Подводные лодки японии 2 мировой войны. Японская супер подлодка. Электроботы типа XXI, Германия

Материал настолько специфичный и интересный, что думаю вполне катит на предновогодний презент в безрыбный предновогодний ЖЖ -омут. Когда я писал http://warspot.ru/7596-proryv-blokady-pod-vodoy то советовался с Владимиром по поводу японских ПЛ и узнал много чего, о чём и не подозревал. Думаю к удовольствию всех интересующихся, это сподвигло его сделать обзор по данному вопросу. Наслаждайтесь и бегите за свежим суши.
Оригинал взят у sidorenko_vl в post

И ещё немного об обитаемости японских кораблей.

На этот раз - лодочек.

Сравнительное описание как вот про эсминцы:

я решил не делать, поэтому я просто опишу, насколько смогу, аспекты обитаемости именно японских подводных лодок, а если кто пожелает их детально сравнить с лодками других держав, то милости просим откопать соответствующие данные и мы их с готовностью обсудим.

Образ немытого, дурно пахнущего, заросшего нечесаными волосами подводника в мятом, засаленном свитере широко распространился в массовом сознании под влиянием книг, мемуаров и кинофильмов о немецком подводном флоте времён Второй мировой войны. Крошечные примитивные камбузы; забитые провизией гальюны; матросы, которые, словно заключённые в плохих тюрьмах, держат миски с едой на коленях и спят по очереди в общих койках…

Однако это вовсе не означает, что и на всех остальных флотах всё было столь же печально. Японские коллеги немецких подводников жили гораздо комфортнее, насколько это вообще было достижимо на дизельной подводной лодке той эпохи.

Размещение экипажа . Одним из требований к проектам японских подводных лодок, начиная, по крайней мере, с 30-х гг. прошлого уже века, было обеспечение всех членов экипажа индивидуальными спальными местами. И оно в значительной мере выполнялось. Так, на крейсерских лодках типа «И-15» на 11 штатных офицеров и мичманов было 11 стационарных коек, включая одну в отдельной каюте командира лодки, а также 1 подвесная койка и 5 диванов в кают-компании, которые могли быть использованы для отдыха (сна). На 73 штатных старшины и матроса приходилось 91 спальное место на рундуках или в подвесных койках на жёсткой раме. Такой запас позволял без особых затруднений разместить на борту лодки штаб дивизиона, в случае необходимости.

На примере кормового кубрика команды ПЛ «И-400» хорошо видно типовое обустройство кубриков японских подлодок:


на палубе вдоль ДП установлены рундуки (род ларей с откидными крышками, внутри которых хранилось обмундирование и прочие вещи старшин и матросов (один рундук, как правило, делился на три отделения), над ними, на отрезках такелажных цепей, подвешены в два яруса подвесные койки на жёсткой раме. На переборках и под подволоком, где было свободное место, закреплялись различные полки и шкафчики.

Начиная с конца 20-х - начала 30-х гг. прошлого века, на всех подводных лодках 1-го и 2-го классов японского флота устанавливались рефрижераторные машины и рефрижераторные камеры для свежих продуктов. Охлаждённый воздух подавался также в артиллерийский погреб и жилые помещения. Кроме того, в жилых помещениях стояли электрические вентиляторы, а в офицерских отсеках - ещё и дополнительные электрические холодильники для продуктов.

На ПЛ типа «И-15» имелось 2 рефмашины холодильной производительностью по 25000 ккал.


На этом фоне, ставшие давно уже классическими в популярной литературе похвальбы в адрес немцев, что они де на ПЛ XXI серии наконец-то поставили холодильник для продуктов и требование признать сей факт за революционное достижение в области подводного кораблестроения вызывают лишь снисходительную улыбку.

Питание . Камбузы японских лодок также были оборудованы весьма прилично. В зависимости от размера лодки - а, следовательно, и от численности её экипажа - на камбузах устанавливалось несколько электрических котлов для варки пищи и приготовления чая. Одним из вариантов была электрическая плита со встроенной рисоваркой, жарочным шкафом (духовкой) и двумя конфорками, где в отдельных лагунах (кастрюлях) мог быть приготовлен, например, суп.


На ПЛ типа «И-15» камбуз располагался у кормовой переборки центрального поста, справа по борту.

На питании подводников не экономили, насколько я знаю, ни в одном мало-мальски значимом флоте. Но и японцы не отставали.

Японским подводникам полагался паёк, заметно отличающийся от пайка остального флота. Основу рациона, как офицеров, так и рядовых, составлял белый (шлифованный) рис (на всём остальном флоте белый рис полагался только офицерам и мичманам, а старшинам и матросам полагалась смесь из 7-6 частей риса и 3-4 частей ячменя) и лапша.

К этому полагались дополнительные продукты: свежее мясо без костей (обычно говядина и кролик, но также и птица), рыбное филе, свежие овощи, выдержанные маринады; а также:

Приправы и продукты для приготовления пищи: бобы, пшеничная мука, соевый соус, уксус, растительное масло, говяжий жир, мисо , соль, сахар, сушёная рыбная стружка, различные соусы, сушёные приправы;

Напитки: чай, ячменный чай, консервированное молоко, красный (в нашем понимании - чёрный) чай, какао или кофе, белый сахар, фруктовые соки.

А ещё на дополнительный и специальный паёк - куриные яйца, свежее коровье молоко, витамины А, B1 и C, прохладительные напитки, свежие фрукты, таблетки для освежения полости рта, выдержанные маринады, свежие фрукты, уксус, говяжий жир, сахар, красный чай, какао или кофе, кисломолочные напитки, галеты, чай, белый рис. В отдельных случаях могли выдаваться спиртные напитки.

Понятно, что никакие рефкамеры, разумного для боевого корабля объёма, не смогут вместить запас свежих продуктов на всю автономку, которая на японских крейсерских лодках рассчитывалась на 90 суток. Поэтому значительную долю провизии составляли консервы и сушёные овощи, а из свежих овощей предпочтение отдавалось сравнительно просто хранящимся луку, батату/картофелю и корню лотоса.

Но консервы консервам рознь. Кому-то достаются бычки в томате, а вот на японские подлодки шла тушёнка из китового мяса, скумбрия, иваси, угорь, консервированный красный рис, консервированный тофу для приготовления инаридзуси ...

В дальних походах в тропических морях меню подводников приятно разнообразили летучие рыбы, весьма часто выпрыгивающие на палубы лодок. Оттуда, бедняжки, само собой отправлялись прямиком на камбуз, а оттуда - уже в жареном виде - на офицерские и матросские столы.

Интересное описание еды на подводной лодке «И-400» можно прочесть в книге «Operation Storm». Автор (John J. Geoghegan) дал настолько «сочное» описание, что его просто невозможно не привести полностью: «Food was the best part of life aboard the Sen-toku subs. It was far better than anything the Imperial Japanese Army received, and there was plenty of it. Rice was served at every meal, and the galley even managed delicacies like cow tongue, boiled eel, and sweet bean paste. Staples included broiled fish, shrimp or vegetable tempura , beefsteak, pork cutlets, eggs, pickled horseradish, dried seaweed called nori , chestnuts, fresh oranges, canned peaches, pears, and pineapples, fruit juice or sodas, and miso soup for breakfast. Green tea was consumed in vast quantities and coffee less so, though it was available. Evening snacks included noodles, or biscuits with milk. Some Sixth Fleet subs even had ice cream, though it was usually reserved for special occasions like the last meal before a dangerous mission. In fact, after a few weeks at sea, one of the I-400 cooks yarned for simpler fare, such as brown rice and pickled plum.

An onboard nutritionist planned every meal even though fresh vegetables ran out by the tenth day at sea . After that it was canned food morning, noon, and night, with onions thrown in for variety . Tinned vegetables were especially unpopular, since they tasted like sand and ashes . There were only so many canned sweet potatoes a crew could eat before complaining set in. Bottled vitamins were available at each meal, since it wasn"t unusual on longer voyages for mild cases of beriberi to develop. The real problem with the I-401 "s food supply though was that the sub"s size greatly reduced the number of flying fish that jumped on her deck».

Каждому старшине и матросу японского флота полагался столовый прибор из 4-х предметов, выполненных в национальном стиле, типа широчайшим образом распространённых на Востоке пиал.

В наших терминах их можно назвать: глубокой тарелкой (чашкой, миской, пиалой) для супа, глубокой тарелкой для риса, мелкой тарелкой (блюдом) для закусок и пиалой для чая. Ну, и, разумеется, хаси - палочки для еды.

Посуда для рядового состава изготавливалась из железа и покрывалась эмалью (господа офицеры пользовались, разумеется, фарфоровой посудой). Внутри цвет эмали был белым или молочно-белым, снаружи - варьировался от ярко-голубого до бледно-голубого цветов. На посуде проставлялся штамп - флотский якорь, с некоторыми дополнительными элементами, указывающими фирму-производителя. Благодаря отсутствию ручек и специально подобранным размерам, комплект посуды легко складывался «матрёшкой» и занимал при хранении минимум места.

Ниже показан пример типичной сервировки матросского завтрака для двух человек:

По правую руку стоит чашка с мисосиру (суп-мисо), слева - чашка с рисом, напротив, таким же образом, поставлены чашки для другого человека. Тарелка с цукэмоно (соленьями) стоит посередине одна на двоих. Пиалы для чая стоят справа и, пока до них не дошло дело, кверху донышками. Далее лежат хаси и стоит алюминиевый чайник с чаем.

Следует заметить, что подобный завтрак - суп-мисо с овощами, рис, какие-нибудь соленья/маринады в прикуску к нему и зелёный чай - это самый что ни на есть классический и излюбленный вариант японского национального завтрака на протяжении уже, наверное, столетий.Пищу японские моряки принимали, как положено, за столами.

На лодках типа «И-15» имелось 4 гальюна: 1 надводный в ограждении рубки, и 3 подводных - 1 офицерский и 2 команды (в носовой и кормовой части, соответственно, так что матросам не приходилось бегать по нужде через всю лодку).

Имелись общий командный умывальник в центральном посту и отдельный маленький умывальник в офицерском отсеке.

Разумеется, возможности принять нормальную ванну на лодках не имелось. В дальнем походе в тропиках выручали дождевые шквалы, под которыми можно было вполне прилично помыться пресной водой на верхней палубе, но это, конечно, только частично решало проблему. К тому же постоянная повышенная температура и влажность тропического воздуха никак не способствуют здоровью кожи. В качестве гигиенического средства на японских лодках практиковалось обтирание тела водно-спиртовым раствором (совершенно немыслимая мера на, например, советском флоте, т.е. матросики бы «раствором» тело бы протёрли, но… исключительно изнутри).

Хотя в составе экипажей лодок штатных врачей не числилось, при выходе в поход к лодке прикомандировывался врач с плавучей базы в ранге офицера, офицера специальной службы или мичмана.

Ещё у японских подводников было принято при возвращении из дальнего похода приводить себя в порядок. Хотя в походе на борту лодки делались значительные послабления в части касающейся внешнего вида - многие моряки отпускали усы и бороды - но перед приходом в базу было принято стричься, бриться, приводить в порядок обмундирование, чтобы выглядеть моряками, а не бомжами с помойки отыскавшими и напялившими на себя отдельные предметы флотской формы.

Ну, вот как-то так J

Кроме того, имелась отдельная запасная каюта для командира дивизиона.

В советском флоте было также.

На крупных кораблях японского флота такие плиты устанавливались, обычно, на офицерских камбузах.

Японский термин 副食 (фукусёку), обычно переводимый как «гарнир», но в отличие от привычного нам гарнира - рис к котлете - означающий прямо противоположное - котлету к рису.

Японский термин 古漬 (фуруцукэ), означающий хорошо просоленные/промаринованные соленья и маринады, функциональный аналог наших «солений на зиму».
Horseradish - так в тексте, но представляется, что здесь автор немного ошибся. Хрен (васаби) японцы не маринуют, изготавливая из него приправу в виде пасты, зато маринуют имбирь.

Японские подводные лодки в Атлантике

После операции против Диего Суареса 31 мая 1942 года I-30 (капитан 2-го ранга С. Эндо) не вернулась ни в Японию, ни на свою базу в Пинанг; она продолжала свой рейс к мысу Доброй Надежды и должна была дозаправиться Chokoku Maru и Aikoku Maru, вспомогательные крейсера, оснащенные торпедными аппаратами и курсировавшие в Мозамбикском канале. Подводная лодка встретила на траверзе Кап очень бурную погоду, ее сносило, была сильная качка, и она пришла с большим трудом. Эндо видел в рубке только штормящую воду за толстым защитным стеклом. При каждом вале вода проникала во внутреннюю часть лодки. Многие страдали морской болезнью…

2 августа I-30 достигла Бискайского залива, 5-го она пришла в Лорьян. Подводная лодка должна была остановиться в этом порту лишь на несколько дней, достаточных для того, чтобы загрузить боевую технику, вручить орден командиру и отпраздновать это командой; затем она снова ушла.

В октябре она встала на прикол в Сингапуре. Когда подводная лодка выходила из этого порта курсом на Курэ, она в надводном положении задела мину и взлетела на воздух; весь германский груз затонул вместе с лодкой, тем не менее часть экипажа спаслась.

Из трех аналогичных попыток две закончились трагически.

В июле 1943 года I-8 (капитан 1-го ранга Схинди Ухино) покинул Пинанг в сопровождении I-10, которая после пересечения Индийского океана должна была снабдить его топливом и затем вернуться домой. На борту было много подводников, так как лодку транспортировал полный экипаж под командованием капитана 2-го ранга Нориды в Европу, где Норида должен был принять под командование вторую немецкую подводную лодку U-1224, будущую R0-501 – тоже подарок. Погода в 300 милях к югу от мыса была все еще отвратительна, 10 дней подводники боролись с бушующим морем. Все на палубе было повреждено, разбито, от двери авиационного пакгауза вплоть до остекления рубки, которое находилось все же достаточно высоко от воды по сравнению с немецкими подводными лодками.

К югу от Азорских островов I-8 встретилась с немецкой подводной лодкой – встреча была оговорена заранее. Немцы прибыли на борт и смонтировали детектор радиолокатора на японской лодке.

В сопровождении немецкого эскорта, с которым I-8 встретилась в Бискайском заливе, через 61 день похода лодка прибыла в Брест и вошла в бетонное укрытие, к большому удивлению японцев, которые никогда и подумать не могли, что можно защищать подводные лодки железобетонными навесами толщиной 6 метров. В Японии не имелось ничего, абсолютно ничего для защиты от бомбардировок с воздуха. Их ожидала новенькая немецкая подводная лодка. Японцы пришли в полное восхищение от лодочных стоянок, которые были меньше и удобнее, чем их, от четкой немецкой организации на суше и комфорте, ожидающем экипажи после возвращения из патрулирования.

I-8 была нагружена четырехствольными пулеметами, торпедными двигателями, хронометрами, а также приборами «Метокс» и в середине сентября вышла в море. На борту находились 12 немецких морских офицеров, специалисты по радиолокаторам и акустическим приборам, армейский комендант и 4 гражданских лица.

В Южной Атлантике, на экваторе, подводная лодка послала закодированную радиограмму, чтобы сообщить немцам, где она находится. Это сообщение было перехвачено, по-видимому, англичанами, и I-8 была атакована самолетом, когда она всплыла по крайней необходимости. После этого, пройдя 30 000 миль, лодка благополучно вернулась в Японию. Обратный путь длился 64 дня.

Подарок немцев, R0-501, покинула Брест после обучения японского экипажа. Она находилась под командой капитана 2-го ранга Нориды. 13 мая 1944 года на радиолокаторе она зафиксировала американский эскортный миноносец Franks M. Robinson (капитан-лейтенант Дж. Джонсон). Она была обнаружена радаром на удалении 825 метров к северу от островов Зеленого Мыса и потоплена с помощью «hedgehogs» 7 («дикобраз» – англ.). Дж. Джонсон послал при этом лаконичную и характерную радиограмму: «Услышал подлодку и потопил» 8 .

11 ноября 1943 года I-34 вышла из Сингапура с грузом каучука, металла и хинина. Она была потоплена уже 12-го под Пинангом британской подводной лодкой Taurus, когда шла в надводном положении. Эта британская лодка была первой, вернувшейся в находившиеся под японским господством воды.

I-52 (капитан 2-го ранга К. Уно) была последней японской подводной лодкой, которая пыталась достичь французского побережья. Она была потоплена 24 июня 1944 года к западу от островов Зеленого Мыса самолетом с авианосца Bogue (командир Г.Э. Шорт).

Из книги Подводная война. Хроника морских сражений. 1939-1945 автора Пиллар Леон

Немецкие подводные лодки В 1939 году, наряду с британским, подводный флот Германии являлся одним из самых слабых. Германия имела 57 подводных лодок; Великобритания – 57, из которых 12 не представляли боевого значения; Италия – 115; Франция – 77 подводных лодок. Соединенные Штаты

Из книги Такой была подводная война автора Буш Харальд

Французские подводные лодки В 1939 году Франция имела в своем распоряжении флот с хорошо подготовленными экипажами. На случай войны с державами оси предусматривались действия военно-морских сил в средиземноморских водах, преимущественно в их западной части, в то время

Из книги Потопленные автора Хасимото Мотицура

Подводные лодки-миноукладчики 6 лодок типа Saphir, сошедшие со стапелей между 1930 и 1937 годами: Saphir, Turquoise, Nautilus, Rubis, Diamant, Perle.Обладая водоизмещением 761/925 тонн, они могли принимать на борт 32 мины. Максимальная скорость этих лодок составляла 12/9 узлов. Вооружение: два 550-мм и два 400-мм

Из книги Сильнее «божественного ветра». Эсминцы США: война на Тихом океане автора Роско Теодор

Итальянские подводные лодки На момент объявления войны подводные лодки ВМС Италии находились в своих базах Таранто, Ла-Специа, Палермо, Триполи, в Сардинии, в Леро, в Додеканах, в Тобруке в Ливии, в Адрии, в Красном море. В общей сложности итальянские ВМС насчитывали 115

Из книги Охота на «Тирпитц» автора Фрере-Кук Э.

Английские подводные лодки Битва за Норвегию началась 8 апреля 1940 года, когда британцы и французы уведомили норвежское правительство о постановке минных заграждений в норвежских территориальных водах. Премьер-министр Норвегии выразил протест по этому поводу. В тот же

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Французские подводные лодки 10 февраля 1940 года Черчилль потребовал от французского адмирала Дарлана предоставить в распоряжение англичан восемь подводных лодок типа «600 тонн». Командование вышеуказанными силами принял капитан 1-го ранга Белот под верховным

Из книги На океанских просторах автора Больных Александр Геннадьевич

Подводные лодки снабжения Боевое применение первой подводной лодки снабжения U-459 (командир капитан 3-го ранга Вилламовиц-Мёллендорф) стало большим подспорьем для осуществления планов адмирала. Субмарина U-459 (XIV серии) имела водоизмещение 1700 тонн, но не была вооружена

Из книги автора

Итальянские подводные лодки На совещании 8 февраля 1943 года в Берлине подробно обсуждался вопрос о необходимых для продолжения войны видах сырья. «Нужно посылать подводные лодки, – говорил Дёниц. – Итальянские лодки больше чем наши. Торговый тоннаж судов противника,

Из книги автора

Польские подводные лодки Польские подводные лодки в Средиземном море были действительно активны, лодка Sokol (Б. Карниский) патрулировала там с лета 1941 года. При бомбардировке Мальты в марте 1942 года она чуть не была потоплена, но тем не менее провела несколько атак в

Из книги автора

Подводные лодки-танкеры В 1940 году было решено построить заново и частично переоборудовать десять таких лодок-танкеров и выслать их в районы боевых действий для снабжения подводных лодок. Прием топлива с подводных танкеров был возможен на ходу и даже при нахождении лодок

Из книги автора

Японские подводные лодки, погибшие в годы Второй Мировой

Из книги автора

«Ингленд» и японские подводные лодки (Пролог к сериалу в 6 частях) Весной 1944 года адмирал Соэму Тоёда собрал японский Объединенный флот на Филиппинах на старой стоянке американского флота в Тави-Тави. После этого он уселся и начал ждать. Чего? Этого Тоёда и сам не мог

Из книги автора

«Ингленд» и японские подводные лодки (Эпилог) 6 вражеских лодок за 12 дней! В ознаменование совершенно неслыханных успехов эскортный миноносец «Ингленд» получил благодарность президента.Однако феноменальный результат «Ингленда» не ограничивается уничтоженными

Из книги автора

Подводные лодки-буксировщики Исключая «Си Нимф», которой было приказано патрулировать западнее, остальные 5 лодок-буксировщиков после ухода «судов X» патрулировали в намеченных районах. 21 сентября командующий подводными силами приказал «Си Нимф» передвинуть район

Из книги автора

Подводные лодки В то время как на Средиземном море ход событий принял критический для «оси» оборот, борьба против британского судоходства продолжалась зимой с прежним успехом, а весной 1941 г. даже с большим, чем прежде, причем результаты, достигнутые путем применения

Ходит очень много рассуждений и споров относительно боевой мощи Морских сил самообороны Японии, а также относительно степени их влияния на геополитическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И действительно, ВМС Японии на нынешнем этапе находятся в состоянии рассвета.

Их надводная компонента продолжает удерживаться на 6 эсминцах УРО проектов «Атаго» (2 корабля) и «Конго» (4 корабля), они оснащаются американской БИУС «Иджис BMD 3.6.1» и современной модификацией ЗРК «Standard Missile-3 Block IA» с дальнобойной ЗУР-перехватчиком RIM-161A/B. Данные корабли способны осуществлять противоракетную и противовоздушную оборону на морском ТВД протяжённостью более 3000 км, также они обладают неплохими противолодочными и противокорабельными возможностями и могут наносить массированные удары по наземным целям КР BGM-109 «Tomahawk» любых модификаций.

Также, в качестве кораблей оперативной поддержки боевых операций выступают 2 эсминца-вертолётоносца типа «Хюга», оснащённые мощными БИУС OYQ-10, которые управляют корабельным ЗРК RIM-162 «ESSM», ЗАК «Фаланкс», а также системами ПЛО OQQ-21 и РЭБ NOLQ-3C. В ангаре и на палубе может размещаться до 11 вертолётов SH-60K. Данные корабли выступают в качестве очень многофункциональной боевой платформы на морском ТВД.

Но какими бы мощными и продвинутыми они ни были, в случае регионального конфликта с КНР или РФ, весь надводный флот японских ВМС будет уничтожен ударами ПКР и другого ВТО. 6 эсминцев «Конго/Атаго» смогут какое-то время продержаться, отражая удары своими «Иджисами», но вечно длиться это не будет. У Японии, при любом раскладе, остаётся её развитой подводный флот, представленный современнейшими тихоходными дизель-стирлинг-электрическими(анаэробными) и дизель-электрическими модификациями ПЛ класса «Сорю» и «Оясио».

Церемония спуска на воду 7-й МПЛ класса «Сорю» — «Дзинрю»(SS-507 «Милосердный дракон») 8.10.2014

На сегодняшний день в Морских силах самообороны Японии 11 МПЛ класса «Оясио» (6 с ВНЭУ и 5 обычных ДЭПЛ) и 6 ДСЭПЛ класса «Сорю» (всего 17 подлодок). 12 из 17 подлодок оснащены анаэробной ВНЭУ Стирлинга, а поэтому японский подводный флот можно считать современной самостоятельной боевой единицей, способной противостоять даже против такой сверхдержавы как Китай.

9 марта 6-ю подводную лодку класса «Сорю» — SS-506 «Кокурю» «Чёрный Дракон» приняли в Морские силы самообороны страны. В строительстве принимала участие верфь Kawasaki Heavy Industries в г. Кобэ. ВМС Японии планируют ввести в состав 10 субмарин этого класса.

За счёт воздухонезависимой ЭУ, такие субмарины способны в течении 20-30 дней без всплытия скрытно нести подводное дежурство в зоне эскалации конфликта, оставаясь практически незаметными для надводных кораблей противника. Такая способность очень важна в условиях, когда противник превосходит количественно и не уступает в технологическом плане, что наблюдается у Японии с КНР. Даже простые ДЭПЛ класса «Варшавянка» часто называют «чёрными дырами» за их тихоходность и скрытность, а здесь ещё и возможности месячного нахождения под водой.

Начнём с обзора характеристик многоцелевой ПЛ класса «Оясио» . Субмарина имеет длину — 81,7 м, ширину корпуса — 8,9 м, среднюю осадку — 7,4 м и подводное водоизмещение – более 3000 т. Надводная скорость подлодки 12 узлов и подводная 20 узлов обеспечивается одновальной дизель-электрической ЭУ, состоящей из 2 дизельных двигателей «Кавасаки» мощностью 5520 л.с., 2 генераторов «Кавасаки» мощностью 3700 кВт и 2 электродвигателей «Тошиба» 7750 л.с. (до субмарины №595 «Нарусио», с этой подлодки устанавливаются воздухонезависимые двигатели Стирлинга). Экипаж сверхтихой подводной лодки составляет 70 человек.

Проект данного класса лодок изначально предусматривал более сложную, смешанную (многокорпусную) конструкцию корпуса, это значительно снизило аварийность подводной лодки и увеличило безопасность экипажа: в центральной части подлодки конструкция однокорпусная, а в носовой и кормовой – двухкорпусная (там расположены цистерны главного балласта).

Однокорпусный центр субмарин класса «Оясио» представляет собой цилиндр диаметром 8900 мм, что позволило добиться большей прочности и достаточной глубины погружения, поэтому лодка имеет красивую сигарообразную форму.

Многоцелевая ПЛ класса «Оясио»

Для минимизации заметности на индикаторах авиационных и корабельных детекторов магнитной аномалии, корпус изготавливается из нержавеющих немагнитных сталей. Известно о стали марки NS-110. Верхняя поверхность рубки выполнена абсолютно плоской для облегчения перемещения экипажа во время швартовки и лёгкого контакта с дружественными судами, например, в момент пополнения запасов провизии.

Ещё одной важной особенностью является максимальное уменьшение шумности и радиолокационной/гидроакустической заметности подлодки: все механизмы ЭУ закреплены на специальных амортизаторах, препятствующих передаче звука от оборудования на корпус, плоскости надводной части корпуса и рубки имеют наклон и покрываются специальным звукопоглощающим слоем. На крейсерском ходу данные субмарины будут едва заметны даже с 10-15-километровой дистанции, а поэтому вычислить координаты 17 таких подлодок – дело очень сложное, требующее много времени и уйму оборудования.

В ту же очередь, подлодки «Оясио», имеющие запас хода свыше 5000 миль, несут на своём борту самый разнообразный арсенал разведывательного радиоэлектронного, оптического и гидроакустического оборудования. Маленькая ПЛ использует полноценную БИУС AN/ZYQ-3, которая занимается обработкой и соединением в общую картину всей тактической информации, полученной от ГАК AN/ZQO-5B, станции РЭР AN/ZLR-7, РЛС AN/ZPS-6, оптических каналов перископов, средств обнаружения торпедной атаки, и, естественно, от внешних источников: кораблей, морской авиации, других ПЛ и т.д.

ГАК представлен активно-пассивной антенной сферического типа, работающей на средних и низких частотах, а также пассивной конформной антенной, буксируемой AN/ZQR-1 и комплексом гидроакустической разведки. РЛС AN/ZPS-6 работает на частоте работает Х-диапазоне см-волн и предназначена для точного определения координат низколетящих воздушных целей (при модернизации может быть использована в качестве РЛС целеуказания для перспективных ЗРК-ПЛ).

Комплекс РЭР AN/ZLR-7 работает на частотах 50МГц – 18 ГГц и может обнаруживать и классифицировать режимы работы радиоэлектронных средств противника, относящихся к противокорабельным и противолодочным комплексам.

В общем, лодка почти такая же «ушастая», как американская «Си Вульф», с той разницей, что неатомная и со значительно меньшим водоизмещением. Набор вооружения не очень внушительный, но способен нанести серьёзный урон КУГ противника: лодки «Оясио» имеют в носовой части 6 х 533-мм торпедных аппарата и специальные отсеки на 20 торпед или столько же ПКР «Sub-Harpoon», которые могут быть взяты в любом соотношении, в зависимости от задачи, поставленной перед экипажем.

Если возложена противокорабельная задача, то всего 5 лодок класса «Оясио» способны взять на борт 100 ПКР UGM-84 «Гарпун», которые могут быть запущены по противнику с дистанции около 20-35 км, таким образом шансов отразить атаку может просто не быть. Поэтому, как для ВМФ России, так и для ВМС Китая первоочередная задача – защитить корабельный ордер от таких рисков, в каждой КУГ должны иметься фрегаты или корветы ПВО типа пр.22350 «Адмирал Горшков» в количестве 2-3-х кораблей.



Макет подлодки класса «Сорю»

Более новые ДСЭПЛ класса «Сорю» , которые за их водоизмещение были названы подлодками «2900-тонного типа» и «улучшенного типа Оясио», имеют подводное водоизмещение 4200 тонн, длину 84 м, ширину 9,1 м, осадку 8,5 м. ЭУ представлена 2 дизель-электрическими установками 12V25/25SB «Кавасаки» на 3900 л.с., а также более мощной установкой из 4-х анаэробных двигателей Стирлинга Kockums V4-275R «Кавасаки», их мощность – 8000 л.с., система также одновальна.

Поскольку размеры корпуса новой подлодки увеличились, количество вооружения также удалось довести до 30 торпед «Тип89», либо противокорабельных ракет UGM-84, о составе радиоэлектронного оборудования пока информации нет, «начинка» держится в строжайшем секрете. Предположительно, её состав аналогичен МПЛ «Оясио», может с небольшими доработками.

Дальность хода этой подлодки 6100 миль, экипаж уменьшен до 65 человек, а глубина погружения 275-300 метров. Японцы утверждают, что лодки класса «Сорю» ещё более автономны, чем «Оясио». Двигатель Стирлинга разрабатывался при поддержке США.

Самыми заметными конструктивными особенностями подлодок класса «Сорю» является плавно скошенная вниз каплевидная носовая часть корпуса, а также Х-образный хвостовой блок рулей и стабилизаторов, который также способствует сходу и рассеиванию гидроакустических волн. Данные подлодки сейчас находятся на пике военно-морских технологий и по-прежнему обеспечивают японскому флоту удержание равных позиций с соседними флотами.

/Евгений Даманцев /

На протяжении Второй мировой войны каждая из стран-участниц разрабатывала собственное супероружие, которое бы так или иначе изменило расстановку сил. Немцы работали над «Фау-2», американцы проектировали атомную бомбу, Советы далеко не смотрели и остановились на «Катюше». Но японцы к этой идее подошли со всей изощренностью и невиданной изобретательностью.

Неудавшийся эксперимент с торпедами-кайтенами, о которым , был лишь частью большого плана по созданию японского супероружия. В 1943 году началась разработка и создание суперсубмарины I-400, самой большой подлодки за все время Второй мировой, опередившей время как минимум на два десятка лет.

Подводные авианосцы в Первую мировую войну

Первая мировая положила начало развитию привычных нам военных машин, усовершенствованные прототипы которых используются до сих пор. Самолеты той поры, вопреки расхожему мнению, не сразу стали военной единицей. Хрупкие конструкции еще неуверенно себя чувствовали в полете и служили чаще для разведки или логистики. Чего нельзя было сказать о субмаринах - в составе крупных флотов мира на вооружении их состояло более 250 единиц. Субмарины показали себя превосходным оружием, о чем свидетельствуют первые успехи германских подлодок U-26 и U-9. Вторая, даже добилась тройного успеха, потопив за одно сражение сразу три британских крейсера. Это сильно насторожило военные державы, так как угроза, исходящая из-под воды, стала новой проблемой.

Субмарина U-9

Совместить две стихии, подводную и воздушную, первыми попытались немцы: в 1915 году на подлодке U-12 решено было доставить гидроплан FF-28 до английского канала. Гидроплан взлетел, достигнул Темзы и благополучно вернулся на базу. Этот эксперимент показал, что с помощью транспортировки увеличивается боевой радиус самолета. Правда, подлодка шла в наводном положении, от чего становится не совсем понятно, в чем была хитрость, так как в таком положении субмарину было несложно обнаружить.

В 1917 году был объявлен конкурс на создание самолетов-разведчиков, в котором принял участие авиаконструктор Эрнест Хейнкель. Подлодка U-142 со специальными ангарами для бортовых самолетов не показала хороших результатов: в ходе испытаний была выявлена чрезвычайно низкая устойчивость и плохая управляемость в обоих положениях субмарины. При погружении лодка раскачивалась с борта на борт на угол 50 градусов и могла перевернуться. Испытания отложили в долгий ящик, а позднее прекратили вовсе из-за военных ограничений, полученных Германией. Свои варианты также разрабатывали американцы и французы, но особым успехом они не увенчались.

Эрнест Хейнкель

авиаконструктор


Подводный крейсер Surcouf

Японские разработки

После окончания войны Япония, получив колонии в Китае, на Каролинских и Маршалловых островах в Тихом Океане, продолжила вынашивать императорские планы полного доминирования в азиатском регионе. Если на воде и под водой японцы могли держать ситуацию под контролем, то с воздухом дела обстояли сложнее.

Вместо того чтобы развивать авиацию отдельно, в 1925 году японцы создали свой первый самолет для подлодок, Yokosho 1-GO, который использовался вместе с минным заградителем I-21. Для хранения самолета на заградителе оборудовали ангар, в котором транспортировали самолет. Но самолет мог стартовать только с воды. Подлодка транспортировала его только до места, откуда самолет взлетал, находясь в полете не более двух часов, после чего приземлялся на воду и с помощью крана перемещался снова в ангар на субмарине.

В 1929 году была заложена основа для подлодки I-5 - также для разведки. За основу взят тип субмарин Junyo Sensuikan (подводный крейсер). Самолет в разобранном состоянии размещался в двух ангарах: в одном - фюзеляж, в другом - крылья и поплавки. Части извлекались из ангаров с помощью крана и собирались на верхней палубе в течение получаса. Работала конструкция только в штиль: при небольшом волнении ангары заливало водой, и в таком случае даже извлечение оттуда гидроплана становилась невозможным. После сборки самолета на верхней палубе подлодки с помощью пневмокатапульты он понимался в воздух.

В разгар Второй мировой самолет E14Y1 впервые произвел воздушную бомбардировку территорий США. Самолет залетел вглубь материка и сбросил всего две зажигательные бомбы в лесном массиве штата Орегон. Практика таких мелких вылазок позволила Японии наносить незначительные удары по США, которые лишь раздражали американское командование. Но к 1943 году США частично оборудовали свои рубежи противовоздушным щитом, что в разы снизило успехи японцев. К концу года японцы практически полностью отказались от использования подобной практики, не хватало пилотов, плюс запуск каждого самолета требовал хорошей погоды и длительной подготовки. Так было решено создать подлодку, которая могла бы наносить полноценные бомбовые удары. В качестве цели был выбран Панамский канал, позволявший блокировать водную артерию из Атлантического океана в Тихий.

Подводная лодка I-400


Макс. глубина

100 метров

Состав команды

144 человека

СКОРОСТЬ

18,75 узлов на поверхности и 6,5
узлов под водой

Строительство шло достаточно быстро, так как на разработку были брошены все силы и максимум имеющихся средств. Сначала нужно было разработать корпус подлодки, способный устойчиво держаться на воде и осуществлять запуск самолетов даже при водной тряске. Был предложен конструктивный вариант: соединив две круглые цилиндрические конструкции, которые образовывали что-то похожее на перевернутую восьмерку. Чтобы решить проблему с длиной лодки, все четыре дизельных двигателя расположили рядом, разбив их по парам. Топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины, тем самым освободив место внутри.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран». В качестве двигателя использовались четыре дизельных мотора по 7700 л. с. и четыре электромотора АД по 2400 л. с. Лодка уходила под воду за 70 секунд. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов находился над корпусом в центральной части лодки. Стартовые тележки для взлета были специально разработаны под новые самолеты. Тележка имела гидравлическую подвеску, это позволяло менять угол атаки в 3,5 градуса при запуски с катапульты, также с подвеской было проще опускать и наклонять самолет при закатывании в ангар.

Общая сборка самолета, в которой участвовали пять механиков, осуществлялась в течение шести минут, а полное время готовности самолета с момента всплытия составляла порядка 15 минут, разборка - две минуты. Чтобы быстро завести самолеты, японцы придумали поистине мастерскую идею - предварительно подогревать топливо в резервуарах и подавать его уже теплым.

Поплавки самолетов хранились под палубой. При сборе самолета поплавки подавались на палубу по рельсам. С левого борта находился 12-тонный подъемный кран, складывающийся в палубное углубление. Кран был по-прежнему необходим для приема самолетов после их приводнения.

Чтобы оставаться незамеченной и снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус гигантской субмарины был обит каучуковым составом, который не отражал звуковые волны сонара. Но все же, даже несмотря на все эти меры, шумность подложки оставалась достаточно высокой. Всего было построено три субмарины I-400 из запланированных 18-ти. Первая погрузилась уже 30 декабря 1944 года, вторая - через год, в 1945-м, третья достраивались вплоть до 1945-го, но так и не вышла в плавание. Была еще и четвертая, но в результате авиаударов США она была затоплена рядом с верфью.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».


Операция «Хикари»

Изначальный план был таков: флотилия отплывает на юг от Японских островов, пройдя через Индийский океан, входит в Атлантику, после чего движется на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по Панамскому каналу с неожиданной стороны.

В последний момент операцию пересмотрели и направили флотилию, чтобы уничтожить американские авианосцы, находящиеся у атолла Улити. Операция «Хикари» не предполагала возвращения самолетов M6A1 Seiran. Все пилоты должны были стать камикадзе, чтобы сделать ущерб США максимальным. Для этого самолеты стартовали без поплавков, чтобы они не вернулись обратно ни при каких обстоятельствах.

Говорят, летчиков морально подготавливали к их последнему вылету. Адмирал подлодки вручил каждому пилоту персональный самурайский меч с дарственной гравировкой. И вот 27 июля 1945 года две субмарины I-400 и I-401 с шестью бомбардировщиками направились к атоллу Трук. Атака была назначена на 17 августа, но уже 15 августа по радио прозвучало объявление о полной капитуляции Японии. Подлодки получили приказ экстренно возвращаться в порт, подняв черные флаги, уничтожить всю документацию и затопить все шесть самолетов. В сложенном состоянии самолеты M6A1 Seiran были установлены на катапульты и выброшены в море.

25 августа американский эсминец «Вивер» перехватил подлодку, и команда высадилась на борт. Японцы не проявили военного героизма и сдались американцам; солдаты США блефанули, убедив японцев проследовать в порт, в противном случае они намеревались это сделать сами, хотя не имели ни малейшего представления, как управлять I-400. Размер и конструкция лодки поражала американцев, такого они никогда еще не видели.

В последний день лета, 31 августа, подлодка вошла в Токийский залив, а командир Рюносуке Аридзуми заперся в трюме и застрелился, заранее оставив предсмертную записку, в которой просил обернуть его тело военно-морским флагом и сбросить в океан. В сентябре 1945-го лодки отбуксировали на американскую военно-морскую базу на Гавайские острова, а через год после изучения затопили близ острова Охау. Вторую лодку взорвали чуть позже. Это было сделано для того, чтобы СССР не добрался до секретных разработок.

После войны

Уже в 1960-е годы становится понятно, зачем США затопили все подлодки. Ведь субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400. Только подлодки не запускали самолеты, которые несли боеголовки, а производили самостоятельный запуск ядерного снаряда после всплытия из моря.

Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня - баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии. Кто знает, каким бы был исход Второй мировой войны, если бы Япония создала свои подлодки хотя бы двумя годами раньше. Однако такие одиозные и фантастические разработки середины XX века открыли кардинально новые перспективы развития оружия и применения тактик.

Субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400.

С конца 1941 года японский Императорский флот регулярно пытался использовать в боях сверхмалые подводные лодки нескольких типов. Результаты боевой работы такой техники нельзя было назвать успешными: до конца войны подводники смогли потопить или повредить лишь несколько вражеских судов. При этом было потеряно несколько десятков субмарин, а почти все их экипажи погибли. Тем не менее, командование флота не теряло надежды. В начале 1944 года была предпринята очередная попытка создать сверхмалую лодку, способную скрытно атаковать противника. Новый проект получил обозначения тип «D», «Тэй-Гата» и «Корю».

Общие идеи


К началу 1944 года ситуация на Тихоокеанском театре военных действий Второй мировой серьезно изменилась. Японское командование все еще могло планировать диверсии в портах и на базах противника, но ситуация заставляла его начинать подготовку к защите собственного побережья. При сохранении существующих тенденций в обозримом будущем становился актуальным вопрос защиты берегов Японии от американских кораблей и десанта. Именно необходимость защиты побережья и прибрежных акваторий стала главной причиной появления проекта «D».

Недостроенная подлодка типа "D" на одном из заводов. Фото Ibiblio.org

Разрабатывая проект «Тэй-Гата», японские инженеры решили отказаться от подхода, использовавшегося ранее. Сверхмалые подлодки типов «А», «B» и «C» представляли собой последовательное развитие одной и той же конструкции, осуществлявшееся с использованием разных узлов и агрегатов. Несмотря на многочисленные доработки, более новые лодки сохраняли старый корпус, что далеко не всегда положительным образом сказывалось на характеристиках. В новом проекте «D» предлагалось использовать некоторые существующие идеи, но разработать подлодку заново.

Отказ от старого корпуса был связан с некоторыми новыми требованиями и с невозможностью вписать необходимые агрегаты в имеющийся объем. Увеличение габаритов лодки в разумных пределах, в свою очередь, позволяло использовать новые комплектующие с требуемыми характеристиками. Таким образом, рост размеров и веса сопровождался повышением ряда важных параметров. Так, удалось увеличить объем топливных баков и тем самым обеспечить новый прирост дальности плавания.

Конструкция

Подлодка типа «D» имела общую длину более 26 м, максимальный диаметр прочного корпуса превышал 2 м, высота конструкции (с рубкой) достигала 3 м. Рост габаритов в сравнении с предыдущими субмаринами привел к увеличению водоизмещения до 60 т в подводном положении. Ожидалось, что более крупная и тяжелая подлодка при помощи новых агрегатов силовой установки сможет сохранить требуемые характеристики.


Схема подлодки типа "D". Рисунок Ibiblio.org

По результатам испытаний и эксплуатации сверхмалых подлодок предыдущих типов было решено серьезно переработать конструкцию корпуса. Для повышения основных характеристик изменили как саму конструкцию, так и компоновку прочного корпуса. Теперь он начинался на небольшом расстоянии от носовой оконечности, а на его корме размещался гребной винт и рулевые устройства. Носовая часть прочного корпуса имела форму усеченного конуса, средняя – цилиндра. Несколько хвостовых отсеков также были выполнены в виде конусов разной высоты и диаметра. В средней части корпуса находилась рубка. Для улучшения мореходности на верхней поверхности прочного корпуса закреплялась узкая и длинная надстройка, образовывавшая характерный вертикальный нос.

В носовой стенке прочного корпуса предусматривались крупные отверстия для установки торпедных аппаратов. Два таких устройства размещались одно над другим, их задние части располагались внутри прочного корпуса. Для упрощения обслуживания техники экипаж имел доступ в носовой торпедный отсек и мог оттуда управлять работой вооружения. Позади отсека с торпедными аппаратами располагался еще один обитаемый объем, под полом которого находились аккумуляторные батареи. Под рубкой предусмотрели сравнительно крупный центральный пост. Экипаж подлодки типа «Корю» должен был состоять из пяти человек, из-за чего пришлось заметно изменить компоновку и размеры обитаемых отсеков.

Непосредственно за центральным постом находился дизельный двигатель с генератором. Позади этого отсека предусматривался свободный объем с частью аккумуляторов. Ходовой электромотор, связанный с гребным валом, находился в кормовом отсеке. Лодка типа «D» имела один гребной винт, помещенный на кормовом обтекателе корпуса. На корпусе перед винтом имелись рули направления и рули глубины.


Вид на торпедные аппараты. Фото Ww2db.com

Отсеки прочного корпуса разделялись несколькими переборками. Для перехода из отсека в отсек экипаж должен был использовать проемы-люки. Крышки люков, с целью экономии места, не предусматривались. Таким образом, затопление одного из отсеков могло привести к попаданию воды в соседние.

Внутри легкой надстройки, а также внутри прочного корпуса имелись несколько балластных цистерн, позволявших погружаться на нужную глубину и выполнять балансировку. Баллоны со сжатым воздухом для продувки цистерн были распределены по свободным объемам корпуса. К примеру, две такие емкости находились рядом с торпедными аппаратами.

Увеличение размеров корпуса позволило использовать дизельный двигатель мощностью 150 л.с. Следствием этого стало сокращение времени, необходимого на полную зарядку имеющихся батарей. Теперь этот процесс занимал не более 7-8 часов. За движение отвечал электрический мотор мощностью 500 л.с. По-видимому, расчеты показали, что сохранение старого 600-сильного двигателя не даст никаких особых преимуществ, хотя и скажется на размерах и весе всей конструкции.

При движении в надводном положении подлодка типа «D» могла развивать скорость не более 10-12 узлов. Максимальная скорость под водой не превышала 16-18 узлов. Таким образом, по максимальной скорости новые подлодки заметно уступали своим предшественницам. Тем не менее, японским инженерам удалось значительно повысить дальность плавания. При использовании дизельного двигателя и скорости не более 8 узлов на одной заправке топливом можно было пройти до 1000 морских миль. На 16 узлах под водой аккумуляторы обеспечивали дальность на уровне 125 миль. Прочности корпуса хватало для погружения на глубину до 100 м.

Вооружение новой подлодки было заимствовано у старых. В носовой части субмарины располагались два торпедных аппарата калибра 450 мм. Основным вооружением лодок «Корю» были торпеды «Тип 97». Такое могло развивать скорость до 45 узлов и доставлять на дальность до 5,5 км боевую часть весом 350 кг. Торпедные аппараты сверхмалой подлодки были выполнены дульнозарядными. Из-за этого боекомплект субмарины состоял всего из двух торпед. Для перезарядки перед атакой новых целей следовало возвращаться на базу.


Интерьер центрального поста. Фото Ww2db.com

По имеющимся данным, экипаж подлодки «Тэй-Гата» состоял из пяти человек. К командиру, рулевому и мотористу добавили штурмана и торпедиста. Увеличение экипажа привело к необходимости доработок обитаемых объемов, но позволило снизить нагрузку на отдельного подводника. Предполагалось, что пять человек смогут без особого труда работать в течение нескольких суток, время от времени сменяя друг друга. Предполагаемая дальность хода в сочетании с максимальным расчетным временем патрулирования заставила конструкторов обратить особое внимание на физические возможности экипажей.

Центральный пост подлодки типа «D» оснащался всем необходимым оборудованием. Подводники имели возможность следить за обстановкой над водой и в подводном положении при помощи перископа и гидрофонов. Для навигации использовался компас и ряд другого оборудования. На нескольких приборных досках имелся набор различных стрелочных приборов и указателей иных типов. Экипаж мог следить за работой всех систем как по приборам, так и визуально. К примеру, моторист имел доступ к обоим двигателям и мог выполнять все операции по их обслуживанию.

Серийное производство

Несмотря на необходимость проведения массы сложных проектных работ, проект «D» был разработан всего за несколько месяцев. В начале весны 1944 года удалось начать строительство опытной лодки нового типа. Продолжая сложившуюся «традицию», первая лодка типа «Тэй-Гата» получила собственное обозначение «Ха-101». Таким образом, серийная техника должна была получать названия от «Ха-102» и далее. Строительство прототипа продолжалось до мая, после чего его передали заказчику для проведения испытаний.


Недостроенные лодки на одном из заводов. Фото Ww2db.com

Проигрывая предшественницам в максимальной скорости на всех режимах, подлодка «Ха-101» имела ряд важнейших преимуществ. Главным плюсом посчитали значительно выросшую дальность плавания. Возможность преодолевать до 1000 морских миль на одной заправке топливом позволяла выполнять длительное патрулирование прибрежных районов. Кроме того, при правильной организации, новые лодки могли участвовать в вылазках к базам противника. Мощь вооружения в виде двух торпед «Тип 97» еще на стадии предварительных работ посчитали достаточной, из-за чего торпедные аппараты не подверглись доработке.

В силу разных причин испытания первой подлодки затянулись. По имеющимся данным, ее эксплуатация в составе флота началась только в конце мая 1945 года. Тем не менее, могла иметь место передача строевому подразделению опытной лодки, изначально не предназначавшейся для участия в боях. Иными словами, прототип, ввиду дефицита техники, могли в срочном порядке сделать боевой подлодкой.

Серийное строительство подлодок «Тэй-Гата» стартовало летом 1944 года. В программе производства новой техники были задействованы несколько предприятий, но основная масса субмарин строилась на заводе «Мицубиси» в г. Нагасаки и на арсенале в г. Куре. Привлечение нескольких предприятий было связано с объемом заказа. По подсчетам адмиралов, Императорский флот нуждался в нескольких сотнях новых сверхмалых субмарин. По этой причине в рамках заказа новой техники были заключены несколько контрактов с разными заводами.


Подлодка на стапеле. Фото Ww2db.com

До начала сентября 1945 года несколько судостроительных заводов успели изготовить и передать заказчику 115 лодок «Корю». После подписания акта о капитуляции Японии американские военные получили доступ к оборонным предприятиям, где, среди прочего, смогли оценить масштабы строительства сверхмалых подлодок. На момент капитуляции на заводах имелось 496 субмарин типа «D», находившихся на разных стадиях строительства. Таким образом, только при выполнении имеющихся заказов японский флот мог получить более шести сотен единиц новой техники.

Следует отметить, далеко не все обнаруженные на верфях подлодки могли быть достроены. На заключительном этапе войны американская авиация регулярно бомбила японские военные заводы, в том числе и относившиеся к судостроительной отрасли. Некоторое количество бомб «досталось» и сверхмалым подлодкам. Также необходимо вспомнить атомную бомбардировку г. Нагасаки, в ходе которой серьезно пострадал весь город, в том числе и завод, строивший субмарины. Тем не менее, позже на этом предприятии было найдено немалое число вполне целых и пригодных для достройки лодок.

Эксплуатация

Насколько известно, подлодкам типа «D» удалось принять участие только в боях у о. Окинава. По разным причинам Императорский флот так и не получил возможность начать полноценную эксплуатацию подобной техники с целью патрулирования заданных акваторий и атаки кораблей противника. Во время боевой работы у Окинавы подводники понесли заметные потери. В течение некоторого времени подлодки «Тэй-Гата» использовались параллельно с субмаринами типа «C».

В конце января 1945 года шесть подлодок типа «Корю», в том числе «Ха-204», «Ха-207» и «Ха-208», были отправлены на базу, располагавшуюся в гавани Унтен (западное побережье о. Окинава). Было решено отправить субмарины своим ходом, поскольку их дальность плавания позволяла добраться до новой базы. Лодки сопровождались двумя судами, которые при необходимости должны были оказать поддержку. На пути к новой базе произошло столкновение одной из подлодок (предположительно «Ха-208») с судном сопровождения. «Тэй-Гата» повредила оба торпедных аппарата и балластные цистерны. Поврежденную лодку оставили в порту Сасебо, куда флотилия должна была зайти по пути на Окинаву. В феврале ее отремонтировали и в начале марта отправили к месту службы.


Аэрофотоснимок базы в гавани Унтен. Фото Combinedfleet.com

14 марта американские разведчики, базировавшиеся в Австралии, перехватили шифровку японского флота, из которой стало известно о планах по развертыванию сверхмалых подводных лодок. До конца марта из Куре на Окинаву должно было прийти транспортное судно с четырьмя подлодками типа «D» и двумя типа «C». После этого на Окинаве должно было базироваться 18 подлодок двух типов. Еще шесть лодок типа «C» планировалось переправить на новую базу в первой половине апреля.

23 марта самолеты-разведчики с авианосца USS Essex (CV-9) сфотографировали секретную базу японских подлодок в гавани Унтен. В тот же день летчики 83-й авиагруппы атаковали базу и затопили все стоявшие там подлодки. В ходе этого налета были уничтожены только подлодки типа «C». Информация о потерях «Тэй-Гата» отсутствует.

Вечером 25 марта подлодки «Ха-209» и «Ха-210» уходят с базы в гавани Унтен с задачей искать и атаковать корабли противника. На базу они больше не вернулись. Точная судьба этих лодок остается неизвестной. По-видимому, их обнаружили и потопили американские корабли. На следующий день с базы ушла подлодка «Ха-208», однако вскоре ей пришлось вернуться обратно. Вскоре после выхода в море произошла поломка силовой установки, которая не позволяла продолжить выполнение задачи.

1 апреля началась битва за Окинаву, продолжавшаяся почти три месяца. В ходе этого сражения японские подводники несколько раз предпринимали попытки атаковать противника, но им не удалось достичь заметных успехов. При этом несколько рейдов завершились гибелью субмарин. По разным данным, в ходе битвы за Окинаву Императорский флот потерял не менее пяти подлодок типа «Корю». Какие-либо успехи отсутствовали.

Битва за Окинаву оказалась первым и последним крупным сражением, в котором смогли принять участие сверхмалые подлодки типа «D». Ввиду количественного и качественного превосходства сил противника, в первую очередь противолодочной обороны, японские подводники, входившие в экипажи лодок «Тэй-Гата», не смогли в полной мере использовать преимущества, связанные с техническими характеристиками новой техники.


Недостроенные подлодки, осень 1945 года. Фото Ww2db.com

В результате подлодки, которые, как ожидалось, смогут защитить побережье Японии от нападения, не смогли выполнить возложенную на них задачу. Большая часть построенных и переданных флоту субмарин так и не успела принять участие в боях. Некоторое количество этой техники было уничтожено во время бомбардировок и обстрелов баз, на которых они находились. Кроме того, почти полтысячи новых субмарин так и остались в цехах нескольких заводов в недостроенном состоянии. Остававшиеся в строю «Корю» и недостроенные лодки в итоге стали трофеями американцев. Специалисты из США проявили интерес к этой технике, но в итоге дали добро на утилизацию всех захваченных сверхмалых подлодок.

Итоги проекта

С точки зрения успешности проект «D» был весьма похож на предыдущий «C». Целью этих двух разработок было обновление конструкции и оборудования подлодки, направленное на повышение ее характеристик. Действительно, конструкторам удалось выполнить поставленную задачу. В ходе проектных работ они смогли улучшить некоторые параметры и тем самым повысить общий потенциал лодок.

Дальность плавания до 1000 морских миль делала лодки типа «Корю» уникальным типом техники, пригодным для использования в самых разных операциях. Тем не менее, обстановка на фронтах уже складывалась не самым хорошим для Японии образом, из-за чего сверхмалые субмарины приходилось использовать не по прямому назначению. Как результат, результаты боевого применения нельзя назвать выдающимися. За несколько месяцев службы подлодки типа «D» не потопили ни одного вражеского судна. Собственные потери в ходе боев при этом составили не менее 5-7 субмарин. Еще несколько лодок были потеряны в результате бомбардировок.

Нетрудно заметить, что подлодки «Тэй-Гата», появившиеся к середине 1944 года, просто опоздали на войну. Более раннее появление подобной техники в теории могло изменить ситуацию, однако практика оказалась менее приятной для японского командования. Проект сверхмалой подводной лодки «D» пополнил и без того длинный список перспективной техники, которая могла бы изменить ход войны, но не сделала этого.

По материалам сайтов:
http://combinedfleet.com/
http://ww2db.com/
http://ibiblio.org/
http://modelist-konstruktor.com/
http://arsenal-info.ru/
http://navypedia.org/