События в польше 1980. Военное положение в Польше (1981—1983). События, предшествующие введению военного положения в Польше

В 2016 году исполняется 35 лет с того дня, когда в Польше было введено военное положение. Ответственность за эти действия взял на себя руководитель страны – генерал Войцех Ярузельский.

В социалистической Польше руководящая роль принадлежала Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), но в 80-е годы её политическое влияние начало стремительно падать. И способствовало этому оппозиционное антикоммунистическое профсоюзное движение «Солидарность», деятельность которого в стране становилось все ощутимей.

Военное положение многие поляки называли периодом диктатуры. Но в то же время они считали, что Ярузельский сделал единственно правильный выбор, ведь его решение смогло предотвратить гражданское неповиновение, которое обязательно бы закончилось пролитием не только польской, но и русской крови.

События, предшествующие введению военного положения в Польше

Среди социалистических стран Польша никогда не была самой лояльной к коммунистическому режиму. После Второй мировой войны здесь не раз случались общественно-политические кризисы, из которых правительству все же удавалось выводить страну с надеждой на оздоровление общества. Но в 80-е годы обстановка в Польше накалилась до предела: накопился огромный внешний долг, возникли проблемы с продовольствием и предметами первой необходимости, произошло очередное повышение цен на продукты, по стране распространились слухи о коррупции среди представителей высшей власти. Все это привело к созданию в Польше в 1980 году независимого профсоюзного объединения, которое вскоре превратилось в общественно-политическое движение, оппозиционное правящей партии ПОРП. Во главе движения «Солидарность» стоял электрик с гданьской верфи Лех Валенса, вокруг которого и стали группироваться оппозиционные силы. Всего за несколько месяцев крупные польские города имели отделения «Солидарности». Сначала эта организация выдвигала только экономические требования, но затем были потребованы и политические свободы.

В 1980 году положение в стране ухудшилось: с поста генерального секретаря ПОРП ушел Эдвард Герек, Польшу сотрясали забастовки и стачки. В марте 1981 года в стране произошла самая крупная забастовка, участие в которой приняло около миллиона поляков. В октябре 1981 года руководство страной принял генерал Войцех Ярузельский, который сосредоточил всю власть в своих руках. В это же время началась новая волна акций протеста и забастовок. Власть пыталась договориться с оппозицией и провести консультации по политическим и экономическим проблемам, но вскоре стало понятно, что достичь национального согласия не получится. 17 декабря 1981 года «Солидарность» запланировала проведение общенациональной забастовки, генеральная репетиция которой состоялась 11 декабря. В это время на улицах польских городов бастовало тысячи людей.

Руководство страны оказалось перед нелегким выбором: или идти на компромисс с оппозицией, или же применить силовой вариант. А еще польское руководство понимало, что Советский Союз всерьез обеспокоен ситуацией в Польше и, чтобы не допустить развала социалистической системы, он может применить вариант с введением советских войск в страну, а это приведет к широкомасштабным боевым действиям и закончится кровопролитием. Но к счастью поляки смогли справиться сами, и введения советских войск удалось избежать. В это непростое время в Польше нашелся человек, который смог взять на себя ответственность за события, происходящие в стране. И это был генерал Войцех Ярузельский.

Военное положение в Польше в 1981-1983 годах

Все началось в полночь с 12 на 13 декабря 1981 года. Выглянув в окно с утра в воскресенье, поляки были в недоумении – на улицах их городов стояли танки, бронемашины и вооруженные автоматами солдаты, телефонная связь по всей стране была отключена, закрыты аэропорты, в витринах газетных киосков можно было видеть только две проправительственные газеты – «Трибуна люду» и «Жолнеж вольности». Для того чтобы держать ситуацию в стране под контролем, в городах и на крупных предприятиях были назначены более 2 тысяч военных комиссаров. Утром 13 декабря по телевизору к нации обратился глава государства, который строгим голосом сообщал полякам о введении в стране военного положения и о переходе власти к Военному Совету национального спасения.

Буквально в первые часы с момента введения военного положения было арестовано около 3 тысячи активистов «Солидарности» – Валенса, Гвязда, Куронь, Яворский и многие другие. Всего же в Польше за время действия военного положения было интернировано около 10000 человек.

Основными оплотами оппозиции считались судоверфи Гданьска и Щецина, Краковский и Катовицкий металлургические комбинаты, Люблинский автомобильный завод. Именно они первыми были взяты под контроль правительственными силами. Ожесточенное сопротивление властям оказали польские шахтеры, и при его подавлении жертв не удалось избежать — на одной из шахт погибло 9 человек. Это были первые жертвы, всего же за 1,5 года военного положения погибло более сотни польских граждан.

К концу декабря 1981 года были подавлены все антиправительственные выступления. И в 1982 году «Солидарность» вынуждена была перейти к подпольной деятельности, также широко применялись пассивные методы общественного неповиновения.

31 августа 1982 года десятки польских городов охватила протестная акция, кое-где сопровождающаяся уличными боями. Осенью 1982 года проходили манифестации в Варшаве, Гданьске и Кракове. Но в целом активность протестующих пошла на спад, и правительство постепенно стало снижать действие военного режима. В ноябре этого же года был выпущен на свободу лидер «Солидарности» Лех Валенса, а через полгода – 22 июля 1983 года было отменено военное положение.

Оценки событий

Даже спустя 35 лет после введения военного положения польское общество неоднозначно относится к тем трагическим событиям. Одни считают, что это спасло Польшу от гражданской войны, другие уверены, что военное положение продлило агонию коммунистического режима еще почти на 10 лет. Но можно сказать с уверенностью, что именно в те сложные времена родилась польская демократия.

Нарастание кризисных явлений в экономике. Анализ причин общественно-политического и экономического кризиса и декабрьского 1970 г. протеста рабочих привел новое партийное руководство к тем же выводам, что и после событий 1956 г. Единственное отличие заключалось в том, что особый акцент был сделан на непонимании прежним руководством значения научно-технической революции.

Новое руководство страны скорректировало социально-экономическую политику. Оно отменило решение о повышении розничных цен на продовольствие, увеличило минимальную заработную плату, пенсии, пособия многодетным детям, приступило к разработке новой концепции социально-экономической политики. В качестве первоочередной задачи было определено проведение экономической реформы.

Однако очень скоро руководство страны практически отказалось от каких-либо системных изменений в народном хозяйстве. Та же судьба постигла и планы преобразований в системе функционирования государственной власти в соответствии с весьма туманной формулой: партия руководит, а правительство правит.

Используя благоприятную международную обстановку, связанную с подготовкой Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, а также хорошую экономическую конъюнктуру на Западе, польское руководство стало проводить политику активного использования западных кредитов и технологий для модернизации народного хозяйства.

В 1971-1972 гг. также были задействованы внутренние резервы: рост сельскохозяйственного производства в связи с благоприятными климатическими условиями и отменой обязательных поставок. Заработная плата трудящимся существенно повышалась. Все это обеспечило небывало высокий для Польши рост реальных доходов при незначительном увеличении производительности труда. Быстрыми темпами шло перевооружение польской промышленности, увеличивалось число закупаемых на Западе лицензий. В IV пятилетке (1971-1975) среднегодовой прирост промышленного производства составил 10,4 % , национальный доход увеличился на 62 % при плане 38-39 %, прирост сельскохозяйственного производства достиг 22 % при плане 18-21 %, средняя заработная плата возросла на 40 % при плане 17-18 %. Руководство ПОРП заявило, что Польша вступила на этап строительства «развитого социалистического общества».



В середине 1970-х гг. вновь дали о себе знать экономические проблемы. В конце 1974 г. польская задолженность западным странам превысила 100 % стоимости ее экспорта на Запад. Для покрытия долгов стали широко использоваться краткосрочные кредиты, что только отодвигало угрозу банкротства, но не устраняло ее. Государственный долг Польши непрерывно рос и составил к концу 1970-х гг. около 20 млрд дол.

Все более ощутимыми становились проблемы с продовольственным снабжением населения, поскольку единоличные крестьянские хозяйства не получали необходимых государственных дотаций. Стремясь ослабить давление на потребительский рынок, правительство провело в июне 1976 г. резкое повышение цен на продовольствие с незначительной компенсацией заработной платы. Это решение натолкнулось на недовольство рабочих. В 10 воеводствах прошли организованные забастовки протеста, а в Радоме, Плойке и на тракторном заводе «Урсус» под Варшавой рабочие вышли на улицы. Против демонстрантов были брошены подразделения милиции, вооруженные водометами, дубинками и слезоточивым газом. Наиболее активные участники демонстраций были арестованы или уволены с работы. Но выступления рабочих заставили партийно-государственное руководство отказаться от повышения цен.

Результаты V пятилетки (1976-1980) оказались неожиданными. Темпы роста национального дохода, зарплаты упали более чем в восемь раз, промышленного производства - более чем в 2,5 раза. Объем сельскохозяйственной продукции в 1980 г. составил 90 % от уровня 1975 г. В 1979 г. уровень национального дохода государства не только не вырос, но и упал на 2,3 %.

Развитие оппозиционного движения. Со второй половины 1970-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в Польше продолжала ухудшаться, росла социальная напряженность, недовольство руководством страны, разочарование в «реальном социализме», оказавшемся не в состоянии в надлежащей степени удовлетворять материальные и духовные запросы общества. К началу 1980-х гг. страна находилась в преддверии социально-экономического и политического кризисов.

Для развития Польши характерен непрерывный цикл различ­ных кризисов - как общественно-политических, так и социально-экономических, которые впервые в регионе привели к организованному сопротивлению властям не только оппозиционно настроенной ин­теллигенции, но и самых широких трудящихся масс.

До середины 1976 гг. оппозиционность проявлялась в двух формах: диссидентство и умеренная оппозиция. Легальной оппозицией были клубы католической интеллигенции (существовало пять клубов) и действовавшая в сейме депутатская группа «Знак». Легальная оппозиция имела несколько журналов и издательств, среди которых были такие известные, как «Тыгодник повшэхны» (редактор Е. Турович), «Вензь» (редактор Т. Мазовецкий) и «Знак» (редактор Б. Цывиньский).

Формирова­ние независимой от властей общественной деятельности начинает­ся с середины 70-х годов. Июньские события 1976 г. дали толчок деятельности оппозиционно настроенной части интеллигенции. С сентября 1976 г. активно действовал Комитет защиты рабочих (КОР), в состав которого вошли активные участники мартовских студенческих выступлений 1968 г., а также известные писатели, ученые, представители духовенства. Комитет оказывал правовую и материальную помощь арестованным участникам демонстраций, развернул активную правозащитную деятельность. После освобождения из заключения осужденных участников июньских 1976 г. демонстраций комитет продолжил свою деятельность.

В 1977 г. возник Комитет общественной самозащиты (КОС), который объединился впоследствии с КОР. Новый комитет КОР - КОС, среди руководителей которого были Я. Куронь, К. Модзелевский, А. Михник и другие, объединял тех, кто выступал против тоталитарного режима.

Особое внимание в деятельности правозащитных организаций обращалось на рабочую среду. Рабочим читали лекции о «белых пятнах» в истории Польши и польско-советских отношений, разъясняли причины их плохого материального положения, знакомили с ратифицированными Польшей международными конвенциями, касающимися прав трудящихся. Была налажена широкая «самиздатовская» деятельность, для ведения пропаганды широко использовались западная польскоязычная печать и радиостанции.

Во второй половине 1970-х гг. стали появляться и другие оппозиционные организации: Движение в защиту прав человека, Конфедерация независимой Польши, Движение молодой Польши. После избрания в 1978 г. папой римским краковского кардинала К. Войтылы (Иоанн Павел II) начался стремительный рост авторитета католической церкви как идеологической и политической силы, противостоящей режиму. Особенно отчетливо это проявилось во время посещения папой римским Польши в 1979 г.

Экономический и социально-политический кризис 1980 г. Партийно-государственное руководство оказалось бессильным перед надвигавшимся новым глубоким социально-политическим и экономическим кризисом. Летом 1980 г. в Польше в ответ на повышение цен на продовольствие стала подниматься забастовочная волна, вначале под экономическими лозунгами. Своей вершины она достигла в августе, когда забастовали рабочие предприятий Гданьска, Щецина, Силезии.

Рабочие Гданьска 17 августа создали Межзаводской стачечный комитет (МСК), который включал представителей 460 предприятий города. 18 августа были сформулированы и переданы властям требования, состоявшие из 21 пункта. Одним из них явилось право на создание независимых от партии и администрации профсоюзов.

В тот же день состоялось чрезвычайное заседание руководства Гданьска при участии представителя Политбюро ЦК ПОРП С. Кани и командующего военно-морским флотом адмирала Янчишина. Э. Герек официально признал ошибки, пообещал провести реформы и призвал бастующих вернуться на работу. Правительство вынуждено было пойти на подписание с забастовочными комитетами соглашений, которые предусматривали не только удовлетворение экономических требований рабочих, но и право на создание ими независимых от администрации профсоюзов, освобождение политзаключенных, отказ от преследования соратников и экспертов бастующих. Тем самым оно давало согласие на легализацию оппозиционных организаций.

Первая реакция ПОРП на очередной кризис была традиционной: произошла смена партийного и государственного руководства. Первым секретарем ЦК ПОРП был избран С. Каня, много лет проработавший в партийном аппарате, премьером стал Ю. Пеньковский. Но эти кадровые перестановки не оказали заметного влияния на общественные настроения. Инициатива переходила в руки оппозиции.

В ноябре 1980 г. был официально зарегистрирован независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность». К концу 1980 г. в нем состояло около трех млн. человек. Другие профцентры значительно уступали ему по численности. «Солидарность» представляла собой объединение автономных организаций различных регионов страны. Всепольская согласительная комиссия во главе с председателем гданьского межзаводского забастовочного комитета, электриком судоверфи им. Ленина Лехом Валенсой координировала ее действия. Большую помощь ей оказывали известные деятели оппозиции Б. Геремек, Я. Куронь, Т. Мазовецкий, А. Михник, Я. Ольшевский и др.

«Солидарность» с самого начала была преимущественно общественно-политическим, а не профсоюзным движением, объединявшим разнородные силы. В ее ряды в течение короткого времени вступило около девяти млн. человек, из них около одного млн. членов ПОРП (20 % от общей численности партии). «Солидарность» выросла на волне рабочего протеста и в первое время не имела ясных перспектив дальнейшего развития страны.

Опасения перед советской интервенцией заставили интеллектуальный штаб движения выступить с концепцией «саморегулирующейся революции». Концепция предусматривала, что Польша, оставаясь участником советского военно-политического блока, одновременно должна стремиться к внутренней перестройке общественно-политического строя: политическому плюрализму, установлению общественного контроля за деятельностью государства, обеспечению независимости общественных и государственных институтов от ПОРП. Политические притязания «Солидарности» и противодействие им со стороны партийно-государственного руководства страны порождали постоянные, все более острые конфликты. Ситуацию мог разрядить взаимный компромисс, но воли к нему не было ни у одной из сторон.

В сентябре 1980 г. состоялся очередной пленум ЦК ПОРП, внесший очередные изменения в состав партийного и государственного руководства. Вместо Э. Герека пост первого секретаря партии занял С. Каня, а председателем Совета Министров - Ю. Пиньковский. В феврале 1981 г. Пиньковский подал в отставку и на пост председателя Совета Министров ПНР был назначен генерал В. Ярузельский, сохранивший за собой пост министра национальной обороны. В октябре 1981 г. он был избран первым секретарем ЦК ПОРП.

Резкое обострение политического противостояния произошло в декабре 1981 г. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. К этому времени экономика страны уже агонизировала и Польша оказалась на грани голода. В стране назревала революция. Лидер «Солидарности» Лех Валенса потребовал от правительства провести референдум о смене власти и всеобщих выборов в Сейм. 7 декабря 1981г. руководство профсоюза решило создать военизированные отряды. Радикальное крыло в руководстве «Солидарности» взяло курс на открытую конфронтацию с правительством, грозя проведением всеобщей стачки. 12 декабря лидеры «Солидарности» большинством голосов приняли резолюцию, призывающую к свержению правящего режима.

Стремясь предотвратить неконтролируемое развитие событий и угрозу ввода войск государств Варшавского Договора, Госсовет Польши ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в стране. Приостанавливалась деятельность политических партий, общественных организаций и профсоюзов. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Военного совета национального спасения во главе с В. Ярузельским. Во избежание всеобщей стачки все ключевые отрасли, порты и 129 крупных предприятий были переведены на военный режим.

«Солидарность» была запрещена, почти шесть тыс. ее руководителей всех уровней были интернированы. После введения военного положения «Солидарность» была ослаблена, но не разгромлена, постепенно создавались ее подпольные структуры всех уровней. В апреле 1982 г. была сформирована Временная координационная комиссия «Солидарности». В октябре 1982 г. сейм принял решение о роспуске всех профсоюзов и создании новых, строящихся по отраслевому принципу. Надежды на быстрый компромисс между властями и «Солидарностью» не оправдались. Начался период борьбы за легализацию «Солидарности», в ходе которой проходили проверку различные концепции возвращения движения на арену открытой политической борьбы.

Все это время «Солидарность» пользовалась достаточно активной поддержкой католической церкви, а также помощью Запада. В 1983 г. Л. Валенсе была присуждена Нобелевская премия мира. Подпольные структуры получали значительную финансовую и техническую помощь через заграничные представительства «Солидарности», польско-язычные западные радиостанции выполняли информационно-пропагандистскую работу в ее интересах.

Военное положение временно ослабило остроту политического противостояния, но не могло решить проблем страны. Начавшаяся в 1982 г. экономическая реформа, в соответствии с которой деятельность предприятий предполагалось строить на принципах самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, вводилась частичная либерализация внутренних цен, частичная демонополизация внешней торговли, попытки либерализации финансовой системы и формирования индивидуальной оплаты труда, не принесла ожидаемых результатов. Преодолению кризиса мешало введение Западом эмбарго на экономические отношения с Польшей. Продолжала увеличиваться внешняя задолженность страны, росли цены на внутреннем рынке. 31 декабря 1982 г. Государственный совет приостановил действие военного положения, а 22 июля 1983 г. вообще отменил его.

Руководство ПОРП предприняло попытку восстановить свой авторитет и сплотить своих сторонников. С этой целью в октябре 1982 г. через сейм был проведен закон о профсоюзах. По этому закону разрешалась деятельность профсоюзов, признающих руководящую роль ПОРП в строительстве социализма и придерживающихся принципа общественной собственности на средства производства. Однако меры, предпринимаемые партийным и государственным руководством, не приносили ожидаемого результата. В обществе сохранялась напряженность и недоверие к ПОРП.

Со второй половины 80-х гг. реформаторы внутри ПОРП ак­тивизируют поиск новых путей и методов решения польских про­блем. Состоявшийся в июле 1986 г. X съезд ПОРП, по замыслу властей, должен был стать очередным шагом на пути к «нормали­зации». Но для настоящего перелома, каким могло быть призна­ние за оппозицией статуса участника возможных переговоров, коммунисты еще не были готовы. Однако процесс постепенного ослаб­ления авторитаризма, обусловленный отчасти изменениями меж­дународной ситуации, тем не менее, уже давал о себе знать. Оче­видной становилась его связь с событиями в СССР, где во второй половине 80-х гг. происходили кардинальные перемены. Важным в этом аспекте стал третий визит в Польшу в июне 1987 г. папы Римского, который поддержал оппозицию и помог «Солидарности» обрести второе дыхание.

В 1986-1987 гг. позитивные процессы в экономике приостановились, попытки проведения реформ в начале 1980-х гг. не дали положительных результатов. ЦК ПОРП и правительство в 1987 г. решили пойти на углубление реформ экономической и общественной жизни. Предусматривалась реорганизация центральных органов управления, восстановление рыночного равновесия за счет повышения цен, создание рынка средств производства, предметов потребления, капиталов, рабочей силы. С целью заручиться поддержкой населения при реализации реформы в ноябре 1987 г. был проведен референдум.

Поражение на референдуме в ноябре 1987 г. стало переломным моментом для властей Польши. Задуманные реформы не получили необходимой поддержки. Началось падение престижа государственного и партийного руководства.

Подготовка и проведение «круглого стола». К 1988 г. стала очевидной неспособность правительства вывести страну из кризиса. В апреле 1988 г. произошел буквально взрыв забастовок, ставший неожиданностью как для властей, так и для оппозиции. Рабочие требовали не только повышения заработной платы, но и легализации «Солидарности». В августе этот лозунг в требованиях бастующих вышел на первый план. Все по­пытки «обновления социализма», его реформирования в 1980-х гг. лишь модифицировали политическую и экономическую систему советского типа, не вызвав радикальных перемен. Однако именно в 1980-е гг. эта система достигла максимально возможного в ее рамках уровня политической либерализации, а экономическая ре­форма явилась своеобразным этапом перехода к системе свобод­ных цен.

В условиях обострения ситуации в стране власти вынуждены были пойти на переговоры с той частью руководства «Солидарности», изъявивших к этому готовность, а с конца августа 1988 г. началась подготовка заседаний «круглого стола». Идея проведения заседаний «круглого стола» сталкивалась с противодействием как со стороны радикального крыла в «Солидарности», так и консервативной части партийно-государственного руководства. Лишь в середине января 1989 г. группе партийных реформаторов, в состав которой входили руководитель партии В. Ярузельский и премьер-министр М. Раковский, удалось провести на пленуме ЦК ПОРП резолюцию о политическом и профсоюзном плюрализме.

На состоявшемся в декабре - январе 1989 г. X пленуме ЦК ПОРП партийные реформаторы с трудом сумели провести резо­люцию о профсоюзном иполитическом плюрализме, что давало шанс мирного, лишенного элементов насилия, перехода к прин­ципиально новой фазе политического развития. В то же время это решение вызвало усиление радикализма у той части оппозиции, которая была против переговоров и соглашения с коммунистической властью. Тем не менее, путь к соглашениям был все же открыт.

Заседания «круглого стола» проходили с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В них принимали участие ПОРП совместно с Объединенной крестьянской партией, Демократической партией, Всепольским соглашением профсоюзов, нелегальная оппозиция (Л. Валенса) и известные деятели демократической оп­позиции (Б. Геремек, Я. Куронь, А. Михник, Т. Мазовецкий, А. Стшембош), представители епископата. Повторная регистрация «Солидарности» состоялась 17 апреля 1989 г.

«Круглый стол» проходил с 6 февраля по 5 апреля 1989 г. В числе его важнейших итогов были решения о проведении досрочных парламентских выборов и введении президентского поста, о создании в парламенте второй палаты - сената, а также о разделе мандатов между различными политическими силами в сейме.

Итогом переговоров явился сценарий, предполагавший проведение многопартийных выборов, в которых планирова­лось участие на конкурентной основе свободно созданных полити­ческих партий. Кроме того соглашениями предусматривалось участие оп­позиции в Сейме в намеченном объеме (35 %), полностью кон­курентные выборы в Сенат, формирование коалиционное правительство во главе с представителем ПОРП, создание поста президента, га­рантирующего политическую стабильность.

Следовательно, наме­чался эволюционный путь изменения политического строя и эко­номической системы. Также были согласованы основные принци­пы и условия реализации новых решений: политический и проф­союзный плюрализм, свобода слова, демократический путь фор­мирования государственной власти, независимость судов, рабочее и территориальное самоуправление. В целом принятые постановления означали слом монопольной власти ПОРП и открывали путь к падению старой системы.

Начало структурной перестройки польского общества. На рубеже 1989 - 1990 гг. произошли существенные изменения в расстановке политических сил. Осенью 1989 г. была подготовлена программа основных перемен в экономике и сфере отношений соб­ственности (автор - вице-премьер Л.Бальцерович) , в которую были заложены полная либерализация рынка, коренная привати­зация и стабилизация злотого. Сейм на основе этой программы принял 10 ключевых законов, коренным образом изменивших всю экономическую систему страны. Реализация плана началась с ян­варя 1990 г. Огромную роль в поддержке реформ сыграло реше­ние Парижского клуба о сокращении на 50 % польского долга; МВФ предоставил Польше 1 млрд. долларов, из которых был со­здан стабилизационный фонд.

Первый этап в осуществлении программы структурной перестройки начался 7 апреля 1989 г. с внесения поправок в конституцию страны 1952 г. К наиболее существенным изменениям можно отнести: 1) создание вместо однопалатного Сейма двух органов законодательной власти - Сейма и Сената, образующих вместе Национальное собрание, которое имеет, в частности, право изби­рать президента страны; 2) ликвидация Государственного совета и введение поста президента; 3) подчинение правительства как президенту, так и парламенту; 4) обеспечение влияния президента на деятельность Сейма - право роспуска в определенных случаях парламента. В декабре 1989 г. из Кон­ституции были изъяты статьи об общественно-экономическом строе социализма и социалистическом государстве, ликвидирована статья 3, закреплявшая руководящую роль компартии. Появились положения, отражавшие конституционные стандарты современных де­мократий: принципы верховенства народа, демократического пра­вового государства и политического плюрализма.

После завершения работы «Круглого стола» в центре внимания ПОРП, союзнических партий и оппозиции оказалась подготовка к парламентским выборам. В верхнюю палату - сенат - проводились свободные выборы, в нижней палате - сейме -- 38 % мест было зарезервировано за кандидатами от ПОРП, лидер которой должен стать президентом страны. Вместе с союзными партиями коммунисты получали 65 % мест. Оставшиеся 35 % мест отводились независимым кандидатам, а фактически «Солидарности».

Два тура выборов в парламент, прошедшие в июне 1989 г., принесли оппозиции неожиданный для нее успех. Она провела практически всех своих кандидатов в сейм и сенат уже в первом туре. На совместном заседании сейма и сената 19 июля президентом страны был избран В. Ярузельский. Это стало возможным только потому, что 11 депутатов от «Солидарности» не участвовали в голосовании. Победив формально, В. Ярузельский понес моральное поражение.

После президентских выборов начались длительные поиски политической формулы правительства. Его состав определился только 17 августа 1989 г. О своей готовности войти в новое правительство заявили «Солидарность» и бывшие союзники ПОРП - ОКП и СД. Премьер-министром стал видный деятель светских католиков Т. Мазовецкий. ПОРП впервые за всю свою историю лишилась привычной для нее роли правящей партии.

Со второй половины 1989 г. произошли значительные перемены в политической жизни Польши, появилось много новых партий, происходила трансформация уже существовавших. В январе 1990 г. состоялся последний, XI съезд ПОРП, принявший решение об ее самороспуске.

Было изменено название государства - с Польской Народной Республики на Республику Польша, орлу на государственном гербе была возвращена корона. В сентябре 1990 г. принят закон о выборах президента Республики Польша (РП), которыйотныне должен избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах.

Произошедшие в 1989 г. изменения в политической жизни страны свидетельствовали об отказе от советской модели социализма и начале демократических преобразований в Польше.

Начало политических трансформаций. 1956 год стал поворотным для Польши. Даже относительно жёсткий авторитарный режим не смог переломить польские политические традиции и политическую идентичность, в основе которой лежала идея о полной независимости страны и о возможности выбора собственного пути развития. Начался период, который характеризовался чередованием тенденций либерализации и реакции. Правительство Гомулки провело ряд реформ: кооперативизация стала добровольной, было распущено большинство кооперативов, землю возвратили крестьянам-единоличникам, в экономике была допущена ограниченная частная инициатива, было смягчено давление на прессу, рабочие получили возможность участвовать в управлении предприятиями, улучшились отношения с католической церковью. Однако уже в конце 1950-х годов сопротивление партийных кругов существенно нивелирует результаты реформ. В стране вновь усилилась цензура, началась антирелигиозная кампания и кампания против фермерских хозяйств, производственное самоуправление практически ликвидировано. В 1968 году были подавлены студенческие выступления, Польша приняла участие во вторжении войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В 1970 году власти силой подавили волнения рабочих в Гданьске, Гдыне и Щецине, что привело к жертвам (около 70 убитых и 1 000 раненых). Гомулка был вынужден уйти в отставку. Из Польши эмигрировало большое число представителей интеллигенции.

После подавления волнений власти вновь были вынуждены идти на компромиссы. Правительство Эдварда Терека нормализовало отношения с католической церковью

и сделало акцент на социальной составляющей развития экономики — строительстве жилья, повышении зарплат и тому подобного. Одновременно Герек стремился модернизировать польскую промышленность, усилив в ней экспортную составляющую. Чтобы финансировать все эти программы, правительство пошло на финансовые заимствования у капиталистических стран. Вернуть долги не удалось, и в середине 1970-х годов в Польше начался экономический кризис. Социальные проблемы в 1976 годов вновь привели к волнениям рабочих. Аресты активистов рабочей оппозиции вызвали возмущение оппозиционно настроенной интеллигенции, которая для защиты трудящихся создала в 1978 году Комитет общественной самообороны (КОС), ставший организационным ядром оппозиционных сил. Большое значение для роста национально-окрашенных оппозиционных настроений имело избрание в 1978 году Папой Римским поляка Кароля Войтылы — Иоанна Павла II, который совершил триумфальный визит в Польшу. В 1980 году в результате роста цен на потребительские товары начались самые массовые выступления трудящихся, которые создали рабочие забастовочные комитеты и единый Межзаводской комитет, одним из руководителей которого стал рабочий Гданьской верфи Лех Валенса. Комитет выдвинул властям 22 экономических и политических требования, которые включали в себя не только повышение зарплат и снижение цен на продукты, но и права на независимые профсоюзы и забастовки. Забастовщики получили поддержку со стороны оппозиционной интеллигенции из КОС (преобразован в КОС-Комитет защиты рабочих — КОС-КОР). Правительство вынуждено было вступить с рабочими и их консультантами в переговорный процесс, в результате чего в августе 1980 года большинство требований оппозиции было удовлетворено, а в сентябре Терека сменил Станислав Каня.

Добившись уступок, оппозиция усилила давление на режим. Рабочие в массовом порядке выходили из государственных профсоюзов и вступали в независимый профсоюз «Солидарность», который возглавил Валенса. Забастовки парализовали экономику. В сентябре 1981 года «Солидарность» выступила с сенсационным призывом к рабочим Восточной Европы создавать свободные профсоюзы и вести борьбу за свободу. «Солидарность» требовала введения производственного самоуправления работников, а в декабре поставила вопрос об участии в выборах, угрожая тем самым монополии ПОРП на власть. Более радикальная националистическая организация Конфедерация независимой Польши выступала против СССР.

12 октября 1981 года ПОРП возглавил министр обороны Войцех Ярузельский. 13 декабря 1981 года Ярузельский ввёл в Польше военное положение. Руководство страной перешло от гражданских органов власти к Военному совету национального спасения. Лидеры «Солидарности» арестованы. Польша получила кредиты от Советского Союза, что позволило несколько улучшить экономическое положение. Ситуация на время стабилизировалась. В 1983 году было отменено военное положение, а затем объявлена политическая амнистия. В то же время «Солидарность» продолжала функционировать нелегально.

События 1980-1983 годов привели к тому, что «Солидарность» отказалась от сотрудничества с властями — сосуществование режима и оппозиции стало уже невозможно. При этом власти не смогли добиться полного устранения политического конкурента, опасаясь общенациональной смуты, тогда как оппозиция увеличила своё влияние.

Единственным средством решения проблемы было проведение экономических реформ, которые бы повысили жизненный уровень и снизили социальную напряжённость. Однако попытки проведения реформ правительством Ярузельского в середине 1980-х годов натолкнулись на сопротивление собственной бюрократии.

Перестройка в СССР дала импульс к переменам во всей Восточной Европе, в том числе и в Польше. Экономический кризис, разразившийся в 1988 году, вновь вывел рабочих на забастовки. Правительство вступило в переговоры с Валенсой. Было достигнуто соглашение о прекращении забастовок в обмен на легализацию «Солидарности» и либерализацию режима. К этому времени лидеры «Солидарности» перешли от идей «демократического социализма», которые выдвигали в 1980-1981 годах, к либерализму.

Проведение переговоров в 1989 году между представителями оппозиции и режима осуществлялись в рамках так называемого «круглого стола» политических партий и общественных организаций. «Круглый стол» стал основным источником легитимного изменения режима. Кроме того, «круглый стол» задумывался как инструмент реформирования, а не устранения режима. Переговорный процесс значительно снизил потенциал конфликта между оппозицией и режимом, что способствовало мирной и, главное, относительно легитимной трансформации политической системы.

В результате соглашения, достигнутого в апреле 1989 году на «круглом столе» ПОРП, «Солидарностью», католической церковью и др. организациями, «Солидарность» получала возможность принять участие в ограниченных выборах в Сейм, а Ярузельский становился президентом ПНР. Кроме того, официальный статус обрела католическая церковь, стала преодолеваться монополия ПОРП в СМИ. Руководство СССР, на волне перестройки и потепления отношений с США и НАТО, не препятствовало происходящим в Польше процессам.

Парламентские выборы 4 июня 1989 года завершились триумфом «Солидарности» — созданный ею Гражданский комитет победил во всех округах, где проводились выборы (часть мест была зарезервирована за ПОРП и её союзниками). 24 августа на сторону «Солидарности» в Сейме перешли Демократическая и Крестьянская партии, ранее находившиеся в подчинённом положении у ПОРП. Эта коалиция избрала главой правительства лидера католической фракции «Солидарности» Тадеуша Мазовецкого. В июле 1990 года Мазовецкий вывел из состава правительства всех коммунистов, а Ярузельский ушёл в отставку.

«Золотой век» 1970-х годов обернулся в Польше экономическим крахом и военным положением

6 сентября 1980 года, 35 лет назад, Пленум ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) снял с поста Первого секретаря Эдварда Герека (на фото слева) . Формально это объяснили тяжелым состоянием здоровья (он и впрямь перенёс инфаркт), однако, главной причиной смены руководства стали массовые забастовки, вспыхнувшие в августе. Герек оказался не способен справиться с лавинообразным нарастанием протеста.

Первым секретарём стал Станислав Каня - сторонник политического лавирования (раньше он придерживался жёсткой линии). А дальше было обострение политического кризиса, которое окончилось введением военного положения в декабре 1981 года.

Возникает вопрос: как же всё дошло до такого? Ведь в 1970-е годы Польша переживала бурный экономический рост, входя в десятку ведущих промышленных стран мира. Её вклад в мировое промышленное производство составлял 2, 5 %, при том, что население составляло 0, 8 % от всего населения планеты.

Хрущевская атака на Польшу

Вину за произошедшее обычно возлагают на «командно-административную» модель, присущую «тоталитарному коммунизму». Безусловно, бюрократические искажения социализма сыграли свою роль. Однако важнейшей причиной кризиса стал крен в сторону Запада, который происходил под знаменами «польского пути к социализму».

Началось всё после смерти Сталина. Хрущёвское руководство ослабило свой контроль над руководством восточноевропейских компартий. И сделало оно это не из соображений прагматического характера, которые были бы вполне оправданы (действительно, страны социалистического лагеря окрепли, и нужна была некоторая децентрализация).

Нет, это была обычная политическая слабость, помноженная на амбициозность Хрущева, которую правильнее было бы назвать самодурством.

Хрущев терял нити управления, однако вёл себя как некий единоличный диктатор, подчиняющий себе все «братские» партии и правительства. В 1960-е годы он даже вынашивал планы присоединения к СССР Болгарии и Монголии. Под конец своего, мягко говоря, экстравагантного правления Никита Сергеевич даже возжелал ввести, на официальным уровне, арбитраж СССР - в случае территориальных споров между различными соцстранами. То есть Хрущев только раздражал руководителей других компартий, которые пытались, так или иначе, дистанцироваться от СССР.

И в отношении Польши его пресловутый волюнтаризм проявился в полной мере. Почти сразу же после прихода к власти Хрущёв попытался добиться снятия с поста председателя ЦК ПОРП авторитетного Болеслава Берута. Его планировалось освободить от партийного руководства, оставив на посту Председателя Совета министров Польской Народной Республики (ПНР), а руководителем партии сделать Эдварда Охаба. Однако II съезд ПОРП (март 1954 года) пошёл наперекор Хрущеву, и Берут остался во главе партии (в качестве Первого секретаря). Председателем же Совмина стал Юзеф Циранкевич.

Берут руководил ПОРП недолго. В марте 1956 года он умер в возрасте 64 лет. Смерть его сочли странной, и её обстоятельства связали с пребыванием в Москве на XX съезде КПСС (февраль 1956 года).

Первый секретарь ЦК Албанской партии труда (АПТ), яростный оппонент «ревизионистов» Хрущева и Брежнева Энвер Ходжа, вообще, практически открыто указывал на странные смерти восточноевропейских лидеров «сталинской когорты»: «Сразу же после смерти Сталина умер Готвальд. Странная, скоропостижная смерть! Тем, которые знали Готвальда, никогда не могло и в голову прийти, что тот здоровый, сильный и живой мужчина умрет... от гриппа или простуды, схваченной, дескать, в день похорон Сталина... Готвальд, старый друг и товарищ Сталина и Димитрова, скоропостижно умер. Это событие огорчило, но и удивило нас. Позднее последовала - столь же скоропостижно - смерть товарища Берута, не говоря уже о более ранней смерти великого Георгия Димитрова. И Димитров, и Готвальд, и Берут нашли смерть в Москве. Какое совпадение! Все трое были товарищами великого Сталина»! («Хрущевцы»).

Либеральный поворот Гомулки

Хрущевский натиск, оказавшийся на удивление слабым, тем не менее, вызвал возмущение в Польше, которое подогревали и ошибки, допущенные в ходе «социалистического строительства». И вот этим самым возмущением (как и в Венгрии) воспользовались силы, мечтавшие дистанцироваться от СССР и сблизиться с Западом. (Масла в огонь подлили и рабочие волнения в Познани.)

Они сделали ставку на Владислава Гомулку, видного партийно-государственного деятеля, подвергшегося опале в конце 1940-х годов. Тогда он, ещё до объединения коммунистов и социалистов в рамках ПОРП, был Генеральным секретарем коммунистической Польской рабочей партии (ППР).

В отличие от президента Берута, стоявшего на совершенно чётких просталинских позициях, Гомулка придерживался своеобразных взглядов на перспективы строительства социализма в ПНР, выступая за особый, «польский путь».

Гомулка был против национализации всей крупной промышленности и масштабной коллективизации, предлагал дружить с Костёлом. Именно его и сочли весьма подходящей фигурой для реформирования страны в «либерально-коммунистическом» направлении. В октябре 1956 году прошёл Пленум ЦК ПОРП, на котором Гомулку сделали Первым секретарем. К слову, Москва была против этого, но Хрущева опять не послушались.

Многие одобрительно высказываются по поводу преобразований, осуществленных при Гомулке. Дескать, молодец, уж коллективизацию точно не надо было проводить. Однако тут необходимо сделать некоторые пояснения. В Польше существовал огромный частный сектор, в рамках которого 14 млн га (из 20 млн га общего земельного фонда) находилось в распоряжении 3 млн единоличных крестьянских хозяйств. И, в большинстве своём, это были мелкотоварные хозяйства, чья эффективность, в условиях индустриального общества, крайне низка. Отзывы игроков 1xSlots Casino https://1xslot.ru/1xslots-casino-otzyvy/ Мелкие хозяйства с трудом приобретают и осваивают современную сельскохозяйственную технику, та же беда у них - с кредитами и удобрениями. На хваленом Западе, к слову, процветают крупные агрохозяйства - государственные, частные или кооперативные. А вот фермеры, как говорится, в пролёте, что и подтверждается их регулярными акциями протеста. В Польше эта вот мелкотоварность тоже сказывалась на конечном результате.

Сельское хозяйство находилось на довольно-таки низком уровне, даже и в «золотой век» польского социализма, в 1970-е годы. Польша импортировала зерно, причем 40% всех потребностей животноводства удовлетворялось за счёт зарубежных кормов. Крестьянские хозяйства находились на дотации. И если на производство продуктов питания в 1975 году выделялось 51 млрд злотых, то уже через пять лет эта цифра составила 170 млрд. Понятно, что продолжаться такое иждивенчество могло до поры до времени, пока сохранялась благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура.

В области управления промышленностью произошла частичная децентрализация. Предприятия получили несколько большую самостоятельность, были предприняты меры по повышению материальной заинтересованности. Например, формировались специальные фонды выплаты премиальных. На предприятиях создавались органы рабочего самоуправления, которые, впрочем, были довольно-таки быстро подмяты администрацией.

Преобразования коснулись и политической сферы. Так, была введена новая избирательная система, предполагающая соревновательность кандидатов. Во всех округах их количество могло быть на треть больше, чем самих мандатов. Усилилась роль парламента (сейма), который сосредоточил в своих руках почти всю законодательную деятельность. Активизировалась деятельность двух некоммунистических партий - Объединенной крестьянской и Демократической. С целью консолидации разных общественно-политических сил был создан Фронт единства народа. Стали проводиться оживленные дискуссии в СМИ.

Наконец, в 1957 году заключили соглашение между государством и католической церковью, которая признала победу социализма (но, в дальнейшем, неоднократно поддерживала оппозицию).

Всё это необычайно воодушевило разнообразных диссидентов. Один из ведущих оппозиционеров, сыгравший важную роль в событиях 1980-1981-х гг., Адам Михник признавал: «Все мы - дети октября 1956 года, когда к власти вернулся Владислав Гомулка, а все последующие события берут свое начало в тогдашнем антитоталитарном порыве». Потирали руки и на Западе, небезызвестный Збигнев Бжезинский писал: «Успешные попытки Гомулки взять власть и удержать ее в своих руках укрепили Соединенные Штаты в их уверенности, что осторожное оказание экономической помощи и развитие культурных контактов с Польшей могли бы поддержать стремление этой страны к независимости...».

Позже, уже в 1978 году, он даст руководству США такие рекомендации: «Наиболее перспективной тактикой в настоящее время является не немедленное уничтожение коммунизма, а применение определенных средств, преследующих целью укрепить оппозицию и ослабить таким образом коммунистическую партию... Соглашения между США, их союзниками и Польшей должны быть направлены на укрепление зависимости Польши от Запада в области финансов, экономики, снабжения продуктами питания. Через незначительный промежуток времени начнет возрастать количество поляков, считающих, что только поддержка Запада является гарантией благополучия и прогресса... Следует разжигать в поляках антисоветские и антирусские настроения... На политических руководителей следует влиять таким образом, чтобы они заняли умеренную позицию в отношении диссидентов и выработали приемлемый вариант диалога с общественностью. В этом созданном политиками, профсоюзными деятелями, средствами массовой информации и отвлекающими маневрами климате наши действия должны способствовать дестабилизации обстановки в Польше. В этих условиях в партии возникнет смятение, а оппозиция приобретет новых сторонников».

Во времена Гомулки Польша получила солидную американскую помощь. Только в 1957-1963 гг. Штаты предоставили ей 900 млн долл. При этом, активно воздействовали на молодёжь. Вот, ярчайший пример: обмен студентами между ПНР и США в пять раз превышал соответствующий между ПНР И СССР.

Сторонники «жёсткой линии».

Надо сказать, что либерализация встретила активное неприятие части партийных руководителей, стоявших на позициях последовательного сталинизма. Наиболее жёстким оппонентом Гомулки был Казимеж Мияль, возглавлявший аппарат Совмина. В 1964 году он и его сторонники, были выведены из ЦК. Однако это их не остановило, и в 1965 году сталинисты-диссиденты основали подпольную Коммунистическую партию Польши (КПП). А год спустя Мияль эмигрировал в Албанию, откуда и пытался руководить сталинистским подпольем, которое пользовалось финансовой поддержкой Тираны и Пекина. Он эволюционировал к маоизму (не отказываясь от сталинизма) и даже перебрался в КНР. Во время политического кризиса Мияль вернулся в ПНР, где был арестован режимом Войцеха Ярузельского и провёл несколько месяцев в тюрьме. До конца своих дней (а умер он накануне собственного столетия) Мияль оставался верным своим взглядам - оправдывал Сталина и Берута, ругал Горбачева и перестройку, выступал против вступления в ЕС.

Была, впрочем, и другая, несколько более умеренная фракция сталинистов, которую называли «фракцией партизан» (формально фракции были запрещены). Она объединяла участников партизанской борьбы и возглавлялась генералом Мечиславом Мочаром. Участники группы исповедовали культ «войны и победы», соединяли сталинизм и польский национализм. Они активно противодействовали всем попыткам либерализации. На пике своей политической карьеры Мочар стал секретарем ЦК и членом Политбюро ЦК ПОРП. Однако рабочие волнения 1970 года, во время которых генерал занял жёсткую позицию, вынудили его уйти в отставку. Впрочем, туда же отправился и «либеральный» Гомулка.

«Золотой век» Герека

На смену Гомулке пришёл Э. Герек, возглавлявший «катовицкую группу» (свою популярность в партии он обрел как секретарь Катовицкого воеводского комитета ПОРП). Новый руководитель был из рабочих, будучи в эмиграции, он 18 лет отработал на бельгийских и французских шахтах, что серьезно сказалось на его здоровье. К своим бывшим братьям по классу Герек относился трепетно и до начала кризиса всегда умел находить общий язык. Он, вообще, обожал разъезжать по стране и общаться с простым народом - в отличие от того же Гомулки, который был кабинетным руководителем.

Герек считал важнейшей задачей подъем материального благосостояния в условиях ускоренной, широкомасштабной модернизации. И здесь ему удалось многое, его политику считают в высшей степени социальной.

К слову, согласно нынешним социологическим опросам, 56 % поляков считают время правления Герека эпохой экономического процветания.

При нём была существенно повышена заработная плата, установлены пенсии по старости для крестьян, повышены пособия для рожениц (а сам декретный отпуск увеличен с 12 до 18 месяцев). Разнообразные пенсии, стипендии и пособия выросли на 94 %.

Надо отметить, что Герек подчёркнуто проявлял заботу о рабочем классе, и вообще, о «низах». Так он повысил срок отпуска работников физического и умственного труда до срока чиновников. По картам металлургов, горняков, учителей были введены отраслевые привилегии - право на раннюю пенсию, отдых в бесплатных или доступных заведениях, десятилетнее обучение и жилье.

Результаты, что и говорить, оказались впечатляющими. Произведенный национальный доход рос, в среднем, на 9,8%. Промышленное производство возрастало на 14 %. Рост потребления составил 8, 7 %, реальные доходы населения - 7, 9 %, а заработная плата - 6, 0%. Физические лица освободили от подоходного налога. В ПНР граждане получили возможность открывать валютные счета в Национальном банке, чего они были лишены в других социалистических странах. Потребление изменилось в пользу мяса и мясных изделий. Рынок стремительно насыщался бытовой техникой - телевизорами, холодильниками, радиоприемниками. В 1970-х гг. количество личных автомобилей увеличилось с 450 тыс. до 2,3 млн. Наблюдался и грандиозный жилищный бум.

Однако всё это процветание обеспечивалось за счёт экономических связей с Западом. Возьмём, к примеру, обновление половины всего машинного парка страны. Оно стало возможным только благодаря импорту современных машин (и даже целых промышленных объектов) из развитых капиталистических стран. Сплошь и рядом подобные закупки осуществлялись в кредит, и сами кредиты текли в страну мощным, казалось бы, неиссякаемым потоком. А готовая продукция должна была поставляться в страны-кредиторы - в счёт уплаты долга.

И это ещё полбеды. Очень многие закупки были совершенно ненужными и не приносили никакой пользы. Уже после того, как было установлено военное положение, В. Ярузельский отмечал: «Зачастую нам продавались устаревшая технология и уже изъятые из западной промышленности лицензии. От нас требовали завышенных процентов за кредиты... Покупались лицензии, которые вообще не удалось реализовать, а также такие, которые дали бы худший и более дорогой продукт, чем польская промышленность. Подобным же образом обстояло дело с импортом. За валюту покупались элементарные компоненты для производства, которые можно было производить в стране. Покупались зубной порошок, бечевка для сноповязалок, зонтики, охотничьи патроны и т.д. и т.п.»

При этом Герек воздерживался от какой-либо конфронтации с СССР. Он лавировал, предпочитая, как ласковый телятя из поговорки, сосать двух маток. И от нас ему удалось «высосать» очень многое. Так, уже в 1971 году Герек посетил Москву, где плакался Л.И. Брежневу о тяжелом положении ПНР и подчеркивал, что помощь Польше необходима не только ей, но и всему социалистическому содружеству. Его мольбам вняли, Москва согласилась поставить новые материальные ресурсы, дать очередные кредиты и расширить польский экспорт. Но, самое главное, Польша получила новые заказы на строительство судов на польских судоверфях, которые, между прочим, были в то время нерентабельными. Сам Герек и тогда, и в следующие свои встречи с советскими руководителями, вёл себя очень дружелюбно, не допуская и намёка на конфронтацию. А ведь ему пытались (пусть и мягко) указать на «негативные моменты» - например, на чрезмерную активность католической церкви и откровенно антисоциалистических элементов. «Дорогому товарищу Эдварду Гереку» рекомендовали подправить ситуацию, на что он улыбался и обещал «подумать».

А между тем времени на раздумья оставалось всё меньше, ситуация становилась всё сложнее и сложнее. «К концу 70-х годов в Польше насчитывалось около сорока подпольных контрреволюционных организаций, - отмечает В. Глебов. - Их первенцем стал КОС-КОР («Комитет общественной самообороны - Комитет защиты рабочих») - знаменитая организация, учрежденная в 1976 году после подавленных властями забастовок в Радоме и мало-помалу взявшая на себя функции координационного центра всей оппозиционной активности.

Затем неофициальные объединения стали расти как грибы: «Студенческий комитет солидарности», «Движение молодой Польши», «Конфедерация независимой Польши» и, наконец, «Комитет свободных профсоюзов», из которого, собственно, и выросла десятимиллионная «Солидарность».

Изрядными тиражами выходили неофициальные издания («Poботник», «Братняк» и десятки других). Hе следует забывать и той громадной роли, которую играла в жизни польского общества католическая церковь. К концу 70-х годов она насчитывала свыше 20 тыс. ксендзов (один ксендз на 1750 человек населения), 14 тыс. костелов (в два раза больше, чем в 1937 г.), 2400 женских и 500 мужских монастырей... Помимо католического университета в Люблине и теологических факультетов при университетах Варшавы, Кракова, Познани и Вроцлава, в стране насчитывалось 45 высших и средних духовных семинарий. Издавалось 60 римско-католических периодических изданий. Легально действовали многочисленные религиозные ордены, разветвленная сеть клубов католической интеллигенции, общество светских католиков... Католическая церковь, имевшая свои счеты с социалистической идеологией, с сочувствием относилась ко всякой оппозиции социалистическому строю внутри страны.

Как же так получилось, что в социалистической стране действовало столько контрреволюционных организаций? Куда смотрела партия и польская госбезопасность? Hеужели ответственные польские деятели не видели скрывавшейся тут опасности? Конечно же, видели. Hо сидя в уютных барах, попивая каву и мартель, они уверяли советских товарищей: «Всех наших доморощенных «ниспровергателей режима» мы можем накрыть одной шапкой. Hо не хотим ссориться из-за такой мелочи с Западом. Hам нужны кредиты, а американцы ставят условие: деньги будут, но только в обмен на терпимость, а еще того лучше - прогресс в области прав человека... Так что пусть шумят, читают лекции, учреждают свои комитеты... Рабочему классу Польши нужны не эти горлопаны, а хорошая жизнь». («Польские события конца 1980-х годов").

Конец сладкой жизни

Однако хорошая жизнь уже подходила к своему завершению. Внезапно, к большому изумлению руководителей ПОРП, западные страны стали отказываться от готовой польской продукции. Это мотивировалось как невысоким её качеством, так и затоваренностью собственных рынков. Получалось следующее - сбыт тормозился, а общая сумма валютного долга продолжала расти.

А на Западе ещё взяли, да и резко повысили учётные ставки - проценты на кредиты. И первыми это сделали американцы, которые мягко стелили еще с конца 1950-х годов, но спать стало жёстко уже в конце 1970-х.

В 1979 году внутренняя задолженность ПНР составляла уже 11 млрд долл. И в следующем году страна была вынуждена выплатить 7, 6 млрд долл. Накануне же военного положения долги выросли аж до 25,5 млрд долл.

В конечном итоге не оправдала себя и активная инвестиционная политика. «В первой половине 1970-х годов инвестиции в польскую экономику увеличились на 80%, - пишут Н.И. Бухарин и И.С. Яжборовская. - Но уже в 1974 г. проявились первые симптомы перегрева инвестициями польской экономики, огромного перенапряжения народного хозяйства капитальными вложениями. Преобладало капитальное строительство с длительным циклом. В результате наступило чрезмерное расширение его фронта. Вместо того чтобы снижать темпы роста капитальных вложений, доходов населения и внешней задолженности и тем самым сохранить равновесие, капитальные вложения бесконтрольно увеличивались, реализовалась программа повышения заработной платы, ранее намечавшаяся только на следующую пятилетку. Производительность труда отставала от темпов роста доходов». («Эдвард Герек - от курса на социальную справедливость к экономическому кризису»).

Подъём сменился упадком. В 1976-1978 гг. темпы роста национального продукта уменьшились с 6, 8 до 3, 0%. Уже через год стал наблюдаться спад (2, 3 %) - впервые в истории ПНР. А в 1980 г. этот спад достиг 5, 4%. «Экономического чуда» не вышло, на смену тучным приходили тощие года. Герек попытался выйти из положения путем затягивания поясов. В 1976 году он пошёл на повышение цен, что вызвало массовые рабочие волнения. (Кстати, в Москве его всячески отговаривали от этого шага.) Польский лидер впал в ярость. Как так, ведь он столько сделал для рабочих, а они не могут немножко потерпеть! Увы, он не понимал одной очень важной закономерности: социальное государство действует как ниппель - раз повысив уровень жизни, его уже нельзя понизить без последствий, без массового недовольства. Социальное государство обеспечивает стабильность, но только если есть ресурсы для поддержания уже достигнутого уровня жизни. Эта проблема встанет и перед Советским Союзом, но до 1989 года он сохранял устойчивость. В некоторых отношениях политика Герека предвосхитила затратную политику «ускорения» Андропова-Горбачёва, но Герек был куда более авантюристичен: во-первых, он принялся наращивать доходы населения до того, как технологическая модернизация была завершена, и, во-вторых, у Польши для проведения такого «манёвра» не было нефтегазовых доходов, а сельское хозяйство - богатство этой страны - не было высокопродуктивным. Так что крах был практически неизбежен даже при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. А она оказалась неблагоприятной». (А.И. Шубин «Золотая осень, или Период застоя»).

Польское руководство не имело стратегического мышления, что роднило его с руководствами других соцстран (в том числе, и СССР). Идеологическая ортодоксальность причудливым образом сочеталась здесь с «прагматической» беспринципностью.

Герек и его сторонники считали, что они могут сохранять основы социализма и, одновременно, сделать свою экономику открытой для западного капитализма. Они свели к минимуму планирование, введя т. н. «открытый» план, но так и не наладили рыночные механизмы. При такой потрясающей бессистемности поражение было делом времени. Скорого времени.

Специально для «Столетия»