Как правильно зажигать лампаду - святыни россии. Для чего мы возжигаем лампады

«и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши.» (Исход, 30:8 )

Свеча – небольшой светильник, источник лучистого света. Отделение света от тьмы было одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5). Поэтому тема света проходит через все Священное Писание, а специально изготовленные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимой принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма.

Светильник, прежде всего, был символом присутствия Божия. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29). Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу . Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Прит.13:9). В ветхозаветное время в качестве светильников использовались небольшие сосуды с оливковым маслом и фитилем из льна.

Время появления свеч в качестве светильников не удается установить документально. Технология изготовления свеч постепенно менялась. От трубки, наполненной жиром с нитяным фитилем внутри до классической восковой церковной свечи – путь в несколько веков.

Согласно церковному преданию, в апостольский век в первых христианских общинах использовались свечи. Они имели не только молитвенно-символическое значение, но и использовались для освящения дома, потому что богослужения часто совершались ночью. В тех местах новозаветных священных книг, где упоминаются светильники, речь может идти и о свечах. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников (Деян.20:8). Постепенно формировался богослужебный обряд новозаветной Церкви. Устав закрепил использование светильников (в том числе и свеч) при совершении литургии и других служб суточного круга. Тертуллиан писал: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

Пламя свечи, горящей во время богослужения, означает, что сердца молящихся пламенеют любовью к Богу. Чем больше света, тем больше радости. Поэтому чем торжественнее церковный праздник, тем больше возжигается в храме свечей

Святой Серафим Саровский о возжигании лампад и свечей.

«А для чего я зажигаю так много лампад и свечей пред святыми иконами Божиими, хотите вы знать. Вот для чего: я имею многих усердствующих ко мне и благотворящих мне и сиротам моим людей. Вот они мне и елей, и свечи приносят и просят помолиться за них, то, когда я начинаю правило мое, поминаю их единожды сначала, и так как по множеству имен я на каждом месте во время правила моего, где бы следовало, их еще повторять уже не могу, потому что и времени недостало бы мне на совершение моего правила; то я и ставлю все эти свечи за них в жертву к Господу – за иных одну свечу, а за иных за несколько человек одну побольше свечу ставлю, за иных же постоянные лампады теплю пред Господом, и где следует на правиле поминать, так говорю: «Господи, помяни всех тех людей рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий сии свечи и лампады».

А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка или так простое, ни на чем Божественном не основанное, усердие мое собственное, то я вам приведу слова Божественного Писания в подкрепление. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголющего к нему: « Моисее, Моисее, скажи брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кадило во дни и в нощи – потому, что это угодно Мне и жертва благоприятна Мне есть . »

Так вот, ваше Боголюбие, для чего Святая Церковь Божия приняла в обычай возжигать и в церквах, и в домах верных христиан кандила, или лампады, пред святыми иконами Господа и Божией Матери, и святых ангелов Божиих, и святых Божиих людей, богоугодивших Господу Богу. А это зачем-де свечи возжигаются и что такое значат эти свечи? То в этом случае свечами знаменуются поленницы дров, коими священники обязаны были при скинии и в храме Божием содержать вечно неугасаемый огонь, подкладывая непрестанно к нему дрова. Так-то, ваше Боголюбие, поминая убогого Серафима, вы и сами творите».

Святой старец Павел Таганрогский всегда советовал приходящим к нему зажигать дома лампады перед иконами, не жалея для этих целей хорошее масло. Вот отрывок из его жития, составленного послушницей блаженного Марией Цурютиной по рассказам знавших его людей: “ Старец Павел спросил меня «Горит у тебя лампадка там, где ты служишь?»- «Нет, батюшка даже и лампадки у меня нет« Тогда старец дал мне лампаду, масла, свечей и ладану Когда возвратилась домой и зажгла лампаду, то
на душе у меня сделалась такая радость, какой я не испытывала во всю свою
жизнь Через несколько времени я опять пришла к старцу Павлу, и он оставил
меня навсегда жить у себя».

Келия старца Павла вся была уставлена св. иконами, пред которыми стояла деревянная скамейка, а на ней стояли кувшины, наполненные песком, куда были вправлены большие ставники (свечи), горевшие день и ночь, горели пред иконами также и лампады.

Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его

Мы зажигаем лампады перед святыми образами, как видимое выражение огня нашей любви к Господу и к ближнему , от всего нашего чистого сердца. Если же приносишь жертву, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, то напрасна и жертва твоя Богу: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Нельзя истинно любить Господа, не любя своих близких.

Обычай ставить свечи в храмах пришел из Византии, но возник он еще в ветхозаветные времена. В Моисеевой скинии светильники составляли необходимую принадлежность священнослужения: зажигались вечером пред Господом и служили символом водительства Божия, того, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни.

«Никогда не совершается у нас богослужения без светильников,— говорил учитель Церкви Тертуллиан,— но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи,— Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа — свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Господь наш Иисус Христос говорил: «Я свет миру» (Ин. 8,12).

Постепенно вырабатывались правила возжигания свечей в храмах. Сначала горящая свеча предшествовала выносу Евангелия, а во время чтения его зажигали все свечи. Впоследствии стали ставить свечи и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами. Обычай ставить свечи дошел до наших дней. Мало того, он стал столь привычен для нас, что, ставя свечу, многие не задумываются, а что означает это действие?

Свеча, зажигаемая перед иконой, является символом молитвы, знаком духовного устремления к Богу. Чистый же воск, из которого изготавливают свечи, является символом того, что человек раскаивается в грехах своих и готов к послушанию перед лицом Бога. Говоря о том, как правильно ставить свечи, стоит начать с того, что делать это нужно не автоматически, а с осознанием и с ощущением любви в сердце перед тем, кому ставится свеча. Когда вы покупаете в храме свечку, она становится вашим добровольным подношением, символом вашей веры и любви.

Внешнее действие сопровождается внутренним — молитвой. Молящийся человек часто не может найти слов, чтобы точно передать свое состояние, выразить все, что он хочет сказать Господу, особенно когда он находится в окружении других людей. И здесь помогает ему свеча, пламя которой является символом этого невыразимого до конца в словах молитвенного чувства.

Сколько свечей ставить и перед какими иконами— зависит от желания верующего. Но всегда свечу ставят с молитвой. Если это икона Господа нашего Иисуса Христа или Распятие, то можно словами: «Господи, помилуй раба Твоего (имя)» или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». А можно еще и такую молитву прочитать «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь).»

Если это икона Божией Матери, то со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас, рабов Твоих (имена)», перед иконой святого: «Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)».

Очень хорошо к этим молитвам присоединить и молитву своими словами, выражающую вашу просьбу, благодарение.

Подойдя к подсвечнику, нужно зажечь свечу от других свечей или от лампады на подсвечнике (если вокруг нет горящих свечей), затем поставить ее на свободное место (или, если все места заняты, просто положить рядом — ее обязательно поставят на освободившееся место). После этого следует два раза перекреститься, приложиться к святыне, еще раз перекреститься и поклониться.

Так же возникают вопросы: Почему нельзя зажигать свечу от лампады, что бы поставить её на подсвечник? Нет никаких религиозно или богословски объяснимых запретов на возжигание свечей от лампад, а любые рассуждения по этому поводу не выходят за рамки «бабушкиного фольклора», который весьма распространён среди людей нецерковных, а иногда, увы, встречается и внутри храма. Единственно разумную причину запрета по обсуждаемому вопросу видим в том, что, зажигая свечу от лампады, очень легко закапать её воском, который впоследствии отчищать очень непросто. Возможно, именно эта борьба за чистоту и вынуждает хранителей подсвечников одёргивать молящихся.

Свечи, которые верующие покупают в храме, имеют еще одно очень важное духовное значение: они являются добровольной жертвой человека Богу и Церкви. Так повелось исстари: сначала верующие сами жертвовали воск на свечи, потом производство и продажа свечей стали одной из статей доходов монастырей и храмов. Средства, вырученные от продажи свечей, расходуются на содержание, ремонт и украшение храма, на содержание хора, воскресной школы, на жалованье священнослужителей и работников. Поэтому свечи надо приобретать только в том храме, куда человек пришел молиться. Приносить с собой свечи, купленные за стенами храма, и ставить их перед иконами нельзя, ибо они могут быть не освящены.

Поскольку уровень благосостояния у верующих различен, то и пожертвовать они могут разные средства. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Лучше со смирением поставить маленькую и горячо помолиться, чем с ропотом и сожалением — дорогую. И помнить при этом, что самое главное — это горение верующего сердца. Если нет в нас горячей любви и благоговения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.

Итак, куда и кому из святых ставить свечи - это решать вам самим. Но желательно при этом соблюдать порядок. Если вы собираетесь поставить несколько свечей - то первую надо поставить Господу Иисусу Христу и перед иконой праздника (обычно она всегда расположена в центре храма на аналое). Потом ставятся свеча Божией Матери, потом уже Архангелу и святым угодникам, которым Господь даровал особую благодать исцелять болезни и помогать нам в различных нуждах.

Принято ставить свечи святому, имя которого носит человек и Ангелу — Хранителю.

О упокоении усопших следует поставить свечу на канун — особый прямоугольный подсвечник с Распятием.

Если нужной иконы в храме нет, то можно поставить свечу перед любым образом Господа, Пресвятой Богородицы или перед иконой Всех святых и совершить молитву. И молитесь своими словами, лишь бы они были искренними. Пусть ясный огонь свечей поможет построить тёплую светлую молитву в вашем сердце!

Хорошо возжигать церковные свечи и дома в красном углу, перед иконами. Свечи и лампады зажигают не только во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, но и при решении важных жизненных проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, приобретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.

Во время шестопсалмия (когда на середину храма выходит чтец и в храме гасят все светильники) свечи гасят. Но после окончания этого чтения - свечи вновь возжигаются. Поэтому, поставив свою свечу в этот период времени, не надо искать в этом какого либо дурного знака и тем более ругаться.

О СВЕЧАХ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Как правильно ставить свечу?

Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. ЗАПРЕЩЕНО пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках храма уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

Кому и сколько свечей надо ставить?

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - добровольная жертва Богу. В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем - к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом - о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун - квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?

Так и надо делать. В крайнем случае, можете зажечь фитиль свечи, погасить её и положить на подсвечник. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?

С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда и волосы на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

Кому поставить свечу об отпущении грехов и что при этом читать?

— Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча - это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

Можно ли поставить свечу о некрещеном новорожденном младенце, который заболел?

Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится. Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии - это первая помощь в болезнях.

Можно ли ставить свечу за самого себя?

Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча - это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?

Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

Можно ли ставить свечку за трагически погибшего и вообще об упокоении некрещенных?

Ставить свечи и молиться самим за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

Можно ставить свечи о зравии и упокоении в Пасху?

Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу - второй вторник после Пасхи.

Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?

Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться - это малая жертва именно этому храму.

Что делать со свечой после освящения куличей и яиц на Пасху? Можно ли её унести домой?

Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

Когда применяют ладан и можно ли пользоваться им дома?

Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

16.12.2017, 14:25

Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники. Это слова святого Софрония, Патриарха Иерусалимского. В Ветхом Завете также упоминается огонь лампады: «И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда...».

В этой статье мы рассмотрим основные виды лампад, их различия, особенности выбора лампадного масла и как правильно зажигать лампаду дома.

Виды лампад

Лампады бывают настольными и подвесными. И для тех и для других нужны подлампадники. Настольная лампада может стоять на полке ровно и без подлампадника, но бывали случаи, когда из-за перегрева лампада трескалась и масло растекалось. Исключение — керамические лампады. Они надежнее и как правило идут с «ножкой».

Для подвесной лампады необходим кронштейн-держатель. Его прикрепляют к потолку или иконостасу. Данную работу следует проводить мастеру, чтобы горящая лампада на упала.

Считается, что лампада из цветного стекла лучше, чем из окрашенного. Краска с окрашенной лампады может со временем сойти. Цветное стекло не так просто отличить от окрашенного. Обычно, если посмотреть сквозь грани лампады — у окрашенной они прозрачные, а у цветного стекла — того же цвета, что и сама лампада. — из цветного стекла.


Видно, что у красной лампады слева непрокрашенная грань. Это краска. А вот фиолетовая лампада справа — из цветного стекла.

Обычно в постные дни возжигают лампаду темного цвета — синего или зеленого, а в праздники — красную.

Люди также экспериментируют с оливковым или подсолнечным маслом. Но мы такое не пробовали, если у вас есть опыт — поделитесь в комментариях.

Если при горении выделяется гарь — первым делом уменьшите огонек. Если не поможет — следует сменить масло на другое.

Лампада с хорошим маслом может гореть круглосуточно. Однако проследите, чтобы как минимум в 20 см от огня не было икон, дерева, бумаги и других воспламеняющихся поверхностей. Помните, что лампада при горении выделяет капельки масла, которые оседают вокруг, делая поверхности полок воспламеняемыми. Не ставьте лампаду на самый край полки.

Как зажечь лампаду

Налейте в лампаду масло — чуть больше половины.

Вставьте фитиль в поплавок. Фитиль должен свободно двигаться в обе стороны. Проденьте фитиль до середины. Верхний край, тот который будет гореть обмакните в масло.

Затем потяните за сухой конец, чтобы сверху фитиль выглядывал на 2-3 мм.

Поместите поплавок в лампаду так, чтобы весь фитиль оказался смочен маслом.

Зажигать лампаду стоит от церковной свечи, а не от спички. Такая традиция.

Огонь не должен быть большим, не должен коптить. Если огонь слишком большой — потяните за фитиль снизу.

Средний объем домашней лампады — 30 мл. Такого количества масла хватит на 1-2 дня. Когда масло выгорит лампаду следует потушить и почистить. Затем снова наполнить и зажечь. Полулитровой бутылки масла должно хватить на 2 недели.

Лучше всего, когда ваша лампада возжена от Святого огня. Во многих городах на Пасху встречают Благодатный огонь из Иерусалима. Во время такого Крестного хода можно зажечь свечу от огня и принести домой — для лампады. В этом случае, перед очисткой перенесите огонь на свечу, чтобы он не погас, а затем от этой свечи вновь зажгите лампаду.

Магазин Зёрна

Написать комментарий

Отправить

Комментарии

Екатерина 17.02.2018

У нас в храме пользуются обычным подсолнечным (хорошего качества), и я дома так же. Специальным никогда не пользовалась, не могу сравнить. Несколько часов горит отлично, потом надо подправлять.

Андрей 19.02.2018

Екатерина, попробуйте специальное масло для лампад. Можно на пробу 0,5-бутылку купить. Она недорогая.

Тимофей 28.10.2018

Вадим 09.11.2018

Да подсолнечное масло нормальное, я им пользуюсь, не сравнивал с купленным в храме но слышал что подсолнечное быстрее заканчивается.

Вадим 09.11.2018

Да и фитильки можно ждать из марли, тонко нарезать и в жгут скрутить, горят не хуже покупных

Андрей 09.11.2018

Фитильки можно, а вот подсолнечное масло может при сгорании выделять вредные химические вещества. Это вообще зависит от состава и качества очистки. Если чувствуете, что кружится голова - лучше масло поменять.

Игорь 08.12.2018

Самое "правильное" масло для лампады к святым иконам - оливковое натуральное. Оно очень хорошо горит и не засыхает от времени, как например, подсолнечное. От него нет копоти и запах от сгорания приятный растительный. Правда, стоимость такого масла высокая, но ведь мы жертвуем Господу нашему самое лучшее, от чистого сердца.

Александр 16.04.2019

Обычай затеплять лампадку перед иконами пришел к нам при святом князе Владимире из Греции - вместе с православной верой. Hо не в греческих храмах он возник.
История лампадного масла восходит к временам Ветхого Завета, когда Господь Бог заповедал Своему пророку Моисею устроить Ему в скинии собрания светильник: "И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтобы они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера и до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда” (Лев, 24:1-4).
"И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время” (Исх, 27:20).
Елей, который Господь заповедал возжигать в светильнике, также называют деревянным маслом (1Пар, 27:28).
Елей и деревянное масло - разные наименования одного и того же масла - оливкового. Деревянное масло, в отличие от растительного, получают из плодов, растущих на дереве, а не из семян и трав, - отсюда и название.
Именно по этой причине боголюбивые чада всего православного мира, следуя заповеди, данной Господом, всегда использовали в лампадах в качестве жертвы очищенное оливковое масло, имеющее, как известно, растительное происхождение.
Почему же теперь мы называем "деревянным” масло, не имеющее к оливковому маслу никакого отношения? Это произошло потому, что постепенно был утрачен первоначальный, истинный смысл этого названия и заменен другим. Причиной такой подмены явилось постепенное оскудение веры и благочестия и, как следствие, формальное отношение к церковному богослужению. Такое отношение Господь назвал закваской фарисейской (Мк, 8:15). Лампада для многих - лишь внешний атрибут храма или домашних икон, элемент украшения, и только. И какое масло в ней горит - неважно, лишь бы "подешевле”.
Православным христианам не следует экономить на святыне, употреблять в качестве жертвы Творцу не самое чистое и лучшее, а плохое дешевое техническое масло, зачастую "сдобренное” различными парфюмерными примесями, чтобы отбить запах нефти и керосина. Церковь никогда не благословляла ароматизировать лампадное масло, хотя ароматы и благовония присутствуют в других частях богослужения как обязательный элемент. Чистота - главное требование, предъявляемое Св. Писанием к лампадному маслу. Нечистое масло при помазании у многих вызывает аллергию, а уж об употреблении в пищу его не может быть и речи. При горении запах керосина "пробивает” все парфюмерные добавки, это часто вызывает у людей, долго находящихся рядом с горящей лампадой, плохое самочувствие, головную боль и даже отравление, а помещение постепенно наполняется удушливым смрадом. Плохое масло наносит храмам значительный ущерб, коптя иконы и фрески, а сгорает оно быстрее хорошего масла, так что экономия здесь мнимая.
И все же, настоящее лампадное масло - это деревянное (оливковое) масло, которое уже несколько тысячелетий употребляет Святая Церковь. Только чистое оливковое масло, без примесей и добавок, должно приноситься в жертву Творцу и Богу нашему, как и было заповедано Самим Господом.
Ему же слава во веки веков. Аминь.

О необходимости возжигать лампады

Почему икона, перед которой горит лампада, кажется нам более «глубокой» и «живой»?
Почему этот обычай возжигать перед святыми изображениями лампады издревле существует в православной Церкви?
Еще в Ветхом Завете написано:
«И сказал Господь Моисею… чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровений в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда; это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны ставить они светильник пред Господом всегда» (Лев,24;1-4).
В другой книге Ветхого Завета читаем:
“Зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего” (2Пар,13-11).
Но вот прошло время «детоводителя» ко Христу - Ветхого Завета - и с пришествием Спасителя мира было установлено царство свободы в благодати Христовой Церкви. Но возжигание светильников по-прежнему присутствует в жизни Церкви - теперь уже новозаветной. «Никогда не совершается у нас богослужений без светильников, - говорит учитель церкви Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, Литургия совершается у нас при дневном свете, но для того, чтобы изобразить Христа – Свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».Кстати, еще в одной из глав книги Деяний Апостолов пишется, что Святые Апостолы вместе со своими последователями возжигали светильники когда собирались в ночное время для проповеди слова Божьего, для молитвы и преломления хлеба: ”В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» (Деян 20;8) - читаем мы там.На Русь практика возжигания лампад пришла вместе с крещением из Византии, при святом равноапостольном князе Владимире.
Светильники всегда имели духовно-символическое значение. Полумрак в храме означает, погруженную в сумрак греха и неведения, человеческую природу. Храм -это место где светит свет веры, свет Божий. Светом для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божьем. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1-5) Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означает свет, которым сияют праведники (Софроний, патриарх Иерусалимский).
Святитель Сербский Николай по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:
1.Во первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос –Я свет миру (Ин 8,12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
2.Во вторых, для того, чтобы напомнить о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света» (Ин 12, 36)
3.В третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела».(Мф 5,16)
4.В четвертых, чтобы она стала нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к тому.
5.В пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам его.
6.В шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому, как горят в лампадке елей и фитиль покорные нашей воле так пусть пламенем любви и наши души во всех страданиях покорные воле Божьей.
7.В седьмых чтобы напоминать о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше - это наша внутренняя лампадка не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели –горючее которое воспламеняет Своим огнем Господь.
Перед иконой дома и в церкви горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. Перед иконой Спасителя она означает, что Он Свет Истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Перед иконой Божией Матери она означает, что Она - Матерь Света и имеет пламенную любовь к роду человеческому, что Она носила огонь Божества. Перед иконами святых она означает пламенную любовь к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни, означает, что они - лампады, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями, наши горячие молитвенники перед Богом, день и ночь о нас молящиеся.
Но почему икона с горящей перед ней лампадой кажется нам гораздо более «глубокой» и «живой», чем икона без лампады?
Православная традиция иконопочитания подразумевает живую связь через образ на иконе с первообразом того, кто на этой иконе изображен, будь то Сам Спаситель мира, Его Пречистая Матерь, или же какой-либо святой. Как такая связь может возникнуть, ведь человек, возжигающий светильник перед иконой находится в нашем падшем мире, святые же лицезрят Господа Славы в небесных обителях, находящихся вне нашего пространства и времени?
Вспомним о всемогуществе Бога-Вседержителя, Который, по словам св. Дионисия Ареопагита, «есть все поддерживающая, связывающая и объединяющая Основа», Который «держит» Своими энергиями и душу пребывающего в иных, райских обителях святого, и душу находящегося в этом мире христианина. Ему, как Причине «соединения всего того, что рассеяно (в горнем и дольнем мире)», ничего не стоит протянуть между ними нить общения, как бы проходящую через освященную в Церкви икону.
Икона, в таком понимании, не проста доска с нанесенными на нее красками, не просто находящееся на этой доске изображение, но неотъемлемая часть более общей таинственной целостности, имя которой - Святая Церковь, а Глава которой - Сам воплощенный Вседержитель мира. Вседержителю же, по самому определению этого слова, все подвластно, и Он волен установить в Своей Церкви правила, стоящие выше логики этого мира. Одним из таких правил и является иконопочитание вместе с возжиганием перед иконой лампады. Смысл этого возжигания можно постигнуть лишь в контексте всей глубины таинственной жизни Церковного организма, постигнуть Святым Духом, Которым этот Церковный организм живет и Который являет нам истину о том, что горящая перед иконой лампада - это богоустановленный атрибут нашей церковной жизни.
Наши благочестивые предки это хорошо понимали. В любом доме, где жили православные христиане, перед святыми образами непременно возжигалась и лампада. В современной Греции, церковная жизнь которой не прерывалась периодом богоборчества, поныне существует традиция возжигать лампады перед иконами в любом офисе. Горящая лампада здесь, как, впрочем, и в любом другом месте является видимым выражение огня нашей любви к Господу и ближнему. Трепетный огонь пламени лампады, видимый перед иконой, будь то дома, в храме и даже в общественном учреждении, знаменует, что Закон Божий – есть светильник человеку во всех сферах его жизни. Огонь лампады является и образом духовного огня, Духа Святого, сошедшего с небес, в огненных языков на святых апостолов. Это символ надежды на искупление грехов и помощь Божию.
Как писал святой Григорий Богослов, «светильники, которые возжешь, таинственно образуют тамощнее световодство, с которым мы, чистые и девственные души, изыдем в сретение жениху, имея ясные светильники веры"».

Молитва на возжигание огня:
Возжги, Господи,
Угасший светильник души моей
Светом добродетели
И просвети мя, Твое создание,
Творче и Благодетелю,
Ты, бо еси невещественный свет мира,
Прими сие вещественное приношение
Свет и огонь, -и воздажь ми
Внутренний свет уму и огнь сердцу.
Аминь

В христианской вере очень много предметов несут большую смысловую нагрузку. Не исключение и лампада. Это символ неугасимой веры человека в Бога. Кроме того, светильник, горящий в доме перед иконами, означает, что ангел-хранитель оберегает этот дом и находится на месте. Живой огонь настолько плотно вошел в жизнь верующих, что трудно представить себе церковь без мерцающего пламени свечей и лампад.

История

Первые лампады - это в первую очередь светильники. Само слово греческого происхождения. Буквальный перевод - «светильник, горящий перед святыми». Изначально их действительно использовали для освещения в темных пещерах первые христиане. Там они правили свои богослужения, прячась от возможных преследователей.

Постепенно лампады стали важнейшей деталью убранства храма и атрибутом некоторых церковных обрядов. В помещении практически любой церкви в дневное время достаточно светло, но невозможно найти здание без горящих свечей или лампад. Это вызывает в душах верующих людей определенный настрой на общение с Всевышним. Неважно, с какой целью посещается храм: помолиться за здравие или упокой души, покаяться или поблагодарить Бога. Входящий сюда обязательно зажжет свечу, символ веры в Бога.

Значение

В церквях нет случайных вещей, любой предмет несет свою смысловую нагрузку. Огонек свечи в бронзовом подсвечнике или лампадке является своеобразным символом молитвы. В домашнем обиходе горящий светильник рассматривается как присутствие в доме Божьего Закона.

Лампада, расположенная непосредственно перед образами икон, не что иное, как выражение искренней благодарности святым за их жертву. Они отдали свои жизни ради спасения и прощения грехов других людей.

На кладбище нередко можно встретить горящие огонечки. Обычно их зажигают на первый, третий, девятый и сороковой день после похорон. Это своеобразная просьба о милости и прощении грехов усопшего перед Богом. Многие приносят лампадки, когда навещают своих близких в этом месте скорби.

Устройство

По сути, лампада - это усовершенствованная свеча. Один из вариантов представляет собой емкость с парафином, обычно стеклянный (хрустальный) стаканчик, на подставке. Многоразовое использование обеспечивает простая замена горючего материала. Это характерно для настольных изделий. Подставка металлическая с каемкой и фигурными ножками, нередко украшенная веры. Стаканчики сменные, разных цветов:

  • красные - для пасхального времени;
  • зеленые - для ежедневного использования;
  • синие, фиолетовые или бесцветные - для Великого Поста.

Снабжаются фитилями. Они могут быть разной конструкции:

  • Тонкая пластинка с маленьким отверстием посередине для фитилька. Она помещается на поверхность масла, один конец фитиля находится над пластиной (по длине не более одной-двух спичечных головок), второй опущен в масло.
  • Греческая конструкция представляет собой поплавок из пробки, в который насквозь воткнут твердый фитиль.

Принцип работы одинаков. Конструкция обеспечивает максимально комфортные условия для продолжительного поддержания пламени. В лампадах для крестного хода используют широкие короткие свечи. Они вставляются в сосуд продолговатой формы, сверху закрывающийся жестяной крышкой с отверстиями. Такая форма позволяет гореть пламени долго и ровно.

Виды

Изделия можно разделить на несколько видов. Это зависит от размера, места использования и расположения:

  • подвесные или церковные лампады используются исключительно в храмах или церквях;
  • настенные;
  • настольные;
  • гасимые;
  • неугасимые - ставятся перед иконами, мощами святых, какой-либо особо почитаемой святыней, в них обязательно поддерживают непрерывное горение;
  • для крестного хода;
  • для домашнего обихода.

Размер зависит от объема масла, который можно залить в светильник. Большими считаются с объемом от 100 до 500 миллилитров. Такие обычно освещают иконы в храмах или церквях. В домашних условиях отлично себя зарекомендовали небольшие, объемом 30-50 мл.

Лампада подвесная не используется в быту, это больше ритуальный предмет, играющий важную роль в православной вере. Ее используют на крещении, погребении, венчании, крестном ходе. Изготавливают из латуни, меди, мельхиора, серебра.

Существуют большие паникадило. Они представляют собой массивную церковную люстру со множеством зажженных лампад и свечей. Их принято зажигать в праздничные дни. Паникадило находится в центре здания и выглядит очень торжественно. Часто украшается хрустальными подвесками, в которых преломляются отблески свечей. Некоторые экземпляры можно сравнить с произведением искусства.

Масло

Настоящее масло для лампад - деревянное. Так называют продукт, полученный из плодов маслин, растущих на дереве, а не из трав или семян. Елей считается самым чистым и качественным маслом высшего сорта. При горении не образует нагара, не выделяет совершенно никаких вредных веществ.

Благодаря своей чистоте и целебным свойствам, елей используется как для помазания больных, так и в обрядах крещения. На протяжении тысячелетней истории христианства именно оливковое масло считалось достойной жертвой Богу.

Зачем зажигают лампадку

Бронзовый подсвечник возле иконы вполне может стать альтернативой лампадке. Важна суть горящего пламени:

  • сам огонь является символом ежегодного чуда схождения Благодатного огня;
  • это символ веры;
  • горящий огонь перед иконой - память о святых, сынах света;
  • огонь побуждает к жертвенности;
  • свет очищает от грехов и темных помыслов.

По церковным законам зажжение лампады возможно только от церковной свечи.