Духовные нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Основы противодействия терроризму и экстремизму в российской федерации. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Компетенции, формируемые на занятии: информационная (умение анализировать взаимосвязь подлинного интернационализма, веротерпимости и патриотического воспитания как основы противодействия экстремизму и терроризму); коммуникативная (умение представлять свою точку зрения и цивилизованно отстаивать своё мнение в процессе обсуждения проблемных вопросов на основе признания разнообразия мнений; умение вести диалог; проявлять уважительное и толерантное отношение к разным этнокультурам и религиям).

Форма занятия: «круглый стол» на тему «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму».

Методические рекомендации
Форма семинарского занятия предполагает самостоятельную подготовку студентами докладов и электронных презентаций по основным вопросам семинарского занятия. В начале занятия назначаются четыре основных докладчика, а остальные студенты выступают как содокладчики, дополняющие выступления основных докладчиков. В ходе «круглого стола» приветствуются вопросы, возражения, участие в обсуждении докладов. В конце занятия подводятся итоги работы «круглого стола», формулируются основные выводы, оценивается работа всех студентов.
При подготовке и проведении семинарского занятия необходимо, помимо раскрытия основных вопросов плана семинарского занятия, выполнить задания для контроля владения компетенциями, подготовиться к защите реферата.
Каждый докладчик готовит выступление с использованием презентации.
Структура презентации
1-й слайд – название выступления, автор;
2-й слайд – актуальность темы выступления;
3-й, 4-й, 5-й слайды – основные идеи выступления;
6-й, 7-й, 8-й слайды – конкретные примеры, интересные факты;
9-й, 10-й слайды – обобщение и выводы.

Направления «круглого стола»

1. Роль семьи в духовном возрождении России.
2. Роль религии в духовно-нравственном возрождении России.
3. Терроризм и экстремизм как противоправные социально-психологические явления.
4. Причины возникновения терроризма в сфере социальных отношений, религиозной и духовной жизни.
5. Политизация ислама как одна из предпосылок возникновения терроризма.
6. Проблема антитеррористической пропаганды в СМИ.

Литература
Основная
1. Луков В.В. Международный терроризм: новые подходы российских ученых (об актуальных проблемах общественного противодействия терроризму). В помощь законодателям, студентам, военнослужащим и предпринимателям. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 328 с.
2. Основы противодействия терроризму: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.
3. Эмануилов Р.Я. Терроризм и экстремизм под флагом веры: религия и политическое насилие: проблема соотношения / Р.Я.Эмануилов, А.Э.Яшлавский. – М.: Наука, 2010. – 300с.

Дополнительная
1. Арбатов А.Г., Пикаев А.А., Дворкин В.З. Ядерный терроризм: политические, правовые, стратегические и технические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. – 2006. – № 11. – C. 3-16.
2. Дашаев Р.Х. Об истории современного терроризма // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – №2. – С.469-471.
3. Еляков А. Компьютерный терроризм // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 10. – С.102-105.
4. Карпов А.В. Экстремизм и его спутник терроризм - реальные угрозы российской государственности / А.В.Карпов, В.В.Ломакин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – №17. – С.50-56.
5. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. – М.: Весь мир, 2006.
6. Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. – М.: Изд-во ГУ–ВШЭ, 2008.
7. Ожиганов Э.Н.Профиль терроризма: природа, цели и мотивация // Социологические исследования. – 2006. – №2. – С.52-57.
8. Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции. – М.: МЦНМО, 2009. – 512 с.

Интернет-ресурсы
http://ethnonet.ru/ – «Этно-Журнал» научное издание по этнологии и антропологии.
http://eurasia.iea.ras.ru/ – «Институт этнологии и антропологии РАН».
http://journal.iea.ras.ru/ – «Этнографическое обозрение».
http://xeno.sova-center.ru/ – «Сова. Национализм и ксенофобия».
http://xmir.eu.org/ – аналитический обзор политического экстремизма в России.
www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма

Задания для контроля владения компетенциями

Категории Определения
Духовность
Идентичность
Политизация ислама
Экспансия информации
Семья
Антитеррористическая пропаганда
Антиэкстремистские установки
Антитеррористические установки
2. Какое влияние оказывает нерешенность национальных и религиозных проблем на формирование экстремистских взглядов у молодёжи?
3. Проанализируйте основные факторы, влияющие на снижение духовных, нравственных, моральных устоев общества, культурного уровня и правосознания населения.
4. Какую роль оказывают религиозные конфессии, диаспоры, национально-культурные объединения на духовно-нравственное возрождение современной России?
5. В чём заключается роль семейного воспитания в формировании антиэкстремистских и антитеррористических установок в сознании подрастающего поколения?

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Федеральный закон "О противодействии терроризму", статья 2.

Федеральный список экстремистских материалов

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Обжалование решений судов о признании информационных материалов экстремистскими осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за производство, хранение или распространение экстремистских материалов.


Проект издательства «Просвещение».
Серия «Защитим свой мир»

Обеспечение безопасности и противодействие терроризму является одной из важнейших задач государственной деятельности и входит в число восьми приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации.

Разработка проблематики профилактики ксенофобии, насилия, терроризма и экстремизма, определение путей реализации такой работы и поиск форм ее организации на уровне общего образования, когда происходит становление и развитие личности человека, в последние годы приобретает особую значимость, поскольку от того, какие ценностные установки и какие модели поведения в социальном окружении будут сформированы у подрастающего поколения россиян в период школьного обучения на разных его этапах, во многом зависит каким будет наше общество и как в нем будут строиться взаимоотношения людей в самой ближайшей перспективе.

Цель проекта: повышение уровня культуры безопасного поведения детей и подростков и формирование у них мировоззренческих установок на неприятие идеологии и практики ксенофобии, насилия, терроризма и экстремизма.

Основной продукт проекта: Серия специальных изданий - научно-популярных брошюр, расширяющих и дополняющих информационное образовательное поле учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (Раздел 3 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации») и способствующих формированию в сознании детско-юношеской аудитории мировоззрения противодействия факторам распространения идеологии ксенофобии и насилия, разоблачению ложных стереотипов об экстремизме и терроризме.

«Свой» - «Чужой». А стоит ли делить?

(Защитим свой мир)

В пособии в доступной форме рассматривается явление ксенофобии, его природа, условия возникновения. Книга призвана помочь читателю не только понять суть этого явления, но и оценить поведение свое и окружающих, формируя позитивное восприятие различных социальных, национальных, этнических и конфессиональных групп. Каждый раздел сопровождается небольшими заданиями для обсуждения с друзьями, в кругу семьи, а также - для самостоятельного принятия решения. Пособие адресовано учащимся, учителям, а также всем, кто интересуется данной проблемой.

Когда не один противостоишь злу.
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Защитим свой мир)

Пособие посвящено актуальной проблеме современности - противодействию терроризму - социальному явлению, которое характеризуется периодически повторяющимися террористическими актами и их негативными последствиями. Издание адресовано учащимся среднего и старшего школьного возраста. Пособие на конкретных примерах показывает лживость лозунгов террористов и обречённость их дела, содержит советы, как сформировать у себя антитеррористическое поведение, как действовать в различных ситуациях, связанными с террористическими актами (при захвате в заложники, при взрыве и пр.).

Кто покушается на твои права и свободы...
Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
(Защитим свой мир)

В пособии раскрываются понятия терроризма и экстремизма, цели терроризма, его признаки и формы. Особое внимание уделяется компьютерному, словесному и финансовому терроризму. Подробно рассматривается ваххабизм как наиболее опасная и распространенная форма религиозно-политического экстремизма. Представлен список запрещенных террористических организаций. Приводятся правила противодействия экстремизму. Пособие адресовано учащимся, учителям, а также всем, кто интересуется данной проблемой.

Концептуальное построение, методическая система, содержание, дидактический аппарат и иллюстративный ряд брошюр направлены на:

формирование культуры безопасности учащихся и воспитание у них моральных норм поведения;

выработку убеждений в преступной сущности экстремизма и терроризма, в безнравственности, жестокости, бессмысленности и бесполезности террористической деятельности;

формирование убеждения в бесперспективности и деструктивности использования устрашающего насилия;

понимание детьми и подростками неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности на основе анализа действующей в Российской Федерации системы борьбы с терроризмом;

формирование социальных и личностных компетенций учащихся на основе анализа законодательной, нормативной и правовой базы по организации борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации;

воспитание законопослушности, уважительного отношения к представителям органов власти, правам и свободам всех членов общества;

разъяснение роли органов исполнительной власти, спецслужб и правоохранительных органов в противодействии терроризму, формирование мотивации у гражданского населения по оказанию помощи государству в противодействии терроризму;

разрушение мифов, героизирующих террористическую и в целом экстремистскую деятельность, демонстрацию лицемерия организаторов и спонсоров терроризма, развенчание их лозунгов и пропагандистских приемов;

формирование уважения и правильного понимания многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

При разработке материалов изданий учтены требования Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и отражены современные подходы к развитию информационно-образовательной среды учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Пузанова Жанна Васильевна

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РУДН

ХХ век стал временем кризиса традиционных религиозных систем в западном мире, эпохой массового отхода от религии, периодом масштабной секуляризации и атеизации. Новые идеологии – коммунистическая, постиндустриальная, глобализационная – нанесли тяжелейшие удары по традиционным моделям мировоззрения. ХХI век пожинает горькие плоды. Утопии всемирного коммунизма и упование на всеобщее благосостояние для разрешения всех проблем человечества рухнули. У сегодняшнего поколения молодежи во всех развитых странах мир, в том числе и у российской молодежи, зачастую частично или полностью разрушено смыслообразующее ядро мировоззрения. Юность и молодость – поиск себя, поиск и построение прочного фундамента осмысленного бытия, закрепление и утверждение собственной идентичности и личностной значимости. Современность в обществе позднего модерна и постмодерна не дает ответа на самые главные вопросы юности: Зачем я живу? В чем цель и смысл моей жизни? Зачем я нужен? И кому я нужен? В современной России для многих молодых людей ответы на большинство таких вопросов будут негативными, а, следовательно, неудовлетворяющими.

Второй процесс, непосредственно связанный с первым, – всемирная глобализация, реализуемая по типу вестернизации с центром из США. Последовательное вторжение на территории едва ли не любых стран, экономическое и/или силовое навязывание «американских ценностей» и «американского образа жизни» в значительной степени связаны с последовательным, в том числе насильственным, разрушением традиционных укладов, традиционных моральных и духовных ценностей народов мира, стран и цивилизаций. В отношении традиционных культур – это обезличивание и унификация, а насаждаемая альтернатива: нарциссический индивидуализм и эгоистическая конкуренция, идеализация потребительства, культ насилия, секса, вседозволенности и агрессивной распущенности.

Для понимания причин формирования «нового» экстремизма лучше обратиться к анализу, в первую очередь, внутренних причин. Среди которых можно назвать две основные – качественное изменение российской молодежи (как главного субъекта около-экстремистского протеста) и отсутствие качественных изменений российской политической элиты (как объекта этого протеста).

Главными участниками массовых протестных акций 2014 г. стали представители пост-постсоветской молодежи – те, кто социализировался не в «кипящих» 1990-х гг., а в относительно спокойных 2000-х гг. Для более старшего поколения несомненны заслуги В.В. Путина в решении «чеченской проблемы» и в нейтрализации «олигархов с большой дороги». Для нынешнего поколения молодежи эти заслуги 10-летней давности имеют меньшую ценность. «Наведение элементарного порядка» воспринимается ими как само собой разумеющееся, а отсутствие общепонятной стратегии национального развития – как новый «застой». Исторический опыт показывает, что революции устраиваются не нищими, кому «нечего терять, кроме своих цепей», а людьми с достатком, которые лишены перспектив его улучшить. Современное поколение молодых людей именно таково: им уже не надо бороться за выживание (как в 1990-е гг.), но и жизненные перспективы у них смутные, поскольку сложившаяся в России социально-экономическая система ограничивает их возможности самореализации.

Хотя в целом россияне, и молодежь в частности, видят и высоко оценивают деятельность государства в этой области (Олимпиада в Сочи, сравнение с событиями на Украине, антитеррористические мероприятия в Чечне), при этом проявляется тенденция устойчивого роста числа преступлений экстремистской направленности, фиксируемая параллельно с ростом террористической активности.

Формируя собирательный образ экстремиста на основе сводок и информационных сообщений правоохранительных органов, материалов уголовных дел и публикаций в средствах массовой информации, можно утверждать, что в большинстве это молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, пол преимущественно мужской, по роду занятий – либо выпускник общеобразовательной школы, не поступивший в высшее учебное заведение, либо студент начальных курсов вуза. По характеру это личность с искаженной системой нравственных и правовых ценностей, всегда уверенная в своей правоте и эффективности диктата силы, нуждающаяся в самоутверждении. Формирование подобных индивидов обычно происходит в социально неблагополучной среде, но вопреки распространенному мнению экстремист – это не всегда люмпен, а скорее, молодой человек из семьи со средним достатком, не сумевший адаптироваться к условиям реальной жизни с ее проблемами и деформированной системой ценностей, ищущий самовыражение в неформальном общении с экстремистскими группами, где насилие воспринимается как допустимый и даже наиболее предпочтительный способ достижения цели.

В результате проведенного исследования психологических особенностей лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления по идеологическим мотивам, можно сделать выводы о наличии у них определенного набора устойчивых характерологических черт, имеющих отчасти конституциональную природу, а отчасти – полученную в результате социализации. Прежде всего, здесь следует отметить интеллектуальную неразвитость, ригидность, эмоциональную уплощенность и неспособность к эмпатии (сопереживанию). Осуществляя свойственный каждому подростку идентичностный поиск, человек с такими характерологическими особенностями легко оказывается увлеченным идеей собственного превосходства над окружающими, начинает отрицать ценность чужих достижений. Его самооценка формируется исходя из амбивалентных убеждений. С одной стороны, осознаются собственная несостоятельность в тех или иных областях (например, неспособность конкурировать с одноклассниками в учебных дисциплинах). С другой стороны, под влиянием комплекса собственной исключительности, гипетрофированного «Я» такой молодой человек пребывает в уверенности, что ему уготована особая судьба и он достоин самого высшего положения в обществе, а это сопровождается формированием завышенного уровня притязаний. В результате, с одной стороны, существует запрос на заведомо недостижимый уровень жизни, с другой – осознается эта недостижимость. По мнению Т. Гарра, чем больше отстоят друга от друга уровень притязаний и уровень прогнозируемых достижений, тем больше вероятность участия человека в политическом насилии, то есть в экстремистской и террористической деятельности. Таким образом, для носителя описанных личностных черт вероятность участия в противоправной деятельности в составе деструктивных организаций является наиболее естественным способом самореализации. Следует отметить, что количество носителей такого типа личности в популяции небольшое, однако именно их действия оказываются в центре внимания средств массовой информации, именно их асоциальные поступки приводят в пример участникам деструктивных организаций, именно их активность в случае возникновения массовых беспорядков провоцирует толпу к осуществлению насилия.

Необходимо отметить, что молодежный экстремизм является атрибутивной чертой любого общества, его полное искоренение невозможно. Однако вполне реально ограничение, удержание в рамках приемлемого, путем реализации мер международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики (прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму) повысит интегральный потенциал этой важной социально-демографической группы и придаст новый импульс развитию страны.

В настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых. К основным чертам молодежного экстремизма можно отнести: возрастающую организованность; сплоченность группировок; формирование в группировках идеологических и боевых структур; усиление мер конспирации; применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий.

Попытки противопоставить «чужим» сетевым структурам «наши» сетевые структуры, уже есть. Интересным опытом является, в частности, деятельность «кибердружинников», инициированная Лигой безопасного Интернета. Речь идет о добровольческом сообществе граждан (почти исключительно – молодых людей), которые ведут борьбу с противоправным контентом в Интернете, прежде всего, против детской порнографии и педофилии, но также и против контента, содержащего сцены насилия, в том числе с экстремистским уклоном. Проблемой этого движения (как и других, ему подобных) является отсутствие внятной идеологии противодействия экстремизму. Попытки руководителей Лиги на Первом всероссийском слете кибердружинников предложить в качестве такой идеологии антиамериканизм и «защиту Отечества» вызвала у молодых кибердружинников скорее настороженность, чем понимание.

Невостребованность избыточной энергии и потенциального энтузиазма молодежи, разрушение духовных ценностей и идеалов, экзистенциальный кризис, страх будущего, ощущение собственной ненужности, оторванности, одинокости для многих молодых людей становятся в последние годы тягчайшим испытанием. Религиозная мотивация экстремистско-религиозных сообществ активно использует эти факторы в своих целях и интересах. Здесь сразу предлагается однозначная конкретная модель религиозной веры, дающая ясные и полные ответы на все вопросы и запросы личности, указанные выше. Свойственный молодости максимализм, черно-белое восприятие реальности, восстановление стержня абсолютизируемых традиционных религиозных ценностей становятся основаниями для дальнейшей возможной манипуляции. Религия, апеллирующая к чувству, а не к разуму, в крайних своих формах использует фанатично экзальтированное групповое воздействие, в лоне которого молодой человек, пропитываясь соответствующими идеями и настроениями, обретает ощущение найденной «истинной» идентичности, групповой принадлежности, чувство собственной востребованности и уникальности, избранности. Религиозно-мотивированный терроризм использует религию, религиозное чувство, религиозную мотивацию как уникальный инструмент сакрализации своих целей и деяний. Любые преступления легитимизируются религиозной верой, превращая фанатика-террориста из чудовищного преступника, каковым он является в действительности, в собственных глазах и в глазах единомышленников в исполнителя божественной воли, жертвующего собой во имя высокой цели, в великого «героя», в личность исключительную, в святого подвижника и мученика. В психологии такое «переворачивание» называется «рефреймингом» – «сменой рамки», позволяющей перевернуть исходные оценки ситуации на противоположные.

Формирование из потенциального террориста религиозного фанатика в настоящее время может рассматриваться как специальная технология, уже описанная в специальной литературе. Дополнительными факторами, в значительной мере облегчающими экстремистским и террористическим сообществам религиозную вербовку потенциальных участников среди молодежи, являются принципиально новые реалии социальной жизни: «виртуализация» бытия молодого человека, «психология игровой реконструкции», «идеология симулякров или симулякризация реальности». Рассматривая в данном контексте возможные основания субъективной мотивации принятия экстремистской / террористической идеологии у молодежи, можно определить ряд вероятных психологических предпосылок: потребность в «высоких смыслах», героике, романтике, вплоть до самопожертвования; поиск идентичности; потребность в принадлежности к группе «своих» и наличии лидера – вдохновителя-организатора; жажда самореализации и самоутверждения; преодоление скуки, рутинности, однообразия обыденного существования.

Исходя из объекта воздействия социальная сущность противодействия идеологии экстремизма (терроризма) должна заключаться в формировании в обществе неприятия этой идеологии, ее осуждения на основе аргументации, понятной и доступной объекту воздействия. Следует учитывать, что экстремистскую (террористическую) идеологию невозможно уничтожить физически, ибо мысль убить нельзя. Бесполезно ее запрещать законодательно, ибо запретный плод привлекает внимание людей. Эту идеологию можно лишь заменить на более привлекательную, понятную и полезную для индивида либо скомпрометировать, найдя убедительные аргументы и, главное, способ их доведения до объекта воздействия.

Стратегически подобный подход противодействия идеологии насилия выглядит приемлемым, однако в тактическом плане возникают проблемы, существенно снижающие его эффективность.

Бесспорно, что силовые методы в борьбе с терроризмом и экстремизмом необходимы, но достижение конечной цели в противостоянии этому злу современного мира возможно лишь на основе постоянной системной профилактической работы. Ключевая роль в этом должна принадлежать учреждениям образования, которые призваны не только обучать, но и воспитывать личность, обладающую высокими духовно-нравственными качествами, способную противостоять идеологии экстремизма и терроризма. Следует отметить, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются учащиеся школ с еще не сформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой

В настоящее время главным направлением противодействия экстремистским тенденциям должно стать, видимо, и конструирование идеологии «позитивного патриотизма» – такого патриотизма, который предлагает молодым людям объединяться не против врагов (США, Запада, исламистов и так далее), а за какой-то внятный образ России XXI века. Эту задачу рано или поздно придется решать.

Цели:
Образовательные: выяснить причины возникновения терроризма и экстремизма; кто составляет его социальную базу; ответить на вопрос, почему радикальные экстремистские идеи получили широкое распространение.
Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения.
Воспитательные: формировать уважение к культуре других народов, толерантность, патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Основы противодействия терроризму и экстремизму».

Цели: Образовательные: выяснить причины возникновения терроризма и экстремизма; кто составляет его социальную базу; ответить на вопрос, почему радикальные экстремистские идеи получили широкое распространение. Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления, подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы; учить детей анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и аргументировано доказать свою точку зрения. Воспитательные: формировать уважение к культуре других народов, толерантность, патриотизм; воспитывать чувство неприятия к насилию, терроризму и экстремизму.

План. 1. Понятие терроризм и экстремизм. 2. Общественная опасность терроризма и примеры экстремизма. 3.Причины терроризма и экстремизма. 4.Противодействие терроризму и экстремизму. 5.Структурные подразделения органов внутренних дел также выполняют предупредительную деятельность в отношении вышеуказанных преступлений в пределах своей компетенции.

1. Понятие терроризм и экстремизм. В конце 20-го и начале 21-го века в жизнь молодой России вошли такие уродливые явления– терроризм и экстремизм. Средства массовой информации пестрят заголовками, напоминающими сводки с полей сражений. На самом деле так оно и есть: терроризм уже давно объявил войну миру. Понятия теракт, террорист - смертник, пояс шахида, захват заложников и т.д. стали неотъемлемой частью современного мира. Часто жертвами терроризма становятся невинные люди, среди которых есть и дети.

Результат социального опроса 34 % граждан боится, что жертвами террористов могут стать они сами или их близкие 47% в какой –то мере опасаются 11% никогда не задумывались об этом 8% уверены,что теракты не грозят не им, не их близким

Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) – насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей власти, осложнения международных отношений, политических и экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем. Сегодня терроризм - это не только диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Из толкового словаря. Этимология термина «экстремизм» обнаруживает свои корни в латинском языке, переводится как «крайний» (взгляды и меры).

Экстремистская деятельность (экстремизм) - это: - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Это определение экстремизму было дано в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

2. Общественная опасность терроризма и примеры экстремизма. Самые громкие террористические акты последнего десятилетия: 1) 11 сентября 2001 года; 2) "Норд - Ост" - 23-26 октября 2002 года; 3) Взрыв дискотеки на острове Бали - 12 октября 2002 года; 4) Захват больницы в Буденновске - 9 января 1996 года; 5) Взрывы жилых домов в Москве на улице Гурьянова и Каширском шоссе (9, 13 сентября 1999 года); Волна кровавого терроризма захлестнула мир в конце ХХ, начале ХХ1 столетия. События 11 сентября, взрывы жилых домов в Москве, массовый захват заложников в театральном центре на Дубровке, прямая агрессия международных террористических организаций. продолжающаяся уже долгие годы контр- террористическая операция в Чечне, где каждый день гибнут наши солдаты... Бессмысленность, безумие кровавого террора - это путь в ад, независимо от вероисповедания. Терроризм -это всегда оружие слабого, угнетенного, неспособного действовать военными методами. Он будет существовать пока будет насилие. Пока на нем можно зарабатывать огромные деньги. Но у терроризма однозначно нет будущего. У него еть только кровавое настоящее...

Общественная опасность терроризма На рубеже ХХ-ХХ I в. терроризм проявил себя на высоко организованном международном уровне. Масштабные теракты произошли во многих странах: в США – 11 сентября 2001 г. (атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон, унесшие жизни 2749 и 184 человек соответственно), в Испании – в марте 2004 г. (серия взрывов в пригородных электричках Мадрида, в результате которых погиб 191 и ранены более 1900 человек), в Великобритании – в июле 2005 г. (взрывы в Лондоне, 56 погибших и свыше 800 раненых), теракты в Ираке и Афганистане и т.д.

Массовые захваты заложников, - взрывы жилых домов и взрывы при приведении парадов и других праздников в гг. Буйнакске, Волгодонске, Моздоке, Москве, в городах Чечни, обусловленных активизацией международного терроризма. Россия также пережила масштабные атаки со стороны международного терроризма:

С 1 по 3 сентября 2004 г. в результате теракта в Беслане пострадали более 1000 детей и их родителей.

Сегодня угроза преступлений террористического характера в России не спадает. Так, в зрывы в московском метро в 2010 гг. заставили вновь осознать, что действия террористов всегда неожиданны и все больше нацелены на мирное население.

Примером национального экстремизма является движение скинхедов. Это одно из самых распространенных националистических движений, которое зародилось в Англии в 60-е годы. Дословный перевод названия этого течения обозначает – «бритая голова». Первыми представителями этого движения были молодые люди из рабочих кварталов Лондона, представители тяжелого физического труда, которые первоначально выступали за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира. А в 70 – е годы скинхеды уже выступали с идеей «расовой чистоты» и «отъема рабочих мест у понаехавших эмигрантов». Это движение очень быстро получило поддержку в других странах мира. С середины 90-х годов Россию охватило движение « скинов », которое существует по сегодняшний день. Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты « своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. Примером политического экстремизма является движение Национал – большевистской партии, лидером которой является Эдуард Лимонов

3 .Причины терроризма и экстремизма. Терроризм может иметь питательную среду там, где народ бедствует, где народ сталкивают в поисках врага. Социально-экономическая среда в России за эти десять лет нисколько не улучшилась. Безработица, особенно на Северном Кавказе, достигает 40% и более. А если добавить сюда наркоманию. Безнадзорность, разгул криминала – вот это питательная среда для террористов и их пособников. Это хорошо видно на примере Дагестана, Ингушетии, Чечни. В настоящее время в отечественной юридической литературе называют следующие причины терроризма: I Социальные – экономические (сообщение учеников) II Политические (сообщение учеников) III Религиозные (сообщение учеников)

Сообщение ученика: К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие: 1.это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. это нарастание социальной напряженности. 2.это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей. 3.это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу Родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

Это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма и экстремизма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений террористического характера и экстремистской направленности (профилактика); выявлению лиц, склонных к их совершению, пресечению террористической и экстремистской деятельности конкретных лиц и организаций, раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, связанных с ними; а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявления. 4.ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ

Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114 –ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» основными направлениями противодействия этой деятельности являются: 1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; 2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. 3)Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. 4) Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. 5) Увеличение количества занимающихся в отделениях доп. образования

1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) неотвратимость наказания; 4) комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму и экстремизму; 5) приоритет мер предупреждения; 6) конфиденциальность сведений; Минимизация и (или) ликвидация последствий; 8) соразмерность мер противодействия степени общественной опасности.

5. Структурные подразделения органов внутренних дел также выполняют предупредительную деятельность в отношении вышеуказанных преступлений в пределах своей компетенции. СЛУЖБА ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА осуществляет: проведение периодических проверок правомерности проживания граждан, использования квартир и подвальных помещений, сдаваемых в аренду (под наем) предприятиям, учреждениям, организациям и частным лицам, а также гостиниц, ресторанов с целью установления и принятия мер к лицам (организациям), незаконно хранящим оружие, боеприпасы и другие средства поражения; контроль над доступом в пустые помещения, чердаки и подвалы; прекращение деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности, находящихся под контролем террористических организаций (сообществ); проведение разъяснительной работы среди населения, в общественных организациях, трудовых коллективах в целях предупреждения преступлений террористического характера; корректировку системы единой дислокации с целью максимального сближения постов и маршрутов патрулей к местам воз­можного совершения преступлений террористического характера.

ПАСПОРТНО-ВИЗОВАЯ СЛУЖБА участвует в: установлении места нахождения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых имеется информация о намерении совершить преступление террористического характера; выявлении лиц, нарушающих правила регистрационного учета, а также пребывания, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; информировании заинтересованных служб о лицах, прибывших из зон внутренних вооруженных конфликтов, для дальнейшей проверки их возможной причастности к совершению преступлений террористического характера и т.д. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ГИБДД выполняют проверку документов у водителей и пассажиров в целях выявления и задержания лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим организациям (или группам), а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые устройства, зажигательные, химиче­ские, сильнодействующие ядовитые вещества, бактериологические, наркотические и психотропные средства, и передачу их в органы внутренних дел.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА участвуют в: проведении на территории обслуживания совместно с другими органами оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и перекрытию каналов поступления террористическим организациям (сообществам),террористическим группам финансовых средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, устройств и других средств поражения; проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению мест расположения террористических групп; розыске террористов, скрывшихся от следствия и суда, а также лиц, в отношении которых имеется информация о намерении совершить преступление террористической направленности и т.п.

СОТРУДНИКИ УГОЛОВОГО РОЗЫСКА: анализируют информацию о деятельности этнических организованных сообществ или групп; проводят разведывательные опросы лиц без определенного места жительства, иностранцев, проживающих без регистрации и представляющих оперативный интерес; проводят оперативную работу в этнических криминальных группах, в том числе с целью выявления лиц, имеющих связи с террористическими и экстремистскими центрами в других странах; осуществляют оперативные мероприятия в религиозных исламских центрах, направляющих молодежь на обучение исламу в арабские страны и имеющих связи с террористическими организациями; проводят оперативные и поисковые мероприятия в местах проживания и обучения студентов из исламских государств; проводят опросы, оперативные осмотры, ведут наблюдения за местами концентрации лиц, имеющих связи с криминальными сообществами, а именно: казино, бары, сауны, кафе, рестораны, во­кзалы, рынки, гостиницы, общежития, места отстоя железнодорожного и грузового иногороднего транспорта, автотехцентры и т.д.

ИНТЕРПОЛ В 1986 г. в составе его Генерального секретариата было создано особое подразделение ТЕ - небольшая по численности группа по борьбе с терроризмом. Главной ее задачей стало создание базы данных о лицах, причастных или подозреваемых в террористической деятельности. В Интерполе существует отдельная база данных на преступные организации, замеченные в совершении террористических актов. Отслеживаются их связи с другими преступными сообществами, преимущественно с теми, которые занимаются наркобизнесом, торговлей оружием, взрывчатыми веществами. Интерполом регулярно проводятся симпозиумы по борьбе с международным терроризмом. Местом их проведения бывает не только штаб-квартира Интерпола (Лион, Франция), но и отдельные региональные центры в Азии, Африке, на Американском континенте.

Вечная память жертвам терроризма

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства. Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму , экстремизму и наркотизму в Российской Федерации. Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности. Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом по наркотиков (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма. Контртеррористическая операция. Участие Вооружённых сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.

Профилактика террористической деятельности .

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта. Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта.

Правила поведения при перестрелке.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила её оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Формирование нравственного смысла учения, социальноориентирован-ной и общественно полезной деятельности;

Формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

Усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

Формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

Формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

Осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

Развитие патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

Формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;

Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

Укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

Усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

Формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

Укрепление отношения к семье как основе российского общества;

Формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

Укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

Формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

Знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал

Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Аксиологический принцип.

Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим». Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип диалогического общения со значимыми другими.

В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Принцип идентификации.

Идентификация - устойчивое отождеств-ление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации.

В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодей-ствие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.

Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

Общеобразовательных дисциплин;

Произведений искусства;

Периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

Духовной культуры и фольклора народов России;

Истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

Жизненного опыта своих родителей и прародителей;

Общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

Других источников информации и научного знания.

Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

Системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

Понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

Осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

Системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

Негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

Осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

Усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

Освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

Приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

Осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

Социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

Социальные роли в классе: лидер - ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

Социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

Формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

Сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

Любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

Понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отВоспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: