Духовно-психологические аспекты грехопадения. Святые отцы о грехопадении первых людей

После того, как Господь создал Адама и Еву, Он им дал во владение всю Землю. Но при этом Бог им повелел:

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» 1 .

Очевидно, что дерево не случайно носило такое содержательное название – познания добра и зла . Все, что людям нужно было знать для их же блага, Бог им открыл. И человеку вовсе не обязательно было оценивать значение добра через познание зла.

Но первые люди послушали не Господа, а сатану, который, представ перед Евой в образе мудрого змея, играя на ее любопытстве и тщеславии, убедил ее нарушить завет с Богом, а затем стать искусительницей для Адама. Наверное, стоит пояснить, кто такой сатана. Сатана – это перевод с иврита слова противник. Изначально сатана был одним из выдающихся ангелов и носил имя Светоносец (Люцифер) – сын зари, но, возгордившись, он восстал против Бога, будучи недовольным своим положением и желая быть равным Иисусу 2 . В свое восстание Люцифер втянул и многих других ангелов, в неверном свете представив им характер Бога. Поэтому второе его имя диавол, что переводится, как лжец, клеветник. За мятеж сатана был изгнан с небес 3 . Местом его временной дислокации вместе с новыми подданными – бесами (падшими ангелами) – стала Земля, так как только на нашей планете под его «чары» попали Божьи творения. Сразу хочется заверить читателей, что сатана не имеет неограниченной власти над людьми. Всегда именно за человеком остается право выбора!

Нужно понять, что поступок Евы, а по ее наущению и Адама, не был простым ослушанием. Многие сегодня считают наказание Господа слишком жестоким. Мол, те люди всего лишь съели яблочко, а Бог так отреагировал. На самом деле речь идет не о яблочке. Кстати, и слово яблоко Библия не упоминает. Вопрос гораздо серьезнее. Люди вкусили плод от дерева познания добра и зла , вопреки повелению Божьему. Пророк Осия, возвещая от имени Господа, сравнивает нарушение завета народом израильским и его измену Богу с ослушанием Адама – вот насколько серьезным был выбор Адама и Евы: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» 4 .

Ранее уже упоминалось, что Господь, предупредил молодую чету, что за нарушение Его наставления их постигнет смерть. Но сатана смог переубедить Еву, нашептывая ей то, что она желала слышать, но что не было истиной. Диавол заверил Еву в безнаказанности нарушения данного Богу обещания. В итоге, наши прародители пали, добровольно выбрав соблазн и тем осознанно отступив от Господа.

Но Бог сказал правду. Стоит отметить, что не раз в Библии Господь говорит, что Он никогда не лжет в отличие от людей и сатаны. Бог знал, какие последствия за собой повлечет познание людьми зла, поэтому так серьезно предупреждал Свои творения. Важно и то, что Бог не заставлял силой Адама и Еву слушаться Его. Тогда бы люди были уже не свободными, а рабами. Но Господь сделал человека свободным – с правом выбора. Мы можем выбрать путь с Богом, но можем пойти и своим путем, что и сделали Адам и Ева.

В результате этого проступка, который не без основания именуется грехопадением, на Землю проникло зло, а вместе с ним и предреченная смерть. Если до этого люди могли жить вечно, вкушая плоды от дерева жизни, то после грехопадения Господь закрыл доступ к этому дереву и люди стали смертными.

«Господь… поставил… у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни » 6 .

1 Библия, Ветхий Завет, книга Бытие, 2:16,17
2 Библия, Ветхий Завет, книга пророка Иезекииля, 28:11-19, пророка Исаии, 14:12-14
3 Библия, Новый Завет, книга Откровение, 12:7-9
4 Библия, Ветхий Завет, книга пророка Осии, 6:7
5 Библия, Ветхий Завет, книга Бытие 3:23,24

Цель занятия – рассмотреть Библейское повествование о грехопадении прародителей и его последствиях.

Задачи:

  1. Дать слушателям информацию о появлении зла в сотворенном мире.
  2. Рассмотреть искушение первых людей, сущность их грехопадения и произошедшие с ними изменения.
  3. Рассмотреть беседу Бога с людьми после грехопадения как проповедь покаяния.
  4. Рассмотреть наказание прародителей, последствия грехопадения проклятие змия и обетование Спасителя.
  5. Рассмотреть толкования кожаных одежд, представленные в экзегетической литературе.
  6. Рассмотреть спасительность изгнания первых людей из рая и появления смертности.
  7. Дать информацию о местонахождении рая.

План занятия:

  1. Провести проверку домашнего задания, либо вспомнив совместно со слушателями содержание пройденного материала, либо предложив им пройти тест .
  2. Раскрыть содержание занятия.
  3. Провести обсуждение-опрос на основе проверочных вопросов.
  4. Задать домашнее задание: прочесть главы 4-6 Священного Писания, выучить наизусть: прочесть главы 4-6 Священного Писания, ознакомиться с предложенной литературой и источниками, выучить наизусть: обетование Божие о Спасителе мира (Быт. 3, 15).

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/16 http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17
  2. Григорий Палама, свт. http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/6 (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Симеон Новый Богослов, прп. http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/45 (дата обращения: 27.10.2015).
  4. Ефрем Сирин, прп. http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3 (дата обращения: 27.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Егоров Г., иер. http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2#note18_return (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Лопухин А. П. http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117993 (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Владимир Василик, диак. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60583.htm (дата обращения: 27.10.2015).

Ключевые понятия:

  • диавол;
  • Денница;
  • искушение;
  • грехопадение;
  • кожаные одежды (ризы);
  • Первоевангелие, обетование Спасителя;
  • Семя жены;
  • смерть.

Проверочные вопросы:

Иллюстрации:

Видеоматериалы:

1. Корепанов К. Грехопадение

1. Возникновение зла в сотворенном мире

В книге Премудрости Соломоновой есть такое выражение: «Завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем.2:24). Появление зла предшествовало появлению человека, а именно – отпадение Денницы и тех ангелов, которые ему последовали. Господь Иисус Христос говорит в Евангелии о том, что «диавол человекоубийца искони» (Ин.8:44), – как объясняют святые отцы, поскольку видит человека, возводимого Богом туда, и даже выше того, что он имел прежде и от чего отпал. Поэтому в первом же искушении, которое находит на человека, мы видим действие диавола. Откровение не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него, поэтому с первого же дня появления человека, диавол стремится расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

2. Грехопадение

И вот, в раю явился искуситель - в виде змия, который «был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:1). Злой и коварный дух, войдя в змия, приблизился к жене и сказал ей: «Подлинно ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3:1). Змей приступает не к Адаму, а к Еве потому, видимо, что заповедь она получила не прямо от Бога, но через Адама. Нужно сказать, что описанное здесь стало типичным для любого искушения злом. Сам процесс и его стадии очень ярко изображены. Все начинается с вопроса. Змий не приходит и не говорит: «Вкуси от древа», поскольку это явное зло и явное отступление от заповеди. Он говорит: «А правда ли, что Бог запретил вам вкушать плоды?» То есть, он как бы не знает. И в отстаивании правды Ева делает немного больше, чем следует. Она говорит: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт.3:2-4). О прикосновении речи не было. Уже начинается путаница. Это обычный сатанинский прием. Сначала он прямо ко злу человека не увлекает, а всегда к некоторой правде примешивает маленькую капельку неправды. Почему, кстати, следует удерживаться от всякого рода лжи; ну подумаешь, я там чуть-чуть приврал, это не страшно. Это на самом деле страшно. Это как раз та самая маленькая капелька, которая прокладывает путь ко лжи гораздо большей. После этого уже следует более крупная ложь, потому, что змий говорит: «нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:4-5). Здесь, снова правда, но уже в других пропорциях, смешана с неправдой. Действительно, человек создан для того, чтобы быть богом. Будучи тварью по своей природе, он по благодати призван к обожению. Действительно, Бог знает, что они будут подобны Ему. Будут как Бог, но не как боги. Дьявол вводит многобожие.

Человек создан для того, чтобы быть богом. Но для этого указан и определенный путь в общении и в любви с Богом. А здесь змей предлагает иной путь. Оказывается, можно стать Богом и без Бога, без любви, без веры, посредством какого-то действия, посредством какого-то древа, – посредством чего-то, что Богом не является. Такими попытками до сих пор занимаются все оккультисты.

Грех есть беззаконие. Закон Божий – это закон любви. И грех Адама и Евы – это грех непослушания, но это и грех отступления от любви. Для того, чтобы отторгнуть человека от Бога, диавол предлагает ему в сердце ложный образ Бога, а значит, идола. И, приняв этого идола в сердце вместо Бога, человек отпадает. Змей представляет Бога лживым и ревниво отстаивающим какие-то Свои интересы, свои возможности и скрывающим их от человека.

Под действием слов змия женщина иначе, чем раньше, посмотрела на запретное дерево, и оно показалось ей приятным для глаз, а плоды особенно притягательны по таинственному свойству дать знание добра и зла и возможность стать богом без Бога. Это внешнее впечатление решило исход внутренней борьбы, и женщина «взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел » (Быт. 3.6).

3. Изменения в человеке после грехопадения

Величайший переворот в истории человечества и всего мира совершился – люди нарушили заповедь Божию и тем самым согрешили. Те, которые должны были служить чистым источником и началом всего человеческого рода, отравили себя грехом и вкусили плоды смерти. Лишившись чистоты, они увидели свою наготу и из листьев сделали себе опоясания. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью.

4. Предложение покаяния

Нет другого пути для восстановления человека, как путь покаяния. Ужас объял Адама и жену, и они скрылись от Господа в деревьях рая. Но любящий Господь позвал к Себе Адама: « [Адам, ] где ты? » (Быт. 3.9). Господь спрашивал не о том, где Адам находится, а о том, в каком он пребывает состоянии. Этим Он призывал Адама к покаянию. Но грех уже омрачил человека, и призывающий голос Бога вызвал в Адаме только желание оправдаться. Адам с трепетом ответил Господу из чащи деревьев: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся » (Быт. 3.10). – «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » (Быт. 3.11). Вопрос был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо. Он дал уклончивый ответ: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел » (Быт. 3.12). Адам возложил вину на жену и даже на Самого Бога, давшего ему эту жену. Тогда Господь обратился к жене: «Что ты это сделала? » Но жена последовала примеру Адама и не признала свою вину: «Змей обольстил меня и я ела » (Быт. 3.13). Жена сказала правду, но в том, что они оба старались оправдать себя перед Господом, заключалась ложь. Отвергнув возможность покаяния, человек сделал невозможным для себя дальнейшее общение с Богом.

5. Наказание. Последствия грехопадения

Господь изрек Свой праведный суд. Змей был проклят перед всеми животными. Ему определена жалкая жизнь пресмыкания на своем чреве и питание прахом земли. Жена осуждена на тяжелые страдания и болезни при рождении детей. Обращаясь же к Адаму, Господь сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «Терния и волчцы произрастит она тебе... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься » (Быт. 3.18–19).

Последствия грехопадения первых людей были катастрофичны как для человека, так и для всего мира. Во грехе люди отстранились от Бога и обратились к лукавому, и теперь для них невозможно общение с Богом так, как это было раньше. Отвернувшись от Источника жизни – Бога, Адам и Ева тотчас умерли духовно. Телесная смерть не сразу поразила их (по милости Бога, желающего привести прародителей к покаянию, Адам потом еще прожил 930 лет), но, в то же время, вместе с грехом в людей вошло тление: грех – орудие лукавого – стал постепенно через болезни и старение разрушать их тела, что, в конце концов, и привело прародителей к телесной смерти. Грех повредил не только тело, но и всю природу первозданного человека – в нем была нарушена та изначальная гармония, когда тело подчинялось душе, а душа – духу, пребывавшему в общении с Богом. Как только первые люди отошли от Бога, так сразу дух человеческий, потеряв все ориентиры, обратился к душевным переживаниям, а душа увлеклась телесными желаниями и породила страсти.

Как в человеке нарушилась гармония, так произошло и во всем мире. По словам ап. Павла, после грехопадения «вся тварь покорилась суете » и с тех пор ждет освобождения от тления (Рим. 8.20–21). Ведь если до грехопадения вся природа (и стихии, и животные) была подчинена первым людям и без труда со стороны человека давала ему пропитание, то после грехопадения человек уже не чувствует себя царем природы. Земля стала не так плодородна, и людям нужно приложить большие усилия, чтобы доставить себе пропитание. Природные катаклизмы со всех сторон стали угрожать жизни людей. И даже среди животных, которым Адам когда-то давал имена, появились хищники, представляющие опасность и для других животных, и для человека. Возможно, что умирать животные также стали лишь после грехопадения, о чем говорят многие святые отцы (свт. Иоанн Златоуст, прп. Симеон Новый Богослов и др.).

Но не только наши прародители вкусили плодов грехопадения. Став родоначальниками всех людей, Адам и Ева передали человечеству свою природу, искаженную грехом. С тех пор все люди стали и тленны, и смертны, и, главное, все оказались под властью сатаны, под властью греха. Греховность стала как бы свойством человека, так что люди не могли не грешить, даже если кто и хотел. Обычно про такое состояние говорят, что все человечество от Адама наследовало первородный грех. Здесь под первородным грехом понимается не то, что потомкам Адама передался личный грех первых людей (ведь потомки лично его не совершали), а то, что от прародителей ко всем людям перешла именно греховность человеческой природы со всеми вытекающими отсюда последствиями (тлением, смертью и др.). Первые люди, последовав диаволу, как бы засеяли семенем греха человеческую природу, и в каждом новом родившемся человеке это семя стало прорастать и давать плоды уже личных согрешений, так что всякий человек становился грешником.

Но милосердный Господь не оставил первозданных людей (и всех их потомков) без утешения. Он тогда же дал им обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Изрекая змею Свой суд, Господь сказал: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно (в переводе семидесяти – Он ) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту » (Быт. 3.15). Это обетование о «семени Жены» является первым обетованием о Спасителе мира и часто называется «Первоевангелием», что не случайно, т.к. в этих кратких словах пророчески говорится о том, как Господь намерен спасти падшее человечество. То, что это будет именно Божественное действие, ясно из слов «вражду положу » – человек, ослабленный грехом, не может самостоятельно восстать против рабства лукавого, и здесь требуется вмешательство Бога. При этом Господь действует через слабейшую часть человечества – через женщину. Как сговор жены со змием привел к падению людей, так и вражда жены и змия приведет к их восстановлению, что таинственно показывает важнейшую роль в нашем спасении Пресвятой Богородицы. Употребление странного словосочетания «семя жены» указывает на безмужнее зачатие Пречистой Девы. Использование в переводе LXX местоимения «Он» вместо «оно» свидетельствует о том, что еще до Рождества Христова многими иудеями это место понималось как указание не столько на потомство жены в целом, сколько на единственное лицо, на Мессию-Спасителя, Который сокрушит главу змия-диавола и спасет людей от его владычества. Змей же лишь может жалить Его «в пяту», чем пророчески указывается на Крестные страдания Спасителя.

6. Кожаные одежды

Кожаные одежды, по толкованию святых отцов, это смертность, которую получила природа человека после падения. Свмч. Мефодий Олимпийский подчеркивает, что «кожаные одежды не суть тела, но смертная принадлежность» . Вследствие такого состояния человеческой природы, он стал подвержен страданиям и болезням, образ его существования изменился. «В дополнение с неразумной кожей», говоря словами свт. Григория Нисского, человек воспринял: «половой союз, зачатие, рождение, осквернение, питание грудью, а затем пищей и выбрасывание ее из тела, постепенное возрастание, взрослую жизнь, старость, болезнь и смерть».

Кроме того, кожаные одежды стали завесой, отделяющей человека от духовного мира – Бога и ангельских сил. Свободное общение с ними после грехопадения стало невозможным. Эта огражденность человека от общения с духовным миром, по-видимому, благодетельна для него, потому что, многие встречающиеся в литературе описания встреч человека как с ангелами, так и с бесами, свидетельствуют, что такое неприкрытое столкновение человека с миром духовным, бывает для него труднопереносимо. Поэтому человек покрывается таким непроницаемым покровом.

Буквальное толкование кожаных одежд заключается в том, что была принесена первая жертва после изгнания из рая, которой Адам был научен Самим Богом, и из шкур жертвенных животных была сделана эта одежда.

7. Изгнание из рая

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгнал их из рая: «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни » (Быт. 3.24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, «как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно » (Быт. 3.22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям.

8. Смысл появления смерти

Стоит также остановиться на вопросе о смысле наказания: является ли смертность человека наказанием или благодеянием для самого человека? Несомненно, что она является и тем и другим, но наказанием не в смысле мстительного желания Бога сделать человеку плохо за то, что он непослушный, а как некое логическое следствие того, что человек сам сотворил. То есть, можно сказать, что если человек выпрыгнул из окна и переломал себе ноги и руки – он этим наказан, но он сам же автор этого наказания. Поскольку человек не самобытен, и вне общения с Богом он существовать не может, то смерть полагает и некий предел возможности развиваться во зле.

С другой стороны, смерть, как известно из практического опыта, является очень важным вразумляющим фактором для человека, нередко только перед лицом смерти он оказывается способным задуматься о вечном.

И, в-третьих, смерть, которая явилась наказанием для человека, явилась и источником спасения для него впоследствии, поскольку через смерть Спасителя человек был восстановлен, и стало для него возможным утраченное богообщение.

9. Местонахождение рая

С изгнанием людей из рая у них среди трудов и невзгод греховной жизни изгладилась с течением времени самая память о точном его местонахождении, у разных народов мы встречаем самые смутные предания, неопределенно указывающие на восток, как место первобытного блаженного состояния. Более точное указание находится в Библии, но и оно настолько неясно для нас при теперешнем виде земли, что по нему так же невозможно с географическою точностью определить местоположение Едема, в котором находился рай. Вот это библейское указание: «И насадил Господь Бог рай в Едеме, на востоке. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон; она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото, и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Тихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр); она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» (Быт. 2:8-14). Из этого описания прежде всего ясно, что Едем - это обширная страна на востоке, в которой находился рай, как меньшее помещение, назначенное для обитания первых людей. Затем название третьей и четвертой рек ясно указывает на то, что эта Едемская страна находилась в некотором соседстве с Месопотамией. Но этим и ограничиваются понятные для нас географические указания. Первые две реки (Фисон и Тихон) не имеют теперь ничего, соответствующего себе ни по географическому положению, ни по названию, и потому они подавали повод к самым произвольным догадкам и сближениям. Одни видели в них Ганг и Нил, другие - Фазис (Рион) и Аракс, берущие свое начало на возвышенностях Армении, третьи - Сыр-Дарью и Аму-Дарью, и так далее до бесконечности. Но все эти догадки не имеют серьезного значения и основываются на произвольных сближениях. Дальнейшим определением географического положения этих рек служат земли Хавила и Куш. Но первая из них так же загадочна, как и орошающая ее река, и можно только догадываться, судя по её металлическим и минеральным богатствам, что это некоторая часть Аравии или Индии, служивших в древности главными источниками золота и драгоценных камней. Несколько определеннее название другой страны Куш. Этим термином в Библии обыкновенно называются страны, лежащие к югу от Палестины, и «кушиты», как потомки Хама, от его сына Хуша или Куша, встречаются на всем пространстве от Персидского залива до южного Египта. Из всего этого можно заключить лишь одно, что Едем действительно находился в некотором соседстве с Месопотамией, на что указывают и предания всех древнейших народов, но в точности определить его местонахождение невозможно. Земная поверхность с того времени претерпела столько переворотов (особенно во время потопа), что не только могло измениться направление рек, но могла порваться и самая связь их между собою, или даже прекратиться самое существование некоторых из них. Вследствие этого науке так же прегражден доступ к точному определению местонахождения рая, как он прегражден был согрешившему Адаму - ко вкушению от древа жизни в нем.

Проверочные вопросы:

  1. Какое событие в сотворенном мире стало причиной появления зла?
  2. Почему диавол приступает с искушением не к Адаму, к жене?
  3. В чем состоял грех первых людей?
  4. Какие изменения произошли в человеке после грехопадения?
  5. Расскажите об обличении согрешивших прародителей Богом и о предложении им покаяния.
  6. Какое наказание за грех получает жена?
  7. Какое наказание за грех получает Адам?
  8. В чем заключалось проклятие змия и какое обетование оно содержит?
  9. Как следует понимать кожаные одежды?
  10. Почему изгнание из рая и смерть являются спасительными для людей?
  11. Что можно сказать о месторасположении рая?

Источники и литература по теме

Источники:

  1. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. Беседа XVI. О падении первозданных. «И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася» (Быт.2:25). http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/16 . Беседа XVII. «И услышаста глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни» (Быт.3:8). [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17 (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Григорий Палама, свт. Омилии. Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/homilia/6 (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Симеон Новый Богослов, прп. Слова. Слово 45. П. 2. О преступлении заповеди и изгнании из рая. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/slovo/45 (дата обращения: 27.10.2015).
  4. Ефрем Сирин, прп. Толкования на священное Писание. Книга Бытия. Глава 3. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3 (дата обращения: 27.10.2015).

Основная учебная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: Учебное пособие. - Изд. 3-е, испр., доп. - М.: ПСТГУ, 2014.Грехопадение прародителей и его последствия. Обетование о Спасителе.
  2. Егоров Г., иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть первая Книги законоположительные и учительные. Курс лекций. – М.: ПСТГУ, 2004. 136 с. Раздел I. Пятикнижие Моисея. Глава 1. Начало. 1.6. Грехопадение. 1.7. Последствия грехопадения. 1.8. Смысл наказания. 1.9. Обетование спасения. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashennoe-pisanie-vethogo-zaveta/2#note18_return (дата обращения: 27.10.2015).
  3. Лопухин А. П. Библейская история. М., 1993. III. Грехопадение и его последствия. Местонахождение рая. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Lopuhin_Bibleiskaja_istorija.htm#_Toc245117993 (дата обращения: 27.10.2015).

Дополнительная литература:

  1. Владимир Василик, диак. Духовно-психологические аспекты грехопадения. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60583.htm (дата обращения: 27.10.2015).
  2. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в 11 т. / Под редакцией А.П. Лопухина (т. 1); издание преемников А.П. Лопухина (тт. 2-11). СПб: Петербург, 1904-1913. Толкование на книгу Бытия. Глава 3.

Видеоматериалы:

1. Корепанов К. Грехопадение

2. Антоний Сурожский (Блум), митр. Беседа об истории грехопадения

3. Бытие. "Гибель первого мира". Лекция 2 (главы 1-3). Священник Олег Стеняев. Библейский портал

4. Библейская история. Куприянов Ф.А. Лекция 1

5. Беседы на Шестоднев. Бытие. Глава 3. Виктор Лега. Библейский портал

6. Книга Бытие. Глава 3. Библия. Иеромонах Никодим (Шматько).

7. Бытие. Глава 3. Андрей Солодков. Библейский портал.

ПРАЗДНИКИ
  • Рождество
  • 25.12 (07.01)
  • Обрезание
  • 01.01 (14.01)
  • Крещение
  • 06.01 (19.01)
  • Сретение
  • 02.02 (15.02)
  • Благовещение
  • 25.03 (07.04)
  • Вход в Иерусалим
  • Пасха
  • Вознесение Господне
  • Троица
  • Петра и Павла
  • 29.06 (12.07)
  • Преображение
  • 06.08 (19.08)
  • Успение
  • 15.08 (28.08)
  • Усекновение
  • 29.08 (11.09)
  • Рождество Богородицы
  • Воздвижение
  • 14.09 (27.09)
  • Покров
  • 01.10 (14.10)
  • Введение во храм
  • 21.11 (04.12)
  • другие праздники...
  • ПОСТЫ
    ЦЕРКОВНЫЙ ГОД
    :: ЦЕРКОВНЫЙ ГОД

    ГРЕХОПАДЕНИЕ

    Диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змия и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Он с хитростью спросил Еву: "правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?"

    "Нет", ответила змию Ева, "плоды со всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть".

    Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву. Он сказал: "нет, вы не умрете; но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло".

    Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела; затем дала мужу своему, и он ел.

    Люди поддались искушенно диавола, нарушили заповедь или волю Божию - согрешили , пали в грех. Так совершилось грехопадение людей.

    Этот первый грех Адама и Евы, или грехопадение людей, называется первородным грехом , так как именно этот грех потом явился началом для всех последующих грехов в людях.

    ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 3, 1-6.

    ПОСЛЕДСТВИЯ ГРЕХОПАДЕНИЯ И ОБЕТОВАНИЕ СПАСИТЕЛЯ

    Глава из Закона Божия Серафима Слободского

    Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совать их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

    Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех .Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию , то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.Господь спросил: "Адам, где ты?"Адам ответил: "голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся".Бог снова спросил: "Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?"Но Адам сказал: "жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел". Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.И сказал Господь Еве: "Что это ты сделала?"Но и Ева вместо раскаяния ответила: "змий соблазнил меня, и я ела".Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.Еве Бог сказал: "В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу ".Адаму сказал: "За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб ", то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, "пока не возвратишься в землю, из которой ты взят ", то есть пока не умрешь. "Ибо прах ты и в прах возвратишься ".А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: "проклят ты за то, что ты сделал это "... И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: "Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту ", то есть от жены произойдет Потомок - Спаситель мира , Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы . Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая. Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, - на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти. Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.ПРИМЧАНИЕ: см. Библию в кн. "Бытие": гл. 3 , 7-24.

    Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божественного приговора: «В тот же день смертью умрете» (Быт. 2:17). Телесная смерть – разлучение души и тела – для Адама последовала через 930 лет, но духовная смерть – разлучение души с Богом – осуществилась немедленно. Человек лишился благодати и первое, что он увидел, – это то, что он наг, а первое, что ощутил, – стыд. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7). Конечно, до этого они не были слепы, но Божественная благодать, озарявшая их тела, скрывала от их очей наготу, поэтому никакие плотские помыслы не оскверняли ум прародителей. Теперь же человеческий ум, по словам святителя Григория Нисского, как опрокинутое зеркало, вместо того, чтобы отражать Бога, принимает образ бесформенной материи. Страсти потрясают первоначальное иерархическое строение человеческого существа.

    Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божья среди деревьев рая, забыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, человека охватили греховные помышления.

    Воля человека ожесточается во грехе: вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Их воля утратила святость, приобрела удобопреклонность ко злу, так как в ней утвердился закон греха.

    Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, то есть увидели друг в друге предмет эгоистического удовольствия, испытали стыд, а затем вражду друг к другу – Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собой.

    Помрачение ума, воли и чувств прародителей – это признаки духовной смерти, которой человек подвергся в результате грехопадения. Духовная смерть не была актом мести со стороны Творца, но она стала естественным следствием отделения человека от Бога.

    Духовная смерть привела к расстройству природы человека. Все силы души его получили неподобающее направление, склонились ко злу, к страстям. Ум забыл свое истинное питание, ведение духовное и прилепился к чувствам, вместе с чем подпал духовной слепоте, страсти неведения Бога и вещей божественных, утратил способность созерцать божественное, видеть духовную истину, таинственно воспарять к Богу. Разум ("логос") потерял силу нравственного руководства над неразумными силами души – чувственным желанием и раздражительностью – и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию и избегать страданий. Выйдя из-под контроля разума, неразумные силы души превратились в "неестественные" страсти. Это термин преподобного Максима Исповедника, отличающего греховные страсти от "естественных страстей" – голода, жажды, усталости и т. п., которые также усвоились природе человека после грехопадения, но в отличие от первых являются "безукоризненными", то есть негреховными. Сила хотения стала страстью плотоугодия, а сила раздражительности– страстью насильничества, побуждающей к борьбе за мирские блага, средства услаждения и выражающейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание.

    Таким образом, человек впал во власть плотского самолюбия. Заблуждение в истине и привязанность к чувствам, страстная любовь или ненависть к чему-либо чувственному наполнили его жизнь и составили в нем закон плоти, закон животной жизни, подчиненной плотскому мудрованию.

    Физическая смерть

    Отторгнув себя от Источника Жизни, человек добровольно поставил себя в состояние, которое должно было привести к распаду, тлению человеческого существа. Он подверг себя страданиям, болезням и смерти. Эти, так называемые естественные (или физические), следствия грехопадения вполне оправданны в нравственном аспекте. Грех подлежит наказанию. Бог наказывает прародителей за грех, чтобы уврачевать их сластолюбие и гордость.

    Если вначале человек царствовал над миром, то теперь природа стала враждебна по отношению к человеку. Земля утратила прежнюю силу плодородия и стала произращать терния и сорные травы. Если раньше труд на земле не утомлял человека, то теперь он должен был трудиться в поте лица, чтобы добыть себе пропитание. В природе начали действовать губительные стихии, наносящие ущерб, иногда сводящие на нет тяжелый человеческий труд, вложенный в обработку земли. Человек стал страдать от перемен климата, от жары и холода.

    Животные перестали узнавать в человеке своего владыку. Среди них появились хищники, опасные для человека. И сам человек огрубел, он вынужден был убивать животных, чтобы получить необходимый материал для одежды и своего жилища. Отношения человека и окружающего мира меняются. Человек становится уже не хозяином, а в основном потребителем, тираном природы. Наконец, смерть в страстях и страданиях завершает постепенное тление человека. Избравший прах вместо Бога, возвращается в прах.

    Так зло потрясает весь космос, и этот процесс развивается, идет необратимо. Для восстановления прежней гармонии мир нуждается в огненном очищении. Существующие ныне стихии неба и земли сгорят в очистительном огне Второго Пришествия, после чего будет новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2 Пет. 3:10-13).

    Облечение в «кожаные ризы», т.е. в смертную, подверженную разложению природу, – закономерный результат грехопадения. Однако в книге Бытия говорится, что Сам Бог облекает человека в эти одежды. Из этого, конечно, не следует, что Бог создает смерть и тление. Бог не является Творцом зла. Напротив, Он единственный, Кто может обращать зло в добро. И Он всегда действует по любви. Как пишет преподобный Максим Исповедник: "Бог действует по любви даже по отношению к тем, кто стал злым, совершая дело нашего исправления". И Он использует сложившуюся ситуацию на пользу согрешившему человеку. Это как бы вторая сторона "кожаных риз". В ней прослеживается действие не только правосудия, но и любви, и попечения Божья о падших прародителях.

    Позволяя существовать смерти, Бог обращает ее против тления, приводящего к смерти, и устанавливает предел как для тления, так и для греха. Так Бог ограничивает зло и делает падение небезнадежным. Его первоначальный план о вечной и блаженной жизни человека остается неизменным. Комментируя эту тайну беспредельного Божественного сострадания, святитель Григорий Богослов говорит, что Бог попускает существовать смерти, "чтобы зло не стало бессмертным".

    Облечение в грубую плоть лишило человека возможности общаться с духовным миром, сильно ослабило в нем способность к духовному ведению. Однако в этом была немалая польза, ибо, по причине греховного направления своей воли, человек мог общаться только с демонами, но никак не с Ангелами и тем более с Богом. Грубая плоть, как завеса, скрывает человека от непосредственного влияния духов злобы.

    Брак в том виде, в каком мы его знаем теперь, появился лишь после грехопадения. Страстное рождение от семени по образу животных стало неотъемлемой частью той биологической, скотоподобной жизни, на которую был осужден человек. Сила этого осуждения была в особенности велика. Вместе с зачатием, соединенным с чувственным удовольствием, передавался и грех произволения, и немощь естества. Рождение стало каналом, который приобщал человека с самого начала его бытия к потоку греховной жизни. Поэтому оно является синонимом первородного греха.

    Состояние падшего человека стало весьма печальным и совершенно безысходным. Жизнь человека начиналась неправедным удовольствием зачатия, этим зачатком развития страстей, и кончалась заслуженной смертью. Однако и эту, казалось бы, безнадежную реальность, созданную грехом, Бог использовал в целях Своего Всеблагого Промысла. Благодаря браку, человек не только сохранил способность к биологическому выживанию, не только получил утешение иметь потомство, которое само по себе превозмогает болезни чадородия (Ин. 16:21), но, самое главное, падшему человеку сразу по грехопадении было обещано, что из его потомства произойдет Спаситель, Который разорвет этот порочный круг греховной жизни (Быт. 3:15).

    Первородный грех

    Православная Восточная Церковь под первородным грехом всегда понимала то "семя тли", ту наследственную порчу природы и склонность ко греху, которую все люди получают от Адама посредством рождения. Зачатие и рождение – канал, по которому передается прародительская порча. «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7), – восклицает Давид, а Апостол Павел прямо связывает греховную порчу человеческой природы с грехом прародителей: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

    Таким образом, первородный грех – наследственная поврежденность человеческой душевно-телесной природы, общая склонность людей к греховным поступкам.

    Читать дословный конспект (расшифровку аудио) лекции профессора Осипова А. И.
    (5 курс МДС, 5 ноября 2012 г.) Скачать mp3 с официального сайта

    12. О грехопадении человека

    Духовность человека до грехопадения.

    Человек в первозданном своём состоянии не был заражён страстями. В его душе не возникало ничего такого, что бы противоречило воли Божией, противоречило его природе, богозданной природе, богоподобной. Он был образом Божиим, чистым, не запятнанным грехом виде. Это первое.

    Второе. Он был не просто душой, но душой и телом. Само тело его и плоть были духовным. Что это значит? До грехопадения человека не только душа, но и само тело были духовным. Что такое духовное тело? По воде не может пройти не духовное тело – утонет тут же. Помните, Пётр попытался, бедный, - и тут же, - Ай, спаси, Господи, тону! А ведь мы знаем из истории Церкви, что таких случаев было немало: та же Мария Египетская перешла Иордан, например. Для Христа, когда Он воскрес, не было преград. Духовное тело обладает такими свойствами, которых у нас сейчас нет, поскольку у нас всё греховно.

    Итак, у первых людей до грехопадения и тело было духовно, не только душа. Ефрем Сирин пишет: «Ризы их – свет, лица их – сияние. По наименованию рая можно подумать, что он земной, по силе своей он духовен и чист. И у духов имена одинаковые, но Святой [дух] отличается от нечистого. Райское благоухание насыщает без хлеба, дыхание жизни служит питием. Тела, заключающие в себя кровь и влагу, достигают там чистоты одинаковой с самою душою. Там плоти возвышаются до степени душ, душа возносится до степени духа. Не стыдились же они потому, что были облечены славою – небесною одеждою. Не соделал Бог человека смертным, но и не создал и бессмертным».

    Первозданное состояние человека мы можем наблюдать по состоянию плоти воскресшего Христа. Это то именно состояние, в котором находился первозданный человек.

    Необходимость древа познания добра и зла

    Зачем Бог насадил древо познания добра и зла? Отец не будет же ребёнку оставлять в доме спички, тем более зная, что ребёнок эти спички, конечно, возьмёт, и начнёт поджигать всё, что попало. А здесь что такое? Бог насадил древо, о плодах которого Он знал.

    Во-первых, то, что отец прячет спички, вполне понятно, он никогда бы эти спички и не принёс домой, если бы они не были ему нужны. Древо же познания добра и зла Бог специально насадил. Во-вторых, предупредил человека. В-третьих, знал прекрасно Бог, что плод будет сорван. Знал, насадил, предупредил – то есть ситуация совсем другая. Это не спички, это другое. Что же это другое?

    Говоря о первом человеке, надо сказать, что человек первый, до грехопадения, не только не знал, что такое зло, но и не знал, что такое добро. Когда оценивается добро? Только когда мы видим, что такое зло. Есть мудрая мысль: что имеем – не храним, потерявши – плачем. Только потеряв, мы плачем, понимаем, каким добром мы обладали, какое благо имели. Человек здоровый смотрит на больного и ничего понять не может. Смотрит молодой на старого – как это можно так ходить, согнувшись в три погибели, да ещё с палками в руках, да ещё едва-едва, да задевая всех на свете, - ничего не понятно, как это может быть.

    Это психологический момент, который присутствует в человеке: не познав зла, мы не можем оценить добра, даже понять, что это добро. Здоровый человек не может понять, что это такое – болезнь, если он никогда не болел. Так и здесь, первые люди не знали, что такое добро, поскольку не знали, что такое зло. Узнали они только потом.

    Итак, Бог специально это древо насадил. То есть это древо имело прямое положительное значение для человека. Какое же? Согрешил человек – и что? Изгнан из рая, и началась эта ужасная история человечества. Какое же положительное значение? Не познав зла, не можем оценить добра – вот ключ для понимания этого факта. Человек был призван к богоподобному состоянию, но чтобы получить это состояние, точнее, чтобы оценить это состояние, он должен быть узнать, кем он является, сам по себе, без Бога.

    Помните, вкусив плода, спрятались от Бога. Сам Бог ходит по раю: «Адам, где ты?». Эти образы очень красивые, замечательные, они выражают суть! «Адам, где ты?» - спрятался от Бога, как мы прячемся от Бога, от совести своей, когда нарушаем то, о чём совесть прямо говорит, прямо заявляет протест.

    Человек даже и не предполагал, знать не знал, и не мог знать, кем он является, без помощи Божией. Человеческая природа находилась в непосредственном, теснейшем общении с Богом. Не внешнем общении, а духовном, пронизан человек этим духом духовным. Человек, оказывается, уже был по природе, в какой-то степени уже богочеловечен, таков природа его, тогда природа его могла быть нормальной, не имеющей смерти, не имеющей никаких недолжных отклонений, пребывая вот в этом духовном единении с Богом. Это было естественное состояние человека.

    Это древо, это вкушение плода открыло человеку, во-первых, что такое зло. Зло – это есть пребывание вне Бога, без Бога. Бог есть бытие. И вдруг человек выпал из сферы этого бытия. Конечно, выпал не полностью, но утратил духовную причастность Богу.

    Человек в результате грехопадения выпал из атмосферы духовного влияния Бога. В какой степени выпал? Святые отцы говорят, что речь идёт не о том, что он полностью потерял свободу своей воли – нет. Он не потерял свободы. Образ Божий в человеке остался, но искажённым оказался его ум, его воля, его чувства, его тело. Все эти параметры оказались искажёнными, повреждёнными. И это повреждение мы видим постоянно, на каждом шагу: как же это можно бегать за чудесами, и забыть о том, что в душе нашей творится.

    Древо познания добра и зла явилось не спичками отца, а средством, благодаря которому только человек, познав зло, узнав что это такое, то есть познав, кем он является, отойдя от Бога, поняв это, увидя это, осознав это, добровольно, свободно, обратится к Богу. Не познав горького, не оценишь сладкого. Свободен был человек, Бог предупредил его: смотри, смертию умрёшь. И никакого насилия, никакого нарушения свободы воли: смотри, человек. Свободно он избрал этот путь. Также свободно, без малейшего насилия со стороны Бога он был призван, поняв всю беду своего состояния, обратиться к Нему.

    Смысл всей земной жизни человека от первого до последнего состоит не в чём ином, как в познании зла и добра. Через познание зла познание добра, под добром разумея необходимость единения с Богом, с источником всякого блага.

    Мы, обладая свободой и разумом, оказывается, мы не можем, не обжегшись на молоке, не дуть на воду. Вы знаете, кто мы? Есть некоторые по своей природе, они умирают детьми. Они, видимо, способны будут воспользоваться опытом других людей и принять то благо Царствия Божия, которое обещано каждому человеку, без вреда для себя.

    Гордость первых людей — корень первородного греха

    Если бы нам сейчас дать все блага Царствия Божия – всё, знаете что произошло бы? Революция в Царствии Божием! Какая? Точно такая же, какая произошла с первыми людьми. Какая же? «Вы будете как Боги, знающие добро и зло». Еврейская идиома «познание добра и зла» означает познание всего. Как Бог знает всё – и вы будете знать всё.

    Что такое познание всего? Это значит полнота власти, полнота господства. Какая здесь страсть, - искание полноты власти? – гордыня.

    Мы постоянно убеждаемся с изумлением, с огорчением, с возмущением, с осуждением, когда видим, что человечек, поднятый на одну ступеньку, уже начинает подминать под себя других людей. А если на две ступеньки, а на три – о Боже мой! Беги как от огня!

    Вот первородный корень греха, который присутствует в нас – власть, господство. Познание добра и зла, познание всего и господство над всем – вот, оказывается, что это такое, что это был за грех. Человек увидел себя господином всего тварного мира. Помните, Бог привёл всё сотворённое и человек нарёк имена всему существующему. Понятно, что такое нарёк имена? Нарекание имён – это с рабовладельческих времён признак власти.

    Человек увидел себя властителем этого мира и – не выдержал. Увидел свою власть, своё величие, свою славу в этом тварном мире. Увидел это, и, бедный, не знал ещё кто он есть без единения с Богом. Вот что произошло с человеком. Вот оно искушение властью, господством. Это самое страшное, что живёт в нас. Почему все святые отцы единогласно, Священное Писание само говорит: Бог гордым противится .

    Гордость – вот корень. Как это важно уловить это в себе и подавлять это, избегать этой гадости, своего превосходства. Как часто, увидев себя на чуть-чуть выше других, уже начинаем с ума сходить. Хоть бы подумали – а сколько людей выше меня, обладают и тем, и тем, и тем?

    Вот самое страшное искушение, которое охватит, и которое победит того, о ком мы с вами говорили – антихриста. Он увидит, что уже никого нет другого, кто бы обладал всем тем, чем обладает он: и силою, и властью, и господством, и творением чудес и знамений. Нет ему равных. Вот, бедный, попался, бедняжка! Попался и возомнил себя богом.

    Так вот почему Бог насадил древо это. Без познания зла и добра никогда не мог бы человек оценить того блага, которым является Бог. Как здоровый не ценит своего здоровья, принимает его как само собой разумеющееся, так и здесь, не вкусив зла, не мог бы человек принять Царствия Божия, как это следует, возгордился бы он. И если бы даже он остался, если бы Бог своей властью оставил бы – возгордился бы он. Эта дикая идея познания всего и господства над всем (я господин, а не ты, я – бог, а ты, Бог, мне не нужен уже) привело к противостоянию человека с Богом.

    Вот что такое древо познания добра и зла. Вот это страшное искушение, которое пришло в душу человека. И поддался он ему. Но поддался он ему почему? Он не знал, что такое зло, он не знал, кто он без Бога. Вот почему его грехопадение не оказалось абсолютно радикальным, бесповоротным – нет. По незнанию это произошло. Но это незнание, если хотите, оказалось блаженным, поскольку через него мы, - Адам и все, оказавшиеся в стихии этого мира, - непрерывно познаём добро и зло. Непрерывно познаём его на себе и на других и на всём человечестве. И это-то познание даст, в конечном счёте, человечеству возможность принять Бога. Увидевши, что Бог есть только любовь, - никакого насилия, - только любовь и больше ничего. Вот через что произойдёт истинное принятие Бога и спасение.

    Вот это очень важно для понимания и того, что есть древо познания добра и зла и почему оно оказалось насаждённым.

    Повреждение человеческой природы в результате грехопадения

    Что же случилось с человеческой природой по грехопадении? Святые отцы здесь, выражаясь по-разному, говорят, в принципе, одно и то же. Первое, на что хочу обратить внимание, святые отцы говорят даже о повреждении образа Божия, о повреждении природы. Другие отцы говорят: нет, природа не может быть повреждённой, образ Божий не может быть искажён. Речь идёт о чём здесь? О различных способах выражения того, что произошло с человеком. А что произошло с ним? – вот это очень важно.

    Что говорит святоотеческая мысль? Особенно хорошо это выразил преподобный Максим Исповедник и целый ряд отцов. В данном случае важно то, с чем согласны все отцы. Человек оказался смертным. До грехопадения он, находясь в состоянии бессмертном, потенциально был способен и к смерти. Потенциально – это значит согрешив, он становится смертным. Пребывая там, он был бессмертным. Согрешив, он становится смертным.

    Итак, первое и самое тяжёлое: человек становится смертным. Максим Исповедник говорит: «Смертность, тленность...» Под тленностью разумеется все процессы, которые происходят с нашим телом и которые очевидны для всех. Мы видим, как человек с детства и до старости меняется. Посмотрите на портреты милого ребёнка, молодой девушки, юноши, и посмотрите, что происходит под старость лет: до неузнаваемости. Тленность – это постепенный процесс умирания.

    Третье, что называет Максим Исповедник, это возникновение в человеке так называемых безгрешных страстей, или, как в другом месте, неукоризненных страстей.

    Неукоризненные страсти

    В данном случае слово страсть употребляется в этимологическом значении, то есть от слова страдания. Если до этого у человека даже не могло быть страдания, плоть даже была духовной, и ничто не могло причинить ему страданий, то отныне началось! Уже страх перед Богом, уже попытка спрятаться от Него, уже увидели, что они обнажённые! Давай быстрее одеяния! Дальше — и голод, и холод, и необходимость в пище и питании, температуре. То есть человек оказался со всех сторон окружённым. И малейшее изменение в условиях его существования приносит ему страдание. Сам животный мир восстал на человека. Человек был полновластным хозяином, здесь пришлось защищаться, избегать.

    Вот это страстность неукоризненная. Неукоризненная – значит не греховная. От того, что мы чувствуем холод, голод, жажду – никакого греха в этом нет. От того, что люди хотят жениться, выходить замуж – греха в этом никакого нет.

    Грех — это нарушение своей природы

    Грех возникает, когда мы переходим нравственные границы. И вместо еды начинается обжорство, вместо питья начинается пьянство. Есть некий разумный необходимые для природы, естественные для природы потребности, а есть то, что выходит за эти разумные пределы. На языке религиозном это называется грех, но давайте мы его переведём на обычный человеческий язык. Оказывается, когда человек переходит границы естественного употребления, он начинает творить противоестественное. Что такое противоестественное? Естество – это природа, естество – это моё состояние. Оказывается, я начинаю против себя воевать.

    Объедение – это что такое, нужно каких-либо врачей спрашивать – и так знаем! Пьянство – это что такое? – естественное или противоестественное? – сам себя наказывает. Вот что такое грех.

    Для нас это сейчас очень важно. Грех - это не нарушение закона Божьего, - Бог спустил нам законы, я нарушил, теперь жди, сколько плетей тебе дадут: 10, 20, 40? Нет! Грех – это есть противоестественное деяние против своего естества, своей природы.

    Естество – это моя природа, я начинаю себя резать, колоть, поджаривать или замораживать. Ой, как это сладостно! Вот, оказывается, что такое страстность, которая возникла.

    Страстность здесь и в другом смысле. Оказывается, у человека ослабла воля, он перестал быть способным не нарушать законов своей человеческой природы. Болезненность поразила его. Грех – это явление противоестественное.

    Отвержение Бога первыми людьми привело к необратимым последствиям

    Итак, смертность, тленность и страстность неукоризненная – вот, что возникло в человеке. Причём произошли процессы необратимые. Началось от первой четы Адама и Евы. Если хотите, произошли процессы, генетического порядка, необратимые.

    Приходится мне рисовать такой образ. Спускается под воду водолаз, у него есть шланг, по которому ему подаётся воздух. В Красном море он любуется на красивых рыбок, плавает в этом оазисе красоты. И вдруг ему команда сверху: Поднимайся, хватит! Он: это я, чтобы отсюда поднялся – э, нет! Выхватывает кортик и обрезает этот провод и шланг. Что происходит, он же дышать теперь на может! Всё, он погибает! Вытаскивают, бедняжку, откачали его, но уже произошли необратимые процессы. Он, кажется и жив, и не жив, мёртв и не поймёшь что.

    Вот, необратимые процессы произошли в человеке. В результате чего? Оборвал он тот провод, который соединял его с Богом. Ибо человек не существует сам по себе, а он существует только в единении с Богом. Сейчас мы находимся в неестественном состоянии. Мы отрезаны от Бога, мы находимся в состоянии того, что произошло там, в результате грехопадения.

    Итак, страстность, тленность и смертность стало уделом всего человеческого существования. Но, ещё раз повторяю, не укоризненная, не греховная страстность. Душа по природе своей может быть бесстрастной, если не согрешит. Но в том-то и дело, что человек нарушил нравственные нормы, духовные нормы своего существования, поэтому в нём помимо вот этих изменений – тленности, страстности и смертности произошло и другое, произошли изменения духовно-нравственного порядка. Произошло искажение самой души человеческой, которые коснулись и ума, и сердца, и тела – всего коснулось.

    Иоанн Златоуст говорит, что именно грех – преслушание Адама был причиною общего повреждения. Василий Великий говорит: «Господь пришёл соединить человеческое естество, расторгнутое на тысячи частей. Человек пришёл в разлад». Максим Исповедник пишет: «Человеку должно познать, что такое закон естества и что такое тирания страстей. Не естественным, а случайным образом вторгшееся в него по причине его свободного согласия. И этот закон естества он должен сберечь, блюдя его созвучным с природной деятельностью, а тиранию страстей изгнать из своей воли и силой разума сохранить непорочной свою природу, саму по себе чистую, незапятнанную и свободную от ненависти и раздора». [Толкование на молитву господню ]

    Итак, мы рассмотрели, что такое древо познания добра и зла, по какой причине произошло с человеком такое извращение нашей природы, и что, в конечном счёте, означает вот это состояние, в котором мы находимся. Это нужно для того, чтобы понять, что сделал Христос.

    Чтобы понять, что сделал Христос, мы обратимся к вопросу о Боговоплощении. Ведь Он пришёл спасти человека, то есть человеческую природу. Что мог сделать Бог с человеком? Ведь грешить или не грешить – это его свобода, и Бог свободы не касается. Бог никакого насилия не применяет по отношению к человеку в духовно-нравственном плане. Значит, речь может идти не о его свободе, а о состоянии природы. Как человек согрешил – это нравственный поступок, а изменение природы – это поступок, который сам по себе не может быть оценён как нравственный или безнравственный – это просто состояние его.

    Что такое грех? Господь пришёл спасти от греха. Но свободу Бог не нарушает. Как Он может спасти от греха? Это же я хочу или не хочу. Я свободен. Свобода осталась по грехопадению. О чём тогда идёт речь?

    Личный грех совершается сознательно

    Слово грех одно, а значений у него несколько. Вот какие значения нужно иметь в виду. Первое, о чём нужно сказать – это о личном грехе. Личный грех целиком и полностью обусловлен свободой человека, от него зависит совершить или не совершить. Но и здесь не всё так просто. Если я привык пьянствовать, и, хотя знаю, что это грех, но уже не могу не пить. Как я здесь: свободно совершаю, или нет?

    Оказывается, ситуация вот какого рода. Есть стадия греха, на которой я свободен. Пока ещё меня нисколько не влечёт к вину. Но я знаю, я вижу, что происходит с людьми, если они начинают злоупотреблять. И вот здесь я могу совершенно свободно позволять себе или не позволять пить больше или меньше. Я свободен. Но если я всё-таки свободно отдамся этому влечению пить всё больше и больше, я становлюсь рабом. И тогда уже я не свободен. Это то, что именуется уже страстью. Почему страстью именуется? Не только потому, что меня непреодолимо влечёт к нему, но и потому, что мне это приносит страдания. Вино из радости начинает приносить страдания. И это непременно, как и любая страсть и любой грех.

    Так вот, личный грех – это грех, который совершается свободно, сознательно. А уже когда человек не свободно грешит – это признак того, что он нарушил раньше, и поэтому он ответственен за свои страсти. Не потому, что сейчас он уже не может, а потому, что раньше, когда мог, ничего не делал.

    О различении тяжести личных грехов

    Итак, это первая и очень важная характеристика – личный грех. Причём этот личный грех, опять-таки может быть сугубо личным. Я внутри себя кого-то осуждаю, кому-то завидую – это никто не видит. Я внутри себя становлюсь алчным, этого пока никто не видит. Это один грех, одна категория, один уровень.

    Неизмеримо более тяжёлым этот же грех становится, когда я его совершаю публично, когда я заражаю других. Об этот Христос сказал с такой силой, что страшно становится. Такому человеку, который соблазнит другого или других, лучше мельничный жёрнов повесить на шею и потопить в морской пучине. Ух, какая тяжесть! Одно дело я внутри себя, один согрешаю, и совсем другое – когда я вовлекаю в этот грех других людей.

    Теперь понимаете, на сколько возрастает ответственность каждого человека, когда он становится на более высокий уровень социальной, политической, церковной жизни, когда он становится священником, епископом, и так далее. Насколько ответственность повышается! Не даром же говорят: «Вон, смотрите, поп, а смотрите, как он себя ведёт! Или архиерей, а как себя ведёт!» Кажется, с одной стороны, ну и что же, какое твоё дело, он такой же человек. На самом деле, нутром ощущаем, что здесь совершается не просто личный грех, а здесь личный, но в квадрате. Ты соблазняешь уже многих других! Это наносит жестокие раны множеству людей.

    Поэтому, видите, личный грех, оказывается, имеет разные уровни. Но не только в этом направлении, но и в другом. Один и тот же грех, который я совершаю в самом себе, может иметь разную степень тяжести. Я могу осудить по-разному. К какому-то человеку у меня неприязнь, а к кому-то злоба.

    Также и в плане внешнем. Я могу обмануть просто так, пустячным образом. Видел? – Видел. А на самом деле не видел – пустяк. А могу так обмануть, что человека ввести в страшную бурю жизненную, в настоящую трагедию ввести. Подвести могу человека так, что с ним не знаю что будет, обманув его. Пообещав, и не сделав. А грех один называется – обманул.

    «Батюшка, я обманывал». «Обманывал?! А человек из-за тебя жизнь самоубийством кончил!» Вот это да, «обманывал»! Это уже, голубчик, не просто обманывал. Видите, до чего различным может быть степень греха в человеке. Один и тот же, а разница какая? – колоссальная.

    Итак, и личные грехи могут быть различными по степени тяжести. Затем, «общественные» грехи могут быть очень опасны: я соблазняю многих. Церковные грехи, когда человек, пребывающий в церкви, нарушает те правила жизни и соблазняет не просто там кого-то постороннего, а могут повредить самой церкви даже. Вы посмотрите, раскол. Когда несколько человек возомнят себя выше всех и идут против всех, заявив, что они понимают православие лучше, чем все прочие. Это то, что касается личных грехов.

    У святых отцов есть очень важные, интересные мысли по этому вопросу. Хочу только сказать, что личный грех является источником и других грехов, которые грехом не являются. Как вам это нравится? Ситуация вот какого рода. Я уже вам сказал, что слово-то одно – грех , а что скрывается за ним – это другое. Итак, когда я сказал, что и грехом не является, то речь о чём идёт?

    Первородный грех

    Во-первых, о так называемом первородном грехе. Не прародительском грехе, то есть тот, который совершили прародители, вкусив от древа познания добра и зла, а о том, что постигло всё человечество, начиная с этих первых людей. Так вот, здесь первородный грех именуется грехом. Что это такое? Это повреждение природы человека. Это именуется грехом, но каким? – не грешным для нас, мы рождаемся с этим, в этом мы не виновны, мы тут не причём. Но этот первородный грех явился следствием чего? – личного греха Адама.