Физиологические основы чувств кратко. Физиологические основы эмоций: понятие, свойства и закономерности. Теория, мотивация и виды эмоций. Функции и роль эмоций

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств являются результатом деятельности мозга. Возникновения эмоций начинаются с изменений, происходящих во внешнем мире. И уже эти изменения ведут к переменам к процессах, происходящих внутри человека: повышению или понижению жизнедеятельности, побуждению одних потребностей и угасанию других и т. п. Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными, так и с условными рефлексами. Системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. . Таким образом, переживания чувств и эмоций являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являются переживания эмоций. Возникающая вследствие этого серьезная перестройка системы временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание эмоций и чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, дежело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т.д. Эти процессы, протекающие во внутренних органах тела с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В современной физиологии и психологии то, что принималось за причину, является лишь следствием других процессов, происходящих в мозгу человека.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воздействии раздражителей большей силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полушарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, наблюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т.д. Таким образом, при переживании чувств, при эмоциональных состояниях наблюдается при повышении и понижении импульсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которым вживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса); при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные эмоциональные положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились, эти участки получили названия «центров удовольствия». Когда же электродом раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы по этому «центрами страдания». Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, - «центры страдания», расположенные в разных отделах мозга образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В тоже время в центре, специализировавшиеся на продукционировании положительных эмоций, менее связанные друг с другом, что выступает основанием большого разнообразия, более дифференцированной картины положительных эмоций.

Разумеется, в особенностях функционирования мозга человека не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состояний у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведенных фактах обоснованные гипотезы о физиологических предпосылках человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое- с отрицательными эмоциями.

Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие-неудовольствие, наслаждение-страдание, приятное - неприятное и т.д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологических процессов.

Первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако в 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К. Ланге. Они сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. У. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций -- любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса--Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем -- как их следствие -- возникает сама эмоция.

Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям; а с другой она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Вначале теория Джемса Ланге встретила упреки в "материалистичности", в том, что Джемс и Ланге хотят свести чувства человека к отражению в его сознании органических процессов, происходящих в его теле. В ответ на эти упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только низшие эмоции, унаследованные человеком от животных предков. Это может относиться к таким группам эмоций, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области низших и высших эмоций.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось.

Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В то же время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джеме и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса--Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре -- таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Психологическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса Ланге и Кеннона Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

К разряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:

Э = П (И н - И с),

Э -- эмоция, ее сила и качество;

П -- величина и специфика актуальной потребности;

И н -- информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности;

И с -- существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция ие возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Результаты экспериментальных исследований позволяют утверждать, что ведущую роль в регуляции эмоциональных состояний играет кора больших полушарий. И. П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т. д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. д.

О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная система является физиологической основой высших человеческих чувств -- интеллектуальных, моральных, эстетических.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны -- это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Можно утверждать что эмоции возникают в результате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Мы также можем предположить, что эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств.

Как и все психические процессы, эмоции и чувства - результат деятельности мозга. В основе простейших эмоций лежат сложные безусловные рефлексы, процессы, происходящие в подкорке. Но ее деятельность контролируется работой коры больших полушарий мозга. Большую роль здесь играет вторая сигнальная система. Именно слово, сознательное отношение к тому лили иному явлению, вызывающему нежелательные эмоции, дает человеку возможность подавлять их, вообще управлять чувствами.

Физиологической основой более сложных эмоций и чувств являются системы условных рефлексов, временных связей в коре больших полушарий. Большое значение для возникновения чувств имеют динамические стереотипы. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной…»

Специальные электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Выявлено, что эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной степени определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы.

Функции и роль эмоций

Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует, с точки зрения Е.П. Ильина, различать их функции и роль.

Функция эмоций -- это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме.

Главная же функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Роль (обобщенное значение) -- это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили еще стоики и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот продолжается и в наше время, так как имеются данные как за, так и против каждой точки зрения.

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция -- это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция -- это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает. Имеется и книжное понимание функции как роли, значения, однако, в отличие от книжного понимания, Е. П. Ильин различает понятия «функция» и «роль». Различия между функцией и ролью отчетливо можно проиллюстрировать на двигательном аппарате, функцией которого является перемещение человека и животных в пространстве, а роль этого перемещения определяется познанием окружения, приближением к источнику питания и овладением им и т. д., т. е. тем, что человек или животное приобретает в процессе выполнения двигательным аппаратом своей функции. Норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом: из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы -- пугали, брали в руки и т. д.

Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями, Б. И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности».

В то же время имеются данные, что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием «положительных» эмоций и ниже -- с преобладанием «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных» эмоций и средний уровень интеллекта по тесту Д. Векслера был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием эмоциональной сферы, остается неясным.

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он считает, что «положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций -- активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого “уравновешивания организма с внешней средой».

«Отрицательные эмоции, -- пишет Симонов, -- как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение.

Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни» .

Без «положительных» эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях деятельности человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеется. Думается, что это заявление излишне категорично. Ему противоречит проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремление доказать себе и другим случайность творческой неудачи. А разве люди воспринимают произведения искусства только ради положительных переживаний? Почему же тогда зрители плачут на спектаклях и в кино?

Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л. М. Аболина. Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им природой функций)?

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль -- с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые -- явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний .

В первой главе я рассмотрела общее понятие, физиологическую основу, функции и роль эмоций.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций -- объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен во второй главе.

1.1 Физиологические основы и психологические теории эмоций

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний . В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В таком случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Любая эмоция имеет несколько составляющих. Одна из них распознается человеком как субъективное переживание. Вторая составляющая – это реакция организма. Третья составляющая – совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию. Четвертая составляющая эмоционального переживания – это особое выражение лица. Пятая связана с генерализированными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции отношение к происходящим событиям становится негативным. Шестая составляющая – это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией. Например, гнев, может привести к агрессивному поведению .

Сама по себе ни одна из перечисленных выше составляющих, собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно, причем, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие.

Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения: повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови и др. Таким образом, симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.

Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя, непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые, указанные выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем стимуляции выделения адреналиновых гормонов .

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих эмоциях.

В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII – ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений.

Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт , считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же позиции придерживался и В. Вундт . По его мнению, эмоции – это, прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т.е. психической природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако, в 1872г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психических явлений, в том числе и в отношении эмоций .

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также и к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными от страха, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Современная теория эмоций начинается с появления в 1884г. статьи Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся потому, что смеемся» .

Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствие эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В тоже время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций . Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре – таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы .

Психоорганическая теория эмоций, как условно стали называть концепцию Джемса-Ланге-Барда, получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга .

Под влиянием проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате какого-либо раздражителя. Хеббу удалось экспериментальным путем получить подтверждение зависимости между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности, причем, оптимальный уровень эмоциональности возбуждения зависит от многих факторов: от условий, в которых деятельность протекает; от индивидуальных особенностей человека, который эту деятельность выполняет; и от многого другого .

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс, т.е. отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеются расхождение, или диссонанс. В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется чаще всего тогда, когда надо объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях .

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Согласно этой теории, возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных конструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов . Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Интересна теория А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживаются как эмоции и приводят к действию. Если Джеймс говорил: Мы боимся, потому что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили будто нам угрожают .

Д. Биндра, критически проанализировав существующие эмоции, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация – изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т.п.

К разряду когнитивистских может быть отнесена теория П.В. Симонова . В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими и психологическими индивидуальными особенностями.





Эмоционального благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач – по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей...





И поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения на психическое состояние. Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется в населении от 15 до 50%, а в общемедицинской практике – от 30 до 57%. В пределах соматизированных...

Любая эмоция всегда имеет несколько со­ставляющих. Одна из них распознается нами как субъективное переживание . Вторая составляю­щая - это реакция организма. Например, ко­гда вы возбуждены, ваш голос может дрожать или повышаться вопреки вашему желанию. Тре­тья составляющая - совокупность мыслей , со­провождающих эмоцию и приходящих на ум. Четвертая составляющая эмоционального пере­живания - это особое выражение лица . Напри­мер, если вы недовольны, вы хмуритесь. Пятая составляющая связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции ваше отношение к про­исходящим вокруг вас событиям становится не­гативным, взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая - это склонность к дей­ствиям , которые ассоциированы с данной эмо­цией, т. е. тенденция вести себя так, как обыч­но ведут себя люди при переживании опреде­ленной эмоции. Гнев, например, может вести к агрессивному поведению.

Сама по себе ни одна из вышеперечислен­ных составляющих собственно эмоцией не яв­ляется. При возникновении определенной эмо­ции все эти составляющие проявляются одно­временно. Более того, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие. Так, когнитивная оценка ситуации может вызвать конкретную эмоцию. Например, если вы счи­таете, что продавец вас пытается обмануть, то, вероятно, почувствуете гнев.

Важнейшей проблемой современных тео­рий эмоций является выяснение природы каж­дой составляющей и конкретных механизмов влияния составляющих друг на друга.

Сегодня мы можем с некоторой долей уверенности рассматривать существование определенных физиологических механизмов эмоций . Переживая сильную эмоцию, мы осо­знаем ряд изменений в организме - например, ускорение сердцебиения и дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь и ощущение слабости в желудке.

Большинство физиологиче­ских изменений, происходящих при эмоцио­нальном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. (Автономная нервная система - это часть периферической нервной системы, отвечающая за регуляцию деятель­ности желез и гладкой мускулатуры, включая сердечную мышцу, кровеносную систему и мышцы желудка.) Симпатический отдел отве­чает за следующие изменения: повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, расширение зрачков, уве­личение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, по­вышение скорости сворачивания крови, при­поднимание волосков на коже («гусиная ко­жа») и др. Таким образом, симпатический от­дел приспособляет организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают пре­обладать энергосберегающие функции пара­симпатического отдела, возвращающего орга­низм в его нормальное состояние.

Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической си­стемы. От них сигналы передаются ядрам ство­ла мозга, контролирующим работу автоном­ной нервной системы. Последняя непосред­ственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые из описанных выше изменений в организме, а также косвен­но вызывает другие изменения путем стиму­ляции выделения адреналиновых гормонов. Повышение физиологического возбуждения, возникающее вследствие описанных выше ме­ханизмов, характерно для таких эмоциональ­ных состояний, как гнев и страх, во время ко­торых организм должен приготовиться к дей­ствию, например к драке или бегу.

Ответ на вопрос о связи между повышенной физиологической возбудимостью и субъективным переживани­ем эмоции дают исследования индивидов с поврежденным спин­ным мозгом. Когда спинной мозг рассечен или поврежден, ощущения, идущие от места ниже точки повреждения, не могут достичь мозга. Поскольку некоторые из таких ощущений вы­зываются симпатической нервной системой, повреждение спинного мозга умень­шает долю автономного возбуждения в переживаемой эмоции. В частности,в одном исследовании ветеранов воины с различными повреждениями спинного мозга все обследуемые были раз­делены на пять групп в зависимости от характе­ра повреждения. В одну группу вошли обсле­дуемые с повреждениями ближе к шее с полной потерей иннервации симпатической системы. В другой группе повреждения были у основания спины (на уровне крестца) с частично сохранен­ной иннервацией симпатических нервов. Осталь­ные три группы располагались между этими двумя крайними. В ходе этих исследований было обнаружено, что чем выше у человека локали­зовалось повреждение спинного мозга (т. е. чем меньше была обратная связь от автоном­ной нервной системы), тем меньше была его эмоциональность после ранения. Более того, снижение автономной возбудимости приводи­ло к снижению силы эмоционального пережи­вания. Комментарии пациентов с самой высо­кой локализацией повреждения спинного мозга указывают, что они могут реагировать эмоцио­нально на возбуждающие ситуации, но в дей­ствительности не чувствуют эмоций. Например: «Это своего рода холодный гнев. Иногда я дей­ствую сердито, когда вижу какую-то несправед­ливость. Я кричу и ругаюсь, но в этом уже нет такой горячности, как раньше. Это мыслен­ный гнев». Или: «Я говорю, что мне страшно, как тогда, когда у меня был действительно труд­ный экзамен в школе, но на самом деле не чув­ствую страха: нет всего того напряжения, тря­сучки и чувства пустоты в желудке, как бывало». Таким образом, наши субъективные пере­живания самым тесным образом связаны с фи­зиологическими процессами. В связи с этим воз­никает вопрос: могут ли определенные физио­логические процессы вызывать определенные эмоциональные процессы? Сегодня однознач­ного ответа на этот вопрос нет. Противоречие во взглядах на этот вопрос существуют с мо­мента появления двух теорий: Кэннона и Джемса-Ланге, которые по-разному отвечали на этот вопрос. В теории Джемса-Ланге утверж­далось: поскольку восприятие автономного возбуждения (и, возможно, других изменений в организме) составляет переживание эмоции и поскольку различные эмоции переживаются по-разному, у каждой эмоции должен суще­ствовать отдельный источник автономной актив­ности. Следовательно, эмоции различаются ис­точником автономного возбуждения.

В 20-х гг. XX в. эта теория подверглась се­рьезной критике (особенно та ее часть, кото­рая связана с автономными реакциями). Среди противников этой теории выделяется имя физиолога Уолтера Кэннона, выдвинувшего три глав­ных критических замечания:

Поскольку внутренние органы - это относительно нечувствительные структуры, внут­ренние изменения происходят слишком медленно, чтобы служить источником эмоциональных переживаний.

Искусственно вызванные изменения в те­ле, связанные с эмоциями - например, инъек­ция эпинефрина - не вызывают ощущения на­стоящей эмоции.

Автономное возбуждение незначитель­но отличается при разных эмоциональных состо­яниях; например, гнев заставляет сердце бить­ся быстрее, но то же происходит и при виде любимого человека.

Третий аргумент, таким образом, явно отри­цает возможность дифференциации эмоций по их автономным реакциям. Психологи пытались опровергнуть третье положение Кэннона, про­водя все более точные замеры субкомпонен­тов автономного возбуждения. Хотя в 1950-х гг. несколько экспериментаторов сообщили об обнаружении физиологических паттернов у раз­личных эмоций, до 1980-х гг. большинство ис­следователей практически не находили этому подтверждений. Однако в последних исследо­ваниях приводятся убедительные данные, ука­зывающие на то, что существуют автономные паттерны для разных эмоций.

Испытуемых просили выразить шесть эмо­ций – удивления, отвращения, печали, гнева, страха и счастья,- следуя инструкциям о том, какие мышцы лица должны при этом сокращать­ся. Пока они сохраняли эмоциональное выраже­ние в течение 10 секунд, производилось изме­рение их сердечного ритма, температуры кожи и других параметров автономного возбужде­ния. Ряд этих замеров позволил вскрыть разли­чия между эмоциями. Частота сердцебиений была выше при отрицательных эмоциях гнева, страха и печали, чем при эмоциях счастья, удив­ления и отвращения; а первые три эмоции ча­стично различались тем, что при гневе тем­пература кожи была выше, чем при страхе или печали. Таким образом, хотя и гнев, и вид лю­бимого человека заставляют сердце биться быстрее, только гнев заставляет его биться на­много быстрее; и хотя у гнева и страха много общего, гнев «горяч», а страх «холоден».

Физиологические показатели при переживании эмоций.

Однако сегодня нельзя отдать абсолютно­го предпочтения той или иной позиции. Слиш­ком противоречивы имеющиеся эксперимен­тальные данные. Скорее всего, ответ на столь интересный и сложный вопрос будет получен в дальнейших исследованиях.

О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания возникают не только при непосред­ственных воздействиях внешней среды, но также могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональ­ное состояние. В настоящее время принято считать, что вторая сигнальная систе­ма является физиологической основой высших человеческих чувств - интеллек­туальных, моральных, эстетических.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существу­ет. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изуче­ние эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретиче­ский материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной сто­роны - это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы ценностей человека и др. С другой стороны, эмоции определяются физиологиче­скими особенностями индивида. Можно лишь утверждать, что эмоции возникают в ре­зультате воздействия определенного раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции его поведения. Можно предположить, что эмоции сформировались в процессе эволю­ции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку у него они представлены предметно на уровне чувств.

Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при слишком сильной заинтересован­ности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, из­лишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции. Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исклю­чения неблагоприятных последствий перевозбуждения желатель­но снять эмоциональную напряженность на основе концентра­ции внимания не на значимости результата, а на анализе при­чин, технических деталях задания и тактических приемах. Один из лучших способов успокоения – это общение с близ­ким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т. е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переклю­читься на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к сниже­нию его значимости.

Иногда однажды пережитый сильный страх в какой-либо ситуации закрепляется, становится хроническим, навязчивым - возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологичес­кие приемы или психотерапевтические техники (нейролингвистическое программирование (НЛП), арттерапия, гештальттерапия, танцевальная терапия, телесно-ориентированная и прочие виды терапевтической помощи).

Многие психологические тре­нинги основаны на принципе созда­ния желательного состояния за счёт внешней имитации эмоций. К тем же хитростям прибегают и актёры, что­бы с помощью внешних проявлений вызвать нужную эмоцию, быстрее вжиться в роль.

Согласно К. Изарду, для создания желательного эмоционального состояния , для само­регуляции в эмоционально-чувственной сфере не­обходимы:

Достаточная информированность;

- объективная оценка значимости события;

Нали­чие альтернативы(это уменьшает страх перед не­благоприятным исходом, снижает излишнее возбуждение);

Понижение субъективной значимости события.

Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к сле­дующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы спра­виться с тем, что я могу сделать, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его бывает бесполезно, лучше помочь ему раз­рядить эмоцию, дать ему выговориться до конца. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его. Потребность разрядить эмоциональ­ную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-то. Для того, чтобы быст­рее нормализовать свое состояние после неприятностей, полез­но дать себе усиленную физическую нагрузку. Для экстренного понижения уровня напряжения может быть использовано об­щее расслабление мускулатуры; мышечное расслабление несов­местимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, ауто­генной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное хорошее состояние. Эмо­циями можно управлять и путем регуляции внешнего их прояв­ления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не де­монстрировать.

Важный способ снятия психического напряжения - это ак­тивизация чувства юмора. Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным, т. е. суметь отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному се­рьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в труд­ной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релакса­ция) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могуществен, что Фрай называл его даже «стационарным бегом трусцой».

В рамках управления психическим со­стояниям человека значительный интерес представляют исследования (И.В. Муравов), показыва­ющие стимулирующий эффект функциональной музы­ки на состояние и работоспособность. Данный эффект проявляется в сокращении периода врабатываемости и в повышении работоспособности - производительность труда может возрастать на 30 - 50%, а количе­ство ошибок уменьшаться более, чем на 20%. Положи­тельное эмоциональное воздействие музыки может быть использовано и в терапевтических целях. Извес­тно, что еще в древности хоровым пением лечили бессонницу; в настоящее время для этих целей использу­ются классические музыкальные произведения - «Грезы» Шумана, «Лебедь» Сен-Санса, «Осенняя песнь» П.И. Чайковского, «Лунная Сона­та» Бетховена и ряд других.

Большое значе­ние для регуляции эмоциональных состояний имеет цвет. Влияние цвета на психическое состояние челове­ка было отмечено еще Гете. Психология цвета подразделяет все цвета на бодрящие, оживля­ющие, возбуждающие и порождающие беспокойство . К первой категории относятся красно-желтые, ко второй - сине-фиолетовые. Зеленый цвет занимает промежуточное положение и вызывает состояние спокойной умиротворенности. Известно, что окрас­ка стен в «теплые» тона субъективно повышает при­мерно на два градуса ощущения тепла в помещении, в «холодные» - ощущение холода. Исследования в области возрастной психологии обнаружили, что двухмесячный младенец положительно реагирует на оранжево-розовые цветовые оттенки, может даже прекратить плакать, в этой связи возраст два-три месяца получил название «оранжевого периода». В психиатрии хорошо известны факты улучшения настроения депрессивных больных при помещении их в комнату, освещаемую красным светом, и наобо­рот - нейтрализация буйных состояний с помощью синего освещения.

Открытия, сделанные в ходе иссле­дований физиологии эмоций, уже нашли по крайней мере одно практическое воплощение - детектор лжи. С 20-х гг. XX в. Его начали использовать в полиции и судах некоторых стран, чтобы определить, виновен ли человек в преступлении.

Детектор лжи, или полиграф, фиксирует несколько физиологических показателей: частоту пульса и дыхания, электрическое сопротивление кожи и др. Уверенность в эффективности действия прибора основана на убеждении, что человек способен солгать, но не может полной мере контролировать внутренние реакции организма. Предполагается, что когда кто-то говорит неправду, у него учащаются пульс и дыхание, а кожа становится влажной, в результате чего её электропроводимость повышается.

Несмотря на довольно давнюю историю применения полиграфа, до сих пор не умолкают споры том, можно ли его данные использовать в качестве доказательства, ведь прибор не показывает, чем именно вызвано физиологическое возбуждение: то ли тем, что человек лжёт, то ли тем, что просто боится самого обследования. Известно также, что люди, по натуре склонные к нарушению социальных норм, не испытывают особых эмоций в связи со своими поступками, а значит, проверка их на детекторе лжи вряд ли даст результаты. Кроме того, выяснилось, что прибор мож­но обмануть, приняв успокоитель­ные средства или приличную дозу алкоголя.

Эти проблемы побудили специа­листов совершенствовать методику использования полиграфа. Одно на­правление работы связано с приме­нением вопросов на специфическое знание. Они составляются на осно­ве информации, которая известна только преступнику. В случае ограб­ления банка, например, такими све­дениями могут быть детали одежды кассира или точное время соверше­ния преступления. Эти факты, ско­рее всего, неведомы людям, не свя­занным с ограблением, но прочно откладываются в памяти преступника. И эмоциональные реакции на конкретные подробности служат ос­нованием для подозрения в совер­шении преступления.

Однако ни в одном суде мира результаты, полученные с помощью детектора лжи, не будут считаться доказательством вины, они только принимаются к сведению. В боль­шинстве стран закон запрещает применение полиграфа без согла­сия испытуемого.


Похожая информация.


Эмоции и чувства представляют собой сложную реакцию организма, в которой принимают участие почти все отделы нервной системы. Эмоции и чувства, как и все другие психические процессы, имеют рефлекторное происхождение.

Физиологическим механизмом эмоций является деятельность подкорковых нервных центров - гипоталамуса, лимбической системы, ретикулярной формации. Но кора больших полушарий головного мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоций и чувств, осуществляя регулирующую функцию по отношению подкорковых процессов, направляя их деятельность в соответствии с осознания человеком своих переживаний.

Между корой и подкорковыми центрами нервной системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка, считал И. П. Павлов, положительно влияет на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражений. Кора регулирует возбуждения, идущие с подкорковые, и под ее влиянием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся зависимости от обстоятельств и состояний личности. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей обусловливают возникающую различных эмоций и чувств.

Один из физиологических механизмов чувств - динамические стереотипы, то есть образованы в течение жизни системы временных нервных связей. Здесь возникают чувства тяжести и легкости, бодрости и усталости, удовольствие и горести, радости, торжества, отчаяния и тому подобное. "Мне кажется, что такие чувства через изменения обычного образа жизни, прекращение обычных занятий, потерю близких людей... имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в сложности становления нового" (И. П. Павлов).

В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система в ее взаимодействии с первой. Слово изменяет наши настроения, вызывает восхищение, глубокие переживания. Лучшим показателем этого является чувство, которые вызывают поэтические произведения. Осознавая ситуацию, которая вызывает определенные чувства, и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, сдерживать, регулировать их, но внешнее проявление эмоций, внутреннее эмоциональное и чувственный состояние при этом сохраняются.

Проявление эмоций и чувств

Переживания эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, привязанности или боли, печали, страха, ненависти, презрения, отвращения и тому подобное - всегда имеют определенный внешний или внутренний проявление. Только возникает эмоциональное возбуждение, как немедленно привлекается весь организм. Внешне эмоции и чувства выражают движения, позы, двигательная и вокальная мимика, интонации речи, движения глаз и тому подобное. Внутренние, или висцеральные, переживания ярко проявляет ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление, изменение в эндокринных железах, органах пищеварения и вывода.

Эти внутренние переживания бывают астеническими или стеническими, то есть оказываются в угнетении или возбуждении.

Внешнее, или экспрессивное, выражение эмоций и чувств заметно даже у младенцев. Но в них оно еще мало дифференцировано. С опытом, особенно с усвоением ребенком вещание, экспрессивное выражение эмоций и чувств приобретает различные оттенки. Богатство их настолько велико, что в языке существует около 5000-6000 слов, которыми в основном передаются те или иные переживания.

В процессе приобретения опыта и развития речи ребенок постепенно овладевает экспрессивными способами выражения эмоций и чувств, в определенной степени сдерживает их, но это не значит, что таким образом тормозится эмоция. П. К. Анохин считает, что в таких случаях подавляются лишь те или другие периферийные компоненты эмоций - движения, мимика; сама же эмоция, если она уже возникла, неизбежно распространяется на другие, главным образом на висцеральные, компоненты.

Однако воспитание выдержки у детей положительно сказывается на их жизнедеятельности и отношениях в коллективе.

С овладением экспрессивными средствами передачи эмоций и чувств формируется способность воспринимать и понимать различные формы и оттенки выявления переживаний, умение их распознавать.

Вместе с тем развивается умение использовать их с целью влиять на других. Эта способность нужна артисту, особенно педагогу, который, распознав благодаря наблюдательности внутренние состояния и переживания ученика, может управлять ими с целью воспитания, влиять на других собственными экспрессивно обнаруженными чувствами.

В зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживаниям эмоции и чувства могут быть выражены по-разному. Чувство страха, например, может вызвать или астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническими. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия.

Формы и интенсивность проявления эмоций и чувств в значительной мере зависят от воспитанности, уровня культуры личности, традиций и обычаев. Это особенно сказывается на выявлении их с помощью внешних средств - мимических и пантомимических выразительных движений. Внутренний их проявление (сердцебиение, дыхание, действие эндокринной системы) происходит относительно независимо от социальных факторов.