Простор.net - центр христианских ресурсов. Интересное

В узком значении слова, клевета – это ложное высказывание, порочащее репутацию другого человека. В судебной практике различают клевету и пасквиль: клевета распространяется преимущественно устно, пасквиль же – письменно. В более широком смысле человек может оказаться клеветником, даже если говорит правду о другом человеке, желая испортить его репутацию. Клевета – прямое нарушение таких заповедей Христа, как: «итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мф. 7:12) и «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39).

Если мы рассказываем кому-то о человеке из нашей или другой церкви так, что наш рассказ порочит его, это и есть клевета. И хотя мы пытаемся оправдываться, говоря, что беспокоимся о его духовном состоянии, однако Бог лучше знает наше сердце. В Притч. 10:18 говорится: «Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп».

Если мы – искренние христиане, значит мы покаялись в своих грехах и, ведомые Духом, усердно следуем за Иисусом Христом, находя в Нем удовлетворение всех своих нужд. А поэтому нам уже нет нужды клеветать на кого-либо, чтобы таким образом выставлять себя в лучшем свете или же тешить свое себялюбие.

Библейские клеветники

Десять соглядатаев. Из двенадцати израильских мужей, высматривавших Ханаан, только Иисус Навин и Халев поверили, что Бог поможет им завоевать землю, несмотря на исполинов. Остальные же десять человек смотрели на эту ситуацию по-плотски, а не глазами веры. В Числ. 13:33 сказано, что десять соглядатаев «...распускали худую молву о земле...»; в Числ. 14:36, 37 говорится: эти люди «...умерли, быв поражены пред Господом» за то, что распускали худую славу о земле (в еврейском оригинале используется слово, которое также переводится как «клевета»). Действительно, клевета – великое зло, независимо от того, направлена ли она против людей или же против даяний Божьих.

Враги Христа. Мы – всего лишь люди и поэтому иногда чего-то не понимаем или что-то путаем. Однако сознательное искажение правды по каким-то своим собственным соображениям – совершенно другое дело. Иудеи в своем желании избавиться от Христа именно так и поступили. Однажды после того, как Он выгнал продающих из храма, Он сказал: «... разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Когда же Христа судили, некоторые люди, намеренно исказив его слова, свидетельствовали, будто бы Он говорил: «...Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мк. 14:58). Этих клеветников искушал враг Божий – дьявол, чье имя происходит от греческого «diabolos» - «клеветник».

Неверующие иудеи. После излияния Духа Святого ученики «...начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). Большинство слушателей были в смятении «...ибо каждый слышал их говорящих его наречием... а иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:4, 6, 13). Таким образом неверующие иудеи клеветали на первых последователей Христа; эта же манера поведения прослеживается во всей Книге Деяний.

Враги апостола Павла. В Рим. 3:8 говорится, что некоторые люди клеветали на Павла, утверждая, будто бы он учит делать зло, чтобы вышло добро. Все эти измышления были лживы, т.к. в другом месте апостол написал: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак, Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим. 6:1, 2).

Павел действительно написал: «…А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Некоторые люди, по-видимому, истолковали это так: чем больше мы грешим, тем больше Бог нам прощает. Это была клевета, т.к. люди настолько извращали высказывания Павла, что полностью терялся их смысл. Такое искажение истины настолько опасно, что может привести к гибели виновных в этом людей.

Поскольку мы являемся последователями Христа, будучи в мире, но не от мира, то всегда найдутся люди, которые будут злословить нас. Будем же осторожны, чтобы самим не стать клеветниками, ибо Писание ясно повелевает: «Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3:2).

Характерные особенности клеветы

Клеветники стремятся выставить себя в лучшем свете, унижая других людей. И это весьма серьезный грех. Все мы по своей природе являемся грешниками. Став же верующими людьми, спасенными по благодати Божьей, мы должны стремиться вызволять людей из рабства греха, чтобы они познали истину и спаслись. Если же вместо этого мы злословим их, то, таким образом, противодействуем труду Божьему.

Люди, которые клевещут на других, пытаясь выставить себя с лучшей стороны, ведут себя, как непослушные дети. Будем же помнить следующее изречение: «Если ты погасишь свечу другого человека, то твоя ярче гореть не будет».

Клевета свидетельствует об острой духовной нужде. Клеветник не может радоваться в Господе. Еще раз вспомните, что клевета часто основывается на лжи. Если это так, тогда она исходит от отца лжи, восставшего против Бога. Разве мы хотим прислушиваться к голосу лукавого?

Также подумайте о том, что если человек лжет, ему часто приходится изворачиваться, чтобы прикрыть первую ложь. Когда человек постоянно лжет, чтобы поддерживать свой имидж, то со временем она (ложь) становится похожей на снежный ком. Не так нам следует назидать друг друга на святейшей вере (см. Иуд. 1:20)!

Клевета не приличествует детям Божьим. Иногда кажется, что, в отличие от верующих, неверующие люди понимают это лучше. Когда верующий на кого-то клевещет (сознательно или несознательно), мирские люди часто думают: «Его разговор не приличествует христианину». Но для некоторых неверующих людей нет ничего приятнее, как побудить членов церкви злословить друг друга. Беседуя с одним братом, они стараются склонить его сказать что-то против другого брата. А потом у того другого стараются выудить что-нибудь против первого брата. Мы не должны способствовать тому, чтобы подобное происходило в нашей среде.

В Пс. 49:20 говорится: «Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь». Насколько бы было лучше поступить наоборот, начав не с подобной вереницы осуждений, а со слов одобрения наших братьев!

Клевета зачастую основывается на ложных предположениях. Показательны в этом отношении обвинения некоторых иудеев против апостола Павла, когда он был в Иерусалиме. Они «...возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм» (Деян. 21:27-29). Из-за этой клеветы в городе вскоре начались волнения.

Эти люди предположили то, чего вообще не происходило. Мы также можем попасть в такую же ловушку, если будем слушать сплетни о каком-то человеке. Зачастую мы их внимательно выслушиваем, а потом пересказываем кому-то еще, не удостоверившись: правда ли это? В результате мы можем стать причастными к клевете, порожденной ложными и недобрыми предположениями.

Зачастую причина клеветы – непрощение. Когда мне было лет двадцать, я как-то работал на крыше амбара с другими мужчинами. Один из них начал рассказывать об истории более чем двадцатилетней давности, т.е. случившейся до моего рождения. Он довольно эмоционально описывал, как его обидел другой человек. Наконец, немного расслабившись, он сказал: «Ну, на самом деле, я его уже давно простил».

Но если ты его уже давно простил, почему до сих пор клевещешь на него? Он продолжал питать свою плоть тем, что, по его словам, уже давно простил. Разве нельзя простить и забыть в подобном случае? Плоти это тяжело сделать, но мы должны прощать других, чтобы и Бог простил нас. Клевета и непрощение – грех, а у Бога нет никаких исключений из правил, если мы будем так поступать.

Клевета – погибель для народа Божьего. В Гал. 5:15 говорится: «Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом», т.е. понятно, что может произойти с клеветниками. Печально, если какая-та церковь подвергается вражеским нападкам, но намного хуже, если ее губят внутренние распри!

В моей юности всегда были весьма знающие люди, критически анализирующие ошибки церкви в последние сто лет. Однако они никак не помогли мне и вряд ли помогли другим. Мы должны быть готовы к тому, что нам придется столкнуться с некоторыми трудными обстоятельствами в жизни церкви, и в частности – из-за ошибок и согрешений других людей. Но нужно научиться правильно относиться к таким случаям, прощая ошибки, совершенные в прошлом. Иногда нам приходится сослаться на ошибку, совершенную в прошлом, чтобы разобраться в данной ситуации, но это необходимо делать осторожно. В любом случае ничем нельзя оправдать непрощение, обиду или клевету, направленные против оступившегося человека.

Грех клеветы не столь очевиден, как воровство, убийство или многие другие грехи. Его порождает греховный дух, который мы должны искоренить из своих сердец. Если среди нас есть клеветник, то «...вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Мы не будем давать пищу для клеветы, если будем постоянно благодарить Господа за Его прощение и радоваться Его миру в нашей душе.

Что происходит сегодня, если муж начинает порочить жену? Отвечает ли он за свои слова перед людьми и перед родственниками жены? Несет ли какое-то наказание? Как правило, нет!
Однако у нас есть уже немало примеров, когда судятся люди за клевету. К примеру, жену американского президента Меланью прошедшим летом оклеветала лондонская газета Daily Mail . Был суд по этому поводу в Лондоне. Перед первой американской леди газета извинилась и должна выплатить ей компенсацию морального ущерба в размере, по разным источникам,(это не разглашается) от 3-х до 150-ти миллионов долларов.

Бог на клевету в Своем законе обращает особое внимание и призывает евреев не оставлять без внимания ее, особенно в вопросе неверности. Вот что говорит Писание:
"Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: «Я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства», - то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам:

"Дочь мою я отдал в жену сему человеку, и ныне он возненавидел ее, и вот, он взводит на нее порочные дела, говоря: «я не нашел у дочери твоей девства»; но вот признаки девства дочери моей". И расстелют одежду пред старейшинами города.

Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою" (Втор 22:13-19).
Интересное наказание мужу-клеветнику. Несмотря на утверждение Библии, что оставит человек отца и мать.., но клеветник-муж должен выплатить моральный ущерб отцу оклеветанной отроковицы. И еще, несмотря на то что муж возненавидел ее, не может с ней развестись во всю свою жизнь. Неужели Бог так жесток, что заставляет человека жить с тем, кого не может терпеть?
Думаю, что есть у Бога внутренние духовные механизмы, посредством которых Он заменяет в сердце человека ненависть на любовь. А дьявол делает наоборот. Вспомните сына Давида Амнона , который так полюбил свою сводную сестру, что не мог спать. Но после совершенного им греха насилия, он возненавидил ее.
Дьявол погружает душу во мрак смерти. Бог освещает человека высшим светом радости и любви и выводит его из кризисного состояния.
А вообще-то лучше не попадаться на удочку клеветы, любить свою жену и детей и жить долго с ними и счастливо. И это по благодати Божьей возможно!
В заключение нужно напомнить, что Бог будет судить всех клеветников и лжецов на своем страшном суде. К сожалению, а по большому счету, к счастью, все они будут низвержены: "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая" (

Останавливаться на детальном разборе состава клеветы не будем, поскольку на нашем сайте имеются статьи, посвященные данному вопросу.

Если вы пострадали от клеветы и желаете привлечь обидчика к уголовной ответственности, то первое что следует сделать - обратиться с соответствующим заявлением в отдел внутренних дел по месту своего проживания.

Обратите внимание! На данном этапе вам уже следует представить доказательства распространения заведомо ложных сведений, порочащих ваши честь и достоинство или подрывающих репутацию.

В качестве таковых могут выступать листовки, сообщения в или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу, сведения, содержащиеся в печати (газеты, журналы), трансляции по радио и ТВ, распространяемые в сети Интернет (в том числе во всеми любимых социальных сетях), излагаемые в служебных характеристиках, обращениях, адресованных должностным лицам. И конечно же следует указать свидетелей, которые смогут подтвердить ваши доводы, в особенности тех, через которых распространялись клеветнические сведения о вас.

Помимо прочего необходимо иметь в виду, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 128.1 УК РФ , считаются уголовными делами частного обвинения и преследуется в частном порядке. Что это значит? Это значит, что потерпевший вправе обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности за клевету сразу к мировому судье, минуя органы внутренних дел. Но в любом случае именно на потерпевшем лежит обязанность по сбору доказательств виновности клеветника и по их представлению в суд, тогда как уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2-5 ст. 128.1 УК РФ , являются уголовными делами публичного обвинения, преследование по которым осуществляется путем проведения предварительного расследования органом дознания и прокуратурой - в суде.

Написание и подача заявления о клевете

Немного остановимся на порядке подачи заявления о совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 128.1 УК РФ, поскольку дела частного обвинения всегда вызывают у граждан вопросы.

Так, после обращения в правоохранительные органы по заявлению будет проведена первоначальная проверка с допросом потерпевшего, клеветника и свидетелей, данные о которых будут представлены сторонами обвинения и защиты.

После проведения указанных действий материал проверки будет передан мировому судье по подследственности по месту совершения преступления.

Затем мировым судьей будет вынесено постановление о приведении заявления в соответствии с требования уголовно-процессуального закона с указанием определенной даты, которое будет направлено потерпевшему (такое же постановление будет вынесено, если потерпевший неправильно составит заявление, обращаясь непосредственно к мировому судье).

Обратите внимание! До указанной в постановлении даты потерпевшему надлежит представить мировому судье заявление о привлечении к уголовной ответственности клеветника.

То есть это будет второе заявление о привлечении к уголовной ответственности, но уже мировому судье. И ссылка на то, что я уже писал заявление в отдел внутренних дел (при обращении изначально туда), будет незаконна. На данном этапе следует учитывать, что заявление о привлечении к уголовной ответственности будет заменять собой обвинительный акт, то есть должно наиболее полно содержать сведения о предъявляемом обвинении:

  • о субъективной и объективной сторонах преступления,
  • о преступнике, с указанием его фамилии имени и отчества, адресе проживания,
  • те же данные о свидетелях.

Для правильного составления указанного заявления имеет смысл ознакомиться с материалом проверки, проведенной отделом внутренних дел, в которой должны содержаться указанные сведения. Также потерпевший вправе указать в заявлении ранее не заявленных свидетелей. После принятия заявления к производству мирового судьи будет назначено судебное разбирательств, в ходе которого именно потерпевший должен будет доказать виновность клеветника.

Обратите внимание! На этапе обращения к мировому судье с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в силу специфики уголовного преследования настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к адвокату, помощь которого вам также понадобится на стадии рассмотрения уголовного дела судьей.

Необходимо также отметить, что срок приведения заявления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, указанный мировым судьей, не является пресекательным, и потерпевший вправе обратиться с указанным заявлением в течение 2 лет с даты совершения преступления, но в данном случае клеветник будет освобожден от уголовного наказания в силу истечения срока давности уголовного преследования.

В рамках расследуемого или рассматриваемого в суде уголовного дела о клевете потерпевший вправе обратиться с гражданским иском (а по делам частного обвинения - в рамках судебного разбирательства) о компенсации морального вреда и убытков, а также с требованием об опровержении порочащих сведений. Также потерпевший вправе обратиться с подобным иском в гражданском порядке после вынесения приговора.

Обратите внимание! Отказ в возбуждении уголовного дела о клевете либо его прекращение не лишает потерпевшего права обратиться за защитой своих прав в гражданском порядке с иском о защите чести и достоинства.

Как оправдать себя, если тебя оклеветали?

При построении линии защиты от обвинения в клевете, необходимо учитывать следующие важные моменты. По смыслу Уголовного закона РФ если лицо, распространяющее клеветнические сведения, считало их истинными (не сомневалось в этом), то исключается такой важный признак субъективной стороны клеветы как заведомость, в силу чего такое лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности за клевету.

То есть распространяемые сведения должны быть выдуманными, кроме того порочащими честь и достоинство личности, иными словами воспринимающимися обществом в качестве позорящих, заслуживающих порицания.

Обратите внимание! При этом, если подобные сведения сообщаются только лицу, которого они касаются, при соблюдении тайности, данное действие не является их распространением.

Лицу, обвиняемому в клевете, следует заручиться поддержкой свидетелей, документальными доказательствами своей позиции, в том числе, к примеру, заключением лингвистической экспертизы на предмет не отнесения сведений к числу порочащих, и иными доказательствами в зависимости от обстоятельств преступления.

В заключение следует сказать о том, что уголовные дела о клевете (в особенности клевета, преследуемая в частном порядке) являются делами сложными, затяжными и неприятными. Самостоятельно без помощи квалифицированных юристов доказать клевету достаточно тяжело, как собственно и защитится от обвинения в клевете.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

«Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Перечитываю эти слова из письма епископа Феофана, Затворника Вышенского, узнаю присущую одному ему интонацию бесконечно терпеливой отеческой заботы, неустанного попечения о каждом адресате… И думаю о том, что «благодушно терпеть», примириться с клеветой на самом деле очень трудно, практически невозможно.

На моем пути не было катастрофических ситуаций, связанных с клеветой, но были, так скажем, очень неприятные моменты. Чего не бывает в журналистской жизни, тем паче в сегодняшней… Больней всего было вот это, неистребимое и почти сакраментальное: «Статья, безусловно, заказная, и я знаю, кто ее проплатил». Более хладнокровные - или просто менее щепетильные в этом смысле - коллеги советовали «не обращать внимания» и «быть выше». Но набрать необходимую высоту у меня почему-то не получалось никак, я с неизбежностью падала в боль и отчаяние. Меня преследовали мысли: «Скольким же людям еще он это сказал - с такой же вот непоколебимой уверенностью! Сколько не знающих меня, однако, имеющих представление о сегодняшней жизни людей сходу приняло это как чистую правду!»

Для журналиста очень важна репутация, конечно, иными словами - ему нужно, чтоб ему верили. Однако страдала я - не только из-за восприятия моих публикаций, т.е., не только из-за их эффекта и резонанса. Страдание от клеветы есть страдание глубоко личное. Клевета делает из нас не то, что мы есть, она лишает нас лица. Мы стараемся сделать себя, и нам очень важно, чтобы люди воспринимали нас именно такими, какими мы себя, как нам кажется, сделали. А для чего делали-то?.. Не для того ли, чтобы нас любили? Клевета лишает нас любви. Ведь и причина-то ее - в нелюбви. Не всегда в целенаправленном злом умысле, но всегда - в глубокой нелюбви к человеку, в отказе видеть его добрым, честным, порядочным. А кто главный ненавистник человека, кто главный клеветник? Об этом господине написано достаточно. Не счесть примеров, когда жертвами клеветы становились именно те, кто больше всех ему досаждает - святые. Причем, их страдания отнюдь не ограничивались внутренним переживанием оговора. Клевета в жизни подвижника всегда имела практические последствия, и какие!

Оклеветанный Иоанн Златоуст жестокими преследованиями был сведен в могилу. Преподобный Максим Грек, обвиненный в ереси и отлученный от евхаристического общения, шестнадцать лет кряду не мог причаститься Святых Христовых Таин, шесть из этих лет провел в жутких условиях одиночного заточения. Святителя Нектария Пентапольского клевета сопровождала всю его жизнь, она только меняла свое содержание в зависимости от текущего момента - главный клеветник упорен и изобретателен.

В средневековых житиях и патериках нередко рассказывается о том, как Сам Бог оправдывал невиновного и посрамлял клеветников. Святитель Василий Рязанский, обвиненный в преступлении монашеского обета и едва не убитый благочестивыми муромцами, многие из которых, впрямь, чувствовали себя оскорбленными в святых чувствах, расстилает свою мантию на водной глади, встает на нее и плывет вверх по течению Оки - из Мурома в Старую Рязань... Но такое бывало далеко не всегда. В большинстве случаев клевете противостояло не видимое чудо, а одна только святость со своим «оружием» - кротостью, терпением, доверием к Богу. Вот эпизод из воспоминаний игумении Феодосии (Каца) о событиях, произошедших на Эгине, в Эгинском девическом монастыре, основанном святителем Нектарием: «Вспоминаю нашего владыку во время одной ужасной сцены. На него набросился с тяжкими оскорблениями какой-то представитель власти, сбитый с толку клеветниками. Не будучи в силах это вынести, мы закричали: «Владыка, ответьте же оскорбителю!». Но тот, неизменно трезвящийся, тихий и невозмутимый, хранил молчание. Устремив взор ввысь и опираясь на малый посох, он казался небесным существом» .

Итак, доверие к Богу и спокойное терпение, повторяю я про себя, возвращаясь к неприятным моментам своей жизни. Вседержитель знает всё, у Него всё, как говорится, под контролем. Повторяю, но успокоиться, освободить душу от ржавого крючка, за который она зацепилась, перестать думать о клевете, перестать этим мучиться - никак не могу...

Но ведь это вообще не цель духовной жизни - перестать страдать, успокоиться, обрести внутренний комфорт. Внутренний, душевный покой, оптимальное эмоциональное состояние - это иногда (не всегда!) хороший симптом, говорящий о выздоровлении, или, лучше скажем, об относительной поправке духовных дел - но сама-то поправка не в этом заключается.

Клевета, которой мы подверглись - это повод задуматься о себе. Возмущаясь против клеветы, мы как бы говорим «Я не грязен, я чист!». Встречный вопрос: что, весь чист? Прямо как из бани? «Нет, но…»

Действительно, тяжело, когда нас обвиняют в том, в чем мы неповинны. Но не подумать ли в эти минуты о том, в чем мы повинны, и в чем нас, что интересно, никто вслух не обвинил? Как журналист, я никогда не выполняла пресловутых «заказов», не писала обличительных текстов за чьи-то деньги. Но наша профессия чревата многими другими соблазнами, и что же: я никогда им не поддавалась? Увы. Самый распространенный профессиональный соблазн - использование чужой трагедии в качестве приманки, интересного материала, привлекающего внимание читателей к изданию, в котором ты работаешь, и обещающего тебе успех. Вольно или невольно (невольно - это когда редактор непременно требует, чтобы вся работа газеты была на этом построена и т.п.), но это было со мною не раз, а ведь если вдуматься - это тоже продажа совести. Она сопровождается множеством оправданий, закрашиваний, замазываний (Ну, я же им сочувствую, этим потерпевшим! Я же их поддерживаю!), но в конечном итоге она все равно совершена.

Дальше интересная мысль: а вот если бы я была абсолютно чиста от этого греха, а кто-то обвинил бы меня в нем - было бы мне больно? Да уж, наверное! Но почему нет такой же острой боли, такого же чувства оскорбленности от того, что я не чиста, что это обо мне правда? Есть, конечно, определенное переживание, но такой боли, как была бы от клеветы - нет…

Клевета оскорбляет нас лично. А наш грех оскорбляет образ Божий в нас, Самого Создателя оскорбляет. Что важнее? Вот они, наши перекосы. Реально устранив из своей жизни какое-либо неправедное дело, исключив его для себя, мы делаем это обстоятельство сверхзначимым для своего самоощущения: «Я - честный, неподкупный журналист, я не могу терпеть, если кто-то говорит обо мне иначе!» Но мне, может быть, легче было бы это терпеть, если бы я вовремя вспомнила: «честный журналист» - это отнюдь не исчерпывающая моя характеристика, про меня можно кое-что и добавить, и это «кое-что» звучит уже не так красиво, как «честный журналист». Сказать можно не только не только об упомянутых уже здесь издержках погони за интересным материалом, но и о многих профессиональных ошибках: ведь в основе каждой ошибки лежит грех. Это может быть грех тщеславия, может быть грех эгоизма (не попыталась поставить себя на место человека, о котором писала, не вникла в его ситуацию), а может быть и неосознанное сребролюбие - очень хотелось получить гонорар за этот номер, вот и недопродумала маленько, не допроверила…

Епитимия, о которой пишет в процитированном отрывке святитель Феофан, - она ведь не наказание, она, скорее, лекарство, лечащее раны греха терпением и смирением. Вообще, что есть епитимия, посылаемая Самим Богом - это можно услышать от священника, можно прочитать в духовной книжке, а можно почувствовать самому - когда страдаешь от собственной вины и вдруг утешаешь себя тем, что собственные страдания от чужого зла потерпишь теперь спокойно… Неожиданная мысль, особенно для того, кто Феофана Затворника еще не читал; непонятно откуда, но приходит ведь!

И еще одна мысль должна, наверное, прийти: а сами-то мы никого не оклеветали часом?.. Как уже здесь сказано, клевета не всегда связана с целенаправленным злым умыслом, гораздо чаще - с безответственной болтовней, когда мы произносим чужие имена и повторяем утверждения о других людях, нимало не задумываясь о доказанности этих утверждений. Очень часто мы при этом «ссылаемся на источники»: «Не знаю, правда это или нет, но Марьиванна мне говорила…». Это в быту, а если вернуться к профессии автора этих строк, то она позволяет «приделывать ноги» клевете гораздо более эффективно. Ведь клевета сегодня - одно из самых распространенных орудий политической борьбы. Она хороша тем, что попытки оклеветанного защищаться от нее дают ей же дополнительные шансы. Оболганный подает в суд, просит прокуратуру привлечь клеветников к уголовной ответственности - и тем самым создает ситуацию, которую будут обсуждать все СМИ, даже самые лояльные к жертве оговора. И тут уж не просто ноги приделают - проворной сороконожкой сделают клевету. Причастна я к этим вещам? Конечно. Так стоит ли мне так расстраиваться из-за той совершенно тривиальной и неизбежной клеветы, которая пришлась на мою долю? Благодарить за нее нужно.

Вместо еже любити мя оболгаху мя, аз же моляхся (Пс.108,4). Тема клеветы постоянно присутствует в Ветхом Завете. История Иова Многострадального - это ведь, по сути, история посрамления клеветы… А в советские годы клевета стала едва ли не главным орудием борьбы с христианством, в Церковью. И это была воистину колоссальная клевета, ее мощь, масштаб и всеохватность долго еще будут удивлять. Но христиане, жившие и служившие Богу в те годы, помнили: и Христос был оклеветан.

В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви.

Сандро Боттичелли. Клевета (1495)

Что делать, если слышишь клевету

Как никто другой пострадал от клеветы святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека. Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: "Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?"» . Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете - оградим себя молчанием».

Как спастись от клеветы

За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду», - говорит Иоанн Златоуст. Но он же свидетельствует, что как бы ни была велика награда, терпеть клевету нелегко: «Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению... И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред». Своим братьям по несчастью святитель советовал: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение... Если это правда - исправься; если ложь - посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано, - вразумись; если не сознаешь - оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5, 11)».

От многих бед и огорчений может спасти молитва. Преподобный Максим Исповедник и в случае наветов предлагает не унывать, а молиться: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Епископ Феофан Затворник предлагает считать клевету искупительным лекарством:
«Оклеветали вас... хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас - милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Клевета на пользу

Святитель Тихон Задонский приводит примеры претворения клеветы во благо и славу:
«"Любящим Бога... все содействует ко благу", - говорит апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2, 15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3, 2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6, 16-28). … Те же суды Божии и ныне совершаются» (104. 860-861).

И Христа оклеветали

Святитель Тихон отмечает, что мы не первые, кто терпит неправду на Земле: «Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен, - Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: "мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю" (Лк. 23, 2), Того, Который учил их: "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк. 12, 17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: "Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною" (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6, 16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34)».

Как самим не оклеветать ближнего

Святитель Василий Великий считает, что иногда и правда может оказаться клеветой: «Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его - это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо». «...Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым... Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот - клеветник, хотя бы и говорил правду».

Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья. Но за это и клеветникам бывает худо. Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святителя Григорий Богослов советует обращать внимание на то, для чего мы жалуемся на других: «Если жалоба несправедлива, то делается клеветой...».

А преподобный авва Исаия не советует клеветой спасать себя от бедствий и людской злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».