредственно связанные с ними память и внимание.

Ощущения и восприятия относятся к элементарным познавательным процессам, но эта традиционная их характеристика справедлива только при сравнении их с понятийным или гипотетико-теоретическим мышлением. Ощущения и восприятия являются регуляторами жизнедеятельности индивида в ответ на раздражители, которые действуют в настоящий момент, а память - воспроизводит то, что было в прошлом опыте. И результаты и сами эти процессы могут у человека стать осознанными или же протекать бессознательно, но их неизменной функцией остается ориентировка в состоянии организма и сигнализация об отношениях человека с миром, на основе его отражения.

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ

Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

Экспериментально возможно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Г.Т.Фехнер назвал такую минимальную интенсивность раздражителя абсолютным порогом чувствительности.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой, зависящей не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. А качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слухо-вые ощущения - это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.

При измерении чувствительности нужно принимать в расчет возможности адаптации, то есть приспособления, сенсибилизации как изменения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и синестезии, которая представляет собой возникающие под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерные для другого.

Ощущения развиваются в онтогенезе и могут улучшаться под влиянием специальных упражнений. Они подвержены воздействиям условий жизни и трудовой деятельности человека.

Ощущение как элементарный психический процесс при вхождении в более сложное восприятие видоизменяется. При выполнении человеком разнообразной деятельности отделить ощущение от восприятия крайне трудно. Но для того, чтобы установить отличие этих процессов, в практикуме предлагается задание, связанное с изучением тактильных ощущений и адекватности выполнения ими задач отражения объективной действительности является практика, активность, деятельность субъекта. Для исследования адекватных соответствующим органам чувств ощущений отобраны задания определения абсолютного порога зрительных ощущений, позволяющие испытуемому сориентироваться в состоянии работы собственных глаз, и измерения абсолютного порога мышечно-суставных ощущений.

Задание 1 Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека

Цель исследования:

установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Материал и оборудование:

набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Процедура исследования

Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

Задача первой серии:

установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии:

"Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух"

Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них - 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии:

установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою,

Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию.

Инструкция испытуемому во второй серии:

"Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке.

По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Испытуемый: Экспериментатор:

ДатаВремя

Словесный отчет

в первой серии

во второй серии

Примечание

Булавка Ватка

Цель обработки результатов - установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в первой и второй сериях будет считаться показателем распознавания "П1" и "П2".

Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: "булавка"), а потом дают словесный отчет о его свойствах.

Тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.п.

Задание 2 Исследование зрительных ощущений

Цель исследования:

определить величину абсолютного нижнего порога зрительного ощущения и дать оценку остроты зрения.

Материал и оборудование:

измерительная рулетка и 5 стандартных плакатов с изображением колец Ландольдта (диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв кольца 1.5 мм; важно, чтобы разрывы колец на плакатах были обращены в разные стороны).

Процедура исследования

Исследовательская группа состоит из экспериментатора испытуемого и протоколиста. В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение, а ее длина - не менее 6,5 м.

В процессе исследования испытуемый, находящийся на расстоянии 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор и протоколист с помощью рулетки определяют расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем - третьего.

Инструкция испытуемому.

"За Вашей спиной на расстоянии 6 м расположен плакат с изображением кольца с разрывом. По моему сигналу повернитесь к нему и определите место разрыва, постепенно приближаясь. Как только увидите разрыв, остановитесь".

В протоколе исследования должно быть зафиксировано самочувствие испытуемого, а также результаты трех попыток. Если результат варьирует в пределах больших, чем метр, то нужно провести еще одно измерение.

Обработка и анализ результатов

Показателем нижнего абсолютного порога зрительного ощущения является средний результат трех серий

Р1, Р2, РЗ - величины расстояний с которых испытуемый определял разрывы в кольце соответствующих опытов.

Чем больше расстояние, с которого испытуемымый увидел направление разрыва, тем ниже, а значит, лучше его абсолютный порог зрительного различения, выше зрительная чувствительность.

Оценка остроты зрения проводится с помощью таблицы.

Если разрыв определен испытуемым с расстояния 5 м, то угол различения равен 1°, а зрение находится в диапазоне средних показателей.

Оценка остроты зрения в баллах

Показатель порога зрительного различения (в см)

200 и менее

Оценки остроты зрения в 1, 2, 3 балла - свидетельство ослабленности зрения. В этом случае помимо обращения к офтальмологу важно, чтобы испытуемый проанализировал состояние собственного здоровья и обратил внимание на режим работы и отдыха, чередование физического и умственного труда.

Задание 3

Исследование мышечно-суставных ощущений

Цель исследования:

определить величину и дать оценку нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.

Материал и оборудование:

разновесы с грузами в граммах. Листки бумаги размером 5 х 5 см и повязка для глаз.

Процедура исследования

Исследование проводится в группе, состоящей из трех человек: экспериментатор, испытуемый, протоколист. В комнате для лабораторных занятий одновременно могут проводить свои исследования несколько групп при условии, что каждая находится на расстоянии не менее 2,5 м от другой.

Испытуемому надевают на глаза повязку, просят вытянуть руки вперед, не напрягая их, ладонями вверх. На ладони лежат листки бумаги, на которые затем экспериментатор кладет разновесы в 4 и 5 г. Задача испытуемого - определить, в какой руке вес тяжелее. Затем последовательно добавляют 1-, 2- и 3-граммовые гири пока испытуемый не сможет определить различие веса. Данный опыт повторяют как минимум три раза. Если руки у испытуемого устанут, то ему нужно дать отдых в течении 1,5 - 3 минут после соответствующего опыта. В каждом опыте руки, на которые накладывают исходные 4 и 5 г, сменяют.

Инструкция испытуемому: "На Ваши ладони будут положены разновесы. С завязанными глазами определите, в какой из Ваших вытянутых рук груз тяжелее".

Обработка и анализ результатов

Показателем кожно-суставной чувствительности в различении массы является средний результат нескольких опытов. Для получения показателя сначала для каждого опыта определяют разницу в весе правой и левой руки, которую определил испытуемый. Затем подсчитывают показатель порога различительной чувствительности по формуле:

Оценку чувствительности в различении веса с помощью данной методики проводят с помощью таблицы:

Чем выше оценочный бал, тем лучше кожно-суставная чувствительность испытуемого.

Тренировки чувствительности к различению веса вырабатывает привычку осознавать собственные ощущения, что со временем приводит к улучшению результатов.

Оценка различительной чувствительности веса

Оценка в баллах

Различаемая величина (в г) Пк

8,0 и более

ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.

Задание 4 Исследование наблюдательности

Цель исследования:

установить уровень развития наблюдательности.

Материал и оборудование:

две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем. кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из. картинок по сравнению с другой; кроме картинок нужна бумага для записи,ручка и секундомер.

Процедура исследования

В исследовании наблюдательности может принимать участие один испытуемый или группа при условии, что картинки достаточных для зрительного восприятия размеров и их можно вывесить на доске или стене.

Обе картинки предъявляются испытуемым одновременно в течение 60 с, то есть 1 мин.

Инструкция испытуемому.

"Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала "Стоп!" картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!"

После экспонирования картинок и записи найденных отличий испытуемого просят дать отчет. Из самоотчета нужно узнать, хорошо ли было видно детали картинок, удовлетворен ли испытуемый результатами своей наблюдательности.

Обработка и анализ результатов

Цель обработки результатов - получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.

Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 - 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 - то наблюдательность испытуемого плохая или слабая.

Наблюдательность поддается развитию, для этого ее нужно тренировать. Можно разработать программу развития, подобрав специальные упражнения для улучшения наблюдательности. Главным моментом в таких упражнениях должно стать решение задач нахождения как можно больше признаков предметов, явлений после их кратковременного восприятия.

Задание 5 Исследование восприятия времени

Цель исследования:

определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.


Оборудование:

секундомер и таблица-протокол исследования.

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Инструкция испытуемому:

"Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом "Стоп!" определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу".

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы "С" в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе "А".

Таблица-протокол исследования восприятия коротких промежутков времени:

Интервал оценки времени "С"

Фактическое время "А"

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

Коэффициент точности оценки времени;

Фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;

Временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% - то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% - 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение - один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Задание 6Исследование познавательного контроля при восприятии

Цель исследования:

определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.

Материал и оборудование:

три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей - написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово "красный" написано желтыми чернилами, слово "синий" - зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую

инструкцию:

"Как можно быстрее прочитайте слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!"

После команды "Начали!" экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым.

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту:

"Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!"

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте.

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта.

Инструкция испытуемому к третьему опыту.

"Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!"

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова.

Обработка результатов

Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:

где Т3 и T2 - показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

Анализ результатов

Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.

Познавательный контроль, актуализирующийся в данном исследовании, необходим для преодоления интерференции зрительного восприятия первого опыта, в котором испытуемый читал слова, и второго опыта, в котором он называл цвет звездочек. Чем больше разница времени выполнения испытуемым третьего и второго опытов (П), тем больше интерференция. Следовательно, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель "П" к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.

Величина показателя познавательного контроля зависит от времени выполнения опытов. Если испытуемый не был в состоянии готовности по команде "Начали!" выполнять задание второго опыта по инструкции, то показатель "П" может быть близким к нулю, в случае такой готовности в третьем опыте. Наконец, если П оказывается со знаком минус, то есть время третьей серии (Т3) меньше времени выполнения второго опыта (T2), это означает, что испытуемый не придерживался указаний экспериментатора называть цвет звездочек "как можно быстрее". В этом случае исследование нужно повторить.

Дополнительным способом, позволяющим установить причину "отклонения" показателя в минусовую сторону, может стать сравнение времени выполнения испытуемым первого и второго опытов.

Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия. При обнаружении ригидности нужно исследовать свойства мышления и разработать комплекс развивающих упражнений, позволяющих изменить когнитивный стиль личности.

ТЕМА 3. ПАМЯТЬ

Память человека - это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

Определение и виды восприятия

Теперь рассмотрим основные нарушения восприятия. Но сначала определимся, чем же восприятие отличается от ощущений. Восприятие основывается на ощущениях, возникает из них, но обладает определенными особенностями.

Общим для ощущений и восприятия является то, что они начинают функционировать лишь при непосредственном воздействии раздражения на органы чувств.

Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а является качественно новой ступенью познания.

Основными принципами восприятия предметов считаются следующие.

1. Принцип близости (чем ближе друг к другу в зрительном поле располагаются элементы, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ).

2. Принцип сходства (похожие элементы стремятся к объединению).

3. Принцип «естественного продолжения» (элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, контуры и формы).

4. Принцип замкнутости (элементы зрительного поля имеют тенденцию к созданию замкнутого целостного изображения).

Вышеперечисленными принципами обусловлены основные свойства восприятия:

1) предметность – способность воспринимать мир в виде отделенных предметов, обладающих определенными свойствами;

2) целостность – способность мысленно достраивать воспринимаемый предмет до целостной формы, если он представлен неполным набором элементов;

3) константность – способность воспринимать предметы постоянными по форме, цвету, консистенции и величине независимо от условий восприятия;

Основные виды восприятия выделяются в зависимости от органа чувств (как и ощущения):

1) зрительные;

2) слуховые;

3) вкусовые;

4) осязательные;

5) обонятельные.

Одним из наиболее значимых видов восприятия в клинической психологии является восприятие человеком времени (оно может значительно изменяться под влиянием различных заболеваний). Большое значение придается также нарушениям восприятия собственного тела и его частей.

Основные нарушения восприятия

К основным нарушениям восприятия относят:

1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.

По характеру возникновения выделяют три вида иллюзий:

1) физические;

2) физиологические;

3) психические.

2. Галлюцинации – нарушения восприятия, возникающие без наличия реального объекта и сопровождающиеся уверенностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует.

Зрительные и слуховые галлюцинации обычно делят на две группы:

1. Простые. К ним относятся:

а) фотопсии – восприятия ярких вспышек света, кругов, звездочек;

б) акоазмы – восприятия звуков, шума, треска, свиста, плача.

2. Сложные. К ним относят например слуховые галлюцинации, которые имеют вид членораздельной фразовой речи и носят, как правило, приказывающий или угрожающий характер.

3. Эйдетизм – расстройство восприятия, при котором след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе остается в форме четкого и яркого образа.

4. Деперсонализацией называется искаженное восприятие как собственной личности в целом, так и отдельных качеств и частей тела. Исходя из этого, выделяют два вида деперсонализации:

1) парциальную (нарушение восприятия отдельных частей тела); 2) тотальную (нарушение восприятия всего тела).

5. Дереализация – это искаженное восприятие окружающего мира. В качестве примера дереализации можно привести симптом «уже виденного» (de ja vu).

6. Агнозиями называют нарушения узнавания предметов, а также частей собственного тела, но при этом сохраняется сознание и самосознание.

Выделяют следующие виды агнозий:

1. Зрительные агнозии – расстройства узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения. Делятся на:

а) предметную агнозию;

б) агнозию на цвета и шрифты;

в) оптико-пространственную агнозию (больные не могут передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше – ближе, больше – меньше, выше – ниже и т. д.).

2. Слуховые агнозии – нарушение способности различать звуки речи при отсутствии нарушений слуха;

3. Тактильные агнозии – расстройства, характеризующиеся неузнаванием предметов путем их ощупывания при сохранности тактильной чувствительности.

Стресс. Кризис

Понятие стресса было введено канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье. Стрессом является стандартный ответ организма на любой фактор, который воздействует на него извне. Характеризуется аффектами – выраженными эмоциональными переживаниями.

Стресс может носить различный характер:

1) дистресс носит негативный характер;

2) эустресс носит позитивный и мобилизующий характер.

Г. Селье выделил две реакции на вредные воздействия внешней среды:

1. Специфическая – определенное заболевание со специфической симптоматикой.

2. Неспецифическая (проявляется в общем адаптационном синдроме).

Неспецифическая реакция состоит из трех фаз:

1) реакция тревоги (под влиянием стрессовой ситуации организм меняет свои характеристики; если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе);

2) реакция сопротивления (если действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется; тревога почти исчезает, уровень сопротивляемости организма значительно повышается);

3) реакция истощения (если стрессор действует длительное время, силы организма постепенно истощаются; вновь появляется тревога, но теперь уже необратимая; наступает стадия дистресса).

Концепция кризисов зародилась и развивалась в США. Согласно этой концепции «риск возникновения психических расстройств достигает наивысшей точки и материализуется в определенной кризисной ситуации».

«Кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких»1 .

Выделяют следующие виды кризисов:

1) кризисы развития (например, поступление ребенка в детский сад, школу, вступление в брак, уход на пенсию и т. д.);

2) случайные кризисы (например, безработица, стихийное бедствие и т. д.);

3) типовые кризисы (например, смерть близкого человека, появление в семье ребенка и т. д.).

Фрустрация. Страх

«Фрустрация (англ. frustration – „расстройство, срыв планов, крушение“) – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые».

Для состояния фрустрации характерны следующие признаки:

1) наличие мотива;

2) наличие потребности;

3) наличие цели;

4) наличие первоначального плана действия;

5) наличие сопротивления препятствию, которое является фрустрирующим (сопротивление может быть пассивным и активным, внешним и внутренним).

В ситуациях фрустрации человек ведет себя либо как инфантильная, или как зрелая личность. Инфантильная личность в случае фрустрации характеризуется неконструктивным поведением, которое выражает в агрессии или в уходе от разрешения сложной ситуации.

Зрелой личности, напротив, свойственно конструктивное поведение, которое проявляется в том, что человек усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель.

Наиболее частым симптомом нарушения эмоциональной сферы считается страх. Однако страхи могут являться адекватной мобилизующей реакцией на реальную угрозу. Многие люди даже не подозревают о наличии у них какой-либо разновидности страха до тех пор, пока не столкнутся с соответствующей ситуацией.

Для оценки степени патологичности страхов используют следующие параметры.

1. Адекватность (обоснованность) – соответствие интенсивности страха степени реальной опасности, которая исходит из данной ситуации или от окружающих людей.

2. Интенсивность – степень дезорганизации деятельности и самочувствия человека, охваченного чувством страха.

3. Длительность – продолжительность страха по времени.

4. Степень контролируемости чувства страха человеком – способность преодолевать собственное чувство страха.

Фобия – это страх, который переживается часто, является навязчивым, плохо контролируется и в значительной степени нарушает деятельность и самочувствие человека.

Наиболее распространенными видами фобий являются:

1) агорафобия – боязнь открытых пространств;

2) клаустрофобия – страх закрытых помещений. Достаточно распространенным явлением являются социофобии – навязчивые страхи, которые связаны с опасением осуждения человека со стороны окружающих за какие-либо действия.

Нарушения волевой сферы

Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации. Мотивация – это процесс целенаправленной организованной устойчивой деятельности (основная цель – удовлетворение потребностей).

Мотивы и потребности выражаются в желаниях и намерениях. Побудителем познавательной деятельности человека может быть и интерес, который играет наиболее важную роль в приобретении новых знаний.

Мотивация и активность тесно связаны с двигательными процессами, поэтому волевая сфера иногда обозначается как двигательно-волевая.

К расстройствам волевой деятельности относятся:

1) нарушение структуры иерархии мотивов – отклонение формирования иерархии мотивов от естественных и возрастных особенностей человека;

2) парабулия – формирование патологических потребностей и мотивов;

3) гипербулия – нарушение поведения в виде двигательной расторможенности (возбуждения);

4) гипобулия – нарушение поведения в виде двигательной заторможенности (ступора).

Одним из наиболее ярких клинических синдромов дви-гательно-волевой сферы является кататонический синдром, который включает в себя следующие симптомы:

1) стереотипии – частое ритмичное повторение одних и тех же движений;

2) импульсивные действия – внезапные, бессмысленные и нелепые двигательные акты без достаточной критической оценки;

3) негативизм – беспричинное отрицательное отношение к любым воздействиям извне в виде сопротивления и отказа;

4) эхолалия и эхопраксия – повторение больным отдельных слов или действий, которые он слышит или видит в данный момент; 5) каталепсия (симптом «восковой гибкости») – застывание больного в одной позе и сохранение этой позы в течение длительного времени. Особыми разновидностями нарушений воли являются следующие патологические симптомы:

1) симптом аутизма;

2) симптом автоматизмов.

Симптом аутизма проявляется в том, что больные утрачивают потребность общаться с окружающими. У них формируется патологическая замкнутость, нелюдимость и отгороженность.

Автоматизмы – это самопроизвольное и неконтролируемое осуществление ряда функций независимо от наличия побудительных импульсов извне. Выделяют следующие виды автоматизмов.

1. Амбулаторный(встречается у больных эпилепсией и заключается в том, что больной совершает внешне упорядоченные и целенаправленные действия, о которых после эпилептического припадка полностью забывает).

2. Сомнамбулический (больной находится либо в гипнотическом трансе, либо в состоянии между сном и бодрствованием).

3. Ассоциативный.

4. Сенестопатический.

5. Кинестетический.

Последние три разновидности автоматизмов наблюдаются при синдроме психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Ощущения - основа знаний об окружающем мире. В.К.Гайда: Ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее у человека при их непосредственном воздействии на его органы чувств.

Ощущения возникают в результате преобразования специфической энергии раздражителей в энергию нервных процессов организма. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, стимулируемый действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор. Ощущение имеет рефлекторный характер.

Аффективные системы отображают как внешний мир, так и собственное тело.

Экспериментально можно установить минимальную интенсивность любого раздражителя. Абсолютный порог по Фехнеру - и есть минимальная интенсивность раздражителя.

E - чувствительность, RL - абсолютный порог.

Кроме наличия/отсутствия раздражителя человек может определить силу и качество.

DL - разностный порог (минимальное различие между интенсивностями).

Ed=1/DL, где Ed - разностная чувствительность.

Э.Вебер: dR/R=const, где

dR - величина минимального добавочного раздражителя, R - первоначальная величина стимула.

Фехнер: Ed=c*log r, где

c - константа перехода от ln к lg, r=R/RL.

Психофизический закон: величина ощущения пропорциональна не абсолютному значению стимула, а логарифму величины стимула, если эта последняя выражена через свою пороговую величину.

RL и DL меняются, особенно вследствие адаптации органа чувств, анализатора.

RL и DL измеряются с помощью следующих методов: метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод средней ошибки.

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

Исследование восприятия проводится:

1) клиническими методами;

2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:

1) исследования тактильной и болевой чувствительности;

2) исследование температурной чувствительности;

3) исследование расстройств органов слуха и зрения.

4) исследование порогов слуховой чувствительности, восприятия речи.

Экспериментально-психологические методы обычно применяются для исследования более сложных слуховых и зрительных функций. Так, Е. Ф. Бажиным был предложен комплекс методик, который включает:

1) методики для исследования простых сторон деятельности анализаторов;

2) методики для исследования более сложной комплексной деятельности.

Также применяются следующие методики:

1) методика «Классификация предметов» – для выявления зрительной агнозии;

2) таблицы Поппельрейтера, которые представляют собой изображения, наложенные друг на друга, и которые нужны для выявления зрительной агнозии;

3) таблицы Равена – для исследования зрительного восприятия;

4) таблицы, предложенные М. Ф. Лукьяновой (движущиеся квадраты, волнистый фон), – для исследования сенсорной возбудимости (при органических нарушениях головного мозга);

5) тахистоскопический метод (идентификация прослушиваемых магнитофонных записей с различными звуками: звон стекла, журчание воды, шепот, свист и т. д.) – для исследования слухового восприятия.

1. Анестезия, или утрата чувствительности, может захватывать как отдельные виды чувствительности (парциальная анестезия), так и все виды чувствительности (тотальная анестезия).

2. Довольно часто встречается так называемая истерическая анестезия – исчезновение чувствительности у больных с истерическими невротическими расстройствами (например, истерическая глухота).

3. Гиперестезия обычно захватывает все сферы (наиболее часто встречаются зрительная и акустическая). Например, такие больные не переносят звук обычной громкости или не очень яркий свет.

4. При гипоэстезии больной как бы нечетко воспринимает окружающий мир (например, при зрительной гипоэстезии предметы для него лишены красок, выглядят бесформенно и расплывчато).

5. При парестезииу больных отмечаются тревожность и суетливость, а также повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с постельным бельем, одеждой и т. д.

Разновидностью парестезии является сенестопа-тия – появление довольно нелепых неприятных ощущений в различных частях тела (например, чувство «переливания» внутри органов). Такие нарушения обычно возникают при шизофрении.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги СК-метод развития человека автора Кандыба Виктор Михайлович

РАЗВИТИЕ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 61. Цель – развитие мозговых механизмов управления вкусовыми ощущениями, а) Войдите в СК и сосредоточьте внимание на кончике языка, прижатого к нёбу; признаки правильной концентрации – увеличение слюноотделения, слюна

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ СК – упражнение 62. Цель – развитие мозговых механизмов управления обонятельными ощущениями.1) Надо войти в СК и кончиками пальцев несильно выполнить нажатие на точки вокруг носа (см. рис. 1), под основанием носа, между и над бровями. Затем

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

27. Основные нарушения восприятия К основным нарушениям восприятия относят:1. Иллюзии – это искаженное восприятие реального объекта. Например, иллюзии могут быть слуховыми, зрительными, обонятельными и т. д.По характеру возникновения выделяют три вида

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

45 ИЗУЧЕНИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ Ощущения – отражение свойств предметов объективного мира, которое возникает при их непосредственном воздействии на рецепторы.В рефлекторной концепции И. П. Павлова и И. М. Сеченова были проведены разнообразные исследования, показавшие,

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного

автора Войтина Юлия Михайловна

Измерение ощущений Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Мир ощущений младенца Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, при­носящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Классификация ощущений Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§10. Виды ощущений Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и

Из книги автора

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

Из книги автора

Из книги автора

35. Виды ощущений Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.2. По расположению рецепторов на

Из книги автора

36. Закономерности ощущений К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может