Преломление внешних воздействий через внутренние усилия. Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности «Сдвиг мотива на цель» как механизм образования патологических черт

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.
Синоним - функциональная автономия Г. Олпорта - .
Литература.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.

  • - простейшая деформация тела, вызываемая касат...

    Физическая энциклопедия

  • - аффинное преобразование плоскости, при к-ром каждая точка смещается по направлению оси Ох на расстояние, пропорциональное ее ординате...

    Математическая энциклопедия

  • - СДВИГ - акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее...

    Поэтический словарь

  • - 1. в сопротивлении материалов - вид деформации, вызываемой касательными напряжениями и характеризующийся изменением углов элементарных параллелепипедов тела без изменения размеров тела 2...

    Строительный словарь

  • - разрыв с вертикальным или наклонным сместителем, по простиранию которого крылья смещены друг относительно друга...

    Геологическая энциклопедия

  • - м., геол. Разрыв жилы, вызванный горизонтальным смещением горных пород. - В жилах замечаются нередко сдвиги и сбросы. ГЖ, 1868, № 6: 527...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - См....
  • - Shift - .Литейный дефект, вызванный несовпадением частей литейной формы...

    Словарь металлургических терминов

  • - 1. заметное улучшение, изменение в состоянии, развитии чего-нибудь 2. то же, что отклонение, некоторая ненормальность, странность в поведении...

    Большой экономический словарь

  • - 1) - , деформация тела под действием приложенных к нему сил, при к-рой происходит взаимное смещение параллельных слоев материала с сохранением неизменного расстояния между ними. 2) - , смещение одних блоков горн....

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - 1). С. в геологии - тектонич. разрыв с вертик. и крутонаклонной поверхностью сместителя и горизонтальным относительным смещением крыльев...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - деформация упругого тела, характеризующаяся взаимным смещением слоев материала под действием приложенных сил при неизменном расстоянии между слоями...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - расстояние между перпендикулярами к линиям заграждений, проходящим через две ближайшие мины в разных рядах...

    Морской словарь

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I в сопротивлении материалов, Деформация упругого тела, характеризующаяся взаимным смещением параллельных слоев материала под действием приложенных сил при неизменном расстоянии между слоями...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

"Сдвиг Мотива На Цель" в книгах

Определение понятия мотива

Из книги Экономические институты: возникновение и развитие автора Убайдуллаев Сурат Нусратиллаевич

Определение понятия мотива Перейдем теперь к определению понятия мотива. Мотивационная система живых существ, как достаточно сложный физиологический и психический феномен, появилась только на высших уровнях эволюционного развития.При усложнении способов,

УПР. Три «Я» - три мотива

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

УПР. Три «Я» - три мотива Рассмотрите одну из целей, которых вам хотелось бы когда–нибудь добиться. Вероятно, она связана с какими–либо переменами, с усовершенствованием образа вашей жизни или с достижением успеха в определенной области. Выберите нечто, что вам вполне

Легенды, объединяющие оба мотива

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Легенды, объединяющие оба мотива Некоторые легенды о происхождении смерти содержат в себе оба мотива – извращенного известия и сбрасывания кожи. Так, племя галла (в Восточной Африке) приписывает смерть человека и бессмертие змей ошибке или злому умыслу некой птицы,

Перевод мотива на ткань

Из книги Цветы и деревья, вышитые лентами автора Ращупкина С. Ю.

Перевод мотива на ткань Перед работой подготовьте материал и инструменты, определитесь с тем, на какой ткани и какой мотив вы станете выполнять. Начинающим проще купить в магазине готовые наборы для вышивания, в которые входят ткань с уже отпечатанным на ней рисунком и

Убийство без мотива

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Убийство без мотива В суде первой инстанции города Котбуса я был экспертом в процессе по делу об убийстве. Поскольку я обычно очень занят, я поручаю составлять заключения для суда моим молодым коллегам, то есть принимаю участие в судебных заседаниях крайне редко. В этом

Сдвиг композиции - сдвиг эстетики

Из книги Кукиш прошлякам автора Крученых Алексей Елисеевич

Сдвиг композиции - сдвиг эстетики Аполлон в перепалке(Живопись в поэзии) „Крученых ногу втыкаешь ты в мяхкаво евнуха". (Терентьев) Рисунок - перпендикуляр сразмаху!Необычное положение ноги: штопор или бурав…Композиция у Пушкина - естественное хождение, шатание из

Направляющая сила мотива

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Направляющая сила мотива Мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение.Поэтому знание мотивов позволяет предвидеть направление поведения и тем самым контролировать его.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВА

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВА А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он ещё должен быть

7.1. Границы и структура мотива

автора Ильин Евгений Павлович

7.1. Границы и структура мотива Из изложенного выше следует, что границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой - намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Это значит, что в структуру мотива не входят стимулы, и в то же время он сам не

7.3. Функции мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.3. Функции мотива Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая - направленность этой энергии на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива

7.4. Характеристики мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.4. Характеристики мотива Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мотива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность

7.5. Осознаваемость мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.5. Осознаваемость мотива Вопрос об осознаваемости мотива, как и многие другие, относящиеся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Во многом это связано с неодинаковым пониманием сущности мотива. В определенный период мешали этому и

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ

Из книги Аномалии личности автора Братусь Борис Сергеевич

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ Название параграфа, возможно, вызовет недоумение у знающих общую психологию. Действительно, механизм «сдвига мотива на цель», наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым , традиционно

Четыре главных мотива

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим

Четыре главных мотива Самый важный вопрос, на который вы должны себе ответить, звучит так: «Что меня мотивирует?»У разных людей разные мотивы. У каждого из нас есть свои болевые точки. Если вы основательно покопаетесь в своей душе, то наверняка сможете отыскать их и у

III. КУЛЬТУРА КОМПЛЕКСНАГО МОТИВА

Из книги Сумерки Европы автора Ландау Григорий Адольфович

III. КУЛЬТУРА КОМПЛЕКСНАГО МОТИВА Бурному строительству ново европейской эпохи способствовала не только волевая напряженность его субъекта, но и еще ея духовный строй. Въ другой работ? (выше уже упоминавшейся) мн? приходилось нам?чать, какъ въ основу разныхъ

Механизм сдвига мотива

(механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив)

Механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его - в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу - сама становится мотивом.

Нужно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только, если накапливаются положительные эмоции. Так, одними наказаниями и принуждением привить интерес к делу невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Должен пройти длительный период накопления положительных эмоций - своеобразных мостиков, связывающих предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не будет включен в эту систему.

Процесс сдвига мотива подчиняется общему правилу: тот предмет, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Так происходит сдвиг мотива на цель, иначе говоря, цель обретает статус мотива.

Такой механизм действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои насыщают положительными эмоциями осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "механизм сдвига мотива" в других словарях:

    - (механизм превращения цели в мотив) см. механизм сдвига мотива. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного… … Большая психологическая энциклопедия

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия

    Целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… … Большая психологическая энциклопедия

    ФРЕЙДЕНБЕРГ - Ольга Михайловна (1890 1955) филолог классик, исследователь первобытной и античной культуры. В 1923 окончила Петроград, ун т по классич. отделению (рук. С.А. Жебелев). Магистерская дис. “Греч. роман как деяния и страсти” (1924). В 1925 37 … Энциклопедия культурологии

    Немецкая литература - Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

Смысл цели в контексте мотива. И это означает, что внешне одна и та же цель для нас разная. Четвертая форма осознания мотивов - эмоция. Леонтьев говорит нам про то, что эмоция - индикатор мотива. Цель может быть успешно поставлена и достигнута, а может быть отрицательная эмоция. И это говорит нам о том, что тот, реальный мотив, который стоял за целью, этой целью не достигается. Настоящий мотив этой целью не реализован. И эмоция, говорит Леонтьев, есть индикатор мотива. Это вовсе не означает, что эмоция прямо скажет, какой именно мотив в этой эмоции представлен. Эмоция включает лампочку: отрицательная эмоция - какой-то очень значимый мотив не реализован. А бывает так, что цель не достигнута, а у Пети Сидорова положительная эмоция. Это значит что Петя Сидоров на самом деле не хотел в институт поступать, а хотел куда-то еще.

Леонтьев говорил о том, что эмоция ставит задачу на смысл . Эмоция говорит о том, что нужно подумать и проанализировать, какие именно мотивы выступили основанием для такой эмоции. И не всегда человек может эту задачу решить сходу. И тут, человек может задать себе вопрос, а почему так?

Сдвиг мотива на цель

Сдвиг мотива на цель:
когда, например, благодаря любимому преподавателю ученик начинает любить предмет.

У Леонтьева есть разные классификации мотивов. Он разделяет мотивы не только по основанию органические и высшие , а по тому, какой вклад в деятельность несут мотивы. Главный вклад в деятельность несут смыслообразующие мотивы . А есть второстепенные мотивы - мотив-стимул - это мотив, который дополнительно побуждает человека к деятельности.

Допустим, вы любите свою работу и с удовольствием на нее ходите. Но когда вы выбирали два предприятия, вы выбрали то, в котором платят в десять раз больше. И это, конечно, мотив-стимул. Сейчас, может быть выбирают профессию иначе. Для разных людей смыслообразующий мотив может быть тот, где много платят.

Мотив стимул: «Дети, если вы будете посещать все концерты, то потом, в мае будет концерт-загадка, когда вы будете гадать, что за композитор». Смыслообразующий мотив: дети любят музыку.

Петя идет с папой куда угодно, если папа, конечно, проникся музыкой. «Пойду на концерт» - это цель в контексте общения с папой. Но если папа будет спать на концерте - никакого сдвига мотива на цель не произойдет. Мы деятельностью подготавливаем сдвиг мотива на цель для ребенка. И потом, когда папа опять уедет (в случае если папа действительно интересуется музыкой), Петя сам потащит маму на концерт.

«Служебный роман»: Служебный роман стал настоящим в процессе деятельности и то, ради чего он всего добивался, ради повышения по службе, ему фактически уже и не нужно.

Процесс осознания мотива

Когда мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. «Осознание мотива» - когда человек вдруг начинает понимать, что его на самом деле мучило и тогда он превращается в мотив-цель.

Например, деревенскую бабушку все время тянуло к искусству. Бабушка особо не смотрела сериалы. Ей это было неинтересно, но ей страшно нравились разные фильмы про художников, композиторов и тд., репортажи из залов музеев. Все строилось вокруг живописи. Прошло время, дети выросли, муж умер. И она решила кого-то пустить в избу из приезжих художников, на лето. Студент уехал, оставив старые холсты и краски. Бабушка, как могла, начала писать картины. Весной показала художнику свои картины. Художник обалдел. Сделал выставку. И бабуля осознала, что она всю жизнь хотела быть художником. Вот пример превращения мотива-цели.

Это - пример формирования высших человеческих потребностей. Путем сдвига мотива на цель.

По материлам лекций Соколовой Е. Е

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.

Сдвиг мотива на цель – это такая ситуация, когда цель, побуждаемая к осуществлению каким-либо мотивом, становится сама со временем мотивом, приобретая собственную побудительную силу. При этом выполняется следующее правило: в самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщалась положительными эмоциями. Проще понять этот механизм на примерах.

Самый простой пример – психология личности ребенка. Первоклассника заставляют делать уроки, поставив условие: пока все не сделаешь, не пойдешь гулять. Этот мотив оказывается действенным, и ребенок добросовестно выполняет задание. Мотив получить хорошую оценку для ребенка недейственен: ему важна лишь возможность пойти гулять. По прошествии некоторого времени ребенок садится за уроки уже по собственному желанию, потому что хочет получить пятерку, а желание гулять отходит на второй план – в этот момент и происходит сдвиг мотива на цель.

Еще один пример, из жизни взрослых. Торговому представителю одной фирмы поручили освоить работу в Интернете. Но спустя время Интернет стал для этого человека важнее его работы торговым представителем. Или начальнику отдела предложили поучаствовать в психологическом тренинге, чтобы научиться мотивировать подчиненных. После тренинга он настолько увлекся психологией, что ушел работать в тот психологический центр, где проводился тренинг. Механизм сдвига мотива на цель не обязательно происходит непроизвольно: можно использовать его в своих целях, чтобы улучшить свою жизнь.

Как научиться получать больше удовольствия от жизни благодаря сдвигу мотива на цель?

Первоначально вам не хочется что-либо делать, но вы понимаете, что это нужно. Например, делать каждый день зарядку или заниматься иностранным языком. Придумайте себе мотив: «Если не сделаю сегодня зарядку – не буду смотреть любимый сериал» или «Если не позанимаюсь языком – не буду сидеть в интернете».

Только неукоснительно соблюдайте эти запреты – для этого вам потребуется развить самоконтроль у себя! И со временем вы заметите, что делать зарядку для вас – не необходимость, а удовольствие, когда вы увидите положительные изменения в своей фигуре и на весах. И научившись читать книги на иностранном языке, для вас это также превратится в удовольствие без дополнительных стимулов!