Как искупить грехи? Как эффективно работать с грехами и кармой. Вера православная - искупление-алф

Как искупить свой грех?

    посвите себя другим этого хватит для искупления грехов)))

    Было бы желание. Если вы человек верующий - церковь. Не важно какой вы веры. Сложнее, если вы атеист. Тогда все, что вы натвороли останется на вашей совести. Если, конечно она у вас есть. Но исправить, попросить прощения НЕОБХОДИМО.

    За нас наши грехи уже искупил Иисус Христос, нам нужно лишь признать наш грех и попросить прощения у того, перед кем виноваты, и у Бога, а затем жить и стараться больше не повторять ошибок, живя верой в Бога.

    покайся,Бог вс прощает, все грехи,грех можно искупить только так, будь верующим приди к Богу,.

    Искупиь грех нельзя. Что сделано, то сделано. Можно просто не повторять этого в будущем. А людям которые пишут про христианские обряды, я задаю вопрос, вы в серьез верите, что совершенное действие может быть отменено, из-за какого-то обряда ритуала совершенного в церкви? А почему данный грех не стирается их памяти, из бытия, из истории?

    Я тут чего-то не пойму, извините,... если Вы покаялись,то Бог простит Вам.... А откуда такая уверенность, что он простит (Вы, что ли прощаете???). Или начитались книжек православных, да ещ на груди золотой крест в 22 карата??? Любой христианен в современном мире-Грешен, так или иначе... и есть 10 заповедей! Эти самые заповеди-это священный грех. ЕСЛИ КТО НАРУШЕТ ЭТИ 10 ЗАПОВЕДЕЙ, ТО ГОРЕТЬ ЕМУ В АДУ!!! Или кто-то позволит себе право оспорить... Да никак не искупишь, молись, молись и...молись.

    Доброго вечера! Вероятно ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какой религии и вероисповедания придерживается тот человек, который непосредственно хочет искупить свой грех. Если этот человек придерживается православной веры и был крещен, то ему необходимо пойти в церковь, исповедоваться, а затем причаститься. Но даже этот человек пошел в церковь, то нужно всегда помнить о том, что все делать необходимо очень искренне. Помнить о том, что исповедуются люди не перед батюшкой, а перед Богом. В противном случае, если делать это не искренне, а ради ритуала, то смысла в этом нет никакого. Ну а если человек не является верующим или придерживается другой религии, то и поступать нужно в соответствии с этим.

    Если вы згришили, то нужно искренне от всего сердца просить прощения у Бога. Будет на то Его воля, простит вас, а нет так нет. Все в Его руках. Мы не всилах и невправе диктовать Ему свои условия.

    Искренне желаю вам, чтобы ваши грехи были прощены.

    о Мудрый! Чтобы искупить любой грех нежно причаститься и покаяться в церкви-лучше-православной)

    Если вы действительно глубоко раскаялись и больше не будете повторять этот грех- бог обязательно простит вам его...кстати мои предки раньше каждое воскресенье ходили в церковь-где причащались и каялись...

    Для начала нужно понимать в какой концепции рассматривать понятие грех и последствия его совершения.

    Если с теологической точки зрения, то необходимо следовать правилам прописанным определенным религиозным мировоззрением. Являясь христианином, буддистом, мусульманином или евреем совершаемые человеком поступки, признанные грехами, имеют свой путь осуждения и прощения. Поэтому любой человек с определенным вероисповеданием придерживается тех видов искупления греха, прописанных в священных книгах и учениях.

    Для агностиков (коим я и являюсь) существует видение греха со стороны объектного изучения. Если вы совершаете какой либо проступок, осуждаемый обществом или вашим внутренним смотрителем - совестью, вы испытываете тягостное ощущение грешности себя в этой ситуации. И что же делать?

    Нужно понимать, что человеческая природа сама по себе включает ВОЗМОЖНОСТЬ совершения ошибок/греха. Просто не которые люди выбирают путь предусмотрения совершения этих ошибок и сожаления о них в дальнейшем. Другие же принимают, как факт уже случившегося и пытаются извлечь из этого полезный опыт. В любом случае прав тот - кто понимает суть своего греха и не смотрит на него сквозь пальцы. А вот само искупление - это лишь метод, позволяющий сделать выбор правильной жизненной философии для себя. В конце концов, природа ВСЕГДА СТРЕМИТСЯ к гармонии. Поэтому если вы хотите искупить свои грехи - приумножайте свои победы, благие поступки и осветлите свои мысли - тогда вы достигните гармонии с собой и миром)

    Я думаю, что не все грехи можно искупить. Разве можно искупить убийство другого человека? Даже если сделать тысячи хороших дел и сотни раз покаяться, разве это вернт его, разве снимет с души тяжкий груз. Вс остальное поправимо: и ложь и возжелание жены ближнего своего, но кровь с рук не смыть уже до смерти.

    Желательно жить с чистым сердцем и стараться сделать мир вокруг лучше, тогда и искупать ничего не придтся. А то обычно люди согрешив и покаявшись в свом грехе в церкви, ощущают себя прощнными и снова идут грешить.

    искренне раскаяться и впредь стараться не совершать подобного...

    Если можете помочь человеку, с которым плохо обошлись - помогите в размере 2 к 1 (помощь / убытки).

    В любой ситуации искупить/забыть/стереть грех нереально, это уже прошлое, вы не можете его изменить, примите его и живите с ним.

    Покаяться,если же вы сделали плохо человеку,извиниться искренне перед ним.

    Слово искупить происходит от более старого выкупить грех.Не берем сейчас конкретно какую либо религию,а то создается впечатление,что искупить грехи могут только христиане.А это не так,к примеру древние приносили в жертву за свои грехи,и это считалось достаточным для получения прощения высших сил.Чужая жизнь -кровь считалась достаточной платой.Чем взрослей становилось общество,тем меньше было заблуждение,что отняв чужую жизнь,мы обретаем искупление грехов.Что сделано уже не изменишь,можно поменять только свое отношение к этому.Вообще,как мне кажется все наши человеческие понятия греха и попытки искупления,от не понимания,что на все воля Божия.Вы же не наказываете своего ребенка все время за один промах,проступок,вы прощаете его,неужели Бог хуже нас.И за совершенный однажды грех будит мстить,карать,преследовать.Ну сделал ошибку,сделал,раскаялся,не делаешь вновь,значит и карать тебя уже не за что.Вспомните разбойника на кресте,покаялся и прощен,никаких обязательств,никаких условий Христос не давал.Лишь сказал -ныне будешь со мной.Или пример с проституткой,когда правоверные иудеи привели и просили забить е камнями.Что сказал Он.-Кто из вас без греха первый кинь,а когда никого не оказалась рядом.Сказал -иди и не греши.Искупление греха -это не правильное толкование религиозного постулата.До словно,исповедуй свой грех(то есть осознай)и не греши.Все остальное демагогия и желание заработать на чувстве вины.

    Начну с плохого, вы никогда не сможете полностью искупить свой грех. а главное не сможете изменить последствия греха. Но есть Бог, который создал всех нас и любит нас, потому что мы Его дети и Он оставил нам в Библии добрую весть. Он говорит нам через Библию, что если мы расскажем Ему о наших грехах и искренне попросим у Него прощения, то Он простит нас и очистит от того, что тянуло нас ко греху.(Библия, Первое послание Иоанна 1:9) Нам надо только поверить в то, что Господь прощает нас с первой молитвы покаяния. В Библии говорится о тех, которые поверили, что Бог может и желает простить их и спасти от дальнейших грехов и Бог изменил их (Библия,Первое послание к Коринфянам 6:11)

    Примите Его прощение и позвольте Ему менять ваше снрдце и вашу жизнь.

Несмотря на то, что современное общество погрязло в погоне за материальными благами и позабыло о том, что такое настоящая духовность, внутри каждого человека теплится то, что не дает скатиться до животного уровня окончательно. Этот внутренний огонек любыми доступными способами старается направить нас на путь морального совершенства и подсказывает, как искупить грехи.

Что такое грех

За время существования человечества духовные наставники выделили ряд деяний, после которых человек испытывает душевный дискомфорт. Такие действия называют грехами. Греческий перевод слова "грех" - "промах". Грех - это когда приходится идти против морали. И главное, что мы сами знаем и чувствуем, где мы пошли против собственных моральных понятий. В этот момент становится стыдно и совестно, приходит понимание и ощущение неправильности поступка.

В любой религиозной культуре существуют заповеди, выполняя которые, человек никогда не допустит грех и не будет мучиться. Рассказано, что делать и как искупить грехи. В списке общепризнанных грехов находится убийство. Убийство любви, уважения, человеческой жизни.

Кто может искупить наш грех

Начнем, пожалуй, с того, что необходимо уяснить один важный, можно сказать, ключевой момент. Самостоятельно искупить свои грехи мы не можем по определению. Грехи искупаются не нами, а искупителем, который по своей доброй воле согласился принять на себя наши грехи. А нам остается лишь просить его о столь неоценимой услуге.

Чтобы получить возможность прощения, а стало быть, и искупления грехов, необходимо обратиться к священнослужителю.

Тайна исповеди

Во время визита к служителю церкви потребуется исповедаться, разговор со священнослужителем поможет вспомнить все обстоятельства, которые сопровождали греховный поступок. Бессонные ночи и тяжесть на душе после аборта, все свои мысли по этому поводу не следует скрывать. Как искупить грех аборта, что нужно делать для успокоения душевных мук, служитель церкви определит индивидуально в каждом случае. Следует помнить, что во время исповеди важным является одно - глубина раскаяния и готовность меняться.

Очищение души

Ритуал очищения после раскаяния и исповеди поможет решить и такую проблему, как искупить грех измены. Ведь предательство своего законного супруга греховно как для женщины, так и для мужчины. В этом случае потребуется принять Причастие. Запомните. перед Причастием необходимо минимум трое суток поститься.

Мы не безгрешны. И можем ошибаться. То, что вчера казалось единственно верным, например, близость с понравившимся человеком, сегодня вызывает отвращение и боль. Как искупить грех прелюбодеяния в этом случае? Примите ответственность за свой поступок и не держите зла на себя или участников и свидетелей ваших действий. Как бы мы ни раскаялись, чтобы ни сделали для искупления своих грехов, мы никогда не сможем полностью растворить последствия наших деяний. Все проступки до самого конца жизни останутся в нашей памяти и в памяти тех, кто был их свидетелем. Будьте готовы к терпению. Прошлое не изменить. Оно останется рубцами на нашей судьбе и судьбах пострадавших от наших действий.

Плоды раскаяния

Все, что человек в силах сделать еще для искупления грехов, - это изменить свое привычное поведение. Пускай мы не в состоянии изменить прошлое, но изменить настоящее и будущее нам по силам. Раскаянием и исповедью священнику можно сгладить страдания и муки совести. Но изменить жизнь в корне можно лишь добросердечными поступками.

Как искупить грех, и что нужно для этого делать? Узнайте, что советуют священники для искупления грехов аборта, измены или прелюбодеяния.

Спрашивает Николай
Отвечает Александра Ланц, 26.02.2011


Вопрос: "Можно ли искупить свой грех? Мне стыдно говорить из-за чего я это делал крал, и врал, и сейчас сильно каюсь за содеянное, и молюсь Богу по нескольку раз в день. Можно ли искупить свой грех?"

Мир сердцу, вашему, Николай!

Слава Христу, Который решил подойти к вам ближе, чем обычно, чтобы «открыть глаза ваши, чтобы вы обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу»! ()

То, что с вами происходит, - это проявление силы Бога, пытающегося сделать вас настоящим человеком, каким вы и были задуманы от сотворения мира! Каким вы были задуманы? Любящим, честным, справедливым, мудрым, мужественным, заботливым... или другими словами - подобным Отцу Небесному.

Да будет ваша скорбь о содеянном не мирской (плотской), когда печалишься из-за боязни наказания, но да будет она скорбью ради Бога, когда сердцу больно от того, что вы заставляли Небесного Отца так долго плакать о вас () .

Начну отвечать на ваш вопрос с плохой новости. Дело в том, дорогой Николай, что вы никогда не сможете самостоятельно полностью изгладить свой грех и его последствия. Тем-то грех и отвратителен, что он наносит и вам, и тем, против кого вы выступаете, раны, которые будут с вами до конца вашей жизни. Даже если раны затянутся, рубцы всё равно останутся и на вашей совести, и на жизнях тех, против кого вы грешили. Это плохая новость, но если и добрая весть.

Господь всё же предусмотрел путь уменьшения боли от этих ран. Он говорит вам: «Приди ко Мне, если ты устал и обременён, и Я успокою тебя» () . И вы откликнулись на Его призыв, начали приходить к Нему в молитве.

Далее Господь говорит о том, что если вы расскажете Ему о ваших грехах и искренне попросите у Него прощения, то Он сразу же дарует вам это прощение, и даже больше! Он сразу же очистит вас от той неправды, которая тащила вас ко греху, заставляла вас совершать ваши грехи. Иными словами, Бог дарует вам возможность никогда больше не возвращаться к вашим грехам () . И вот здесь возникает вопрос вашей веры . Достаточно ли хорошо вы знаете и понимаете Бога для того, чтобы поверить , что Он прощает и очищает вас с первой же вашей молитвы покаяния?

Те, о которых говорит апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, познали Бога именно так. Те люди были очень грешными: ворами, блудниками, пьяницами, лжецами и пр. – но они уверовали в то, что Бог может и желает спасти их от грехов, и поэтому Его сила омыла, изменила, оправдала их () . Силы Бога более чем достаточно и для вас, Николай!

Теперь дело за вами: верою примите Его прощение и позвольте Ему начать менять ваше сердце и вашу жизнь так, что она всё больше и больше будет сиять Его светом! Библия называет это вторым рождением или рождением от Духа Божия. Благодаря возможности родиться заново вы становитесь новым творением () , младенчиком, за которым начинает ухаживать Сам Небесный Отец. Да, раны прошлого останутся, но новая жизнь начнёт заполонять ваше существо, даруя вам радость и свободу от желания снова ранить себя и других

И вот тут обязательно надо помнить о главном шаге, который вы должны сделать, чтобы вы новый (тот самый младенчик) не умерли бы от духовного голода, но начали бы расти и развиваться. Вот, что говорит об этом апостол Пётр: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» ()

Остался только вопрос о том, что же такое «чистое словесное молоко» . Это Слово Божие, которое проповедовали апостолы! Оно сейчас записано в книгах Ветхого и Нового Заветов, о которых сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» () .

Бог предлагает вам стать «Божиим человеком» , Его человеком! Становитесь, и тогда Бог Сам заплатит за все ваши грехи Собственной кровью и сделает вас человеком, живущим праведно и более не наносящим ран ни себе, ни другим.

С любовью во Христе Иисусе,

Читайте еще по теме "Спасение":

19 ноя Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. (Азиэль) Азиэль спрашивает: Что если познавший Иисуса грешит произвольно, становится ли он опять рабом греха или это невозможно больше? Так как Иисус избавил спасенного от греха. Мир вам, Азиэль, Давайте пос...

В переводе с греческого слово «грех» означает «промах, непопадание в цель» . Человек был создан по образу и подобию Божьему. Целью его должно быть стремление к духовному прозрению, к соединению с Высшим, вечным и неизменным. Только это приносит истинное наслаждение. Но зачастую, люди ставят на первое место вещи преходящие, тленные, что считается грехом.

Изначально человек обладает свободой. Иногда он выбирает жизнь без Бога, и тогда отпадает от Него, замыкаясь на своём тленом естестве. Вместо поиска истины он ищет наслаждение в мире, пытается удовлетворить свои чувственные желания. Ему кажется, что это сделает его счастливым. Но радость от всего преходящего мимолётна. Люди становятся рабами своих чувственных устремлений, но никогда не бывают полностью удовлетворены. Грех разъедает их души, и они все дальше отходят от Бога, живут в разладе со своей истинной природой.

Что такое смертный грех?

называют «смертными» . Понятие о прегрешениях «к смерти» и «не к смерти» впервые упоминается в Библии Иоанном Богословом. Смертные грехи наносят душе непоправимый вред и приводят к её гибели. Совершение подобных проступков полностью разрушает связь между Богом и человеком. Восстановить её возможно только через покаяние.

Священнослужители подчёркивают, что деление прегрешений по этому принципу условно. Всякий проступок отдаляет человека от Бога, каким бы незначительным он ни казался. Это как деление болезней на лёгкие и тяжёлые. К лёгким заболеваниям люди относятся пренебрежительно, перенося их на ногах. Однако даже небольшая простуда при таком отношении способна повлечь за собой серьёзное осложнение и привести к летальному исходу. Также и обычные грехи, накапливаясь, могут погубить душу.

С древних времён священнослужители пытались создать классификацию смертных грехов в православии. Список их включал в себя множество тяжёлых прегрешений , таких как убийство, самоубийство, воровство, оскорбление Бога, аборты, обращение к тёмным силам, ложь и т. д.

Первые попытки объединить все смертные грехи в несколько групп предпринял Киприан Карфагенский в III веке н. э. В V веке Евагрий Понтийский написал целое учение, в котором перечислял восемь главных грехов, лежащих в основе всех остальных. Впоследствии их количество сократили до семи.

Семь – сакральное число в православии . Бог создал Вселенную за семь дней. Библия состоит из 70 книг. В них число «семь» упоминается ровно 700 раз. Таинств, через которые верующим передаётся Божественная сила, семь. Вот и смертные грехи, разделяющие нас с Богом, условно разделили на семь групп.

Перечислим прегрешения, внесённые в общепринятый список:

Многим кажется, что подавленное состояние, депрессия всего лишь невинные человеческие слабости. Однако церковь предостерегает от таких ошибочных суждений. Уныние ведёт за собой упадок сил, лень, равнодушие к окружающим людям . Вместо того чтобы пытаться что-то изменить, человек отчаивается, перестаёт надеяться на лучший исход и существует в разладе со своей душой. Как следствие, он теряет веру в Бога и его милосердие.

  • Зависть

В основе этого чувства лежит комплекс неполноценности и неверие в замысел Творца. Нам кажется, что Бог дал другим больше материальных благ, власти, добродетелей, красоты и т. д. При этом себя мы ощущаем ущемлёнными, забывая, что каждому даётся по нуждам его. Вместо того чтобы совершенствоваться и честным путём добиваться желаемого, люди теряют радость в жизни, начинают роптать на Бога. Зависть ведёт к тяжелейшим проступкам в виде убийств, воровства, предательства.

Не менее страшен гнев, часто охватывающий людей самолюбивых. Человек становится вспыльчивым, раздражительным, если кто-то противоречит ему или поступает вопреки его желаниям. В самых тяжёлых случаях гнев может привести к убийству или насилию . В более лёгких случаях он разрушает отношения с близкими, становится причиной конфликтов, споров, недопонимания. Главный ущерб наносится душе, которую обида и желание мести разъедают изнутри.

  • Чревоугодие

Под понимается переедание, а также употребление спиртных напитков, наркотиков, курение сигарет ради наслаждения. Люди, подверженные этому пороку, ценят чувственные удовольствия больше духовных. Неумеренная пища, вредные привычки разрушают их организм, ведут к болезням, отупляют разум. Именно чревоугодие погубило Адама и Еву, а через них – весь человеческий род. Если вы победили это пристрастие, то борьба с другими грехами идёт намного легче.

Церковь благословляет интимные отношения мужчины и женщины, состоящих в законном браке. На первое место в них выдвигаются любовь, духовное единение и взаимная ответственность. Однако супружеская измена, половые отношения вне брака, распутная жизнь, непотребные мысли, чтение развратных книг или просмотр соответствующих видео считаются смертным грехом . Предающиеся ему с недоверием относятся к противоположному полу. Такое поведение оскверняет душу, так как во главу всего ставится получение телесного удовольствия. Данное прегрешение близко по своей сути к предыдущему – в обоих случаях человек не способен обуздать свои плотские желания.

  • Алчность

Стремление забрать себе побольше благ присуща человеку от рождения. Дети дерутся за игрушки, взрослые гонятся за машинами, домами, карьерным повышением, богатым супругом. Жадность толкает на кражи, убийства, обман, вымогательство. Причина такому поведению – духовная пустота. Не чувствуя единения с Богом, человек ощущает себя нищим. Он пытается возместить это обладанием материальными благами, но каждый раз терпит поражение. Не понимая, в чём дело, пытается заполучить ещё больше богатства, тем самым всё дальше отдаляясь от Творца.

Именно этому греху был подвержен Сатана. В основе гордыни лежи т излишнее внимание к своей персоне, желание превосходства. Гордость толкает нас на ложь, лицемерие, стремление поучать других, раздражительность, гнев, если кто-то проявил к нам неуважение. Считая себя выше остальных, человек портит отношения с окружающими, пренебрежительно относится к ним. Ценя себя превыше Бога, он отвергает и Бога.

Искупление грехов

Природа человека несовершенна. Каждый день мы допускаем пригрешения, большие или маленькие, в мыслях или в поступках. Поэтому актуальным становится знание о том, как искупить свои грехи .

Существует три ошибочных метода, к которым прибегают несведущие люди:

Важно понять: искупить свои грехи мы не можем. Но можем получить прощение по великой милости Бога. Иисус Христос, прожив земную жизнь и приняв смерть на Голгофе, отдал свою душу для искупления наших прегрешений. Он основал Церковь с её Таинствами, через которые даруется освобождение. Одно из таких Таинств - исповедь. Каждый человек может прийти в Церковь и покаяться в своих грехах.

– это примирение человека с Богом. Таинство проходит в присутствии свидетеля – священника. Многих воцерквляющихся людей смущает этот факт. Конечно, проще произнести покаяние Богу без свидетелей. Но именно так постановил Иисус Христос, и мы должны смириться с его волей. Покоряясь, мы боремся с самым тяжким грехом – своей гордостью.

Отпущение прегрешений дарует нам не священник, но Бог через него. Духовное лицо в этом таинстве выступает в роли посредника, который сострадает нам и молится за нас.

Подготовка к исповеди

Рассмотрим, как правильно готовиться к покаянию

  • Начать надо с осознания своих прегрешений. Часто в храмах издаются специальные списки грехов в помощь кающимся. Относиться к ним надо осторожно. Исповедь не должна быть формальным зачитыванием выдержек из подобного списка. Стоит больше прислушиваться к своей совести.
  • Говорите только о своих грехах, не пытайтесь их оправдать, не сравнивайте с проступками других людей.
  • Не надо стесняться, подыскивать особые слова. Священник поймёт и не осудит.
  • Начинайте исповедь с главных прегрешений. Некоторые предпочитают рассказывать о мелочах вроде просмотра телевизора или шитья в воскресенье, но умалчивают о серьёзном.
  • Не стоит ждать дня исповеди, чтобы отказаться от греха.
  • Чтобы Бог простил нас, надо самим простить обидчиков и извиниться перед теми, кому мы принесли вред.

Иногда во время исповеди священник назначает . Это может быть чтение молитв, милосердные дела, земные поклоны, воздержание от причащения. Нельзя путать епитимию с наказанием. Она назначается для того, чтобы верующий полностью осознал свой грех или изжил его через духовные упражнения. Накладывается епитимия на определённое время.

Заканчивается исповедь разрешительной молитвой, которую читает священнослужитель. После Таинства Покаяния с души падает груз, она освобождается от загрязнений. Можно попросить у священника благословение на причащение.

Причащение – это религиозный обряд, во время которого мы приобщаемся к Богу через вкушение хлеба и вина. Хлеб символизирует плоть, а вино – кровь Иисуса Христа. Принеся себя в жертву, он тем самым восстановил падшую природу человека. Посредством Таинства Причастия мы соединяемся с Творцом, обретаем своё изначальное единство с Ним, существовавшее до изгнания людей из рая.

Важно понять, что человек не может сам справиться со своей греховной природой. Но он может сделать это с Божьей помощью. Необходимо попросить об этой помощи, ведь Бог наделил человека свободной волей. Он не станет вмешиваться в нашу жизнь своевольно. Искренне исповедуясь в грехах, стремясь жить по заветам Христа, с благоговением приобщаясь к Высшему через Таинство Причастия, мы обретаем спасение и начинаем жить в гармонии с собственной душой.

Скажите, какие грехи являются смертными и как их можно искупить?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Необходимо, прежде всего, различать страсти (устойчивые греховные навыки, которые являются опасными недугами души) и грехи (любые преступления заповедей Божиих). По слову преподобного Иоанна Лествичника «страстью называют уже самый порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и чрез навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» (Лествица, 15:75). Большинство святых отцов-аскетов говорит о восьми губительных страстях. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет в такой последовательности: чревонеистовство, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Последняя является самой опасной страстью. Она может изгнать из человека любую добродетель. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль. Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти. По учению святых отцов, за каждой страстью стоит определенный бес, зависимость от которого и делает человека пленником того или иного порока. Когда говорят о восьми страстях, находят подтверждение в святом Евангелии: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого" (Лк.11:24-26). Объединяет их принадлежность к единому царству тьмы.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что для победы над страстью нужен подвиг: «Когда из любви к Богу желаешь совершить какое дело, пределом желания сего поставь смерть; и таким образом на самом деле сподобишься взойти на степень мученичества в борьбе с каждою страстию и не понесешь никакого вреда от того, что встретится с тобою внутри оного предела, если претерпишь до конца и не расслабеешь» (Слова подвижнические. Слово 38). Большинство людей имеют в себе страсти. Многие из них посвящают жизнь удовлетворению этих страстей и не задумываются над тем, что готовят себя для ада. Те же, кто сознают, чаще всего в борьбе со страстью не прибегают к подвигу и потому не имеют результата. Надо всегда помнить, что воля человека свободна.

Св. Никита Стифат, говоря о разнице между грехом и страстью, пишет: «страсть в душе движется, а деяние греховное телом видимо совершается. Так – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие суть пагубные страсти душевные, а блуд, лихоимство и неправда суть греховные деяния» (Добротолюбие, т.5, с. 92).

Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5:16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон - грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном. Какие это грехи? Св. апостол Иоанн Богослов эти грехи конкретно не называет. У св. апостола Павла перечисляются такие грехи: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Список смертных грехов можно расширить, обратившись к другому Посланию первоверхоного апостола: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:29-32). На первый взгляд может удивить, что в этом перечне есть такие пороки, как нелюбовь, непримиримость, немилость. Речь идет о тех людях, в нравственной природе которых эти моральные свойства доминируют.

Путь к освобождению от грехов только один – искреннее покаяние и решимость исправиться. Чем раньше, тем лучше. Чем дольше человек ведет греховную жизнь, тем больше травмируется душа. «Грехи под действием разрешения духовного отца тотчас прощаются. Но след их остается в душе, - и он томит. По мере подвигов в противлении греховным позывам следы сии изглаждаются, а вместе с тем и томление то умаляется. Когда изгладятся совсем следы, - тогда и томлению конец. Душа будет в уверенности отпущения грехов. По сей-то причине - дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно - составляют основу чувств текущего путем спасения» (Свят. Феофан Затворник. Собрание писем, вып. 3, письмо 499). Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души. В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102:2-4).