Чтобы заказать панихиду по усопшим, необходимо приехать в храм. Панихида по усопшему, панихида на кладбище

Соблюдение традиций важно, но не стоит забывать заказывать . Молитвы связывают живых с загробным миром. Чтобы оказать помощь душе, важно знать, как заказать панихиду по усопшему. Это не просто подача записки с именем в церковную лавку, но и предварительная подготовка. Узнайте, как заказать панихиду по усопшему, чтобы не допустить ошибок и не упустить время.

Что такое панихида

Это заупокойная служба, богослужение по умершим (заупокойное чинопоследование). Во время нее поется “Упокой”: когда тело обретает полный покой, с душой этого автоматически не происходит. Во время панихиды рассказывается о том, как души возносятся к небу, со страхом предстают перед Судьей и исповедуются в своих поступках. Оставшиеся на земле просят упокоить душу, простить ее грехи и дать облегчение в муках. Заказывают панихиду по усопшему, чтобы помочь душе в мучительном переходе между мирами.

Как найти поминальный столик

В церкви памяти усопших организуется отдельный уголок. Здесь стоит канун или тетрапод (четырехугольный стол), на котором горят свечи за упокой. Иногда это круглый подсвечник. Рядом с ним ставят панихидный столик или корзину для продуктов. Это место можно найти в храме по закрепленному на каноне распятию.

Чтобы заказать панихиду по усопшему, в первую очередь нужно положить на канун продукты. Священнику отдается записка с именем покойного.

Какие продукты приносят

Ориентироваться нужно на церковный календарь. Постные дни или недели означают, что нельзя приносить скоромное (мясные, молочные продукты, яйца). На канун (канунник) кладут любую пищу, кроме сырого мяса. Из этих продуктов будут готовить для бедных, бездомных, живущих при храме.

Обычно на кану н кладут хлеб и крупы, подсолнечное масло, муку для выпечки просфор. Сахар, конфеты, сладости - традиционные продукты для поминального стола. Для алтаря покупают кагор или лампадное масло. Подойдут рыба, овощи и фрукты.

Заранее уточните, не совпадает ли день с постом или церковным праздником. На Радуницу (девятый день после православной Пасхи) приносят пасху, кулич, яйца. Конкретных рекомендаций для поминального стола не существует, главное - жертвовать продукты с любовью.

Когда заказывать панихиду

Отдают продукты на помин и подают записки на третий, девятый и сороковой день после смерти, первую, вторую и третью годовщину смерти. Панихиды заказывают по усопшим на “родителей”, именины и день рождения. Есть еще поминание на Литургии, часто заказывать панихиду по усопшим не обязательно.

Кого не поминают

Никакие требы не заказываются по некрещеным, поэтому по таким людям не заказывают службы. За близких, умерших не в православии, молятся дома.

Как проходит панихида

В храме каждое утро в 9 часов совершается Панихида. Перед службой в церковной лавке пишутся списки. Указывают в них одно имя, в крайнем случае - пять или десять. Форма должна быть такой, которая дана при крещении. Например, в святцах нет имени Светлана, его аналог - Фотиния, Юрий - это Георгий и так далее.

Нужно не только подать записку, но и выстоять службу, молиться вместе со священником, особенно когда он читает имя вашего близкого. В руках держат горящую свечу.

Существует традиция приносить на канун кутью (колево) из пшеницы с медом или риса с изюмом. Это единственная еда, которой можно поминать усопшего на кладбище.

На протяжении всей жизни верующий человек соблюдает все обряды и ритуалы, которые готовят его ко встрече с Господом. И однажды наступает такой момент, когда душа покидает тело . На плечи родных ложатся заботы о душе покойника. Мы не можем вернуть умершего человека в наш бренный мир, но помочь его душе обрести покой и умиротворение - по силам любому верующему человеку.

Суть обряда

Для тех, кто только недавно начал путь к Богу, стоит пояснить, что панихида - это церковное богослужение, особая молитва, которая произносится в церкви на третий, девятый и сороковой день после смерти христианина. Эта служба начинается с вечера и идет всю ночь, плавно переходя в заутреннюю. Такой обряд совершается только в православии. В протестантских и других верованиях таких служб не совершается, но каждый желающий может помолиться об усопшем у себя дома.

Для верующего, который всегда соблюдал все религиозные правила, будет являться большой трагедией, если его похоронят без отпевания. Тогда душа предстанет на небесах без очищения.

Разновидности и правила

Запреты на панихиду

Все остальные люди после своей смерти могут рассчитывать на то, что за них будут молиться.

В году есть определенные периоды, когда панихиды проводить нельзя. Это последняя неделя перед пасхой и первое воскресенье после пасхальной недели. Отпевать покойников допускается в любой день, кроме самого праздника пасхи.

Также не проводится панихида в Рождество и другие двунадесятые праздники. Возможно проведение на усмотрение священника.

Церковные службы

Все службы можно разделить на такие виды:

Обязательной является панихида на 9 день. Именно с этого момента душа идет по мытарствам и осмысливает свои грехи. Чтобы облегчить ее терзания, необходимо здесь, в земной жизни, произносить молитвы и просить о прощении грехов.

Одной из главных дат считается 40 день после смерти. Его называют сорокоустом. Именно в этот день по поверьям душа посещает привычные места и приходит прощаться с родными. Если в этот день не поминать покойного, душа его будет мучиться и страдать. Поэтому в этот день обязательно заказывают панихиду, чтобы покойник мог легко и спокойно покинуть этот мир навсегда.

Дома собирают поминки, раздают милостыню и посещают могилку. В течение всего дня близкие должны вспоминать усопшего, говорить о нем хорошие слова. Запрещается проводить и посещать развлекательные мероприятия.

Годовщина смерти

Как и сорокоуст, дата смерти считается важной датой. Принято заказывать церковную службу, устраивать поминальный обед и подавать милостыню. Родственники, совершая добрые дела, помогают душе покойного получить прощение Господа. В этот день подается записка с именем того, кого следует поминать. Существуют определенные правила подачи таких записок:

Во время проведения службы родные и близкие должны стоять с зажженными свечами. После завершения службы свечи тушат. Это символизирует нашу жизнь, которая также горит, но обязательно когда-нибудь потухнет.

Молитва - это незримая нить, которая связывает живого человека и душу усопшего. Покойный уже не может творить добрых дел и просить Господа о заступничестве. Но это могут делать родные и близкие. Смерть - это не забвение, а совсем иная, вечная жизнь. Поэтому души усопших нуждаются в поминовении.

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

Неусыпаемая псалтирь

Сорокоуст о упокоении

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

Молитва об упокоении

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Свеча о упокоении

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Сорокоуст о упокоении

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида - это не самое главное.

Когда уходит кто-то из близких, необходимо принять массу важных решений, организовать прощание. Но если покойный был крещеным человеком, обязательно надо позаботиться о его душе, заказать отпевание и панихиду по усопшим. Это очень важные прощальные обряды в православии, в которых должны участвовать все близкие.


Для чего нужно церковное прощание

Христианская вера заключается в том, что после телесной смерти душа человека переселяется в иной мир, духовный, который на этой земле нам невидим. В первые дни ей приходится особенно непросто, потому что надо пройти мытарства - злые духи мешают ей попасть в рай. Поэтому церковная молитва за умерших христиан - обязательна. Надо и перед смертью приглашать священника, чтобы он прочитал все молитвы на отход души от тела, исповедовал и причастил. Это лучшая кончина для верующего!

Панихида по усопшим служится до похорон, для этого батюшку можно позвать домой. Обычно требуется машина, чтобы забрать его из храма и привезти обратно, о сумме пожертвования надо договариваться индивидуально (певчие обычно приходят только за оплату, а вот священник может денег не взять, если умерший часто ходил в храм). Все присутствующие должны молиться, по традиции в руках держатся зажженные свечи. По времени обряд занимает около получаса.

  • Если следовать традициям, тело должно переночевать в храме, над ним должны читаться псалмы. Либо, по возможности, сама панихида по усопшему служится в церкви, а не на кладбище или дома. Конечно, это дополнительные хлопоты, но надо сделать все возможное, ведь речь идет о вечной участи.

Нельзя сильно плакать над телом, чтобы не удерживать душу покойного. Лучше больше времени проводить в молитвах. Кто-то из родственников может почитать псалтирь дома, если нет возможности всю ночь провести около тела.

Чтобы заказать панихиду по усопшим, необходимо приехать в храм. Намного проще, если вся семья является воцерковленной, или можно обратиться к тому, кто часто посещает церковь. Если таких знакомых нет - подойти в церковную лавку, как правило все требы заказываются там. Священнику все передадут, либо дадут номер, по которому можно с ним связаться.

Во время Великого поста панихиды по усопшим служатся по предварительной договоренности. Вообще для поминовения там предусмотрены особые дни, но обычно в подобных вопросах всегда идут навстречу.


Святая обязанность

Хотя человек оканчивает земной путь, душа его пребывает в вечности. Поэтому обязательно надо молиться об усопших, лучше ежедневно. Очень хорошо прочитывать кафизмы - это несколько псалмов, они сопровождаются особыми молитвами, где и называется имя покойного (покойных). В молитвословах можно найти и краткий вариант, он тоже будет на пользу.

Текст панихиды по усопшим содержит обычные начальные молитвы, 90-й псалом. Далее идут тропари, также поется особый канон. Читаются особый ектеньи (прошения). Существует вариант для мирян, который можно читать самостоятельно на кладбище или дома, если не удалось пригласить священника.

Поминовение усопших принято совершать:

  • День 3-й - традиция установлена в память того, что Иисус воскрес на третий день. Считается, что первые 2 дня душа посещает дорогие сердцу места. Именно в 3-й день начинается вознесение на небо.
  • День 9-й - по количеству ангельских чинов. До этого дня усопший путешествует по райским обителям. Если он много грешил, то будет сокрушаться о том, что мало времени провел в служении Богу.
  • 40-й день - это число часто встречается в Библии, необходимое время должного очищения человека. Считается, что в этот день определяется место души, где она будет до страшного суда.

Также принято отмечать годовщину, сделать это необходимо с молитвой, добрыми делами, избегая алкоголя (как и на любых христианских поминках). Хорошо раздавать милостыню за покойного. Также принято часть поминальной трапезы раздавать бедным, или приносить в храм. Ее оставляют на специальном столике возле кануна (низкий подсвечник квадратной формы, возле которого совершаются панихиды) - нельзя оставлять только мясные продукты.

Существуют и другие формы молитвы, к ним можно прибегать постоянно, не только в определенные даты. Лучше всего заказывать поминовение на Литургии - за усопших вынимают частицы из просфор, которые затем омывают в Чаше с причастным вином, которое есть Кровь Христова.

Считается, что души грешников, которые покаялись, но не успели совершить добрых дел, будут терпеть муки, которые могут облегчаться по молитвам близких. Только не надо думать, что достаточно лишь подать записку. Надо обязательно быть на богослужении и молиться. Достойное поминание необходимо любому христианину. Молитва - церковная и личная - это лучшее, что живые могут сделать для души покойного.

Панихида по усопшим Текст

Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”.

Текст повторяется трижды.

Слушать панихиду по усопшим онлайн

Панихида по усопшим (текст) - как заказать в церкви или во время поста was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Реклама

В жизни каждого наступает день, когда он теряет близкого человека. Тогда время останавливается – и всё вокруг “умирает” вместе с ним. Человек уходит навсегда. Мы не в силах его вернуть, но здесь, в земной жизни, вспоминая о нём, тем самым помогаем ему там, на небесах, обрести долгожданный мир и покой. Именно поэтому в основные даты ухода в мир иной проводится церковная панихида, которая имеет огромное значение для верующего человека.

Панихида по усопшим служится до похорон, для этого батюшку можно позвать домой. Обычно требуется машина, чтобы забрать его из храма и привезти обратно, о сумме пожертвования надо договариваться индивидуально (певчие обычно приходят только за оплату, а вот священник может денег не взять, если умерший часто ходил в храм). Все присутствующие должны молиться, по традиции в руках держатся зажженные свечи. По времени обряд занимает около получаса.

Панихида за упокой когда заказывают: что такое панихида

Панихида – это богослужение, которое по своему составу представляет сокращенный чин погребения а так же схожа с утреней. На ней читается 90-й псалом, после которого возносится великая ектения об упокоении поминаемого, потом поются тропари с припевом: "Благословен еси, Господи…" и читается псалом 50-й. Поется канон, который разделяется малыми ектениями. После канона читается трисвятое, Отче наш, тропари и ектения, после которой бывает отпуст.


Эта служба может проводиться до и после отпевания в третий, так как Христос воскрес на третий день после своей смерти, девятый — ждя того, чтобы душа усопшего была приближена к девяти ангельским чинам, сороковой день — потому что Спаситель в сороковой день вознесся своей пречистой плотью на небо, после кончины или в другое время по просьбе родных и близких. Душа каждого усопшего после смерти проходит мытарства, поэтому в это время его душе необходима молитва. Панихида помогает душе облегчить переход в загробную жизнь. В это время суток так же прощались с телами усопших и мучеников. Останки мучеников полагались в пещеры или отдаленные дома, в которых затем пелись псалмы и к началу утра совершалось захоронение. Это богослужебное последование над умершим именовалось панихидой, или по-другому — всенощным бдением. Поэтому служба об усопшем стала называться панихидой.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ – ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Панихида за упокой когда заказывают: Как правило панихида совершается в храмах после совершения Божественной Литургии

Существо молитв панихиды состоит в обращении к Господу с просьбой простить согрешения умершего и даровать его душе упокоение и Царство Небесное. В текстах панихиды, Церковь обращает внимание на то, как душа умершего восходит на суд Божий, как она со страхом предстоит на суде, открывая свои согрешения перед Господом. Церковь говорит об основном законе божественного суда - это милосердие. Панихида завершается словами: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память!» «Эти слова, - говорит святой Симеон Солунский, - дар и завершение всего, они отсылают усопшего к наслаждению Богом и передают душу и тело умершего Богу». Молитвословия панихиды приносят облегчение душе умершего, а также и для самих молящихся.

Как правило панихида совершается в храмах после совершения Божественной Литургии, однако, по мнению некоторых богословов такая практика не имеет оснований в Уставе Православной Церкви. После Литургии вообще не должны совершаться какие-либо богослужения. Поэтому предлагается служить панихиду до Литургии или после вечернего богослужения.

Вселенские панихиды — родительские субботы

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь совершает в определенное установленное время поминание всех усопших православных христиан, тех, кто был настигнут внезапной смертью и не был напутствован в будущую вечную жизнь молитвой Церкви. Такие панихиды называются вселенскими, дни, когда они совершается - вселенскими родительскими субботами. К этим дням относятся:

Суббота мясопустная. Следующее за ней мясопустное воскресенье посвящается духовному размышлению о Страшном суде. Молитва об умерших в эти дни приносит им большую пользу. Спасение души может осуществиться только в Церкви, членами которой являются живущие, а так же и все усопшие. Единение с ними через молитву является выражением нашей любви.
Суббота Троицкая. Поминовение всех усопших христиан определено и в субботу перед праздником Пятидесятницы, потому что сошествием Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, в котором принимают участие и умершие. Молясь в день Пятидесятницы, Церковь просит, чтобы для умерших благодать Господня стала источником радости и блаженства, так как Духом Божиим «всяка душа живится». Поэтому суббота накануне праздника посвящается молитве об усопших. Святой Василий Великий, который составил молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит, что Господь более в этот день благоволит принимать моления об усопших христианах и даже о «иже во аде держимых».

Дмитриевская родительская суббота названа так в честь святого Дмитрия Солунского. Установление поминания усопших в этот день принадлежит Дмитрию Донскому, который совершив после куликовской битвы поминовение павших воинов, установил совершать это поминовение ежегодно 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать всех усопших.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель Великого поста. В период Великого поста Церковь призывает всех верующих быть в единстве с живыми и умершими, совершать в определенные дни молитвы о них. Субботы этих недель определены для поминовения умерших так как в седмичные дни Великого поста заупокойные богослужения не совершаются (к ним относятся: сорокоусты, заупокойные ектении, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня после смерти), потому что полная Литургия не проводится ежедневно, а с совершением этого богослужения связывается поминовение умерших. Чтобы не лишить усопших христиан молитвы Церкви в дни Великого поста и были выделены эти субботы.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.