«Я знаю, что я нашел Истинную Церковь. Истинная церковь иисуса

Отец Петр, недавно вышел ваш перевод книги Иоганна Арндта «Об истинном христианстве». О чем эта книга и почему ее появление в русском переводе так важно для современных людей?

Эта книга полностью соответствует своему названию: ее главная тема - внутренняя жизнь во Христе. Ее появление - в 1605 году - было обусловлено контекстом: так называемым «кризисом благочестия» в Лютеранской Церкви, когда для христиан достаточным считалось только содержать правое учение, а сама духовная жизнь отошла на второй план. Арндт как бы восстановил ее в правах. Время шло, контекст уходил в прошлое, а книга оставалась необыкновенно популярной и востребованной и последующими поколениями.

Да, он советовал читать Библию, после нее Арндта, «а в прочие книги как в гости прогуливаться». Конечно, для современного читателя книга может быть тяжеловата. Она не «системна», это, скорее, огромная поэма о духовной жизни. Арндт все время возвращается к одним и тем же темам: покаяние, молитва, любовь, смирение перед Богом, внутренняя жизнь во Христе.

Дает ли книга какой-нибудь практический навык человеку, который делает первые шаги на пути к Богу? Или речь идет о высшем идеале, к которому каждый христианин должен стремиться?

Скорее, второй вариант. Практические советы дает автор следующего, XVIII века, переводами которого я занимаюсь в настоящий момент, - Герхард Терстеген. У Арндта более общие рассуждения. Хотя в конце второй книги он касается, к примеру, темы высоких духовных искушений. Он рассматривает ее с практической точки зрения и дает много ценных советов.

Хотя и для начала христианской жизни Арндт может быть весьма полезен, потому что много говорит о покаянии - как через покаяние входят в истинное христианство и постепенно доходят до вершин духовной жизни.

Как священнослужитель Русской Православной Церкви, что вы можете сказать о состоянии христианской жизни сегодняшних православных?

На мой взгляд, современное состояние духовной жизни в нынешнем православии оставляет желать много лучшего.

- С чем это связано в первую очередь?

В первую очередь с тем, что то, что было сердцевиной размышлений того же Арндта - внутренняя жизнь во Христе – как мне кажется, не является сегодня центром внимания нашей общецерковной общины.

- Почему? Сегодня человек не понимает, ради чего он пришел в Церковь? В поисках Христа или чего-то иного?

Приходить в Церковь можно по разным соображениям. Давайте будем рассматривать только тот вариант, когда человек приходит в Церковь действительно в поисках Христа. В этом случае ему придется трудно. Придется пробиваться ко Христу через многие исторические, традиционные, псевдо-традиционные, культурные, субкультурные, идеологические и прочие вещи. Не у всех это получается. Это требует и мужества, и знания, в какую сторону идти.

А главным образом этому препятствует отсутствие соответствующей проповеди и пастырского назидания, потому что человек, приходя в храм, с амвона слышит много чего, но как именно жить со Христом, услышать можно довольно редко. Так же и в личном духовническом окормлении: человеку расскажут о том, как нужно поститься, как читать утренние и вечерние молитвы, что вычитывать пред Святым Причащением и так далее, но опытом внутренней жизни во Христе, боюсь, поделится с ним мало кто. А ведь он ради этого пришел в Церковь…

- Как быть с такими многочисленными преградами? К кому обращаться за советом?

Я об этом много лет говорил и писал. У нас нет церковной педагогики, методологии пастырского обращения с людьми, уже много лет пребывающими в Церкви. У нас есть, скажем так, педагогика внешнего воцерковления, когда человека учат тому, как правильно вести себя в церкви, как верно выстроить свою обрядовую жизнь. Разумеется, ему преподаются важные советы относительно покаяния, исправления жизни, но это касается новоначального этапа.

Многие священники, не только я, видят, что люди, будучи уже 10-15 лет в Церкви, хотят развиваться - ведь по Евангелию нам и положено развиваться, - но не получают такого развития, потому что никто не может сказать, а что, собственно, таким людям делать. Еще больше читать канонов? Еще строже соблюдать посты? Еще более внимательно вслушиваться в богослужебные тексты? Класть больше поклонов? Жить в браке без плотского общения? Постричься в монахи? В итоге получается, что воцерковление оборачивается встраиванием человека не более чем в определенную субкультуру, которая до определенного момента помогает ему внешним образом что-то познавать в христианстве, но потом во многих случаях может стать и препятствием для дальнейшего христианского развития.

- Какие же причины такого положения вещей?

Давайте попробуем рассуждать, как говорится, «от печки». Христос говорит апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). А, собственно, что повелел соблюдать Христос? Повелел ли он, например, поститься (я имею в виду дисциплинарные посты)? Нет. Повелел ли Он ходить на службы? Тоже нет. Повелел ли Он встраивать себя в определенную религиозно-этническую субкультуру? Тоже не повелел. Повелел ли Христос ставить свечи и писать записки? Ни слова об этом мы не находим в Евангелии.

Говорили ли апостолы, что общение с Богом, жизнь во Христе достигается только посредством замыкания человека в сакральное церковно-ритуальное пространство, причем исключительно византийского обряда? Ответ очевиден. И так далее.

А что же тогда повелел Христос? Он заповедал нам, если можно так выразиться, «повседневное христианство».

Обратимся к Нагорной проповеди или к апостольским посланиям, которые как раз дают нам правила христианской жизни - к примеру, к 12-й главе Послания к Римлянам, и мы сразу увидим, что́ нам велит Господь, и Сам, и через Своих апостолов. Среди этих повелений то, что мы сейчас называем «церковностью», занимает 0,1%. Христос повелел креститься. Христос повелел совершать Евхаристию в Его воспоминание. Апостолы заповедали совместно молиться. Вокруг Крещения, Евхаристии и совместной молитвы выстроилась определенная внешнецерковная среда, но в Первенствующей Церкви она была подпоркой и средством для жизни во Христе, прежде всего, личностей, а затем уже общины, складывающейся из таких личностей.

А дальше, со временем, произошла следующая вещь. В сознании христиан между жизнью во Христе, жизнью с Богом, или, как говорит святитель Феофан Затворник, «богообщением» и внешнецерковным богослужением был поставлен знак равенства. Это, конечно, отдельный разговор, почему так произошло, что общерелигиозная ритуальность подменила собой специфическую христианскую духовность; но, во всяком случае, сегодня это привело к тому, что вот, человек узнал о Христе, узнал, что Он основал Церковь, которая есть столп и утверждение Истины. Человек входит в Церковь и спрашивает, что ему делать. А ему говорят: «Встройся в нашу обрядовую систему и дальше просто в ней живи, постоянно повышая уровень проникновения в эту обрядность, и она сама тебе всё даст».

Но с Евангелием это не совсем соотносится. Ведь от христианина требуется личная, сознательная, повседневная христианская жизнь, не ограничивающаяся пребыванием в каком-то выделенном сакральном пространстве в определенное сакральное время. Ей, несомненно, помогает все, что содержит Церковь, но сама по себе эта внутренняя жизнь во Христе больше обряда, важнее подпорок, значительнее и полнее всех внешних средств, и в определенном смысле может существовать и без них.

А теперь давайте опросим наших прихожан после воскресного богослужения, как они понимают эту личную, сознательную, повседневную христианскую жизнь. Было бы крайне любопытно провести такой опрос. Боюсь, большинство просто не поняло бы, о чем их спрашивают.

Вот здесь я и говорю о главной проблеме нашей церковной жизни: налицо то самое отсутствие церковной педагогики, которая способствовала бы внутренней жизни повзрослевшего, уже не новоначального христианина. И речь идет именно о методологии, потому что частный человек может найти частного пастыря, с которым, если ему повезет, он может решить свои вопросы. Но общей пастырской методологии у нас нет. И нам, к сожалению, не на что даже опереться.

В этой связи я и занялся переводом ранних протестантов. Одним из побуждений к Реформации было то, что церковная действительность перестала питать внутреннюю христианскую жизнь людей. Поэтому раннепротестантская мистика - это очень полезная вещь, в которой мы можем многое почерпнуть. В частности, ответить на вопрос: как быть человеку, который уже от внешней церковности всё получил, а внутреннюю жизнь во Христе еще не обрел.

Вы говорите об отсутствии пастырской педагогики, отсутствии методологии. Это и препятствует дальнейшему развитию христиан и является основанием для их ухода из Церкви?

Как и приход в Церковь, так и уход из нее может быть вызван многими причинами и иметь разные степени. Но мы говорим именно об искренне ищущих Христа людях. Такие на самом деле не уходят из Церкви Христовой - куда им идти? Они, скорее, отходят от внешней церковности именно в силу того, что убеждаются, что она свой резерв для них исчерпала.

- Кто должен формировать эту методологию?

Такие вещи должны вырабатываться сами. Это как с частым причастием. Сотни лет православные христиане причащались редко. Но вот люди осознали необходимость более частого причащения - и «явочным порядком», хотя и не без сопротивления, в сегодняшней церковности нормой уже является причащение частое.

Так и с нашей темой: очевидно, что процесс уже идет, проблема начинает осознаваться.

- Как вы это ощущаете?

Вот самый свежий пример - появление нашумевшей «Исповеди послушницы». Люди начинают постепенно понимать проблему расцерковления. Раньше, лет восемь назад, за этот термин, когда я писал об этом, меня ругали.

- И какой тут может быть выход?

Здесь трудно давать какие-то прямые рецепты. Но я бы обратил внимание на апостольский принцип, который сейчас, похоже, совершенно отменен в нашей церковной жизни. Имею в виду вариативность, о которой так ярко говорил апостол Павел в 14-й главе Послания к Римлянам. Вот мы ищем ответа на вопрос, что отталкивает людей от Церкви, что приводит к расцерковлению. Я думаю, что, в том числе, и забвение этого принципа. Веками происходило превращение Вселенской Церкви Христовой в некую субкультуру, то есть сужение, лишение человека вариативности, свободы. Так называемая «традиция» - в данном случае плохая традиция, «предание старцев» (Мк. 7:5) - цементировалась, а теперь мы опираемся на нее как на «веру отцов». Но если мы откроем Новый Завет, то принцип вариативности окажется чуть ли не основным в Церкви.

Что я имею в виду? Вот апостол Павел пишет в этой главе о посте: нужно тебе поститься - постись, не видишь в этом необходимости - не постись. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3). А церковная власть должна следить за тем, чтобы и постящиеся, и непостящиеся христиане пребывали в мире и согласии между собой - чтобы исполнялась та древняя замечательная и глубоко церковная максима, принцип, о котором говорит блаженный Августин: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь».

Идеология, которая свойственна нынешним православным, - чтобы все непременно «ходили строем», как один постились, молились, а малейшее отклонение от этого является ересью и «изменой Православию». Такому никак не должно быть места в Церкви Христовой.

Церковная история свидетельствует, что в первые века в Церкви была вариативность. Необходимо к ней вернуться и сегодня. Это очень важно, так как люди разные. Одному, действительно, приносят большое удовольствие многочасовые службы, а другой от них «расцерковляется». Но от того, что человеку просто по его устроению не подходит наш единственный вариант зацементированного византийского богослужения - этого многословия поздней античности, он не должен чувствовать себя так, что Церковь для него «кончилась», что он ей чужд. Это и о Церкви свидетельствует плохо - значит, ей больше нечего предложить людям, кроме как обязательного для всех одного варианта проговаривания и пропевания молитвенных текстов, сопровождаемого теми или иными ритуальными действиями (я не имею в виду Таинство Евхаристии). Но ведь и действительно христианство к этому не сводится!

И как раз именно с этого можно практически начать, я думаю. Если говорить о богослужении: в большом городе ведь это можно попробовать устроить. Один приход служит на славянском шестичасовую службу, другой - на русском часовую службу, третий на греческом, четвертый по дониконовскому чину и т.д. Люди ходят, куда им нравится, а церковная власть следит за тем, чтобы никто друг друга «не угрызал и не съедал» (Гал. 5:15).

То же и в личной пастырской практике (и так уже происходит, если священник - настоящий пастырь Христов, а не фарисей): не может уже человек поститься - ну пусть не постится, только других этим не соблазняет, в полном соответствии со словами Апостола.

Надо сказать, что Русская Церковь к этому шла. В Российской империи жизнь Церкви была унифицирована, но при этом достаточно свободна. На одних приходах служили так, на других - по-другому. Например, в придворных соборах всенощная должна была длиться не больше часа. Монастыри были разные, не было одного устава. Были уставы общежительные и штатские в монастырях. В некоторых структурах православного государства (в армии, на флоте) посты, кроме Великого (и того послабленного), были отменены… И так далее. Поместный Собор 1917-1918 годов готов был осмыслить все это и многое изменить в церковной практике. Но, увы, это не осуществилось.

В советское время Церковь имела одну задачу - выжить. А после советского периода наступила обратная реакция - активное восстановление внешней церковной жизни. Но теперь этот импульс исчерпался, и сегодня на первый план начали выходить те проблемы, от которых отталкивался еще Собор 1917-1918 гг. и которые при советской власти были задавлены, а в первое постсоветское время пространства для проявления не имели.

Сегодня, когда храмы восстановлены, внешняя церковная жизнь обустроена, люди начинают обращаться к истокам того, что такое Церковь, для чего она нужна и т.д. Процесс абсолютно естественный и, на мой взгляд, вполне оптимистический.

Какова ситуация в современных семьях? Нередко дети, воспитывающиеся православными родителями, первые отходят от Церкви.

В Российской империи был традиционный уклад жизни. В советское время он сменился укладом атеистическим, безбожным. Церковные семьи этому сопротивлялись. А сейчас время поисков, «нащупывания», перехода от имперско-советского к свободному секулярному существованию. Это объективный процесс, как бы ни была сильна «обратная реакция».

За 25 лет нашей церковной свободы был осуществлен опыт внутрисемейного воцерковления по лекалам прошлого. И стало очевидно, что многое восстановлению не подлежит, что обрядово-субкультурный путь ни к чему не приводит. Дети, становясь взрослыми, отторгают это от себя, расцерковляются, отходят от Церкви.

Я не вижу в этом трагедии. Это, наоборот, нужно осознать, как задание Божие для нас. Значит, в будущем церковные люди, благочестивые мамы и папы, будут думать, как им быть в такой ситуации. Ответы на эти вопросы должны искаться соборным разумом. Современнику этих процессов трудно их «уловить»; точно напишут об этом историки в будущем.

Фото: Коновалова Ирина / svjatoynarym.ru

- Не пришло время для обобщения современного опыта?

Пока нет, мы живем, можно сказать, в самой середине этого времени. Мы можем только фиксировать текущие процессы. Многие недовольны современной церковной жизнью по тем или иным причинам, а на мой взгляд, наше время - прекрасное, потому что сегодня, если человек на самом деле хочет жизни со Христом и во Христе, он имеет возможность найти такую меру внешней церковности, которая была бы ему полезна и не подменяла бы внутреннюю жизнь, из-за чего, собственно, и происходит расцерковление.

А как быть с теми, кто находится в состоянии расцерковления? Есть ли шанс вернуть все назад? Ведь человек, разочаровавшись в этой внешней церковности, может решить для себя, что будет жить во Христе, но за церковной оградой. Верен ли этот путь?

Ну, во-первых, назад ничего вернуть нельзя. Во-вторых, жить во Христе совсем уж за церковной оградой невозможно.

Тут вообще перед нами стоит проблема того, что Христос как бы «растворен» в нашей церковности. И человек, отказываясь от церковной жизни в силу тех или иных обстоятельств, чаще всего уходит и от Христа, потому что с самого начала вся наша проповедь слишком отождествляет Церковь и Христа; а на самом деле это не одно и то же.

- Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.

Я имею в виду, что Церковь не есть самостоятельная духовная ценность. Говорю сейчас не о мистическом Теле Христовом, а об институциональной, земной церкви, чья задача, говоря словами средневековой формулы - «чисто проповедовать Евангелие и право (то есть правильно) преподавать Таинства». То есть дать человеку богообщение, его охранять, поддерживать, развивать - но не более того.

Церковь не самоценна, а является «другом Жениха», как говорил Иоанн Предтеча, и Жениху - Христу, надлежит расти, а церкви умаляться (Ин. 3:29-30). И поэтому, если говорить о какой-то общей методологии пастырской педагогики, первым пунктом здесь должно стоять, что Христос и душа общаются без посредников, и что Церковь - это, повторим еще раз, не некая самоценность, а «друг Жениха», подпорка и ограждение для жизни во Христе.

Начало всякой церковной педагогики должно иметь в своем основании эту мысль: Церковь есть средство.

При этом нужно хорошо понимать христианскую иерархию ценностей. Вернемся к тому, о чем мы уже сказали: если возьмем тексты Нового Завета и посмотрим, что там говорится о Таинствах, о Крещении и Причащении, то это всего несколько текстов. Все остальное посвящено другому: жизни во Христе.

Так же должна быть настроена и Церковь. Ее задача - учить тому, что заповедал Христос, и именно в такой пропорции. Само́й церковности, как мы ее понимаем, внешнеобрядовой, должно быть меньше - во всяком случае, после этапа начального воцерковления. А внутренней жизни должно быть больше. Как это сделать? Не могу вам сказать, нужно соборно это обсуждать.

В равных ли условиях находятся те люди, которые приходят на приход со сложившейся общиной, и те, кто приходит туда, где как таковой общинной жизни нет?

Как мне представляется, это проблема второго порядка. Конечно, хорошо, если человек нашел приход с доброй общиной, но все же, на мой взгляд, начинается все с личных отношений человека с Богом. И очень часто община может подменить эти отношения. Община может строиться только на основании личностей, которые уже понимают и опытно знают, что такое богообщение, то есть правильные личные отношения со Христом. Только во вторую очередь из таких личностей складывается община, а не наоборот. Община как таковая не дает человеку богообщения.

У нас после советского опыта под общиной может пониматься неизвестно что. К примеру, коллектив атомизированных людей, объединенный той или иной идеологией. Такая традиция советского коллективизма, перенесенная на церковную почву (как и многое из советского у нас перенесено на церковную почву), может только навредить.

- Отец Петр, когда наступает это самое общение с Богом? С чего оно обычно начинается?

Это вещь сугубо индивидуальная. Опыт говорит, что оно непременно дается всем, кто сознательно обращается к Богу. Начаток богообщения получает каждый человек в Крещении или Покаянии - это бесспорно. Другое дело - что с этим начатком делается потом? Он может быть заглушен, растрачен на встраивание в субкультуру, подменен этой самой субкультурой и т.д.

Вспомним притчу о сеятеле, там все варианты рассматриваются. И вот как раз задача (и главная задача) Церкви и ее пастырей - обратить на это внимание и культивировать и развивать начавшееся богообщение.

Вернемся к переводу книги Арндта «Об истинном христианстве», которая свидетельствует о высшем идеале для каждого христианина, о богообщении и жизни во Христе. Церковь готова предоставить сегодня определенный инструментарий для достижения этой цели?

Думаю, сейчас мы не найдем здесь церковного единства. Потому что если поставим этот вопрос перед общецерковной аудиторией: «Наша цель - жизнь во Христе?», большинство с этим согласится (я надеюсь). А следующий вопрос - каковы пути? А пути будут разные.

- Они и должны быть разными…

Я к этому и подвожу. Поэтому и говорю, что, может быть, одна из самых главных вещей, о которой в связи с этим стоит задуматься, - это возвращение, требуемое самим ходом вещей, той многоукладности, о которой говорил апостол Павел. Чтобы людям была предоставлена бо́льшая свобода.

Вот у нас сейчас один монастырский устав, до революции было несколько. А если взять опыт католических стран, там не только множество орденов со своими уставами, но есть, к примеру, и общины мирян, которые живут по-монашески. То есть наличествует многообразие церковного опыта.

И если сейчас думать о каких-то конкретных шагах, стоит начать, как мне кажется, именно с этого, а дальше смотреть, как Господь поведет Свою Церковь. Мы верим, что Дух Святой не оставляет ее, но при этом порой сами очень сильно сопротивляемся Ему…

И конечно, если действительно захотим что-то менять в жизни нашей общецерковной общины, нам непременно потребуется определить, что́ есть главное, а что второстепенное - так, чтобы ясно проартикулировать, что не может быть главным, скажем, почитание Ивана Грозного или что-то вроде этого.

Поэтому, возвращаясь к тому, что будет написано в наших пастырских методичках: первый пункт мы уже определили - Церковь есть друг Жениха. Вторым пунктом уже пойдет определение того, что главное, а что второстепенное.

Вообще это очень ведь важно и интересно, этим как раз и должен заниматься соборный разум Церкви. А в том, что церковная мысль, церковная интуиция жива, я не раз мог убедиться, чему очень рад.

- Значит, есть перспектива?

Жизнь не остановишь, и Церковь Христова будет пребывать на земле до скончания века, и врата адовы не одолеют ее (Мф. 16:18). А формы церковной жизни под влиянием условий времени неизбежно будут меняться - сначала внутренне, а затем и административно. В этом смысле я оптимист и уверен, что впереди у нас много интересного.

Отец Джефф Харви, священник Антиохийской Православной Церкви в Австралии, в течение 17 лет служит в храме Православной Миссии Доброго Пастыря в Клейтоне (Мельбурн). Приход Доброго Пастыря стал духовным домом для многих австралийцев и людей с разными этническими корнями. В богослужении используется английский язык, так что все прихожане имеют возможность соединиться со Христом через таинства Его Церкви, открытой для всех.

Проповедь Евангелия

Мое пребывание в Британской армии продолжалось более 10 лет. Теперь я мог последовать своему призванию.

Первое, что я сделал, – присоединился к миссионерскому отделу Христианского Союза Офицеров. Один из моих лучших друзей в свое время оставил службу в армии и присоединился к Ассоциации Христианских конференций Обучения и Служения . Он работал в Африке, Европе, объединял офицеров-христиан различных армий и родов войск, вдохновлял их. Это было замечательное служение, и я какое-то время путешествовал с ним по Европе.

Я жил мечтой стать миссионером. Но, несмотря на мечту, я как-то осознал, что то, что мы делаем, все-таки не то, чего хочет от меня Бог в долгосрочной перспективе. По какой-то причине этого страннического служения было недостаточно.

Австралия и Богословский колледж

После того как мой отец вышел на пенсию после армии, он переехал жить в Австралию. Я решил присоединиться к нему вместе со всей нашей семьей. Джанет, медсестра, которую я встретил в Лондоне, согласилась стать моей женой и переехать со мной в Австралию. Мы поселились в Аделаиде.

Я был удивлен, увидев обряды «высокой» Англиканской церкви в Аделаиде. Я никогда ранее не посещал Высокую Англиканскую церковь, и это стало для меня открытием.

Вскоре я стал работать с «Навигаторами» в Южной Австралии. Это стало для меня хорошим опытом, потому что я понял, что очень слабо разбираюсь в богословии. Я буквально ходил по тонкому льду. В моих богословских познаниях не было глубины, нужно было получить образование.

Я хотел подать заявку на рукоположение в Англиканской церкви Австралии. Для этого надо было пройти трехлетнее обучение в богословском учебном заведении, это было именно то, в чем я нуждался. Архиепископ Аделаидский желал, чтобы я обучался в Богословском Колледже св. Варнавы в Южной Австралии.

После собеседования с ректором я понял, насколько этот колледж либерален. Я был обеспокоен этим собеседованием и чувствовал, что мне нелегко будет учиться там. Я узнал, что многие, обучавшиеся в этом колледже, потеряли веру, это было трагично.

К счастью, у моего викария имелись связи, и он рассчитывал убедить доктора Леона Морриса, бывшего в то время главой Ридли Колледжа в Мельбурне, принять меня туда. Так я изучал богословие в течение трех лет в Ридли Колледже.

Аделаидская епархия готова была спонсировать мое обучение в колледже св. Варнавы, но у нее не было возможности оплачивать обучение в Ридли Колледже. Мне пришлось бы самому платить за обучение. Как-то мы надеялись наскрести на обучение. К нашему удивлению, когда я закончил учебу, на банковском счете у нас было больше денег, чем в начале. Никто не мог объяснить, как это случилось. Бог дал!

Я узнал, что быть членом Церкви и означает быть христианином

Учеба в Ридли Колледже стала для меня одним из основополагающих этапов в жизни. Учеба была намного более интересной, чем в инженерной академии. Я имел счастье учиться у доктора Питера Туна, который был в шестимесячном отпуске из Оксфордского университета. Он был прекрасным лектором. Доктор Тун разделил время лекции на две части. В первой части он читал лекцию, во второй части был семинар. Он давал информацию, потом шло обсуждение, так он учил нас думать. Он был первым преподавателем за все время моей учебы, который стремился привить мне навык систематического мышления. Когда я впервые прибыл в Ридли, я был эдаким «неистовым евангеликом». У меня было Евангелие, и я хотел проповедовать его всему миру. Если я и думал о Церкви, то представлял Ее как место, где люди собираются и молятся по воскресеньям. Но, сидя у ног почившего ныне доктора Туна, я узнал, что Церковь физически присутствует на земле, и Объединение Англиканских церквей было частью ее. Я узнал, что мы должны быть частью Церкви Христовой, и что быть членом Церкви и означает быть христианином.

Как евангелик, я бы сказал, что высший приоритет моей жизни принадлежит Христу, но не Церкви. Под руководством доктора Туна я пришел к осознанию, насколько подобная позиция противна Христу. Это как если бы некто пришел ко мне и сказал: «Джеф, ты мне нравишься, это правда – но у меня нет охоты общаться с Джанет».

Я бы очень расстроился. Я бы донес до этого человека, что Джанет и я – едины. Тот, кто хочет общаться со мной, должен знать, что Джанет – наиболее важный человек в моей жизни, та, которую я люблю больше всех после Бога. И Церковь – это Христова невеста. Они едины. Не может быть Одного без Другого.

Так я увидел, что если я стремлюсь к богообщению, я должен пребывать в Церкви.

Изучая историческую Христианскую Церковь, я также узнал о важности литургии и таинств. Обучение превратило меня из просто человека, встретившегося с Богом, в активного члена Его Церкви. Это сделало меня истинным англиканином и настоящим христианином. Я шел в колледж как евангелик – с Евангелием, а вышел настоящим англиканином – с Евангелием и Церковью. И я благодарен доктору Питеру Туну за то, что он более, чем кто-либо, помог мне понять важность этого.

За неделю до моих выпускных экзаменов в Ридли Джанет и я усыновили ребенка, Джонатана.

Приходское служение

После колледжа я был назначен служить в церкви св. Марка в Камберуеле. Мне сказали, что если я буду служить с английским выговором, то очень быстро потеряю всю паству. Но я не имел с этим никаких проблем. Когда я приехал туда, то обнаружил замечательный традиционный англиканский приход, с прекрасным англиканским викарием по имени Кэнон Холт (это были последние годы его служения).

Поскольку он уходил на пенсию, я служил как второй священник, пока викарий не сменился. Я очень рад, что служил в этой общине и перенимал опыт у двух выдающихся священников.

Они были очень приятными людьми. Кэнон Холт относился ко мне очень хорошо. Сменивший его Геральд Уолл тоже был отличным священником. Джанет и я провели там благословенные дни. Для нас явилось сюрпризом и радостью, когда мы узнали, что Джанет беременна. Наш второй сын, Джеймс, родился там, в приходе св. Марка.

Служение в Австралийской армии

Мой военный опыт заинтересовал англиканского военного епископа. Он пригласил меня служить в Австралийской армии капелланом. Я согласился – с условием, что я буду служить недалеко от Мельбурна. Мать Джанет, здоровье которой пошатнулось, переехала к нам в Австралию, она хотела быть рядом с нами. Мои условия были приняты, и я подписал контракт.

И вот нас отправили в Таунсвиль, в 2600 км на север от Мельбурна!

Куда направлялись солдаты, туда ехал и я. Если они шли пешком в горы, и я шел в горы. Когда они прыгали с парашютом с самолетов и вертолетов, и я прыгал. Я находился на тренировках по шести недель подряд. До сих пор не знаю, как Джанет управлялась в это время с двумя маленькими детьми. Господь благ, Он помогал.

Служение в Австралийской армии открыло мне австралийскую культуру так, как ничто другое. Все это помогло мне из англичанина превратиться в австралийца.

В Австралийской армии много выпивки. Многие служащие борются с пристрастием к алкоголю. Молодые люди борются, и для меня было очень важно, что я мог быть рядом с ними и послужить им. Тренировки были лучшим временем. Я находился в окопах с солдатами, и они открывались, у них появлялось желание поговорить.

Офицеры представляли другую аудиторию, но в основном относились ко мне с уважением. Они знали, что у священника своя, особая роль на войне. В Первую мировую войну среди капелланов были наибольшие потери из всех родов войск, потому что они все время находились на передовой, с солдатами.

Всего я прослужил в Австралийской армии 7 лет. Теперь я был готов вернуться к приходскому служению с большим пониманием Австралии и австралийцев, чем раньше.

Кризис

Меня направили служить в приход св. Луки в Мельбурне в пригороде Северный Спрингвэйл. Прослужив с молодыми людьми в течение 7 лет, я чувствовал призвание работать с молодежью.

Мы служили англиканскую литургию, и я облачался в ризы во время службы. Также у нас был ряд программ для молодежи. У нас была музыкальная группа. Наш приход был первым в Австралии, где была введена программа Альфа-Евангелизма. Это удивительная программа, она помогала людям прийти к вере. Мы также ввели Призыв к служению – прекрасный курс обучения для прихожан. Мы возрастали. Дела шли весьма успешно в течение почти 10 лет.

И вот, совершенно неожиданно, пошла навязчивая пропаганда рукоположения женщин.

И здесь то, чему меня учил доктор Питер Тун, заставило меня остановиться и задуматься: «Что происходит? Церковная история насчитывает уже 2000 лет, и внезапно мы собираемся изменить такую важную вещь? Если это правильно, то почему Иисус не сказал нам об этом, и почему Дух Святой не поведал нам об этом за последние 200 лет?»

Я попал в затруднительное положение, пытаясь понять, какую сторону мне избрать в этом вопросе. На том этапе у меня было два англиканских авторитета: Джон Стотт и Джи Ай Пэкер. Я решил, что буду придерживаться их позиции. Меня привело в смятение то, что Джон Стотт был за рукоположение женщин, а Паркер был решительно против. Мне не удалось спрятаться за их авторитет!

Когда Майкл Харпер начал свои исследования для написания книги, у него самого не было определенного мнения по этому вопросу. К концу же своего труда он пришел к убеждению, что, согласно церковной двухтысячелетней традиции, мужчина и женщина представляют два различных аспекта Божественной Личности и у нас различные, взаимодополняющие, одинаково важные образы служения в Церкви.

Благодаря этой книге я узнал, что рукоположение женщин не является новым изобретением. В истории было несколько еретических групп, вводивших женское священство, но Единая, Святая Соборная Церковь никогда не имела женщин-священников.

Решение пришло во время голосования в моей архиепископии. Я присутствовал на епархиальном соборе, где состоялось голосование. Голоса почти были равны. Каждая сторона кричала изо всех сил. Было предложено разделиться на группы. Сторонники рукоположения женщин перешли на одну сторону комнаты, противники на другую. Было сосчитано число голосов с каждой стороны. Оказалось, что сторонники женского священства побеждают с перевесом в один голос. Победители ликовали. Через минуту они повернулись к нам и стали насмехаться. Я подумал: «От Духа ли Святого это решение? Где мир, радость, любовь, терпение, доброта и великодушие, почему они поворачиваются и насмехаются над братьями-христианами других взглядов? Где целование мира? Что за дух подвигает на такое решение?»

В англиканстве придерживаются демократических принципов, и я пытался смириться с этим решением, но все острее переживал внутренний конфликт. Однажды я готовил молодого человека к конфирмации. Его мать говорила мне об этом вопросе женского священства. Она не доверяла этому решению. Она удивлялась, как такое может быть и чем можно подтвердить правоту этого взгляда. Я очень старался объяснить ей, как они дошли до этого. Но все мои доводы усугубили несогласие в моей душе.

Я подумал: «Что же я делаю? Я считаю это ошибкой. Почему я стараюсь убедить других?»

И я осознал, что не могу этого терпеть.

Книга «Равные или различные» указала мне и на другие серьезные проблемы нарушения Предания Церкви. И теперь моя архиепископия совершает то же самое. Но книга не предлагала советов, что мне делать теперь.

Открытие

Джанет и я были на выходных в Филип Айленд, в 90 минутах от Мельбурна. Я взял с собой новую книгу Майкла Харпера, она называлась «Свет истинный: путешествие евангелика в Православие».

В этой книге Майкл давал оценку Англиканской церкви согласно Священному Преданию. Он пришел к заключению, что церковь, рукополагающая женщин и открытых гомосексуалистов, поставляющая епископов, которые не верят в Боговоплощение или рождение от Девы, не является Церковью. После служения англиканским священником в течение 40 лет Харпер решил, что любая церковь, отошедшая от этих христианских догматов, не есть Христова Церковь.

Г.К. Честертон однажды сказал, что Традиция – это когда мы даем право голоса нашим предкам. Если наши предки проголосовали бы с нами на этой встрече, конечно, никакое рукоположение женщин бы не прошло. Введение женского священства – это очевидное и несомненное нарушение традиции.

Ясно, что Англиканская церковь не является частью Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

К счастью, теперь Харпер давал решение. «Свет истинный» описывает его открытие Православного Христианства и рассказывает о его путешествии из англиканства в Православие. Я дошел до момента в книге, где он описывает, как был принят в Православную Церковь. Ему подарили торт с надписью «Добро пожаловать домой!»

Прочтение этого отрывка вызвало у меня слезы.

Именно в этот момент Джанет вошла в комнату: «Что не так? В чем дело?»

Я ответил: «Я знаю, что мы должны сделать, но пока не знаю как».

Обретение Православной веры

Я знал, что мы должны присоединиться к Церкви. Ранее я узнал от доктора Туна, что Христова Церковь существует как физическая реальность на Земле. Я знаю, Христос сказал, что врата адовы не одолеют Церковь (ср. Мф. 16, 18), и я был уверен, что Она существует. И от Майкла Харпера я узнал, что Англиканская церковь – это не Церковь.

Для западного человека Римо-католицизм был очевидным решением. Тем не менее моя дорогая мама сказала мне, когда я рассказал о своих сомнениях, что она поддержит любое мое решение, только не решение сделаться католиком! Честно говоря, меня шокировало это заявление. На нее, видимо, повлияли перипетии истории Англии. Я было подумал, что, возможно, мне придется идти против ее пожеланий, если я хочу осуществить свое призвание к священству.

Вскоре, во время выездного семинара с другими англиканскими священниками, я увидел необычайный сон. Мне снилось, что я был среди группы людей, пытавшихся защитить древнее здание. На нас наступали люди с современным оружием, атаковали нас. Все, что мы ни делали, не могло их остановить, и они одерживали победу. Неким образом королева Елизавета I участвовала в сражении во всей своей славе.

Во сне я побежал прочь от этого здания, старался уйти от всего происходящего. Я увидел последнюю удаляющуюся машину. Это была машина с открытым верхом, в ней было четверо пассажиров – в таких больших, круглых черных католических шляпах.

Они все ехали, а я пытался влезть в эту машину. Я кричал, чтобы они мне помогли, но пассажиры даже не смотрели на меня. Не проявляли никакого интереса. Я в отчаянии попытался вскочить в эту машину, чтобы уехать оттуда, но они просто скрылись из вида и оставили меня.

Я проснулся, мое сердце выпрыгивало из груди. Я подумал: «Боже, что это было?»

Постепенно я стал понимать – это Бог вразумил меня, что я не должен думать о католичестве.

И я не хотел переходить в одну из множества отколовшихся от англиканства группировок, несмотря на то, что такая возможность была. Единственной альтернативой была Православная Церковь.

Возрастание

Не абстрактная истина является центром внимания, а Бог-Личность

Вступление в Церковь было только началом замечательного путешествия и открытий.

Архиепископ Павел благословил меня три года изучать православное богословие. Я учился удаленно, в центре «Антиохийский городок» в Америке, там выдавали православный диплом святого Стефана. Это было замечательно. Я открыл, что есть еще ряд тонких богословских аспектов, которые я должен усвоить. И у меня не было трудностей в изучении их.

В процессе обучения я осознал для себя по-настоящему фундаментальное изменение в моем христианском мировоззрении. Будучи англиканином, я стремился узнать ответ на вопрос: «Что есть истина?»

Англиканство предлагает взять за основу рациональную истину, как центральную в христианском духовном опыте. Став православным, я познал, что центром вселенной является призыв к любви. Не абстрактная истина является центром внимания, а Бог-Личность.

Одна вещь сильно поразила меня в Православии: во имя кого мы молимся. В англиканстве все молитвы оканчивались «Во имя Иисуса. Аминь». В Православной Церкви молитвы оканчиваются: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

Я пришел к выводу, что этот момент представляет собой серьезнейшее отличие. В англиканстве кто-то сосредотачивается на Иисусе, кто-то на Святом Духе, а кто-то на Боге Отце. Те, кто предпочитает Иисуса, – евангелики. Те, кто предпочитает Святой Дух, – харизматы. А тем, кто предпочитает Бога-Отца, ближе всего природа как творение Божие и вопросы экологии. В результате Англиканская церковь разделена по этим линиям. Фокусирование на различных Лицах Бога – это то, что вызывает такие разделения. Англиканское Сообщество в большой степени разделено на Евангеликов, Харизматов и Либералов, также присутствует разделение на Высокую и Низкую церкви.

В православии мы не видим ничего такого. Православные не имеют таких разделений, поскольку каждая молитва возносится во имя Троицы. Православное богослужение обращено к нераздельному Божеству в единстве веры, и это собирает всех воедино.

Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь

Я получил надбавку за выслугу лет в Англиканской церкви, и вместе с Джанет мы отправились в Англию повидать своих родных. Во время нашего визита мы встретились с Майклом Харпером в Кембридже. Также он пригласил нас в Лондонский Антиохийский собор, где мы вместе молились на литургии. Потом мы поехали к нему на квартиру в Кембридже. Затем он связал меня с Антиохийской Церковью в Мельбурне.

По возвращении в Мельбурн первая служба, на которую я пошел, была в храме Святителя Николая в Восточном Мельбурне. На этой литургии были сестра Виргиния, отец Димитрий и епископ Гибран. Никого больше не было!

Вы, возможно, ожидаете, что я подумал: «Это никуда не годится». В то же время было что-то, что притягивало меня. Напомнило мне, как Бог меня призвал в Сендхерсте. Я не могу объяснить, что это было, но что-то в этой службе привлекало меня.

Вскоре после этого епископ Гибран организовал встречу для англиканских священников, недовольных положением вещей. 50 священников собрались в зале прихода Свт. Николая. Епископ Гибран поговорил с нами. Он говорил очень красноречиво, тепло и любезно. Но он предупредил нас, что у него нет ресурсов. И если мы перейдем в Православие, то будем вынуждены существовать за свой счет.

Согласно настоящему порядку, англиканские священники имеют жалованье, хорошую пенсию, свой дом. Епископ Гибран желал принять нас, но не имел возможности нам платить. Я сказал бы, что у них был серьезный интерес к Православию, но как только священники поняли, что не будет дохода, многие из них потеряли решимость.

То же было и со мной. Я не видел способа, как я буду содержать жену и двух сыновей. Но я был уверен, что мне необходимо войти в истинную Христову Церковь.

У меня еще оставались вопросы. Например, почему православные используют благовония? Насколько это важно? Также, почему Дева Мария так почитается? Мне было необходимо обдумать все это.

Читая книгу Откровения, я увидел, что каждение присутствует в небесном богослужении (Откр. 4, 5). Также оно было и в Ветхом Завете. Я понял, что каждение – это обычная часть служения в Церкви. Почему бы не совершать его и в нынешнем богослужении?

Последним трудным моментом для меня было почитание Православной Церковью Богородицы Марии. Вскоре я понял, что если Православная Церковь – истинная Церковь, я должен доверять Ей и в том, как она учит почитать Матерь Божию.

Я пришел к выводу, что все эти вопросы сводятся к одному:

«Православие – это Христова Церковь?»

Меня привлекало Православие сильнее, чем отталкивало англиканство

Через чтение книг, учебу и молитвы я в конце концов понял, что да! И все мои евангелические сомнения по поводу места Богородицы Марии в Православной Церкви испарились. Величание Марии в Евангелии стало пророчеством, что все роды будут ублажать Ее. Евангелики не чтут Марию, а православные почитают. Так со временем все мои замечания отпали.

В то же время меня поражала неземная литургия. Православная литургия глубока и богата, служение очень красиво, иконы настраивают тебя на небесное присутствие, а реальность сослужения с нами святых превосходит все.

В конце концов, я покинул Англиканскую церковь не из-за рукоположения женщин. Скорее, я ушел, потому что меня влекло в Православную Церковь. Меня привлекало Православие сильнее, чем отталкивало англиканство. Я не просто бежал – Бог привлек меня в Свою Церковь. И я знаю, что я нашел Истинную Церковь.

Настало время для меня объяснить все общине прихода св. Луки. Некоторые отреагировали своеобразно: «Он не может стать православным, потому что он англичанин».

Добро пожаловать домой!

И вот настал мой черед услышать: «Добро пожаловать домой!»

Я был принят в Православную Церковь в начале 2000-х. Блаженной памяти архиепископ Павел (Салиба) поставил условием, что прежде рукоположения в священники я в течение трех лет буду диаконом.

Это было слишком небольшой платой за возможность приобрести такое сокровище!

В день рукоположения в диаконы архиепископ Павел, стоя перед паствой, внезапно сказал, что рукоположит меня в иереи через три недели!

Это стало для меня сюрпризом.

Только Писание

Я обрел великую лечебницу в Православии

Еще одному я был научен – Sola Scriptura , только Писание. Для евангелика-англиканина все должно быть подтверждено Писанием. Я думаю, вся эта смута с женским рукоположением подорвала мою веру в принцип «Только Писание», поскольку я видел людей, спорящих на основании Писания и делающих совершенно противоположные выводы. Они ожесточенно спорили, приводя аргументы из одного и того же Писания. Так я убедился, что принцип «Только Писание» не работает.

Я с восхищением узнал, что в то время, как протестанты доверяют только Писанию, католики руководствуются Писанием и Преданием, а православные содержат Предание. Именно так. Писание находится в центре Православного Предания. Это бриллиант Предания, но он только часть Предания. Множество других – Символ веры, Соборы, отцы церкви, литургия, иконы – все эти вещи Церковь чтит наравне с Писанием. Открытие силы Предания, связывающего все в Церкви, придало мне великую надежду на будущее.

Православие имеет полноценный ряд врачеваний для страдающей души. Я обрел великую лечебницу в Православии. Один из примеров – Иисусова молитва. Я стремлюсь к тому, что завещал нам апостол Павел: «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Моление Иисусовой молитвой помогло мне преодолеть множество жизненных скорбей.

В супермаркетах возле касс бывает неразбериха, и часто люди стараются пройти без очереди. Раньше я раздражался и злился. Теперь я просто говорю: «Хорошо, слава Богу. У меня есть время, чтобы помолиться. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Молитва всегда помогает мне в ситуациях, в которых я раньше расстраивался или злился. Очень углубилось мое понимание людей. Я поразился мудрости православных духовников. Они умело пользуются епитимией, как одним из инструментов для лечения души человеческой.

«Добрый Пастырь»

Некоторые православные с русскими корнями создали англоязычную приходскую общину с клиросным пением в русском стиле. Когда мы с Джанет услышали его, нас поразила его красота. Прихожане обратились в Антиохийскую Церковь, чтобы им дали священника, и назначили меня.

Так была основана небольшая «Миссия Доброго Пастыря». Наша миссия несет свет Православия австралийцам и стремится снова сделать Церковь весомой частью секулярного австралийского общества. Чтобы добиться успеха, мы должны быть частью его культуры, участвовать в культурной жизни, говорить на языке культуры.

Возможность читать Библию на привычном языке дала мне очень многое, когда я был молод. И сейчас наша миссия – принести Библию, литургию и все Священное Предание австралийцам, как Божий ответ для исцеления их покалеченных душ и для того, чтобы сделать их жизнь пронизанной Его присутствием.

Согласно статистике, в мире существует более 500 религиозных направлений. На нашей маленькой планете на сегодняшний день проживают около 580 миллионов католиков, 493 миллиона мусульман, 436 миллионов последователей индуизма, 218 миллионов протестантов, 177 миллионов буддистов, 125 миллионов православных и многие другие.

Возможно ли человеку, ищущему правды среди изобилия религиозных течений, найти дорогу к истинной церкви?

ВСЕ ЛИ РЕЛИГИИ ОДИНАКОВО ОТКРЫВАЮТ ИСТИНУ?

Многие сегодня считают, что не существует абсолютной истины, а разные

религии являются разными путями, ведущими к Небу. Так ли это?

В одной из калькуттских газет рассказывалось о молодом журналисте, который пришел к христианскому миссионеру взять интервью. Позже представитель прессы сказал: «Многое в индуизме совпадает с положениями христианства. И только одного там нет. В индуизме нет Спасителя!» В отличие от других религий, по учению которых люди спасаются благодаря своим усилиям в совершении добрых и правильных дел, согласно христианству человек спасается благодатью и праведностью Иисуса Христа.

Главной личностью в христианстве является Господь Иисус Христос.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния святых Апостолов 4:12).

В чем же разница между Иисусом Христом и основоположниками других вероисповеданий? Разве не вызывает восхищения подвиг Мухаммеда, который смог в культуре многобожия установить культ почитания единого Бога? Кто из нас не оценит такие качества Будды, как сострадание и сочувствие человеческому горю? Очень много доброго и полезного мы можем найти в учении Конфуция. Но между ними и Христом существует огромная разница.

Центральная Личность христианства одновременно является Богом и человеком, Творцом и Спасителем, понесшим на Себе весь грех мира. Мы либо полностью соглашаемся с этим, либо полностью это отвергаем. Невозможно найти компромисс в данном вопросе.

Мы знаем, что в основе всех принципов нравственности в сотворенной Богом Вселенной лежит Его закон. Человечество сознательно восстало против Него, а «сделанный грех рождает смерть » (Послание Иакова 1:15) . Никто из людей не мог бы избежать вечной погибели, если бы не путь спасения, предложенный человеку Богом - избавиться от заслуженного наказания через принятие верой жертвы Иисуса Христа. Только Он один может освободить нас от страшных уз смерти, только ценой Его святой крови, пролитой на кресте, мы можем получить освобождение от власти греха и полное прощение за нарушение Божьего закона.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Евангелие от Иоанна 3:16).

«...ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Евангелие от Матфея 1:21).

Христос является основанием Божьей церкви. Это «камень», на котором должно строиться истинное вероучение.

«Ибо сказано в Писании: “вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится”… На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (1 Послание Петра 2:6; Послание к Ефесянам 2:21).

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их… истинно, истинно говорю вам, что Я - дверь овцам …Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет… Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня » (Евангелие от Иоанна 10:1-3,7,9,11; 14:6;10).

Итак, фундаментом христианства является истина о спасении через Иисуса Христа.

Однако и в христианском мире нет единства. На данный момент существует великое множество церквей, носящих имя Христа и считающих свое вероучение непогрешимым, но при этом достаточно отличающихся друг от друга в вопросах веры. Как же человеку, искренне стремящемуся во всем следовать Божьей воле, выбрать из них именно ту, которая наиболее полно отражает свет истины?

«Слово Твое есть истина » (Евангелие от Иоанна 17:17), - говорит Священное Писание. Главным основанием выбора христианина, конечно же, является соответствие церковного вероучения Слову Божьему во всей его полноте и целостности.

ИСТИННАЯ ЦЕРКОВЬ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКОГО ПРОРОЧЕСТВА

В двенадцатой главе книги Откровение мы находим символическое описание

Божьей церкви. Всем живущим в наше время это пророчество следует изучить особенно тщательно, так как по всем признакам ближайшим поколениям рода человеческого предстоит стать свидетелями Второго пришествия Иисуса Христа.

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд » (Откровение 12:1).

Кого представляет в этом пророчестве жена? В то время, как падшая женщина, или блудница, в системе пророческой символики олицетворяет церковь-отступницу (Книги пророка Иеремии 51, Книга пророка Иезекииля 23, Откровение 17), целомудренная женщина символизирует Божью церковь, Его верный остаток, который на протяжении всей человеческой истории всегда следовал за Ним. Божья церковь называется в Библии Его невестой и женой, облеченной в одежды Христовой праведности и чистоты (Откровение 21:9; Книга пророка Исаии 61:10; Книга пророка Иеремии 2:2).

«Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Послание к Коринфянам 11:2), - говорит апостол Павел.

Итак, образ прекрасной жены в двенадцатой главе книги Откровение представляет церковь, всегда следовавшую за своим Божественным мужем. Солнце, облекающее ее, указывает на славу и праведность Иисуса Христа, на яркий свет Евангелия, освящающий церковь и проповедуемый ею всем языкам и народам. Далее в пророчестве о Божьей церкви говорится:

«Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения... Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» (Откровение 12:2,4,5).

«Младенец мужеского пола», который будет «пасти все народы жезлом железным», - Иисус Христос, Он родился в среде Ветхозаветной церкви. Его истинные последователи и ученики признали Его своим Господом и Спасителем и образовали Новозаветную церковь.

Дракон представляет собой сатану (Откровение 12:9) , величайшего врага и гонителя христианской церкви во все времена, искусителя народа Божьего, обольстителя мира. С помощью царя Ирода он попытался убить новорожденного Иисуса. Испугавшись, что родился новый царь иудейский, который займет его престол, Ирод приказал уничтожить всех младенцев, родившихся в Вифлееме приблизительно в одно время со Спасителем. Через действия грешных людей дьявол преследовал Христа в течение всей Его земной жизни и в конце концов привел Его на крест. Однако смерть Господа стала победой не сатаны, но Христа. После Его смерти, воскресения и излития на учеников Духа Святого стали возникать и распространяться по всему миру христианские церкви.

Озлобленный своим поражением на Голгофе дьявол всю свою ярость обратил на церковь:

«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» (Откровение 12:13 ) . В течение последующих столетий многие тысячи мучеников-христиан пострадали, преследуемые за веру. Они «не возлюбили души своей даже до смерти» и победили сатану «кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откровение 12:11). Их пролитая кровь стала тем семенем, из которого взросли прекрасные побеги. Христианская церковь стала распространяться, неся знамя Евангелия всему миру.

Увидев, что пытками и казнями невозможно уничтожить Божью церковь, князь тьмы применил другую тактику. Он стал действовать в среде христиан, убеждая их идти на компромиссы, поступаясь Библейской чистотой раннехристианского вероучения. Языческий Рим, прежде яростно истреблявший последователей Иисуса, теперь, благодаря этим компромиссам, признал христианскую церковь и объединился с нею, превратившись в папский Рим. Появилась опасность гораздо большая, чем во времена господства язычества. Язычники, официально принявшие христианство, но на самом деле не испытавшие опыта обращения, очень быстро отступили от истинной веры и занялись преследованием своих братьев и сестер, которые продолжали сохранять чистоту библейского учения.

«И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откровение 12:17 ), а «жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней»(Откровение 12:6).

Действительно, период, когда остатку народа Божьего приходилось скрываться от преследователей в необитаемых местах, простирается, с учетом известного библейского принципа толкования пророчеств - «день за год» (Книга пророка Иезекииля 4:6), на 1260 лет. Именно

столько времени, с 538 года по 1798 год н.э., в Европе существовала могущественная религиозная система папского правления, державшая в страхе и беспрекословном повиновении западные державы. В эту страшную эпоху крестовых походов и инквизиции на восточных окраинах Римской империи истинные христиане с верой и упованием продолжали исповедовать библейские истины. Неискаженное Слово Божье не переставало звучать. Верующие неустанно передавали его подрастающим поколениям, и новые последователи Иисуса бесстрашно выходили в мир невежества, суеверия и ложных представлений о Боге, чтобы рассеять тьму светом евангельской истины.

Многое можно было бы рассказать о церкви Господа в смутное и тяжелое для нее время.

Но обратимся к сегодняшнему дню. Как нам сегодня оказаться среди верных Богу людей, поклоняющихся Ему «…в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Евангелие от Иоанна 4:23)?

КАК МЫ МОЖЕМ СЕГОДНЯ НАЙТИ БОЖЬЮ ЦЕРКОВЬ?

Прежде всего, если мы принадлежим Христу, мы должны принадлежать и церкви. Нам следует найти собрание людей, верных Христу и Его Слову. Христос хочет этого от нас, ибо Он «...возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Послание к Ефесянам 5:25-27).

Церковь должна опираться на Слово Божье во всей его полноте, как на Ветхий, так и на Новый заветы.

«Исследуйте Писания, - говорит Иисус Христос своим последователям, а в эпоху Его земного служения единственными Писаниями были книги Ветхого Завета, - ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Евангелие от Иоанна 5:39).

Краеугольным камнем истинной церкви должна являться вера в Иисуса Христа, через которую мы, «...взирая на славу Господню, преображаемся

в тот же образ от славы в славу» (2 Послание к Коринфянам 3:18) , «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Послание к Ефесянам 2:20-22). Этими словами обращается к нам Господь, призывая в Свою церковь.

Церковь верного Господу «остатка» наследует свою веру от Самого Христа, полностью основывая ее на Слове Божьем. Она прославляет Божьего Сына как единственного Спасителя, «ибо нет другого имени под небом» , которое открывало бы людям путь к вечной жизни (Деяния святых Апостолов 4:12) . Истинная церковь учит о спасении по Божественной благодати через веру в Иисуса. Оно даруется каждому раскаивающемуся грешнику независимо ни от его заслуг, ни от тяжести его вины. Кроткий Агнец и Всемогущий Царь является вечным упованием Его искупленного народа, а сердца, преображенные евангельским светом, - главным доказательством Его праведности и любви.

Истинная церковь силой Господней соблюдает весь Закон Божий, не исключая ни одной его заповеди, в том числе и заповеди о субботе. В этом она следует примеру Иисуса Христа, оставленному нам за период Его земного служения. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Евангелие от Иоанна 14:15), - обращается к нам Господь.

Люди не раз пытались переделать закон, данный Богом, а иногда и просто отказывались от его соблюдения. Истинная церковь отличается своей верностью Богу в исполнении всех Его заповедей и нежеланием смешивать чистое библейское учение с человеческими учениями и сложившимися традициями.

Соблюдение заповедей Господних требует серьезной решимости со стороны человека:

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откровение 14:12) . Но оно же дает и удивительный мир, покой и радость, которые нельзя испытать иначе, как только ощутив Бога в своей душе:

«...кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том»

(1 Послание от Иоанна 3:24).

Истинная церковь идет в мир, проповедуя Евангелие, неся людям весть о вере в Иисуса, о силе Божьей любви и прощения, открывая глубинный смысл древних пророчеств, восстанавливая авторитет забытых заповедей. «...И будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения» (Книга пророка Исаии 58:12).

Она следует повелению Господа, которое Он перед вознесением на небо дал Своим ученикам:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Евангелие от Матфея 28:19-20).

Подобно Иоанну Крестителю, предвозвестившему первый приход на землю Спасителя, Божья церковь последнего времени должна распространять библейское учение, готовя людей ко Второму пришествию. Так же, как Иоанн, она сравнивается в Священном Писании с пророком Илией, который произвел великую реформу среди Божьего народа, обратив его от ложных идолов к истинному Богу.

«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного… чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Книга пророка Малахии 4:5; Евангелие от Луки 1:17 ).

Церковь Божья с усердием изучает пророческие книги Писания, ибо «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откровение 19:10) : книгу пророка Даниила, Откровение, другие пророческие книги и главы Библии.

Истинная церковь победила сатану «кровию Агнца и словом свидетельства своего» (Откровение 12:11) . Опираясь на жертву Иисуса, она свидетельствует миру о Нем самим своим образом жизни, отношениями в семье, на работе, в обществе. Ее отличает забота о физическом здоровье и духовном возрождении человека.

Как ненавистны сатане Божья благодать, соблюдение верующими заповедей, их вера! Как он с ними сражается, стремится уничтожить! Но и в последней битве со злом Божьи дети смогут засвидетельствовать об истинности обетования Христа:

«...и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелие от Матфея 28:20).

Хотите ли Вы, чтобы вера в Иисуса изменила Ваше сердце и преобразила Вашу жизнь? Тогда Вам необходимо принять вечное Евангелие, обрести личные

взаимоотношения с Иисусом Христом и объединиться с Его церковью в ее славном и почетном служении. Пусть Ваш жизненный путь не закончится на этой грешной, несчастной планете, но станет вечностью на новой Земле в обетованном новом Городе, художник и строитель которого - Сам Бог! «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17).

«Дорогой Господь! Благодарю Тебя за то, что Ты открываешь людям Свои чудные истины и выводишь из мрака неведения и заблуждений. Господи, я хочу служить Тебе всем сердцем и быть частью Твоего народа. Помоги мне найти Твою церковь в этом мире, чтобы стать ее достойным членом и Твоим верным последователем. Боже, будь со мною в каждом дне моей жизни и веди меня всегда Твоим путем! Да славится имя Твое в моем сердце во веки веков: имя Отца, Сына и Духа Святого! Аминь».

Во-первых, настоящая Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское учение , проповеданное апостолами. В принесении истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю, как Он сказал перед Своими крестными страданиями: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18, 37). Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключение: «Чтобы ты знал, если я замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). С прискорбием надо признать, что в вопросе учения мы видим среди современных христианских ветвей большой разнобой. Принципиально необходимо согласиться, что не могут все учить правильно. Если, например, одна церковь утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая, что – нет, то невозможно, чтобы обе были правы. Или, если одна церковь верит в реальность духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает, то, очевидно, что одна из них заблуждается. Истинная Церковь должна быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. Когда человек беспристрастно сравнит учения современных христианских церквей, то, как мы увидим дальше, должен прийти к заключению, что только Православная Церковь исповедует неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

Другим признаком, по которому можно найти истинную Церковь, является благодать или сила Божия, которой Церковь призвана освящать и укреплять верующих. Хотя благодать есть невидимая сила, однако существует и внешнее условие, по которому можно судить о ее наличии или отсутствии, это – апостольское преемство . С апостольских времен благодать давалась верующим в таинствах крещения, причащения, возложения рук (миропомазания и хиротонии) и других. Совершителями этих таинств были сначала апостолы, потом епископы и пресвитеры. (Пресвитеры отличались от епископов тем, что они не имели право совершать таинство рукоположения). Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Если огонь погас или цепь апостольского преемства прервалась, – нет больше ни священства, ни таинств, утрачены средства освящения верующих. Поэтому с апостольских времен всегда внимательно следили за сохранением апостольской преемственности: чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к апостолам. Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства или рукополагать себе преемников.

В наше время существует только несколько церквей, апостольская преемственность которых не подлежит сомнению, - это Православная Церковь, Католическая, и некоторые восточные неправославные церкви (которые, впрочем, отпали от чистоты апостольского учения еще во времена Вселенских Соборов). Христианские деноминации, принципиально отрицающие необходимость священства и апостольского преемства, уже по этому одному признаку существенно отличаются от Церкви первых веков и поэтому не могут быть истинными.

Конечно, духовно чуткий человек не нуждается во внешних доказательствах действия благодати Божией, когда он живо ощущает ее теплое и умиротворяющее веяние, получаемое им в таинствах и богослужениях Православной Церкви. (Христианину однако надо отличать благодать Божию от того дешевого и вредного экстаза, которым себя искусственно возбуждают сектанты, типа пятидесятников, на своих молитвенных собраниях.) Признаками истинной благодати являются мир душевный, любовь к Богу и ближним, скромность, смирение, кротость и подобные свойства, перечисленные апостолом Павлом в послании к Галатам.

Другим признаком истинной Церкви являются ее страдания . Если людям затруднительно разобраться, какая церковь истинная, то дьявол – ее враг – отлично ее знает. Он ненавидит Церковь и старается ее уничтожить. Знакомясь с историей Церкви, мы видим, что действительно ее история написана слезами и кровью мучеников за веру. Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники еще в апостольское время. Потом идут три столетия гонений в римской империи со стороны римских императоров и областных правителей. После них меч против Церкви подняли арабы-мусульмане, потом – крестоносцы, пришедшие с Запада. Они настолько подорвали физические силы Византии, этого оплота Православия, что она не могла противостоять туркам, наводнившим ее в 14-ом/15-ом столетиях. Наконец, богоборцы-коммунисты превзошли всех своей жестокостью, истребив больше христиан, чем все предыдущие гонители вместе взятые. Но вот чудо: кровь мучеников служит семенем для новых христиан, и врата ада не могут одолеть Церкви, как и обещал Христос.

Наконец, верным и сравнительно легким способом для нахождения Церкви Христовой является историческое исследование . Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам. Для применения принципа исторического исследования нет надобности углубляться во все подробности развития и распространения христианства. Достаточно выяснить, когда возникла та или иная церковь. Если она возникла, скажем, в 16-ом или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, то она не может быть истинной . По этому одному признаку надо отклонить претензии на звание Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих свое начало от Лютера и его последователей, как то – лютеранскую, кальвинистскую, пресвитерианскую, и более поздние – мормонскую, баптистскую, адвентистскую, свидетелей Иеговы, пятидесятников и прочих, им подобных. Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лже-пророками – лютерами, кальвинами, генрихами, смитами и другими новаторами.

Нашей целью является познакомить православного читателя с историей возникновения главнейших современных христианских ветвей и с сутью их учения, чтобы помочь увидеть, чем они отличаются от единой святой и апостольской Церкви, основанной Христом. Во времена богословских споров с 4-го по 8-ое столетие, от Церкви отпало несколько еретических течений – ариане, македоняне, несториане, монофизиты и монофелиты (от них произошли современные копты), иконоборцы и другие. Их учения были осуждены Вселенскими Соборами (которых было семь), и эти ереси не представляют собой опасности для православного человека, поэтому мы не будем о них говорить.

Начнем же с того, что скажем несколько слов о Православной Церкви.

Во-первых, истинная Церковь та, которая содержит неповрежденным христианское учение, проповеданное апостолами. В вопросе учения совре­менные церкви очень разнятся. Не могут все учить правильно. Истинной Церковью может быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. Если сравнить учения современ­ных христианских церквей, то можно прийти к выводу, что только Право­славная Церковь исповедует неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

Другой признак истинной Церкви - благодать, или сила Божия, ко­торой Церковь призвана освящать и укреплять верующих. Хотя благодать есть невидимая сила, однако существует и внешнее условие, по которо­му можно судить о ее наличии или отсутствии, это - апостольское пре­емство. С апостольских времен благодать давалась верующим в Таинствах Крещения, Причащения, возложения рук (Миропомазании и Хиротонии) и других. Совершителями этих Таинств были сначала апостолы, потом - епископы и пресвитеры. Право совершать эти Таинства передавалось ис­ключительно преемственным способом: апостолы рукополагали еписко­пов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Признаками истинной благодати являют­ся мир душевный, любовь к Богу и ближним, смирение, кротость и подоб­ные свойства.

Еще одним признаком истинной Церкви являются ее страдания. Исто­рия Церкви написана слезами и кровью мучеников за веру. Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники еще в апостольское

время. И на протяжении всей истории Церкви последователей Христа гна­ли, арестовывали, терзали, казнили. Но враг не смог одолеть Христовой Церкви. Это свидетельствует о неземном происхождении христианства, о его Божественном происхождении, следовательно, о его истинности.

Наконец, верным способом для нахождения истинной Церкви Христовой является историческое исследование. Истинная Церковь долж­на непрерывно восходить к апостольским временам. Если церковь возник­ла в XVI или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, то она не может быть истинной. По этому одному признаку надо отклонить претензии на звание истинной Церкви Христовой всех деноминаций, веду­щих свое начало от Лютера и его последователей, как то - лютеранскую, кальвинистскую, пресвитерианскую, и более поздние - мормонскую, бап­тистскую, адвентистскую, свидетелей Иеговы, пятидесятников и прочих, им подобных. Эти деноминации основаны не Христом или Его апостола­ми, а лжепророками - лютерами, кальвинами, Генрихами, Смитами и дру­гими новаторами.


Православие имеет огромное количество фактов, свидетельствующих о его сверхъестественности. Это чудеса от святых икон, мощей, сами факты канонизации святых. Полнота богообщения только в Православной Церк­ви. И мы видим, что Бог дарами Духа Святого: чудотворения, прозорливо­сти, исцеления, любви и смирения - обогащает только православных хри­стианских подвижников веры и благочестия, и благодатный огонь у Гроба Господня даруется только православным.

Таким образом, убедительность Православия состоит в первую оче­редь в том, что оно не просто дает логически неопровержимые аргументы в свою защиту, но и предлагает все средства для того, чтобы на личном опыте удостовериться в истинности своих утверждений, а также приво­дит тысячи и тысячи свидетелей, подтверждающих верность этого опыта. В Евангелии указан путь проверки: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

27.5. Как католику присоединиться к Православию?

Католиков, которые не получили конфирмации или миропомаза­ния от своих пастырей, принимают в Православную Церковь через Миро­помазание; получивших же миропомазание или конфирмацию католиков принимают в Православную Церковь посредством покаяния, отречения от заблуждения и Причащения Святых Тайн.