Жизнь давида. Давид в библии

В Священных Писаниях

В Ветхом Завете

Происхождение и помазание

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды , правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи (Рут) .

Поэтому Бог, отвергнув царя Саула (Шаула) за непокорность, послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар. 16:1-13).

При дворе царя Саула

Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа и сразил его пращей, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар. 16:14 - 18:2).

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида » (1Цар. 18:7-9). Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами - используя чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар. 18:3-30).

Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно (1Цар. 19:20).

Бегство и эмиграция

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Номве (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар. 21; Пс. 33:1; 55:1).

Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Иуды (1Цар. 22:1-5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар , единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар. 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар. 23; 24; 26).

Осознавая возможные последствия (1Цар. 27:1), Давид с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился , ушёл в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (Циклаг) (1Цар. 27:2-7). В последующие 16 месяцев Бог заставил Давида до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав таким образом доверие филистимлянина, Давид вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам (1Цар. 27:8 - 28:2; 29).

Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжён, а их жены и дети угнаны в плен, люди Давида взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Давид сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Давида захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе (Гильбоа). Давид горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвященной Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля (2Цар. 1).

Царь в Хевроне

После того как Давид вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно, с согласия Анхуса) в Хеврон , где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами.

В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Давида постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в том числе Амнон, Авессалом и Адония . Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Давидом, который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но ещё до достижения окончательного соглашения Авенир был убит Иоавом , отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь таким образом отвести от себя подозрения в подстрекательстве.

Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Давид тотчас же приказал их казнить (2Цар. 2-4). После семи лет царствования Давида над домом Иуды путь к власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Давида на царство (2Цар. 5:1-5; 1Пар. 11:1-3; -40).

Царь в Иерусалиме

После воцарения Давид первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, расположенной на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, так называемым «градом Давидовым» - с военной и политической точки зрения необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Давид заново укрепил город, и приказал соорудить там царский дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем.

Новые жёны и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей (2Цар. 5:6-16; 1Пар. 3:4-9; 1Пар. 14:1-7). Как только первые победы обеспечили Давиду внешнеполитическое спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религиозную столицу. Ковчег Завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (Кирьят Иеарим) (1Цар. 7:1). Хотя первая попытка перенести Ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Давиду все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжественная процессия доставила несомый левитами Ковчег в столицу, где он был помещён в заранее устроенную скинию (ср. Пс. 23; 131). В пути сам царь, облаченный в священническую накидку (эфод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство царя перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной (2Цар. 6; 1Пар. 13; 15 и след.).

Внешние войны

Как только Давид стал царем всего Израиля, вновь проявили активность филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Давидом, действовавшим по наставлениям Господа (2Цар. 5:17-25). Последующие сражения (2Цар. 21:15-22) привели к покорению филистимлян (2Цар. 8:1; 1Пар. 18:1). На севере Давид побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Давид установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами (2Цар. 8:2-14). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.

Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис. 34:2-12; Иез. 47:15-20).

Государственное строительство

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (2Цар. 8:16 и след.).

Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар. 27:32-34), о чиновниках, управлявших царским имуществом (27:25-31), и о надзирателе за сбором податей (2Цар. 20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар. 27:16-22) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар. 26:29-32). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар. 27:23 и след.).

Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар. 20:23), наёмников критского и филистимского происхождения.

Особое положение занимали храбрые Давида - его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав , Авесса, Ваней) заняли впоследствии высшие командные должности (2Цар. 23:8-39; 1Пар. 11:10 - 12:22; 20:4-8).

Гаваонитяне и Мемфивосфей

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною » (2Цар. 21:1-14). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.

В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар. 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

Давид и Вирсавия

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия , жена Урии , одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею.

Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида - Соломон (2Цар. 11:2 - 12:25).

С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Давид, узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари (Тамар) Авессалома , который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (гл. 13).

Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар 14) и подготовил восстание против Давида. Внезапно начав военные действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Давидом (2Цар 15; 16).

Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, доверенное лицо Давида. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Давид не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорический приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег.

Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у городских ворот (2Цар 17:1 - 19:9). На обратном пути в Иерусалим Давид, полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым.

Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея, из колена Вениамина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одновременно Иоав с помощью ещё одного убийства устранил Амессая, назначенного Давидом военачальником вместо него (2Цар 19:10 - 20:22).

Передача царства Соломону и смерть

Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии , старшего на тот момент царского сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пророку Нафану и Вирсавии удалось побудить Давида к действию. Собравшись с силами, сказал: «возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды » (3Цар. 1:33-35). Так и сделали, и Соломон, став царем торжественно возвратился во дворец, а партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной.

Давид чувствовал, что его конец близок. Он позвал к себе Соломона и завещал ему верно служить Богу и построить в Иерусалиме Храм из приготовленного им золота и серебра. Своей последней волей Давид завещал сыну совершить царское правосудие над Иоавом . Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказанным Семея. (3Цар. 2:7-8)

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар. 2:10-11).

В Новом Завете

В преданиях

В еврейской традиции

Согласно еврейской традиции из рода Давида должен прийти Мессия , который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

В христианстве

Давид в исламе

Образ в искусстве

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Например - знаменитая скульптура работы Микельанджело , картины Тициана и Рембрандта , отражающие эпизоды из его жизни, оратория «Царь Давид» французского композитора Артюра Онеггера и т. д.

Седьмого октября 2008 года на горе Сион был установлен бронзовый памятник царю Давиду, полученный израильскими властями в дар от российского благотворительного фонда Святителя Николая чудотворца .

Сноски и источники

См. также

Ссылки

  • Статья «Давид » в Электронной еврейской энциклопедии

И вследствие этого является крупною фигурою и для христианского учения о Мессии.

Давид, сын Иессея, состоятельного человека из колена Иудина, родился в Вифлееме. В ранней юности он уже отличался храбростью в походах царя Саула . Он убил в единоборстве филистимского богатыря Голиафа , за что Саул сделал его начальником своих телохранителей и принял к своему столу. Он дал Давиду в жены дочь свою Мелхолу, а сын его Ионафан сделался ближайшим другом Давида. Но так как Саул заподозрил Давида в том, что тот вместе с Самуилом и группою священников, недовольной вновь учрежденною царскою властью, составил против него заговор, то Давид принужден был бежать от его гнева.

Давид с головой убитого Голиафа. Художник О. Джентилески, ок. 1610

Давид пытался побудить к восстанию одно из 12-ти израильских колен – колено Иудово, но восстание было подавлено, и Давид нашел убежище у исконных врагов своего народа, филистимлян . С их помощью, он поднял знамя бунта против Саула и вступил на филистимскую службу. Когда же Саул и его сын Ионафан, друг Давида, пали в битве с филистимлянами, Давид возвратился на родину и был провозглашен в Хевроне царем, сначала только над коленом Иудовым, а потом и над всеми остальными.

По обычаю всех восточных деспотов, Давид начал свое правление с того, что истребил все мужское поколение Саула; но его блестящее царствование заставило забыть все его жестокие деяния. Он завоевал город народца иевуситов, на месте которого основал сильную крепость Сион. В продолжение первых 13 лет Давид вел счастливые войны с филистимлянами, моавитянами, идумеями, аммонитянами, сирийцами и другими врагами своего народа, так что царство его распространилось от северного угла Красного моря и границы Египта до Дамаска. Свою боевую добычу он посвящал Иегове и воздавал ему хвалу и благодарность за спасение от стольких опасностей и за доставленные ему победы во вдохновенных гимнах.

Давид выработал прочную организацию для своего государства. Город иевуситов, названный им Иерусалимом , он избрал своей столицею. Он построил себе там дворец, укрепил город и увеличил его переселением туда жителей соседних колен. Затем он перенес в Иерусалим ковчег завета и сделал его средоточием национального культа, охрану и отправление которого поручил учрежденной им и преданной ему корпорации священников. Из дани, выплачиваемой ему побежденными народами, и из доходов с царских имуществ Давид образовал значительную казну и учредил, состоявший большей частью из иноземцев, отряд государевых телохранителей. Из всех способных носить оружие мужчин он организовал войско, которое разделил на 12 отрядов по 24,000 чел. в каждом. Князья и судьи каждого колена назначались им самим.

Царь Давид. Научно-популярный фильм

Но правление Давида все-таки отличалось деспотическим произволом, и он сильно подчинялся влиянию своих бесчисленных жен. Вследствие этого явилось много недовольных, во главе которых стал сын его Авессалом , задумавший свергнуть отца с престола. Давид должен был бежать на левый берег Иордана и с оружием в руках возвращать себе собственное царство. Незадолго до смерти Давида произошло новое восстание вследствие того, что он назначил наследником не старшего из оставшихся в живых сыновей (Адонию), а Соломона , сына любимой жены Вирсавии, которую он раньше отнял у военачальника Урии. Попытка Адонии отстоять свои права не удалась.

Давид умер около 965 до Р. X. Его правление по одной из наиболее вероятных хронологий относится к 1005-965 гг. Заслуги Давида перед народом израильским были велики. Священники, обязанные ему своим значением и властью, восхваляли его за его глубокую и твердую веру в единого Бога и называли его «мужем по сердцу Господа». Но рядом с несомненными качествами: храбростью, умом и осмотрительностью, он проявлял и много пороков: был себялюбив, жесток и мстителен. Даже на смертном одре он наказывал Соломону умертвить тех людей, которым обязан был троном или которым он обещал пощадить их.

Входящие в Ветхий Завет Псалмы Давида – произведение первостепенной важности для изучения как поэзии, так и религии евреев. Повествование о жизни Давида содержится в Книгах царств (I, гл. 16 и сл.; II, гл. 1 – 12) и Паралипоменон (I, гл. 11 – 17).

Давид и события его жизни являются излюбленной темой в произведениях многих художников. Давид, как прообраз Христа – в виде пастыря со стадом – и как псалмопевец, часто изображается на древнехристианских мозаиках и в других произведениях живописи (лучшие – Гвидо Рени, Доменикино). Другие события его жизни, особенно битва с Голиафом, помазание Самуилом , грех с Вирсавией, покаяние и пр. также давали темы для картин знаменитейших художников.


Имя: Царь Давид (King David)

Дата рождения: 1035 год до н. э.

Дата смерти: 965 год до н. э.

Возраст: 70 лет

Место рождения: Вифлеем

Место смерти: Иерусалим

Деятельность: второй царь Израиля

Семейное положение: был женат

Царь Давид - биография

За свою долгую жизнь иудейский царь Давид сменил много занятий. Пас овец, охотился, воевал. Сочинял стихи и распевал их под аккомпанемент арфы. Сделал много зла, но всегда хранил верность единому Богу - за что и был прославлен сразу тремя мировыми религиями.

Потомки Давида были царями и героями, к его роду принадлежал сам Христос. А вот предки ничем особенным не отличались: его отец Иессей разводил скот в районе Бейт-Лехема («хлебного дома»), который мы называем Вифлеемом. К тому времени потомки двенадцати «колен», или племен, Израиля уже давно жили в Палестине, с переменным успехом воюя с местными жителями. В этих войнах их вели в бой священники, или «судьи», (шоффетим), которых выбирали для руководства армией, но тут же отправляли в отставку, когда опасность исчезала.

Отсутствие единой власти сыграло роковую роль, когда против евреев ополчились воинственные филистимляне, жившие на побережье Средиземного моря. Благодаря своему передовому железному оружию они разбили израильтян, захватив не только их земли, но и величайшую святыню - Ковчег Завета. Избранный судьей пророк Самуил кое-как отбил нападение, после чего народ захотел выбрать царя -«пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы».

Самуил пытался отговорить их - «будете ему рабами и восстанете тогда от царя вашего», - но его не слушали. Царем выбрали по жребию Саула, сына Киса, человека сильного и храброго, но не слишком умного. Он быстро нажил врагов, деля военную добычу между своими родственниками и дружиной в ущерб всем остальным. Вдобавок он нарушал заповедь Самуила - при победе над врагами истреблять не только их самих, но и жен, детей и все имущество. Из жалости или из жадности Саул брал чужаков в рабы, а их дочерей в наложницы, и пророк резонно опасался, что вместе с ними к евреям придет вера в чужих богов.

После пары конфликтов Самуил решил заменить царя более достойным кандидатом. Такого он нашел в Вифлееме, в доме Иессея, где позвал к себе восьмерых сыновей хозяина. Из них ему особенно приглянулся младший -«он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицом». Звали его Давид («возлюбленный Богом»), и все свои семнадцать лет он пас отцовское стадо. Уходя на дальнее пастбище, он брал с собой арфу и наигрывал овцам нехитрые мелодии.

Эта арфа, или «киннор», (в русском переводе - гусли) была совсем не похожа на нынешнюю -представляла собой треугольную деревянную раму со струнами из воловьих жил - и легко умещалась в пастушьей сумке. Там же смелый паренек носил пращу -метательное оружие, которым он владел в совершенстве. По легенде, он убивал камнями из пращи даже львов и медведей (те и другие тогда свободно разгуливали по Израилю). Впечатлившись талантами юноши, Самуил тайно помазал его на царство и начал сложную операцию по возведению безродного пастушка на трон.

Впечатлительный Саул из-за конфликта с Самуилом впал в уныние - говорили даже, что он «возмущаем злым духом», то есть психически болен. Подученные пророком царедворцы посоветовали ему слушать музыку и намекнули, что в Вифлееме живет отличный арфист и певец. Саул тут же вызвал к себе Давида, и тот своими мелодиями сразу улучшил состояние царя - «дух злой отступил от него». Теперь, по плану Самуила, юноше предстояло завоевать любовь не только царя, но и народа.

Как по заказу на страну снова напали филистимляне; впереди их войска шел громадный Голиаф, потомок древних великанов-рефаимов, рост которого был шесть локтей с пядью, или почти три метра. Бахвалясь, он вызывал на поединок любого израильтянина, и вызов принял Давид. Филистимский богатырь был одет в медные доспехи и шлем, вооружен тяжелым копьем и мечом. Давида тоже хотели облачить в доспехи, но он отказался ради легкости движений. Не взял и непривычного меча - вооруженный только пращой, он издали залепил гиганту камнем в лоб, а когда тот упал без чувств, подбежал и отрубил голову его же мечом. На этом сражение закончилось: устрашенные враги бежали.

Победу Давида над Голиафом, изобретательности над тупой силой, века спустя воспели сотни живописцев и скульпторов. Микеланджело в мраморе изобразил героя готовящимся к битве, Донателло в бронзе - торжествующим над головой поверженного великана. Есть версия, что этот подвиг ему приписали стараниями Самуила: в той же библейской Книге Царств сказано, что Голиафа убил некий Эльханан. Правда, есть и другое объяснение: это подлинное имя юноши, а Давидом («возлюбленным Богом») он стал называться позже, став царем. Проверить это невозможно: о Давиде, как и о многих еврейских героях, говорится только в Библии. Летописи других народов почти не уделяли внимания такому захолустью, как Палестина. Правда, Давид упоминается в двух полустертых надписях царей Арама и Моава, но и там непонятно, что имеется в виду - человек или почетный титул.

Как бы то ни было, отныне Давид стал любимцем израильтян. Саул пообещал выдать за него свою дочь Мелхолу, запросив, правда, жутковатый выкуп - крайнюю плоть ста филистимлян. Юный герой, ничуть не смутившись, отправился в поход и привез царю целых двести вражеских половых органов. Он не только стал мужем дочери Саула, но и сдружился с его сыном Ионафаном, что вызвало у царя мучительные подозрения: его арфист метит на трон! Правитель поумнее организовал бы тайное устранение выскочки, но Саул - видимо, и правда психически нездоровый - повел себя как опереточный злодей.

Сперва во время пира он ни с того ни с сего запустил в Давида копьем, но был так пьян, что промахнулся. Потом прилюдно пообещал бросить юношу в тюрьму. Предупрежденный, Давид успел бежать, собрал шайку разбойников и стал партизанить в окрестностях столицы Гивы. Однажды он застиг самого царя в пещере, куда тот зашел справить нужду. Саул был так увлечен процессом, что Давид сумел незаметно отрезать у него край плаща.

А потом явился к нему и показал кусок ткани со словами: «Я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее». Разрыдавшись, Саул простил зятя, но ненадолго - вскоре тому снова пришлось бежать. Царь превратился в жестокого тирана: он перебил священников, заподозренных в помощи Давиду, едва не убил Ионафана за дружбу с ним, а Мелхолу выдал замуж за другого. В это время умер Самуил, и обуздать гнев царя было некому.

Покончить с ним помогли филистимляне -в битве у горы Гелвуи они убили сыновей Саула, включая благородного Ионафана, а когда окружили царя, тот попросил собственного слугу заколоть его.

Давид, получив известие о смерти Саула, вместо радости залился слезами. А потом захватил город Хеврон, где одно из племен - колено Иуды - объявило его царем. Правда, остальные колена принесли клятву верности единственному выжившему сыну Саула Иевосфею. Страна разделилась на две части - Иудею и Израиль, которые начали друг с другом войну. Войсками Давида руководил опытный полководец Иоав, его противниками - не менее опытный Авенир. Дело снова решило предательство: сперва Авенир, а потом Иевосфей были вероломно убиты, и Давид объединил еврейское царство.

Семь лет он правил в Хевроне, а потом захватил расположенный в самом центре своих владений городок Иерусалим, основанный в незапамятные времена легендарным Мафусаилом. Благодаря Давиду этот город стал священным центром иудеев, а потом также христиан и мусульман. Сюда, в специальную скинию (шатер) был перенесен Ковчег Завета, у которого круглосуточно дежурили священники. Иерусалим до сих пор нередко называют «градом Давида». Другое устойчивое выражение -«щит Давида» (маген Давид), шестиконечная звезда, форму которой якобы имели щиты царской стражи. Правда, другие называют этот древний мистический символ «печатью Соломона», приписывая его изобретение сыну и наследнику Давида.

Новый царь начал активно созидать свое государство. Если раньше евреи только отбивались от набегов или сами нападали на соседей, то Давид начал завоевывать мелкие племена и княжества. Первый удар он нанес давним врагам - аммонитянам - сжег их столицу Раббат Аммон (нынешний Амман в Иордании) и перебил всех ее жителей. Аммонитяне заключили союз с могущественным царем амореев Адра-азаром, но Иоав разгромил и его армию. А потом переключился на филистимлян - их не победили, но отогнали к морю, заставив забыть о набегах на Израиль.

Давид заключил договор с финикийцами, опытными торговцами, которые покупали у него зерно и скот, отдавая взамен строительный лес и передовые технологии, включая письменность, - изобретенный ими алфавит был вскоре заимствован евреями. Пока же летописи при дворе Давида не велись, поэтому мы не знаем, когда он правил. Начало его царствования историки относят то к 1005, то к 1012, то к 876 году до нашей эры. Есть и те, кто считает его вымышленным персонажем, вписанным в ряд мифических библейских патриархов. Но археологи подтверждают: в X веке многие города Палестины были разрушены и заселены вновь новыми жителями - еврейскими племенами.

Найдены остатки дворцов и ворот, построенных Давидом и Соломоном. Конечно, они не так велики и красивы, как описано в Библии, но это неудивительно. Не стоит верить и библейским описаниям громадных армий: дружина Давида насчитывала не больше 500 человек, но по тем временам это была грозная сила. Впрочем, царь добивался своего не только военной силой, но и при помощи династических браков. Среди десятков его жен были представительницы едва ли не всех покоренных народов. Вернулась к нему и Мелхола, но детей у них не было, а любви к гордой дочери Саула он давно не питал.

Однажды в жаркий день Давид увидел с высокой крыши дворца красавицу, которая принимала ванну у себя в саду. Наведя справки, он узнал, что это Вирсавия (Бат-Шева), жена его полководца Урии, который в это время воевал с аммонитянами. Недолго думая, царь велел доставить Вирсавию и занялся с ней любовью, а после отослал домой. Вскоре женщина забеременела, и царь вызвал Урию из похода, надеясь, что он проведет ночь с женой и сочтет будущего ребенка своим. Но тот, видимо что-то разузнав, отказался даже входить в свой дом.

В гневе царь отослал его обратно, приказав Иоаву в первом же бою поставить Урию в самое опасное место и бросить его среди врагов. Тот был убит, и Давид, едва кончился срок траура, женился на Вирсавии, которая родила ему сына. Однако совершенный грех дорого стоил Давиду - Всевышний устами пророка сообщил, что его ждут пять суровых наказаний. Первым стала смерть ребенка Вирсавии. Вторым - болезнь самого царя, тело которого полгода было покрыто кровавыми язвами.

На этом все не кончилось. В царской семье начались раздоры. Наследник престола Амнон, такой же женолюбивый, как сам Давид, влюбился в сводную сестру Фамарь (Тамару) и однажды ночью изнасиловал ее. Узнав об этом, родной брат Фамари, Авессалом, убил насильника и бежал в Хеврон, где поднял мятеж против отца и был помазан на царство. Многие предпочли храброго и красивого Авессалома стареющему царю; казалось, повторяется история Саула и Давида.

В самом Иерусалиме начались волнения, и Давиду пришлось бежать за Иордан. Преследуя его, армия Авессалома столкнулась с дружиной Иоава и была разбита. Сам царевич бежал от погони на муле, но запутался своими длинными кудрями в ветвях дуба, и подоспевший Иоав сразил его тремя стрелами. Узнав об этом, Давид по своей привычке разразился рыданиями. Гибель сына рассорила его с верным военачальником - вскоре Иоав был лишен должности. Его земляки из Израиля возмутились и подняли восстание, избрав своим царем Савея. Но Иоав не присоединился к ним: верный царю, он разбил восставших.

Гибель Амнона с Авессаломом и мятеж израильтян стали еще тремя наказаниями Давида, после которых Бог простил его. Знаком этого стало рождение Вирсавией здорового сына . Его царь любил больше всех остальных детей, хотя официальным наследником считался сын старшей жены - Адония. Это сулило новую борьбу за власть, но пока царь, победивший всех противников, отдыхал от забот и сочинял псалмы, полные благодарности к Всевышнему. Понятно, что большинство песнопений, вошедших в библейскую Псалтирь, написаны не Давидом - как и чувственные строки Песни Песней сочинил не его наследник Соломон.

Но все они выражают настроение, внесенное им в ветхозаветный канон и выражающее не страх перед Богом, а любовь и доверие к Нему. Недаром до сих пор миллионы верующих в странах, бесконечно далеких от древней Палестины, повторяют их прекрасные строки. Например такие (псалом 138): «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя».


Но стихи стихами, а в жизни Давид, которому было уже за шестьдесят, оставался охочим до власти и удовольствий. Даже утратив способность к любовным утехам, он велел приводить к себе юных девиц, чтобы они согревали ему постель. Из них он больше всех полюбил Ависагу (Авишаг) Сунамитянку, но, как с некоторым удивлением подчеркивает Библия, «не познал ее». Да и не до девушек ему было -при дворе опять начались политические интриги. Адония все громче предъявлял претензии на трон, завел себе личную дружину и даже полсотни скороходов, которые полагались по рангу только царю.

Его поддерживали Иоав и первосвященник Авиафар, но и у Соломона были сторонники - командир наемной гвардии Ваней и пророк Нафан, которого царь слушался беспрекословно. Конечно, права сына на трон яростно защищала и Вирсавия. Именно она пошла к Давиду и донесла, что Адония якобы объявил себя царем и принес у священного источника Эйн-Рогель царские жертвы. «А ведь ты обещал, - подступала она к царю, - что Соломон будет царствовать после тебя!» Давид, уже не встававший с постели, тут же распорядился помазать младшего сына на царство.

Через несколько дней царя не стало, и его преемник тут же расправился с Адонией и Иоавом. В правление Соломона еврейское царство достигло нового расцвета, но после его смерти окончательно распалось на Иудею и Израиль. Давид был похоронен на горе Сион в Иерусалиме, в том самом месте, где его потомок Иисус совершил с апостолами Тайную вечерю. Библия сообщает, что он прожил 70 лет и 40 из них был царем. Там также сказано, что Давид заключил с Богом договор, по которому династия Давида будет вечно править Израилем, а после пришествия Мессии, тоже принадлежащего к ней, - и всем миром.

Некоторые иудейские мистики считали даже, что будущим всемирным царем будет сам Давид, который не умер, а продолжает жить вечно. В народе эта идея превратилась в легенду, по которой царь Израиля спит непробудным сном в пещере и проснется, когда волшебный рог возвестит конец света. Каким был реальный, а не сказочный Давид, не скажет ни один историк. Его победы и законы давно поглотила бездна времен, но звуки его арфы до сих пор доносятся до нас, восхваляя не только Бога, но и человека, верного своему народу и своему призванию.

Фильм о Царе Давиде

Древний израильский народ был разделен на двенадцать колен, которые назывались по именам их прародителей. Колено, в котором родился будущий царь и пророк Давид , носило имя Иуды. Имя отца - Иессей, он занимал один из высоких постов в городе Вифлеем.

Отроческие годы

Давид является дальним предком Его мнимого отца Иосифа (Праведный Иосиф был обручен с Пресвятой Девой Марией). Предположительно, будущий царь родился около 1040 г до н.э. Об этом повествует житие святого царя Давида.

Кроме Давида, в семье было еще семеро сыновей. Он был младше их всех. В отрочестве он работал пастухом овец в хозяйстве своего отца. Уже в то время он стал ощущать в своем теле богатырскую силу, а в душе - талант песнопевца. Его покой нарушали львы, медведи и другие дикие звери, которые покушались красть овец. Но отрок без оружия, с голыми руками гнался за хищником и отнимал овцу, а если зверь проявлял агрессию - могучий отрок мог без оружия убить его.

В свободное время отрок сделал себе струнный инструмент и под его аккомпанемент слагал песни. Впоследствии инструменты этого типа получили название псалтирион (или псалтирь), а вдохновенные песни, которые он сочинял в течение всей жизни, легли в основу Псалтири - одной из основных молитвенных книг православных христиан.

Царь Давид (Герриг ван Хонтхорст, 1611)

Как Царь Саул прогневал Бога

Около 1029 г до н.э. во главе Израильского царства стал Саул из колена Вениаминова, помазанный пророком Самуилом. Но правитель не проявил должного послушания Воле Божьей.

В начале войны с филистимлянами он самовольно принес всесожжения, не дождавшись прихода Самуила. Позднее он не выполнил волю Божию, переданную через пророка, - не уничтожил полностью побежденный варварский народ амаликитян. С того момента Самуил объявил ему, что он навлек на себя Гнев Божий. После этого царствование продолжалось всего несколько лет.

Читайте о других пророках Ветхого Завета:

Кроме того, он заболел психическим недугом - стал впадать в тяжелую депрессию с приступами раздражительности и гнева.

Новый избранник Бога

По повелению Господнему пророк Самуил пришел в Вифлеем, дождался прихода Давида и помазал его елеем на царство. С того дня на отроке была благодать Божья.

Через некоторое время стало известно о психической болезни Саула. Его приближенные старались найти способы облегчить его состояние. Тогда они решили пригласить искусного музыканта и певца. Выбор пал на Давида.

Отроку своей игрой удавалось временно облегчать состояние господина, и юноша был возведен в ранг царского оруженосца.

Поединок с Голиафом

В то время началась очередная война с филистимским народом. Правитель выступил против них во главе войска. Филистимляне предложили потягаться силами и выставили чудовищного великана Голиафа. Никто из израильских воинов не нашел в себе достаточно храбрости, чтобы выйти против него. Голиаф становился все высокомернее и громко ругался на израильтян. Так продолжалось сорок дней.

Интересно. Рост Голиафа составлял почти три метра.

В израильском войске были все сыновья Иессея, кроме Давида. Отец послал его принести братьям пищу. В этот момент он увидел нагло ведущего себя Голиафа и внутренне возмутился. Отрок попросил у царя разрешения выступить против вражеского великана. Правитель согласился. Сначала юношу облекли в воинские доспехи, но он снял их, надел свою обычную пастушескую одежду и взял пращу.

Когда Давид выступил на поединок, Господь такую меткость и силу вложил в его руки, что Голиаф намертво был сражен камнем, пущенным из пращи. Шокированные филистимские воины бежали с поля боя.

Праведный Давид Псалмопевец

Начало вражды

Господин был обрадован этим известием и поставил псалмопевца в ранг военачальника. Войско возвращалось домой с победой, по дороге женщины встречали их песнями, ставившими военные подвиги Давида выше, чем подвиги Саула. Подобное содержание песен очень не понравилось господину. С того времени он начал таить в душе вражду против псалмопевца. Приступы его душевной болезни стали возвращаться.

Занятие - успокаивать музыкой Саула - было очень опасным. Во время особенно тяжких припадков царь два раза метнул в юношу копье, но Бог сохранил его живым. Затем Давид был поставлен начальником над тысячей воинов. Это был хитрый ход правителя, который отправил юношу в опасность на войну, надеясь, что он там погибнет.

Саул, в случае успеха на войне, пообещал выдать за него свою дочь Мерову, но не сдержал обещание, когда воин вернулся с победой.

Господин предложил другую дочь - Мелхолу - и отправил воеводу на войну снова. Тот снова вернулся с победой, и брак состоялся. Саула это раздражало еще больше. Между тем, дружескими чувствами к Давиду проникся Ионафан, один из сыновей господина.

После этого господин больше не скрывал своей ненависти. Когда воин в очередной раз вернулся с войны, царь снова метнул в него копье, а потом послал своих воинов расправиться с ним. Он был окружен в своем доме, но Господь не допустил его смерти, и жена помогла ему спастись.

Годы гонений

С того момента началось открытое преследование избранника. В израильских городах под страхом смертной казни запрещено было принимать его. Мелхола была выдана за другого. Бог послал извещение избраннику через пророка Гада, и тот укрылся в гористой местности вблизи Вифлеема. К нему стали присоединяться другие люди, обиженные правителем. Вскоре собрался небольшой отряд воинов.

Царь со своим войском продолжал преследовать его. Случилось так, что Саул зашел в ту самую пещеру, в которой скрывался Давид. У избранника была возможность убить своего гонителя, но он только отрезал край его мантии. Когда господин вышел из пещеры, Давид показал ему кусок ткани в доказательство того, что он не воспользовался возможностью убийства. Юноша просил примирения и заверял, что в его замыслах зла нет. Сначала это произвело впечатление на гонителя, и тот временно оставил святого в покое.

Мирное настроение длилось недолго. Через некоторое время он опять двинулся во главе войска против помазанника.

И снова произошел подобный случай - Давиду удалось незамеченным проникнуть в шатер, где Саул спал, и взять его копье. Затем он вышел и издали показал копье. Это благородство снова впечатлило гонителя, и он ушел.

Воцарение Давида

Но помазанник не имел полного доверия к обещаниям своего гонителя. Он переселился в филистимский город Секелаг. Как раз началась очередная война между филистимским и израильским народами. Давид вынужден был исполнить свой воинский долг и со своим отрядом пойти против своего родного народа.

Но, Промыслом Божиим, филистимские военачальники потеряли к нему доверие и отправили обратно в Секелаг. К тому моменту город как раз был разорен амаликитянами. Военачальник догнал их, наказал и вернул пленных обратно.

Тем временем шли сражения между Израилем и филистимлянами. Саул потерпел поражение, попал в окружение филистимских лучников и был тяжело ранен. Не желая попадать в руки ненавистного врага и отчаявшись, он покончил самоубийством. Он приказал амаликитянину убить его мечом.

Важно. Это один из трех случаев самоубийств , которые имеют место в Библии (два других - самоубийства Иуды и богатыря Самсона).

В той войне погиб и Ионафан. Амаликитянин с радостью отправился к Давиду, надеясь получить награду. Но реакция помазанника была прямо противоположной - он восскорбел о своем обидчике и приказал казнить вестника.

Памятник царю Давиду в Иерусалиме

Новый царь

После смерти гонителя помазанник стал правителем одной из частей Израильского государства. Остальной территорией правил сын прежнего господина Иевосфей. Продолжалось это недолго. Собственные телохранители предали и убили Иевосфея. Они пришли к Давиду, рассчитывая на награду. Но тот в очередной раз восскорбел о гибели своего соперника и приказал казнить предателей.

После этого помазанник был поставлен правителем над всем Израилем. Столицей нового государства стала одна из крепостей, которую назвали Иерусалимом. Сюда был перенесен Ковчег Завета. Новый царь планировал построить здесь Храм Божий, но через пророка получил извещение о том, что это дело будет доверено его преемнику.

Наступил период справедливого царствования.

Грехопадение святого царя

Но если скорби и гонения оказываются бессильными сломить дух праведника, то впоследствии против него могут начать борьбу роскошь и удовольствия. Царь был пленен красотой замужней женщины и не захотел бороться против греховного желания. То была Вирсавия, жена Урии - одного из воевод.

Давид совершил два тяжких греха - прелюбодеяние и убийство . Он взял себе Вирсавию, а Урию послал на смерть в опасную точку на поле боя, где тот погиб. Возможно, если бы не случилось этой победы дьявола над избранником Божьим, жизнь правителя и его народа могла бы пойти по совершенно другому пути.

Господь через пророка Нафана обличил грехи царя. И хотя тот раскаялся в содеянном, но впоследствии понес тяжкие наказания от Бога.

Важно. В раскаянии Давид сочинил пятидесятый псалом , который позднее станет одной из покаянных молитв христиан.

Читайте о других псалмах Давида:

Наказания за грех

Начались бедствия для царя и народа. Сначала произошла распря между двумя сыновьями царя от разных жен - Амноном и Авессаломом. Авессалом подло убил Амнона и бежал. Но через несколько лет отец простил его. Авессалом не оценил великодушия отца и начал возбуждать против него восстания в народе.

Давид снова, как в годы юности, вынужден был покинуть столицу. Сопровождали его не только сочувствующие, но и враги - они поносили его.

Началась гражданская война. Вокруг законного правителя объединилась верная ему часть народа. Давид особенно беспокоился о том, как бы не был убит Авессалом в сражении, но вопреки его приказам, один из воевод убил Авессалома. Скорбь святого не знала границ.

Гнев Божий был также излит в виде голода и моровых язв для народа. Правитель все принял со смирением.

Мирное окончание царствования Давида

Последние годы правления святого царя прошли в благоденствии и мире. Царь приготовлял для своего наследника материалы для строительства Храма. От Вирсавии родился новый сын Соломон, и именно его Господь избрал в качестве будущего царя. Соломон был помазан на царство еще при жизни отца. Правление святого царя продолжалось сорок лет, и умер он в мире и старости.

Интересно. По одной из версий, гробница царя Давида находится на Сионской горе. На той же горе расположено место, в котором прошла Тайная Вечеря.

Блажен муж

По слову богодухновенного святителя Игнатия Брянчанинова, Давид имел все земные утешения - богатство, силу, славу, красоту, жен и детей, но ни в одном из них не признал блаженства. Человеческое блаженство было найдено им в послушании Воле Божьей и хранении себя от грехов: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»

Важно! Этому святому молятся о даре покаяния, о защите Отечества от врагов, о милости от правителей, о православном воинстве, о помощи в плотских искушениях.

Посмотрите видео о царе Давиде

Святой царь и пророк Давид вошёл в историю в образе идеального царя, национального героя и псалмопевца.

Является потомком колена Иудина из которого, согласно пророчеству, должен произойти Мессия. Он был избран Богом править народом Израиля за кротость свою и веру.

На царство был помазан трижды: в отрочестве пророком Самуилом, в 27 лет – на царство Иудейское, и в 30 – на объединённое царство Израиля.

Житие Давида

Давид был младшим сыном одного из старейшин Вифлеема Иессея. Будучи юношей, пас стада овец, показывая бесстрашие в схватках с дикими зверями. Благодаря своему кроткому характеру и глубокой вере ещё в отрочестве получил благословение от Бога стать царём Израиля.

Саул, правивший государством в это время, стал неугоден и оставлен Господом за непокорность, был одержим приступами неконтролируемого гнева. Прослышав о Давиде, который стал искусным музыкантом, пригласил его ко двору для усмирения своей боли.

Вскоре, в возрасте 18 лет, победил самого сильного воина филистимлян – Голиафа, прекратив войну. После этого был назначен тысячником еврейской армии и женился на младшей дочери царя Мелхоле. Своей смелостью и воинскими успехами снискал любовь и уважение народа, чем навлёк на себя покушения и гонения от царя Саула, которые продолжались до самой смерти последнего.

Спасаясь от преследований, Давид со своими сторонниками (600 воинов) бежал в земли прежних врагов – филистимлян. Король Анхус позволил ему поселиться в городе Секелаге. Давид с небольшим войском совершали набеги на амаликитян, живших в округе, часть добычи отдавали Анхусу. Мелхолу же в его отсутствие выдали замуж.

Меч Давида

После того как Давид отсёк голову Голиафу, он овладел его мечом, но не желая пользоваться им как оружием, относит в Нову.

Для Давида меч – это символ победы веры в Бога над оружием. Именно поэтому, когда он бежал от Саула, он забирает у священника Ахимелеха этот меч.

Царь Саул в это время продолжал воевать с филистимлянами. После гибели его и старшего сына Ионафана и поражения израильтян, Давид был провозглашён царём Южного царства со столицей в Хевроне. Младший сын Саула Иевосефей два года вёл войну с Давидом, но был предательски убит собственными военачальниками. С момента Давид становится властелином всего Израиля.

Царство Давида

Давид царствовал 40 лет, из которых 7 – управлял Иудеей, 33 – Израилем. В XI веке до н.э. израильтяне в ходе завоеваний заняли город Иерусалим.

Царь Давид построил дворец на месте старого города и провозгласил Иерусалим столицей Израиля, значительно расширив его. Постройка скинии и перенос в неё Ковчега завета – служили цели превращения Иерусалима в главный культовый центр государства. Давид провёл ряд успешных завоевательных походов, присоединив Моавию, Сирию и Идумею.

Земли еврейского царства простирались от Евфрата до Газы. Правление Давида принесло Израилю могущество и благополучие.

Царь Давид был глубоко верующим человеком, его личность приобретает черты святости. Он установил порядок храмовой службы , ввёл в неё музыку, сочинял хвалебные песнопения – псалмы.

В религиозном экстазе ему являлись пророческие видения о событиях жизни и смерти Спасителя. Эти новшества были не всем по душе. По этой причине мятежи, которые под конец жизни Давида устраивали его сыновья Авессалом и Адония, находили сторонников. Чтобы прекратить смуту, по совету старейшин, Давид передал трон младшему сыну Соломону.

Книга Давида

Царь Давид создал книгу псалмов – Псалтырь. Это сборник из 150 гимнов религиозно-лирического содержания, которые в своё время исполнялись в сопровождении струнного щипкового инструмента псалтерия – отсюда и название.

Хотя авторство традиционно приписывается Давиду, очевидно, что это результат коллективного творчества, многие стихи созданы гораздо позже. Псалмы были введены в храмовый ритуал при царе Давиде, а после того как были переведены на другие языки, стали основой христианского богослужения.

Псалтырь делится на 20 разделов, каждый из которых, в свою очередь, делится на три части. В наше время полностью прочитывается в храме в течение недели единожды, а во время Великого поста – дважды.

Жена Царя Давида

Царь Давд неоднократно вступал в брак, исследователи сходятся на том, что жён было 8. Первая жена, дочь Саула, после воцарения Давида в Иудее, была возвращена ему от второго мужа. Но вскоре царь охладел к ней и удалил от себя.

Однажды Давиду приглянулась красавица Вирсавия, жена военачальника Урии, которого он отправил на верную смерть, чтобы жениться на ней. От Вирсавии родится Соломон – будущий легендарный царь Израиля. Известны также имена Авигея, Ахиноама, Маахи, Аггифа, Авитала, Эгла.

Дети царя Давида

От жён и многочисленных наложниц у Царя было много детей. В Хевроне у него родилось шесть сыновей, в Иерусалиме – семь. И все они претендовали на трон и ссорились между собой, но наследником стал десятый сын – Соломон, рождённый любимой женой Вирсавией.

Потомки царя Давида

Давид основал царскую династию, правившую объединённым царством Израиля и Иудеи на протяжении 400 лет.

Его преемник, Соломон, прослыл своей мудростью и справедливостью. Он воплотил в жизнь замысел отца, построив Иерусалимский Храм. Считается что одна из ветвей правила в Эфиопии с XIII века нашей эры.

Где похоронен царь Давид

Умер царь Давид в возрасте 70 лет, погребён в Иерусалиме на горе Сион. Его правление, а также и его сына Соломона, называют «золотым веком» государства Израильского.

В трёх ведущих мировых религиях – иудаизме, христианстве и исламе почитается как праведник и пророк.

Премия царя Давида

С 1963 года в Израиле учреждена премия «Арфа Давида», которую вручают по результатам общественных опросов лучшим актёрам, режиссёрам, танцорам и певцам.