Церковь трех святителей на кулишках. Храм трех святителей на кулишках Церковь трех святителей на кулишках

Во Всехсвятском храме находятся почитаемые, как в Греции, так и в России святыни, привезенные владыкой Афанасием из Киккского монастыря, расположенного на горе Киккос в северо-западной части острова Кипр. Это два мощевика: большой, в виде продолговатой раки, и малый, округлой формы, увенчанный высокой крышкой с крестом. В большом, в виде продолговатой раки-ковчега помещены частицы мощей древних святых угодников:

  • Прмц. Параскевы из Рима;
  • Мч. Трифона из Апамеи;
  • Вмч. Маманта из Гангры Пафлагонской;
  • Вмч. Мины из Египта;
  • Сщмч Антипы еп. Пергамского;
  • Св. славного апостола Филимона;
  • Прп. Онисифора;
  • Вмч. Артемия;
  • Сщмч. Харалампия из Магнезии Фессалийской;
  • Сщмч. Поликарпа еп. Смирнского;
  • Св. славного апостола Филиппа;
  • Мч. Саввы Стратилата.

В малом мощевике округлой формы почивает частица мощей святителя Николая Чудотворца.

Каждое воскресенье эти ковчеги со Святыми мощами износятся для всеобщего поклонения, а после Божественной Литургии перед ними совершается водосвятный молебен.

Всякий христианин молится своему небесному покровителю — тому святому угоднику, чье имя он носит. Каждый понедельник, в 17:30, в нашем храме совершается молебен с акафистом всем святым перед мощами древних угодников Божиих. Таким образом, совершая по понедельникам молебное пение в честь всех святых, мы воздаем должное поклонение и своему Святому. На акафистное пение в честь всех святых износится также ковчежец с частицей мощей великого русского святого - прп. Серафима Саровского. Этот святой угодник особо почитаем в храме Всех Святых на Кулишках. И жизнью, и молитвенным предстательством подвижник Саровский близок душе православного человека, он незримо пребывает с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях.

25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителя Климента и святителя Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому. Выйдя из затвора по повелению Пресвятой, Преподобный, зная прошедшее и провидя будущее, давал духовные советы, исполненные премудрости и добра.

Наиболее характерно общение двух Церквей выражено в еженедельных водосвятных молебнах с акафистами, совершаемых в храме Подворья. Ведь акафист (неседальное пение — греч.) — это форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Первый акафист был сложен на греческом языке в честь Пресвятой Богородицы, он пелся всю ночь стоя, в субботу, на пятой неделе Великого поста. Этот акафист, называемый Великим акафистом («Взбранной Воеводе...»), был составлен в начале VII века и исторически является самым древним.

Согласно традиции, это богослужение в храме Всех Святых на Кулишках совершается в среду, в 17:30, перед иконой Божией Матери, именуемой «Киккской».

На Киккской иконе Пресвятой Богородицы, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой, удостоившейся Ее благословения и облагодатствованной Ею, Пресвятая Дева изображена держащей Богомладенца, Сына Своего, на правой руке. Этот иконографический извод называется «Елеуса», то есть «Милостивая». Позже эта святая икона стала называться Милостивой-Киккской.

По древнему благочестивому преданию, сия икона была послана святым евангелистом Лукой в Египет к назореям, ставшими христианами по слову апостола и евангелиста Марка. Икона Милостивая-Киккская оставалась в Египте продолжительное время, но по причине возникших разногласий благочестивые христиане перевезли в 980 году святой образ в Константинополь. Драгоценная икона была поставлена в царском чертоге, где и оставалась до времен императора Алексия I Комнина (1082-1118). При этом императоре наместником Кипра был Мануил Вутомит. Однажды во время охоты он вместе со своей свитой заблудился в горах. В лесной глуши он встретил старца Исайю и хотел спросить у него дорогу, но отшельник попытался скрыться, не дав ему ответа. В гневе Мануил приказал слугам побить инока. В конце концов, Мануил нашел дорогу и вернулся в Лефкосию. На другой день наместник занемог. Поняв, что это наказание за нанесенную старцу обиду, он велел разыскать его. Мануил попросил прощения у старца, обещая выполнить любое его желание. Исайя, которому во сне Пресвятая Богородица открыла свою волю, сказал, что ему нужна икона Божией Матери, которая хранится в Константинополе в царских чертогах. После долгих колебаний Мануил отважился обратиться к императору со столь дерзкой просьбой. Вместе с Исайей он отправился в столицу. В это время императорская дочь тяжело заболела, и никто не мог излечить ее. Только Исайе удалось это сделать, и в награду он попросил любимую царскую икону. Не желая расставаться со святыней, император велел лучшему иконописцу сделать точную копию образа Божией Матери и предложил обе иконы на выбор старцу. Севшая на древнюю икону пчела, указала Исайе подлинник.

После чудесного исцеления императорской дочери от этого образа императору явилась Пресвятая Богородица и повелела отвезти святую икону на остров Кипр. Там на Киккской горе была сооружена в честь Пресвятой Богородицы церковь, а при храме, иждивением императора Алексея, — прекрасный монастырь. На сем святом месте Киккская икона прославилась многочисленными чудесами, а в ее благодатную силу уверовали не только христиане, но даже иноверцы. Символом же Киккского монастыря, своего рода «гербом» обители стала пчела, которая со дня основания обители изображается на ризе святой иконы.

Монастырь пережил четыре пожара — в 1365, 1541, 1751 и 1813 годах, полностью уничтоживших все строения, церковную утварь, императорскую грамоту. Однако чудотворная Киккская икона всегда чудесным образом спасалась. После двух первых пожаров святой образ вернули на прежнее место лишь в 1570 году, когда возобновили и заново отстроили Киккскую обитель.

И с тех пор многочисленные чудотворения от иконы продолжаются и записываются в летописи Киккского монастыря. Так от благодатной силы этой иконы тучи неоднократно проливали дождь во время засухи, исцелялись кровоточивые жены, бесплодные получали чадородие, немые заговоривали, умирающий отрок получил выздоровление, прекращались эпидемии, спасались утопающие. Один мавр попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель этой руки подвешена сейчас рядом с иконой в память об этом событии. В 1683 году голландец Корнелиус ван Брун рассказывал о нашествии саранчи и о том, что после крестного хода с Киккской иконой Божией Матери появилась стая птиц, истребивших саранчу.

Давно уже Киккская икона Пресвятой Богородицы помещена в оклад и до половины закрыта пеленой (от верхнего левого угла до правого нижнего) так, что ликов Богоматери и Богомладенца никто не может видеть, кроме особых случаев. Считается, что таково было желание императора Алексея I Комнина. За дерзновенное поднятие пелены многие подвергались тяжким наказаниям. Так, Александрийский Патриарх Герасим, приехавший в Киккский монастырь в 1699 году, поднял из любопытства завесу и был поражен слепотой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресвятой Богородицы, он получил исцеление, что было засвидетельствовано в патриаршей грамоте.

Водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, совершаемый еженедельно по вторникам и четвергам, собирает в храм Всех Святых на Кулишках особо много верующих. И немудрено. Ведь еще в самом начале святого пути святителя Николая Чудотворца, при совершении над ним Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!

Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают, по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. И ныне, возлежа частицей своих святых мощей в храме Александрийского Подворья, он, как и встарь, принимает верующих с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая (по старому стилю), но и еженедельно, каждый четверг. Так и в московском Всехсвятском храме каждый четверг можно приложиться к частице мощей святителя Николая: ковчег с его святыми мощами выносится для поклонения после окончания Божественной Литургии и пребывает в храме до 20:00. Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, почивает в малом, округлой формы, ковчеге, увенчанным высокой крышкой с крестом.

Из Ватопедского монастыря со Святой Горы Афон нашему подворью привезена в дар как благословение икона - список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица». Образ Богоматери «Всецарица» прославился многими чудесами и исцелениями от тяжелых недугов.

Каждую пятницу на нашем подворье совершается вечерня с чтением акафиста перед этой святой иконой. По окончании богослужения всем желающим раздается освященный елей из лампады от иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица».

Во Всехсвятском храме также имеются и другие известные и почитаемые святыни:

  • Крест-распятие, являющееся исключительным произведением искусства;
  • Прекрасный Царственный Иконостас;
  • Икона Тихвинской Божией Матери;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Сумела»;
  • Икона Божией Матери «Милостивая»;
  • Икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
  • Икона мч. Андрея Стратилата.

Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Оди...

Центральный иконостас. Господь Вседержит...

Святитель Кирилл, архиепископ Александри...

Храмовая икона Св. Евангелиста Ионна Бог...

Святитель Афанасий, архиепископ Александ...

Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Зна...

Храмовая икона: св. блгв. кн. Дмитрий До...

Одним из уникальных образцов древнерусского церковного зодчества является памятник XVII века ─ храм Трех Святителей на Кулишках (фото приводятся в статье), воздвигнутый в честь выдающихся богословов и проповедников христианства святых Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Его приход, расположенный в Басманном административном округе столицы, входит в состав Богоявленского благочиния Московской епархии.

Княжеские палаты на Кулишках

Для любителей старины представляет интерес не только храмовый комплекс, но и территория в районе слияния Москвы-реки и Яузы, на которой он расположен. Из истории столицы известно, что некогда данный район и находящийся на нём холм именовались Кулишами или Кулишками. Объясняя происхождение этого названия, лингвисты обычно ссылаются на созвучное ему древнерусское слово, обозначавшее участок леса после порубки.

Поскольку этот район находился вблизи центральной части города, его застройка началась довольно рано. Известно, что уже в XV веке там появились летняя резиденция великого князя Московского Василия I и воздвигнутая при ней домовая церковь, освящённая в честь крестителя Руси святого князя Владимира. Она стала предшественницей ныне действующего храма Святого Владимира в Старосадском переулке. Поскольку там же размещались и государевы конюшни, то вскоре была воздвигнута и церковь во имя святых Флора и Лавра, считавшихся в народе покровителями лошадей.

Первая церковь Трёх Святителей

Согласно традиции, сложившейся ещё со времён крещения Руси, церковные иерархи всегда держались вблизи земных владык. Вот и в те давние времена московский митрополит счёл за благо построить возле княжеского дворца свою резиденцию с церковью, воздвигнутой на месте нынешнего храма Трех Святителей на Кулишках и получившей то же название. Разумеется, в те годы двери княжеского и митрополичьего домового храма были открыты лишь для высших духовных и светских лиц государства.

на Ивановской горке

В XVI веке картина изменилась. Великий князь Василий III переехал в новые хоромы, выстроенные для него в селе Рубцово-Покровском, туда же поспешил и правивший в Оставленные ими домовые церкви стали приходскими, доступными для богомольцев всех социальных слоёв, приток которых в тот период постоянно увеличивался за счёт активного заселения территории, которая после учреждения на ней монастыря в честь Иоанна Предтечи стала именоваться Ивановской горкой.

Дошедшие до нас документы свидетельствуют о том, что строился храм Трех Святителей на Кулишках при государе Алексее Михайловиче в период между 1670 и 1674 годом. Необходимые средства для этого были собраны благодаря добровольным пожертвованиям прихожан, в число которых входило немало состоятельных людей, таких, например, как представители высшей знати - князья Шуйские, Глебовы и Акинфиевы.

Творение неизвестного зодчего

История не сохранила для потомков имя зодчего, ставшего автором проекта этого замечательного и новаторского для своего времени сооружения, но остались чертежи и рисунки ─ свидетельства его творческой мысли. В нижнем этаже просторного двухэтажного храма были устроены тёплые (отапливаемые зимой) приделы ─ Флоролаврский и Трёхсвятительский. Над ними помещалась летняя, неотапливаемая церковь Святой Живоначальной Троицы.

Вопреки бытовавшей традиции, колокольню зодчий воздвиг не на осевой линии здания, а сместил её к углу. Высокий и стройный храм Трех Святителей на Кулишках, фасады которого были искусно декорированы порталами и наличниками, выглядел гармоничным завершением всего комплекса сооружений, расположенных на Ивановской горке.

Перестройка храма в последующем веке

Во второй половине XVIII века территория Ивановской горки вошла в число наиболее престижных районов Москвы и заселялась главным образом представителями высшей знати, немало способствовавшей благополучию и процветанию воздвигнутых там храмов. Достаточно сказать, что среди прихожан Трёхсвятительской церкви (так стал именоваться в народе храм Трёх Святителей) были князья Волконские, Лопухины, Мельгуновы, графы Толстые, Остерман и многие другие царедворцы.

Благодаря щедрости этих именитых сановников, в 1770-х годах здание храма было перестроено и обрело классический вид. Однако, чтобы достичь желаемого эффекта, строителям пришлось пожертвовать многим из того, что составляло оригинальность его прежнего облика. В частности, была разобрана прежняя, помещавшаяся в угловой части здания шатровая колокольня, и с западной стороны сооружена новая, в большей степени отвечавшая духу времени. Кроме того, уничтожили лепной декор фасадов и прорубили в них новые окна.

Разорение храма в 1812 году

Неимоверные бедствия принесли храму Трех Святителей на Кулишках события 1812 года. В огне пожара, охватившего Москву, были уничтожены многие окружавшие его дворцы, особняки, а также жилища простых людей. И хотя ущерб зданию оказался незначительным ─ обгорела лишь небольшая часть крыши, всё находившееся в нём было безжалостно разграблено, а что не удалось вынести ─ разрушено. Так, безвозвратно утерянными оказались престолы и находившиеся на них старинные антиминсы ─ шёлковые платы со вшитыми в них частицами мощей православных святых.

Облик храма в XIX столетии

После изгнания захватчиков Трёхсвятительскую церковь освятили заново, а через несколько лет, объявив среди прихожан подписку, полностью восстановили её внутреннее убранство. Параллельно с этим произвели реконструкцию фасадов, придав им черты модного в то время стиля ампир. На протяжении последующих десятилетий XIX века здание храма неоднократно перестраивалось и подновлялось, что накладывало отпечаток на его облик.

К середине столетия облик всей Ивановской горки значительно изменился. Из уединённого аристократического района она превратилась в густонаселённую часть города. Соответственно изменились и жители близлежащих улиц. Если прежде в их число входили исключительно представители обеспеченных слоёв общества, то теперь соседями Трёхсвятительской церкви стали рядовые обыватели, среди которых особо выделялись завсегдатаи печально известного Хитрова рынка с его бесчисленными притонами и ночлежками (фото приводится выше).

Закрытие и разорение храма

Государственный переворот 1917 года стал началом многочисленных бед, постигших храм Трех Святителей на Кулишках в Москве. В течение первых десяти лет нового режима он продолжал действовать, но оказался в весьма мрачном окружении. Находившаяся рядом с ним Мясницкая полицейская часть была превращена в тюрьму, а в стенах Иоанновского монастыря устроен концлагерь.

Наконец, в 1927 году тюремная администрация потребовала закрытия храма, и, несмотря на протесты прихожан, он прекратил свою деятельность. Всё внутреннее убранство и представлявшая собой историческую и художественную ценность, были вывезены и бесследно исчезли. В их числе оказалась и уникальная богородичная икона XVI века «Прозрение очес», весьма почитавшаяся и уцелевшая во время наполеоновского нашествия.

В советский период лишённое купола и колокольни здание храма использовалось для различных городских нужд. Одно время в нём располагалась больница НКВД, затем её сменило общежитие, уступившее место складу, вытесненному впоследствии различными конторами. Наконец в 1987 году его арендатором стала мультипликационная студия «Пилот».

Возрождение поруганной святыни

Храм Трех Святителей на Кулишках (адрес: Москва, Малый Трёхсвятительский пер., д. 4/6) был возвращён в собственность Русской православной церкви в июне 1992 года, но ещё в течение четырёх лет в нём по-прежнему размещались мультипликаторы, не имевшие на тот момент иного помещения. Таким образом, первую литургию удалось отслужить лишь в 1996 году. Произошло это знаменательное событие в верхнем храме и было приурочено к 6 июля ─ дню празднования Владимирской иконы Божьей Матери.

Для возобновления регулярных богослужений храм, долгие годы использовавшийся в хозяйственных нуждах и обезображенный многочисленными перестройками, следовало привести в надлежащий вид. Для этого потребовалось много времени и большие капиталовложений, обеспечить которые удалось благодаря помощи ряда государственных структур и частных организаций. Немалую роль в этом сыграли и добровольные пожертвования москвичей, желавших помочь восстановлению храма Трех Святителей на Кулишках.

Расписание богослужений

В 2003 году удалось наконец совершить первое богослужение в нижнем помещении храма, но и после этого потребовалось ещё 7 лет реставрационно-восстановительных работ, прежде чем в феврале 2010 года было совершено великое освящение, и среди прочих святынь столицы своё достойное место занял храм Трех Святителей на Кулишках.

Расписание церковных служб, появившееся на его дверях и свидетельствующее о возрождении этой некогда попранной святыни, в общих чертах сходно с графиком работ большинства столичных храмов. В зависимости от дней недели, а также тех или иных праздников, утренние богослужения начинаются в 8:00 или в 9:00, вечерние же проводятся с 17:00.

Это лишь общие сведения, поскольку годичный круг богослужений весьма обширен, и расписание может меняться. Для получения информации, касающейся какой-либо конкретной даты, следует зайти на приходской интернет-сайт или обратиться непосредственно в храм.

Новая жизнь древнего храма

Сегодня возрождённый из небытия храм, носящий имя трёх величайших столпов христианской веры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, как и в давние годы, входит в число ведущих духовных центров Москвы. Распространение знаний, необходимых каждому православному христианину, является приоритетным направлением деятельности всего клира храма Трех Святителей на Кулишках. Воскресная школа, занятия в которой рассчитаны не только на детей, но и на взрослых прихожан, помогает восполнить пробел религиозной культуры, который возник у населения за годы господства тотального атеизма.

В то же время большое внимание уделяется историческому и культурному значению, которое имеет храм Трех Святителей на Кулишках. Экскурсии, регулярно организуемые различными туристическими агентствами при содействии настоятеля храма протоиерея отца Владислава (Свешникова), помогают не только увидеть эту жемчужину церковного зодчества, но и подробно ознакомиться с её историей.

Храм Трёх Святителей на Кулишках - православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Басманный, Центрального административного округа города Москвы (Хитровский переулок угол Малого Трёхсвятительского переулка). Главный престол нижнего храма освящён в честь вселенских учи?телей и святителей, придел в честь Флора и Лавра; верхний храм - во имя Святой Троицы.

Храм Трёх Святителей расположен в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки. «Кулишки» (правильнее кулижки) - старинное русское слово, трактуемое различными источниками по разному. Среди вариантов значений можно найти и топкое, болотистое место и лес после порубки. Старинный район Кулишки был расположен в месте слияния Москвы-реки и Яузы. В настоящее время это район Солянки с прилегающими переулками до Яузского бульвара и набережной Яузы и вся территория бывшего Воспитательного дома.

Рельеф местности здесь был очень живописный. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо?вой церковью, освящённой во имя Святого князя Владимира, известный в настоящее время как Храм Святого Владимира в Старых Садех. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями. Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе была построена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра, которых в народе почитали, как покровителей лошадей. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома московского митрополита (в Трехсвятительском переулке) к церкви Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трех Святителей Вселенских.

В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское, в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты. Сложившаяся в то время сеть улиц и переулков сохранилась до настоящего времени. Весь холм был назван «Ивановской горкой» в честь основанного здесь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи.

В 1674 году на средства прихожан был выстроен новый каменный храм. Здание храма сделали двухэтажным, разместив колокольню на углу. На нижнем этаже расположили теплые приделы - Трехсвятительский с юга и Флоролаврский с севера. Верхняя неотапливаемая часть храма была освящена в честь Святой Живоначальной Троицы.

Расположение церкви было очень удачным - на вершине Ивановской горки. Фасады храма украсили узорными наличниками и порталами, на верхний этаж вели высокие крыльца, расположенные в ряд апсиды тёплых приделов завершались крытыми лемехом главами.

Впоследствии в }