Комедия недоросль главные герои презентация. Недоросль. скотоподобный и скотолюбивый


Денис Иванович Фонвизин Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) (1745 – 1792) Русский драматург и переводчик середины 18 века Русский драматург и переводчик середины 18 века. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль». Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль» Представитель эпохи классицизма в русской литературе Представитель эпохи классицизма в русской литературе


Классицизм и его основные принципы в искусстве Культ разума Культ разума Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.


Назовите известных вам представителей классицизма в русской и зарубежной литературе Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов Гавриил Романович Державин Гавриил Романович Державин Жан-Батист Мольер Жан-Батист Мольер Николя Буало-Депрео Николя Буало-Депрео


Драматургия Драматургией называются все литературные произведения, предназначенные для постановки на сцене (в театре). Драматургией называются все литературные произведения, предназначенные для постановки на сцене (в театре). драматургия трагедиякомедиядрама


Знаете ли вы, что означают эти театральные термины? Диалог Диалог Монолог Монолог Ремарка Ремарка Акт(действие) Акт(действие) Явление (сцена) Явление (сцена) Разговор двух или более персонажей Разговор двух или более персонажей Речь, рассказ, выражение мыслей от первого лица Речь, рассказ, выражение мыслей от первого лица Авторские указания об обстановке действия, состоянии героев, их мимике и жестах Авторские указания об обстановке действия, состоянии героев, их мимике и жестах Часть пьесы, связанная с единством места действия Часть пьесы, связанная с единством места действия Часть действия, меняющаяся с переменой количества действующих лиц на сцене Часть действия, меняющаяся с переменой количества действующих лиц на сцене


Д ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ ЯВЛЕНИЕ VIII Г-жа Простакова (входя). В Все ли с тобой, Митрофанушка? Митрофан. Ну, да уж не заботься. Г-жа Простакова (Стародуму). Мы пришли, батюшка, потрудить вас теперь общею нашею просьбою. (Мужу и сыну.) Кланяйтесь. Стародум. Какою, сударыня? Г-жа Простакова. Во-первых, прошу милости всех садиться. се садятся, кроме Митрофана. Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших... даровал нам Господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть, не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен? Стародум. О, сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил. Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. Простаков. Всему, мой отец. Митрофан. Всему, чему изволишь. Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например? Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматика.




Ответьте на вопросы К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? К какому виду драматических произведений относится пьеса «Недоросль»? трагедия комедия драма Какие проблемы современного ему общества высмеивает Фонвизин? Какие проблемы современного ему общества высмеивает Фонвизин? Крепостное право Воспитание дворянской молодежи Защита Отечества Глупость и самодурство помещиков Назовите главных персонажей комедии «Недоросль» Назовите главных персонажей комедии «Недоросль» Правдин Стародум Митрофан Еремеевна


Одна из особенностей комедии «Недоросль» - говорящие имена и фамилии. Попробуйте определить, что говорит имя о герое. Софья Софья Милон Милон Стародум Стародум Простакова Простакова Скотинин Скотинин Правдин Правдин От греч. «софия» - мудрость От греч. «софия» - мудрость Милый, любимый Милый, любимый Мудрец (думающий старец) Мудрец (думающий старец) Простодушная до глупости Простодушная до глупости Подобный скоту Подобный скоту Любящий правду Любящий правду

Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все ее боятся и никто не любит. Выросла в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях. Беспощадна к тем, кто в ее власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для нее в жизни - личная выгода. С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им. Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое. Смысл ее жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

ГЕРОИ КОМЕДИИ
Публику
в комедии «Недоросль» привлекли, в первую очередь, положительные герои. С большим энтузиазмом воспринимались серьезные сцены, в которых выступали Стародум и Правдин.
Одним
из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему мировоззрению - носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Ее получил его бывший приятель, граф, отказавшийся ехать в действующую армию. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с
Простаковой
.
Художественное своеобразие

Увлекательный
, стремительно развивающийся сюжет, острые реплики, смелые комические положения, индивидуализированная разговорная речь персонажей, злая сатира на русское дворянство, насмешки над плодами французского просвещения - всё это было ново и привлекательно. Молодой Фонвизин нападал на дворянское общество и его пороки, плоды
полупросвещения
, на поразившую людские умы и душу язву невежества и крепостного рабства. Он показал это тёмное царство как оплот тяжёлого самодурства, повседневной бытовой жестокости, безнравственности и бескультурья. Театр как средство социальной публичной сатиры требовал понятных для зрителей персонажей и языка, острых актуальных проблем, узнаваемых коллизий. Всё это есть в знаменитой комедии Фонвизина «Недоросль», которая ставится и сегодня.
ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА в КОМЕДИИ
Конфликт
комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа
Простакова
заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив
его от
всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума -- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам - человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.
В
конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян.
Сюжет и композиция комедии
В
основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 - начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей
Простаковой
, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью
Простаковой
, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
КОМЕДИЯ «НЕДОРОСЛЬ»
Значение произведения
Народная, по
словам
Пушкина,
комедия «Недоросль» отразила острые проблемы русской жизни. Зрители, видя её в театре, сначала от.души смеялись, но потом ужасались, испытывали глубокую печаль и именовали веселую пьесу Фонвизина современной русской трагедией.
Гоголь
, ученик и наследник Фонвизина, метко назвал «Недоросля» подлинно общественной комедией: «Комедия Фонвизина поражает огрубелое зверство человека, происшедшее от долгого бесчувственного,
непотрясаемого

застоя в отдалённых углах и захолустьях России... Нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьем с природы и проверено знанием души». Реализм и сатира помогают автору комедии заговорить о судьбах просвещения в России. Фонвизин устами Стародума назвал воспитание «залогом благосостояния государства». А все описанные им комические и трагические обстоятельства и самые характеры отрицательных персонажей смело можно назвать плодами невежества и злонравия.
В
комедии Фонвизина есть и гротеск, и сатирический комизм, и фарсовое начало, и очень много серьезного, такого, что заставляет зрителя задумываться. Всем этим «Недоросль» оказал сильнейшее воздействие на развитие русской национальной драматургии, как и всей «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» (М. Горький).
ИДЕЯ Комедии

Основная идея
комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.
ТЕМАТИКА комедии
В
основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые особенно волновали писателя. Это проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания
.
Комедия
«Недоросль» (1782) стала этапным событием в развитии русской комедии. Она представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие. Таким образом, проблема воспитания оказывается неразрывно связанной со всем жизненным и политическим укладом государства, в котором живут и действуют люди снизу доверху.
Фонвизин
создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка. Фонвизин мастерски строит языковые характеристики своих героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах
Простаковой
; характерные для военного быта словечки солдата
Цы-фиркина
; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы - Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми. Так уже при жизни драматурга имя Митрофана стало нарицательным и обозначало лентяя и невежду. Широкую известность приобрели фразеологизмы: «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться» и др.
Центральной
фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы Фонвизина является госпожа
Простакова
. Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным персонажам, но и её ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу. «Это лицо в комедии необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически», - говорил о
Простаковой
знаток эпохи историк В.О. Ключевский.
«Недоросль» - первая русская реалистическая комедия
Сделав жизненно достоверными и отрицательных и положительных персонажей, Фонвизин сумел создать новый тип реалистической комедии. Гоголь писал, что сюжет «Недоросля» помог драматургу глубоко и проникновенно вскрыть важнейшие стороны социального бытия России, «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей» (Н.В. Гоголь, полн. собр. соч. т. VIII).
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ
С
удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа
Простакова
, ее муж и сын Митрофан, злобный и жадный брат
Простаковой
Тарас
Скотинин
. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и всё время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.
МЕСТО Второстепенных ПЕРСОНАЖЕЙ
На
сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж
Простаковой
, и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» - любимец матери, не желающий ничему учиться сын
Простаковых
Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием. Рядом с ними выведены: дворовый
Простаковых
- портной
Тришка
, крепостная нянька, бывшая кормилица Митрофана
Еремеевна
, его учитель - сельский дьячок Кутейкин, отставной солдат
Цифиркин
, хитрый пройдоха немец-кучер Вральман.
Имена
Простаковой

.

Имена
Простаковой
, Митрофана, Скотинина, Кутейкина, Вральмана стали нарицательными


Денис Иванович Фонвизин Родился 3(14) апреля 1745 года в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в XVIII писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин недаром о нем сказал: «Он из перерусских русский».


С 1755 г. учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами. В 1962 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И. Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.


Портрет Д.И.Фонвизина Неизвестный художник по оригиналу Ж. Карафа гг. Вторая половина XIX в. Холст, масло.


Фонвизин Д. Бригадир: Комедия в пяти действиях В 1769 г. Фонвизин создает первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир», в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому.


Д.И. Фонвизин читает "Бригадира" в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля


Фонвизин был человеком живым, светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актером Иваном Дмитриевским, хотя актеры были, по понятиям того времени, чем-то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире, женился на дочери купца, несмотря на явное неодобрение родных.


Портрет Д. И. Фонвизина Литография из альбома "Портретная галерея русских деятелей" (Т. 2. СПб.,1869). Всей душой Фонвизин любил родину и свой народ. Девизом его жизни были слова: Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.




«Недоросль» Фонвизину было 37 лет, когда он написал эту веселую пьесу. Не сразу нашла она путь на сцену. Но когда была поставлена, в сентябре 1782 года, по словам очевидцев, успех был полный, «публика аплодировала пьесе метанием кошельков на сцену». Знаменитый князь Потемкин, говорят, сказал тогда: «Умри, Денис! Лучше не напишешь».





Д.И. Фонвизин – крупнейший русский драматург XVIII века, создатель русской социальной комедии, образцы которой после «Недоросля» представляют «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. С именем Фонвизина связано также формирование русской художественной прозы. Велико было воздействие самой личности Фонвизина на его современников, деятелей передовой культуры XIX века. Высоко оценил его А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», когда, говоря о театре, сказал: Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы…





1 из 4

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Появление Недоросль - комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества.

№ слайда 3

Описание слайда:

Герои комедии Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века- госпожа Простакова, управляющая всем и всеми- в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана- на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

№ слайда 4

Описание слайда:

Значение пьесы «Недоросль» для современника Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике- осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан- «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья- «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться - хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.