Женитьба петра 1 на лопухиной. Жены императора Петра I. О чем надо знать

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Евдокия Лопухина родилась 30 июня 1669 года в селе Серебрено Мещовского уезда. Ее отец изначально был стряпчим при дворе царя Алексея Михайловича, а уже при Федоре Алексеевиче стал сначала полковником и стрелецким головой, а позже - государевым стольником и окольничим. Дети в семье Лопухиных - приверженцев старины - воспитывались в строгих традициях православия и Домостроя, в том числе и Прасковья, которая, по свидетельству современников, была хороша собой.

Евдокия Федоровна Лопухина вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же она стала последней русской царицей, поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц и последней царствующей равнородной неиноземной супругой русского монарха. Будущая царица при рождении получила имя Прасковья Илларионовна Лопухина. Она была выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью - царицей Натальей Кирилловной – без всякого согласования на то с женихом, хотя в то время согласия молодых особо и не спрашивали. На выбор царицы повлияло то, что род Лопухиных был многочисленным и входил в число союзников Нарышкиных. И она надеялась, что они помогут в укреплении положения Петра в качестве самовластного государя, будучи популярными в стрелецких войсках.

В связи с бракосочетанием, имя невесты Прасковья, было изменено на более благозвучное и приличествующее царице - Евдокия, а возможно и по причине, чтобы оно не совпадало с именем жены соправителя Петра I - супруги Ивана V, Прасковьи Салтыковой. А также было изменено и отчество - на Федоровна. Традиционно, в честь святыни рода Романовых - Феодоровской иконы. Отец же ее получил чин боярина. Венчание Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной состоялось 27 января 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой.

Через год у них родился первенец - царевич Алексей Петрович, а затем еще два сына, но младшие, Александр и Павел, умерли в младенчестве. Хотя первые годы замужества были спокойными, но Евдокия, воспитанная по старинным теремным обычаям, не разделяла интересов энергичного и прозападного мужа и не имела на него никакого влияния. В основном она занималась благоустройством церквей и монастырей. Поэтому не удивительно, что молодой царь довольно быстро стал все чаще покидать жену ради любимых потех.

Все это привело к разладу между супругами. К тому же, царица Наталья Кирилловна относилась к невестке с большой неприязнью. Усугубило положение Евдокии и связь Петра с Анной Монс, с которой он познакомился в 1692 году в Немецкой слободе. Но видимость брака сохранялась, пока была жива мать царя, а после смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с женой переписку. И хотя Евдокию называли царицей, и она жила с сыном в Кремле, но другие Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу.

Покинутая мужем, молодая царица замкнулась в кругу недовольных политикой Петра. Он же занятый реформами в 1696 году отправился за границу и вскоре, находясь в Лондоне, письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу уговорить Евдокию постричься в монахини, по обычаю, принятому на Руси вместо развода. Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына, но по возвращении из-за границы летом 1698 года Петр, не смотря на протесты жены, под конвоем отправил ее в Суздальско-Покровский монастырь, традиционное место ссылки цариц, где она насильно была пострижена под именем Елены. Причем содержания от казны ей назначено не было - ее «кормили» родственники, а царевича Алексея перевезли на воспитание тетке, царевне Наталье Алексеевне.

Лишь полгода она носила иноческое платье и соблюдала обеты монастырского общежития, а затем, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. А в 1709 году вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. К тому же она стала своеобразным «центром» партии, враждебной Петру, поскольку в высших кругах русского общества еще сохранялось сочувствие к сосланной царице. Кто-то считал, что Петр примирится с женой, оставит Петербург и свои реформы, а Евдокия вновь станет царицей. Однако, все это открылось во время так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, когда Петр узнал про жизнь Евдокии в монастыре. Она была арестована и со всем окружением доставлена в Москву.

Еще в дороге в письме к мужу Евдокия призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». После следствия и в результате царского суда, были казнены многие приближенные Евдокии, в том числе монахини суздальских монастырей и майор Глебов, другие были сосланы, посажены в тюрьму, лишились своих санов и должностей. В июле 1718 года умер ее единственный сын, царевич Алексей, а еще через полгода был казнен ее брат Абрам Лопухин. Но по отношению к Евдокии Петр ограничился новой «ссылкой» - в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины императора.

С приходом к власти новой супруги Петра I - Екатерины, ее отправили в Шлиссельбург, где также держали в строго секретном заключении как государственную преступницу под именем «известной особы». Лишь через несколько месяцев после воцарения Петра II - внука Евдокии - в 1727 году, она была с почетом перевезена в Москву и поселена в Новодевичьем монастыре, где и прожила до конца жизни. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства бывшей царицы с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение 1722 года о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол. Евдокии было выделено большое содержание и особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с уважением, как к царице, но никакой роли при дворе Лопухина не играла.

Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, пережив своего мужа, сына и даже внука, Евдокия Федоровна Лопухина прожила в довольстве остаток жизни и скончалась 7 сентября 1731 года в Москве, в Новодевичьем монастыре, где и была похоронена в соборной церкви.

Евдокия Лопухина (1669-1731) была последней кровной царицей. Она происходила из уважаемого боярского рода. Е.Ф.Лопухина в 20 лет стала женой Петра I, которому красавицу-невесту подобрала его мать, вдовствующая царица Наталья Кирилловна Нарышкина. В 1690 г. в царской семье родился первенец — сын Алексей, потом и другой сын — Александр. Отцовские чувства и осознание необходимости личного участия в воспитании детей у царя Петра I тогда полностью отсутствовали.

Евдокия Лопухина: взаимоотношения с Петром I

Ему больше нравилось вершить государственные дела и вести жизнь свободного от семейных обязанностей человека. Он был склонен к распутной жизни, разврату, пьянству, любил табакокурение. Вскоре его фавориткой стала любовница его друга швецарца Ф.Я.Лефорта (1656-1699, был на русской службе с 1678, с 1695 — русский адмирал) немка Анна Иоганновна А.Монс. С 1690 г. царь Петр I в увлечении А.Монс совсем забыл свою жену, все это ускорило смерть его любимой матери Анны Кирилловны Нарышкиной, остро переживавшей сам факт прелюбодеятний ее сына-царя и их широкую огласку. После смерти младшего сына — младенца Александра царь Петр I вообще старался не видеть царицу Евдокию, не присутствовал он и на похоронах сына.

В 1696 г. Петр I отправился за границу, не простившись с женой и сыном. А когда он вернулся в 1698 г., то остановился у Анны Монс, потом уехал в Преображенское, даже не повидав жену и сына, не послав им никакой весточки о себе. Подавив восстание стрельцов, стал бороться с собственной женой. Через доверенных лиц он пытался убедить ее уйти в монахини, постричься в монастырь, но она категорически отказалась. Затем он сам четыре часа резко пытался ее заставить постричься. По его указанию ее насильно постригли в монашество (1698).

Евдокия Лопухина после развода

Евдокия Лопухина в 29 лет пережила развод с мужем и стала насильно монахиней Еленой суздальского Покровского монастыря, где носила светскую одежду, звалась светским именем, принимала обращения и слушала в церкви здравицы ей как благоверной царице Авдотье (Евдокии). Там верные люди устроили один раз тайное свидание 37-летней царицы и ее шестнадцатилетнего сына Алексея Петровича. Там же, в Покровском монастыре, осознав краткость земной жизни и пожалев, что не узнала она многое в женском счастьи, вероятно, с отчаяния позволила она себе полюбить с 1709 г. (в ее сорок лет) генерал-майора С.Б.Глебова, который был женат, но в юности был влюблен в нее. Возникшая любовь была обоюдной и страстной, но протекала она в стенах обители и была крайне порочной, означала совершение великого греха. Благодаря С.Б.Глебову Е.Ф.Лопухина ни в чем не испытывала затруднений (до этого в монастыре она была лишена какого-либо денежного содержания, еда ее была скудной, одежда- простой, прислужниц не было).

Политические интриги вокруг Евдокии Лопухиной

Евдокия Лопухина, ставшая в монастыре старицей Еленой, влюбившейся в С.Б.Глебова, внезапно невероятно осмелела. Она стала вольно одеваться, выезжать из обители, поверила лживым заверениям некоторых бояр о возможности воцарения ее сына Алексе в я на российском престоле.

Популярность разведенной опальной царицы стала расти, в Покровский монастырь началось из-за нее чуть ли не народное паломничество. Евдокия забыла, что она приняла монашеский постриг, ее обуял и грех гордыни, она велела величать ее, жившую в монастыре, царицей Евдокией. Вокруг нее образовалась группа единомышленников, намечавших сбросить с трона Петра I и посадить на престол царевича Алексея. Евдокия полностью потеряла бдительность и чувство страха, наслаждалась любовью и мечтала о возвращении в Москву, писала Глебову страстные письма, звала его чаще приезжать в Суздаль. Настоятельница и духовник Покровского монастыря, суздальский епископ Досифей, должным образом не пытались пресечь порочное поведения Евдокии, поскольку допускали переход власти в руки ее сына и ее после устранения царя Петра I. Со временем слухи о романе Евдокии с Глебовым дошли до его жены и семьи Лопухиных; он испугался, хотел выпутаться из этой истории, чувства его к опальной царице охладились, он перестал отвечать на ее письма. Роман с Глебовым тянулся почти 9 лет, но Петр I не сразу узнал о нем. Глебова обвинили в государственной измене и мучительно казнили в 1718 г., когда Евдокии было 49 лет. Глебов все честно рассказал об отношениях с Евдокией Лопухиной, но отрицал свое участие в заговоре против царя Петра I. В том же году в тюрьме и тоже по вине Петра I закончил свою земную жизнь ее сын царевич Алексей (ему было 28 лет); казнили суздальского епископа Досифея. Е.Ф.Лопухина пережила Петра I, его любовницу Анна Монс, Екатерину I, сына Алексея и внука-царя Петра II. Умерла она в возрасте 62 лет, в Новодевичьем монастыре в Москве, где она пожелала жить, когда ее внук стал царем Петром II, и где она чувствовала себя вдовствующей царицей несколько лет.

Фильм об Евдокии Лопухиной «Последняя русская царица»

Евдокия Лопухина была дочерью стольника Иллариона Авраамовича Лопухина, происходившего из старого боярского рода. Она стала первой женой Петра I. Их бракосочетание состоялось 21 января 1689 года. В этот же день отец Евдокии Илларион принял новое имя - Федор. Дочь его, став царицей, именовалась уже Евдокией Федоровной.

18 февраля 1690 года Евдокия разрешилась первенцем-царевичем Алексеем Петровичем. Обрадованный Петр через неделю после появления сына дал «великолепный» фейерверк на Пресне.

Три-четыре года после брака Петра и Евдокии прошли в мире и благополучии. Но вскоре Анна Монц завладела сердцем царя.

Занятый государственным преобразованием, Петр уехал за границу.

В 1696 году, перед отъездом, он решил расстаться с Евдокией. Из Лондона писал к боярам Льву Кирилловичу Нарышкину и Тихону Никитичу Стрешневу, чтобы они «сманили» ее добровольно постричься в монастырь.

Через 2 года, 25 августа 1698 года, Петр возвратился из путешествия. В день своего приезда он не отслужил благодарственный молебен в Успенском соборе о благополучном возвращении, а успел побывать в некоторых домах предместьев Москвы, навестил и семью Монц в немецкой слободе. Ночевать же уехал в свое село Преображенское.

Царь не заехал навестить свою законную супругу Евдокию Федоровну и повидать сына. Мало того, что более всего поразило московскую аристократию, Петр приказал своим приближенным уговорить царицу удалиться из Москвы и постричься в монастырь. Царица не согласилась.

Согласно некоторым сведениям, 31 августа, в Москве, в доме почтмейстера Виниуса, царь Петр наедине беседовал с Евдокией в продолжение четырех часов, тщетно убеждая ее принять постриг в ближайшем монастыре. Как видно из дела, Евдокия от пострига в монастырь снова отказалась. И все же 25 сентября она была насильно сослана в Суздальский Покровский монастырь, «под начало игумении», оставив на воспитание тетке царевне Наталье Алексеевне своего единственного восьмилетнего сына - царевича Алексея. В закрытой карете, сопровождаемой небольшой свитой и караулом, Евдокия прибыла в Суздаль вечером 27 сентября 1698 года.

Так царица Евдокия сделалась монахиней Суздальского Покровского монастыря, «старицей» Еленой, хотя ей было всего 25 лет.

Специально для ссыльной царицы была построена «брусчатая келья» с несколькими просторными горенками и сенями. Келья располагалась с западной стороны надвратной Благовещенской церкви, в которую из кельи был устроен переход, подводивший к двери, проделанной в северной арке. Дверь вводила в галерею церкви, перестроенную в коридор. В конце этого коридора, в угловом восточном помещении, была устроена молельная царицы, скрытая от взора молящихся.

Спустя полгода после пострига ссыльная царица перестала думать о твердых обетах монастырского общежития, о посте и молитве. Она сбросила свое монастырское, черническое одеяние и возобновила светский образ жизни.

Евдокия устанавливает связи с московскими родственниками и в первую очередь с братом Авраамом Федоровичем Лопухиным, золовкой Марией Алексеевной и вообще с кругами, сочувствующими ей и недовольными новыми реформами Петра.

Связь Москвы с Суздалем первоначально была установлена через крестьянина одной из вотчин Авраама Лопухина Михаила Босого. Исполняя обязанности посыльного, Михаил Босой успевал по нескольку раз в год приезжать в Покровский монастырь к Евдокии, доставляя ей всякий раз «московские милости» - по 50 рублей от Марии Алексеевны да разные подарки продовольствием и одеждой, а также особо порученные устные новости «о настроениях» в Москве.

Чувствуя поддержку своих высокопоставленных родственников, а также сочувствие довольно большой группы царедворцев, Евдокия приступает к активным действиям. Она уже не довольствуется пределами Суздаля, начинает выезжать в отдаленные монастыри «на богомолье». Так, частыми сделались ее поездки в Сновицкий, Боголюбов Кузьмин монастыри и в Золотниковскую пустынь. Свои поездки Евдокия совершала обычно в закрытой карете.

Вновь поставленный архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Досифей располагал ее к себе всевозможными выдумками о чудесах, якобы происходящих от икон и прозорливых снов. Однажды он принес царице две иконы и велел класть перед ними по нескольку сот поклонов в день, сообщив, что «слышал от икон голоса, что Евдокия воцарится», т. е. будет вновь царицей в тот же год. Однако, когда проходили все сроки, назначенные «прозорливыми» иконами, и предсказания не исполнялись, Досифей объяснял это грехами покойного отца царицы Федора Лопухина, который будто бы погряз в аду.

Так в надеждах на возвращение в Москву прошло девять лет монастырской жизни.

В 1710 году для рекрутского набора в Суздаль был прислан Степан Богданович Глебов.

Глебов был уже человек в возрасте. Имел жену Татьяну Васильевну и детей. Некоторые именуют его генерал-майором. В Москве он имел свой двор за Пречистенскими воротами, где большее время проживала его семья. Кроме Московского двора, Глебов имел еще двор в Петербурге в Шлезвигской слободе на Адмиралтейской стороне и земельного угодья в 1217 четвертей посева. Безусловно уже знавший о пребывании в Суздальском Покровском монастыре ссыльной царицы Глебов решил навестить ее и посочувствовать ей в одиночестве. Хранитель духовной жизни Евдокии - протопоп Суздальского собора Федор Пустынный не замедлил угодить новому другу - устроить свидание Глебова и Евдокии. После первого и весьма затруднительного в монастырских условиях свидания Глебов начал часто навещать келью царицы в разное время дня, а в дальнейшем и ночи.

Возможность ее возвышения при Московском дворе и воцарение ее сына Алексея многим кружили головы. В связи с этим росла и популярность ссыльной царицы. В Суздальский Покровский монастырь началось народное паломничество.

Монахиня Елена величала себя не иначе, как царицей Евдокией, причем имела обыкновение говорить посещающим ее: «Все наше - государево.

И государь за мать свою, что воздал стрельцам, ведь вы знаете. А мой сын из пеленок уже вывалился».

Слухи дошли и до жены Глебова Татьяны Васильевны, которая упрекала и мужа и Евдокию в сложившихся между ними отношениях. Видимо, хлопотами жены Глебова и Авраама Лопухина Глебов был отозван по служебной линии из Суздаля в Москву. Надо полагать, что Глебов глубоко надеялся на воцарение Алексея и имел в виду через Евдокию сделать себе карьеру в будущем. Но потом сам понял, что его отношения со ссыльной царицей зашли слишком далеко, и резко изменил свое поведение. Евдокия глубоко верила в любовь Степана, она в своих письмах писала ему: «Забыл скоро меня, кто меня бедную, с тобою разлучил? Что я твоей жене сделала? Какое ей зло учинила? Чем я вас прогневала? Что ты, душа моя, мне не сказал, чем я жене твоей досадила, а ты жены своей слушал? Для чего, друг мой, меня оставил?..»

Но Глебов уже избегал встреч в Евдокией. Убедившись в его отъезде из Суздаля, Евдокия слала ему письмо за письмом:

«Свет мой, батюшко мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расстаться! Ох свет мой, как мне на свете быть без тебя, как живой быть! Уж мне нет тебя милее… Знаешь ты, сам этого пожелал, что тебе здесь не быть… Для чего, батько мой, не ходишь ко мне? Ты мой друг, меня не забудешь. А я тебя ни на час не забуду! Oxf друг мой! Ох, свет мой! Любонька моя! Послала тебе галздук я, носи душа моя, как мне будет твою любовь забыть!..»

В 1715 году Глебов решил навестить ссыльную царицу.

Положение Глебова в это время уже, видимо, значительно пошатнулось, так как Евдокия в своем письме к брату Аврааму просила оказать помощь семье Глебовых.

Связь Глебова с братом царицы была установлена еще ранее, последний же имел близкие отношения с Александром Кикиным. Кикин, в свою очередь, связан был широкой сетью переписки непосредственно с заграницей.

И это только основные вехи, вокруг которых была сплетена густая сеть сообщников и единомышленников антипетровского блока, имевших целью воцарение Алексея Петровича на Всероссийский престол.

Сын Петра и Евдокии - царевич Алексей- рос в Московском дворце, вдали от отца.

В 1709 году Петр послал его учиться за границу, в Дрезден. За границей Петр женил сына на сестре жены императора Карла VI - Шарлотте Вольфенбютенской. В 1715 году у них родился сын Петр (будущий царь Петр II) - внук Евдокии.

Все попытки Петра I приобщить сына к государственной деятельности, воспитать в нем себе ближайшего помощника, наталкивались на упорный характер и отказ наследника.

Петр, убедившись, что отказ сына является не только пассивным отказом, но и затаенной угрозойг предложил царевичу: или постричься в монахи, или ехать в Макленбургию. Алексей согласился ехать к отцу, но под предлогом поездки решил тайно бежать за границу. 26 сентября 1716 года царевич, взяв 10 ООО червонцев золотом, выехал из Петербурга. Свернув с назначенной дороги, он бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу, своему свояку по умершей жене. По дороге, не доезжая Либавы, он встретился со своей теткой царевной Марьей Алексеевной, возвращавшейся из Карлсбада. Царевна взяла его к себе в карету, где и имела с ним довольно продолжительную беседу. Речь шла об отношениях сына к царю, о матери Евдокии, томящейся в Суздальском монастыре, о помощи ей и о других государственных делах, а главным образом, о возможной смерти отца и воцарения его, Алексея, на русском престоле.

Узнав о бегстве сына, Петр послал вельмож Толстого и Румянцева к австрийскому императору тайно добиваться выдачи наследника. Алексей в это время находился в Сент-Эльмо в Неаполе, где и был обнаружен петровскими агентами. После длительных переговоров русским дипломатам удалось склонить царевича к возвращению в Россию, под предлогом прощения его отцом.

На первом же допросе, который проводил сам Петр, царевич назвал своих сообщников и единомышленников. Развернулся страшный процесс «Дело царевича Алексея». Преображенский приказ, где проходило следствие, ежедневно пополнялся все новыми и новыми жертвами, замешанными в деле царевича.

Розыскное дело перекинулось в Суздаль и Ростов, к епископу Досифею. На другой же день, после данных царевичем показаний, по царскому указу из Москвы мчался лейб-гвардии Преображенского полка от бомбардир капитан-поручик Григорий Скорняков-Писарев.

Ловкий сыщик и безжалостный инквизитор Тайной канцелярии Скорняков-Писарев прибыл в Суздаль 10 февраля 1718 года в 10 часов пополудни и, не заезжая на воеводский двор, проехал прямо в Покровский монастырь. Был понедельник, в монастыре было тихо. Монастырки, отслушав раннюю обедню, совершали трапезу. Пройдя незаметными нижними воротами, Скорняков-Писарев направился прямо к келье царицы и внезапно вошел в нее. Оробевшая Евдокия стояла в «мирском платье, в телогрее и повойнике». Начался повальный обыск. Скорняков бросился к лубяному сундучку, в котором среди светской одежды чернеческого платья не нашел. Когда же он открыл шкатулку и вынул два письма, Евдокия бросилась отнимать их из рук сыщика. Письма оказались свежие, и оба из Москвы. Одно из них от стряпчего Покровского монастыря Михаила Воронина, второе без указания адреса и подписи, написано рукой брата Евдокии - Авраама Лопухина.

Михайло Воронин уведомлял своих братьев, что царевич едет из-за границы в Москву. Из письма видно, что оно, хотя и было адресовано братьям Василию и Ивану Ворониным, которые были служителями Покровского монастыря, предназначалось для сведения Евдокии.

монастыре стариц, клирошанок и девок, весь церковный причет и некоторых светских, отправился вместе с Евдокией в Москву.

Суздальские «колодники» прибыли в Преображенское 14 февраля и были размещены по разным помещениям «под крепким караулом». В тот же день начался «Суздальский розыск». В каменном застенке, под неумолимой плетью и раскаленным железом, люди выкрикивали новые имена своих сообщников и единомышленников. И снова гонцы мчались во все концы Российской империи, привозя с собой все новые и новые запутанные в суздальское дело жертвы.

19 февраля 1718 года была вызвана к допросу казначея Маремья-на. Болтливая старушка, боясь что-либо скрывать, рассказала все, что знала и слышала, и даже то, что не относилось к делу. На этот раз Маремья-на показала: «Да как был для набору солдат Степан Богданов Глебов в Суздале, о нем говорил ключарь Федор Пустынный, чтобы царица его к себе пустила, а я отговаривала дня с два. Прежде своего прихода он прислал два меха песцовых, пару соболей, из которых она сделала себе шапку, и хвостов 40; и потом многажды к себе пускала днем и по вечерам». Далее, рассказав, как Глебов приходил во время благовещенской заутрени, о вы-провождении его за ограду и брани царицы, Маремьяна дополнила: «Да он же^ Стефан хаживал к ней по ночам… мимо нас Стефан проходил, а мы не смели тронуться».

После показания Маремьяны в тот же день лейб-гвардии капитаном Львом Измайловым был арестован Степан Глебов и в кандалах доставлен в Канцелярию тайных дел, а 20 февраля он собственноручно показал: «Как я был в Суздале у набора солдатского тому лет 8 или 9, в то время привел меня в келью к бывшей царице Елене духовник ее Федор Пустынный, а подарок ей через оного духовника прислал я два меха песцовых, да пару соболей, косяк байберека немецкого и пищи посылал. И сошелся с нею в любовь через старицу Капитолину и жил с нею блудно… И после того, тому года два, приезжал к ней и видел ее…»

Признаваясь в близких отношениях с Евдокией, Глебов твердо и категорически отрицал приписываемое ему участие в побеге царевича Алексея за границу.

Очередь допроса дошла и до царицы Евдокии. Чтобы смягчить свою участь, Евдокия еще с дороги от Суздаля послала повинную царю, в которой, сознавая себя виновною, просила прощения.

Однако при рассмотрении дела на эту повинную не было обращено никакого внимания. 21 февраля Евдокия была доставлена в камеру допроса и пыток. Предъявленные к ней показания Маремьяны и Степана Глебова она подтвердила полностью, а после очной ставки с Глебовым на генеральном дворе дала следующие собственноручные показания: «Февраля, 21 дня, бывшая царица, старица Елена, привезена на Генеральный двор и с Степаном Глебовым на очной ставке сказала, что с ним блудно жила, как он был у рекрутского набору; и в том я виновата. Писала своею рукою я, Елена».

22 февраля в Москву был доставлен бывший архимандрит Спасского монастыря епископ Ростовский Досифей, а 23 февраля в собственноручном

письме подал свои следующие показания: «Со Степаном Глебовым у меня крайнего знакомства и любви не бывало». Далее Досифей писал, как Глебов с Евдокией приезжали к нему в Спасский монастырь ночью и велели молебны петь и однажды оставались ужинать. Досифей пытался всю вину свалить на Глебова, выгораживая себя. «А приехал ко мне Степан после того времени, как царское величество сочеталось законным браком с государынею царицей Екатериной Алексеевною, и говорит мне: «Для чего вы, архиерей за то стоите, что государь от живой жены на другой женится? А я ему сказал, я не большой и не мое то дело и стоять мне о том не для чего».

27 февраля на церковном соборе с Досифея был снят архиерейский сан. С этого времени во всех актах он назван расстригою Демидкой.

Всего по розыскному суздальскому делу было привлечено 35 человек. Среди них оговоренная царевичем Алексеем тетка его царевна Марья и ее певчий Федор Журавский, брат царицы Евдокии Авраам Лопухин и их родственник Гаврила, князь Семен Щербатов, титуловавший в своих письмах Евдокию «благоверной государыней, царицей», посыльные между Москвой и Суздалем: Григорий Собакин, Кирилл Матюшин и Михаил Босой; княгиня Голицына, передававшая дворцовые вести в круги приверженцев Евдокии через царевну Марию Алексеевну, княгиня Троекурова - родная сестра Евдокии, и суздальские ландраты, оказывавшие почести Евдокии, вместо присмотра за ней и донесения о ее поведении правительству.

Следствие шло месяц, а 14-16 марта на генеральном дворе «министрами» был вынесен приговор по суздальскому розыскному делу.

Приговор подписали князь Ромодановский, Борис Шереметьев - генерал-фельдмаршал, граф Апраксин, граф Гаврило Головин, Тихон Стрешнев, князь Петр Прозоровский, барон Петр Шафиров, Алексей Салтыков, Василий Салтыков.

Степану Глебову было сказано причинить жестокую смертную казнь, отобрать все имущество на государя, «за сочиненные у него письма к возмущению на его царское величество народа и умыслы на его здравие и на поношение его царского величества имени и ее величества государыни Екатерины Алексеевны… да потому он смертные казни достоин, что с бывшей царицей старицей Еленой жил блудно, о чем они сами винились».

Смертная казнь была вынесена и епископу Досифею, и ключарю Федору Пустынному.

При следствии в Тайной канцелярии было арестовано и посажено по тюрьмам во Владимире и Суздале 150 человек. Некоторые наказаны кнутом и сосланы в Сибирь.

После смерти Петра I, в царствование Екатерины I, в 1725 году ее по приказу императрицы перевели в Шлиссельбургскую крепость.

Из Шлиссельбургской крепости она была освобождена 1 августа 1727 года, а в сентябре отправилась в Москву, в Новодевичий монастырь, где разместилась в новоотстроенных покоях.

ное ему место, объявил, что «ее величество, бабушка, была содержана по своему высокому достоинству во всем довольствие». Тут же на заседании Совета были выработаны штаты ее двора и назначено ей содержание - 60 ООО рублей в год. Кроме того, была сдана волость в 2000 крестьянских дворов на прокормление.

Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, Евдокия пережила своего мужа Петра I, сына Алексея и даже внука -Петра II. Прожив в довольстве остаток своей жизни в Новодевичьем монастыре около трех лет, она скончалась 27 августа 1731 года на 62 году жизни.


Всем известно, что Петр I был женат на простолюдинке Марте Скавронской, которая стала императрицей под именем Екатерины I. О первой же его супруге, Евдокии Лопухиной, в большинстве источников скупо сообщается лишь, что Петр заточил ее в монастырь, «слезы лить», как пишет в своем романе Алексей Толстой… А между тем, история опальной царицы не так уж проста…

Нелюбимая…

Невесту для сына выбирала мать, царица Наталья Кирилловна. Евдокия, из захудалого боярского рода, была на несколько лет старше 16-летнего царя, скромна и очень хороша собой…

Поначалу юная Дуняша искренне мужа. Однако по сравнению с его прежними возлюбленными - раскрепощенными красотками из Немецкой слободы – застенчивая, не искушенная в плотской любви теремная боярышня Евдокия казалась скучной, пресной, неинтересной… Петр все больше времени проводил в Немецкой слободе у своей фаворитки Анны Монс, вызывая этим бешеную ревность жены… Правда, это не мешало ему иметь детей от Евдокии: Алексея и Наталью.

В 1696 г. умерла Наталья Кирилловна. В августе 1698 г. Евдокию по царскому приказу силой отправили в Суздальский женский Покровский монастырь.

Безумная Евдокия и два Глебова

В мае 1699 г. Евдокия приняла тайный постриг под именем старицы Елены. В обмен на согласие стать ей разрешили поддерживать отношения со своими московскими родственниками - Лопухиным, Щербатовым, Троекуровым… От них она получала деньги, посылки, а от расположенной к ней царевны Марьи Алексеевны, единокровной сестры царя, дочери Алексея Михайловича от первого брака - вести о сыне… Но этого оказалось мало для опальной Евдокии. Воспрянувшая духом царица-монашка мечтала о возвращении ко двору!

В это время до отвергнутой царицы дошла весть о том, что совсем неподалеку, в Сновицком монастыре владимирской епархии, живет игумен Досифей, обладающий пророческим даром. Кстати, родители его принадлежали к дворовым людям Лопухиных. Но это не помешало Демиду Глебову (таково было светское имя Досифея) принять духовный сан, а впоследствии стать митрополитом ростовским и ярославским.

Итак, Евдокия посетила бывшего крепостного своей семьи, а ныне священнослужителя, чтобы узнать о собственном будущем. Ожидания ее не обманули - провидец предсказал ей: «Вернешься ко двору, кончишь жизнь во славе и богатстве, тебе пристойном!» Кроме того, Досифей объявил, что кончина царя Петра близка, и скоро на престол взойдет Алексей – сын Петра и Евдокии.

По возвращении в свой сестра Елена больше не надевала монашеских одежд, носила роскошные наряды, присланные из Москвы ее родней… Отныне она повела светскую жизнь, собрав вокруг себя двор из прежних московских подданных. Не раз принимала у себя, как законная государыня, местных воевод, бургомистров и духовенство.

В 1710 г. у Евдокии появился возлюбленный - майор Степан Глебов (по странной случайности – однофамилец Досифея), прибывший в Суздаль для рекрутского набора. Однако, вдоволь натешившись любовью царицы, Глебов бросил ее… Евдокия обратилась за помощью все к тому же Досифею, и тот посоветовал ей идти на богомолье… Путешествуя по церквям и монастырям, она охотно принимала почести от священнослужителей…

Расплата

Тем временем до царя дошли слухи о том, что Евдокия живет не так, как подобает в монашеском сане, да еще завела себе любовника низкого звания! С сыном от первой жены Алексеем отношения у Петра тоже не ладились. В 1718 г. царевича бросили в тюрьму по обвинению в «государственной измене». Началось следствие. В ходе его выяснилось, что Алексей постоянно поддерживал связь с опальной матерью… Одним словом, вскоре Евдокию, ее приближенных и злополучного Глебова привезли в Москву и устроили дознание по полной программе: очные ставки, пытки…

Глебов, правда, начисто отрицал любовную связь с царицей, но это не спасло от кары: его посадили на кол. Остальные «виновники» понесли наказание в виде казни либо ссылки. Даже «пророка» Досифея не минула чаша сия. Тела казненных заговорщиков бросили в огонь, предварительно отрубив головы, которые насадили на шесты и выставили на высокой каменной стене на обозрение всем.

Незавидная постигла и других участников «заговора». Царевну Марью Алексеевну за пособничество «бунтарке» Евдокии посадили в острог… Царевич Алексей Петрович скончался в Шлиссельбургской крепости при загадочных обстоятельствах…

Евдокию отправили в Ладожский монастырь, где она жила на хлебе и воде... Похоже было, что предсказание несчастного Досифея так и не сбудется… Тем более последний не смог предвидеть даже собственную ужасную смерть!

Сбывшееся пророчество

Однако выводы делать пока рано. В 1725 г., после смерти Петра I, на трон взошла императрица Екатерина I.
Первым делом новоиспеченная правительница России распорядилась заключить свою предшественницу в ту же Шлиссельбургскую крепость, где умер ее сын…

Однако два года спустя Екатерина приказала долго жить - по слухам, ее … Царем стал единственный оставшийся в живых наследник мужского пола - Петр II, сын загубленного Алексея…

Внук, разумеется, тут же вспомнил о родной бабушке. Писал ей письма, послал в подарок свой портрет и десять тысяч рублей… Но при личной встрече бабка чем-то не угодила Петру: он выделил ей деньги на содержание, но видеться с ней часто не пожелал… Отныне она стала жить в Новодевичьем монастыре, с большим штатом прислуги, окруженная почетом. Иногда появлялась при дворе… Скончалась Евдокия 27 августа 1731 г. в Новодевичьем монастыре, там же и была похоронена.

Так ли уж неправ был Досифей? Ведь Петр I все-таки умер раньше своей первой жены, а потомок ее – пусть не сын, а внук, Петр II – все же взошел на трон! И, наконец, жизнь свою Евдокия Лопухина-Романова завершила, как и подобает царствующей особе. Уцелела вопреки судьбе, стремящейся отодвинуть ее на задворки истории…