Это Евгений Додолев? Не может быть! Листьев легко «кидал» людей Додолев семья

Советский и российский журналист и медиаменеджер. Ведущий программы «Взгляд». Член творческих союзов России (журналистов, литераторов, писателей) и американской организации «Комитет защиты журналистов» (англ. CPJ). В качестве главного редактора руководил газетами «Новый Взгляд» и «Московская комсомолка», деловыми изданиями «Компания» и «Карьера»; в качестве издательского директора — журналами «Профиль», «Русский BusinessWeek», FHM Russia, XXL, «Крестьянка», «Домовой», Moulin Rouge; как исполнительный директор — Издательским домом Родионова. Колумнист газеты
«Московский комсомолец» и журнала «Однако», ведёт

блог Евгений Додолев на сайте радио «Эхо Москвы». С 2012 года ведёт авторскую программу «Правда 24» на канале «Москва-24»,

Интервью с генералом КГБ Олегом Калугиным после путча 1991 (Додолев vs Калугин)

Принадлежит к плеяде телерепортеров, которых историк и блоггер Тимофей Шевяков называл «битлами нашей эпохи»:

Вы помните «600 секунд» и блистательного Невзорова? А «Взгляд»? О, это были битлы нашего времени - Любимов, Листьев, Политковский, Додолев. Мы взрослели надеждой

Евгений Ю. Додолев об Александре Невзорове

Евгений Ю. Додолев о программе "600 секунд"

Даже десять лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих программы как «народных героев»:

Кто помнит, сколько их было, ведущих «Взгляда», появлявшихся в самой свободной студии «Останкино» по пятницам? Листьев, Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев. Кто ещё — Ломакин, Додолев, Боровик… Евгений Ю. Додолев об Артеме Боровике

Они стали народными героями, олицетворявшими перемены внутри страны, так же, как символом перестройки за границей был Горбачёв.
Фотоальбом с Евгением Додолевым
"Кто есть кто", 2009


В 1991 году по заказу телекомпании ВИD снял для Первого канала документальный фильм «Мисс Пресса» о молодых журналистках и конкурсе газеты «Комсомольская правда» «Мисс Пресса СССР» . Режиссёр картины — член Совета директоров телекомпании ВИD Иван Демидов.


Слева направо: автор фильма Е. Додолев, «Мисс пресса СССР» А. Даниленко, член жюри,
организатор А. Романов


Сотрудничество с BBC

Представлял советскую сторону в проекте BBC об отечественной проституции: фильм Prostitutki (1990) знаменитого британского продюсера Оливии Лихтенстайн (англ. Olivia Lichtenstein) стал одной из самых известных работ телевидения
Великобритании того времени.

Сценарные работы

В качестве сценариста и сопродюсера приглашался к разработке ряда телевизионных проектов (в период 1994—1999).

Издательский дом «Новый Взгляд»

Учредил один из первых частных еженедельников «Новый Взгляд», ставший фундаментом одноименного издательского дома.

В 1994 году свежесозданная Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации рассмотрела содержание публикации «Чеченский узел. 13 тезисов» в газете «Новый Взгляд», результатом чего стало возбуждение уголовного дела. Автор злополучной статьи Ярослав Могутин был вынужден эмигрировать в США, после чего публиковался и в «Новом Взгляде», и в «Лимонке» Эдуарда Лимонова, постоянного колумниста «Нового Взгляда» в 1993—1995 гг.

О личном в профессии - В гостях Евгений Додолев

Ведущие: Олег Дружбинский и Дарья Волянская

В гостях: Евгений Додолев, культовый российский журналист,

успешный медиа-менеджер

Журналы для путешественников

В 2005 году Издательский дом «СК-Пресс» пригласил Додолева для ребрендинга ежемесячников класса lux для путешественников: русскоязычной версии Travel+Leisure (лицензия компании American Express) и аналогичного отечественного продукта Fly&Drive. Последний в 2006 году был санирован по решению издателя. В качестве такового Додолев привлек к работе над изданиями известных авторов (Дмитрия Быкова, Кирилла Разлогова, etc.) и знаменитых фотографов (Владимира Клавихо, Александра Тягны-Рядно, etc.); уменьшил долю лицензионных материалов; реформировал отделы рекламы. Тиражи обоих журналов существенно выросли. Руководство журналами издатель совмещал с основной работой в ИДР.

Евгений Додолев и Лев Новоженов в "Старом телевизоре"
6 октября 1997

"Старый телевизор" с Дибровым и Додолевым

Издательский дом Родионова (ИДР)

В качестве исполнительного директора возглавлял до 2009 года Издательский дом Родионова, выпускающий деловые издания («Профиль», «Компания», «Карьера» и российскую версию BusinessWeek), мужские журналы (FHM и XXL), «Крестьянку», «Домовой» и единственный политический
глянец России Moulin Rouge.

Вклад в профессию

Впервые применительно к отечественной журналистике употребил термин «четвёртая власть» в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году
(в публикациях о таком явлении, как гласность).

Блог Евгения Додолева

Медиаидеолог & публицист

Евгений Додолев vs Александр Абдулов в программе Юлия Гусмана "Тема" о российских папарацци

«Йога для мозгов» выпуск 128 Катя Добрякова и Евгений Додолев

Каждое воскресенье в эфире - интеллектуально-развлекательная игра «Йога для мозгов». Это ироничное состязание умов, на котором сходятся самые разные гости эфира - актеры, политики, музыканты, спортсмены и бизнесмены. Двое звездных игроков объединяют усилия, чтобы ответить на каверзные вопросы от слушателей Серебряного Дождя. На обдумывание каждого вопроса даётся всего 5 минут!

Как и любой из своих блогов, данный намерен использовать ради вивисекции сограждан. Попытаюсь тестировать аудиторию: мне любопытна реакция читателей/слушателей/зрителей на аккуратные провокации.

Сформулировал и обнародовал определения понятий «мифологизация» и «гламуризация».

Первым стал экспериментировать с латиницей, употребляя «&» вместо «и» и вставляя латинские буквы в заголовки и названия рубрик, генерировав моду на такого рода манеру.

Популяризировал фрейдизм, за что осуждался коллегами, но был замечен в профессиональных кругах психологов и психиатров.

13 февраля с 13.00 до 14.00 известный журналист Евгений Ю. ДОДОЛЕВ ответил на вопросы читателей и пользователей сайта газеты «Московский комсомолец» (mk.ru ), рассказав почему спустя 20 лет он вернулся к сочинению книг, объяснил почему сейчас почти невозможны сенсации, раскрыл секреты медиа-бизнеса (он возглавлял крупнейший издательский дом) и поделился фактами, которые не вошли в его мемуары «Битлы перестройки» и новую книгу о Саше Градском «The Голос». И, конечно же, Евгений высказал свое мнение о состоянии современной журналистики, свободы/несвободы слова в России, честно рассказал о своих симпатиях/антипатиях к топовым фигурам политики и шоу-биза. После этого Евгений дал блиц-интервью ТВ каналу издания.

Теперь канал «Москва 24» не перелистываю, а стараюсь не пропустить , которые так талантливо проводит Евгений Додолев.

А читал ли Додолев комментарии на ютюбе к его трепу с Градским ? Что он тыкает и тычет великому певцу как собутыльнику?

Читал эти комментарии. Дело в том, что на самом деле я Сашу Градского знаю много лет, он сам, в своих интервью называет меня своим другом и товарищем, и да, мы собутыльники:)Было бы странно, если бы я в очередной телебеседе стал бы ему выкать… Это был эфир в день 50-летия Цоя . И Саша, который настолько равновелик сам себе, он такая глыба, говорил, то, что всегда: Цой и рок-н-рольщики 80-х не профессионалы. Что есть правда. Но все тезисы его были не вполне уместны именно в этот юбилейный день. Я боялся, что фанаты Цоя просто порвут Градского, игнорирующего повод, по которому мы встретились, а Саша упорно педалировал свой тезис: для певца главное – это количество октав. Мне приходилось его прерывать, в результате фанаты Градского возмущены, что такой хамоватый собеседник попался их кумиру.

Никакие “октавы” Градский не педалировал, говорил мудро и взвешенно. Вы ему мешали, козыряли каким-то своим “мнением”. По праву собутыльника, что ли? Отвратительной была ваша беседа с БГ . Всё “на чистую воду выводили” его. Опять же, что-то не то он о Цое сказал. Это не те люди, слова и мысли которых может подстригать журналист Додолев. Соблюдайте уж дистанцию. А свои суждения имеете – ну так выступайте с монологами.

Как человек работавший с Волиным , прокомментируйте, плиз, его недавнюю эскападу про суть работы журналиста.

Я с Лешой много работал. Мы с ним, бывало, конфликтовали. Я с ним во многом не согласен был, но вот что касается «эскапады про суть работы журналиста», то я на 100% его поддерживаю. Он, конечно, склонен к эпатажу, любит делать заявления, которые спровоцируют реакцию, но он по сути прав. Журналисты – это обслуживающий персонал, по определению.

Евгений, вы долгое время проработали и прожили в США. Нет ли у вас сейчас таких мыслей? Ну скажем уехать в США, Европу или скажем на Бали и работать там. А то как то опасненько в России сейчас.

Нет, у меня нет мысли уехать в США, там опаснее чем в России. В США по действующему закону, человека, если он не гражданин США, могут подвергнуть пыткам. Это очень опасная страна. Я беседовал на днях с Андреем Разиным про закон Димы Яковлева , мы вспоминали о том, что с 5 лет там ребенка можно упаковать в наручники (в некоторых штатах). Это полицейское государство, очень приспособленное для жизни. Там все во имя человека, все во благо человека:) это очень развитый социализм. Но любому думающему человеку там находиться опасно.

Кто из интервьюруемых, в рамках проекта «ПРАВДА 24», максимально удивил и изменил представление о нем?

В принципе есть много людей, к которым я был настроен негативно, (допустим Хакамада ) но после беседы изменил к ним отношение. Более всего удивил Егор Кончаловский . Мне казалось, что он этакий грустный задрот, весь в каких-то семейных комплексах, а он оказался обаятельным и остроумным собеседником . Я не берусь оценивать его талант кинематографиста, но как собеседник он на 5+

К слову о невошедшем в мемуары и «Влад Листьев. Пристрастный реквием» . To be or not to be…continued? И ждать ли что-то о других совзглядовцах?

У меня подписан с издательством «Алгоритм» на пять книг, которые в течение этого года выйдут, и в этой обойме есть вещи о Владе Листьеве и других взглядовцах.

В свое время вы прославились тем, что затрагивали темы, говорить о которых прежде было немыслимо. Например, о проституции. Встречаются ли сейчас журналистские табу? Или свобода слова наконец восторжествовала?

Публикация о проституции была в МК. Не знаю, насколько будет уместно, сидя сейчас в МК, говорить о Гусеве, но это были его редакторские решения. На самом деле это заслуга Паши, как его все называли в редакции, что тот материал появился… Мне эти лавры первооткрывателя темы достались незаслуженно, все – Павлу Николаевичу.

Как вы относитесь к тому что произошло между Познером и Госдумой?) Он правда оговорился по Фрейду или так и хотел сказать?

Уверен, что это была заготовка, сыгранная при этом очень плохо. Владимир Владимирович старый чекистский лис, он ничего просто так не делает. Познер, кстати, был единственным из так называемых «политобогревателей», который отказался участвовать в «антисоветской» передаче «Взгляд». Он один из шустеров, это категория журналистов, которая работает на спецслужбы всего мира. Другое дело, что реакция Госдумы совершенно идиотская. В этой ситуации все достойные люди должны защищать Познера. Депутаты. Если общаться с каждым из них по отдельности, то это нормальные люди, а если они вместе, то это катастрофа. В этом конфликте я на стороне Познера, хотя и не считаю, что он достойная ролевая модель.

Стоит ли ограничивать нецензурную лексику в СМИ? Или уже хватит – все равно «Дом 2» не закроют?

Это вопрос «диетический», потому что ненормативная лексика – это соль и специи русского языка. Стоит ли ограничивать употребление соли при приготовлении пищи? Если ограничивать употребление ненормативной лексики в СМИ, то она так и останется ненормативной. В США в одно время нельзя было употреблять прилагательное, которое переводится как «чертовский», сейчас же словечко fucking употребляется и на федеральных каналах. Я считаю, что надо просто людей образовывать, филологи должны объяснять значение слов. И само по себе слово не может быть хорошо или плохо, хороша или дурна может быть эмоциональная нагрузка. Даже нормативное слово можно употребить с негативным посылом и оно будет звучать грубо. Гребенщиков говорит: “Женщины, те что могли быть как сестры, красят лаком рабочую площадь ногтей. И во всем, что движется, видят соперниц, хотя уверяют, что видят блядей” . По мне это Поэзия. Все зависит от того, кто употребляет эту лексику и в каком контексте.

Почему умирает аналитика? Ее вытесняет информационный и развлекательный жанр это очевидно. Кажется не хотят люди больше думать. Просто слышать новости и развлекаться…

Потому что нет потребителей для нее, она никому не нужна.

Как вы считаете Митрофанов этот тот человек, который в ГД должен возглавлять комитет по СМИ?

Алексей очень обаятельный человек, очень хорошо говорит и самый точный термин - болтун. В Госдуме вообще не должно быть комитета по СМИ. СМИ – это четвертая власть, она была таковой 20 лет назад и может ей стать снова.

Вас предавали по-крупному? Вы умеете прощать-подставляя ДРУГУЮ щеку?

Получалось так, что я иногда подставлял людей, сам того не желая. В 1996 году захотел сделать сюрприз своему товарищу Марку Рудинштейну, основателю «Кинотавра». Заказал своему сотруднику Отару Кушанашвили полосу газетную, чтобы он в полный рост «отсосал» у юбиляра. Вышла газетная полоса в «Новом Взгляде» с портретом Марка Израильевича в полный рост и текстом Кушанашвили, где его поздравили с 60-летием. Мне позвонил Марк и спросил: за что? Потому что ему исполнилось то ему… 50! Хотели как лучше… Также был случай с Ильей Глазуновым . Я написал материал, который, как мне казалось, должен был ему понравиться, но я его подставил, потому что мимоходом упомянул факты, которые он хотел скрыть. Книги про «Взгляд»: у каждого из ведущих своя правда, причем люди искренне помнят именно так, как они рассказывают. И в результате получается как в «Ревизоре» у Гоголя : пока они читают о других, им в кайф, как только доходят до фрагмента о себе любимом, сразу – «Додолев предатель». Получалось, что предавал и предавал по-крупному. Но я никогда это не делал намеренно. Я знаю, что и в этой редакции (МК) работают люди, которые считают, что я предал газету.

Вас интересует дальнейшая судьба героев (прототипов) ваших книг и если ДА, то интуитивная оценка их “сути” с первого ВЗГЛЯДА, подтверждается ли, по прошествии лет?

Я типичная журналистская штучка: использовал человека и потом его судьбу не отслеживаю. Это работа такая. Врач должен заботиться о пациенте и пасти его дальше, а у журналистов в наших условиях нет возможности отслеживать судьбы героев. Конвейер.

Что скажет жизненный опыт мужчины Жени Додолева на вопрос: Чья «дружба» крепче-дам супротив мужика, либо мужиков – против дамы?

Мужики – против дамы? Мне кажется, нет такого формата.

Ваш любимый композитор? От произведений которого-мурашки по коже и причём – всю жизнь?

Я такой ветреный:). Сейчас я слушаю The Muse. От них сейчас у меня мурашки по коже. А 20 лет назад мурашки были от Роджера Уотерса . А 30 лет назад – от Мика Джаггера .

Бытует мнение в лучшей половине человечества: Все мужики-козлы…? Что скажет жизненный опыт? В части заявленного и недосказанного?

Недавно в своем шоу на «Москва 24» беседовал с Марией Голубкиной . Она сказала, что все мужчины подразделяются на три категории: козлы, свиньи и собаки. Про «собак» пояснила, что это: мол, товарищ, друг. Тогда я спросил про ее отца, Андрея Миронова , он то кто был? Ответила, что кот. Так что… Бывают и коты, не все козлы.

Назовите тройку людей, встреча с которыми «деформировала» ваше сознание, как в ту, так и другую сторону? Оставила НЕИЗГЛАДИМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ…

Юлиан Семенов , он меня перепахал, я понял, что есть люди, которые могут . Есть красивые одиночки. И «один в поле = воин». По мне, Юлиан Семенов это своей жизнью доказал. Его за это и убили. Второй человек – это Саша Любимов , который спас в свое время мою карьеру, а потом предал дело, ради которого мы все рисковали. Из-за него я отчасти потерял веру в человечество, я собственными глазами увидел как деньги, вернее жажда наживы может выжечь человека изнутри. Третья персона – это близкий мне человек, но имя ее я не готов озвучивать.

А подлецам вы говорите в глаза о том, КТО они? Или вы выше этого и подаете им руку?

У меня всю жизнь был такой недостаток: я говорил подлецам в глаза кто они… и приобрел репутацию конфликтного и несистемного человека. Что мне очень мешало в жизни. Я очень над собой работал в этом смысле и сейчас мне кажется, я не могу это в глаза подлецам не говорить:).

Вы один из «соучастников» (организаторов) ПЕРЕСТРОЙКИ. Программа «Взгляд» – её рупор! Перестройка мимикрировала в ПЕРЕСТРЕЛКУ?! Иных уж нет, а те далече! Если возвратиться бы в 80-е,то встали бы под знамена «Майкла Крапленого» или «пошли другим путём»?

Михаил Горбачев не рулил Перестройкой, он сам оказался заложником процессов, которые были организованы чекистами и комсомольцами. Я бы сейчас, наверное, впрягся в ту историю, но уже это делал так, как это делали те участники процессов, которые понимали во что они играют. А я был просто «хунвейнбином перестройки», как заметил Игорь Свинаренко в журнале «Медведь». Я действительно такой был – совсем без мозгов и очень романтик.

А какова судьба героя вашего произведения «Пирамида-1» Гдляна «Термеза Хорезмовича» и Со? Вы гордитесь связью с ними или вам стыдно за такую дружбу? Ведь он и его «бригада» – НАРУШИТЕЛИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ законности?! Ваши коллеги (Чайковская О.-Миф) развенчали Ваших героев? Или исполнили ЗАКАЗ?

Гдлян тоже был романтик и не сумел конвертировать тот социальный капитал, который у него был в конце 80-х, в капитал экономический. Что касается Чайковской , то она никого не развенчала, она, помню, даже отказалась участвовать в прямом эфире со мной в теледебатах, «знала кошка, чье мясо съела». Мы с Гдляном в 89-м году выпустили книжки «Пирамида-1» и «Мафия времен беззакония». Тогда интерес к СССР был колоссальный у западных коллег и была масса предложений о переводе и переиздании этих книг. Мой соавтор сказал тогда твердо, что это, мол, наша борьба и мы не можем на ней зарабатывать. Отказались мы от всех гонораров. Напомню, это был еще СССР. И каждый гонорар это квартира кооперативная. Гдлян мог бы тогда заработать. Но он не был «дитем колбасы» как его продажные оппоненты, был человеком идеи, борцом.

Евгений Юрьевич, в анонсе сказано: вы «подЕлитесь фактами, которые не вошли в ваши мемуары»! А вот как профессионал, с фактами невошедшими в ЧЬИ мемуары, вам бы хотелось непременно ознакомиться из нынеживущих деятелей?)) Кто Ваш кумир сейчас и кто в истории?

Мне бы на самом деле интересно было пообщаться с Путиным , чтобы понять Штирлиц он или нет. Является ли он засланным казачком туда, в Кремль, или он действительно там свой. Я для себя ответа на этот вопрос не нашел. Эти вещи можно понять только при очном сканировании. Даже неважно что человек в этот момент говорит; если ты с человеком выпил грамм 800, то уже потом ты сможешь для себя что-то понять. Я ведь тоже разведчик:)

Нам известен Евгений Додолев, как сын, математик, журналист, писатель, друг, отец, муж, дед! А какой Евгений Додолев – МУЖЧИНА? Способен взять материал, гонораром за который скорее будет не «письмецо в конверте», а известные 9 гр.?! Способен ли подобрать котенка на дороге или «замолвить слово» в стае современников, за ничейного «человеческого детеныша»?

Я сейчас уже не готов под пулю подставляться, потому что понимаю, что гибель отдельного журналиста она общему журналистскому делу не подмога. Котенка на дороге? У меня формат передачи «Правда-24» подразумевает поиск хозяев для бездомных котят: мы просим в разных приютах, чтобы нам бездомных кошек привозили, мы их отмываем, стерилизуем и пристраиваем зрителям или гостям передачи. Вот Олег Меньшиков в свой театр кота не рискнул взять , а Михаил Швыдкой пристроил пушистого в свой театр мюзиклов.

Ваша сегодняшняя оценка достаточно благополучного человека из 90-х, которому было «неудобно-стыдно» обновлять свой гардероб, т.к. видел в отдаленном окружении уже не сытых знакомых и каждому его посетившему «подобному гостю» умудрялся всунуть в карман зеленый стольник при выходе?! Помогавшего, оказавшимся ничейными старушкам… Евгений какую оценку поставите этому идиоту и подадите ли подобному глупцу руку?

Надо делиться. Беда нашей элиты не в том, что они наворовали – это как бы нормально. Это природа мужчины, он добытчик, должен добывать. Но надо делиться. То, что они не делятся это худо. Что они устраивают корпоративы с фонтанами из икры, хотя на эти деньги могли бы построить школу или больницу – это неправильно. Беда страны нашей в том, что младореформаторы пришли и сказали: обогащайтесь, все можно. Но никто не объяснил, что надо делать потом, когда ты свою вышку своровал. Я считаю, большая беда, что умер Гайдар , потому что он не предстанет перед судом. Я не в том смысле, что человека надо сажать, но его преступления должны быть грамотно, без эмоций, доказательно озвучены. Кто-то сказал, что у нас отняли страну. Да отняли, но плохо, что взамен не дали ничего. Кроме колбасы. Променяли державу на ужин.

Известный советский и российский журналист Евгений Додолев родился 11 июня 1957 года в Москве. О его личной жизни известно очень мало. Иногда складывается такое впечатление, что этот человек живет только работой и ни чем более. У него своеобразное отношение к семье и женщинам, возможно именно потому он так и остался холостяком. Дети Евгения Додолева широкой публике не известны. Да и сам артист не признается, есть ли у него кровные наследники на самом деле.

Евгений был единственным ребенком в семье и родители отдавали ему всю свою любовь и заботу. Отец работал в качестве журналиста «Комсомольской правды», а мама преподавала математику в МАИ. Именно в этот вуз и поступил ее сын, выбрав специальность «Математика». Однако после получения диплома парень понял, что это вовсе не та область, в которой он хотел бы работать всю жизнь. Куда больше его манила журналистика.

Карьеру в области журналистики Женя начал еще в школьные годы. Он работал в той же газете, что и его отец. Парнишка уже тогда начал подавать большие надежды. В 1985 году он начал сотрудничать с «Московским комсомольцем» и с этого периода сам исчисляет начало своей карьеры. Молодой талант не любил находиться в подчинении. Он являлся очень свободолюбивой личностью как в жизни, так и в творчестве.

В профессиональной деятельности Евгению удалось добиться огромных успехов. Его имя узнали во всем мире. Но главным достижением можно считать то, что именно по его статьям вносились изменения в Административный кодекс СССР. Его статьи принимались во внимание при вынесении решений ЦК КПСС.

Личная жизнь Евгения Додолева очень интересует поклонников, однако сам он на эту тему практически ничего не говорит. Известно, что журналист не женат и не имеет детей. Хотя, как он однажды обмолвился, мужчина по своей природе чувствует потребность в том, чтобы осеменить как можно больше особей противоположного пола. Может быть, именно такое отношение к противоположному полу и послужило причиной его холостяцкой жизни. Врядле какая-нибудь дама согласилась бы делить своего мужчину с кем-нибудь еще.

Евгений очень бывает довольно резок при ответах на вопросы, касающихся его личной жизни. Возможно, по прошествии многих лет своей жизни он осознал всю тяжесть одиночества и рад был бы обзавестись полноценной крепкой семьей, только вот время течет безвозвратно. На первом месте у него всегда стоит работа и менять приоритеты Додолев не собирается ни за что в жизни. Он скорее откажется от тепла домашнего очага, чем от любимой работы. Сейчас его имя уже знают по всему миру. Засветился Евгений не только в печати, но и на телевидении. Он был ведущим нескольких очень популярных авторских программ. Из-за непростого характера мужчине пришлось сменить несколько каналов, с которыми он сотрудничал. С авторитетом Додолева постоянно считались, его мнение все время принималось во внимание. Можно сказать, он стал легендой в мире журналистики.

1899 Просмотров

Евгений Юрьевич Додолев родился 11 июня 1957 года в городе Москва и уже со школьного возраста попал в коллектив газеты “Комсомольская правда”, в которой на тот момент работал его отец - известный писатель Юрий Додолев. Мама будущего журналиста преподавала математику в Московском авиационном институте. Именно в этот университет Додолев поступил после окончания школы, выбрав математическую специальность. После получения диплома Евгений понял, что это не его жизненный путь, и решил полностью посвятить себя журналистике.

Первые шаги

Евгений Додолев, биография которого не может не привлекать внимания интересующихся журналистикой людей, выполнял даже самые ответственные задания по поручению ведущего рубрики “Алый парус” Юрия Щекочихина. К слову, даже после ухода из газеты Евгений вместе со своим бывшим коллегой выпустил публицистическую книгу под названием “Процессы”.

Начало

В 1985 году начинается самая активная часть биография Евгения Додолева, когда он пробует себя в роли корреспондента в известной газете “Московский комсомолец”. Отличительной чертой работы Евгения являлось то, что он никогда не был зависим от начальства и выполнял только то, что ему нравится. Единственный раз, когда его процессом руководили вышестоящие люди редакции, стала работа над бюллетенем “Совершенно секретно”, который вышел в 1989 году. Этой работой он занимался вместе с популярным журналистом Александром Плешковым, который, спустя некоторое время после выхода публикации, был отравлен неизвестными людьми.

Евгений Додолев, как и его коллеги по журналистскому новаторству, интересовался всем, что связано с современным обществом. Даже известный телекритик Наталья Влащенко отмечала, что публикации Додолева в 80-х годах прошлого века позволили ощутить новый всплеск в киноведении и театроведении. Додолев, по признаниям многих людей, относится к такому типу журналистов, для которых характерны тонкий юмор и ставший популярным в 90-х годах речевой стиль административно-бюрократического характера.

Известный русский писатель Дмитрий Быков отмечал, что даже самое молодое поколение, в круг которого входил Евгений, уже берет свое начало в чем-то новом и необычном для русской журналистики. Быков говорил, что все люди, которые были на одной волне с Додолевым, начинают "делать погоду" на телевизионных каналах и вносить какую-то “изюминку” в однотипную прессу.

Журналист Евгений Додолев стал самым первым, и пока что единственным журналистом, чьи материалы и статьи о девушках с низкой социальной ответственностью принимал ЦК КПСС. Именно эта партия и вносила новые изменения в Административный кодекс Советского Союза. Статьи о проститутках от Евгения Додолева стали самыми первыми в России, которые могли публиковаться в газетах. Публикации под названиями “Ночные охотницы” и “Белый Танец” вывели газету на новый уровень общесоюзного цитирования и популяризировали выход на новый, рекордный уровень.

Благодаря этим статьям Евгений Додолев в 1986 году получил награду “Лучшего журналиста года” и через два года повторил свой результат. Совсем недавно Додолева сравнивали с великими русскими писателями и отмечали, что сатира и сарказм Додолева не сравнятся с тем, что писали Гоголь и Щедрин.

Телевидение

Помимо работы в газете Евгений Додолев вел телевизионную программу “Взгляд” под руководством молодежной редакции государственного телерадио Советского Союза. Во время репортажей Додолев рассказывал о людях, которые в те года обладали достаточным количеством информации и компетентности, чтобы выступать в качестве источника в различных программах на центральном телевидении. Об этих людях слышала почти вся страна, но из-за некоторых запретов на экраны телевизоров они попадали. К таким ньюмейкерам относились офицер КГБ Олег Калугин и известный репортер из Санкт-Петербурга Александр Невзоров.

Только самыми лучшими словами отзывался о Евгении Додолеве современный блогер Тимофей Шевяков. Он отмечал, что программа “Взгляд” на тот момент оставляла только самые лучшие воспоминания, и Додолев являлся культом того времени.

Спустя 10 лет после закрытия этой известной на всю страну программы передача “Огонек” рассказывала обо всех участниках того времени как о народных героях. Ведущие “Огонька” отмечали, что Евгений Додолев и компания в свое время стали народными героями, которые вдохновляли людей на перемены в стране, словно как Горбачев олицетворял перестройку.

В 1991 году Додолев стал еще популярнее на просторах страны, когда известная телекомпания “ВИД” сделала заказ для Первого канала, сняв документальный фильм под названием “Пресса СССР”, сюжетом которого стал рассказ о перспективных и молодых журналистах. Режиссером, который снимал эту картину, стал давний друг Додолева, член телекомпании DBB - Иван Демидов.

Сотрудничество с BBC

Евгений Додолев в свое время представлял Советский Союз во многих проектах на всемирно известном телеканале ВВС. Тема о девушках легкого поведения, которая в свое время принесла ему популярность в России, также стала очень популярна и за рубежом. Английский продюсер и режиссер совместно с Додолевым сняли англоязычный фильм под названием Prostitutki, который увидел свет в 1990 году. Кстати, эта работа получила хорошие отзывы от всех английских критиков того времени.

Работа в частных еженедельниках

Евгений Додолев был создателем одного из первых частных журналов, который назывался “Новый Взгляд”. Именно этот еженедельник стал основной для создания издательского центра с таким же названием. В 1994 году между Судебной палатой по спорам информации под руководством президента Российской Федерации и редакцией газеты произошел крупный конфликт. Службы внимательно рассмотрели публикацию о Чечне, и, обнаружив там ряд нарушений, которые полностью нарушают законодательство, завели уголовное дело. Автору статьи Ярославу Могутину пришлось скрываться от правоохранительных органов, а потом и вовсе скрыться в Соединенных Штатах Америки. Но это ему не помешало дальше выпускать статьи и одновременно работать в других проектах.

Туристические журналы

В 2005 году в карьере Евгения Додолева произошел переломный момент, когда редакция “СК-Пресс” пригласила его для сотрудничества в колонке путешествий. Это тема стала новой для Евгения, и поэтому он вкладывался в нее всеми силами. Именно поэтому в журнале уменьшилась доля лицензионных материалов, реформировался отдел рекламы, и тиражи газеты заметно выросли по сравнению с тем, когда в редакции еще не было Додолева. Евгений также смог привлечь к сотрудничеству знаменитых авторов в лице Кирилла Разлогова и Дмитрия Быкова. Также по убеждению Додолева в редакции согласились работать и популярные на тот момент фотографы.

Помимо работы в журнале для путешествийв возглавлял центр, занимавшийся выпусками деловых газет, таких как, например, “Компания”, “Карьера”, и русскоязычная версия журнала BusinessWeek. Помимо этого, на прилавки выходили мужские журналы. И единственное глянцевое политическое издание под названием Moulin Rouge.

Вклад в журналистику

Евгений Додолев стал первым журналистом, который в практике применил фразу “четвертая власть”, которая определяла и саму прессу, и ее влияние в социуме. Также Додолев ввел в массы и другие значимые понятия, такие как “гламуризация”, что означало процесс обработки сегментов информационного поля, и “мифологизация” - процесс совмещения историко-научных и историко-религиозных конструкций.

Открытия

Также Евгений Додолев стал первым человеком, проводившим эксперименты с латинским языком, вставляя их в русскоязычные названия статей, что придавало материалу новый, никому не известный ранее вид. Также Додолев ввел в массы понятие такого явления культуры социальной жизни и поведения людей, которое строится главным образом на сексуальных инстинктах и влечениях. Коллеги Евгения негативно отнеслись к этой процедуре, но психологи и психиатры взяли за основу его направление. Выпускал, помимо этого, Евгений Додолев книги. И они до сих пор актуальны.

Также журналист открыл множество новых тем, таких как коррупция в государственных партиях и криминальные похищения людей. Популярный российский социолог Игорь Кон очень положительно оценил эти направления и отмечал, что не припомнит подобных статей, которые выпускались до Додолева.

Личная жизнь

Евгений Додолев - человек, о личной жизни которого практически никому не известно. У многих людей складывается впечатление, что журналист жил только работой и никогда не уделял внимания построению семьи. У него было особое отношение к этой жизненной ценности, поэтому, скорее всего, он так и остался холостяком. В узких кругах ходил разговор о том, что все же не был одинок Евгений Додолев. Жена - - в свое время состояла в отношениях с Виктором Цоем, но эти слухи так и остались слухами. О детях Додолева также ничего не известно, и сам журналист никогда не признавался, есть ли у него кровные наследники.

Якубовича похитили бандиты, чтобы он ушел от Влада

25 лет назад, в апреле 1987 года, на заседании ЦК КПСС было принято закрытое решение о создании молодежной вечерней пятничной передачи, которая, в частности, отвлекала бы слушателей от выпусков Севы НОВГОРОДЦЕВА на ВВС. Так родился легендарный «Взгляд». Известный журналист Евгений ДОДОЛЕВ не только был знаком со всеми участниками исторического телепроекта, но даже сам провел 10 из 170 его эфиров.

Недавно вышла книга Евгения Додолева «Влад Листьев. Пристрастный реквием», где он вспоминает как о самом популярном телеведущем того времени, так и о том, «из какого сора» росла программа, перевернувшая представление советских зрителей о телевидении.

40 рублей на троих

Евгений, как получилось, что одни создатели «Взгляда», как Листьев, Любимов и Разбаш, стали очень богатыми людьми, а другие, как Мукусев, Политковский и Захаров, не получили практически ничего?

Тут и элемент везения, и разная склонность к коммерции. Пионером коммерциализации отечественного телевидения является, безусловно, гениальный Владимир Ворошилов , основатель клуба «Что? Где? Когда?». Он не только организовывал «чесы» по стране, но даже наладил продажу франшизы. За право играть в интеллектуальную игру на местах ему платили, и немало. Он зарабатывал по три-четыре тысячи рублей в неделю, сумасшедшие по тем временам деньги. А «Взгляд» начинался с гонорара 40 рублей на троих ведущих за выпуск. Конечно, Эдуард Сагалаев переформатировал ребят на ведение «двойками», чтобы не каждую неделю готовить выпуск. Но и финансовый аспект тоже кое-какое значение имел. Ведь у ребят даже машин тогда не было, первое авто - битая-перебитая «шестерка» с поддельными документами появилась у Любимова через два года после старта передачи в 87-м. А ездить на метро было попросту невозможно, всем известны были лица ведущих передачи, попавшей в Книгу рекордов Гиннесса в качестве «самой рейтинговой за всю историю мирового телевидения». На такси тратилась внушительная доля скромных зарплат.

- Когда ситуация стала меняться?

С приходом Александра Горожанкина , которого привел Андрей Разбаш . Саша был приглашен сначала коммерческим, а потом просто директором телекомпании «ВиД». Именно этот предприимчивый обаятельный человек выстроил эффективную систему «откатов», которая на нашем ТВ функционирует по сей день. Посредника, рулившего средствами, совершенно не интересует качество программы, потому что он получает процент от суммы. Если бы не приход Горожанкина, не появились бы большие деньги. И Листьев был бы жив. Горожанкин, в компании называемый «Гараж», - безмерного обаяния коммерсант, который ценил все красивое и окружал себя красивыми предметами и людьми: помню, все время встречал его в разных географических точках с небезызвестной Катей Андреевой . Дорогие костюмы ведущим (позднее и «мерседесы») покупались Горожанкиным из соображений эстетических, а не престижных.

Любимов - блистательный лжец

Почему при создании коммерческого предприятия на базе «Взгляда» популярные ведущие Александр Мукусев и Дмитрий Захаров не получили никаких акций?

Считалось, что Мукусев при своей безусловной порядочности - эгоист, не командный игрок. А Захаров сам отказался от акций. Последнему это ставят в заслугу, мол, телеведущий не стал играть в бизнес. Однако я помню контекст захаровского отказа. Дмитрий вернулся из командировки в провинцию, в которой за четыре дня заработал 35 тысяч долларов (могу ошибиться в точном количестве дней и тысяч, но это не суть). Его посыл был прост, как колумбово яйцо: пока вы тут что-то затеваете псевдокапиталистическое, я там рублю реальное «бабло». Действительно, на его гонорар можно было купить нескольких квартир в Москве. Зарплата в сотню долларов была тогда на ТВ завидной. Время показало, как сильно Дмитрий ошибся. Денег становилось все больше. И они все концентрировались в руках Листьева.

- Почему?

Потому что он возглавлял кооператив изначально и, что существенно, именно он их и зарабатывал. «Политбюро» Политковского и «Красный квадрат» Любимова были убыточными. В какой-то момент это стало Листьева напрягать. Да и жена Альбина грузила его, типа: «Владушка, зачем тебе надо всех кормить? Или ты забыл, как они тебя «слить» пытались?» Ведь поначалу уход Листьева в сферу «развлекаловки» считался профессиональным убийством. Влада сплавил туда Александр Любимов, который, будучи по натуре лидером, пытался избавиться от удачливого конкурента. Я очень люблю Сашку, многим ему обязан, но он просто феноменальный интриган и блистательный лжец.

- Неужели?

Еще какой! Сразу после убийства Листьева он заявил, что Влад, мол, наделал много долгов и акции «ВиДа» нужно отдать Первому каналу во избежание разборок. Переговорщиком с каналом тогда выбрали Ивана Демидова . Однако категорически отказывались отдавать свои акции Горожанкин и Политковский, последнего с трудом в конце концов уболтал Разбаш. Что-то там было мутное с кредитами, которые понабрал Влад. Как говорит Политковский: «И произошло то, что произошло. Тогда как раз и формировалась эта новая система ТВ-взаимоотношений, с бесконечными «откатами», с воровством бесконечным». Горожанкину, по-моему, вновь пришлось ездить с обрезом на штурманском сиденье. Но в результате отдать доли согласились все. Однако задним числом выяснилось, что сам Любимов не только не отдал свои акции, но их у него каким-то образом стало даже больше - 25 процентов! И сейчас он единственный из бывших «взглядовцев», кто получает по ним стабильную прибыль. Неудивительно, что ребята на него напряглись.

Политковского оставили без «Политбюро»

- Итак, вернемся к истории с Листьевым...

Прекрасно помню, как мы с Любимовым и еще одним человеком сидели у него дома в Измайлово, на тесной кухне малогабаритной «однушки». И Саша сказал: «Листа надо «убить». Сделаем из него клоуна». Идея «Поля чудес» была украдена известным телемэтром Анатолием Лысенко вместе с Листьевым, когда они в Париже отсмотрели по телевизору в гостиничном номере американскую передачу «Колесо фортуны». Любимов решил этим фактом мотивировать решение о разделении площадок: «Раз он полосатый барабан в блокнотик срисовал, то пусть сам шоу и ведет, а еще пусть, как халдей, носит бабочку!» Саша убедил Лысенко, что на «Поле...» нужно выпустить именно Владислава. А мы, мол, будем заниматься настоящим делом - политикой да аналитикой. Расчет оказался мимо кассы: люди в начале 90-х устали от чрезмерно политизированного телевидения, рейтинг «Поля чудес» оказался рекордным. И вся реклама хлынула туда.

Разумеется. Более того, он перестал отчитываться перед Горожанкиным. Рубил сплеча в вопросах, где требовалась гибкость. К примеру, Листьев никогда не ездил на «стрелки» с бандитами, это была прерогатива трех Александров: Горожанкина, Любимова, Политковского. А тут вдруг в офис приезжает братва в тренировочных костюмах с автоматами. Листьева там не было, его предупредила секретарша, он недолго думая позвонил Рушайло в РУОП, и бандитов «приняли». Это оказалась команда Саши Цыгана , одного из как бы партнеров «видовских» по морским круизам. Александр Макушенко (это настоящая фамилия Цыгана), кстати, был щедрым и обаятельным бандитом: спонсировал Преснякова и Айзеншпису помогал в раскрутке Влада Сташевского , хотел через Листьева презентовать медицинское оборудование для центра доктора Рошаля ... В общем, неудобно получилось. Самостоятельность Влада и неготовность координировать свои действия с другими партнерами достали всех. Он стал влегкую хамить коллегам.

- И что же они?

А они в результате «свергли» Листьева с должности президента «ВиДа», мотивируя смещение «чрезвычайной занятостью». И посадили на его место Любимова. Влад, конечно, не забыл об этом, когда его назначили руководителем канала. Он говорил прямо, что «видовских» программ, кроме его собственных, на «первой кнопке» не будет. «Мне твое «Политбюро» на х... не нужно!» - заявил он тогда Политковскому. В компании знали, что у Политка двое детей, жена Анна Политковская тогда не была известной журналисткой. И здоровье Саша угробил в значительной степени на работе. Но Влад не заморачивался: друзьями они не были, были конкурентами.

Роман кумира с гинекологом

И вот мы подходим к самому главному. Одной из версий убийства Листьева является возможная попытка «взглядовцев» защитить свои интересы...

Да, в коллективе «ВиДа» настоящих друзей у Листьева не осталось. Разве что Леня Ярмольник , с которым они делали «L-клуб». С Любимовым Листьев вообще перестал разговаривать. Однако я абсолютно убежден, что слезы ребят у гроба были искренними, эта трагедия стала для них настоящим потрясением. С Листьевым ушла очень важная часть их жизни. То же касается и жены - Альбины Назимовой . Разумеется, она была в курсе его романа с Верой, ее гинекологом, с которой она сама и познакомила мужа. («Видовцы» звали эту красивую брюнетку Верандой: крупная такая была девушка.) Помню, что Альбина поставила Владу ультиматум: если будет развод, то она будет биться в суде за акции «ВиДа». Очевидно, что Альбина имела на них право, так как именно она помогла Листьеву выплыть из омута экстремального алкоголизма. Близкий друг Влада, известный адвокат Андрей Макаров , сказал тогда, что в этом вопросе будет представлять интересы его жены. Но! Даже в контексте многочисленных листьевских интрижек Альбина оставалась главным человеком в его жизни. Они любили друг друга, как умели. Ни Альбина, ни Разбаш, с которым у нее были какие-никакие, но все же отношения еще при жизни Влада, не могли и помыслить об убийстве Влада. Это вам не банкиры российские!

- А Сергей Лисовский, которого новый директор ОРТ лишил миллионных заработков, объявив мораторий на рекламу?

- Марк Рудинштейн , по-моему, до сих пор уверен, что так оно и есть. Он рассказывал мне, что накануне убийства был в приемной Листьева, видел, как оттуда вышел Сергей, и помнит, что там звучало... Но дело ведь в том, что решение о запрете на рекламу было коллегиальным, Листьев его только озвучил, и Лисовский не мог этого не знать. Это во-первых. А во-вторых, косвенное подтверждение невиновности Лиса: в день убийства у него в «пыточной» на Олимпийском находились два «клиента», с которыми его попросили разобраться за угон какой-то там машины. В общем, если бы он заказал Листьева, то, конечно же, освободил бы помещение, понимая, что повальные обыски неминуемы. Зачем дополнительный компромат?

- Погодите, в какой «пыточной»?!

В офисе Сергея Федоровича на Олимпийском проспекте было оборудовано особое помещение без окон, с привинченным столом, кольцами в бетонных стенах, с впечатляющим антуражем, где «специально обученные люди» вели беседы с провинившимися. По словам Разбаша, первым «клиентом» этого «заведения» был Юрий Грымов , который работал на Лиса, но в какой-то момент решил свалить, нарушив обязательства. С ним, правда, разговаривали без физического воздействия, давили на психику.

- Круто!

Не надо забывать: время было такое, многие (если не все) серьезные бизнесмены имели подобные «переговорные». В одну из них, оборудованную на конспиративной квартире, попал в 94-м и Леонид Якубович . Его фактически похитили по заказу трех членов совета директоров «ВиДа». Готовилось превентивное изгнание Листьева из компании (поскольку было ясно, что вскоре он сам бросит партнеров, покинув «ВиД»). Якубовича вынуждали подписать бумаги об уходе от Влада, чтобы выбить у того главный финансовый и рейтинговый козырь - программу «Поле чудес», которая была донором менее удачных проектов. Леонида Аркадьевича держали взаперти несколько суток. Но надо ему отдать должное - он проявил нежданное мужество, не дрогнул и ничего не подписал, к глубокому разочарованию заказчиков.

Кто убил любимца нации

Вы, как я понял, придерживаетесь версии, что убийство самого популярного телеведущего страны было «недоразумением»?

Именно такую версию в приемной «ЛогоВАЗа» поведал мне небезызвестный Литвиненко , отравленный впоследствии полонием. С подполковником я познакомился в сентябре 99-го в приемной Березовского . Прекрасно понимаю, что там каждое слово писалось и Литвиненко, само собой, не мог этого не знать. Тем не менее, по мне, это очень похоже на правду. Убивать Влада никто не хотел. Но он мешал правой руке Березовского - Бадри Патаркацишвили - проводить реформу на «первой кнопке». В те времена людей могли похитить прямо из «Останкино», отвезти в лес, там пытать и даже убить! Листьев хотел держать все под контролем, при том что был чудовищно загружен еще и творческими проблемами. Чтобы он «не борзел» и не лез в то, что не являлось его епархией, Влада и решили припугнуть. Но исполнители «перестарались». Эту версию, конечно, никогда не подтвердит вдова, которая потом появлялась на премии «ТЭФИ» в компании с Бадри: тот факт, что она дружила с убийцей своего мужа, социум не может одобрить.

- Значит, роковая случайность?

И да, и нет. Неважно, кто конкретно заказал любимца публики - его уничтожили большие деньги. Влад ведь очень легко «кидал» людей, которых не числил «своими» (а таких было не очень много). Как, впрочем, и все деловые люди в период «постсоветского капитализма». Листьев, конечно, не был мошенником, но если брал некую сумму за услугу, которую в силу форс-мажора не мог оказать, то отдавать деньги не считал нужным. «Кто нас посмеет тронуть? - сказал он как-то Игорю Угольникову . - Мы же народные кумиры!» Когда Саша Гафин предложил нанять охрану, он лишь рассмеялся. Некорректно говорить: «убили журналиста». 1 марта 1995 года расстреляли бизнесмена. Как рассказывал мне Мукусев, который в качестве депутата вел собственное расследование, на счетах Листьева после его смерти обнаружились 17 миллионов долларов. А ведь сам Мукусев остался бедным и одно время даже был вынужден «бомбить» на своей машине, приклеив бутафорские усы и надев фуражку, чтобы никто не узнал в извозчике экс-кумира.

- Дмитрий Захаров по-прежнему работает на ТВ. А что делает Политковский?

Преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», где, кстати, обретаются и экс-жена Саши Любимова Татьяна Пушкина , и экс-режиссер «Взгляда» Татьяна Дмитракова ... Политковский очень сильно пьет, что, кстати, для русского журналиста я считаю делом нормальным. Другое дело, что пьет он от профессиональной нереализованности. Я думаю, что миллионную премию имени Листьева, которую вручили Леониду Парфенову , следовало бы отдать тем, кто много сделал для отечественного телевидения и сейчас бедствует. Проект «Взгляд» до наступления эпохи коммерциализации - это образец самоотверженной, смелой и искренней журналистики. Бесспорно, честной. По-настоящему новаторской, революционной. Такой, которой нет на нашем телевидении сейчас.