Как звали одного из учеников христа. Двенадцать апостолов Христа: имена и деяния

Мф. X, 1-4: 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Мк. III, 13-19: 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Лк. VI, 12-16: 12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971).
По книге «Закон Божий», 1957.

Избрание апостолов

(Мф. X, 2-14; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16; VIII, 1-3)

Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.

Имена двенадцати апостолов следующие:

1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.

2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.

3. Иаков Зеведеев.

4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.

5. Филипп.

6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.

7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.

8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.

9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.

10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.

11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.

12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.

Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов: Марка, Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь.

Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: «Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего».

Он же сказал им: «не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном.

Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

6. Избрание двенадцати Апостолов

(Мф. X, 2-4; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16)

Пробыв всю ночь в молитве, несомненно об утверждении основываемой Им Церкви, на горе, по мнению древних, на Фаворе, Господь призвал учеников Своих и избрал из них 12, чтобы они постоянно были при Нем и могли потом свидетельствовать о Нем. Это были как бы начальники новых будущих 12 колен Нового Израиля. Число 12 имеет в Священном Писании знаменательное значение, как произведение 3 и 4: Три – вечное несозданное Существо Божие, четыре – число мира – 4 страны света. Число 12 обозначает проникновение человеческого и мирового Божественным. Три первых Евангелиста и кн. Деяний дают нам список имен 12 Апостолов. В этом списке замечательно то, что Апостолы разделены везде на три группы по 4 человека в каждой, причем во главе каждой группы стоят одни и те имена и в составе каждой группы одни и те же лица. Имена Апостолов следующие: 1) Симон-Петр, 2) Андрей, 3) Иаков, 4) Иоанн, 5) Филипп, б) Варфоломей, 7) Фома, 8) Матфей, 9) Иаков Алфеев, 10) Леввей или Фаддей, как называли Иуду Иаковлева, 11) Симон Кананит или Зилот и 12) Иуда Искариотский. Варфоломей это тот же, кого Ев. Иоанн называет Нафанаилом: Кананит это перевод на евр. яз. греческого слова «Зилот», что значит: «ревнитель». Так называлась еврейская партия, ревновавшая о независимости еврейского государства. Слово «Искариот» считают составленным из двух слов: «Иш» – муж и «Кариот» – название города. Самое слово «Апостол» в переводе с греческого значит «посланник», что соответствовало назначению избранных быть посланными на проповедь. Для большего успеха их проповеди Господь облек их властью исцелять болезни и изгонять бесов.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Избрание Апостолов

(Мк. 3:13-19; Лк. 6:12-16, Мф. 101-4)

После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей - 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний (1:13) следующие: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн - сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя.

1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых (Мф. 19:28; Лк. 22:30)=Апок. 21:12,14). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу (Евр. 3:1).

2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки (Лк. 6:13-16; Деян. 1:13), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгаго различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (=Аврам - Авраам, Иаков - Израиль, Исав - Едом, Соломон - Иеддеди и прочее).

3. При этом можно заметить, что во всех стихах Апостолов прежде вписываются те семь учеников, призвание которых описано в Евангелиях. Только Матфей почему-то ставит Фому прежде себя, хотя о призвании Фомы нигде не говорится.

4. При ближайшем разсмотрении списков Апостолов можем отметить следующее:

а) Симон, сын Ионы, из Вифсаиды Галилейской, прозван от Иисуса Петром, или Кифой (по-Сирски), что значит камень. В списке Апостолов он стоит всегда первым: но это не давало ему первенства чести и власти над другими Апостолами. Он был в таком же отношении ко всем Апостолам, в каком каждый из них к своим последующим.

б) Брат его Андрей, сначала бывший учеником Предтечи, называется Первозванным, как первый призванный Иисусом Христом к последованию (Ин. 1:41).

в) Иаков и Иоанн, сыны громовы - воанергес (по-Сирски, Мк. 3:17), пользовались особенною любовию Иисуса Христа и вместе с Петром были в числе ближайших Его учеников и сотрудников, в важнейших случаях Его жизни. Название сынов грома они получили, вероятно, за свою ревность (Лк. 9:54), Мать их Саломия, по преданию, была дочь Иосифа Обручника, и следовательно сестра Иисуса Христа по плоти; кажется, она также была спутницею Иисуса Христа. По крайней мере, она является при погребении Его. И прежде ещё она просит Иисуса Христа о посаждении сынов ея по обе стороны Его Престола во время открытия Его царства. Иоанн называет себя любимым учеником Иисуса Христа, он возлежал на Его груди на последней вечери и, стоя при Кресте, был усыновлён Матери Божией.

г) Из других Апостолов обращает ещё внимание Иаков Алфеев или малый, котораго многие смешивают с Иаковом, братом Господним, хотя тот никогда не считался в числе 12-ти и, по преданию, был сын не Алфея или Клеопы, а Иосифа Обручника от первой жены. Прозвание его малый или младший дано ему в отличие от Иакова Зеведеева.

д) Иуда, по всей вероятности, сын какого-нибудь Иакова, а не брат Иакова Алфеева. Другие имена Иуды - Фаддей и Леввей - считают первое Халдейским, другое - Иудейским.

е) О Симоне замечено, что он прозывался Кананит, может бытъ - Хананеянин, вернее же - житель Каны; другое прозвание его Зилот есть, вероятно, перевод имени Кананит, то есть ревнитель. В последнюю войну Иудейскую была известна партия Зилотов - но едва ли она существовала во времена Иисуса Христа.

ё) Иуда Искариот (по-Иудейски ишкариот), муж из Кариота, небольшого города в колене Иудином (Нав. 15:25, по Русскому тексту-Кириаф, по-Славянски град). Но некоторые производят название Искариота от Сирскаго слова скариута, которое означает мужа, или хранителя шкатулки, казначея, на что указывает и Евангелист Иоанн (12:6; 13:29).

5. Разсматривая списки Апостолов и обращая внимание на указания мест происхождения их, мы можем заметить, что все они - за исключением Иуды предателя - были Галилеяне, жители презренной у Иудеев страны, как бы в доказательство того, что буяя мира избра Бог, да премудрых посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая и худородная мира и уничиженная избра Бог и не сущая, да сущая упразднит (1 Кор. 1:27,28). Иуда Искариот был один из Иудеи - из того племени, которое более всех гордилось чистотою крови, хотя ещё пророк Даниил говорил, что даже старейшины среди них не Иудеи, но сыны Хамовы (13:56; Иез. 13:3,46) - и чуждалось всякаго общения с язычниками Самарянами и даже Галилеянами.

И он же сделался предателем своего Учителя - являясь, таким образом, и по имени и по отношениям своим к Иисусу представителем своего народа, который предал на смерть своего Мессию и за то отвержен Богом.

6. Иисус избирает 12-ть Апостолов не тотчас после вступления их в общество Его, а после целаго года последования их за Ним и испытания их расположенности, а следовательно, после того, как у них самих созрела решимость идти за Галилейским Учителем и разделять с Ним Его труды и опасности. Правда, они и по избрании в число 12-ти ещё долго не могли отрешиться от свойственных их народу предрассудков и обманчивых чаяний относительно царства Мессии; но под влиянием учения Христова и при виде всё более и более усиливающейся вражды вождей народа к Иисусу, они мало-помалу свыкались с мыслью о возможности предсказываемой Им смерти и готовились разделить с Ним Его участь (Ин. 11:16; Мф. 26:35; Мк. 14:31).

Ближайшее знакомство с характером избранных Иисусом Апостолов показывает, что каждый из них отличался какою-нибудь особенною чертою добродетели, необходимою для будущаго проповедника и соработника Христу в созидаемой Им на Земле Церкви. Так, Пётр отличался твёрдостью веры; Иаков ревностию и горячностию, как можно видеть из того, что он с братом своим Иоанном
назван сыном грома и первый из 12-ти пострадал мученически (Деян. 12:2).

Иоанн, кроме горячности, отличался особенно нежною любовно к своему Учителю и глубокою проницательности в тайны Царствия Божия. Варфоломей (Нафанаил) - простосердечием, Филипп дружелюбием, Матфей безкорыстием и кротостию; Фома - благоразумною осторожностью; Андрей — как и брат его Пётр - отличался твёрдостию и мужеством, почему - вероятно - и прежнее имя его оставлено за ним без перемены (Андрей - значит мужественный).

К сожалению, ни Евангелия, ни предания не сохранили нам подробных и полных сведений о жизни и деятельности других Апостолов; но несомненно, что все они, кроме Иуды Искариотскаго, отличались ревностию в деле распространения проповеди, преданностию и послушанием своему Учителю и самоотвержением. Эти черты их характера были известны Иисусу и послужили для Него главнейшим побуждением к избранию их в число Своих ближайших учеников и друзей.

7. Избрание Иуды в число 12-ти Апостолов показывало, что в этом ученике было много хороших качеств, которые делали его достойным лика Апостольскаго: он не оставлял Иисуса даже в то время, когда многие, соблазняясь учением Его, ушли от Него (Ин. 6:66); он разделял со своим Учителем нужды и лишения (Мф. 19:27); он вместе с другими был посылаем на проповедь во Израиле и удостоен дара исцеления и изгнания бесов (Мф. 10:5,8). К сожалению, добрые качества и труды сего Апостола помрачены были и уничтожены страстью сребролюбия, которая привела его к совершенной гибели. Этою именно страстью, а не каким-то тайным антагонизмом между ним, как Иудеем и прочими Апостолами - как Галилеянами - объясняет Евангелист Иоанн то, почему Иуда сделался предателем Иисуса (Ин. 12:6).

8. Предвидел ли Иисус Христос предательство Иуды? И если предвидел, то почему избрал его в число Апостолов? Евангелисты не оставляют сомнения в том, что Иисус не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:25), и потому часто проникал в сердца и помышления Своих слушателей - и тем более мог постигать склонности ближайших учеников Своих и предвидеть их действия (Мф. 26:31-35).

Само избрание Апостолов сделано Иисусом уже во второй год Его служения - то есть после того, как ученики Его достаточно ознакомились с учением Его и были подготовлены к делу, для котораго избирались - и сделано было после продолжительной и без сомнения горячей молитвы Богочеловека к Отцу Небесному.

Если же, при всём том, в лик Апостолов включён был и сын погибели, то, как догадываются некоторые, сие было попущено было Отцом Небесным, по особому некоему смотрению, чтобы тот крест Голгофский, который суждено было Ему некогда понести, не оставлял Его всю жизнь и был перед очами Его в лице одного из ближайших учеников и спутников Его.

Присутствие сего ученика вблизи Богочеловека должно было исторгать из любящаго сердца Его болезненные вопли к Отцу Небесному и о том, чтобы мимо прошла чаша страданий, ожидающих Его, и о спасении сына погибельнаго (Ин. 17:12); присутствие Иуды при Иисусе было как бы обоюдоострым оружием, которое проникало в сердце Иисуса и возмущало радости Его, испытываемыя им от веры учеников и обращения грешников.

(54 голоса : 4.2 из 5 )
  • свящ. Константин Пархоменко
  • архиепископ
  • Таблица:
  • Таблица:
  • Тест:

Апо́столы (от греч. ἀπόστολος - посланник, посол) – ближайшие ученики Господа , избранные Им и посланные для благовестия о и устроения .

Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:

Андрей (греч. андреас , «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
Симон (евр. шимон – «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой ().
Симон Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос , что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино ().
Иаков (от евр. глагола акав – «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
Иаков младший , сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
(Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим) .
Иоанн (греч. форма Иоаннес от евр. имени Иоханан , «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
Филипп (греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
Варфоломей (с арам. сын Талмая ) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства ().
Фома (арам. Тома , в греческом переводе Дидим , что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
Матфей (греч. форма др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
Иуда (евр. Йехуда , «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
– И предавший Спасителя Иуда Искариот (прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.

К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.

Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V–VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.

Слово апостол с греческого языка переводится как посланник или посол. Применительно к христианской вере такой человек выступает как посол новой веры. Наиболее известными являются 12 апостолов Иисуса Христа, имена которых прославились в веках и особо почитаются.

Иногда люди могут путать, сколько апостолов было у Иисуса Христа, так как существует несколько рангов, которые относятся к этому званию:

  • два первоверховных – Петр и Павел, они обладают особым значением для христианской церкви;
  • 12 апостолов Христа – самые приближенные ученики, именно они изображаются на Тайной Вечере и чаще всего ассоциируются с этим словом ;
  • от семидесяти – тоже посланники в количестве 70 человек, которые занимались проповедью христианства в 1–2 веках новой эры, в отличие от 12 они путешествовали парами, имеют не меньшее значение для распространения веры, но они не были одарены Святым Духом в день Пятидесятницы, поэтому не могли обладать чудесными возможностями, присущими 12.

Нужно сказать про Павла, который не входит в число 12. Далее перечислим имена 12 апостолов Иисуса и рассмотрим значение каждого из них.

Имена святых апостолов

Каждый из апостолов Иисуса Христа получил соответствующую миссию и назначение в определенный регион. Именно там они проповедовали, путешествовали и обращали людей в веру Нового Завета. Соответственно, нередко тот или иной ученик Христа почитается именно в том регионе, где проповедовал.

  • Андрей Первозванный. Получил назначение в Малую Азию, также побывал в Крыму и на территории современного Киева, где оставил пророчество о великом городе. Путешествовал по территории нынешней Руси, поэтому особо почитается в нашей стране. Многие знают об Андреевском флаге, который представляет собой две пересекающиеся диагонально черты. Этот символ появился в связи с Андреем, который был распят именно на кресте из двух диагональных балок.
  • Варфоломей. Был одним из первых учеников Спасителя, привез Евангелие на территорию Индии. Путешествовал по Малой Азии, в Армении, где был сначала распят вниз головой, а потом с него сняли кожу.
  • Иоанн. Единственный из всех, который умер своей смертью, хотя этот факт не делает его подвиг менее значимым. Ведь именно он не только оставил одно из Евангелий, но и стал автором Откровения, мистического и загадочного – основы христианского эсхатологического учения о конце времен. Кстати, в доме родителей Иоанна обитала после Воскресения Христа и Богородица. Там же в Эфесе почил и сам последователь Спасителя.
  • Иаков Алфеев. До принятия своего подвижнического подвига был сборщиком податей. Однако после того как примкнул ко Христу, начал ученичество, а потом и проповедь, по одной из версий в итоге был побит камнями, по другой версии был распят во время путешествия в Египет.
  • Иаков Заведеев. Проповедовал на территории Испании, а погиб от меча на территории Иерусалима по приказанию царя Ирода, который устраивал активные гонения на ранних христиан. Также иногда носит имя Иакова Старшего, является первым мучеником за веру во Христа, только его гибель описывается в каноническом тексте Нового Завета.
  • Иуда Фаддей. Путешествовал по территории Ближнего Востока, был распят, его не следует путать с Иудой Искариотом.

  • Матфей, или Левий. Тоже до собственной подвижнической деятельности был сборщиком податей (этот факт упоминается как примечательный, так как мытари тогда, собственно, равно как сейчас, не пользовались особым почетом в обществе и в большей степени считались вредителями и отрицательными людьми), но потом принял апостольский подвиг.
  • Петр. Относится к числу первоверховных, почитается особым образом. Не только принял мученичество, но и сам просил распять себя кверху ногами, так как посчитал недостойным себя получить уход из земного мира идентичный тому, которым ушел Христос.
  • Филипп. Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса как на Агнца Божьего.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Египта и Ближнего Востока. Также распространял учение в Абхазии, где принял распятие на кресте.
  • Фома. Тот самый, который продолжал не верить в Воскресение до того, как не увидел сам Воскресшего Спасителя. Проповедовал на территории Персии и Индии, где был пронзен копьями.
  • Матфий. Был взят для того, чтобы войти в число 12 и сменить собою Иуду Искариота. Проповедовал на территории Македонии, Колхиды и Иудеи, где был в лучших традициях общения между язычниками и апостолами побит камнями.

В этот список не включают Иуду Искариота, который, как известно, совершил предательство, ведь именно он указал на Христа властям и стал причиной Его взятия под стражу. Изначально он присутствовал в числе ближайших учеников, но, как не трудно догадаться, в итоге был исключен, то есть апостолом он не является.

Обратите внимание! Для каждого по порядку есть отдельные дни памяти на протяжении всего календарного года. Помимо этого есть дни, которые прославляют всех апостолов. Православному весьма полезно регулярно обращаться к этим святым своей верой и разумением, вдохновляться примером этих ближайших учеников Христа, которые уподобились Ему, приняли мученичество и не отступали от веры.

Таким образом, апостолы Христа были мучениками, и каждый из них принял существенные страдания, прежде чем отойти к Господу. Тем не менее, они были готовы к такому развитию событий, и не только по собственному разумению.

Ведь вполне логично образованные люди могли предположить, как будут к ним относиться язычники и представители иудейства, которые совсем недавно распяли Мессию.

Сам Христос прежде наставлял и говорил про трудную жизнь апостолов, которая предстоит после того, как Сын Человеческий отойдет на Небеса. Он рассказал о том, как трудно будет каждому, и как каждого будут судить, и презирать, и гнать из городов.

Тем не менее, сам Спаситель заповедовал своим ученикам продолжать проповедь и путешествовать по разным городам, для того чтобы разнести благую весть Нового Завета.

Апостол Павел

Уникальной личностью является Павел, который не относился к числу учеников Спасителя в период Его земного пути. Как правило, из апостолов Иисуса Христа выделяют особым образом двух первоверховных: Петра и Павла.

Каждая личность чрезвычайно интересна и, хотя представляют собой гармоничное единство, они также являют собой своеобразные противоположности.

Именно разница личностей этих людей, которые в итоге объединились в вере, указывают на универсальность и объединяющий потенциал христианства, который способен размывать любые формальные различия между людьми.

Имея совершенно разные судьбы, они оба с предельной ясностью в итоге приняли Христа и стали невероятно значимыми Его служителями.

Итак, если кратко рассматривать историю этого человека, следует отметить основные факты, которые указывает Википедия и другие популярные источники:

  • урожденный Саул (Савл) был образованным гражданином Римской империи, представителем фарисейства;
  • после распятия Христа продолжал активную антихристианскую деятельность и однажды отправился в Дамаск, по дороге он ослеп, и ему было видение Христа, который, скажем кратко, провел нечто наподобие воспитательно-образовательной беседы;
  • в итоге Савла все-таки отвели в Дамаск, но слепого, где он встретил святителя Ананию (он был апостолом от семидесяти), который по Божьей милости исцелил Савла;
  • после этого события будущий апостол сам принял крещение и начал активную проповедь;
  • после обращения в христианство кипрского проконсула Сергия Павла он получил свое новое христианское имя Павел, с которым и творил дела земные до окончания своего пути.

Конечно, не совсем корректно говорить, кто из апостолов является более ценным или какой именно главнее и более значим.

В отличие от остальных Павел не присутствовал на дне Пятидесятницы, то есть не получил от Христа даров Святого Духа. Тем не менее, он получил от Иисуса Христа по разумному количеству святых даров, которые сподобили его творить различные чудеса. Павел подобно Христу воскрешал умерших и совершал много других чудес, которые свидетельствовали о его глубокой вере.

Тем не менее, не представляется возможным не указать на невероятную продуктивность Петра, который:

  • создал огромное количество раннехристианских общин;
  • детально разъяснил ущербность иудохристианства и отделил христианство от иудаизма;
  • создал «послания» для разных народов, которые стали частью Евангелия и до сих пор представляют собой основу канонических писаний, благодаря этому его также называют «апостолом язычников», так как он создавал свои послания именно народам, не обращенным в христианство.

Эти заслуги включили Павла в апостолы Иисуса Христа и сделали его особо почитаемым, в ранге первоверховного. Как и остальные, он погиб в мучениях, причем его не распяли как римского гражданина, но обезглавили, до этого он подвергся различным мучениям.

Обратите внимание! Интересным фактом является одновременное распятие Петра с казнью Павла. Именно эти апостолы Христа с особой ревностностью проповедовали новое учение и удивительным образом практически одновременно завершили свой земной путь.

Полезное видео:12 апостолов Иисуса Христа

Вывод

В завершение следует отметить актуальность для православного читать такие книги, как жития апостолов. Они позволяют узнать много интересного из библейской истории, а помимо этого являются вдохновляющим примером. Каждый из учеников Спасителя достоин для подражания православным верующим.

Как звали апостолов Иисуса Христа? Полный список 12 имен апостолов Иисуса Христа по порядку и их житие. Изображение иконы, а также почитание 12 апостолов в православной церкви представлено в данной статье!

Слово «апостол» заимствовано из греческого языка и дословно означает «посланник». Как гласит писание, Иисус Христос тоже являлся апостолом, только Божьим. Но традиция связывает это слово прежде всего с двенадцатью избранными учениками Иисуса .

Икона 12 апостолов Иисуса Христа

Список 12 апостолов Христа

Как звали 12 апостолов Иисуса Христа?

Апостолы Христа

Ученики Христа следовали за ним по всему миру, внимали каждому его слову. Они являлись свидетелями всех чудес, которые он творил. А самое главное — апостолы искренне верили, что Иисус — сын самого Бога.

Двенадцать апостолов

По велению Христа они бросили все: дома, свои занятия, родителей, детей и жен. Следовали за Иисусом всюду: по странам и городам. Переносили вместе с ним все тяготы кочевой жизни. И это не было приказом. Они шли за своим Учителем по доброй воле. Что примечательно, почти все апостолы — выходцы из семей бедняков.

Своим ученикам Иисус завещал нести Благую весть о себе. Именно апостолы начали проповедовать Евангелие по всему миру. Как гласит писание, Господь наделил своих посланников чудодейственной силой. А теперь они находятся на небе. Окружают Бога, восседая на двенадцати престолах.

Ради веры, апостолы положили на алтарь свои жизни. Можно даже сказать, что они принесли свои жизни в жертву вере. Андрея, Петра и Иакова Алфеева распяли на кресте. Павла и Иакова Зеведеева обезглавили. Фому — проткнули копьем. Иоанн Зеведеев умер естественной смертью, но при жизни перенес множество страданий: его держали в заключении, пытались сварить в кипящем масле. Несмотря на то, что они погибли, слово Божье осталось жить в других людях. И их имена живы в писании до сих пор .

Житие апостолов

Апостолы — ближайшие последователи Иисуса. Именно они первыми стали распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении .

1

Петр — не родное имя апостола. До встречи с Христом его называли Симон. Родился он в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера. Его отец — простой бедняк. Занимался рыбной ловлей. По его стопам пошел и Петр.

Оставил все свои дела, и последовал за своим Учителем после того, как Иисус чудесным образом излечил его тещу. Петр стал одним из любимых учеников Христа. Характер апостола — живой и вспыльчивый.

После вознесения Христа, Петр начал проповедовать учения в разных странах. Чудеса, которые он совершал привлекали людей. После контакта с ним мертвые оживали. Немощные и больные выздоравливали и вставали на ноги.


Петра распяли на перевернутом кресте. Последнее он пожелал сам, считая, что не может умереть так же как Христос .

2

Андрей является братом Петра. За то, что он первым последовал за Христом, его назвали Первозванным. Всю свою жизнь он посвятил служению и даже отказался вступить в брак.

Андрей всегда и во всем следовал за Христом. После распятия Иисуса, стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. Согласно писанию, Андрей был преданным Иисусу до самой смерти.

Закончил свою жизнь будучи распятым на косом кресте .

3 Апостол Иоанн Зеведеев

Младший брат Иакова. Его занятие — ловля рыбы. Иоанн является автором четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. За что его назвали Богословом. Именно его Христос попросил позаботиться о Богоматери. После распятия Христа он забрал Марию к себе. Умер естественной смертью, несмотря на многие попытки его убить. Иоанна травили ядом, но чудесным образом он выжил. Вторая казнь для него была — котел с кипящим маслом. Но даже такая страшная смерть его не постигла. После этого, уверившись в том, что апостолу невозможно нанести вред, его отправили в ссылку. Именно там он дожил до конца своих дней.

Смерть Иоанна стала легендой. Почувствовав скорый конец, он позвал с собой на поле семь учеников. Они выкопали Иоанну могилу, в виде креста, в которую он лег, будучи живым. Ученики накрыли лицо апостола и засыпали землей. Через некоторое время, когда другие узнали об этом, могилу раскопали. Но тела там не обнаружили .

4 Апостол Иаков Зеведеев

Так же, как и его брат, Иаков ловил рыбу. Характер описывают как взрывной и порывистый. На страницах писания он появляется только после распятия и вознесения Христа. Он участвовал в устроении первых христианских общин. Назвали его «Старшим», потому что среди учеников было два Иакова. Среди апостолов его казнили первым — погиб от царского меча в 44 году .

5

Родился Филипп в Вифсаиде. Христос призвал его третьим. Иисус часто обращался к апостолу за советами, как распределить малое количество еды на большое количество человек. Как гласит писание, после участия Филиппа в распределении, люди насыщались малым количеством пищи. Распяли его на кресте вниз головой. Сами ученики не хотели быть казненными как их Учитель, считая, что они не достойны такой же смерти .

6 Апостол Варфоломей

Варфоломей родился в Кане Галилейской. Возможно он являлся родственником или близким другом апостола Филиппа. Именно Филипп привел Варфоломея к Иисусу. О нем Христос отзывался, как о человеке, в котором нет лукавства и хитрости. Он один из первых учеников, которых призвал Иисус. В Евангелие упоминается о нем, как о Нафанаиле. Погиб Варфоломей в страшных муках в Армении — с него, когда он был еще живой, ножом срезали кожу .

7

Его называли «Дидим», что в переводе обозначает «близнец». Уж очень он был внешне похож на Христа. Упорный и решительный человек. Его назвали «Неверующим», потому что сначала Фома не поверил в воскрешение Иисуса, пока не увидел его раны. В Иерусалиме Фому Неверующего заключили в темницу, где долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, умер .

8

Автор первого Евангелия. Последовал за Христом прямо во время своей работы — сбора налогов. То есть наживался на своих соотечественниках. После того, как Иисус пришел к нему в дом, Матфей раскаялся. Раздал свое имущество беднякам. Присоединился к апостолам только после кончины Христа. Вместо предавшего Иисуса апостола Иуды. О его жизни практически ничего не известно. Данные о его смерти расходятся. Одни источники говорят, что он сгорел заживо, другие - что умер в мире .

9

Родственник Христа, двоюродный брат по матери. До встречи с Христом был сборщиком податей. Это занятие не считалось престижным, таких людей называли «мытари». Среди учеников был назван «Младшим», чтобы можно было отличать от второго Иакова. Который был старше его почти в два раза. Согласно преданию, его сбросили с крыши, а потом насмерть забили камнями .

10

Согласно преданию, именно он был женихом на той свадьбе, на которой Иисус совершил свое первое чудо — превратил воду в вино. Был достаточно ревностным человеком, по отношению к вере. Благочестиво следовал за Христом. Апостол принял мученическую смерть — был заживо распилен пилой на Кавказе .

11

Выходец из провинции Иудея. Среди апостолов числился казначеем. Выдал Христа за 30 сребреников первосвященникам. Его предательство — сюжет многих произведений искусства .

12 Апостол Иуда Фаддей

Брат Иакова Алфеева. Именно он задал Иисусу на Тайном вечере вопрос о его грядущем воскрешении. В отличии от Иуды Искариота, Фаддей был безоговорочно предан Христу. Характером отличался мягким и покладистым. Согласно писанию, умер апостол в Армении, во второй половине 1 века мученической смертью .

Почитание и церковное значение

Про почитание посланников Бога написано еще Священном писании. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7)

В современном мире они являются примером для подражания. Люди вспоминают их подвиги и преданность Иисусу. Подражают их делам, прославляют их святость. Устраивают праздники в их честь.

Кроме этого, почитание носит характер преклонения. К мощам и ликам обращаются если случилась беда. Им молятся, целуют иконы и ставят свечи. В их честь возводят храмы и часовни.

Церковное значение апостолов огромное. Апостолы считаются главными фигурами в христианстве. Разнеся по миру Слово Божье, именно они положили начало зарождения церкви.

Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви. Апостолам в христианских календарях установлены дни памяти, отдельные для каждого.

Все посланники Христа были самоотверженными людьми, безоговорочно ему преданные. Они не побоялись принять смерть, порой даже самую жестокую и мучительную, ради веры в Христа и в Слово Божье.

Двенадцать апостолов – это ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа. Были выбраны им во время жизни и служения людям. Их деятельность приходилась на I век н. э. Этот период раннего христианства называют апостольской эпохой. Ученики Христа установили церкви по всей Римской империи, а также на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Следует заметить, что хотя христианская традиция обращается к апостолам как к 12, разные евангелисты дают разные имена для одного человека, а апостолы, упомянутые в одном Евангелие, не упоминаются в других. После своего Воскресения Христос послал 11 из них (Иуда Искариот к тому времени умер) по Великому Поручению. Заключалось оно в распространении его учения среди всех народов.

Иисус Христос и двенадцать апостолов

По восточной христианской традиции (Евангелие от Луки) Сын Божий помимо 12 избрал ещё 70 апостолов и поставил перед ними те же самые задачи – нести людям своё учение. Число 70 символично. В соответствии с Ветхим Заветом из чресл детей Ноя вышло 70 народов, а для перевода Ветхого Завета с еврейского на древнегреческий было привлечено 70 толковников.

В Евангелие от Матфея о двенадцати апостолах говорится следующее: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, названный Петром и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его. Филипп и Варфоломей, Фома и Матвей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». (Гл. 10, пар. 1-4)

В Евангелие от Марка данная тема освещается следующим образом: «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь. И чтобы они имели власть исцелять от болезни и изгонять бесов: Поставил Симона, нарекший ему имя Пётр; Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы»; Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита; И Иуду Искариота, который и предал Его». (Гл. 3, пар. 14-19)

В Евангелие от Луки тоже даётся данная информация: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и набрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем». (Гл. 6, пар. 13-16)

Перечень апостолов даётся и в Деяниях Святых Апостолов: «И пришедши взошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова». (Гл. 1, пар. 13)

Что же касается Евангелие от Иоанна, то в нём не предлагается формальный список апостолов. То есть автор не упомянул всех по именам, а также не дал разделение терминов «апостол» и «ученик»: «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Пётр ответил Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, И мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати». (Гл. 6, пар. 67-71)

Кто же они такие – эти двенадцать апостолов?

Апостол Пётр родился в Вифсаиде (израильский город на севере Галилейского озера) в семье рыбака. Его первоначальное имя было Симон. Стал любимым учеником Иисуса. В ту ночь, когда Христа арестовали, 3 раза отрёкся от него, но покаялся и был прощён Богом. Католическая церковь считает его основателем Римской церкви и почитает как первого папу римского.

Апостол Андрей – брат апостола Петра. Больше известен как Андрей Первозванный. Был свидетелем Воскресения и Вознесения Христа. Понёс евангельскую проповедь язычникам, живущим по берегам Чёрного моря. Подвергался гонениям, перенёс много страданий. Излечивал людей и даже воскрешал усопших, что подвигло многих принять святое Крещение. В городе Патры принял мученическую смерть на косом кресте.

Апостол Иоанн – больше известен как Иоанн Богослов. Был рыбаком на Генисаретском озере. Там его Христос и позвал за собой вместе с братом Иаковом. Ему приписывают авторство 5 книг Нового Завета: Евангелие от Иоанна, 1-е, 2-е и 3-е послание Иоанна и Откровение Иоанна Богослова. Проповедовал Евангелие язычникам вместе с учеником Прохором. Воскрешал усопших, показывал людям чудеса. Был сослан на остров Патмос в Эгейском море. Пробыл там много лет. По возвращению в городе Эфесе написал Евангелие.

Апостол Иаков Зеведеев – старший брат Иоанна Богослова. Был рыбаком, вместе с братом пошёл за Христом. Принимал активное участие в организации христианских общин. Был убит царём Иудеи Иродом Агриппой в 44 году. Его смерть описана в Новом Завете.

Апостол Филипп – родился в Вифсаиде, то есть он был из того же города, что и Пётр с Андреем. Иисус позвал его за собой третьим. Проповедовал Евангелие во Фригии и Скифии. Это земли Малой и Средней Азии. Был распят головой вниз при римском императоре Тите в городе Иераполе в Малой Азии.

Апостол Варфоломей – был родом из Каны Галилейской. Его считают другом апостола Филиппа. Проповедовал Евангелие в городах Малой Азии вместе с Филиппом. Затем отправился в Индию, а оттуда в Армению. Там его распяли вниз головой, а затем обезглавили по приказу брата армянского царя Астиага.

Апостол Левий Матфей – считается автором Евангелие от Матфея. До встречи с Иисусом занимался сбором податей, то есть был мытарем. Христос увидел его и сказал следовать за ним. В дальнейшем проповедовал Евангелие в Эфиопии, где был замучен. По другой версии его казнили в Малой Азии в городе Иераполисе. Мощи этого апостола находятся в итальянском городе Салерно и привлекают множество паломников.

Апостол Фома – с его именем связывают проповедь христианства в Индии. Там же он принял мученическую смерть. Когда Марко Поло в 1293 году посетил Индию, то посетил гробницу этого апостола. Также о посещении гробницы сообщали и некоторые миссионеры. Находилась она в городе Каламин, который к началу XVI века превратился в руины и ушёл под воду.

Апостол Иаков Алфеев – предполагается, что он приходился братом апостолу Матфею. До встречи с Христом был мытарем. Этот человек проповедовал Евангелие в Южной Палестине. В Мармарике (Северная Африка) его побили камнями. Есть также предположение, что его распяли на кресте в Острацине, когда он следовал в Египет.

Апостол Иуда Фаддей – в Евангелие от Иоанна назван на Тайной вечере «Иуда не Искариот», чтобы отличить его от предателя Иуды. Проповедовал в Аравии, Месопотамии, Сирии, Палестине. Принял мученическую смерть в Армении. Часть мощей этого апостола находится в Ватикане.

Апостол Симон Кананит – его ещё называют Симоном Зилотом. Проповедовал учение Христа в Египте, Ливии, Абхазии, Иудее. Считается, что он принял мученическую смерть на Кавказе – его тело распилили пилой. Мощи этого апостола находятся в Ватикане в Соборе Святого Петра.

Апостол Иуда Искариот – именно он предал Христа за 30 сребреников, но потом раскаялся и покончил с собой. При Иисусе был казначеем. Именно ему отдавали приношения, опуская их в специальный денежный ящик. Перешёл от апостольства к предательству. Подробно об этом апостоле можно прочитать в статье Иуда Искариот .

Двенадцать апостолов верно служили идеям Христа. Десять из них приняли мученическую смерть. Только Искариот покончил с собой, а Иоанн умер от старости. Этим ученикам Христа, кроме предателя, христианская церковь установила дни памяти. Уже давно существует традиция всех апостолов изображать на одной иконе или барельефе .