Основные этапы волевого процесса. Протекание волевого процесса. Параметру волевой сферы

Воля - процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может проходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания (непроизвольные);

2) на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключенными;

3) волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, усталость, страдания).

Волевая регуляция - это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевыедействия.

Воля выполняет четыре функции :

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения,

в преодолении препятствий.

4.Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.

Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.

Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.

Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности :

1)морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);

3)собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Структура волевого действия:

А)простое волевое действие:

3.принятие решения;

4.исполнение.

Б)сложное волевое действие:

1.осознание цели и стремление достичь;

2.осознание возможностей достижения целей;

3.появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4.борьба мотивов и выбор;

5.принятие одной из возможностей в качестве решения;

6.осуществеление принятого решения.

Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:

- становление мотивационно-побудительного звена волевой регуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы мотива и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурированием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;

- становление исполнительского звена характеризуется расширением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона используемых способов самоуправления, преобладанием среди них самостоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адекватными требованиям ситуаций;

- оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого звена волевой регуляции - старший школьный возраст.

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.

Самосовершенствование - сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Существуют три основных формы самосовершенствования: - приспособление («подведение» себя под определенные нормы и треоования); - подражание (копирование определенной модели или ее части); - самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: - желание признания себя как личности; - примеры окружающих; - оценка окружающих; - правильно организованный процесс воспитания.

Этапы самосовершенствования

Чтобы двигаться вперёд к цели необходимо пройти несколько этапов.

    Определение цели деятельности.

    Создание идеала или идеального результата деятельности.

    Определение временных рамок и выделение вторичных целей.

    Самопознание и самоосознание.

    Самоконтроль и саморегуляция.

    Саморазвитие.

Каковы же пути самосовершенствования личности? Они заключаются в постоянной работе над собой и развитии своего внутреннего потенциала. Перечислим некоторые из них:

    Самопознание – изучение человеком самого себя, своих сильных и слабых сторон, уникальности и отличия от окружающих. Этот этап заключается также и в анализе и осмыслении событий собственной жизни, их причин и выводов, к которым данные факты биографии помогли прийти.

    Самоутверждение – принятие себя и своих качеств, которые позволяют занять определенное положение в обществе. Лучше всего, когда человек заслуженно получает поддержку и одобрение со стороны. Однако бывают и случаи, когда самоутверждение не имеет под собой почвы и за выставлением себя на показ не кроется никакого развития.

    Саморазвитие – инициатива человека улучшать свои достоинства и способности и искоренять недостатки. Характеризуется в умении человеком реализовывать в жизни свои решения и стремиться к дальнейшему развитию.

    Самореализация – одна из стадий, когда человек представляет собой зрелую личность, которая в состоянии пустить в ход приобретенные знания, способности и навыки. Проявляется только в том, случае, когда личность уже добилась определенных высот в своем развитии и может применять полноту своих знаний на практике.

    Поиски своего призвания – фактически поиск своего места в мире и смысла жизни. Личность выясняет суть своего существования и свое предназначение в этом мире. Это довольно сложная стадия самоактуализации и самосовершенствования личности так как далеко не все могут ответить себе на вопрос для чего они существуют, и какую пользу обществу приносит их деятельность. Поиски призвания – процесс длиною на всю жизнь. И только в глубокой старости человек может, наконец, осознать кто он в этом мире, и каково дело всей его жизни, которое запомнится потомкам.

Способы самосовершенствования:

1. Усовершенствуйте профессиональные навыки: посещение курсов повышения квалификации, разработка новых проектов, налаживание профессиональных связей. Если есть необходимость, можно начать поиски новой, более высокооплачиваемой работой, составить «правильное» резюме. 2. Изучайте иностранные языки. 3. Старайтесь каждый день узнавать что-то новое: читать статьи в энциклопедиях, новости в Интернете, разговаривать с интересными людьми. 4. Уделяйте больше времени своему хобби и увлечениям. Развиваться нужно абсолютно во всех сферах, в том числе и в этой. 5. Почитайте литературу, посвященную самосовершенствованию. Самые важные и интересные моменты выписывайте и периодически повторяйте. 6. Ищите вдохновение. Основой послужит просмотр кинофильмов, передач по телевидению, фотографий. 7. Следите за питанием, занимайтесь своим здоровьем. Не может стать духовно совершеннее человек, имеющий проблемы со здоровьем или лишним весом. 8. Путешествуйте. И во время своих поездок обращайте внимание на людей, на их особенности и привычки. Постарайтесь из каждого путешествия привозить не только фотографии и сувениры, но и новые знания. 9. Отдыхайте с пользой: медитируйте. 10. Как можно чаще читайте классическую литературу. Это сделает ваш кругозор шире, а словарный запас – больше. 11. Старайтесь как можно чаще посещать выставки, музеи, театры. Но не просто «для галочки». Необходимо научиться получать от этого эстетическое удовольствие. Если вы не когда не ходили на балет или оперу – самое время попробовать. А вдруг понравится? 12. Слушайте классическую музыку, рассматривайте картины великих художников. Это научит вас видеть прекрасное. 13. Выберете себе спорт по душе. Не забывайте по утрам делать зарядку (хотя бы 10 минут, но каждый день). 14. Научитесь контролировать свои мысли. Полностью избавьтесь от негативных установок, они мешают самосовершенствованию, «тормозят» развитие.

История возникновения и развития

Психоанализ - понятие, введенное Зигмундом Фрейдом (1856–1939) для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной сперва на французском, а затем на немецком языках, соответственно 30 марта и 15 мая 1896 г. Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катартического метода, использованного австрийским врачом Й. Брейером (1842–1925) при лечении случая истории молодой девушки в 1880–1882 гг. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагированием» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания. История возникновения психоанализа началась с отказа З. Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипноза приходит новая техника, основанная на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, рассмотрения сновидений, построения гипотез, связанных с поиском истоков заболевания. Переход от катартического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам З. Фрейда, учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний являются «главными составными частями учения о психоанализе». Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное. Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека и, наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

По мере развития теории и практики психоанализа менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссический невроз и другие), преобладающих влечений у больных и их структуры характера.

Содержание метода и структура психики : В различных работах З. Фрейда встречаются следующие определения психоанализа: психоанализ – часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном; психоанализ – это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом; это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; психоанализ, не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием; это один из видом самопознания; психоанализ – искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний; он – нечто среднее между медициной и философией; это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни; и наконец, психоанализ – метод лечения нервнобольных.

В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, согласно которым: в психике нет ничего случайного; психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве; ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека; события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни; эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры; психический аппарат состоит из трех сфер или областей – бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, то есть прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявления в неосознаваемых формах), сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть; основополагающие влечения человека – влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, интроекция, идентификация, сублимация и некоторые другие; психоаналитическое понимание работы психики предполагает метапсихологический подход, основанный на топическом (по месту расположения бессознательного, предсознательного и сознательного), динамическом (переход из одной системы в другую) и экономическом (количественном распределении психической энергии или катектировании либидо) видении психических процессов.

Роль бессознательного:

В бессознательном отображаются скрытые желания человека, закладываются основы мыслей, желаний, поступков, и проч. Именно в бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании. Можно даже сказать, что именно бессознательному необходимо определить главенствующую роль в психике, ибо именно то, что заложено в бессознательном оказывает в последствие влияние на сознание, т.е. на те реальные поступки человека, по которым окружающие судят о его деяниях. Бессознательное формируется различными способами

Таблица №5. Сравнительная характеристика импульсивной и произвольной активности

Одним из видов произвольной активности является волевая активность. Волевая активность не нужна там, где есть актуально переживаемая потребность, побуждающая к действию, и где действие имеет для человека положительный смысл. Необходимость воли возникает в тех случаях, когда:

1) действие, которое необходимо выполнить, не связано с актуально переживаемой потребностью и тем самым не имеет достаточного побуждения;

2) осуществление действия сталкивается с факторами, снижающими или делающими невозможными создание и поддерживание необходимого побуждения к нему;

3) необходимо воздержаться от действия, связанного с актуально переживаемой, но социально не одобряемой в данной ситуации потребностью.

Приведу самый простой пример: если вы ставите перед собой цель пойти в кино. то здесь мы имеем дело с произвольным действием. Однако, когда вы решаете пойти в кино или готовиться к экзамену, и после некоторых усилий решаете все таки остаться дома и готовиться к экзамену, то это будет волевое действие. Волевая активность - это всегда избирательная активность, результат произведенного личностью выбора.

Итак, необходимость волевой регуляции возникает при недостатке побуждения к действию (или торможении его), какой бы причиной это не вызывалось, но при условии. что действие должно быть осуществлено (или заторможено).

В.А.Иванников полагает, что формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение или создание дополнительного смысла действия. Существует много приемов, которыми пользуется человек, желая изменить или внести дополнительный смысл действия. Например, смысл действия может меняться через предвидение и переживание последствий действия или отказ от его осуществления. Психолог П.В.Симонов приводит реальный случай из свой жизни, когда он должен был выполнить прыжок с-парашютом. Побороть свой страх перед прыжком ему помогло воспоминание о поведении своего товарища, который должен был прыгать перед ним. но испугался и вернулся на землю в самолете. Он вылезал из кабины на глазах у всех. Представив себя на месте товарища и испытав стыд за свой страх, П.В.Симонов совершил свой первый прыжок с парашютом.

Дополнительный смысл действия формируется, например. при включении заданного действия в другое как условие его осуществления, то есть через соединение заданного действия с имеющимся у человека желанием. Например, ребенок убирает комнату, чтобы затем быть свободным и пойти играть в футбол. Дополнительный смысл может возникать, когда человек сам ставит в рамках заданного действия новую задачу. Например, в задании экспериментатора рисовать кружочки или писать палочки (монотонное и неинтересное занятие) испытуемый сам ставит задачу - проверить себя на выносливость и терпение.

Наконец, изменить смысл действия или ввести дополнительную мотивацию возможно с помощью воображения. Так, человек может воображать себя таким же сильным, смелым, как любимый реальный или литературный герой; когда он воображает, как бы герой оценил его действия или как бы он поступил на его месте, и поступает в соответствии с этим. Иногда сама ситуация становится в воображении фантастической: когда сорняки превращаются во врагов, а сам ребенок в героя, побеждающего их; когда один из марафонцев вообразил себя паровозом, преодолевающим длинный путь.

Таким образом, В. А. Иванников заключает, что волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. Когда человек намеренно или осознанно создает дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение смысла действия.

Структура волевого процесса

Волевое действие имеет следующую структуру:

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение может вначале выступать в форме влечения - неосознанного побуждения, или желания, то есть более осознанного побуждения. В конкуренцию с этим желанием могут вступать другие мотивы. Поэтому в качестве стадии или фазы волевого процесса выделяют стадию борьбы мотивов.

2. Стадия борьбы мотивов. Эта борьба мотивов переживается иногда мучительно, болезненно, а иногда заключается в простом обсуждении мотивов, в подборе доводов - «за» и «против». В процессе этого субъекту необходимо учитывать последствия, которые может повлечь за собой реализация того или иного мотива. Здесь участвуют все познавательные процессы. В воображении человек может смоделировать возможные варианты, последствия, к которым может привести реализация или, наоборот, нереализация того или иного мотива. Человек может обращаться при этом к своей памяти, то есть актуализировать сходные ситуации, имевшие место в прошлом. Если в прошлом подобная ситуация завершилась благополучно, то субъект имеет тенденцию действовать сходным образом. Эмоции сигнализируют ему о том, насколько позитивна или негативна была для него эта ситуация. Мышление позволяет проанализировать возможные альтернативы и принять решение о действии. Таким образом, в волевой процесс включается интеллект. Он превращает волевой акт в действие, опосредствованное мыслью.

3. Стадия принятия решения , то есть избирается оределенная цель и способ ее достижения.

4. Исполнение - здесь решение переходит в действие. Эти звенья волевого акта - принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называется «волевое усилие». Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны. Волевое усилие переживается как состояние значительного напряжения. О результате волевого усилия удается затормозить действие одних и усилить действие других мотивов. Если мотивы представить в виде структуры, то воля - это процесс динамического переструктурирования мотивов.

Сама «техника» принятия решения может быть различной. Опытные и не очень импульсивные люди - осмысливают положение и подводят конкретный случай под какую-то общую категорию. Как только это происходит, человек начинает действовать, как действовал раньше. Нерешительные люди, особенно тогда, когда положение сложно и решение затруднительно, осознавая это. намеренно оттягивают решение, ожидая, что изменение ситуации само принесет желанное решение,

Иногда, в затруднительных случаях люди облегчают себе решение тем, что принимают его как бы условно, приурочивая его исполнение к определенному моменту, то есть пытаясь овладеть собственным поведением. Так, будучи не в силах сразу оторваться от интересной книги, чтобы выполнять менее интересную работу, человек принимает решение сделать это, как только часы пробьют какой-то час.

Если человеку не удается принять решение, если борьба мотивов оказывается для него непосильной, то волевое действие может перейти в аффективное, то есть может наступить аффективная разрядка. Так, не в силах преодолеть в себе желание заняться более интересной деятельностью, студент может в состоянии аффекта бросить ненавистные книги, готовясь к экзамену.


Похожая информация.


Волевой процесс проходит через ряд стадий. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) осознание имеющихся возможностей;

3) появление мотивов (за и против этих возможностей);

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие решения (одной возможности);

6) осуществление принятого решения.

На первых этапах зарождающаяся потребность отражается в сознании в виде смутного влечения, объект которого не осознан. По мере возрастания потребности и осознания ее объекта, влечение превращается в желание, которое становится побудителем к действию. Оцениваются возможности осуществления желания. При этом у человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Нередко сталкиваются несовместимые мотивы, между которыми предстоит сделать выбор. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений, принято называть борьбой мотивов . В борьбе мотивов проявляется воля человека, формулируется цель деятельности, что находит свое выражение в принятии решения. Вслед за принятием решения следует планирование деятельности по достижению поставленной цели, определяются пути и средства. После этого человек приступает к исполнению спланированных действий.

Необходимо различать мотивы и волевое действие! Под мотивами волевых действий подразумеваются те причины, которые побуждают человека действовать. В основе мотивов волевых действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые формируются в процессе воспитания человека. Мотивационно-потребностная сфера человека составляет основу направленности личности , о которой пойдет речь в разделе “Личность”.

Волевая и эмоциональная регуляция часто рассматриваются как антагонисты (когда воля подавляет эмоциональную реакцию или, напротив, аффект подавляет волю). Эмоции и воля в реальном поведении могут выступать в различных соотношениях. Например, в случае возникновения неблагоприятных психофизиологических состояний (утомление) желание снизить интенсивность или прекратить ее компенсируются волевым усилием и таким волевым качеством, как терпеливость. В других случаях (интерес, любопытство) эмоции стимулируют деятельность, и тогда волевого усилия не требуется. Каждый из этих видов регуляции в отдельности имеет свои недостатки: чрезмерная эмоциональная регуляция неэкономна, расточительна, может привести к переутомлению. Чрезмерная волевая – может привести к срыву высшей нервной деятельности. Поэтому в личности должны оптимально сочетаться эмоциональная и волевая регуляция.

В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов.

Первый этап--возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все?за? и?против?, взвесив различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап).

Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности медицинского работника

Продолжительность каждого из перечисленных этапов различная и зависит от особенностей личности и объективных причин выполнения принятого решения. Для того, чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность, то есть способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение. Инициатива. Она особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других качеств, следует отметить самостоятельность в решении, поступках, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.

Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивидуума навыки.

Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.”.

Выделяют простые и сложные волевые акты. В простом волевом акте побуждение к действию почти непосредственно переходит в действие.

Выделяют 4 основных этапа сложного волевого акта:

1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2) обсуждение и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение решения.

Волевые качества личности :

1) инициативность;

2) самостоятельность, независимость;

3) решительность (в принятии решения);

4) настойчивость в исполнении решения;

5) самоконтроль, выдержка, самообладание;

6) последовательность и принципиальность.

Эти личностные качества во многом определяют поведение больного в процессе диагностики и лечения, помогают в борьбе с заболеванием наряду с медикаментозными средствами. Такие пациенты способны трезво оценивать обстоятельства, касающиеся состояния здоровья; умеют принимать осознанные решения, получив исчерпывающую информацию от медицинских работников; их эмоциональные проявления адекватны ситуации; они не сидят, сложа руки, а приняв решение – незамедлительно приступают к его осуществлению, проявляя настойчивость при достижении цели; их действия последовательны и целенаправленны.

Сознание – высшая форма отражения человеком окружающей действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих носителю сознания ориентироваться в действительности, времени и собственной личности. Оно включает самосознание и сознание окружающего. Ясное сознание возможно при полной или относительной сохранности всех психических процессов, необходимым условием которого является правильное функционирование соответствующих нервных образований и проводящих путей.

Доказана роль подкорковых образований и ретикулярной формации в поддержании тонуса сознания, уровня бодрствования. При относительно низких уровнях бодрствования, например во сне, сознание в полном объеме своих функций не выявляется. Именно поэтому сон предлагается квалифицировать как измененное состояние сознания. В то же время при очень сильном эмоциональном напряжении, когда уровень бодрствования достигает наиболее высоких значений, содержание сознания начинает страдать, происходит его своеобразное «сужение». Наконец, существует «ясное сознание», т.е. такое состояние, когда человек свободно реализует все функции сознания, и принятые им решения наиболее осознанны.

Критериями ненарушенного сознания считаются осознание человеком самого себя (собственной личности, самосознание), осознание пространства и времени, в котором в данный момент он существует.

Самосознание – одна из сторон сознания, включающая осознание человеком себя как личности с присущими ей интересами, целями, мотивами, мировоззрением. Осознание человеком собственной личности является существенным признаком психической нормы. Многие психические заболевания могут нарушать процесс самосознания и приводить к тому, что человек осознает себя не тем, кем является в реальности.


Уровни самосознания: (Приложение 4)

1) Органический (природный): отражение субъекта в системе его органической активности, выделение субъекта из среды, переживание субъектной отнесенности своих действий. Возникает до появления речи и включает мышечное чувство – общее переживание комфорта или дискомфорта.

2) Социальный (индивидный): отражение субъекта в системе его коллективной, предметной деятельности и детерминированных ею отношениях. Возникает при появлении речи. Включает восприятие себя, которое формируюется при сравнении себя с другими, разграничение «я» и «не я», «моё» и «чужое».

3) Личностный : отражение субъекта в системе его личностного развития, связанного с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, оценку своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития.

Существование уровней самосознания отвечает следующим принципам: а) каждый из уровней развития того или иного процесса или структуры является необходимым для последующего; б) каждый из уровней развития имеет свою собственную природу, т.е. образован существенно различными связями, отношениями; в) каждый из нижележащих уровней до определенной степени является условием развития вышележащего; г) вышележащий уровень управляет нижележащим; д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с появлением вышележащего.

Измененные состояния сознания (ИСС). Особенности сознания накладывают отпечаток на качество и полноту самочувствия больного человека. Разные уровни ясности сознания существенно видоизменяют как целостность сознания и самосознания себя и окружающего мира, так и глубину контакта между врачом и пациентом.

Под ясным сознанием понимается такое состояние, при котором личность правильно и полностью ориентирована в месте, времени и собственной личности .

Можно выделить физиологические ИСС характерные для психики здоровых людей, сознание которых «изменяется», но не достигает выраженных степеней, характерных для любых нарушений психики, а также патологические состояния сознания.

Физиологические ИСС являются неотъемлемым элементом бодрствования здорового человека, имеют разнообразные причины, недолго продолжаются, сменяются нормальным бодрствованием, либо иным ИСС. Сюда относят ИСС спонтанно возникающие, при обычных для данного человека условиях (засыпание или перенапряжение) или в необычных, но естественных обстоятельствах (нормальные роды, экстремальные условия); искусственно вызываемые (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка); обусловленные психотехническими приемами (методами психической саморегуляции или гипноза, религиозными обрядами и др.).

Патологические ИСС подробно обсуждаются в курсе клинической психиатрии. Однако, следует отметить, что нарастающие состояния оглушенности сознания, максимумом развития которых являются сопорозные и коматозные состояния, прогрессивно снижают ориентировку больного в месте, времени, собственной личности. Все внешние обстоятельства с большим трудом ассимилируются во внутренних переживаниях больного, тогда как все внутренние, субъективные переживания с не меньшими затруднениями приобретают внешнюю выразительность. При этих состояниях отсутствуют галлюцинаторные переживания, бредовые идеи и другие признаки психических расстройств.

Другая форма помрачения сознания – сумеречное расстройство – представляет собой преходящее болезненное сужение поля сознания, при котором ограничено поступление раздражителей и объектов из воспринимаемого больным пространства с последующей полной амнезией пережитых событий.

При таких расстройствах сознания как делирий (алкогольный психоз) и онейроид (грезоподобное состояние) наблюдается не только дезориентировка в собственной личности или окружающем, но и галлюцинаторные, фантастические образные переживания.

Таким образом, все патологические развернутые состояния сознания грубо нарушают ориентировку, восприятие и оценку реальной ситуации больным, в том числе изменяется понимание самой болезни и обстоятельств медицинского обследования и лечения, что выражается в болезненных высказываниях пациентов, их неадекватном поведении. Подобное состояние требует своевременного распознавания и правильной врачебной тактики. Указанные ИСС нередко встречаются у больных соматическими расстройствами, в связи с чем знание врача критериев ясного и патологически измененных состояний сознания представляется актуальным.

Нозогении (психогенные реакции) - клинически завершенные психические расстройства, обусловленные влиянием психотравмирующих событий, связанных с соматическим заболеванием.

Появление нозогений обусловлено единством „психики” и „соматики”. Так, появление у человека соматического заболевания влечет за собой изменения в психической деятельности, которые могут быть в виде невротических синдромов, синдромов нарушения эмоций и характера.

При гипертрофированной оценке переживаний, связанных со здоровьем, у соматически больных могут возникнуть страхи и тревожные опасения по поводу своего нездоровья, чувство безнадежности, пессимистическое видение болезни, ипохондрия (преувеличенное представление о тяжести соматического заболевания, уверенность в его неизлечимости, неблагоприятном исходе, негативных социальных последствиях).

При низкой субъективной значимости переживаний телесного неблагополучия у пациентов с соматической патологией может возникнуть демонстративно-пренебрежительное отношение к лечению, проблемам прогноза и исхода заболевания. Однако за фасадом наигранного оптимизма имеется страх нарушения жизненно важных функций организма. Соответственно пациенты охотно соглашаются выполнять лечебные процедуры, соблюдают рекомендации.

Иногда у пациентов с соматическими заболеваниями имеет место эйфория, неадекватно-оптимистическая оценка как настоящего состояния, так и последствий болезни (такие явления нередко наблюдаются при туберкулезе и рассеянном склерозе). Такие больные, игнорируя уговоры родственников и медицинского персонала, нарушают режим, «забывают» о необходимости приема лекарств и, несмотря на неблагоприятный прогноз, строят радужные планы на будущее.

У больных с угрожающей жизни патологией (злокачественные новообразования, острый инфаркт миокарда) нередко можно наблюдать отрицание тех аспектов болезни, которые имеют угрожающий смысл. Так, исключается возможность летального исхода.

Понимание врачом психического состояния соматически больного человека необходимо для правильной трактовки жалоб пациента, адекватной оценки тяжести его состояния, объяснения мотивов его поступков и предвосхищения возможных нежелательных последствий поведения пациента в период болезни.