Приватизация ведомственной квартиры — алгоритм действий для военных и гражданских лиц. Какой жилищный фонд подлежит приватизации? Муниципальное специализированный жилищный фонд приватизация

Служебными являются квартиры, принадлежащие на правах собственности учреждениям или организациям и предоставленные их работникам на период трудовых отношений работодателя и сотрудника.

Проживание на такой жилплощади по Закону является временным . Сотрудник и члены его семьи проживают в служебной квартире на всём протяжении действия трудовых отношений на основании договора найма.

Договор найма такого жилья подлежит расторжению в любой момент по инициативе нанимателя или по соглашению сторон. Предприятие в одностороннем порядке имеет право расторгнуть договор найма через суд или по окончании действия трудового договора с работником.

Причём, договор может быть расторгнут даже в том случае, если увольнение произошло до окончания срока контракта с предприятием. После того, как сотрудник прекращает трудовые отношения с предприятием, он должен освободить жилое помещение без предоставления иной площади для проживания.

Исключение составляют:

  • военнослужащие;
  • сотрудники ФСБ и ОВД, таможни;
  • пенсионеры по старости;
  • работники, утратившие здоровье во время исполнения служебных обязанностей.

Основные условия

Как приватизировать служебное жилье? Закон «О приватизации…» в пункте 2 статьи 4 содержит оговорку, о возможности приватизации служебных жилых помещений по решению собственника.

Поскольку данный вид жилплощади принадлежит непосредственно предприятиям , которые предоставляют квартиры своим работникам на время исполнения служебных обязанностей, решение о возможности передачи их в частную собственность остаётся за ними.

Подобная норма признана не противоречащей Закону Постановлением Конституционного суда № 9 – П от 30 марта 2012 года. Предприятие издаёт нормативно-правовой акт, и на его основе жильё передаётся в частное владение граждан.

Таким образом, приватизация служебного жилья становится возможной, при наличии разрешения соответствующей организации, распоряжающейся собственным жилфондом.

Кроме того, существует ряд жилых помещений, переданных государственными или муниципальными унитарными предприятиями на баланс городских администраций.

После передачи они утрачивают статус служебных и предоставляются гражданам на основе . Приватизация их возможна без всяких условий, поскольку они становятся .

В настоящее время многие крупные города приняли собственные подзаконные акты, регламентирующие порядок приватизации служебного жилья.

К примеру, в Москве, согласно Постановлению правительства, на его приватизацию имеют право сотрудники, проживающие в них и проработавшие на предприятии 10 лет и более .

О том, как приватизировать квартиру, если , как восстановить , а также о процедуре жилого помещения, вы можете узнать на нашем сайте.

Нужно ли становиться владельцем?

Размеры и состояние квартир, предоставляемых предприятиями, как правило, оставляют желать лучшего. Поскольку такое жильё является временным, вселяются жильцы в него ненадолго и сменяются часто.

Понятно, что никто из проживающих не вкладывает каких-то значительных средств на поддержание удовлетворительного состояния квартиры , да и предприятие-собственник не уделяет таким квартирам особого внимания. В результате состояние жилплощади с каждым годом ухудшается.

Конечно, если вы прожили на данной жилплощади долгое время и вкладывали средства в её ремонт, стоит стать законным владельцем этих квадратных метров.

Ведь приватизация даст вам полное право распоряжаться квартирой по своему усмотрению.

Приватизировать служебную квартиру стоит тем гражданам, которые планируют сменить место работы. Ведь как только вы расторгнете трудовой договор с организацией-собственником , жилплощадь придётся освободить.

Но в том случае, если состояние технического оборудования жилплощади и её общее состояние не в порядке, нужно задуматься, а стоит ли становиться собственником.

После приватизации полностью ляжет на плечи её владельца. Все внутренние работы, включая замену системы отопления, водоснабжения, канализации нужно будет делать за свои деньги, нанимая при этом рабочих.

Если вы стоите в очереди на получение жилья от государства, которое будет явно больше по площади, чем служебная квартира, приватизация вам однозначно не нужна. Поскольку наличие служебной жилплощади не лишает граждан права на улучшение жилищных условий.

Если граждане, проживающие в служебной квартире, не имеют другого жилья и стоят в очереди на улучшение жилищных условий, выселить их без предоставления альтернативного жилья нельзя .

Поскольку в России практически нет жилых помещений, которые власти могут предоставить для переселения из служебных квартир, занимать помещении можно фактически бессрочно .

О том, должны оплачивать собственники приватизированных квартир, вы можете также узнать на нашем сайте.

Как можно приватизировать служебную квартиру?

Получение согласия предприятия

Можно ли приватизировать ведомственную квартиру? Решение о приватизации ведомственной квартиры принадлежит предприятию – собственнику. Для его получения нанимателю необходимо написать . Документ рассматривается администрацией предприятия в течение двух месяцев.

По истечении данного срока сотрудник – наниматель получает официальное решение по вопросу. Отказ предприятия означает окончание процедуры приватизации.

По закону заставить собственника передать жилое помещение в частные руки невозможно, и никакие обращения в суд вам не помогут .

Если администрация предприятия согласится на передачу в собственность служебного жилого помещения, начинается процедура приватизации.

Закон накладывает однозначный запрет на приватизацию служебных квартир в аварийных домах .

Кроме того, не смогут оформить в собственность квартиру лица, уже участвовавшие в приватизации. Исключение составляют лица, впервые участвовавшие в приватизации в возрасте до 18 лет.

О том, как добиться , вы можете узнать из нашей статьи.

Порядок оформления

Как приватизировать служебную квартиру? Прежде чем приступать к приватизации специализированного жилого помещения, полученного ранее от конкретного предприятия, необходимо выяснить, осталось ли оно на балансе организации в настоящий момент.

Количество ведомственного жилья на настоящее время резко сократилось, и возможно, ваша квартира уже не является собственностью конкретного предприятия и уже передана на баланс муниципалитета .

Если конкретное предприятие перестало существовать или реорганизовано, но собственный жилфонд по документам не предало органам местного самоуправления, прежде всего нужно решить данный вопрос.

Можно ли приватизировать арендное жилье? Граждане, проживающие и зарегистрированные в подобных помещениях, вправе выставлять требования о заключении с ними договора соц. найма для участия в приватизации.

Основополагающим в принятии решения является изучение договора найма . Вселение в служебную квартиру проводится по двум типам договоров: социального или служебного найма.

Если квартира в Росреестре не значится, как ведомственное служебное помещение , положительный исход дела, скорее всего, возможен. Если помещение приобрело статус служебного после вашего вселения, то данный статус не действителен , и вы можете оспорить его в суде.

Оформление в собственность служебной квартиры состоит из следующих этапов:

Служебная квартира передаётся на баланс конкретного муниципалитета.

С этого момента жилплощадь становится муниципальной , и появляется возможность передачи её в частные руки.

Процесс передачи происходит на основе соглашения двух сторон и составления соответствующих актов.

После передачи квартиры в собственность органам местного самоуправления, сотрудник, гражданин подаёт заявление на приватизацию . К заявлению прилагаются документы:

  • согласие на приватизацию всех зарегистрированных, с 14 лет;
  • договор найма;
  • документы на квартиру(техпаспорт, кадастровый паспорт);
  • личные документы жильцов;
  • выписка из ЕГРП;
  • (если есть);
  • справка о зарегистрированных по данному адресу;
  • квитанция об оплате госпошлины.

В течение двух месяцев соответствующая организация проводит анализ документов и принимает решение. По итогам рассмотрения заявления составляется договор о приватизации .

Если решение отрицательное, заявители должны потребовать оформления отказа в письменной форме.

В случае отказа по причине ошибок в документах или отсутствия каких- либо из них, заявление можно подать повторно после устранения недочётов.

После оформления договора каждый участник получает в Росреестре Свидетельство о собственности .

Причины обращения в суд

В каких случаях необходима приватизация ведомственного жилья через суд?

Передача в собственность служебной жилплощади зачастую невозможна из-за несогласия администрации предприятия. В этом случае стоит предпринять попытку перевода жилья в собственность через суд .

Многочисленные советы о подаче иска предприятию или администрации с требованием о передаче квартиры, принадлежащей организации, в муниципальный фонд не имеют основания.

Граждане не вправе выставлять подобные требования, поэтому единственной возможностью приватизировать служебную квартиру при отказе предприятия-собственника – обращение в судебные органы.

Наниматели жилья обращаются с иском, ответчиком по которому выступает предприятие. Заявление должно содержать требование о передаче ведомственной квартиры на баланс органов местного самоуправления с целью снятия с него статуса служебного .

Обоснование подобного иска – задача не из лёгких, поскольку предприятие может распоряжаться собственной недвижимостью по своему усмотрению, и суд удовлетворяет подобные иски в исключительных случаях.

Однако существуют обстоятельства, при которых положительное решение суда возможно. Суд примет сторону заявителя если:

  1. Квартира не значится в Росреестре как служебная жилплощадь.
  2. Жилплощадь после реорганизации или ликвидации предприятия передана на баланс поселения.

Как показывает судебная практика, зачастую суды в крупных городах не разрешают приватизацию служебных квартир , чтобы не спровоцировать рост количества прецедентов.

Помните о существовании апелляций и, если вы располагаете основаниями для приватизации жилплощади, подавайте протест в вышестоящие судебные органы. Несмотря на наличие запрета в законе, приватизация служебного жилья при наличии определённых условий всё-таки возможна.

Для повышения шансов на благополучный результат целесообразно воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Можно ли приватизировать служебное жилье? Консультация адвоката на тему приватизации служебной квартиры в этом видео:

Служебное жильё — это квартира, которая принадлежит государственному учреждению или определённой организации. Такое жильё предоставляется сотрудникам и служащим для временного проживания. Данные квартиры находятся на учёте специализированного жилого фонда.

Когда государство или организация предоставляют служащему или работнику подобное жильё, с ним заключается договор найма. Действие этого договора распространяется только на время трудовых отношений.

Ведомственная квартира может быть возвращена государству или организации в любой момент, при этом расторгается договор найма по соглашению сторон или личной инициативе нанимателя. Аннулирование соглашения возможно через судебные органы, если проживающие в квартире граждане не исполняют свои обязательства по надлежащему содержанию жилья или по другим причинам. Разберемся, возможна ли приватизация служебного жилья в собственность.

Законодательство и актуальность вопроса приватизации служебного жилья

Недвижимость переводится в специализированный жилой фонд на основании заявление в Администрацию города, которое должен подавать орган или организация, где трудится работник. На основании Закона под ведомственные квартиры выделяется жильё, расположенное на первых этажах. Городской совет рассматривает заявление и выносит решение о включение квартиры в число ведомственной недвижимости, которая потом предоставляется работнику в пользование.

Сегодня, как и много лет назад, количество служебных квартир является значительным. Этот вопрос не теряет своей актуальности в наше время, так как существует множество профессий, а значит и работников, которые должны проживать по месту своей деятельности или недалеко от этого места. К ним можно отнести:

  • работников ЖКХ;
  • должностных лиц таможни, налоговой инспекции;
  • спасателей;
  • работников рыболовецкого хозяйства;
  • военных офицеров;
  • дворников и так далее.

Приватизация жилья оформляется согласно Закона «О приватизации» № 1541-1 от 04. 07. 1991 года.

Указ Президента нашей страны гласит о том, что гражданин может приватизировать служебное жильё только один раз . Кроме этого приватизировать служебную квартиру можно, если на этот шаг идёт собственник жилищного фонда (государственное учреждение или организация). Ведь многие люди всю жизнь работали в тех или иных организациях или государственных учреждениях и у них нет другого жилья, чтобы по уходу на заслуженный отдых там жить. Таким образом производится социальная поддержка этих граждан.

Условия и документы для оформления жилья

Закон о приватизации жилья в РФ позволяет субъектам самостоятельно устанавливать условия и правила для приватизации ведомственных квартир в каждом конкретном регионе. Это означает, что организации или государственные учреждения могут сами принимать решения о приватизации по своей инициативе.

Кто может приватизировать

Выполнение приватизации квартиры — это право организации, но не обязанность. Поэтому работник должен только подать заявление и надеяться на положительное решение. Человек должен проработать на предприятии не менее 10 лет, чтобы можно было подавать документы на приватизацию.

В перечень лиц кто может получить и оформить приватизацию квартиры входят:

  • депутаты;
  • чиновники;
  • военнослужащие;
  • сотрудники МЧС и полиции;
  • работники таможни, ФНС, судьи, лесных и рыболовных хозяйств;
  • учителя и врачи.

Таким образом, производится привлечение ценных кадров на работу. Благодаря этой специальной программе теперь каждый служащий, проработавший много лет в государственном учреждении, может получить жильё в собственность.

Предприятие имеет право рассматривать заявление в течение 2-х месяцев и когда положительный ответ будет дан, между работником и предприятием заключается соглашение о передачи квартиры в собственность.

Перечень документов

Сначала работник должен собственнику жилищного фонда подать заявление с просьбой о приватизации квартиры. Когда это заявление будет одобрено, необходимо получить от него письменное разрешение. Нужно приготовить ещё такие документы:

Необходимо получить выписки из домовых книг по тем адресам, где семья проживала с 1991 года. Также необходимо оплатить госпошлину и приложить квитанцию об оплате к пакету документов.

Первым шагом будет получение письменного разрешения у собственника жилья . Потом необходимо идти в БТИ для получения кадастрового паспорта. Когда эти документы будут готовы, собрав весь пакет документации, следует обратиться в приёмную Департамента жилищной политики.

Если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации , его приватизировать можно. Но необходимо сначала получить разрешение в письменном виде от собственника компании на передачу этого жилья гражданину. Когда резолюция поставлена, и разрешение уже имеется на руках, можно начинать собирать документы для проведения процесса приватизации.

Если служебное жилье ранее принадлежало государственному или муниципальному учреждению , а потом такая организация передала свой жилой фонд органам местного самоуправления. Приватизация квартиры в данном случае возможна, если учреждение работает в той же правовой форме, что и на момент передачи фондов, то есть не происходила реорганизация, приватизация организации или превращение её в акционерное общество. Если организация не передаёт квартиру муниципалитету, тогда граждане, проживающие в данном помещении, не имеют право его приватизировать

Если служебное жилье «висит» на балансе давно приватизированных или реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий , это говорит о нежелании муниципалитета принимать жилой фонд в собственность. Но это не повлечёт за собой ограничения прав граждан на передачу в собственность квартиры и заключение соглашения социального найма.

Решение вопроса в суде

Приватизировать служебную квартиру можно лишь в том случае, когда собственник согласится исключить данную жилую площадь из своего жилого фонда. Работодатели обычно не заинтересованы в изменении статуса своих квартир и поэтому могут отказать работнику в передаче жилья в муниципалитет. При этом они имеют полное право не указывать причину своего решения.

Единственная возможность для служащего — это подать иск в суд. Только на основании положительного решения суда в пользу работника, орган местного самоуправления сможет исключить квартиру из ряда служебных. На основании решения суда исполком принимает решение о таких действиях.

Но не так просто добиться положительного решения. В судах существует множество решений не в пользу истцов. Это говорит об отсутствии каких-либо норм, которые бы обязывали собственников разрешать перевод служебных квартир в муниципальные. Однако служащие обращаются в суды, в особенности те граждане, которые много лет отработали в одном учреждении или организации, ведь другого жилья у них после выхода не пенсию нет.

Судебная практика

При обращении в суд необходимо указывать срок работы в учреждении или организации собственника жилого фонда. Как показывает судебная практика, именно эти показатели могут иметь огромное значение для суда. Если человек отработал всю жизнь в государственном учреждении, и после выхода на заслуженный отдых, ему негде жить, так как собственник требует вернуть квартиру в фонд предприятия, отказывая в изменении статуса жилья. В этом случае, только суд поможет гражданину не остаться без жилья.

Отказ в положительном решении может последовать, в случае доказательства ненадлежащего пользования жильём или когда данные о сроке работы были преднамеренно работником завышены .

В судебной практике были и такие случаи, когда положительное решение в пользу истца было вынесено, но оно не исполняется. Тогда работник может снова подать иск в суд и решение будет вынесено в кротчайшие сроки с положительным исходом.

Таким образом, если законное право на получение жилья в собственность на основании решения суда не исполняется по каким-либо причинам, то государство должно обеспечить реализацию этого права.

Собственника обяжут изменить статус служебной квартиры и передать её в муниципалитет. Регистрация права собственности происходит в органах, которые осуществляют государственную регистрацию прав на недвижимость на основании решения судебных органов.

Видео: Советы юриста как приватизировать служебное жилье

Подводим итоги

  • Чтобы приватизировать служебную квартиру, необходимо изменить её статус со служебной на муниципальную. Это можно сделать на основании решения собственника и исполкома города.
  • Государственные учреждения и организации могут самостоятельно принимать решение о передаче жилья в муниципалитет и приватизации
  • Гражданин, который хочет приватизировать служебную квартиру, должен иметь на руках письменное решение.
  • Правом на приватизацию может пользоваться каждый работник, проживающий в служебной квартире и отработавший на государственном предприятии собственнике не менее 10 лет.
  • Кроме письменного решения, необходимо приготовить пакет других важных документов.
  • Порядок приватизации служебной квартиры очень простой, если имеется решение собственника.
  • Если такое решение получить не удаётся, тогда можно подать иск в суд.
  • Судебная практика показывает, что сложно добиться положительного решения суда, но это возможно, если человек долго проработал в учреждении.

Навигация:

В силу Закона жилое помещение по договору социального найма передается гражданину (нанимателю) в бессрочное владение и пользование, что не исключает его (договора) расторжение и прекращение. Причем наниматель может расторгнуть договор найма в любое время. Это право для него является безусловным, оно не зависит от мнения другой стороны и не требует судебного подтверждения. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда (ч. 3 ст. 83 ЖК РФ).

Жилищный кодекс РФ (ч. 3 ст. 83)

3. В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.

Но не всегда действие договора зависит от сторон. В ряде случаев он прекращает свое существование независимо от воли сторон. Как предусмотрено ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, утрата (разрушение) жилого помещение, а также смерть одиноко проживавшего нанимателя ведут к прекращению договора социального найма.

Жилищный кодекс РФ (ч. 5 ст. 83)

5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Наряду с физической невозможностью исполнения договора найма, о чем речь идет в ч. 5 ст. 83 ЖК РФ, прекращение его может быть обусловлено причинами юридического порядка.

В частности, это происходит при бесплатной приватизации жилых помещений, занимаемых по договору социального найма. С момента заключения договора о передаче жилого помещения гражданину или нескольким гражданам и его государственной регистрации договор социального найма прекращается немедленно и автоматически, так как перестают существовать предмет договора и его участники в лице наймодателя и нанимателя. Разумеется, прекращение договора найма жилого помещения по указанным основаниям возможно только при согласии на это нанимателя и всех членов его семьи независимо от момента вселения - одновременно с нанимателем или позднее - и наличия у них права на приватизацию. Точно так же не имеют правового значения и мотивы, по которым то или иное лицо не согласно на приватизацию и прекращение договора найма жилого помещения. Тут должен быть такой же подход, как и при вселении нового члена семьи нанимателя. Согласие на его вселение является сделкой, и отказ от ее совершения любого из членов семьи нанимателя не может быть оспорен в судебном порядке.

Основные принципы и условия бесплатной приватизации регламентированы Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который неоднократно изменялся и дополнялся.

Наиболее значительные изменения внесены в него Федеральным законом "О ведение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. Первая часть этих изменений сводилась к отмене бесплатной приватизации начиная с 1 января 2007 г. К тому же приватизировать жилые помещения в этот срок могли только те граждане, кто получили их до 1 марта 2005 г., т.е. до вступления в силу нового ЖК РФ. В дальнейшем срок бесплатной приватизации был продлен до 1 марта 2010 г., поскольку процедура приватизации довольно сложна и на местах оперативно справиться с данной работой в относительно короткие сроки просто не могли.

Судебная практика

По поводу конституционности указанных положений в Конституционный Суд РФ обратились Верховный Суд РФ и граждане Орловы. По мнению Верховного Суда РФ, отмена права граждан на приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилых фондов (с 1 марта 2005 г. частичная, а с 1 января 2007 г. полная) противоречит вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Однако с таким пониманием завершения процесса приватизации жилых помещений Конституционный Суд РФ не согласился, указав в своем постановлении от 15 июля 2006 г., что право граждан на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилых помещений не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности государственной и муниципальной собственности.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ согласился с доводами жалобы Орловых в отношении того, что запрет на приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г. (в пределах общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилищного фонда), не имеет конституционного обоснования и противоречит ст. 19 Конституции РФ.

Таким образом, исходя из решения Конституционного Суда РФ, для приватизации социального жилья до ее завершения, т.е. до 1 марта 2010 г., не имеет значения, когда оно было предоставлено (до или после 1 марта 2005 г.).

Наряду с установлением общего срока действия о бесплатной приватизации жилищного фонда исключительно важный материально-правовой аспект приватизации заложен в ст. 7 Вводного закона ЖК РФ в связи с изменением режима общежитий, принадлежавших ранее государственным и муниципальным предприятиям.

Указанной статьей Федерального закона "О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находятся в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Из ее содержания видно, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Поскольку проживающие в этих общежитиях лица получили равные права с нанимателями социального жилья без каких-либо ограничений, то тем самым не имеется препятствий для приобретения ими занимаемых помещений в собственность на основании ст. 2 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

В то же время так как изложена ст. 7 Вводного закона, такой вывод не всегда очевиден, остаются вопросы, поскольку не все общежития переданы в ведение органов местного самоуправления, а те, которые переданы, продолжают сохранять статус общежитий. Кроме того, общежития могут быть различного типа.

В частности, есть два типа общежитий. Одни расположены в обычных жилых домах, занимая подъезд, этаж либо отдельную квартиру, так называемые семейные общежития. Другие изначально строились как общежития с коридорной системой, где каждому предоставлялась комната либо койко-место, если комната заселялась несколькими лицами.

Закономерно возникает вопрос, какие именно общежития имеет в виду ст. 7 Вводного закона ЖК РСФСР.

На этот вопрос попытались дать ответ судьи Белгородской области.

Судебная практика

А. обратилась в суд с иском к МУП "Городской жилищный фонд", администрации г. Белгорода о признании решения об отказе в приватизации жилого помещения незаконным, признании права на участие в приватизации жилищного фонда, сославшись на то, что с 1970-х гг. она проживает в комнате дома, являвшегося ранее общежитием в г. Белгороде. Данное здание было принято в эксплуатацию в 1957 г. и использовалось как общежитие. 17 мая 2005 г. в приватизации занимаемого жилого помещения истице отказано, с чем она не согласна.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 23 июня 2005 г. оставленным без изменения, в кассационном порядке в иске А. было отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд исходил из того, что дом, в котором расположена спорная комната, был построен и использовался как общежитие. Постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г. данный дом принят в муниципальную собственность, но не исключен из специализированного жилищного фонда и при его заселении МУП "Городской жилищный фонд" продолжает применять Положение о порядке предоставления мест в муниципальных общежитиях г. Белгорода. Тем самым, по мнению суда первой инстанции, дом не утратил статуса общежития, решение о присвоении ему статуса жилого дома не принималось.

С учетом положений ст. 4 Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", запрещающей приватизацию жилых помещений, находящихся в общежитиях, суд в итоге пришел к выводу о законности отказа администрацией г. Белгорода в приватизации занимаемой А. комнаты.

Суд кассационной инстанции, оставляя это решение без изменения, дополнительно сослался на положения ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. о том, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовались в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Толкуя данную норму права исходя из ее буквального смысла, судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда пришла к выводу, что положения о договоре социального найма необходимо применять только тогда, когда жилые помещения находились в жилых домах, построенных изначально как многоквартирный жилой дом. Поскольку жилое помещение, о котором возник спор, никогда не имело статуса жилого дома, а изначально использовалось в качестве общежития, отказ в приватизации комнаты является правомерным.

С такими основаниями к отказу в иске А. не согласилась Судебная коллегия Верховного Суда РФ по гражданским делам. При этом, отменяя вынесенные по делу судебные постановления, Судебная коллегия указала, что выводы об отказе в иске А. основаны на неправильном толковании Закона, поскольку приведенные правовые нормы не дают оснований для подобного ее толкования.

Из содержания ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу Закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Поскольку общежитие принято в муниципальную собственность в соответствии с постановлением главы администрации Белгородской области от 1996 г., то после вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус общежития данным жилым домом утрачен в силу Закона и истица вправе приобрести занимаемое ею по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".



Проблема приватизации служебного жилья не теряет своей актуальности, ведь немало людей проживает в служебных жилых помещениях и не имеет возможности их приватизировать (или не знает, как это сделать).

Конечно, количество служебных квартир сегодня намного меньше, чем 20 лет назад, но этот вопрос еще волнует многих, в частности тех, кто уже обращался к властям по своего жилья и получил стандартный отказ: служебные жилые объекты приватизации не подлежат. А как на самом деле?

Служебное жилье: приватизация с оговоркой

Служебным считается жилье, предназначенное для заселения жильцами, которые по характеру трудовых отношений должны находиться недалеко от своего предприятия или учреждения. Служебные жилые помещения предназначены для работников жилищно-коммунального хозяйства, аварийно-спасательных служб, работников рыболовецкого и лесного хозяйства, сотрудников таможенных и налоговых органов и т.п.. Перечень конкретных должностей для выделения служебного жилья и порядок их использования установлен еще постановлением Совета Министров СССР.

Законодательством установлено, что дома, квартиры, комнаты, признанные в установленном порядке служебными, приватизации не подлежат. Это условие направлено на то, чтобы жильцы служебных квартир не злоупотребляли правом на приватизацию, ведь предоставление такого жилья не связано с проблемой , а связано лишь с интересами предприятия (учреждения). Если бы каждый мог приватизировать служебное жилье, оно бы скоро совсем исчезло. Но ситуация, когда такая мера является еще и способом соцобеспечения граждан, не имеющих своей жилплощади или имеющих недостаточное количество квадратных метров, также не исключена. Как же быть человеку, много лет отработавшему на предприятии и другого жилья на данный момент не имеющему?

Шанс получить служебное жилье в частную собственность есть, но приватизировать его можно только в том случае, если с квартиры снимают статус служебной. Тогда она переводится в категорию государственного (муниципального) жилфонда. По закону служебное жилье исключается из такой категории по заявлению предприятия, предоставившего жильцу такое жилье.

Такой принцип сработает в том случае, если собственник жилья захочет исключить его из служебного фонда. Естественно, что в большинстве случаев предприятие или учреждение в приватизации не заинтересовано, имея полное право отказать сотруднику без комментариев. Требовать изменения статуса квартиры у проживающих в служебных квартирах нет, и единственный выход получить его в таком случае – это обращение в суд. Подается иск на имя собственника с просьбой подать ходатайство об исключении квартиры из числа служебных и к местным властям требование принять такое решение. Но обосновать иск и добиться положительного решения не так и просто. Но, несмотря на многочисленную практику отказа судов, есть и положительные примеры. Чаще всего они касаются военных, которым законом установлено право получения постоянного жилья, в частности, путем исключения жилья из числа служебного.

Таким образом, весомым аргументом в суде будет тот факт, что претендент состоит на учете по улучшению жилищных условий для постоянного проживания, а по факту было предоставлено только служебное. Но если предоставление такого жилья не является обязанностью работодателя (как с военными), тогда есть вероятность, что в иске откажут по уже названным причинам. Единственным утешением тех, кому отказали в приватизации, может быть статья жилищного кодекса о том, что что если работник отработал на предприятии не мене 10 лет, он не может быть выселен без предоставления другого помещения.

В законе РФ «О приватизации» сказано, что служебные квартиры приватизации не подлежат, но в абзаце 2 ст. 4 есть уточнение по поводу того, что владельцы жилищного фонда, а также органы – их представители или предприятия и учреждения, за которыми числится служебный жилой фонд, могут решать вопрос с приватизацией служебных жилых помещений.

Таким образом, с начала действия закона возникает вопрос о том, имеют ли право жильцы служебных квартир в обязательном порядке требовать от владельца жилого помещения разрешения на передачу ему в собственность используемой служебной квартиры. Или такие права имеет исключительно собственник жилого фонда?

Практика московских судов

В основном суды общей юрисдикции признают право собственников самим принимать решение о предоставлении конкретному гражданину возможности приватизации служебной квартиры. Судебные иски о признании отказов в приватизации служебного жилья неправомерными оставались без удовлетворения ─ Москва не хочет лишаться собственности, а суды «сохраняют солидарность».

Пример одного последнего дела: гражданка М. и гражданин С. обращаются с иском в суд к департаменту и жилищному фонду Москвы, а также ОАО «Теплосеть», где просят признать в рамках приватизации право общей долевой собственности, по ½ доли за каждым, на квартиру.

Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали, прокомментировав причину: спорная жилая площадь истцу С. Была предоставлена при нахождении в трудовых отношениях с ОАО « Теплосеть ». На учете по улучшению условий жилья С. не состоял, не оспаривал это обстоятельство. Заявители занимают квартиру из числа служебных и убедительных доказательств, что спорное жилье исключено из жилищного фонда предприятия и включено в социальный жилфонд, не представлено. Поэтому правовых оснований для приватизации служебной квартиры с передачей ее в собственность нет. Спорная служебная квартира ─ городская собственность, а так как ее собственник решение о приватизации спорного жилья не принимал, то статус оспариваемой квартиры не меняется. Таких "отказников" в московских судах великое множество».

Верховным Судом РФ в одном таком деле давался четкий комментарий о том, что запрет на приватизацию служебного жилья, установленный законодательством, может быть действительным, когда квартира зарегистрирована как служебное жилое помещение в органах госрегистрации прав на недвижимость. В остальных случаях жильцы служебных квартир могут использовать свое право изменение статуса жилья.

Точку в этой проблеме поставил Конституционный Суд, подтвердивший право владельцев жилого фонда самостоятельно принимать решение о возможности приватизации служебных квартир.

Возможности приватизации

Приватизировать желанные квадратные метры все же можно. Вот три варианта.

  1. Вариант 1: Если служебное жилое помещение строилось или приобреталось коммерческой организацией за собственные средства, а затем было передано жильцам – право пользования квартирой по договору социального найма за ним не признается.
  2. Вариант 2: Если служебное жилое помещение принадлежало в прошлом государственному предприятию, передавшему добровольно жилой фонд органам местного управления. В такой ситуации за жильцами при их желании может быть признано право использовать жилье на условиях социального найма с возможностью изменения статуса, если государственное предприятие не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось. Время передачи жилого фонда госпредприятием муниципалитету (до или после утверждения Жилищного кодекса РФ) в этом вопросе роли не играет. Если же предприятие продолжает оставаться государственным и жилой фонд в муниципалитет не передает, то служебное жилье сохраняет тот же статус, а его жильцы не могут рассчитывать на приватизацию.
  3. Вариант 3: по закону о приватизации приватизированное жилье передают государству. Но если служебные жилые объекты зависают на балансе бывших госпредприятий давно реорганизованных в коммерческие и в муниципальную собственность так и не передаются, то в такой ситуации нежелание муниципалитета принять жилой фонд в свою собственность дает возможность жильцам служебных квартир заключать договоры с дальнейшей приватизацией служебного жилья.

Когда жилье в муниципальной собственности

Седьмая статья Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.

И все же главное назначение служебных квартир — проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.

Итак, служебные квартиры, которые принадлежали госпредприятиям, а теперь переданы в собственность органов самоуправления, можно приватизировать, как категорию жилья, предоставленную по договору социального найма.

Такая же позиция и у Верховного суда РФ, по аналогичному пути приватизации служебного жилья идет и судебная практика.

Что делать, с чего начать

Заключение о возможности приватизации квартир выдает департамент имущественных отношений администрации. К заявлению надо приложить минимальный перечень копий документов:

  • лицевого счета;
  • выписки из реестра муниципального имущества (предварительно запросить в том же департаменте);
  • паспорта;
  • техпаспорта на квартиру.

Обращаться надо в департамент с просьбой разрешить приватизацию занимаемого жилья. При положительном решении вопроса в департаменте, жилье приватизируется в общем порядке, если получен отрицательный ответ, то признавать право собственности на занимаемую квартиру придется в суде.

Еще один вариант. Если служебную квартиру не передали в муниципальную собственность, надо проверять законность присвоения статуса служебного жилья – сам по себе штамп в ордере еще ничего не значит.

Во-первых, решение включить квартиру в категорию служебных принимается в установленном порядке уполномоченным органом, который осуществляет управление жилищным фондом. Согласно Жилищному кодексу, который действовал ранее, это были решения исполнительных комитетов районного или городского Совета народных депутатов.

Во-вторых, решение об отнесении квартиры к служебным возможно принимать только в период, пока квартира жильцам не предоставлена.

В-третьих, после принятия решения о включении жилплощади в категорию служебных, данная квартира регистрируется как служебная в органах госрегистрации недвижимости.

Только при соблюдении всех условий можно рассчитывать на законность присвоения статуса служебного жилья. Сведения о статусе предоставляемой квартиры, как и о наличии решения о ее включении в категорию служебных (или о его отсутствии) можно получить в госархиве. Если этих решений в архиве нет, надо исходить из того, что квартиру жильцы используют по договору социального найма, а это означает, что она подлежит приватизации.

В Госдуму внесен законопроект, который предусматривает бессрочное право бюджетников на приватизацию служебного жилья. По сегодняшнему законодательству решение о приватизации служебного жилья принимают собственники или уполномоченные ими органы. Также по согласованию это могут делать предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд. Но с 1.03.2015. это положение (ст.4 от 4.07.1991. Закона «О приватизации жилфонда в РФ») утратит силу. Для многих работников бюджетной сферы и их семей служебное жилье — единственно возможное для постоянного проживания. Граждане, которые трудятся в интересах общества, заслуживают право на предоставление служебной квартиры в собственность, и все же право на такую приватизацию будут иметь не все. Законопроект ограничивает претендентов, которые смогут приватизировать служебные квартиры. Речь идет о научных, педагогических, медицинских работниках, сотрудниках учреждений социального обслуживания соцзащиты населения и, физкультурно-спортивных организаций, учреждений культуры, о спасателях профессиональных аварийно-спасательных служб, о лицах федеральной противопожарной службы, о работниках федеральной почтовой связи.

При этом право стать собственниками служебного жилья будет предоставляться только добросовестным работникам, которые не привлекались к материальной и дисциплинарной ответственности. Кроме того эта категория работников должна прожить в этой служебной квартире не менее 10 лет.

В Законе о приватизации (ст. 1, 2, 3, 11 и др.) четко записано, что приватизация жилья возможна только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.

Учитывая ГК РФ, где даются понятия «право государственной собственности» и «право муниципальной собственности», необходимо отметить, что речь идет об имуществе (жилищном фонде) Российской Федерации (федеральной собственности), жилищном фонде, принадлежащем на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения (Москве и Санкт-Петербургу), автономной области и автономным округам (собственности субъектов РФ). Этот жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, относится к государственному жилищному фонду (ст. 214 ГК РФ). Он может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, учреждений. Жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, относится к муниципальному жилищному фонду (ст. 215 ГК РФ). Этот фонд также закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые владеют, пользуются и распоряжаются им в соответствии с законодательством. В частности, на основании Закона о приватизации государственные и муниципальные предприятия и учреждения от имени собственника жилищного фонда самостоятельно решают вопрос о передаче конкретного жилого помещения в собственность граждан; другими словами, являются стороной по договору передачи жилого помещения в порядке приватизации.

В настоящее время указанные положения, касающиеся видов жилищного фонда, нашли закрепление в ст. 19 ЖК РФ.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

– частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

– государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

– муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

– жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

– специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах;

– индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений в частном жилищном фонде, которые используются гражданами – собственниками данных помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) для проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками данных помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

– жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений в частном жилищном фонде, которые используются собственниками данных помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования либо предоставлены собственниками данных помещений на основе договора аренды или иного договора лицам во владение и (или) пользование.

Приватизация жилья возможна только в домах государственного и муниципального жилищного фонда и именно: в жилищном фонде социального использования (тех жилых помещений, которые предоставлены и используются на основании договора социального найма). Это следует из действующего гражданского и жилищного законодательства. Однако на первом этапе также осуществлялась приватизация общественного жилищного фонда.

В постановлении Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР „О приватизации жилищного фонда в РСФСР“» (1991 г.) общественным объединениям (организациям) было рекомендовано осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда. Это относилось и к жилищному фонду, находившемуся в собственности профсоюзов. Распространение условий приватизации жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда на общественный жилищный фонд было связано с тем, что эти три вида жилищного фонда относились к так называемому обобществленному жилищному фонду (жилищному фонду организаций). Правовой режим пользования этими жилыми помещениями был почти одинаковым.

Сегодня у граждан, проживающих в указанных выше жилых домах (входящих ранее в общественный жилищный фонд) нет правовых оснований для приватизации занимаемых помещений, поскольку имущество общественных объединений, в том числе жилищный фонд, после принятия ГК РФ (1994 г.) приобрело иной правовой режим. Оно относится к частной форме собственности, и, следовательно, о приватизации жилья согласно Закону о приватизации речи быть не может. Передача жилых помещений в этом фонде гражданам теперь возможна только на основании гражданско-правовых сделок, в том числе по договору дарения. Такой подход был подтвержден в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“»: «граждане, проживающие по договору найма или аренды в домах общественного жилищного фонда, таким правом на основании Закона Российской Федерации „"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации "“ не обладают. Вместе с тем собственник общественного жилищного фонда или уполномоченный им орган могут самостоятельно принять решение о бесплатной передачи гражданам занимаемых ими жилых помещений. При возникновении в указанном случае спора его следует разрешать исходя из установленных собственником условий и порядка передачи жилья в собственность проживающих в нем граждан». Здесь необходимо сделать уточнение: в первоначальной редакции данного Закона была предусмотрена приватизация жилых помещений, занимаемых по договору аренды; ныне эта норма в Законе отсутствует.

Кроме того, вопрос об имуществе общественных объединений урегулирован ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», согласно которому правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Общественное объединение может осуществлять свою деятельность и без образования юридического лица, но в этом случае оно не может иметь в собственности имущество. Только общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, могут иметь в собственности имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе жилищный фонд. Законом определены источники формирования имущества общественного объединения (вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования и др.), а установленный порядок формирования имущества общественных объединений позволяет сделать вывод, что их имущество относится к частной форме собственности и собственниками имущества являются сами общественные объединения – юридические лица, за исключением случаев образования общественных учреждений, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления.

Иначе говоря, действующее законодательство относит имущество общественных объединений (включая жилищный фонд) к частной форме собственности. А по отношению к частному жилищному фонду понятие «приватизация» вообще не применимо.