Полеты в космос в художественной литературе. Советская космическая фантастика Список художественных произведений о космосе


Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области. Представленная сказка может быть полезна воспитателям дошкольных организаций, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям дошкольников и младших школьников.

Назначение. Представленная авторская сказка в стихах может служить дополнительным литературным материалом при подготовке занятий, праздников, развлечений ко Дню космонавтики и другим мероприятиям по космической тематике для детей 5-9 лет. Сказка может быть интересна детям дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям, родителям, учителям начальной школы, а также всем, кто любит cказки, волшебство и приключения.

Описание. Сказка повествует о необычном космическом путешествии на планету Марс двух девочек, сестрёнок Саши и Даши, и о тех приключениях, которые с ними произошли.

Цель: Развитие воображения, фантазии, любознательности, интереса к теме космоса.

Задачи:
- расширять представления детей о космосе;
- развивать умение эмоционально откликаться на художественное произведение;
- пополнять словарный запас детей, обогащать внутренний мир, развивать воображение;
- воспитывать любовь к родной Земле.

"Там на космических дорожках" ________________

Путешествовать все любят,
Все хотят увидеть мир.
Папа с мамой любят горы,
Они едут на Памир,
А меня с сестрёнкой Дашей
К бабушке отвозят нашей,
В деревеньку у реки,
Где синеют васильки.


День за днём у нас проходит,
Бабушка с нас глаз не сводит.
Но однажды в выходной
Занялась она стряпнёй.


Мы с сестрёнкой не мешали,
Во дворе одни играли.
Тут-то и случилось ЧУДО!
Он пришёл из НИОТКУДА…
И спросил, понизив голос:
«Дети, вы хотите в космос?»


Он – космический пришелец,
На планете Марс владелец
Огородов и садов,
Вкусных ягод и плодов.

Мы с сестрой переглянулись
И лукаво улыбнулись:
«Ну конечно же хотим!..
Всё! Ура! На Марс летим!»

И вот уже летит вперёд
Загадочный наш Марсолёт,
Огни мелькают за кормой,
Мы покидаем дом родной.


Смотрим мы в иллюминатор,
Там такая красота!
Сообщает навигатор,
Где Сатурн, а где Луна.


Очень долго мы летели,
Даже кушать захотели.
Тут пришелец объявляет:
«Вас планета Марс встречает!»


Марсолёт наш опустился,
Серебристый люк открылся,
И неведомая сила
Нас с сестрёнкой подхватила,
Закрутила-закрутила
И на поле опустила.


Поле Марсовым зовётся,
Красный свет над полем льётся,
И стоит на поле том
Марсианский Чудо-дом.


А вокруг - цветущий сад,
Вот сюда бы всех ребят!
Посмотреть и подивиться,
И конечно, угоститься
Марсианскими дарами –
Фруктами и овощами.

Мы с сестрёнкой обомлели,
С аппетитом ели, ели –
Марсианскую клубнику,
Марсианский виноград,
А пришелец улыбался –
Было видно, что он рад.

Целый день планета Марс
Удивляла с Дашей нас.
Мы смеялись и шутили,
А потом… вдруг загрустили.


Захотелось нам домой,
К нашей речке голубой,
Где стволы берёз белеют,
Васильки в траве синеют,
Где родИлись мы, росли
В ласковом тепле Земли!


Конец сказки

Иногда я задумываюсь о том, что если верить ученым, ребенок в своем развитии проходит все стадии развития человечества - от спустившихся с веток обезьян до современного человека. И если это так, то ничуть не удивительно пристрастие детей любого возраста к теме неба и звезд, ведь с первыми крупицами разума человек получил и первый вопрос: «Что там, на небе?» Ребенок, открывший для себя небо, усыпанное звездами, засыпает родителей сотнями вопросов и хорошо, что ответить на них и показать величие мира, в котором мы живем, помогают книги. В этой статье вы найдете самые разные книги о космосе для детей – от нескучных энциклопедий до настоящих сказочных историй.

Книга про космос для детей «Звезды и планеты»

Надеюсь, этот обзор книг о космосе для детей поможет вам выбрать по-настоящему занимательные, яркие и глубокие книги, которые помогут вам выйти далеко за пределы собственного дома. И пусть пока только в мечтах…

Оля Брусянина


О космосе написано сотни, если не тысячи, книг и еще столько же напишут. Но как найти в этой огромной «космической» библиотеке нескучные, понятные и захватывающие книги? В этом вам поможет наш материал, в котором мы собрали 10 достойных произведений о космосе.

Стивен Хокинг «О Вселенной в двух словах»

Дата выхода: 2001
Дата перевода: 2017
Издательство: АСТ

Знаменитый ученый Стивен Хокинг написал еще один бестселлер о последних достижениях астрофизики. С момента выхода его «Краткой истории времени» прошло 30 лет, а за это время наука вырвалась вперед хвастается новыми открытиями. Книга «О Вселенной в двух словах» рассказывает об изменениях, улучшениях и открытиях, сделанных за последние годы в астрофизике. Как и раньше, Хокинг говорит с читателями на доступном языке и доходчиво объясняет теорию относительности, происхождение черных дыр и задачи квантовой механики.

Оксана Абрамова, Василий Логинов «Научные теории за 60 секунд. 70 фактов»

Дата выхода: 2016
Дата перевода: -
Издательство: АСТ

Книга двух кандидатов наук и по совместительству одного профессора, сделана в удобном формате мини-статей. Каждый раздел кратко и увлекательно рассказывает об одной научной теории, содержит полезные факты и красочные иллюстрации. Книга интересна как подросткам, которых увлекает астрономия и все что с ней связано, так и взрослым, что хотят восполнить пробелы в знаниях и заиметь хорошо оформленное научно-популярное издание.

Владимир Сурдин «Разведка далеких планет»

Дата выхода: 2013
Дата перевода: -
Издательство: Физико-математическая литература

Для некоторых астрономов охота на планеты стало не просто хобби, а смыслом жизни. И если раньше, такие открытия случались редко и производило фурор, то с нынешним оборудованием и супермощными телескопами не составляет большого труда найти за день пару десятков планет. И все же в этом деле есть свои особенности, сложные моменты, ложные пути и трудный выбор. Книга «Разведка далеких планет» рассказывает об охотниках за планетами, а также их захватывающей работе. Радует, что автор не увлекся сложными словами и профессиональной терминологией, а просто и доступно ведет читателя за руку и разжевывает все прелести поисков планет.

Митио Каку «Параллельные миры. Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем космоса»

Дата выхода: 2005
Дата перевода: 2017
Издательство: Альпина Диджитал

Известный ученый Митио Каку занялся глубоким изучением параллельных миров и других вселенных. По мнению автора существует одна Мультивселенная, где можно жить, но попасть туда с нашими знаниями мы пока не можем. Она состоит из множества миров, но все они находятся в гиперпростанстве - за пределами известных нам четырех измерений. Ученый предполагает насколько скоро человечество проникнет туда и что для этого нужно сделать. Все это подано в доступно для читателя форме и увлекает глубиной мысли автора, а также масштабами его размышлений.

Ирина Позднякова «Большой атлас Вселенной»

Дата выхода: 2017
Дата перевода: -
Издательство: ЭКСМО

Бесконечный космос хранит множество тайн и человечество только начинает разгадывать эти загадки и по крупицам собирать полученные знания. И несмотря на то, что мы знаем о Вселенной совсем немного, новые данные увлекательны и рассказывают об окружающем нас мире и нашей родной планете Земля много нового. «Большой атлас Вселенной» отлично иллюстрирован, показывает как выглядят планеты Солнечной системы и что у них на поверхности, объясняет что находится в центре галактик, как образуются черные дыры и дает ответы на множество вопросов о нашей Вселенной.

Митио Каку «Космос Эйнштейна. Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени»

Дата выхода: 2004
Дата перевода: 2016
Издательство: Альпина Диджитал

Еще одна книга известного ученого Митио Каку. На этот раз он увлекательно рассказывает о жизни и открытиях великого исследователя и физика Альберта Эйнштейна. С первого взгляда это научно-популярное произведение мало чем касается космоса: Митио Каку погружает нас в Германию начала 20 века, знакомит с Эйнштейном, его жизнью, работой и научными спорами с коллегами. Но именно в это время великий гений создает свои теории пространства и времени. Автор простым языком объясняет суть открытий Эйнштейна, а также то влияние, которое они оказали на человечество, современную физику как науку и конечно же на полеты в космос.

Карл Саган «Космос. Эволюция Вселенной, жизни и цивилизации»

Дата выхода: 1980
Дата перевода: 2006
Издательство: Гельветика

Научно-популярная книга известного астрофизика и популяризатора науки Карла Сагана расскажет читателям о Вселенной, ее эволюции, о том как создавались галактики, зарождалась жизнь и разум. Помимо этого, Саган исследует историю космической науки и рассказывает об открытиях Ньютона, Эйнштейна и других ученых. Он прослеживает путь становления астрофизики, как науки: от первых, но неправильных догадок древности, до современных космических исследований и миссий.

Кип Торн «Интерстеллар. Наука за кадром»

Дата выхода: 2014
Дата перевода: 2015
Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Если вы смотрели научно-фантастический фильм «Интерстеллар», то книга дополнит его и расскажет о вещах, которые остались за кадром. Это исследование понравится даже тем, кто не смотрел фильм, но любит астрономию и физику, а также интересуется вопросами гравитации, черными дырами, другими измерениями и временем, как физическим явлением. Автор книги консультировал Кристофера Нолана при создании картины, но по его мнению фильм оставил после себя много вопросов, которые интересуют зрителей и просто любителей науки.

Крис Хэтфилд «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите»

Дата выхода: 2013
Дата перевода: 2015
Издательство: Альпина Диджитал

Американский астронавт Крис Хэдфилд пробыл в на МКС 4000 часов. За это время он успел не только плодотворно работать на благо человечества, но и снять десятки видео о жизни в на станции, общаться с людьми по всему миру и рассказывать им о работе астронавтов. Он даже спел песню и снял клип прямо на МКС, а видео моментально разлетелось по Сети и набрало десятки миллионов просмотров. По возвращении на Землю, Крис Хэдфилд написал книгу, где рассказал как началась его долгая дорога в космос, что он понял за эти годы, чему научился и как осуществил свою мечту.

12 апреля 1961 года произошло историческое событие: человек отправился в космос. И этот звездный пионер был родом из СССР! Как представитель главного в мире государства рабочих и крестьян Юрий Гагарин из простого улыбчивого парня моментально превратился в символ Великих свершений. Но задолго до полета Гагарина космические просторы бороздили советские фантасты.

Per aspera ad astra.
(Через тернии - к звездам.)
Латинское изречение

Пролетарии всех планет, соединяйтесь!

Основоположником советской научной фантастики о космосе можно назвать «отца» теоретической космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского . Фрагменты его повести «Вне Земли» с описанием реактивной ракеты были опубликованы журналом «Природа и люди» еще в 1918 году. Впрочем, главной «космической» книгой раннего периода советской НФ традиционно считается роман Алексея Толстого «Аэлита», впервые напечатанный журналом «Красная новь» как «Закат Марса» (1922-1923).

Писал «Аэлиту» Толстой еще в эмиграции. При этом «красный граф», человек довольно начитанный, явно вдохновлялся «марсианским» циклом Эдгара Райса Берроуза. По сюжету Толстого, гениальный энтузиаст инженер-изобретатель Лось строит ракету и, взяв в попутчики красноармейца Гусева, отправляется на Марс. Там герои обнаруживают загнивающую цивилизацию атлантов и вволю приключаются: Лось завоевывает сердце прекрасной принцессы Аэлиты, а Гусев, как и положено истинному коммунару, организовывает революцию. Правда, в отличие от доблестного капитана Джона Картера, который живо показал всем марсианам «берроузовскую мать», герои космооперы Толстого особых успехов не добились и еле-еле унесли ноги на Землю.


Вечно живая «Аэлита»

В 1920-х в Советской России появлялись и другие книги, герои которых отправляются в космос. Об этом писал, например, Виктор Гончаров , чьи персонажи - комсомолец Андрей и ученый Никодим - помогают аборигенам совершить революцию на Луне (дилогия «Межпланетный путешественник» и «Психомашина», 1924). На Марс летят герои романа Александра Ярославского «Аргонавты Вселенной» (1926). Ближний космос осваивают персонажи рассказа Андрея Платонова «Лунная бомба» (1926) и повести Валерия Язвицкого «Путешествие на Луну и Марс» (1928). Встречам с иным разумом посвящены сборник рассказов Грааля Арельского «Повести о Марсе» (1925) и повесть С. Горбатова «Последний рейс «Лунного Колумба» (1929). А в романе Николая Муханова «Пылающие бездны» (1924) впервые в отечественной НФ описана межпланетная война, где земляне сражаются с вездесущими марсианами. Причем космические эскадры ведут битвы с применением лучевого оружия!

В общем, на Толстом свет клином не сошелся. Почему же именно его книга стала символом ранней советской фантастики? Дело, пожалуй, в такой «малости», как талант. Писателем Алексей Николаевич был отменным. Имелись, конечно, и у него провалы, но «Аэлита» к ним не относится. На ее фоне книги большинства остальных отечественных авторов явно теряются. В хронике советской космофантастики их имена сохранились, а вот в сердцах читателей - нет.

В начале 1930-х появилось еще несколько произведений, сюжет которых так или иначе связан с космосом: «Планета КИМ» Абрама Палея (1930), «Страна счастливых» Яна Ларри (1931) и «Прыжок в ничто» Александра Беляева (1933). На две последние книги стоит обратить особое внимание. Повесть классика советской детской фантастики Яна Ларри - утопическая фантазия, где отображены представления автора о коммунистическом обществе близкого будущего. Помимо других тем, Ларри затронул и необходимость освоения космоса. В повести имелись намеки политического свойства, из-за чего ее много лет усердно игнорировали. Впоследствии наивный Ларри возмечтал написать фантастический роман лично для товарища Сталина. Историю инопланетянина, который воочию видит все недостатки советского строя, Ларри анонимно посылал вождю, за что в 1941 году был арестован НКВД и получил 10 лет лагерей.

Роман одного из столпов советской фантастики Александра Беляева «Прыжок в ничто» заслужил одобрительный отзыв самого Циолковского. Это авантюрная история о группе буржуев, которые отправляются в путешествие на космическом лайнере «Ковчег», дабы переждать революционные события, происходящие на Земле. Однако судьба приводит «Ковчег» на Венеру, где происходит разборка между хозяевами и обслугой. В итоге победившие трудящиеся, члены экипажа и некоторые «перековавшиеся» буржуины возвращаются на Землю, где к тому времени наступила коммунистическая утопия. Нельзя сказать, что роман принадлежит к лучшим книгам Беляева, но это значительное произведение ранней советской космофантастики.


Космос для Страны Советов

В 1934 году состоялся первый Всесоюзный съезд советских писателей, который сыграл для развития нашей НФ негативную роль. Во-первых, фантастику четко определили по ведомству литературы для подрастающего поколения. А во-вторых, указали путь - заниматься научно-техническим просвещением советской молодежи в духе социалистического реализма. Именно тогда и началась пресловутая эпоха фантастики «ближнего прицела». К тому же 1930-е вошли в историю страны как время серьезных политических потрясений, одним из проявлений которых стал повальный поиск врагов - реальных и мнимых. Поэтому типичная советская НФ тех лет выглядела примерно следующим образом. Где-нибудь на заводе или в научном институте прогрессивный инженер (ученый) вкупе с друзьями-комсомольцами и при поддержке мудрого парторга пытается внедрить передовой квадратно-гнездовой метод в работу социалистического народного хозяйства. А рядом мутит воду коварный «шпиён» иностранной разведки, которому оказывают аморальную поддержку недобитые кулаки и затаившиеся белогвардейцы. Но «наш бронепоезд» летит вперед, а подлых гадов выводят на чистую воду доблестные сотрудники компетентных органов. Лучший образец такой фантастики - «Тайна двух океанов» Григория Адамова (1939). Большинство же подобных опусов заслуженно списаны в литературный утиль…

Впрочем, некоторым писателям было тесно в навязанной схеме, поэтому произведения, герои которых стремились летать, а не ползать, нет-нет да и появлялись. Роман Александра Беляева «Звезда КЭЦ» (1936) посвящен орбитальной космической станции, его же «Небесный гость» (1937) рассказывает о путешествии к звездам. В романе Владимира Владко «Аргонавты Вселенной» (1938) описан космический полет на Венеру, Борис Анибал в повести «Моряки Вселенной» (1940) отправляет персонажей на Марс, а А. Тарасов в рассказе «Над лунными кратерами» (1941) - соответственно, на Луну. Но эти книги погоды не делали. А потом началась война…

Великий перелом

После Победы космические истории в нашей НФ по-прежнему появлялись нечасто. В 1945-м вышел военно-приключенческий роман Сергея Беляева «Десятая планета». В повести тогда еще начинающего писателя Ивана Ефремова «Звездные корабли» (1947) продвигалась идея множественности разумной жизни во Вселенной. Можно вспомнить еще познавательный рассказ Владимира Обручева «Полет по планетам» и художественный очерк Бориса Ляпунова «Из глубины Вселенной» с теорией инопланетного корабля как источника Тунгусской катастрофы (оба - 1950). Но нарочито приземленная НФ господствовала почти безраздельно, усиленно насаждаясь свыше. Вот отрывки из типичной для того времени статьи, напечатанной в одном из ведущих литературных журналов:

Советская научно-фантастическая литература должна отображать завтрашний день нашей страны… промежуток времени, отделенный от наших дней одним-двумя десятками лет, а может быть, даже просто годами. А некоторые литераторы ориентируются сами и ориентируют других на изображение отдаленного будущего… Это не случайная ошибка. Это стремление поклонника западноевропейской фантастической литературы направить нашу литературу на тот же лад.
Из статьи С. Иванова (журнал «Октябрь», №1 за 1950 год)

Не литературоведческая статья - донос «куда следует»! Какие там мечты о космосе - тут бы на Колыму не загреметь за «низкопоклонство перед Западом»! Но время не стояло на месте. После ряда политических изменений настал праздник и на улице настоящих советских фантастов.

Уже в 1954 году выдающийся кинодеятель Александр Довженко написал сценарий фильма «В глубинах космоса», который, правда, остался нереализованным. Через год в журнале «Знание - сила» был опубликован рассказ Владимира Савченко «Навстречу звездам», посвященный первому звездному старту, который происходит… в 1977 году! Эх, какими оптимистами были тогда советские люди… Велик вклад в развитие отечественной космофантастики Георгия Мартынова , чьи повести «220 дней на звездолете» (1955) и «Планетный гость» (1957) положили начало популярным циклам «Звездоплаватели» и «Каллисто». Первый из них посвящен освоению в недалеком будущем Солнечной системы, сюжет второго вертится вокруг посещения Земли инопланетянами, которые, оказывается, давно построили у себя коммунизм.

А в 1957 вышел роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», ознаменовавший второе рождение советской научной фантастики. Наверное, дело не только в достоинствах самой книги. 1957 год - время для нашей страны особое. С одной стороны, невиданный всплеск народного энтузиазма, вызванный общественной перестройкой, которую окрестили «оттепелью». С другой - колоссальный научно-технический прорыв, ярче всего отразившийся в запуске первого в истории искусственного спутника Земли. Казалось - вот оно, счастье! Наконец-то по-настоящему свободный советский человек сделает решающий шаг в светлое коммунистическое завтра! И книга Ефремова отменно накладывалась на всеобщий оптимизм. Действие происходило в далеком коммунистическом будущем на объединенной Земле, населенной принципиально новыми людьми. Тяжкий труд здесь превратился в радостное созидание, людям открылся секрет долголетия, они отправились к звездам, образовав с иными цивилизациями «Великое Кольцо». В 1959-м Ефремов вернулся к своей истории будущего в повести «Сердце Змеи», посвященной контакту землян с расой «чужих».



Новые лица советской фантастики

Еще одна этапная книга отечественной НФ того времени - дебютный роман Аркадия и Бориса Стругацких «Страна багровых туч» (1959), сюжет которого связан с событиями первой экспедиции на Венеру. Главное достижение книги - стремление еще начинающих тогда писателей переориентировать традиционную авантюрную и научно-технологическую НФ на показ становления человеческих характеров. Некоторое время Стругацкие плодотворно разрабатывали космическую тему в серии произведений, показывающих события в годы зарождения Мира Полдня. В повестях «Путь на Амальтею» (1960) и «Стажеры» (1962) некоторые герои их первого романа вместе с новыми персонажами продолжают тяжелую работу по освоению Солнечной системы. Но главное для Стругацких - проблема нравственного выбора. Особенно четко эта мысль прослеживается в одном из лучших романов ранних АБС «Далекая радуга» (1963).


Стругацкие: капитаны советской НФ

Стоит отметить и роман Игоря Забелина «Пояс жизни» (1960) - слабый в художественном отношении, но любопытный тем, что это фактически первая в отечественной НФ книга о терраформировании иной планеты. Проблемам освоения космоса - от чисто научных до морально-этических - посвящен ряд заметных произведений: сборник Генриха Альтова «Легенды о звездных капитанах» (1961), повесть Валентины Журавлевой «Летящие по вселенной» (1963), повести Георгия Гуревича, позже объединенные в роман-утопию «Мы - из Солнечной системы» (1965), рассказы и повести Игоря Росоховатского, Анатолия Днепрова, Владимира Михайлова.

Возвращение со звезд

Как ни странно, полет Юрия Гагарина и новые завоевания советской космонавтики невольно привели к некоторому затуханию космической темы в отечественной НФ. Космос перестал быть Великой мечтой, обратившись будничной работой. Впрочем, общественная потребность в космической фантастике была еще велика, поэтому время от времени в этом жанре появлялись достойные книги.

Одним из самых масштабных произведений стала эпическая трилогия Сергея Снегова «Люди как боги», действие которой происходит в далеком коммунистическом будущем. Особый восторг читателей (и зубовный скрежет критиков) вызвала показанная с невиданным для советской НФ размахом галактическая война. За начальные романы цикла «Галактическая разведка» (1966) и «Вторжение в Персей» (1968) Снегова тут же принялись обвинять в пропаганде «чуждой» советскому человеку космической оперы. В итоге заключительный том трилогии, «Кольцо обратного времени», вышел только в 1977-м.

Необычную для советской НФ романтическую фантастику, связанную с космосом, писала Ольга Ларионова: повесть «Вахта «Арамиса» (1967), некоторые рассказы. Как всегда, на высоте были братья Стругацкие, вновь поднявшие проблему нравственного выбора в повести о контакте с принципиально чуждой человеку цивилизацией «Малыш» (1971). Герои романа Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова «Плеск звездных морей» (1970) занимались терраформированием Венеры в условиях очередной коммунистической утопии - правда, верилось в нее уже с трудом… В романе Сергея Жемайтиса «Багряная планета» (1973) прилетевшие на Марс земляне обнаруживали остатки исчезнувшей цивилизации. Достоверны в психологическом отношении и увлекательные повести Кира Булычева о космическом медике Павлыше.


Путь к звездам

Во второй половине 1970-х и на протяжении 1980-х советская космическая НФ забуксовала. Во многом это было связано с очередным идеологическим «закручиванием гаек». Да и освоение космоса из суровых будней на глазах превращалось в показушную рутину. «Лунная гонка» с американцами была проиграна. Возникли трудности с реализацией программы космического «челнока». А на орбиту гурьбой отправлялись представители стран соцлагеря - ибо так было надо. Что до фантастики, то издательство «Молодая гвардия» выпускало вереницу ничем не примечательных книг, среди которых была даже НФ, написанная советскими космонавтами: «Путь к Марсу» (1979), «На астероиде» (1984) и «Здравствуй, Фобос!» (1988) Левона Хачатурьянца и Евгения Хрунова, «Черное безмолвие» (1987) Юрия Глазкова. Любопытно, но пресновато…

Наиболее заметная книга космофантастики тех лет - роман Сергея Павлова «Лунная радуга» (1978-1983), где поднимаются вопросы опасностей, связанных с освоением иного пространства. Герои романа, бывалые косморазведчики, фактически перестают быть людьми, приобретая «экзотические» свойства, что не приносит счастья ни им, ни окружающим. Стоит еще отметить дилогию Владимира Михайлова о звездном капитане Ульдемире: «Сторож брату моему» (1976) и «Тогда придите, и рассудим» (1983). Но эту весьма специфическую историю странного экипажа межзвездной экспедиции и их прогрессорской деятельности вряд ли можно отнести только к космической НФ, ибо она носит отчетливый социально-философский характер (как и многие книги поздних Стругацких).

Во время перестройки интерес к космической НФ угас. Пришел черед иной фантастики - с чернушным оттенком. Затем кончился и Советский Союз… Ныне основная масса книг отечественных авторов относится уже к космической опере. Но это уже совсем другая история…

  • Алексей Толстой «Аэлита»
  • Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
  • Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч», «Путь на Амальтею», «Стажеры»
  • Александр Беляев «Прыжок в ничто»
  • Георгий Мартынов «Каллисто»
  • Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Плеск звездных морей»
  • Сергей Снегов «Люди как боги»
  • Георгий Гуревич «Мы - из Солнечной системы»
  • Сергей Жемайтис «Багряная планета»
  • Сергей Павлов «Лунная радуга»

При написании статьи использованы «Библиография советской фантастики» В. Вельчинского (bibliography.narod.ru), материалы сайтов «Русская фантастика» (rusf.ru) и «Эпизоды космонавтики» (

В начале XX века К.Э.Циолковский написал книгу «Вне Земли» (в Калуге эта книга была издана в 1920 году), а Юрий Гагарин после приземления первого корабля «Восток» сказал: «...Сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными». Так фантастика предвосхищала реальность.

Способ, которым авторы фантазий о космических путешествиях отправляли своих героев в космическое пространство, многообразны. Они прямо зависят от уровня научных представлений своего времени. До тех пор, пока благодаря нашему земляку, К.Э.Циолковскому, не была изобретена ракета на реактивной тяге, способы изобретались один причудливее другого, даже комические: и на воздушном шаре, и верхом на пушечном ядре, и в птичьей упряжке, и, конечно же, во сне.

Отбросим заведомо сказочные способы и рассмотрим те, авторы которых пытались дать какое-то научное обоснование полета. Первым в этом ряду был, видимо, Жюль Верн, который написал дилогию «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны "пушки на лунувидимо Жюль Верн, который написал "полета. ос.\оизведений прошлых веков.

Он не единственный, кто отправил людей в космос таким образом. Точно так же отправил на Луну своих героев польский писатель XX века Ежи Жулавский, автор «Лунной трилогии». Жулавский должен был уже знать о принципах реактивного движения, но почему-то избрал такой архаичный способ полета. Может быть, он не хотел, чтобы его герои вернулись на Землю?

Примерно в то же время Алексей Толстой пишет «Аэлиту», где описывает полет в «настоящей» ракете. И гораздо дальше: на Марс.

Другой способ предложил знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в книге «Первые люди на Луне». Он заставил своего героя Кэйвора изобрести кэйворит – вещество, экранирующее от поля притяжения. Всего-то и нужно: покрыть металлический шар-снаряд слоем такого вещества, чтобы оказаться в невесомости. Путешественники управляют своим снарядом, открывая окошки-иллюминаторы так, чтобы в поле зрения оказалась цель путешествия. Принцип прост: смотрим на Луну – значит летим к Луне. Хотим притормозить – смотрим на Землю. Только не очень долго, а не то Земли притянет к себе.

Заметим, что оба способа разбирались в научно-технической литературе (в частности, в известной книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика»). Сейчас уже нет необходимости изобретать экзотические способы путешествия в космос, потому что пока достоверно известен один: космическая ракета на реактивной тяге.

Артур Кларк, известный ученый-астрофизик и писатель, в своем романе «Фонтаны рая» рисует картины путешествий на орбиту в космическом лифте (этот лифт появляется и в одном из романов о космической одиссее).

Французский ученый-геолог и опять же писатель Ф. Карсак (Франсуа Бордо) вслед за своими соотечественниками Жюль Верном сталкивает два космических тела, в результате чего группа землян оказывается на другой планете. Возникает вопрос: можно ли считать такую переброску космическим путешествием? Ведь люди не покидают поверхности планеты. Разве что оставляют родную солнечную систему, как и в случае, когда средством передвижения оказывается целая планета. Тот же Ф. Карсак заставляет своих героев искать способ «убежать» от солнца, которому грозит превращение в Новую, в результате чего Земля увеличивает скорость и, покинув свою орбиту, устремляется в космические дали.

Такой же способ описывает Георгий Гуревич в повести «Прохождение Немезиды», только на этот раз солнечная система выступает не как пункт направления, а как принимающая сторона. Может быть, имея в роли космического корабля целую планету, путешествовать по космосу было бы легче, чем в любом искусственно построенном ковчеге. Но не надо забывать, что никакое солнце планету-путешественницу уже не будет согревать, а значит, ее население вынуждено будет переселиться под землю, укрывшись слоем замёрзших атмосферных газов на все века, которые потребуются для преодоления межзвездной бездны.

В качестве средств передвижения использовались также сравнительно мелкие космические тела – астероиды, внутри которых оборудовалась жилая зона. Надежнее, чем в металлической оболочке, но сколько нужно потратить топлива, чтобы разогнать такую массу! А ведь ее – массу – еще ведь потом и остановить нужно!

Расстояния в космосе настолько велики, что авторы книг о космических полетах вынуждены изобретать совсем уже фантастические методы, заставляя своих героев просто прокалывать пространство, но мы считаем, что такие способы вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем, если вообще будут реализованы. Правда, в не столь далекие времена Французская Академия прославилась утверждением, что камни с неба падать не могут, это антинаучно… а камни все же падают. Не попадем ли мы впросак со своим утверждением о невозможности гиперпространственных проколов?

А обыкновенные звездолеты все-таки были: в книге Станислава Лема «Магелланово Облако» описывается первый полет к звезде-соседке, в систему Центавра. Путь был долог и тернист, но в конце его путешественников ожидало заслуженное вознаграждение: встреча с дружественной цивилизацией. Звездолет как средство передвижения использует и Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды», и эта книга появилась почти одновременно с полетом Юрия Гагарина.