с. Программа "золотой ключик" в школе и детском саду. обучение по выготскому л.с Принцип отбора содержания программы золотой ключик

Программа разработана сотрудниками Лаборатории формирования личности ребенка-дошкольника НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Лаборатории психодиагностики института РАО, Лаборатории психодиагностики образования при Администрации Московской области, Психологической лаборатории Института психологии РГТУ в 1987-1994 гг. Научный руководитель - доктор психологических наук Г.Г Кравцов. Программа рекомендована Министерством образования РФ Одобрена Федеральным экспертным Советом по общему и среднему образованию. Программа предназначена для Учебно-воспитательных комплексов «Детский сад - Начальная школа». В настоящее время в России и странах СНГ по программе «Золотой ключик» работает свыше 30 образовательных учреждении.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семейно-общественный детский центр «Золотой ключик»

Принципы организации жизни группы

Организация начальной школы

ПРОГРАММА НА ПЕРВЫЙ ГОД РАБОТЫ

Первая тема. ЗНАКОМСТВО

Вторая тема. ТЕАТР

Третья тема. ВЫСТАВКА

Четвертая тема. ЦИРКОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Пятая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР

Шестая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ

Седьмая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯПОНИЮ

Восьмая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ К АМЕРИКАНСКИМ ИНДЕЙЦАМ

Девятая тема. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЗЕМЛЕ КАК О ПЛАНЕТЕ

Десятая тема. ПОХОД

Одиннадцатая тема. ДЕНЬ ЗЕМЛИ

Критерии оценки развития детей к концу первого года работы

ПРОГРАММА НА ВТОРОЙ ГОД РАБОТЫ

Первая тема. ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ

Вторая тема. БОРОДИНО

Третья тема. ОСЕННИЙ БАЛ

Четвертая тема. КИНОФЕСТИВАЛЬ

Пятая тема. КОРОЛЬ-ВРЕМЯ

Шестая тема. МАШИНА ВРЕМЕНИ

Седьмая тема. БИБЛИОТЕКА

Восьмая тема. ПУТЕШЕСТВИЯ И ОТКРЫТИЯ

Девятая тема. СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА. СОЗВЕЗДИЯ

Десятая тема. ЦВЕТЫ И ЛИСТЬЯ

Критерии оценки развития детей к концу второго года работы

ПРОГРАММА НА ТРЕТИЙ ГОД РАБОТЫ

Первая тема. ВСТРЕЧА

Вторая тема. БОРОДИНО

Третья тема. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕТО

Четвертая тема. ОСЕНЬ

Пятая тема. ПУШКИНСКИЙ ЛИЦЕЙ

Шестая тема. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Седьмая тема. ЗИМА

Восьмая тема. РЕФЛЕКСИЯ ЛИЦЕЙСКОЙ НЕДЕЛИ

Девятая тема. ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ГОДУ

Десятая тема. РЕФЛЕКСИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Одиннадцатая тема. ВЕСНА

Двенадцатая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР НАШЕЙ СТРАНЫ

Тринадцатая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГЕРМАНИИ

Четырнадцатая тема. ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВОДЫ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ

Пятнадцатая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДИИ

Шестнадцатая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕМУ ЕГИПТУ

Критерии оценки развития детей к концу третьего года работы

ПРОГРАММА НА ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД РАБОТЫ

Первая тема. ВСТРЕЧА ДРУЗЕЙ. НЕОБЫКНОВЕННЫЕ КАНИКУЛЫ

Вторая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРИВЫХ ЗЕРКАЛ

Третья тема. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОЛЧУНОВ

Четвертая тема. КИНОФЕСТИВАЛЬ ГОДА

Пятая тема. СТРАНА ЧУДЕС

Шестая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ К ВЕЛИКАНАМ

Седьмая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ К ЛИЛИПУТАМ

Восьмая тема. ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА

Девятая тема. ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ

Десятая тема. ПАРОДИИ

Одиннадцатая тема. ШКОЛА

Критерии оценки развития детей к концу четвертого года работы

Предисловие

Мы благодарим за организационную поддержку Программы и детских центров «Золотой ключик» первого заместителя министра образования РФ А.Г. Асмолова, начальника Управления дошкольного воспитания Министерства образования РФ Р.Б. Стеркину, заместителя председателя Совета Федерации РФ А.В. Долголаптева, заместителя главы администрации г. Белая Калитва Ростовской области В.Г. Седенкову, председателя Департамента образования Московской области Н.Г. Бурдину, начальника Управления дошкольного воспитания и начального образования Московского департамента образования Г.К.Широкову и ее заместителя Н.Г. Шелахину, ведущего специалиста Департамента образования Московской области Э.Д. Кабанову, главу администрации г. Долгопрудный Московской области Т.А. Алябьеву, заведующего Управлением образования г. Балашихи Московской области Н.П Степченкова, главу администрации пос. Белозерский Московской области А.А.Жданова, инспектора по инновациям Управления образованием г Долгопрудный В.Я. Маринину.

Особую признательность мы хотим выразить сотрудникам Детских центров «Золотой ключик» Е.Н. Рубашкиной (Белая Калитва), Е.В. Каминской (Москва), Г.М Удаловой (пос. Белозерский), И.Н. Харьковой (Невиномыск), Т.С. Новиковой (Москва), И.Б. Федоровой (Москва), Л.В. Нескучаевой (Балашиха), Н.В. Строгановой (Ростов-на-Дону), Н.В. Разиной (Москва), Н.И. Карповой (Долгопрудный), Л.И. Щедроновой (Владимир), Е.С. Самолетовой (Москва), М.В. Гранилыциковой (Москва), Н.В. Большаковой (Москва).

Мы благодарим за сотрудничество заведующего кафедрой дошкольного воспитания и начального образования ИПК г. Ростова-на-Дону М.Г. Копытину, доцента кафедры дошкольного воспитания Красноярского Педагогического университета Г.В. Пуртову, заведующего кафедрой дошкольного воспитания ИПК г. Москва А.Д. Шатову, заведующего кафедрой дошкольного воспитания и начального образования Красноярского ИПК Г.А. Погодину.

Программа «Золотой ключик» не могла бы быть создана и осуществлена без помощи Т.Е. Батовой, А.В. Круглова, С.Ф. Филипчук, Т.С. Кошелевой, Ж.Т. Шопиой.

Неоценимую помощь и поддержку на всех этапах создания и реализации Программы оказывал помощник заместителя председателя Совета Федерации М.И. Кузнецов.

Разработка Программы «Золотой ключик» выполнена при содействии Международного фонда «Культурная инициатива».

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Ежегодный семинар - практикум по программе «Золотой ключик» 2017

«Золотой ключик » вновь собрал педагогов столицы на базе Школы 1210. 80 московских учителей начальных классов приняли участие в работе практико-ориентированного семинара по программе «Золотой ключик ». Автор программы - профессор Елена Евгеньевна Кравцова и ее коллеги уже второй год оказывают научное и психологическое сопровождение программы. Участниками семинара в этот раз были еще и родители будущих первоклассников, у которых программа вызвала интерес. На главный вопрос - возможно ли получение хороших предметных результатов, если упор делается на развитии личностных и метапредметных умений, ответ был утвердительный. Возможно. Приходите и смотрите сами!

Немного о программе «Золотой ключик»

Зачем ребенку учиться? Почему все дети в нашей стране, достигшие определенного возраста, должны идти в школу? Так положено? Надо дать им определенные знания, умения и навыки? Или, как говорил А. Эйнштейн, создать условия для их личностного развития?

Как обеспечить психическое и личностное развитие младшему школьнику? Во-первых, необходимо соблюдать преемственность дошкольного и школьного образования. Поэтому в обучении младших школьников широко представлена игра. Именно игра позволяет реализовать второй принцип обучения в начальной школе, способствующий развитию детей: осмысленность обучения. Дети учатся не потому, что так хочется учителю или предусмотрено стандартами образования, а пото- му, что то или иное умение или навык нужны им самим. Поми- мо игры осмысленность обучения достигается через событийность обучения и комплексные уроки.

В-третьих, согласно культурно-исторической теории, предло- женной Л.С. Выготским, на основе которой и построена програм- ма «Золотой ключик», основным источником развития является общение. Поэтому основное внимание при обучении младших школьников уделяется созданию развивающей среды, путем организации сотрудничества детей между собой, содержательного общения со взрослыми, взаимообучения и т.п. Младшие школь- ники имеют возможность и учиться друг у друга, и учить друг друга и детей дошкольного возраста, и взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса «на равных». Помимо этого, создаются условия для содержательного общения ко- манды педагогов, работающих с младшими школьниками, как на уроках, так и во внеурочное время. Особую роль в обеспечении развивающего обучения играет активное участие родителей, которые не только в курсе всего, происходящего в школе, но подго- тавливают ребенка к школьным событиям, а также продолжают их обучение после школы.

Л.С. Выготский подчеркивал, что человек приписывает своим поступкам личностный характер, если чувствует себя источни- ком своего поведения и деятельности. Его непосредственный ученик Д.Б. Эльконин говорил, что в начальной школе ребенок учится учиться, то есть именно у младшего школьника формиру- ется субъект учебной деятельности.

Доктор психологических наук, профессор

Кравцова Елена Евгеньевна

Второй год обучения по программе «Золотой ключик »

Ваш ребёнок идёт в школу!

История литературного кафе «УЛИТКА»

УЛИТКА - это коллективный проект. Я благодарю моих коллег за интересные идеи и активную помощь в работе проекта, моих учеников - читателей и творческих родителей, которым всегда интересно, чем заняты их дети в школе, как они развиваются.

У ЛИТ ературного Ка фе - такое название и саму идею мы увидели в московской школе №199. Правда, в этой школе УЛИТКА для старшеклассников. Захотелось организовать такой же клуб для активных читателей начальной школы. С разрешения Давыдовой Ирины Сергеевны (организатора литературного клуба в школе №199) оставили для себя оригинальное название, большую викторину по прочитанным произведениям и УЛИТКУ В ШЛЯПЕ. А остальные традиции родились уже в нашем коллективе единомышленников - учеников и родителей.

Первая УЛИТКА (ещё прошлой весной в 3 классе) была посвящена книге Экзюпери « Маленький принц». Эта сказка очень взволновала, вызвала море чувств. Мы вели дневник мудрых мыслей. Очень грустно было читать последнюю главу, потому что книга заканчивалась. Но большая викторина УЛИТКИ по «Маленькому принцу» помогла вспомнить полюбившихся героев и узнать факты биографии автора. Забегая вперёд, скажу, что новая встреча с «Маленьким принцем» случилась в 4-ом классе. Шульгин Александр Терентьевич (учитель химии) организовал для наших ребят химическую сказку по книге Экзюпери «Маленький принц» .

Большая викторина - это красочная таблица вопросов и ответов по книгам, которым посвящена УЛИТКА . В викторине 6 категорий вопросов (варианты могут меняться):

- угадай героя

- биография

- цитаты

- рисунки

- разное

- цифры

Каждый вопрос имеет свой вес от 10 до 60 баллов. Ребята работают в команде. Выигрывает та команда, которая набрала больше всего баллов за работу по вопросам викторины.

викторины вызвали большой интерес. Но совсем не страшно было ошибиться, потому что работали в командах. На этой УЛИТКЕ зародились наши традиции: к большой викторине прибавилось вкусное чаепитие(девочки сами накрывали столы), конкурс команд по выразительному чтению УЛИТКА В ШЛЯПЕ. Сначала каждая команда получает сборник небольших текстов с диалогами, выбирает тот, который понравился всей команде. Затем команды репетируют выразительное чтение (у каждой свой укромный уголок). А потом звучит волшебная фраза УЛИТКА В ШЛЯПЕ! Эти слова произносит команда, которая готова выступить. Один из ребят команды надевает шляпу, устанавливается тишина, и звучит отрывок какого-то произведения. Другие команды оценивают выразительность чтения, отмечая сильные стороны выступающих. Абсолютно все получают большое удовольствие.

А в конце на специальных открытках все ребята пишут послание УЛИТКЕ: что понравилось, что нужно добавить, разные пожелания.

Третья Улитка собрала единомышленников из всей параллели 4-х классов. Учащиеся постарались прочитать одинаковые произведения о животных. Третья УЛИТКА украсила неделю ЛИТЕРАТУРНОГО ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. В этот раз никто из участников не знал, в какую команду попадёт. Это ещё больше подогревало интерес. Появилась новая традиция. В волшебном мешочке лежат фишки с разными изображениями улиток. Всего пять видов. Обладатели одинаковых фишек садились вместе за один стол. У каждой команды на столе был большой портрет своей улитки. Ребята из разных классов перемешались. Но команды от этого только выиграли: так здорово дополнять друг друга. Не знаешь ты, зато знает друг из параллельного класса. И после большой викторины, приятного чаепития, улитки в шляпе, каждая команда собирала паззлы, составляла иллюстрацию и отгадывала, из какого она произведения. А в конце традиционное пожелание Улитке от каждого участника. И в подарок ребята получили сборники своих работ (сочинений и авторских стихов). Сборник - это замечательная идея Сергея Сергеевича Сехина и большая помощь в осуществлении этой идеи. Тимофеева Светлана Викторовна создала прекрасную электронную версию сборника с портретами авторов и яркими рисунками.

И, конечно, особую теплоту, оживление, радость нам всем доставляет участие наших родителей. Так интересно неожиданно узнать, что чувствовали мама, папа, бабушка в детстве, когда читали такие же книги. Родители, как правило, попадают в разные команды со своими детьми. И очень хочется у них выиграть. А ещё они придумывают интересные роли, когда репетируют с ребятами УЛИТКУ В ШЛЯПЕ , тоже становятся артистами.

УЛИТКА перед НОВЫМ ГОДОМ была посвящена Джеку Лондону. Его произведения заставили нас повзрослеть. «Белый клык», «Сказание о Кише», «Любовь к жизни»- герои этих книг оставили такой же глубокий след, как «Маленький принц». На этой Улитке появилась новая рубрика (возможно и традиция) КОТ В МЕШКЕ. В большом красном мешке лежал предмет, который объединил произведения Джека Лондона. Команды задумались. Сила? Мужество? Но как это положишь в мешок? А может это добро? Любовь? Точно!!! Но как это положить в мешок? А в мешке лежало большое сердце - символ любви. Спасибо Наталье Анатольевне Крутелёвой . У неё оказался подходящий реквизит. И снова нас поддержали наши родители. А ещё удивительные стихи прочитал наш философ Евфимий. В этот раз у него получилось интересное лирическое стихотворение об осени. Он тоже вырос в своём творчестве.

Последняя Улитка была посвящена героям, кто отправился в увлекательное путешествие или с кем случились необыкновенные приключения. И вопросы к викторине уже составляли сами ребята. На конкурсе вопросов были выбраны самые интересные, но держались втайне. А в большой викторине по книгам о путешествиях и приключениях авторы вопросов только проверяли правильность ответов. Каждый такой вопрос сопровождался фотографией автора. Настало то золотое время, когда УЛИТКУ мы уже создаём вместе с активными участниками. Часто в пожеланиях УЛИТКЕ ребята просили задания на движение. Появилась новая традиция -крокодил . Это такая игра, когда команда берёт карточку и пытается без слов изобразить героя или ситуацию, связанную с ним. Другими словами это пантомима. В этот раз УЛИТКА оставила свой домик в кафе, так спешила на большую викторину (Настя Множина со своим братом второклассником готовилась к УЛИТКЕ ,испекла пряничный домик и принесла, чтобы всех угостить)

Очень приятно, что нас поддерживают младшие братья и сестрёнки. Оказывается, они хорошо знают, что читают старшие, участвуют в домашнем обсуждении книги, а на УЛИТКЕ дополняют, а иногда выручают команду.

К заключительной УЛИТКЕ мы готовились серьёзно и долго. Эта встреча была очень значимой, потому что была посвящена героям Великой Отечественной войны, нашей ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ. Снова вспомнили книгу В.Катаева «Сын полка», прочитали «Улицу младшего сына» и сильное впечатление получили от книги М.Шолохова «Судьба человека». На этой патриотической волне ещё раз почтили память пионеров-героев. Всем классом работали над проектом «Ордена и медали Великой Отечественной войны». Эту УЛИТКУ сопровождали портреты героев войны, нарисованные детьми, пилотки и музыка военных лет. Все мы, родители, учителя, дети, были едины, прониклись одним духом благодарности героям, кто подарил нам возможность жить, быть свободными и счастливыми. К 70-ти летию ПОБЕДЫ каждый из нас пришёл со своими личными маленькими победами. И все наши мысли, переживания, чувства мы искренне открыли УЛИТКЕ.

Для чего мы организовали УЛИТКУ? С какой ЦЕЛЬЮ?

Захотелось создать комфортную и познавательную среду для активных и не очень активных читателей, поддержать их интерес к чтению и желание обсудить прочитанное с товарищами, отстоять свою точку зрения, почувствовать поддержку ребят по команде, увидеть своих родителей с другой стороны и ещё больше подружиться с ними, помочь развить детям свои творческие способности, о которых они, может быть, ещё не знают.

P . S : Однажды во время обсуждения книги В.Катаева «Сын полка» мальчик сказал:

- Елена Владимировна, больше не задавайте нам читать такие переживательные книги. В конце я сильно плакал.

19 мая 2015, является примерной основной образо­вательной программой , определяющей содер­жание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для мак­симально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. При достижении этой цели само собой обеспечивается пре­емственность между дошкольным и начальным школьным образованием, решается задача психологической подготовки детей к обучению в школе.

Теоретико-методологическую основу Программы «Золотой ключик» составляет культур­но-историческая Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окру­жающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Про­грамме образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

В Программе «Золотой ключик» уделяется особое внимание традиционным ви­дам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирова­ния у детей полноценной учебной деятельности.

Данная программа разработана под руководством Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой.

Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания – максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

Основная цель программы – «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Какие же это изменения?

  • Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
  • Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.
  • Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.
  • Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.

Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители.

Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого гуманитарного образования. В отборе образовательного содержания авторы опираются на типовую программу обучения и воспитания в детском саду и на программу для первого – четвертого классов общеобразовательной школы. Кроме того, детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии, истории своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук (основами физической географии, биологии и экологии, элементами алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных искусств и народных ремесел.

Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На третьем году обучения главная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) – развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом своей деятельности.

Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т.д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.

Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий – «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в детском центре. Интересно, что общепринятые «Критерии оценки развития детей к концу года» основное внимание уделяют оценке знаний, умений и навыков детей, а результаты развития эмоциональной сферы оцениваются лишь в общих чертах (и только на первом и последнем годах пребывания детей в детском саду).