Общество. Люди взаимодействуют друг с другом, и результатом их совокупной совместной деятельности становится общество. Западные теории взаимодействия Видеоигры и виртуальная реальность

В результате изучения главы студент должен:

  • знать сущность и причинную обусловленность проявления взаимодействия и взаимоотношений людей;
  • уметь правильно разбираться в иерархии и соотношении уровней, типов и видов взаимодействия и взаимоотношений между индивидами (группами) в обществе;
  • владеть начальными умениями распознавания и интерпретации своеобразия функционирования взаимодействия и взаимоотношений людей.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Основу этих связей и отношений составляют действия людей и влияние их друг на друга (интеракция), получившие название взаимодействия ("психического взаимодействия", как называл его выдающийся русский социолог Питирим Сорокин).

Своеобразие взаимодействия людей

Общая характеристика взаимодействия

Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий взаимную обусловленность и связь.

Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур.

Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе – это взаимодействие их внутренних миров, обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей.

Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности – пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "Я – Он", "Мы – Они", координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается из:

  • – физического контакта;
  • – перемещения в пространстве;
  • – восприятия и отношений его участников;
  • – духовного вербального контакта;
  • – невербального информационного контакта;
  • – совместной групповой деятельности.

В структуру взаимодействия обычно входят:

  • – субъекты взаимодействия;
  • – взаимная связь его субъектов;
  • – взаимное воздействие друг на друга;
  • – взаимные изменения субъектов взаимодействия.

Обычно различают внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, личностно-массовые, межгрупповые, массово-групповые взаимодействия. Но принципиальное значение при их анализе имеют два вида взаимодействия: межличностное и межгрупповое.

Межличностное взаимодействие – это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и переживаний.

Основными признаками такого взаимодействия выступают:

  • – наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
  • – эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
  • – ситуативность – достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;
  • – рефлексивная многозначность – зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.

Межгрупповое взаимодействие представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.

Взаимодействуя представители различных групп общества, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой – превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние. Выявление принадлежности данных особенностей только представителям одной общности со временем становится проблематичным.

Можно в то же время говорить о трех вариантах взаимодействия:

  • воздействие, т.е. преимущественно одностороннего, однонаправленного влияния одной общности (личности) на другую (другие), когда одна группа (личность) является активной, доминирующей, другая – инертной, пассивной по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т.п.);
  • содействие, когда две или несколько групп (личностей) на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях, а высшей формой содействия выступает сотрудничество;
  • противодействие, создавать препятствия действиям, порождать противоречия в позициях, блокировать усилия другой общности (личности) или устанавливать ей помехи, а также организовывать активное противостояние, вплоть до физических действий (для того чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость).

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда группа (личность) или ее представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными правами и порядками, альтернативными взглядами. При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной.

Каждый из перечисленных вариантов взаимодействия не "одномерен", а имеет широкий спектр проявлений. Например, воздействие может варьироваться от жестко тиранического до мягкого, учитывающего особенности объектов воздействия, противодействие также может быть представлено гаммой – от непримиримых противоречий до незначительных разногласий. Следует иметь в виду, что однозначной интерпретации вариантов взаимодействия может и не быть, так как каждый из них может вбирать в себя другие, а какие-то из них могут постепенно трансформироваться даже в свою противоположность, переходить в иную группу и т.д.

Таблица 4.1

Западные теории взаимодействия

Наименование теории

Фамилии ведущих представителей

Основная идея теории

Теория обмена

Дж. Хомане

Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты

Символический интеракционизм

Дж. Мид Г. Блумер

Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают

Управление впечатлениями

Э. Гофман

Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления

Психоаналитическая теория

На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период

Можно разделить процесс взаимодействия людей на три уровня: начальный, средний и заключительный.

На своем низшем уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь определенное первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее "физическое" влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которые в силу конкретных причин могут и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием – сходством, подобием – контрастом людей, включенных в совместную деятельность (практическую или умственную). Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего развития взаимодействия (других его форм – общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, "кислая мина", суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта. И, наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Можно различать научно обоснованные и проверенные стадии однородности разнородности (степени сходства – различия) участников взаимодействия. Начальная стадия есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Особое значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Завершающая стадия однородности – разнородности (степени подобия – контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение в группе (сходство – различие) мнений, отношений (в том числе симпатий – антипатий) к себе, партнерам или другим людям, к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Завершающая стадия подразделяется на этапы: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный этап есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Вторичный этап находит выражение в соотношении (сходство – различие) мнений и отношений как результате межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции. Она представляет собой подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванными у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может появиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле стремиться достигнуть конгруэнции следует с первых минут контакта.

К основным предпосылкам достижения конгруэнции обычно относятся:

  • а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:
    • когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;
    • когда существует основа для межличностного сближения;
    • когда субъекты принадлежат к одной социальной группе;
  • б) эмпатия, которая легче реализуется:
    • при установлении эмоционального контакта;
    • при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;
    • при наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;
    • когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются);
  • в) идентификация, которая усиливается:
    • при живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;
    • когда человек видит в другом черты своего характера;
    • когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;
    • при ссылках на прежние случаи;
    • при общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций (Бодалев А. А., 2004).

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия и в ходе которого осуществляется также намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Можно выделить три основных функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений.

Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности.

Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашенной и передаваться другому человеку как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций.

В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свои состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений.

Сложившаяся психологическая общность партнеров укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений и действий в совместные. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как его тактика регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачах совместной активности.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе (Я-концепция), представления партнеров о впечатлении, произведенном ими друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности.

Эти образы-представления вместе не всегда четко осознаются людьми в процессе взаимодействия. Они чаще выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления субъектов совместной деятельности. Вместе с тем психологическое содержание, заключенное в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, проявляется посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения.

На среднем уровне процесса взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, развивающееся постепенно активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три модели организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения "согласия – несогласия" друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости несовместимости (или срабатываемости – несрабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость должны считаться его особыми составляющими элементами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть "психологическим климатом".

Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) – относительно возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологический и социально-психологический, социально-идеологический, имеют очевидные различия.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить о том, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает прежде всего именно мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

  • 1) максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
  • 2) максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
  • 3) максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
  • 4) максимизация выигрыша другого (альтруизм);
  • 5) минимизация выигрыша другого (агрессия);
  • 6) минимизация различий в выигрышах (равенство) (Битянова М. Р„ 2010).

В рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены и все возможные побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей: интерес к определенной деятельности и конкретным людям, средства общения, результаты сотрудничества, характер отношений между партнерами и т.д. Однако наиболее значимыми для понимания взаимодействия являются именно указанные выше.

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню. В результате чего индивидуальные мотивы людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов. Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди "обрабатывают" друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых оценок и мнений, сближение которых приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это, в свою очередь, приводит к сближению интересов и ценностных ориентаций, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого. Они формируются на базе более глубокого свойства живых систем – подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение – влияние на других людей, которое воспринимается неосознанно. Конформность в отличие от внушения, представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельности людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать. Убеждение – процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого сознательно усваиваются нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, особенно общения, их конвергенция – дивергенция выступает своеобразным регулятором межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый "язык", групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп.

Межличностные взаимовлияния зависят от степени определенности неопределенности (очевидности – неочевидности) фактов, событий, явлений, по которым принимаются те или иные решения. Исследователями обнаружена следующая зависимость: при высокой определенности (очевидности) задачи вероятность изменения оценок и мнений меньшая, адекватность их решения более высокая. При высокой неопределенности (неочевидности) задачи вероятность изменений оценок и мнений большая, адекватность их решения менее высокая. Данную зависимость можно назвать законом "социально-психологической целесообразности", которая в целом указывает на то, что в условиях обсуждения мнений, оценок возрастает их адекватность реальному положению дел.

Высшим уровнем взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. "Взаимопонимание людей – уровень взаимодействия, при котором осознаются содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно достигаются единые цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком" (Давыдов Г. А., 1980).

В то же время взаимное непонимание – одна из существенных предпосылок распада взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских, товарищеских, деловых); от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения). Важное значение в адекватности как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации имеют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора – социометрический статус и степень подобия но нему. При этом выясняется следующее: устойчиво взаимодействуют друг с другом (дружат) лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе; отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, те лица, которые имеют сходный и недостаточно высокий статус.

В парах взаимоотвергающих друг друга людей чаще всего встречаются сочетания "холерик – холерик", "сангвиник – сангвиник" и "флегматик – сангвиник". Не было ни одного случая взаимных отрицаний в паре типа "флегматик – флегматик".

Более широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента имеют меланхолики, которые устойчиво сохраняют межличностную привлекательность к себе подобным, флегматикам и сангвиникам. Сочетание меланхолика с холериком встречается крайне редко: холерики в силу своей раздражительности, "безудержности" плохо уживаются (несовместимы) с меланхоликами.

Таким образом, взаимодействие является сложным многоэтапным и многогранным процессом, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияния и взаимопонимание людей.

  • Понятие "контакт" употребляется в нескольких значениях. "Контакт" может означать прикосновение (от лат. contactus, contingo – трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем- либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношениях. В связи с этим в одних случаях говорят о "хорошем" и "тесном", "непосредственном" или, наоборот, о "слабом", "неустойчивом", "неустоявшемся", "опосредованном" контакте; в других случаях – о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

Общество не состоит из отдельных индивидов, а обнаруживает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг относительно друга. Основу этих связей и отношений формируют действия людей и их взаимодействием емовплив, получившие название взаимодействия. . Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, что порождает их взаимные обусловленность и звьязок1

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть собственный мир. Под взаимодействием в социальной философы и психологии, а также теории менеджмента, кроме того, понимается я не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, что позволяет группе реализовать общую для ее членов деятельность. Взаимодействие человека с человеком в обществе - это тоже взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное стаан.

Взаимодействие является систематическим и постоянным совершением действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность людей как в обществе, так и в организации на е идмину от индивидуального имеет более жесткие ограничения любых проявлений активности или пассивности. В процессе реального взаимодействия формируются также адекватные представления работника о себе и других людей взаимодействия емодия людей - ведущий фактор в регуляции их самооценок и поведения в обществтві.

В организации наблюдаются две разновидности взаимодействия - межличностных и межгрупповых, которые осуществляются в системе межличностных отношений и общения

. Межличностное взаимодействие в организации - это длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты между работниками внутри групп, отделов, команд, которые вызывают взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок. Чем боль ьше контактов происходит между их участниками и чем больше времени они проводят вместе, тем узгодженишою является работа всех подразделений и организации в цилому.

межгруппового взаимодействия - процесс непосредственной или косвенной действия множества субъектов (объектов) друг на друга, что порождает их взаимообусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно она присутствует между целыми группами ор рганизации (а также их частями) и является интегрирующим ее факторовм.

. Межличностные отношения (взаимоотношения) - это взаимосвязи между людьми, субъективно переживаются и в которых оказывается система их межличностных установок, ориентаций, ожиданий, надежд, которые определяются содержанием совместной деятельности1 1. В организации они возникают и развиваются в процессе совместной деятельности и общенияя.

. Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включает обмен информацией и формирование единой стратегии взаимодействия аемодии, взаемовидносин2. Общение в организации включены преимущественно в практическое взаимодействие людей (совместный труд, обучение) и обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Безпосере дньою основой общения людей в организации является совместная деятельность, объединяющая их ради достижения определенной цели. Более широкое понимание факторов, побуждающих людей к общению, изложены в. Западную й науке. Среди них прежде всего можно назвать такиеакі:

Теория обмена (Дж. Хоманс): люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и расходы;

Символический интеракционизм (Дж. Мид,. Г. Блумер): поведение людей по отношению друг друга и предметов окружающего мира устанавливается значениями, которые они им придают;

Управление впечатлениями (Е. Гофман): ситуации социального взаимодействия подобные драматическим спектаклям, в которых актеры пытаются создавать и поддерживать приятные впечатления;

Психологическая теория (С. Фрейд): на взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты

В процессе подбора кадров, формирование производственных групп и команд менеджеру следует учитывать ряд психологических особенностей поведенческих реакций индивидов с начального этапа развития их взаимодействия

Так, на начальном этапе (низком уровне) взаимодействие - это простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеется определенный первичный и очень упрощенный взаимный или односторонний"физический"влияние друг на о друга с целью обмена информацией и общения, которое вследствие конкретных причин может и не достичь своей цели, а потому и не приобретать всестороннего развитияо розвитку.

Главное в успехе первичных контактов заключается в принятии или непринятии партнерами по взаимодействию друг друга. При этом они не составляют простой"суммы"индивидов, а является некоторым совершенно новым и специфическим м образованием связей и отношений, которые регулируются реальной или мнимой отличием - сходством, сходством - контрастом людей, привлеченных к совместной деятельности (практической или умственной). Различия между индивидами является одним из основных условий развития их взаимодействия (общения, отношений, совместимости, износа), а также их самих как личностейособистостей.

Любой контакт начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего вида, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции др. ндивидив друг на другао.

Отношения принятия - непринятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся люди друг другу или нет. Если н нет, то наступают взаимные или односторонние реакции отторжения (скольжение взгляда, отдергивание руки при рукопожатия, отвлечение головы, тела, видгороджу-ные жесты,"кислая мина", суетливость, убегания т.д.). И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, поворачивается лицом, отвечает бодрой и веселой интонацией, как к тем, кто заслуживает доверия и с кем мож на развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилийільних зусиль.

Безусловно, принятие или непринятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Поэтому следует различать научно обоснованные и проверенные уровне однородности - разно редкости (степени схожос сти - различия) участников взаимодействующихї.

Первый (или ниже) уровень однородности собой соотношение индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций) людей. Ос собливе значение в межличностном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнерев.

Второй (верхний) уровень однородности - разнородности (степени сходства - контраста участников межличностного взаимодействия) - является соотношением в группе (сходство - различие) мнений, отношений (в том или исли симпатий - антипатий) к себе, партнеров или других людей и к предметному миру (в том числе в совместной деятельности). Второй уровень делится на подуровни: первичный (или восходящий) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень - восходящее, данное в межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень является соотношением (сходство - видминнис ть) мыслей и отношений, как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности1. Большую роль во взаимодействии на ее начальном этапе играет также эффект конгруе нцинції.

конгруэнции (лат congruens, congruentis - соразмерный, соответствующий, то, что совпадает) - подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единственный резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта

конгруэнции предусматривает минимальное количество несогласованностей в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатий на подсознательном ров вн.

конгруэнции усиливается вызванным у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Она может оказаться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами или не возникнуть вообще. Но наличие конгруэнции свидетельствует о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжена. Поэтому в процессе взаимодействия необходимо стараться достичь конгруэнции с первых минут контакткту.

В формировании организационного поведения работников организации на основе развития межличностного взаимодействия необходимо учитывать ряд факторов, способствующих достижению конгруэнции. К основным из них на алежать:

1) переживание спивналежности, которое возникает в случаях:

Связанности целей субъектов взаимодействия между собой;

Наличия основы для межличностного сближения;

Принадлежности субъектов к одной социальной группы;

2) эмпатия (гр empatheia - сопереживание), которая более легко реализуется:

За установление эмоционального контакта;

Сходства поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;

Наличия одинакового отношения к какому-либо предмету;

В случае привлечения внимания к чувствам партнеров (например, они просто описываются);

8) идентификация, которая усиливается:

При живых, различных поведенческих процессов взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры словно обмениваются мыслями и ведут обсуждение с позиций друг друга;

При наличии ссылок на предыдущие случаи;

При общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми - процесс взаимонаправленных действиям, который способствует поддержанию последующего взаимодействия и во время которого го осуществляется также умышленное или неумышленное сообщение другому лицу о том, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережить.

Выделяют три основные функции обратной связи. Он обычно:

Регулятором поведения и действий человека;

Регулятором межличностных отношений;

Источником самопознания

Обратная связь бывает разных видов и каждый его вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и возникновению между ними устойчивых отношений

Обратная связь может быть:

Вербальным (передается в виде речевого сообщения);

Невербальным, то есть таким, которое осуществляется с помощью мимики, позы, интонации голоса и т.д.;

Таким, что воплощается в форме действия, ориентированной на выявление, указывать другому человеку понимание, одобрение и проявляется в совместной активности

Обратная связь может быть непосредственным и отсроченным во времени, ярко эмоционально окрашенным и передаваться человеком другому человеку как определенное переживание или быть с минимальным проявлением эмоций и соответствующие их поведенческих реакции.

В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Поэтому следует заметить, что неумение использовать обратную связь существенно препятствует взаимодействию людей в организации, снижает является эффективность менеджменту.

Психологическая общность участников организационного взаимодействия ситуации укрепляет их контакты, помогает развитию взаимосвязей между ними, способствует превращению их личных отношений и действий на общие. Нас составляла, потребности, интересы, отношения в целом, будучи мотивами, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, тогда как их тактика регулируется также взаимным пониманием особенностей людей, их об разами-представлениями друг о друге, о себе, задачи совместной деятельностиі.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Кроме образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятель ьность входят образы-представления о себе - так называемая. Я-концепция, совокупность всех представлений индивида о себе, что приводит убеждения его поведения, с помощью которых личность определяет, кто он есть. С юди приобщаются также представление партнеров о впечатлениях, которые они производят друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности. И хотя эти образы-представления не всегда четко осознаются людьми, психологическое содержание, сосредоточен в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, обнаруживается с помощью волевых действий в различных формах направленной на партнера поведениенки.

На начальном этапе процесса взаимодействия людей в группе (организации) активное сотрудничество, постепенно развивается, все больше приобретает воплощение в эффективном решении проблемы сочетания в взаимных усилий работников. Этот этап получил название продуктивной совместной деятельностиі.

Различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

Каждый участник выполняет свою часть общей работы независимо от другого;

Общая задача выполняется последовательно каждым участником;

Происходит одновременная взаимодействие каждого участника со всеми остальными (характерна в условиях командной организации труда и развития горизонтальных связей), реальное существование которой зависит от условий деятель ьность, ее целей и содержание.

В организации или ее подразделениях стремление людей все же могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций, в результате чего люди вступают в отношения"согласия - несогласия"один за другим. В случае согласия партнеры привлекаются к совместной деятельности. При этом происходит распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов в заемодии, связанную или с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень ее сознания и самосознания время взаимодействие людей активно сопровождается и опосредуется проявлением сложных социально-психологии ческих феноменов, которые получили название совместимости и несовместимости или износа - неспрацьованости. Межличностные отношения в группе (организации) и определенную степень совместимости (физиологическая и психологии ческая) ее членов порождают еще одно социально-психологическое явление, которое принято называть"психологическим климатомихологічним кліматом".

Различают несколько видов совместимости людей. Психофизиологическая совместимость базируется на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, инт телектив, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость имеет предпосылкой согласования социальных ролей, интересов, ценностных ориентаций участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость грунтуеть ся на общности идеологических ценностей, сходства социальных установок в отношении различных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости н емае четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например, физиологической и социально-психологической, социально-идеологической, имеют очевидные различияості1.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что влияет на исполнительную часть деятельности, в том ч числе на скорость и точность индивидуальных и совместных ди.

Однако следует помнить, что двигателем взаимодействия и совместной деятельности является прежде всего именно мотивация ее участников. Есть несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, благодаря которым человек вступает в во взаимодействие с другими людьми):

Максимизация общего (совместного) выигрыша (мотив кооперации);

Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

Максимизация относительного выигрыша (конкурентность);

Максимизация выигрыша другого (альтруизм);

Минимизация выигрыша другого (агрессия);

Минимизация различий в выигрышах (равенство) 2. Взаимный контроль, который осуществляют участники совместной

деятельности, может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если наблюдаются значительные различия по их направленности и уровню. В результате индивидуальные мотивы начинают корректироваться и координироватьсяя.

Во время этого процесса постоянно согласуются мысли, чувства, отношения партнеров по совместной деятельности в различных формах влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера к действиям (приказ, просьба ния, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, размышления), которая может происходить в разных формах. Однако выбор воздействия чаще обусловлена??фун кционально-ролевыми связями партнеров по совместной работе. Например, контрольная функция руководителя (менеджера) побуждает его к частого использования приказов, просьб и санкционируя ответов, тогда как воспитательная функция того же руководителя требует нередко использовать дискуссионные формы взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. С ее помощью люди"обробляют ь"друг друга, пытаясь изменить и превратить психические состояния, установки и в конечном итоге поведение и психологические качества участников совместной деятельностиьної діяльності.

Наименование теории Фамилии ведущих представителей Основная идея теории
Теория обмена Дж. Хоманс Люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты
Символический интерак-ционизм Дж. Мид Г. Блумер Поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают
Управление впечатлениями Э. Гофман Ситуации социального взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления
Психоаналитическая теория 3. Фрейд На взаимодействие людей оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период

жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения (скольжение взгляда, отдергивание руки при пожатии, отворачивание головы, тела, отгораживающие жесты, «кислая мина», суетливость, убегание и т.п.) или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживает доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий.

Безусловно, приятие или неприятие партнерами по взаимодействию друг друга имеет и более глубокие корни. Можно различать научно обоснованные уровни однородности-разнородности (степени сходства-различия) участников взаимодействия (Обозов Н.Н., 1989). Первый (нижний) уровень есть соотношение индивидных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентации) людей. Особое значение в межличност-

ном взаимодействии имеют возрастные и половые различия партнеров.

Второй (верхний) уровень однородности-разнородности (степени подобия-контраста участников межличностного взаимодействия) есть соотношение (сходство-различие) мнений в группе, отношений (в том числе симпатий-антипатий) к себе, партнерам или другим людям и к предметному миру (в том числе к совместной деятельности). Второй уровень подразделяется на подуровни: первичный (или исходный) и вторичный (или результативный). Первичный подуровень есть исходное, данное до межличностного взаимодействия соотношение мнений (о мире предметов и себе подобных). Второй подуровень есть соотношение (сходство-различие) мнений и отношений как следствие межличностного взаимодействия, обмена мыслями и чувствами между участниками совместной деятельности.

Большую роль во взаимодействии на его начальном этапе играет и эффект конгруэнции, т.е. подтверждение взаимных ролевых ожиданий, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта.

Конгруэнция предполагает минимум рассогласований в узловых моментах линий поведения участников контакта, следствием чего является снятие напряжения, возникновение доверия и симпатии на подсознательном уровне.

Конгруэнция усиливается вызванными у партнера ощущением соучастия, интересом, поисковой взаимной активностью на основе его потребностей и жизненного опыта. Конгруэнция может появиться с первых минут контакта между ранее незнакомыми партнерами, а может не возникнуть вообще. Наличие конгруэнции говорит о повышении вероятности того, что взаимодействие будет продолжено. В этом смысле стремиться достигнуть конгруэнции следует с первых минут контакта.

К основным факторам достижения конгруэнции обычно относятся:

а) переживание сопринадлежности, которое возникает в случаях:

Когда цели субъектов взаимодействия связаны между собой;

Когда существует основа для межличностного сближения;

Принадлежности субъектов к одной социальной группе;

б) эмпатия, которая легче реализуется:

При установлении эмоционального контакта;

При сходстве поведенческих и эмоциональных реакций партнеров;

При наличии одинаковых чувств к какому-то предмету;

Когда привлекается внимание к чувствам партнеров (например, они просто описываются);

в) идентификация, которая усиливается:

При живости, разнообразии поведенческих проявлений взаимодействующих сторон;

Когда человек видит в другом черты своего характера;

Когда партнеры как бы меняются местами и ведут обсуждение с позиций друг друга;

При общности мыслей, интересов, социальных ролей и позиций.

В результате конгруэнции и действенных первичных контактов устанавливается обратная связь между людьми, представляющая собой процесс взаимонаправленных ответных действий, который служит поддержанию последующего взаимодействия и в ходе которого осуществляется также намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.

Можно выделить три основные функции обратной связи. Она выступает обычно: 1) регулятором поведения и действий человека; 2) регулятором межличностных отношений; 3) источником самопознания.

Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть: а) вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения); б) невербальной, т.е. осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.; в) выраженной в форме действия, ориентированного на проявление, показ другому человеку понимания, одобрения и выраженного в совместной активности. Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени. Она может быть ярко, эмоционально окрашена и передаваться как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций (Соловьева О.В., 1992). В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды

обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с разворачивающимся процессом взаимоотношений.

Сложившаяся психологическая общность партнеров укрепляет их контакты, приводит к развитию взаимосвязей между ними, способствует преобразованию их личных отношений и действий в совместные. Установки, потребности, интересы, отношения в целом, выступая как мотивы, определяют перспективные направления взаимодействия партнеров, в то время как его тактика регулируется еще и взаимным пониманием личностных особенностей людей, их образами-представлениями друг о друге, о себе, задачах совместной активности.

При этом регуляция взаимодействия и взаимоотношений людей осуществляется не одним, а целой группой образов. Помимо образов-представлений партнеров друг о друге, в систему психологических регуляторов совместной деятельности входят образы-представления о себе (я-концепция), представления партнеров о впечатлении, произведенном ими друг на друга, идеальный образ общественной роли, которую выполняют партнеры, взгляды на возможные результаты совместной деятельности. Эти образы-представления вместе не всегда четко осознаются людьми в процессе взаимодействия. Они чаще выступают как неосознанные впечатления и не находят выхода в понятийную сферу мышления субъектов совместной деятельности. Вместе с тем психологическое содержание, заключенное в установках, мотивах, потребностях, интересах, отношениях, проявляется посредством волевых действий в различных формах направленного на партнера поведения.

Развитие взаимодействия. На среднем этапе (уровне) взаимодействия людей, который получил название продуктивной совместной деятельности, постепенно развивающееся активное сотрудничество находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности: 1) каждый участник делает свою

часть общей работы независимо от другого; 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником; 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

Общие устремления людей вместе с тем могут привести к столкновениям в процессе согласования позиций. В результате люди вступают в отношения «согласия-несогласия» друг с другом. В случае согласия происходит вовлечение партнеров в совместную деятельность. При этом осуществляется распределение ролей и функций между участниками взаимодействия. Эти отношения вызывают особую направленность волевых усилий у субъектов взаимодействия. Оно связано либо с уступкой, либо с завоеванием определенных позиций. Поэтому от партнеров требуются проявления взаимной терпимости, собранности, настойчивости, психологической подвижности и других волевых качеств личности, опирающихся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности.

Вместе с тем в это время взаимодействие людей активно сопровождается или опосредуется проявлением сложных социально-психологических феноменов, получивших название совместимости-несовместимости (или срабатываемости-не-срабатываемости). Как межличностные отношения и общение являются специфическими формами взаимодействия, так совместимость и срабатываемость должны считаться его особыми составляющими элементами (Обозов Н.Н., 1980). Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов порождают еще одно важнейшее социально-психологическое явление, которое принято называть «психологическим климатом».

Различают несколько видов совместимости. Психофизиологическая совместимость основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, интеллектов, мотивов поведения. Социально-психологическая совместимость предусматривает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации участников. Наконец, социально-идеологическая совместимость основана на общности идеологических ценностей, на сходстве социальных установок (по интенсивности и направленности) относитель-

но возможных фактов действительности, связанных с реализацией этнических, классовых и конфессиональных интересов. Между этими видами совместимости нет четких границ, тогда как крайние уровни совместимости, например физиологический, социально-психологический и социально-идеологический климат, имеют очевидные различия (Обозов Н.Н., 1980).

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В то же время следует помнить: двигателем взаимодействия и совместной деятельности выступает прежде всего именно мотивация его участников. Существует несколько видов социальных мотивов взаимодействия (т.е. мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми):

1) максимизации общего выигрыша (кооперация);

2) максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

3) максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

4) максимизации выигрыша другого (альтруизм);

5) минимизации выигрыша другого (агрессия);

6) минимизации различий в выигрышах (равенство) (Битя-нова М.Р., 2001).

В рамки этой схемы могут быть в общем виде помещены и все возможные побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей: интерес к определенной деятельности и конкретным людям, средства общения, результаты сотрудничества, характер отношений между партнерами и т.д. Однако наиболее значимыми для понимания взаимодействия являются именно указанные выше.

Осуществляемый участниками совместной деятельности взаимный контроль друг за другом может привести к пересмотру индивидуальных мотивов деятельности, если имеют место значительные различия по их направленности и уровню, в результате чего индивидуальные мотивы людей начинают координироваться.

В ходе этого процесса происходит постоянное согласование мыслей, чувств, отношений партнеров по совместной жизнедеятельности. Оно облекается в различные формы влияния людей друг на друга. Одни из них побуждают партнера

к действиям (приказ, просьба, предложение), другие санкционируют действия партнеров (согласие или отказ), третьи вызывают на дискуссию (вопрос, рассуждение). Сама же дискуссия может происходить в форме освещения, беседы, диспута, конференции, семинара и целого ряда других видов межличностных контактов.

Однако выбор форм воздействия чаще продиктован функционально-ролевыми взаимосвязями партнеров в совместной работе. Например, контрольная функция руководителя побуждает его к более частому использованию приказов, просьб и санкционирующих ответов, в то время как педагогическая функция того же руководителя требует более частого использования дискуссионных форм взаимодействия. Таким образом реализуется процесс взаимовлияния партнеров по взаимодействию. Посредством него люди «обрабатывают» друг друга, стремясь к изменению и преобразованию психических состояний, установок и в конечном счете поведения и психологических качеств партнеров по совместной деятельности.

Взаимовлияние как изменение мнений и оценок может быть ситуативным, когда этого требуют обстоятельства. В результате повторяющихся изменений мнений и оценок происходит формирование устойчивых оценок и мнений, сближение которых приводит к поведенческому, эмоциональному и когнитивному единству участников взаимодействия. Это в свою очередь приводит к сближению интересов и ценностных ориентации, интеллектуальных и характерологических особенностей партнеров.

Регуляторами взаимовлияний людей друг на друга являются механизмы внушения, конформности и убеждения, когда под действием мнений, отношений одного партнера изменяются мнения, отношения другого партнера. Они формируются на базе более глубокого свойства живых, систем - подражания. В отличие от последнего внушение, конформность и убеждение регулируют межличностные нормы мыслей и чувств.

Внушение - это такое влияние на других людей, которое они воспринимают неосознанно. Конформность- в отличие от внушения представляет собой явление сознательного изменения мнений, оценок. Ситуативно и сознательно конформность позволяет поддерживать и согласовывать представления (нормы) по поводу происходящих событий в жизни и деятельно-

сти людей. Разумеется, события имеют различную степень значимости для тех, кто вынужден их оценивать. Убеждение же - это процесс длительного воздействия на другого человека, в ходе которого он сознательно усваивает нормы и правила поведения партнеров по взаимодействию.

Сближение или изменение взаимных точек зрения и мнений затрагивает все сферы и уровни взаимодействующих людей. В условиях решения конкретных текущих задач жизни и деятельности, и особенно общения, их конвергенция-дивергенция представляет собой своеобразный регулятор межличностного взаимодействия. Если сближение оценок и мнений формирует единый «язык», групповые нормы отношений, поведения и деятельности, то их расхождение выступает в качестве движущей силы развития межличностных отношений и групп.

Межличностные взаимовлияния зависят от степени определенности-неопределенности (очевидности-неочевидности) фактов, событий, явлений, по которым принимаются те или иные решения. Исследователями обнаружена следующая зависимость: при высокой определенности (очевидности) задачи вероятность изменения оценок и мнений меньшая, адекватность же их решения более высокая. При высокой неопределенности (неочевидности) задачи вероятность изменений оценок и мнений большая, адекватность же их решения менее высокая. Данную зависимость можно назвать законом «социально-психологической целесообразности», которая в целом указывает на то, что в условиях обсуждения мнений, оценок возрастает их адекватность реальному положению дел.

Высший уровень взаимодействия. Заключительным этапом (высшим уровнем) взаимодействия всегда выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют Достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод - взаимопротиводействие, с появлением которого возникают недопонимание, а потом и непонимание человека человеком. В то же самое время взаимное непонимание - одна из существенных предпосылок распада

взаимодействия людей или причина самых разнообразных межличностных затруднений, конфликтов и т.д.

Существенной характеристикой взаимопонимания всегда выступает его адекватность. Она зависит от целого ряда факторов: от типа отношений между партнерами (отношений знакомства и приятельства, дружеских, любовных и супружеских отношений), товарищеских (деловых по сути отношений), от знака или валентности отношений (симпатий, антипатий, индифферентных отношений); от степени возможной объективации, проявляемости свойств личности в поведении и деятельности людей (общительность, например, легче всего наблюдается в процессе взаимодействия общения). Важное значение в адекватности, как точности, глубине и широте восприятия и интерпретации, имеют мнение, оценка других более или менее значимых людей, групп, авторитетных лиц.

Для правильного анализа взаимопонимания можно соотнести два фактора - социометрический статус и степень подобия по нему. При этом выясняется следующее: устойчиво взаимодействуют (дружат) друг с другом лица, имеющие разные социально-психологические статусы в коллективе; отвергают друг друга, т.е. испытывают межличностное неприятие, те лица, которые сходны по статусу и он у них недостаточно высок (значимые различия).

Исследования показывают, что в парах взаимоотвергающих друг друга людей чаще всего встречаются сочетания «холерик-холерик», «сангвиник-сангвиник» и «флегматик-сангвиник». Не было ни одного случая взаимных отрицаний в паре типа «флегматик-флегматик». В дружеских парах нет ни одного случая сочетаний «холерик-холерик», «сангвиник-сангвиник», а в парах взаимоотвергающих друг друга людей таких сочетаний большинство.

Более широкий диапазон сочетаний с другими типами темперамента имеют меланхолики, которые устойчиво сохраняют межличностную привлекательность к себе подобным, с флегматиками и сангвиниками. Сочетание же меланхолика с холериком встречается только один раз: холерики в силу своей раздражительности, «безудержности» плохо уживаются (несовместимы) с меланхоликами и другими холериками, а меланхолики лучше совместимы с флегматиками и сангвиниками (Обозов Н.Н., 1989).

Таким образом, взаимодействие - сложный многоэтапный и многогранный процесс, в ходе которого осуществляются общение, восприятие, взаимоотношения, взаимовлияние и взаимопонимание людей.

Лекция 6. Разновидности взаимодействия

Взаимодействие, как уже подчеркивалось, многообразно. Показателем этого является и его типология.

Обычно выделяют несколько способов взаимодействия. Наиболее распространено дихотомическое деление: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция). В этом случае как само содержание взаимодействия (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого взаимодействия (успешное или менее успешное сотрудничество) определяют характер межличностных отношений между людьми.

В процессе взаимодействия проявляются следующие ведущие стратегии поведения во взаимодействии.

1. Сотрудничество, направленное на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется мотив либо кооперации либо конкуренции).

2. Противодействие, предполагающее ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм).

3. Компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства.

4. Уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных интересов ради достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание, которое представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

В основу деления на типы могут быть положены намерения и действия людей, которые отражают понимание ими ситуации общения. Тогда выделяют три типа взаимодействия: дополнительное, пересекающееся и скрытое. Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга. Пересекающееся - взаимодействие, в процессе которого партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиций и действий другого участника взаимодействия, а с другой -

ярко проявляют собственные намерения и действия. Скрытое взаимодействие включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Оно предполагает либо глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жестам, поскольку именно они передают скрытое содержание.

Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими.

Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партнеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности. Известно, что такой стиль взаимодействия не существует между людьми изначально, а устанавливается. При этом достаточно часто участники взаимодействия из-за личностных особенностей не могут приспособиться друг к другу, прийти к согласию, преодолеть барьеры, установить доверительные отношения. В других случаях, исчерпав доступные им ресурсы адаптации, добившись некоторого равновесия и доверия на первых этапах развития взаимодействия, люди не могут сохранять эффективных взаимоотношений. В обоих случаях говорят о непродуктивном стиле взаимодействия - неплодотворном способе контакта партнеров, блокирующем реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.

Под непродуктивностью стиля взаимодействия обычно понимается конкретное воплощение в ситуации взаимодействия неблагоприятного состояния существующей системы отношений, которое воспринимается и осознается таковым по крайней мере одним из участников взаимодействия. Реальным проявлением непродуктивности стиля взаимодействия становится ситуация, воспринимаемая человеком как «конфликтная», «тупиковая», а также переживаемые при этом тревога, напряженность, негативные взаимоотношения и эмоции. При этом люди реагируют на проблемную ситуацию во взаимодействии

по-разному: одни решают ее самостоятельно, другие нуждаются в опоре и психологической помощи.

Обычно выделяют пять основных критериев, позволяющих правильно понять стиль взаимодействия.

1. Характер активности в позиции партнеров (в продуктивном стиле - «рядом с партнером», т.е. активная позиция обоих партнеров как соучастников деятельности, в непродуктивном - «над партнером», т.е. активная позиция ведущего партнера и дополняющая ее пассивная позиция подчинения ведомого).

2. Характер выдвигаемых целей (в продуктивном стиле - партнеры совместно разрабатывают как близкие, так и дальние цели; в непродуктивном - доминирующий партнер выдвигает только близкие цели, не обсуждая их с партнером).

3. Характер ответственности (в продуктивном стиле за результаты деятельности ответственны все участники взаимодействия; в непродуктивном - вся ответственность отнесена к доминирующему партнеру).

4. Характер отношений, возникающих между партнерами (в продуктивном стиле - доброжелательность и доверие; в непродуктивном - агрессия, обида, раздражение).

5. Характер функционирования механизма идентификации и обособления в продуктивном стиле; крайние формы идентификации и отчуждения в непродуктивном.

Вопросы для повторения

1. В чем заключается взаимодействие и каковы формы его проявления?

2. Какова динамика взаимодействия?

3. Что такое обратная связь во взаимодействии?

4. Какие ведущие стратегии поведения во взаимодействии вы знаете?

Задания для самостоятельной работы

1. Попытайтесь описать свои чувства и переживания на всех этапах вашего знакомства и взаимодействия с каким-то новым человеком.

2. Попытайтесь зафиксировать, чем отличаются ваши собственные варианты взаимодействия от подобных у других людей.

Структурно-логические схемы

Схема 1 . Динамика развития взаимодействия

Схема 2. Общая характеристика взаимодействия людей

Схема 3. Типы взаимодействия людей

ТвМЭ О I iii 1 >1 » 1 1 »| 1 »||> 1 11|| || 1 | || iiiiii i iii iii i ii i i i I ii ii m i щи I > i i r шиш и ii i нищ I im

Психология

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ

^ >!>и _... .in 111111 iim» 11 »■■-«ill-- iMiPinwi» ■ wiwmwmh i-iw i ini i w и i-»immi n» i-hhiw-i

Люди взаимодействуют друг с другом, и результатом их совокупной совместной деятельности становится общество. Общество является продуктом взаимодействия людей и существует там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

Общество(в узком смысле) –это определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

Общество –это конкретный этап в историческом развитии народа или страны.

Общество (в широком смысле) – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, а также включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество является сложным многоуровневым явлением жизни людей , которое характеризуется структурной и функциональной слаженностью, устойчивостью, динамизмом.

Общество является средой обитания человека , где он формируется как личность. Общество является способом взаимоотношения людей на межличностном, межгрупповом уровнях, а также людей, находящихся в различных формах и видах социальных объединений.

Общество является условием создания материальных, духовных ценностей и социальных норм, качественно характеризующих само общество.

Общество выступает способом взаимодействия человека и природы, где человек. Обособившийся от природы, выступает созидающей изменяющейся частью, а природа по отношению к человеку является естественным условием его существования.

Понятие природы используется в двух основных значениях :

1. Природа – это система всех материальных образований, включая и общество.

2. Природа – это часть материального мира, выступающая необходимым условием возникновения, возникновения, существования и развития общества.

В природе различают :

1. Физико-географическая среда – «первая природа», существующая вне и независимо от человека.

2. Экономико-географическая среда – «вторая природа», непосредственно вовлеченная в сферу человеческой деятельности.

Природа оказывает влияние на общество, выступая основой и необходимой средой его существования. Природа может ускорять или замедлять процесс развития общества, создавая благоприятные или неблагоприятные условия.

Природа может уничтожать плоды цивилизации посредством стихийных бедствий. Природа регулирует расселение человечества, размещение производительных сил, общественное разделение труда, специфику сельского хозяйства. Природа обуславливает цикличность производственных процессов.

Отношения общества и природы представляют собой единство двух тенденций:

1. Возрастающее господство человека над природой и все большее вовлечение природных ресурсов в сферу производственной деятельности.


2. Нарастающее противоречие в отношениях между природой и обществом. И разрушение естественной основы человеческого существования.

В конце 19-начале 20 вв. некоторые мыслители, рассматривая взаимоотношения природы и общества, выдвинули идею о формировании ноосферы.

Ноосфера (сфера разума) – высшая ступень развития биосферы, включающая в себя человеческое общество и все созданное им, где все процессы регулируются с помощью разума, обязательно учитывая интересы и человека, общества и природы.

Общество появляется, развивается в результате материально-духовной деятельности людей. Возникнув в результате труда, общество и сейчас организуется и развивается благодаря труду. Труд удовлетворяет материальные и духовные потребности люде, а также формирует общество как систему социальных связей и отношений между людьми.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система . Такая система, все время изменяясь, сохраняет свою сущность.

Общество, как сложноорганизованная система , состоит из подсистем как элементов. Такие подсистемы называются сферами общественной жизни. Выделяют 4 основные сферы жизни общества:

1. Экономическая сфера , которая включает в себя материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства, материальных благ, их обмена и распределения.

2. Политическая сфера , включающая в себя политику, государство, право в их соотношении и функционировании.

3. Социальная сфера , состоящая из социальных групп, соц. слоев, классов, взятых в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом.

4. Духовная сфера , охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни образуют духовную культуру.

Каждая сфера жизни общества взаимосвязана с другими и обуславливают друг друга. Границы между сферами жизни достаточно условны.

В процессе своей жизнедеятельности люди вступают между собой в разнообразные отношения.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи и отношения между социальными группами или внутри них.

Для существования своих целей общество формирует соответствующие социальные институты.

Социальные институты – общественные образования, служащие для упорядочивания и регуляции отношения между людьми: учреждения, нормы, культурные образцы, способы поведения.

Взаимодействия с организационной точки зрения. Одна из мотивирующих причин взаимодействия в организации - это стремление к достижению целей организации.

Мы уже ввели термин "требования задания", предъявляемые к поведению людей для успешного выполнения ими того или иного задания. К этим требованиям можно добавить и взаимодействие. При этом, чем сложнее задание, тем выше требования к взаимодействию. Эти требования могут быть исследования с точки зрения направления потока информации.

Взаимодействие сверху - вниз (downward communication). Взаимодействием сверху - вниз называется взаимодействие6 критерии которого вырабатываются в верхних управленческих уровнях организации и потом "спускаются" на более низкие уровни. Главная мотивирующая причина такого взаимодействия состоит в управлении и направлении поведения на более низких уровнях. Катз (Katz) и Кан (Kahn, 1978) определили такие пять типов взаимодействия сверху - вниз:

1. Рабочая инструкция. Директива о том, что и как должно быть сделано.

2. Рабочее объяснение (job rationale). Информация, направленная на понимание задания и его увязку с остальными заданиями.

3. Процедуры и практика. Информация о регулировании, поли- тике и вознаграждениях.

4. Обратная связь в производстве. Информация о том, насколько хорошо индивидуум, группа или организация справляются со своими обязанностями.

5. Установление (indoctrination) целей. Информация идеологического характера для внушения ощущения миссии.

Многие сообщения сверху - вниз проходят через несколько иерархических слоев. При прохождении через каждый слой происходят две вещи: содержание сообщения становится более специфическим и оно может быть искажено.

Взаимодействие снизу - вверх. Взаимодействием снизу - вверх называется взаимодействие, возникающее на нижних уровнях организации и "идущее" на более высокие уровни. Это взаимодействие является лучшим механизмом обратной связи, позволяющим верхним слоям оценивать эффективность их сообщений сверху - вниз и функционирование в целом организации "под ними". Хотя взаимодействие снизу - вверх выглядит как спутник взаимодействия сверху - вниз, на практике с ним возникают определенные сложности. Например, люди не любят сообщать что-либо "наверх", не зная, как это сообщение будет воспринято.

Боковое взаимодействие. Боковое взаимодействие, известное также как горизонтальное взаимодействие, возникает между индивидуумами на одном и том же организационном уровне. С организационной точки зрения причины такого взаимодействия относятся к выполнению задания. Оно предоставляет возможности для координации действий, которая особенно необходима людям, тесно сотрудничающим друг с другом.

Внешнее (external) взаимодействие. Внешним взаимодействием называется взаимодействие, которое либо возникает внутри организации и распространяется за ее пределы (наружное (outward) взаимодействие) , либо, наоборот, приходит в организацию извне (внутреннее (inward) взаимодействие). Внешнее взаимодействие является совершенно необходимым для нормального функционирования организации, поскольку организация должна поставлять в окружающий мир информацию о себе (напр., о своих продуктах или услугах) и должна получать из внешнего мира информацию о возможностях рынка, потребительском спросе, доступных материалах и покупательском удовлетворении. Одним из наиболее важных видов внешнего взаимодействия является взаимодействие с членами ролевых наборов, не входящими в организацию, и изменение, в соответствии с их мнением поведения исполнителей ролей. Верно и обратное, т.е. воздействие членов организационных наборов, находящихся в организации на исполнителей ролей вне ее. Таким образом, внешнее взаимодействие может воздействовать не только на взаимоотношения организации с окружающей средой, но и на внутреннее функционирование организации.

Коммуникации с точки зрения группы. Как мы уже видели, с организационной точки зрения, основным стимулом для взаимодействия является стремление к выполнению задания. С групповой точки зрения, наоборот, основной стимул - это достижение групповых целей. Эти цели могут частично совпадать, а могут и не совпадать с формальными целями организации. Группа достигает своих целей, оказывая влияние на своих членов с целью заставить их вести себя определенным образом. Когда член группы демонстрирует отклоняющееся поведение, взаимодействие между ним и остальными членами группы возрастает чрезвычайно.

Группа пытается заставить его изменить свое поведение. Если индивидуум подчинится, может последовать словесное поощрение. Если же он будет упорствовать, реакция группы будет карательной. Если и после этого индивидуум не смирится, то он будет изгнан из группы, так что все виды взаимодействия, кроме имеющих непосредственное отношение к работе, будут прекращены.

Коммуникации с индивидуальной точки зрения. То, что группа может использовать возможность взаимодействия как поощрение для индивидуума, и, наоборот, наказывать его лишением этой возможности, говорит о том, что взаимодействие представляет определенную ценность для индивидуума. Таким образом, кроме организационных и групповых, возникают еще и специфически личностные мотивы для взаимодействия. Существует несколько таких мотивов.

Оказание влияния. Одним из мотивов для взаимодействия индивидуума как с группой, так и с организацией в целом, является возможность оказывать влияние на других с для достижения цели.

В процессе взаимодействия, индивидуум может попытаться изменить чьи-либо убеждения, точки зрения, поведение, таким образом, чтобы они помогли ему достичь некоторых личных целей.

Следует заметить, что каждый конкретный элемент взаимодействия может служить достижению не только индивидуальных, но и групповых, и организационных целей. Это может иметь место, например, когда цели индивидуума, группы и организации совпадают друг с другом. Но может случиться и так, что хотя цели индивидуума и группы или организации не совпадают, но поступок, совершенный индивидуумом с целью упрочения своего влияния может послужить достижению, например, организационных целей.

Впрочем, может случиться и так, что достижение индивидуумом своих целей будет вступать в противоречие с целями, к достижению которых стремится организация.

Уменьшение неопределенности. Вторым мотивом, побуждающим людей к началу взаимодействия с другими, является уменьшение неопределенности. Например человек, поступивший на новую работу, может стремиться выяснить, каковы общепринятые нормы поведения, какова его роль и кто является более "высокопоставленным" членом рабочей группы. В дальнейшем могут возникать и другие вопросы, как имеющие, так и не имеющие прямого отношения к выполняемой работе. Например, это может быть вопрос, получает ли человек больше или меньше остальных и почему, что означает то или иное необычное задание босса.

Все эти вопросы вызывают у человека ощущения волнения и дискомфорта и могут затруднить для членов организации выполнение их работы и контроль за своими поступками. Следовательно, люди должны взаимодействовать друг с другом для уменьшения этой неопределенности. Исследования, проведенные Уайтом (White) и Митчеллом (Mitchell, 1977) , показали, что отношение индивидуума к выполняемой им работе сильно зависело от наличия или отсутствия взаимодействия между ним и его коллегами. Восприятие работы и удовлетворение от ее выполнения сильно зависит от того, какие оценки давали ей коллеги.

Производственная обратная связь. Люди также взаимодействуют друг с другом, чтобы получить отзыв о проделываемой работе.

Хотя это есть один из видов уменьшения неопределенности, но его важность такова, что он заслуживает отдельного исследования.

Обратная связь важна, поскольку она затрагивает вопрос достижения целей. Она позволяет людям узнать так ли они поступают, как надо для достижения своих целей. Люди могут получать обратную связь просто задавая вопросы друг другу или анализируя случайно полученную ими косвенную информацию.