Евангельские заповеди блаженства. О заповедях блаженства

Иисус Христос принёс человечеству Новый Завет, смысл которого в том, что теперь каждый человек, уверовавший в Бога, может освободиться от грехов, делающих его жизнь трудной и безрадостной.

В Евангелии передана Нагорная проповедь Господа, в которой Он сообщил людям девять заповедей блаженства. Это девять условий, при соблюдении которых человек может обрести вечную жизнь в обители Всевышнего.

Своей смертью на кресте Иисус Христос искупил грехи людей и тем самым дал им возможность открыть в себе Царство Небесное ещё при земной жизни. Но для того чтобы ощутить эту благодать, нужно выполнить перечисленные в Нагорной проповеди заповеди блаженства.

Современное Евангелие существенно отличается от первоисточника. Это не удивительно - оно было многократно переведено и переписано. Сохранившееся Остромирово Евангелие, датированное серединой 11-го века, наиболее точно передаёт содержание 9 заповедей блаженства, но обычному человеку, не имеющему специального образования, понять его почти невозможно. Мало того что старославянский алфавит кардинально отличается от русского, в Евангелии употребляются давно устаревшие и выбывшие из обращения слова, выражения и понятия. Толкованием заповедей блаженства занимались и продолжают заниматься богословы и философы во всём мире.

Значение слова «блаженство»

Для начала нужно разобраться, что означает слово «блаженство». Самый близкий синоним - нега. Когда мы говорим, что блаженствуем, то имеем в виду - нежимся. В евангельском понимании блаженство значит несколько иное. Христианское блаженство - Испытывать блаженство в христианском смысле значит находиться в состоянии безмятежного покоя. Говоря современным языком - не испытывать беспокойства, сомнений, тревог. Христианское блаженство не является аналогом безмятежного покоя буддистов или мусульман, так как может проявиться в физическом мире при земной жизни в результате осознанного выбора и отречения от проявлений сил зла. Толкование заповедей блаженства объясняет смысл этого выбора и самоотречения.

Назначение заповедей

Библейские заповеди знаменуют вехи развития человека как личности, эволюцию его духовного мира. С одной стороны, они указывают на то, что должно быть целью жизни человека, с другой, - отражают его природу и раскрывают то, к чему человек имеет внутреннее влечение. Евангельские блаженства перекликаются с ветхозаветными. 10 заповедей блаженства, данных Господом Моисею, больше относятся к материальному миру и физическому взаимоотношению между людьми в социуме. Они указывают на то, что человек должен делать, но не затрагивают его душевного состояния.

Семь запретов, перечисленных в Нагорной проповеди иногда ошибочно называют 7 заповедями блаженства Иисуса Христа. Это неправильно. Запреты убивать, завидовать, творить новых кумиров, прелюбодействовать, красть и чревоугодничать Христос не отверг, но сказал, что результатом искоренения этих грехов становится возникновение чистой любви между людьми. «Да любите друг друга», - велел Господь и тем самым настроил людей не отслеживать проступки, но относиться друг к другу с милосердием, пониманием и сочувствием.

9 заповедей блаженства толковали такие выдающиеся мыслители, как Анри Бергсон, Игнатий Брянчанинов, Николай Сербский и другие. Рассмотрим каждую заповедь подробно.

О духовной нищете

Первая заповедь блаженства Господа говорит о том, что первым условием блаженства является ощущение себя духовно нищим. Что это значит? В прежние времена понятие нищеты не означало трудного материального положения, отсутствия денег или имущества. Нищим считался человек, просящий чего-либо. Нищий духом, значит - просящий духовного просвещения. Счастлив, или блаженен, тот, кто не просит и не ищет материальных благ, но тот, кто стяжает мудрости и духовности.

Блаженство не в том, чтобы испытывать удовлетворение от отсутствия материальных благ или от их наличия, а в том, чтобы не чувствовать себя превосходящим других в случае наличия материального достатка или угнетённым в случае его отсутствия.

Заповеди блаженства Иисуса Христа настраивают на принятие земной жизни как средства для достижения Царства Небесного, и если материальное богатство служит человеку для увеличения духовного богатства, то это тоже - верный путь к Богу.

Бедному человеку проще прийти к Богу, так как он сильнее, чем богатый, озабочен собственным выживанием в материальном мире. Считается, что он чаще обращается к Богу за помощью, и у него больше шансов соединиться с Создателем. Однако это слишком упрощённое представление о том, из чего складывается путь обретения духовной мудрости и блаженства.

Ещё одна трактовка заповеди основана на переводе с древнеарамейского языка слова «дух». Тогда его синонимом было слово «воля». Таким образом, человека, «нищего духом», можно назвать «нищим по собственной воле».

Сопоставив оба значения выражения «нищие духом», можно предположить, что Христос под первым блаженством подразумевал, что Небесного Царства достигнут те, кто добровольно выберет своей целью лишь достижение мудрости. И к ней одной направит свои волю и разум.

Об утешении плачущих

Счастливы плачущие, ибо они будут утешены, - так в современном изложении звучит вторая заповедь блаженства. Не следует думать, что речь идёт о любых слезах. Не случайно эта заповедь идёт после той, в которой говорится о духовной нищете. Именно на первой заповеди основаны все последующие.

Плач - это скорбь и сожаление. Нищий духом сожалеет о годах, потраченных на поиск и накопление материальных вещей. Он печалится о том, что не обрёл мудрость раньше, он вспоминает свои поступки и поступки других людей, которые разрушили их жизни, так как были направлены на достижение мирских радостей. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и силах. Он плачет о том, что согрешил против Бога, принёсшего Собственного Сына в жертву людям ради того, чтобы спасти их, погрязших в мирских дрязгах и заботах. Поэтому нужно понимать, что не всякий плач угоден Богу.

Например, плач матери о том, что её сын стал наркоманом или пьяницей, не всегда приятен Богу - если мать плачет о том, что в старости останется одна, без заботы и попечения, которые рассчитывала получить от взрослого сына, то она плачет лишь от ущемлённого самолюбия и от разочарования. Она плачет оттого, что не получит мирских благ. Такой плач не приведёт к утешению. Он может настроить женщину против других людей, которых она назначит виновными в том, что случилось с её сыном, и несчастная мать начнёт думать, что мир устроен несправедливо.

А если эта женщина станет плакать оттого, что сын оступился и выбрал гибельный путь из-за её собственного недосмотра, из-за того, что она с ранних лет внушала ему лишь стремление к материальному превосходству над другими, но не объяснила необходимость быть добрым, честным, милосердным и снисходительным к недостаткам других людей? Такими покаянными слезами женщина очистит свою душу и поможет спастись сыну. Именно о подобном плаче сказано: «Блаженны плачущие, которые печалятся из-за собственных грехов. Для них Господь найдёт утешение, ради таких слёз Господь проявит милосердие и подарит чудо прощения».

О кротких

Третьим блаженством Христос назвал кротость. Кажется, что объяснять данное блаженство не имеет смысла. Все понимают, что кротким называют человека, не возражающего, не сопротивляющегося, смиряющегося перед людьми и обстоятельствами. Однако и здесь не всё так просто. Человек, не противоречащий тем, кто сильнее и могущественнее его, не может считаться кротким в евангельском понимании. Божественная кротость происходит из первых двух блаженств. Сначала человек осознаёт свою духовную нищету, потом кается и плачет о своих грехах. Искреннее сокрушение о них делает человека терпимым к злу, проявляемому другими людьми. Он знает, что они, как и он сам, рано или поздно придут к пониманию собственной вины за беды, происходящие с ними, осознают свою ответственность и вину за несправедливость и зло, которые они творят другим.

Раскаявшемуся грешнику, как никому другому, хорошо известно, что перед Богом все люди равны. Покаявшийся не мирится со злом, но, испытав многие страдания, он приходит к пониманию, что спасение человека лишь в руках Бога. Если Он спас его, значит Он спасёт и других.

Проповедь заповедей блаженства не оторвана от реальной жизни. Господь Иисус Христос был кроток, но он с гневом обрушился на торговцев, менявших в храме жертвенных голубей и свечи на деньги, однако нам Он не дал права поступать так же. Нам Он велел проявлять кротость. Почему? Потому что Он Сам заповедал - тот человек, который проявит агрессию, от агрессии же и пострадает.

Господь учит нас, что мы должны быть думающими, но думающими о собственных грехах, а не о чужих, даже если их совершает священник самого высокого ранга. Иоанн Златоуст так толкует эту заповедь блаженства: не возражай обидчику, дабы тот не передал тебя судье, а тот, в свою очередь, - палачу. В мирской жизни часто правит несправедливость, но мы не должны роптать. Мы должны принимать мир таким, каков он создан Богом, и направлять свою энергию на улучшение своей собственной личности.

Интересно, что многие современные авторы, написавшие инструкции, как приобретать друзей, как стать счастливыми и успешными, как перестать беспокоиться и начать жить, дают те же советы, что и Христос, но их советы работают плохо. Объясняется это тем, что они не согласованы между собой и не имеют поддержки извне. В этих советах человек противопоставлен всему миру и должен справиться с ним в одиночку, а следуя Евангелию, человек получает помощь от Самого Бога. Поэтому все подобные книги быстро выходят из моды, а Евангелие продолжает сохранять актуальность уже более 2 000 лет.

О жаждущих правды

На первый взгляд кажется, что эта заповедь блаженства повторяет первую. Нищие духом ищут божественную истину, а алчущие и жаждущие - правду. Не одного ли и того же они стяжают?

Рассмотрим такой пример. Некий человек говорит о себе: «Я не умею лгать. Я всем и всегда говорю правду». Так ли это? Жаждать евангельской правды - это не значит всем и всегда её говорить. Тот правдолюбец, которого мы назвали «неким человеком», нередко оказывается лишь хамом, который своему оппоненту, не разделившему его мнения или совершившему какую-либо ошибку, прямолинейно сообщает, что тот глуп. Мало того что этот правдолюбец не отличается большой прозорливостью и сам не всё и не всегда делает правильно, он вряд ли скажет эту свою правду тому, кто сильнее и могущественнее его.

Итак, что же такое Божественная правда и стремление к ней и что значит "жаждущие правды насытятся ею"? Это очень доступно объясняет Иоанн Кронштадский. Голодный человек жаждет еды. После насыщения проходит какое-то время, и он снова голоден. Это естественно в случае с едой. Но в том, что касается Божественной правды, всё несколько иначе. Бог любит тех, кто принял три первых блаженства. За это он даёт им спокойную и мирную жизнь. Такие люди, как магнитом, притягивают к себе окружающих. Так, император Лев оставил свой трон и отправился в пустыню, где жил святой Моисей Мурин. Император хотел познать мудрость. Он имел всё, что хотел, мог удовлетворить любые свои мирские потребности, но не был счастлив. Он жаждал мудрого совета, как поступить, чтобы вернуть радость жизни. понял душевные муки императора. Он пожелал помочь мирскому правителю, возжаждал божественной правды и получил её (насытился). Как благодать, излил святой старец на императора свои мудрые речи и вернул ему душевный покой.

Ветхозаветные Адам и Ева жили в присутствии Бога, и Его правда сопутствовала им в каждый момент жизни, но они не испытывали в ней жажды. Им не в чем было каяться, они не испытывали никаких мук. Они были безгрешны. Они не знали потерь и печалей, поэтому не дорожили своим благополучием и, нисколько не сомневаясь, согласились вкусить плод с дерева познания добра и зла. За это они лишились возможности видеть Бога и были изгнаны из рая.

Нам Бог дал понимание того, чем следует дорожить и к чему нужно стремиться. Мы знаем, что, если будем стремиться исполнять Его заповеди, Он воздаст нам и подарит настоящее счастье.

О милосердных

В Евангелии есть несколько притч о милосердии. Это притчи о мытаре и о лепте бедной вдовы. Мы все знаем, что подавать милостыню бедным - Богоугодное дело. Но даже подходя к этому вопросу разумно и давая нищему не деньги, которые он, скорее всего, потратит на алкоголь, а еду или одежду, мы не уподобляемся ни мытарю, ни вдове. Ведь подавая милостыню чужому человеку, мы, как правило, не ущемляем себя. Такое милосердие похвально, но оно не идет ни в какое сравнение с милосердием Бога, Который дал людям во спасение Своего Сына, Иисуса Христа.

Заповеди блаженства не так легко выполнимы, как это кажется на первый взгляд. Однако они нам вполне по силам. Как часто, узнав о бедах какого-либо человека, мы произносим такие фразы: «Не бери в голову - у тебя своих проблем море», «Судьба у него, конечно, тяжёлая, но у каждого свой крест» или «На всё воля Божья». Говоря это, мы устраняемся от проявления истинного, Божественного, милосердия.

Истинное милосердие, подвластное человеку, может быть выражено в таком сочувствии и желании помочь другому, которое заставит человека задуматься, в чём причина сего несчастья, то есть стать на путь исполнения первого блаженства. Самая большая милость в том, чтобы, очистив собственные сердце и душу от греха, мы так попросили Бога о помощи чужому для нас человеку, чтобы Он это услышал и исполнил.

О чистых сердцем

Милосердие нужно творить лишь с чистым сердцем. Только в этом случае оно будет истинным. Совершив акт милосердия, мы часто гордимся своим поступком. Радуемся, что совершили доброе дело, а ещё больше радуемся, что выполнили одну из важных заповедей блаженства.

Православие и другие христианские религии поощряют безвозмездную материальную помощь, которую люди оказывают друг другу и церкви. Они благодарят дарителей, называют их имена во время проповедей, награждают грамотами и т. д. К сожалению, всё это совсем не содействует чистоте сердца, напротив, поощряет тщеславие и другие, не менее неприятные качества, свойственные натуре человека. Что тут скажешь? Богу милее тот, кто в тишине своего дома со слезами молится о даровании здоровья и хлеба насущного какому-нибудь несчастному, о котором он знает лишь то, как его зовут.

Эти слова не в осуждение тем, кто жертвует на храмы или проявляет свою щедрость явно, прилюдно. Отнюдь. Но те, кто творит милость тайно, сохраняют чистоту сердца. Господь это видит. У него ни одно доброе дело не остаётся без воздаяния. Получивший же признание от людей уже награждён - у него хорошее настроение, все его хвалят и чествуют. Вторую награду, которая от Бога, он за это дело не обретёт.

О несущих мир

7 заповедь блаженства говорит о миротворцах. Иисус Христос считает миротворцев равными себе, а эту миссию наиболее трудной. В каждой ссоре есть вина как одной, так и другой стороны. Прекратить вражду очень трудно. Ссорятся не те, кто познал божественную любовь и блаженства, а, напротив, люди, озабоченные мирскими проблемами и обидами. Установить мир между людьми, одержимыми ущемлённой гордостью, завистью, ревностью или жадностью может далеко не всякий. Здесь важно и слова подобрать правильные, и гнев сторон утихомирить, чтобы ссора прекратилась и больше не повторялась. Сынами Божьими назовутся миротворцы. Так сказал Христос - Сын Божий, а каждое Его слово исполнено великого смысла.

Об изгнанных за правду

Война - отличный способ решить экономические проблемы одного государства за счёт другого. Мы знаем примеры того, как высокий уровень жизни одних народов поддерживается тем, что правительства их стран развязывают войны по всему миру. Честные дипломаты, журналисты, политики и военные, имеющие возможность влиять на общественное мнение, всегда подвергаются гонениям. Их сажают в тюрьмы, убивают, порочат ложью. Невозможно представить, чтобы какая-либо из мировых войн закончилась после того, как честный миротворец донёс до широкой общественности информацию о личной заинтересованности некоего представителя королевской семьи, клана президента, финансового или промышленного магната в производстве и поставке оружия воюющим сторонам.

Что же толкает известных и авторитетных людей выступать против несправедливых войн, притом что они не могут не понимать, что их инициатива будет наказана? Ими движет желание справедливого мира, сохранение жизни и здоровья мирных граждан, их семей, домов и образа жизни, а значит - истинное милосердие.

В Нагорной проповеди Иисус Христос сообщил заповеди Божьего блаженства всем, кто его слушал. Это были люди разных национальностей и веры. Господь сказал, что подвиг во имя мира сделает их равными Сыну Бога. Имеет ли для Бога значение, какую веру они исповедуют? Конечно, нет. Господь пришёл принести веру и спасение всем. Детский врач Леонид Рошаль и доктор из Иордании Анвар эль-Саид не христиане, но они миротворцы, предотвратившие гибель нескольких сотен человек, захваченных террористами во время спектакля в московском доме культуры. И таких примеров масса.

О притесняемых за любовь к Богу

Сколько заповедей блаженства дал Господь людям? Всего девять. Заповедь о гонимых за веру и любовь к Богу является последней. Она в большей степени относится к великим христианским мученикам, которые своей смертью утвердили на земле веру в Иисуса Христа. Эти люди остались в истории как святые. Благодаря им теперь христиане могут открыто исповедовать свою веру и не опасаться за свою жизнь и за своих близких. Этим святым дана благодать заступаться перед Господом за грешников и просить для них прощения. Они помогают верующим в Бога справляться с разными трудностями - как с обычными, житейскими, так и в борьбе с силами зла. Своими небесными молитвами они хранят мир от гибели. Им посвящены акафисты и целые литургии, которые читаются во всех церквях в дни их поминания.

Многие слышали про заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженства. Многие знают, что их всего девять. Но какие они? Чему они учат? Чем заповеди блаженства отличается от , который даны были ? Подробнее об этом Вы сможете узнать из статьи!

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в заповедях блаженства?

В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. Яко – потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом , т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии – те.

В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии , т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи – кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды , т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Шестая заповедь блаженства :

Узрят – увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

Для наших читателей: 7 заповедей христа с подробным описанием из различных источников.

Следует различать ДЕСЯТЬ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ, данных Богом Моисею и всему народу Израиля и ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА, коих девять. 10 заповедей даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств, описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением и ни в какой мере не отрицают 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

В данной статье мы поговорим о десяти заповедях, которые описаны в Ветхом Завете, а также о семи смертных грехах.

10 заповедей Божьих –закон, данный Богом в дополнение к его внутреннему моральному ориентиру – совести. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в землю обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть - отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

Десять заповедей Божьих на русском языке.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Бог дал Моисею десять заповедей на горе Синай на 50 день от начала исхода из египетского плена. Обстановка на горе Синай описаны в Библии:

… На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Бог начертал 10 заповедей на каменных скрижалях и отдал их Моисею. Моисей пробыл на горе Синай еще 40 дней, после чего спустился к народу своему. В книге Второзаконие описано, что когда он спустился, то увидел, что люди его пляшут вокруг Золотого тельца, забыв о Боге, и нарушая одну из заповедей. Моисей в гневе разбил скрижали с начертанными заповедями, но бог повелел ему высечь новые, взамен прежних, на которых Господь снова начертал 10 заповедей.

10 заповедей – толкование заповедей.

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Согласно первой заповеди, нет и не может быть другого бога, громе Него. Это постулат монотеизма. Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы - от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа. В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

Человеку не нужны боги, кроме Господа. Если у тебя два бога – не значит ли это, что один из них – дьявол?

Таким образом, согласно первой заповеди греховными считаются:

  • атеизм;
  • суеверия и эзотерика;
  • многобожие;
  • магия и колдовство,
  • ложное толкование религии - секты и лжеучения
  1. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи. Это приведет ко греху или болезни.

Простыми словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа. Поклонение вещам сродни язычеству и идолопоклонству. При этом почитание икон не приравнивается к идолопоклонству. Считается, что молитвы поклонения направлены к самому Богу, а не материалу, из которого сделана икона. Мы обращаемся не к образу, а к Первообразу. Еще в Ветхом Завете описаны изображения Бога, которые сделаны были по Его велению.

  1. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи. Нельзя упоминать Господа в праздных беседах, особенно в кощунственных. Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

  1. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

  1. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботится о них. Даже если родители недостаточно хорошо заботились о тебе, твой долг заботится о них более того, чего, на твой взгляд они заслуживают.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших – делает семьи крепче, а людей счастливее.

  1. Не убий.

Бог дает человеку жизнь и только Он в праве ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу. Самоубийство – едва ли не самый страшный грех, в котором человек не сможет покаяться.

Пятая заповедь запрещает аборты, ведь, уже с момента зачатия ребенок несет в себе искру Божию, а потому аборт приравнивается к убийству.

Люди, подверженные вредным привычкам, которые сокращают их жизнь, также грешат против шестой заповеди.

  1. Не прелюбодействуй.

Седьмая заповедь запрещает любые незаконные связи. Законной связью, согласно Библии, является связь узами брака и только между представителями противоположных полов, не являющимися родственниками.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Бог не запрещает любить, Он есть Сам Любовь, однако Он требует целомудрия.

  1. Не укради.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

Нарушением восьмой заповеди считается:

  • присвоение чужой собственности,
  • грабеж или кража,
  • обман в делах, подкуп, взяточничество
  • всевозможные аферы, махинации и мошенничество.
  1. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

  1. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Десятая заповедь отличается от предыдущих девяти, она новозаветна по своей природе. Эта заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые 9 заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

7 смертных грехов.

Семь смертных грехов – термин православный, обозначающий основные пороки, которые страшны сами по себе и могут привести к возникновению других пороков и нарушению заповедей, данных Господом. В католичестве 7 смертных грехов называют главными грехами или коренными грехами.

Иногда седьмым грехом называют лень, это характерно для православия. Современные авторы пишут о восьми грехах, включая и лень, и уныние. Учение о семи смертных грехах сформировалось довольно рано (во II – III вв.) в среде монахов-аскетов. В Божественной комедии Данте описываются семь кругов чистилища, которые соответствуют семи смертным грехам.

Теория смертных грехов развивалась в Средние века и получила освещение в трудах Фомы Аквинского. Он видел в семи грехах причину всех иных пороков. В русском православии идея начала распространяться в XVIII веке.

Я слышал не раз о семи заповедях Христа от разных людей. Однако никто их не смог мне перечислить.

Вот и известный богослов Александр Владимирович Олешко о них

упоминает, но расшифровки тоже не даёт.

Всё же некоторые смогли назвать две из них: не убий, не укради.

Это помогло мне в поиске по всем четырём каноническим евангелиям. Три евангелиста повествуют об ответе Иисуса Христа на вопрос юноши: «Добрый Учитель, что мне сделать, чтобы наследовать вечную жизнь? ».

И я обнаружил, что пять из них взяты из

Десяти заповедей Моисеева закона:
Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать “ (Луки 18:20).
Кроме того, Марк упоминает также о заповеди “не обманывай ” (Марка 10:19, взято из Левит 19:13), а Матфей – о заповеди “люби своего ближнего, как самого себя ” (Матфея 19:19, взято из Левит 19:18).

Итого – семь заповедей Христа:

1) не убивай ,
2) не прелюбодействуй ,
3) не кради ,
4) не лжесвидетельствуй ,
5) не обманывай ,
6) чти отца и мать ,
7) люби своего ближнего, как самого себя.

Закон Божий - это путевая звезда для каждого христианина. Только так можно пройти в Царство Небесное. Современный мир очень сложен для любого человека. Поэтому каждый должен увидеть необходимость 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов. Это касается не только взрослых, но и детей. Потому многие люди обращаются к такому авторитетному руководству. 10 заповедей Божьих на русском языке появились относительно давно.

Толкование 10 библейских заповедей

Бог создал правила и законы. Люди должны иметь понимание о зле и добре, о собственных намерениях и поступках. Дети не могут понимать заповеди по-взрослому, а значит, и пояснить для них нужно в простой форме. Поэтому здесь и представлены заповеди Божьи с понятными толкованиями для детей.

Бог один

В Библии говорится: «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня». Существует только один Творец, и нет никого другого, кроме него, поэтому и верить надо всей душой и сердцем. Это равносильно тому, как верить своим родителям - маме и папе. Создатель, сотворивший мир, не забывает про людей и заботится обо всех. Бога всегда нужно вспоминать и почитать, а обращаться к нему надо только через молитвы.

Не сотвори себе кумира

Бог сказал , чтобы люди не сотворили себе никакого изображения, не служили и не поклонялись ему. Если появляется какой-либо кумир, многие забывают о заповедях и о самом Боге. Плохой ребенок тот, что способен променять отца и мать на компьютер или куклы.

В пример можно взять Кая, который пристрастился к злу, следовательно, он утратил любовь и добро, потому что выбрал в качестве кумира снежную королеву. У сказочного персонажа были разные игрушки, но счастья у него не было. Только после прихода Герды в ледяной замок, сердце Кая наполнилось добром и любовью, после чего он снова ожил. Для христиан Бог становится превыше всего, а следующую нижнюю ступень занимают близкие люди. Кумирами могут оказаться не только вещи, но и люди, например, знаменитости. Поэтому, не стоит увлекаться популярными особами, которые для души ничего хорошего не сделают.

Не упоминай имя Господа всуе

К Господнему имени следует относиться трепетно и не произносить без надобности. Говорить имя Бога надо только с большим благоговением и вниманием. Всякое обращение к Господу делается через молитву. Как-то один священник сказал, что это подобно телефонному разговору: на одном конце трубки обращаются, а на втором - слушают. Поэтому христианский человек не должен без причины взывать к Богу. Господне имя хранится в сердце со всей бережливостью и понапрасну не стоит оттуда его выпускать. Если при разговоре случайно было произнесено: «Господи», то незамедлительно в дополнение произносится: «Слава тебе» или «Помилуй меня».

Шестидневная рабочая неделя

6 дней можно делать все дела и работать, но в 7-й день этого делать нельзя - это Божий день и посвящается только ему. Седьмой день - это воскресенье. В обычные дни надо исполнять все заповеди и молиться, но в воскресный день бытовые дела прекращаются и внимание посвящается Отцу Небесному. Чтобы исполнять четвертую заповедь, следует сходить в церковь и причаститься, а также поучаствовать в богослужении.

Почитай своих родителей

Христос говорил, что благословлен на земле будет тот, кто почитает своих родителей. Дети обязаны помогать родителям, слушаться их. Когда дети маленькие, родители растят их и помогают им, пока те не станут взрослыми. Взрослые же дети не должны забывать о престарелых матери и отце.

Почитание не ограничивается вежливостью, надо оказывать конкретную помощь. Родители будут уже на закате своей жизни, поэтому взрослые дети должны оказывать всю возможную помощь, как в материальном, так и в духовном плане. Поддержка многое значит, поэтому следует слушаться старших, уважать наставников и учителей. Чтобы быть достойным, необходимо хорошо относиться к людям.

Не убей

Лишение человеческой жизни другим человеком - это действительно самое ужасное событие. Бог дал жизнь - это бесценный дар . Никто не имеет права отнимать у человека такой подарок. Если взять в пример различные войны, то убийство агрессоров также считается грехом, но в малой степени. Этот грех оправданный, а вот отказываться вступать на защиту поистине является предательством и такое решение причисляется к страшным грехам. Всегда нужно защищать близких людей от захватчиков.

Взрослые люди и подростки должны понять, что совершить убийство можно и без оружия в руках. Достаточно сделать подлый шаг с помощью слова или дела. Хотя замысливший ужасное намерение не участвовал в прямом контакте, но он является убийцей, который затеял такое намерение. Недопустимо издевательство над братьями меньшими: домашними животными, птицами, зверями и насекомыми - над всеми теми, у кого есть жизнь. Бог создал человека, чтобы тот позаботился о них.

Не прелюбодействуй

Через любовь переступать нельзя. Также запрещается предавать. Этот закон верности о тех, кто любим человеком и любит его. Чтобы сохранить семью, важно соблюдать заповедь о верности. Нельзя заглядываться мужу на других женщин - это прелюбодеяние. Даже мысли о других перерастают в похоть, что в свою очередь является грехом.

Верные друг другу муж и жена останутся вместе навсегда и проживут долгую и счастливую жизнь. Любой фактор предательства - это измена. С таким чувством вины жить тяжело, к тому же человек навлечет на свою душу ужасный грех.

Не воруй

Следующее плохое дело - воровство , что означает взять чужие вещи без возврата. Большинство людей склоняются к тому, что если какой-либо предмет был найден на улице, то поступок не считается воровством.

Например, человек шел по дороге с работы и обнаружил дорогой телефон. Есть два варианта: забрать с собой, сколько бы он ни стоил, или найти хозяина устройства. Во втором случае поступок станет благородным. Нельзя воровать и брать чужое. Таким способом Бог проверяет верность человека, поэтому не стоит искушаться и брать грех на свою душу.

Не лжесвидетельствуй

Иногда люди умышленно используют ложь, чтобы утаить правду и преодолеть некоторые неприятные жизненные ситуации. Они считают, что это им поможет. Важно понимать: какой бы ни был обман, он всегда раскроется, пусть даже позже, но этого не избежать. Грех, если один человек придумывает дурное на другого. Многие занимаются клеветой, чтобы опорочить невинных людей.

Не возжелай ничего чужого

Для зависти не существует границ, она разрушает радость. Поэтому, нельзя завидовать. Обычно такое происходит из-за того, что кто-то лучше живет другого. Есть такая поговорка: «Скупой платит дважды». Случаются моменты в жизни, где жадный и завистливый человек хитростью покупает какой-либо товар, но через время, пусть и долгое, того человека тоже обхитрят. Этого делать нельзя, надо радоваться положительным ситуациям, когда у друзей или близких происходит что-то хорошее. За такое событие надо благодарить Бога, а не скрипеть зубами и завидовать. В христианстве не завидуют «белой завистью», могут только порадоваться. Такая добродетель куда лучше зависти и жадности.

Семь смертных грехов

На этот счет имеется распространенное мнение о том, что «семь страшных грехов» - это равное число совершенных поступков. Это не так. Перечень маленьких греховных поступков может быть очень длинным, пример:

  • спортивный фанатизм;
  • трудоголизм;
  • безумное увлечение играми.

Просто цифра 7 состоит из главных групп и имеет множество подгрупп плохих деяний. Святитель Григорий Великий впервые предложил мысль о подобной классификации. Произошло это в 590 г. Но в церкви имелась немного иная классификация, и было восемь грехов.

Смертные грехи в православии, список основных пристрастий:

  1. гордыня . Легкое презрение к человеку порождает гордыню. Если гордец испытывает презрение к другим за то, что те являются низкими по происхождению, нищими и невеждами, то он самостоятельно приписывает себя к самым мудрым людям. Ведь он богатый, сильный, благородный и благоразумный. Он противится, насмехается над предпочтениями других. Но может исцелиться, если обратится к Богу. Ведь было сказано, что Господь дает благодать смиренным, а гордым - противится;
  2. зависть . Благополучие ближнего всегда огорчает завистливого человека. Поэтому человеческая душа становится злой. Порок завистника проявляется таким образом: видеть счастливого несчастным, богатого - бедным, здорового - убогим. Счастье завистника появляется тогда, когда счастливую жизнь другого человека настигает бедствие. Такой порок, проникший в сердце, образовывает стартовую площадку для всех остальных грехов, не считая множества предстоящих мелких и больших пакостей. В итоге может случиться страшный грех - убийство, из-за того, что кто-то лучше живет и имеет собственное хорошее дело. Возможно, завистник и не способен совершить преступление, но от этого ему будет всегда плохо. Порок начнет усиливаться и пожирать душу. Человек понапрасну сведет себя в могилу, но и загробная жизнь не спасет. Там он будет продолжать страдать;
  3. чревоугодие . Существует три вида чревоугодия: прием пищи в разное время - это первый вид; второй заключается в перенасыщении, а третий - употребление исключительно лакомых блюд. Истинный христианин должен быть осторожен: прием пищи осуществляется в строго определенное время, нельзя перенасыщаться, нужно благодарить Бога, даже за самую скудную еду. При чревоугодии желудок заключается в собственное рабство. Это не только чрезмерное обжорство за обеденным столом, но и безумная кулинарная разборчивость с предпочтением изысканных блюд. Если на это посмотреть с культурной точки зрения, то между гурманом и безудержным обжорством находится огромная пропасть. Тем не менее они обречены на пищевое рабство. Для такой категории, еда не является обычным источником энергии, а становится главнейшей целью в жизни;
  4. блуд . Человек не всесилен и поддается различным соблазнам, но нельзя прекращать бороться и каяться о грехах. Только таким способом прокладывается путь к святости. На каждом шагу в современном мегаполисе встречается масса разнообразных изображений. Эти извращения показываются по телевизору, да и на просторах Интернета полным-полно всякого дурного. Зачастую молодой человек перекрывает свои добрые желания ядовитыми образами и не в состоянии помышлять о чем-то другом. Им начинает овладевать демон страсти. Проходя рядом с женщинами, молодой мужчина воспринимает их в качестве самок. Одурманенный мозг наполняется похотливыми мыслями, а сердце жаждет удовлетворения грязных помыслов. Такой разврат не присущ даже животным, однако человек способен опуститься даже до такого уровня. Блудом считается не только внебрачная половая жизнь и измены, но и подобные помыслы;
  5. гнев . В порыве гнева человек влечет за собой большую опасность. Он ругается на самого себя, орет на окружающих, приходит в лихорадочное состояние от злости. Такой человек подобен бесу. Но для души человека гнев считается естественным свойством. Господь Бог специально вложил в человека такое качество, но для того, чтобы противиться и гневаться на грех, а не на людей. Со временем праведный гнев извратился и стал направляться на ближнего своего. Из-за мелочей происходят драки, ругань, крики и убийство. Это вредоносный грех;
  6. алчность . Многие заявляют, что алчными могут быть только зажиточные, которые стремятся приумножить свое богатство. Но такой грех распространяется на всех: как на богачей, так и на малоимущих людей. Страсть заключается в болезненных попытках обладать вещами и увеличивать материальные блага;
  7. лень . Выражается крайним пессимизмом и общим телесным и духовным расслаблением. Волевой человек целеустремленно идет к цели с ревностью в сердце, которая его двигает вперед. А уныние проявляется в недостижимой цели. Человек ставит перед собой слишком сложную задачу, следовательно, волю не двигает ревность, что в свою очередь, вытекает в лень. Человек огорчается, что не может достичь желаемого, и опускает руки, унывая дни напролет. Такое происходит тогда, когда человек отходит от Создателя и направляет все свои мысли на земные дела, а не на небесные.

Десять любопытных фактов о Библии

Самая легендарная книга - Священное Писание. Она была написана в древние времена несколько тысяч лет назад. Она является одной из самых знаменитых и покупаемых на всей планете.

Интересные факты:

  1. на период 2016 года Священное Писание было издано на 3223 языках. Но полный комплект Нового и Ветхого Заветов можно увидеть всего на 636 языках. В это число входит и русский;
  2. в шестом столетии при чихании произносили: «Господь благослови». Это было обусловлено тем, что таким способом происходит избавление от зла;
  3. цена предательства Иуды приравнивается на то время к 4-месячной зарплате обычного рабочего;
  4. Соdex Vaticanus - это самая старинная версия Святого Писания. Хранится в музее Ватикана. Была написана не позднее 350 г. н. э. на древнегреческом языке;
  5. на чтение Нового Завета потребуется 660 минут, а на Ветхий Завет - 2280 минут;
  6. в Антверпене 1535 года было опубликовано первое англоязычное издание. Главным редактором был Майлс Ковердейл;
  7. популярнейшей книгой на планете считается Библия. Каждый день выпускается не менее 32876 штук. Один экземпляр Священного Писания производится каждую секунду;
  8. Древние Евангелия не разделялись на стихи и главы. Только в 1214 году Кентерберийский епископ Стефан Лангтон внес деления Библии на главы. Но только в 1560 году произошло окончательное деление Священного Писания на стихи и главы с нумерацией;
  9. самая воруемая книга в мире - это Библия;
  10. слово «христианин» упоминается в Святом Писании всего три раза, а слова «не бойся» можно встретить 365 раз - это равное количество дней в году.

Закон Божий для каждого христианина – путеводная звезда, которая указывает человеку, как попасть в Царство Небесное. Вот уже много столетий не уменьшается значение этого Закона. Напротив, жизнь человека все больше усложняется противоречивыми мнениями, а значит, необходимость в авторитетном и ясном руководстве Заповедей Божиих возрастает. Именно поэтому многие и в наше время обращаются к ним. И сегодня регуляторами нашей жизни выступают заповеди и семь главных смертных грехов. Список последних следующий: уныние, чревоугодие, похоть, гнев, зависть, алчность, гордыня. Это, естественно, основные, наиболее тяжкие грехи. 10 заповедей Божьих и 7 смертных грехов – вот основа христианства. Необязательно читать горы духовной литературы – достаточно избегать того, что ведет к духовной гибели человека. Однако сделать это не так просто как кажется на первый взгляд. Нелегко полностью исключить из своей жизни все семь смертных грехов. И десять заповедей соблюдать – тоже задача непростая. Но мы должны хотя бы стремиться к духовной чистоте. Бог, как известно, милосерден.

Заповеди и законы природы

Основы православия – заповеди Божии. Можно сравнить их с законами природы, ведь источником и тех и других является Творец. Они дополняют друг друга: первые дают человеческой душе нравственную основу, а вторые регулируют бездушную природу. Разница же заключается в том, что материя подчиняется законам физическим, человек же волен подчиняться законам нравственным или игнорировать их. Великая Божия милость заключается в предоставлении каждому из нас свободы выбора. Благодаря ей мы духовно совершенствуемся и даже можем уподобиться Господу. Тем не менее нравственная свобода имеет и другую сторону – она налагает на каждого из нас ответственность за совершенные поступки.

Семь смертных грехов и 10 заповедей – основа, на которой должна строиться вся жизнь человека. Если мы сознательно нарушаем Божии Заповеди, мы вырождаемся духовно и физически. Несоблюдение их приводит к страданию, рабству и в итоге – к катастрофе. Предлагаем вам подробно познакомиться с заповедями Божиими. Они лежат в основе как современных, так и древних законодательных систем.

Как появились заповеди?

Самым знаменательным событием Ветхого Завета является их получение от Бога. Само образование еврейского народа связано с 10-ю заповедями. До того как они были получены, в Египте жило племя огрубевших и бесправных рабов-семитов. После появления Синайского законодательства, собственно, и возник народ, призванный служить Богу. Впоследствии из него произошли апостолы, великие пророки, святые первых времен христианства. Из него же по плоти родился Иисус Христос. Приняв заповеди, народ обещал соблюдать их. Так бы заключен Завет (то есть союз) между евреями и Богом. Он состоял в том, что Господь обещал народу свое покровительство и милости, а евреи должны были жить праведно.

Первые три заповеди

Первые 3 заповеди посвящены отношению к Господу. Согласно первой из них, у человека не должно быть других богов, кроме истинного. Вторая предостерегает нас от создания кумира, от поклонения ложным божествам. Третья заповедь призывает не произносить напрасно имени Господа.

Мы не будем подробно останавливаться на значении первых трех заповедей. Они связаны с отношением к Богу и, в общем-то, понятны. Детально рассмотрим остальные 7 божьих заповедей.

Четвертая заповедь

Согласно ей, необходимо помнить субботний день для того, чтобы свято его проводить. Шесть дней человек должен работать и делать все дела, а седьмой день следует посвятить Богу. Как же понимать эту заповедь? Давайте разберемся.

Господь Бог велит заниматься нужными делами и трудиться шесть дней – это понятно. Неясно то, что следует делать в седьмой день, не правда ли? Его нужно посвящать святым делам и служению Господу. К делам, угодным Ему, относятся следующие: молитва дома и в храме Божием, забота о спасении души, просвещение сердца и ума религиозными знаниями, помощь бедным, религиозные беседы, посещение заключенных в темнице и больных, утешение скорбящих, а также другие дела милосердия.

Суббота в Ветхом Завете праздновалась как воспоминание о том, как Бог сотворил мир. В нем сказано, что на седьмой день после создания мира “Бог почил от дел Своих” (Быт. 2:3). Иудейские книжники после вавилонского пленения начали объяснять эту заповедь слишком ригористично и формально, запрещая в этот день вообще любые дела, даже добрые. Из Евангелий видно, что даже Спасителя книжники обвиняли в том, что он “нарушает субботу”, поскольку Иисус исцелял людей в этот день. Однако именно “человек для субботы”, а не наоборот. Другими словами, покой, установленный в этот день, должен идти на пользу духовным и физическим силам, а не лишать нас возможности творить добрые дела и не порабощать человека. Еженедельное устранение от повседневных занятий предоставляет возможность собраться с мыслями, подумать о смысле земного существования и своих трудов. Труд необходим, однако спасение души является важнейшим делом.

Четвертую заповедь нарушают не только тот, кто в воскресенье работает, но и тот, кто в будничные дни ленится и уклоняется от исполнения своих обязанностей. Даже если вы в воскресенье не трудитесь, но не посвящаете Богу этого дня, а проводите его в развлечениях и забавах, предаваясь излишеству и разгулу, вы также не выполняете Завет Божий.

Пятая заповедь

Продолжаем описывать 7 Божьих заповедей. Согласно пятой, следует почитать отца и мать для того, чтобы долго и счастливо жить на земле. Как же это понимать? Почитать родителей означает любить их, уважать их авторитет, не сметь их оскорблять поступками или словами ни при каких обстоятельствах, повиноваться им, заботиться о них, если они нуждаются в чем-то, помогать родителям в трудах, молиться Богу за них, как при жизни, так и после смерти родителей. Не уважать их – большой грех. Тех, кто злословил мать или отца, в Ветхом Завете наказывали смертью.

Будучи Сыном Божиим, Иисус Христос почтительно относился к своим земным родителям. Он повиновался им, а Иосифу помогал плотничать. Иисус упрекал фарисеев, что они отказывали в нужном содержании родителям под предлогом посвящения Богу своего имущества. Этим они нарушали пятую заповедь.

Как же относиться к посторонним людям? Религия учит нас тому, что оказывать почтение необходимо каждому, в соответствии с его должностью и возрастом. Следует уважать отцов и пастырей духовных; гражданских начальников, заботящихся о благополучии, справедливости и мирной жизни страны; учителей, воспитателей, благодетелей и старших по возрасту. Не уважающие стариков и старших молодые люди грешат, считая отжившими их понятия, а их самих – людьми отсталыми.

Шестая заповедь

Она гласит: “Не убивай”. Господь Бог этой заповедью запрещает отнимать жизнь у самого себя или у других людей. Жизнь – величайший дар, лишь Бог может устанавливать ее пределы для каждого человека.

Самоубийство – очень тяжелый грех, поскольку в нем, кроме убийства, заключаются и другие: маловерия, отчаяния, ропота против Бога, а также восстание против Его промысла. Ужасно также то, что насильственно оборвавший собственную жизнь человек не имеет возможности покаяться в совершенном грехе, так как покаяние после смерти недействительно. Человек виновен в убийстве даже тогда, когда не убивает сам лично, но способствует этому или допускает до этого других. Кроме убийства телесного существует и духовное, которое не менее страшно. Его совершает тот, кто совращает своего ближнего к порочной жизни или к неверию.

Седьмая заповедь

Поговорим и о седьмой заповеди закона Божия. “Не прелюбодействуй” – гласит она. Бог велит хранить взаимную верность жене и мужу, быть целомудренными неженатым – чистыми в словах, делах, желаниях и мыслях. Для того чтобы не согрешить против этой заповеди, следует избегать всего того, что возбуждает в человеке нечистые чувства, например: “пикантные” анекдоты, сквернословие, бесстыдные пляски и песни, чтение безнравственных журналов, просмотр соблазнительных фотографий и фильмов. Седьмая заповедь закона Божия указывает на то, что греховные мысли следует пресекать при самом их появлении. Нельзя давать им овладеть нашей волей и чувствами. Гомосексуализм считается тяжелым грехом против этой заповеди. Именно за него были истреблены Содом и Гоморра, известные города древности.

Восьмая заповедь

7 Божьих заповедей касаются различных сторон жизни человека. Восьмая посвящена отношению к имуществу других людей. Она гласит: “Не кради”. Другими словами, запрещается присвоение принадлежащего другим имущества. Разнообразны виды краж: грабительство, воровство, святотатство, взяточничество, лихоимство (когда, пользуясь бедой других, берут с них большие деньги), тунеядство и др. Если человек удерживает плату работника, обвешивает и обмеривает при продаже, утаивает найденное, уклоняется от уплаты долга, то он совершает воровство. В противовес алчному стремлению к богатству вера учит нас быть милосердными, трудолюбивыми и бескорыстными.

Девятая заповедь

В ней говорится о том, что нельзя лжесвидетельствовать на ближнего. Господь Бог таким образом запрещает всякую ложь, в том числе: наговоры, доносы, ложные показания на суде, клевету, злословие, сплетни. Клевета – дьявольское дело, так как само имя “дьявол” означает в переводе “клеветник”. Христианина недостойна любая ложь. Она не согласуется с уважением и любовью к ближним. Следует воздерживаться от празднословия, следить за тем, что мы говорим. Слово – величайший дар Бога. Мы уподобляемся Творцу, когда говорим. А слово Бога немедленно становится делом. Следовательно, этот дар необходимо употреблять только во славу Божию и для доброй цели.

Десятая заповедь

Мы описали еще не все 7 Божьих заповедей. Следует остановиться на последней, десятой. В ней говорится о том, что необходимо воздерживаться от нечистых желаний и зависти к ближнему. В то время как другие заповеди были посвящены преимущественно поведению, последняя обращает внимание на наши желания, чувства и мысли, то есть то, что происходит внутри человека. Необходимо стремиться к душевной чистоте. Следует помнить о том, что нехорошая мысль – это то, с чего начинается всякий грех. Если человек останавливается на ней, появляется греховное желание, которое толкает на совершение соответствующего поступка. Следовательно, чтобы бороться с различными соблазнами, необходимо в самом зародыше пресекать их, то есть в мыслях.

Для души зависть – это яд. Если человек подвержен ей, то он всегда будет недоволен, ему вечно будет чего-то не хватать, даже если он очень богат. Чтобы не поддаться этому чувству, следует благодарить Бога за то, что он милостив к нам, грешным и недостойным. За наши преступления нас можно было бы истребить, однако Господь не просто терпит, но и посылает людям Свои милости. Задача жизни каждого человека – приобрести чистое сердце. Именно в нем почивает Господь.

Заповеди блаженства

Рассмотренные выше заповеди Божии и евангельские заповеди блаженства имеют большое значение для каждого христианина. Последние представляют собой часть заповедей Иисуса, которые он произнес во время Нагорной проповеди. Они входят в Евангелие. Такое название они получили потому, что следование ими ведет к вечному блаженству в жизни вечной. Если 10 заповедей запрещают то, что греховно, то в заповедях блаженства сказано то, как можно достичь святости (христианского совершенства).

Семь заповедей для потомков Ноя

Не только в христианстве есть заповеди. В иудаизме, например, имеются 7 законов потомков Ноя. Они считаются необходимым минимумом, который Тора возлагает на все человечество. Через Адама и Ноя, согласно Талмуду, Бог дал нам следующие 7 заповедей Божьих (православие, в общем-то, утверждает примерно то же): запрет идолопоклонства, убийства, богохульства, воровства, прелюбодеяния, а также запрет использовать в пищу плоть, которая была отрезана от живого животного, и необходимость создания справедливой судебной системы.

Заключение

Иисус Христос на вопрос юноши о том, что следует делать для того, чтобы наследовать вечную жизнь, ответил: “Соблюдай заповеди!”. После этого он перечислил их. Десять Заповедей, приведенных выше, дают нам основное нравственное руководство, необходимое для созидания жизни, как общественной, так и семейной и частной. Иисус, говоря о них, отмечал, что все они сводятся по сути к учению о любви к ближним и Богу.

Для того чтобы нам приносили пользу эти заповеди, следует сделать их своими, то есть позволить им руководить нашими поступками, мировоззрением. Эти заповеди должны укорениться в нашем подсознании или, говоря образно, должны быть написаны на скрижалях нашего сердца Богом.

Учение о блаженстве

Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединятъ собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю? (Лк. 6, 46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф. 7, 21).

Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве. Таких изречений девять:

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф. 5, 3-12).

Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: отверз уста Своя, учаше. Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.

О первой заповеди блаженства

1. Блажени нищии духом, яко тех есмь Царствие Небесное.

Первая заповедь Господня для достижения блаженства - желающие блаженства должны быть нищими духом.

Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы - ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ духовных. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит)? Или что даст человек измену (какой выкуп) за душу свою? (Мф. 16, 26).

Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, для Бога. О6 этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди в след Мене» (Мф. 19, 21).

Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.
Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей - совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

О второй заповеди блаженства

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Вторая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть плачущими.
В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению): а сего мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).

Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.

Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной) совести.
Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.

О третьей заповеди блаженства

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Третья заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть кроткими.

Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

Особые действия кротости христианской - не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься.
Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно, вообще, есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.

Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, на земли живых, там, где живут и не умирают, то есть получат вечное блаженство (Пс. 26, 13).

О четвертой заповеди блаженства

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Четвертая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды.

Хотя следует понимать под именем правды всякую добродетель, которую христианин должен желать как пищу и питие, но преимущественно нужно подразумевать ту правду, о которой в пророчестве Даниила сказано: приведется правда вечная, то есть совершится оправдание человека, виновного перед Богом, - оправдание посредством благодати и веры в Господа Иисуса Христа (Дан. 9, 24).

Об этой правде говорит Апостол Павел: «Правдаже Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия (различия), вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне (даром) благодатию Его, избавлением (искуплением), еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его (Которого Бог предложил в жертву умилостивления через пролитие Крови Его), в явление правды Своея, за отпущение (в прощение) прежде бывших грехов» (Рим. 3, 22-25).

Алчущие и жаждущие правды - это те, кто любит делать добро, но не считает себя праведником, не полагается на свои добрые дела, но признает себя грешным и виновным перед Богом и кто желанием и молитвой веры как духовной пищи и пития алчет и жаждет благодатного оправдания через Иисуса Христа.
Господь обещает алчущим и жаждущим правды, что они насытятся.

Здесь насыщение означает следующее. Подобно тому, как насыщение телесное приносит, во-первых, прекращение чувства голода и жажды, во-вторых, подкрепление тела пищей, насыщение духовное означает, во-первых, внутреннее успокоение помилованного грешника, во-вторых, приобретение силы для делания добра, а эта сила подается благодатью оправдывающей. Впрочем, совершенное насыщение души, сотворенной для наслаждения бесконечным благом, последует в Жизни Вечной, по изречению Псалмопевца: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (когда откроется слава Твоя). (Пс. 16, 15.)

О пятой заповеди блаженства

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Пятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть милостивы.
Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости - телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия. (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15.)

Телесные дела милости таковы:

1. Алчущего напитать.
2. Жаждущего напоить.
3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде.
4. Посетить находящегося в темнице (в заключении).
5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти.
6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых.
7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).

Духовные дела милости суть следующие.

1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его). (Иак. 5, 20.)
2. Неведущего научить истине и добру.
3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности.
4. Молиться о нем Богу.
5. Утешить печального.
6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие.
7. От всего сердца прощать обиды.

Заповеди милости не противоречит, если по правосудию наказывают виновного, если делают это по долгу и с добрым намерением, то есть чтобы исправить его или чтобы оградить невиновных от его преступлений.
Господь обещает милостивым, что они помиловани будут.

Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на Суде Божием.

О шестой заповеди блаженства

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Шестая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть чисти сердцем.

Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Этой последней человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью.
Господь обещает чистым сердцем, что они Бога узрят.

Это обещание следует понимать так, что слово Божие уподобляет сердце человеческое оку и приписывает совершенным христианам просвещенна очеса сердца (Еф. 1, 18). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога. Поскольку же лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, то обещание узреть (увидеть) Бога есть обещание высокой степени блаженства вечного.

О седьмой заповеди блаженства

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Седьмая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть миротворцы.
Исполнять эту заповедь нужно так. Мы должны поступать со всеми дружелюбно и не подавать повода к несогласию; случившееся несогласие всевозможными средствами прекращать, даже поступаясь нашим правом, если только это не противоречит долгу и ни для кого невредно; стараться и других враждующих между собой примирять постольку, поскольку имеем возможность, а если не можем, то молить Бога об их примирении.
Господь обещает миротворцам то, что они нарекутся сынами Божиими.

Это обещание означает высоту подвига миротворцев и уготованной им награды. Поскольку они подвигом своим подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим, то им обещается благодатное имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

О восьмой заповеди блаженства

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

Восьмая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть готовы претерпеть гонение за правду, не изменяя ей.
Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение, если кто-либо подвергается бедствию или опасности за то, что не хочет изменить истине и добродетели.

Господь обещает гонимым за правду Царство Небесное как бы взамен того, чего лишаются они через гонение, подобно тому, как оно обещано нищим духом в восполнение чувства недостатка и скудости.

О девятой заповеди блаженства.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех

Девятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.
Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим.
Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть преимущественную и высокую степень блаженства.

Вы говорите о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он начинает ее с заповедей блаженства.

! Счастливы алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся . Здесь Господь поощряет желание искать и любить истину. Это касается и Божьей истины: то есть желания разбираться в учении Бога, вникать в Священное Писание. "Правдолюбы", будучи воскрешены после Второго Пришествия Христа, узнают всю истину.

! Счастливы милостивые, потому что они помилованы будут . Здесь Христос возвещает о любви и милости к людям. Далее в Нагорной проповеди Иисус призывал любить даже врагов. А саму любовь к людям Христос называл второй по важности заповедью после любви к Богу (см. Мф. 22:36-40). Любовь порождает милость, то есть прощение. О прощении также постоянно учил Иисус (см. Матф.6:14, Мар.11:25, Лук.6:37). То есть любящие и прощающие люди, будут также помилованы и прощены здесь на земле за свои ошибки и затем на Великом Суде.

! Счастливы чистые сердцем, потому что они Бога узрят . Здесь речь о духовной чистоте, то есть искренней доброте и незлобивости. Такие люди будут удостоены того, что унаследовав вечную жизнь, увидят Бога.

! Счастливы миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими . Как уже было отмечено выше, Иисус учил любви к врагам и милосердному прощению даже приносящих обиды... Заповеди любви не совместимы с кровопролитиями и войнами. Продолжая дело Иисуса, апостолы также учили никогда не отвечать на зло злом, а только добром. Потому, что соблюдение и укрепление мира очень ценно в глазах Божьих. Поэтому миротворцев на небе назовут сынами Божьими...

! Счастливы изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Из следующих ниже стихов 11-12 видно, что говорится здесь о тех, кому предстоит пострадать за правду - за твердость веры в Бога и Его Сына Иисуса Христа, верность Его заповедям... Им приготовлено место в Царствии Небесном (см. Ин. 14:1-3).

Как видите заповеди блаженства (счастья) очень даже актуальны и сегодня, если использовать правильный современный перевод Нагорной проповеди Иисуса Христа.

* В связи с тем, что не все программы и браузеры отображают греческий язык, греческие слова приведены на латинице.


Валерий Татаркин