Что такое воля Божия? Воля божия и воля человеческая

Святой Игнатий (Брянчанинов)

Все, истекающее из Божественной воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых Отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.

Для христианина и противный ветер бывает попутным: покорность воле Божией примиряет его с положениями самыми тягостными, самыми горькими... Не устрашимся бурь житейского моря.

Преподобный Пимен Великий говаривал: «Воля человеческая есть стена медная между Богом и человеком...»

Воля наша, в состоянии падения, враждебна воле Божией; она по слепоте своей и по состоянию вражды к Богу постоянно усиливается противодействовать воле Божией... В отречении от своей воли для наследования воли Божией заключается отречение от себя, заповеданное Спасителем, составляющее необходимое условие спасения и христианского совершенства, столько необходимое, что без удовлетворения этому условию спасение невозможно... Воля Божия открыта человечеству в Законе Божием, преимущественно же, с особенной точностью и подробностью, она объявлена нам вочеловечившимся Словом Божиим. Как превысшая постижения, она приемлется верой.

Не должно преступать воли Божией своей волей, а, сделав со своей стороны должное, остальное предоставлять Богу.

В свое время Бог устроит все; наилучшее - предаваться Его святой воле и не думать о завтрашнем дне, когда нет особенной при ины думать о нем. А то многие живут в будущем мечтами и заботами своими, а настоящее выпускают из рук.

Надо молить Бога, чтобы Он совершил над нами Свою святую волю, а не упорствовать в последовании своей, хотя она и благонамеренна.

Все мимо идет, и хорошее, и худое, а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит. Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит, и все, что ни творит, творит по великой благости Своей.

От всей души желаю, чтоб Милосердный Господь устроил Твои обстоятельства наилучшим образом и ко временному, и к вечному Твоему благу. Надо предаваться воле Божией и все помыслы непокорства смирять, сколько бы раз эти помыслы не восставали.

Игумен Никон (Воробьев):

Не беспокойтесь ни о чем, ни о ком сильно. Сами себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Как часто напоминает нам об этом Святая Церковь. Надейтесь на милосердие Божие.

Я сам не лезу никуда, а хотел бы всецело отдаться на волю Божию во всем, и в большом, и в малом. Советую и вам внедрять в сердце решимость отдаваться в волю Божию, не желать обязательного исполнения своей воли. Тогда будете спокойны и тверды. Если же добиваться своей воли, то всегда будешь в расстройстве.

Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего.

Надо всей душой предаться благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих.

Не все происходит так, как мы желаем, а все же Господь ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими мы хотели бы. Будем покоряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божией все, что Ему угодно будет послать.

Схииг. Иоанн (Алексеев):

Лучше же нам положиться на волю Божию и уклоняться от политической болтовни, ибо она туманит голову и является малодушием.

Старости и немощей старческих раньше времени пугаться не надо. Мы должны крепко положиться на волю Божию и веровать в Его святой Промысел.

Игуменья Арсения (Себрякова):

Волю Божию не только нужно принимать, а надо ее и творить, а для этого прежде всего ее нужно познавать. Познается же она душою, когда открывает Господь душе Свою волю Сам. Открывает же Он волю Свою душе, когда она ходит пред Ним в правоте. Эта правота состоит главным образом в нелицемерном намерении исполнять волю Божию, в совершенной готовности отречься от своей, в неуклонной решимости принять все, что пошлет Господь без всякого рассуждения и самооправдания.

Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца. Надо знать и глубоко познать, что сердце наше так испорчено, так помрачено грехом, жизнь наша так спутана нашими пороками, испорчена своевольными умышлениями нашего грехолюбивого сердца, что не только творить волю Божию или познать её мы не можем, но даже действовать в нас и в нашей жизни мы не допускаем всесвятой воле Божией. ...Живущий в своих страстях живёт постоянно в противлении воле Божией. И хорошо, если он принимает то, что попускает ему выносить Господь, если он смиряется под это попущение Божие. Такое смиренное подклонение под попущение Божие есть признак грешника кающегося.

Без Бога, без Его помощи и благодати человек не может даже приблизиться к понятию о добре духовном... Что может человек сделать? Одно - подклониться под волю Божию и в смирении духа взывать к Нему: «веди, Господи, Сам, куда знаешь, и помоги мне исполнить волю Твою». И как легко, как спасительно идти по тому пути, куда ведет Господь.

Угодно ли Господу исполнить наше прошение и дать мир и спокойствие жизни? Мы даже не знаем, что для нас полезно, что вредно. Но в чем мы можем видеть помощь Божию, Его милость к себе - это в том, что Он дает нам переносить невыносимое с терпением, со смирением, с покорностью Его святой воле. Это великая милость Божия - и я вижу, что она совершается над тобой. Ты выносишь то, что человеческие силы выносить не могут. Ты терпишь со смирением и покорностью. Твое сердце не ожесточается против виновника скорбей. Не Божия ли помощь тебе содействует и укрепляет дух твой? Только веруй Господу и все Ему предавай. Он своими путями, Ему Одному ведомыми, всех приведет к себе, к миру и спасению. Будем же Ему молиться, да совершается Его святая воля над нами!

Интерес Бога в осуществлении Его воли!

Библия учит, что Бог — не космическая субстанция, не философская идея, не мировая душа, не безмолвное «Нечто», но Личностный Дух, обладающий разумом, чувствами и волей. В нашем мире ничто не пущено на самотек, но все является раскрытием Божьего плана. Царь Вавилонский, некогда хвалившийся своим умом и деловитостью, и наказанный за эту гордыню Господом, исповедовал всевластие Бога:«И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?» (Дан.4:32).

О чем мы просим, говоря «да будет воля Твоя?»

Неужели без нашего прошения Бог ничего не будет делать в этом мире – посылать дожди или ясную погоду? Кормить и одевать людей? Наказывать злых и благословлять добрых? Давать рождение и прерывать жизнь? Неужели небеса встанут, если человек не будет обращаться к ним в молитве?

Учитель древней церкви Киприан отвечает на это: «Когда мы молимся «да будет воля Твоя», мы молимся не о том, чтобы Бог делал, что хочет, но о том, чтобы мы могли делать, что хочет Бог».

Молитесь о познании воли Господа!

Это судьбоносное прошение! Индикатором спасительности нашей веры является не молитва, не словесное признание Иисуса Господом, но исполнение Его воли. Христос предупреждал людей: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21).

К сожалению, мир все более и более восстает против воли Бога, отказываясь ее познавать и принимать.

Если проблема Израиля заключалась в стремлении утвердить в качестве нормы собственную праведность вместо праведности Христа, то проблемой современного мира является утверждение греха в качестве нормы человеческого бытия.

Если наказанием Израилю за пренебрежение праведностью Христа было его многовековое ожесточение, то наказанием нашим современникам за отвержение воли Бога будет озеро огненное.

Водораздел между святыми и грешными ныне обозначился очень четко и человеку не нужно гадать, на чьей он стороне. Примером этому может служить «Манхеттенская декларация», опубликованная в 29 ноября 2009 года.

« Коалиция из 150 католических, православных и евангелических священников в своем новом манифесте призывает христиан к отказу от признания светского авторитета и даже к гражданскому неповиновению, если закон заставит их принять аборты, однополые браки и другие идеи, предающие их религиозное кредо. В манифесте говорится, что после избрания Обамы, сторонника права на аборты, социальное зло усилилось, отмечается эрозия «культуры брака», увеличение числа разводов, более легкое отношение к супружеской неверности и отделению брака от деторождения и воспитания детей.

«Мы чтим справедливость и общее благо, поэтому мы не примем никакой эдикт, который заставляет наши институты соучаствовать в абортах, разрушительных для эмбрионов исследованиях, в помощи самоубийцам или эвтаназии, или других деяниях против жизни; мы не склонимся ни перед одним законом, заставляющим нас благословлять безнравственные сексуальные партнерства, относиться к ним, как к браку или его эквиваленту, или воздерживаться от провозглашения истины, как мы знаем ее, о нравственности или безнравственности, а также семье и браке».

Лидер Конвенции южных баптистов, доктор Ричард Ланд, в интервью Newsmax назвал президента Обаму «очень опасным человеком» и напомнил христианам, что Бог беспартийный, «и по многим важнейшим социальным вопросам у Бога есть позиция. Бог не демократ и не республиканец. Бог за жизнь».

Таким образом, линия администрации президента Обамы и всех, кто его поддерживает (а их достаточно много!) является выражением принципа «…да будет воля моя». Однако если взглянуть на проблему внимательнее, то окажется, что воли человеческой в этом принципе не так уж и много.

Апостол Павел напоминал верующим ефесянам, что до своего обращения они жили: «по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2) .

Получается, что все разговоры о свободной человеческой воли – пустой звук. Человеку только кажется , что он живет по своей воле, на самом деле он исполняет волю сатаны. Воля у человека есть, но этой волей ловко управляет дьявол.

Апостол Павел пишет: «… с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:25,26).

Если по воле Бога возник очень сложный и прекрасный мир, то воле дьявола ничего умного и прекрасного не было сотворено. По его воле свершается разврат, обман, убийства. Тот, кто ищет исполнять волю Божию, тем самым отказывается исполнять волю дьявольскую.

В послании к Ефесянам сказано: «…не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф.5:17). Но как нам узнать волю Господа? Каким образом Он открывает ее нам?

В сфере нравственности воля Господа в полноте явлена в Священном Писании. Хочешь знать волю Господа? – читай Библию! Там сказано все, что тебе нужно знать!

Не спрашивай, хочет ли Бог тебя спасти, ибо Его слово провозгласило: «(Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4).

Не выпытывай у Господа, следует ли идти на Богослужение, ибо в Слове Божьем ясно сказано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай» (Евр.10:25).

Не домогайся ответа: «сколько раз прощать брату моему?». Ответ давным-давно дан в Его Слове: «до седьмижды семидесяти раз!».

Не искушай Христа – можно ли немного грешить, ибо Писание ясно повелевает: «но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:15,16).

Не ломай голову, можно ли развестись без библейских оснований? Библия говорит: Бог ненавидит развод.

Не спрашивай, стоит ли делать добро, если человек его не понимает? Писание заповедует: «…ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1Пет.2:15).

Не говори: «Я не дойду до вечности, ведь, может быть, я не избран». Библия провозглашает: «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Матф.18:14).

Христос не пересмотрел ни одного пункта в Своем манифесте – нагорной проповеди и, перечитывая его, вы можете определенно знать, в чем заключается Его воля в нравственной сфере.

По-другому обстоит дело с вопросами, на которые в Писании нет конкретного ответа: на какую работу устроиться, на ком жениться, куда переехать, стоит ли жаловаться начальнику?

Иногда вопросы бывают весьма драматичными. Один брат как-то спрашивал: «У меня трое детей, жена забеременела, и у нее обострилось онкологическое заболевание. Врачи предлагают срочный аборт. Я спрашивал одних братьев — они сказали, аборт исключен, другие — что в таком критическом случае возможен. Что делать?»

Случается, что некоторые верующие, желая определить волю Господа, бросают жребий или открывают наобум Писание, чтобы оно дало прямое повеление, как поступить. Такое гадание на Библии может привести к неприятностям.

Один служитель — назовем его Аркадием — рассказал мне, как в молодости он полюбил одну девушку и спрашивал у Господа, когда следует сделать ей предложение. Он открыл наугад пророка Исайю и прочитал: «в первый и второй год не засевайте». Он понял, что Господь хочет, чтобы предложение было сделано через два года.

Он согласился ждать два года. Как-то к нему подошел друг и попросил: «Молись за меня, я хочу сделать предложение такой-то девушке». Аркадий обомлел: он крадет мою невесту! Пару дней спустя, подошел другой брат и просил подержать его в молитве, ибо он собрался сделать предложение… все той же девушке! Аркадий заскорбел и обратился за поддержкой к пророку Исайе. Открыв Библию наугад, он прочитал: «не бойся двух дымящихся головешек»! Сердце его возликовало: Бог не допустит увести невесту! Так оно и случилось – девушка отказала тем двум женихам. Однако через полгода она все-таки вышла замуж, и Аркадий остался ни с чем.

Аркадий сделал для себя вывод: Бог не благоволит, чтобы он пользовался Писанием как книгой гаданий. Он стал ожидать Божьего времени. Ведь когда Господу нечто угодно, он откроет Свою волю так, что не будет никаких сомнений в ней. И Бог совершенно естественно устроил его знакомство с девушкой, которая и стала впоследствии его женой.

Поступить по воле Господа – значит избавить себя от многих бед!

Однажды Давид вопрошал Господа: «…Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня. Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему. И сказал Господь: придет. И сказал Давид: предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула? И сказал Господь: предадут. Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля и ходили, где могли. Саулу же было донесено, что Давид убежал из Кеиля, и тогда он отменил поход» (1Цар.23:10-13).

Давид имел все основания полагаться на жителей Кеиля, ибо ему они были обязаны своим спасением от филистимлян. Он рисковал своей жизнью и, вполне возможно, его отряд понес потери в битве с врагами. К тому же, он обогатил город множеством скота, захваченного у противника (1Цар.23:5).

Несомненно, жители города благодарили Давида за помощь и клялись ему в вечной верности. И что было бы, если бы Давид понадеялся на их «порядочность» и не вопросил сердцеведца — Господа? Кеильцы покрыли бы себя позором предательства, погибли бы лучшие воины Израиля.

Чтобы определить волю Господню в случаях, когда она конкретно не выражена в Библии, проанализируйте ситуацию, задавая следующие вопросы:

Настало ли время для принятия этого решения?

Чисты ли мои мотивы?

Спокойна ли моя совесть?

Послужит ли мое решение славе Господа?

Принесет ли оно благо людям?

Молился ли я серьезно о Божьем водительстве?

Открывает ли Бог закрытые двери или я взламываю их?

Совпадает ли мое мнению с мнением богобоязненных друзей или служителей?

Если на эти вопросы вы получаете утвердительный ответ, то поступайте по удостоверению ума своего!

Молитесь о любви к воле Господа!

Волю Божию нужно не только знать, но и любить, потому что в этом случае ее легче исполнить.

Без любви воля Бога будет тяжела и противна.

Сатана прекрасно знает всю волю Господа, однако ненавидит ее и противится ей.

Ирод знал волю Господа о недопустимости брака с замужней женщиной, однако же, нарушил ее.

Фарисеи знали волю Божию об Иоановом крещении, однако отвергли ее.

К сожалению, и поныне многим верующим недостает любви к воле Господней — отсюда причина пренебрежения ею. Мы любим ту Божью волю, которая совпадает с нашей и не ущемляет нас. Напротив, мы отвергаем волю, которая видится нам неудобной.

Один пресвитер писал:

«Не так давно я разговаривал по телефону с верующей женщиной, которая оставила своего мужа – служителя. Я спросил ее: «Угоден ли Богу ваш поступок?». Она ответила «Нет!». «Почему вы не вернетесь к мужу?», — спросил я. «Я устала от нашей разобщенности», — ответила она. Тогда я ответил: «Ваша проблема не столько между вами и мужем, сколько между вами и Богом. Вы не послушны Богу!».

Прошение «да будет воля Твоя» придает глубину и теплоту во взаимоотношениях Христом: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:50).

Наслаждаться родственным общением со Христом может только исполнитель Его воли. Для прочих христианство превращается в скучную обрядовую религию или в религию манипуляции Богом.

Это прошение «да будет воля Твоя» выявляет – молится ли послушное дитя Божие или религиозный формалист. Сын небесного Отца жаждет смиряться перед Его волей и исполнять ее. Религиозный же формалист не желает исполнять ее. Если же внешне исполняет, то выбирает наиболее легкие повеления.

Слово Божие учит, что настоящая молитва движима в первую очередь не собственной нуждой, а интересами Бога. Так и должно быть – в начале Бог, а все остальное потом! Человек, который с помощью молитвы пытается добиться осуществления своих желаний молиться не умеет!

Любим ли мы волю Господа, когда Он допускает до нас материальные затруднения, болезни, одиночество, неудачи, потери? Или мы ропщем на Него? Когда Петр троекратно исповедовал, что любит Иисуса Христа, Тот не только повелел ему пасти овец, что само по себе было сложным поручением, но еще предсказал мученическую смерть. Петр не огорчился столь странной и тяжелой воле. Он не поднял глаза на Господа и не сказал с укором и недоумением: «Смерть за мою любовь к Тебе? Я не ослышался?!» Тот, кто любит Божью волю, исполнит ее, какая бы она не была!

Что могло бы нас мотивировать горячее молиться о том, чтобы любить волю Господа?

Пример Иисуса Христа.

Для Иисуса Христа творить волю Отца было наслаждением: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан.4:34). Этот пример побуждает нас молиться: «Дорогой Господь! Пусть и для меня исполнение Твоей воли станет приятной духовной пищей, от которой я получил бы удовольствие и подкрепление. Избавь меня от своеволия, которое крадет мою радость и любовь к Тебе!».

Повеление Слова Божьего

Апостол Павел пишет верующим чтобы они трудились: «…не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф.6:6). Аналогичное желание выражает псалмопевец: «…я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:9). Эти повеления также усилят нашу молитву: «Господь, у меня так мало энтузиазма в исполнении воли Твоей на работе. Я ленив и работаю из-под палки. Помоги в моих будничных обязанностях усматривать Твою волю и исполнять ее от души»!

Знание чудесных свойств воли Господа

В послании Римл.12,2 Апостол Павел называет три характеристики воли Господа: благая, угодная и совершенная. И если мы призадумаемся о них, это вдохновит нас творить волю Господа.

Воля Божия служит нашему благу в самом широком смысле этого слова: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28) . Если вы станете претворять в жизнь повеления Господа, вы обретете много благ!

Воля Господа угодная или, иначе сказать, приемлемая. Ее можно исполнить!

Бог не повелевает нам невозможного и не предлагает непосильного. Он готов оказать нам свою помощь в осуществлении Своей воли!

Воля Господа совершенная , то есть самая наилучшая. Она — единственный приемлемый вариант для нашей жизни. В ней нет изъянов и недостатков. Однако лучшая — не означает легкая.

Иисусу стоило огромного напряжения принять волю Отца относительно чаши в Гефсиманском саду. Он молился с сильным воплем и со слезами о принятии этой воли и победил! Благодаря Его повиновению воле Отца, мы спасены!

Любовь к воле Божьей невозможна без покорного смирения перед ней. В.П. Степанов, известный служитель евангелия в 20-30 годах прошлого века, писал в тяжелой болезни:

Если воле Твоей не угодно, чтоб я

Получил, чем желал обладать,

Покори мою волю себе навсегда,

Успокой и пошли благодать!

Молитесь о силе , чтобы в полноте исполнить волю Господа!

Псалмопевец Давид молился: «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой» (Пс.142:10). Муж по сердцу Бога чувствовал себя неумелым исполнителем воли Господа и нуждался в Божьей помощи.

И в самом деле: Бог ожидает, чтобы исполнение Его воли отличалось полнотой и своевременностью. Именно так на небе исполняется воля Господа.

Я не могу себе представить, чтобы Архангел Гавриил, который был послан Богом возвестить деве Марии о рождении Иисуса Христа, сказал: «Господь, я сейчас занят, но даю честное слово, что как только освобожусь, непременно слетаю в Назарет». Я не могу себе представить, чтобы Гавриил сказал Господу: «Почему всегда я да я? Я уже был в командировке на грешную землю. Там такая смердящая и гнетущая атмосфера зла, что я еле выдержал. К тому же я намучился неверием Захарии. Позволь мне отдохнуть, неужели Тебе некого послать?»

Ангелов с подобными настроениями я себе не представляю. Но зато мне легко представить людей, которые не спешат исполнить волю Господа или исполняют ее отчасти.

Так жена Лота повиновалась Господу отчасти. Она послушалась Господа и вышла из Содома, однако, другую часть повеления — «не оглядывайся!» — она не исполнила и превратилась в соляной столб.

Моисей повиновался Господу отчасти, когда вместо того, чтобы приказать горе источить народу воду, ударил по ней жезлом.

Саулповиновался Господу отчасти, когда, вместо того, чтобы все предать заклятию, оставил хорошее стада врагов для себя и народа.

Царь Ирод повиновался Господу отчасти, исполняя многое из наставлений Иоанна Крестителя, но не прекратил прелюбодейные отношения с Иродиадой.

Несвоевременное и неполное повиновение Господу является запинающим грехом церкви Христовой. Вот почему нам нужно молиться о том, чтобы Бог дал нам ревность и силы исполнять волю Господа сразу и в полном объеме.

Бог обещал дать силу для такого исполнения Своей воли. Прочтите эти тексты и обратите их в повод для молитвы:

«…но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8).

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим.8:35-37).

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).

«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем…» (Еф.3:20).

«Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение…» (1Тим.1:12).

Клайв Льюис сказал: «Кому-то Бог скажет: «да будет вам по воле Моей», а кому-то: «Да будет вам по воле вашей». Одни возрадуются, другие возрыдают. Будешь ли ты в числе первых?

«Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям… пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Пет.4:1-4).

( …) Май 4th, 2012 в 03:02

Я очень счастлива и благодарна Господу, что откровение о необходимости соблюдения Божьей воли получила в самом начале моего христианского становления и с тех пор очень серьезно отношусь к этому Божьему повелению! …Воля Божия служит нашему благу в самом широком смысле этого слова: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Если вы станете претворять в жизнь повеления Господа, вы обретете много благ! — именно эту цитату из вашей статьи следует сделать своим девизом, а кому-то написать на скрижалях своего сердца!!! Хочу вам повествовать о моем самом первом и самом трогательном опыте познания Божьей воли. На тот момент моя не любимая, низкооплачиваемая и изнуряющая работа не доставляла мне никакого удовлетворения. К тому же я просто ненавидела свою непосредственную начальницу. С директором нашего учреждения у меня складывались достаточно теплые отношения, но жаловаться мне было стыдно, поэтому он не знал о том, что между мной и моей начальницей была молчаливая вражда. Мой муж в то время не работал и был связан с дурной компанией где стал злоупотреблять алкоголем. Я целыми днями находилась на работе, мой муж пил и на него нельзя было положиться, а наши дети были предоставлены сами себе. Мне все это не нравилось и я в надежде взять под полный контроль моего мужа, стала обдумывать пути моих действий, придя к одному единственному мнению о том, что мне необходимо уволиться! Чем больше я обдумывала это решение, тем больше сомнений у меня возникало! С одной стороны не любимая работа и ненавистная начальница от которой хотелось бы скорей освободиться, с другой стороны не работающий супруг и двое детей! После долгих раздумий и неопределенности все таки я решила взмолиться к Богу и спросить его мнение — увольняться или не увольняться! Первый раз в жизни я услышала голос Моего Бога прямо в мое сердце — Увольняйся! Сначала после этого Слова наступило облегчение, но потом спустя время на протяжении двух месяцев я просто билась в нервных конвульсиях изводилась сама и изводила всех своих родных, тем что это Слово не от Бога, а от сатаны — Как Господь может себе помыслить оставить мою семью полностью без средств к существованию! Обстановка в семье ухудшалась, я была полностью измотана и издергана! В этот момент я уже начала не уверенно от безысходности ходить в церковь, так как только там я могла погружаться в атмосферу покоя и защищенности. Мой муж был категорически против моей церкви и даже пытался меня побить, но с каждым посещением церкви моя Вера стала как будто сама независимо от моего разума расти и укрепляться. Спустя некоторое время никому ничего не говоря, я пошла с заявлением об увольнении в руках к директору, с чувствами и переживаниями о Аврааме, и как он вел своего сына на всесожжение. Директор долго расспрашивал меня в чем причина моего решения, что могла я рассказала со слезами и мольбами подписать мое заявление, но он категорически отказался! Позвонил моей начальнице и убедительно попросил ее придумать способ, чтобы я могла решить свои семейные проблемы и в то же время сохранить работу! К такому повороту событий я была не готова! В итоге мне предложили 4 месяца отпуска без сохранения заработной платы! Заявление я решила написать на 2 месяца. При том чтобы не остаться без средств к существованию мне предложили пойти на больничный и подлечиться в клинике по лечению нервных расстройств. Директор даже выписал мне материальную помощь на лечение! Привязанность к Господу и к церкви у меня в это время стала возрастать. За эти 2 месяца я успела совместить необходимое для меня лечение, общение с мужем и детьми, которого нам оказывается так давно не хватало, а самое главное я по настоящему покаялась в своих грехах, посещала проповеди, семинары, молитвенные служения, прошла Альфа курс в нашей церкви, приобрела братьев и сестер и полностью и бесповоротно решила встать на путь посвящения себя и своей жизни Моему Господу и Спасителю Иисусу Христу! Спустя 2 месяца я вышла на работу совершенно другим человеком, я не могла поверить сама себе куда делся весь негатив с которым я жила последние годы! Все выглядело совсем другим, люди добрые, начальница нормальный человек, даже профессионал своего дела! Со временем мне значительно повысили заработную плату, мой муж устроился на очень хорошую работу! И я все время задаю себе один вопрос — а если бы я не послушала голос Господа, чтобы тогда со мной было сейчас! Слава Нашему Богу! Спасибо вам большое за ваши проповеди которые я с удовольствием перечитываю по несколько раз, а также возможность свидетельствовать на вашем полюбившемся мне сайте! Благодарю за вас и за ваш труд Нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!

Здесь написано, что не всякий, кто будет Его имя призывать, войдёт в Его Царство, но именно тот, кто исполняет Его волю. И вопрос стоит так, какая есть Его воля? Понимаю, что этот вопрос очень важный, так как только тот, который будет исполнять волю Отца, войдёт в Его Царство. И чтобы исполнять Его волю, надо же во-первых знать какая есть Его воля. Что Бог от нас хочет?

Ольга

Ответы

Элина: «Только поняв, что хочет Бог от человека, можно исполнить Его волю»

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:17).

Как это относится к нам, т.е. как нам на сегодня исполнять Его волю? Я понимаю так, что у человека внутри должен произойти переворот, и только тогда, искренно уверовав и в себе осознавая, что этот мир проходит, человек становится способным исполнять волю Божию. Т.е. надо понять Бога и другой духовный мир: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Пет.3:13). Иначе, если человек ещё живёт для себя, т.е. не отдался Богу полностью, то просто не возможно таковому исполнить волю Бога, т.к. он не понял самого Бога. Не понял, что такое есть Жизнь, а ещё играется. Тут и понятно, не может открыться в таком человеке само естество Бога. А не имея в себе этого естества, человек вообще неспособен исполнить волю Бога. Как написано про Христа, что Он «уничижил Себя Самого… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7-8).

Так же и мы на сегодня исполняем волю Бога, если находимся в Нём. Он в нас есть наше смирение, послушание, покорность. Только имея эту духовную жизнь в себе, мы можем идти со Христом, т.е. в жизни всё принимать от Бога. Это и есть – исполнять Его волю.

Если человек не сможет, например, смириться со своим положением, что от Бога ему так дано, то в сердце есть противление, нет смирения. А противление чему? Правде. А написано чётко: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Думаю, вот тут и лежит корень.

Элина

Ольга: «Воля Бога есть примирение с человеком»

Элина, читала сегодня твоё письмо и мне очень понравилось, как ты написала. Я тоже так рассуждала о Христе. Очень хорошее место ты привела: «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:7-8).

Вообще, я удивилась, когда прочитала твоё письмо, так как ты затронула то же самое, о чём я и рассуждала. Когда я начала вникать в эту тему, первое место, которое пришло ко мне, это было Лук.22:42: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет».

Мне очень легло это место и, читая дальше, я заметила, что когда Христос пришёл в этот мир, Он эти слова повторял много раз. Именно подчеркивал, что Он пришёл исполнить волю Отца. Если начать с пришествия Христа, то очень явно видно, как Христос был покорен Богу, Он был смирён и именно пришёл, чтобы исполнить не Свою волю, но волю Отца.

Есть ещё такие места: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан.4:34); «Всё, что даёт Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но всё то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6:37-40).

То есть, как Элина уже и написала, что Он принимал всё от Бога, и этим Он и исполнял Волю Божию. И, придя в этот мир, Иисус дал для нас пример. Так и мы сегодня должны принимать всё от Него. Т.е. не жить для себя, а именно жить только для Бога. Мы не свои. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20).

Понимаю, что Его воля – это, чтобы человек именно примирился с Богом, чтобы человек был един с Богом, стал с Ним одно. Для этого человек и был сотворён, чтобы он служил Богу, жил Им, имел Его внутри себя, чтобы он просто любил Его. Как и написано: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37).

И, конечно, сегодня всё дано, чтобы человек принял Бога. Только надо верить.

Очень много мест писания есть о воле Бога. Но что я именно поняла, что каждый человек исполняет какую-то волю. Т.е. есть воля Божия и воля диавола. «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:25-26).

Ольга

Андрей: «Человеку необходимо спасение»

Привет всем! Хочу присоединиться к рассуждению по теме о воле Бога. Это есть очень важный для нас вопрос – исполнять Его волю – потому что только тот, кто её исполнит, имеет жизнь, потому что написано:

«Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф.12:50);

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Иоан.2:17);

«Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

Как я понимаю, воля Бога о человеке есть, прежде всего, то, чтобы человек доверял Богу, слушался Его во всём, был Его дитём и, наконец, имел жизнь вечную. То есть, Бог желает спасения людям, Он любит людей, причём такими, какие они есть, и по своей великой любви к ним даёт возможность даром получить жизнь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).

Чтобы люди спасались – такова Его воля, я так понимаю.

Лично я хочу исполнить Его волю, просто потому, что я хочу жить, а не умирать. А как, собственно, её исполнять? Нам надо положиться на Него и принимать всё, что с нами происходит. То есть даже не принимать, а признавать это, потому что это действительно есть так – всё, что происходит с нами, происходит исключительно по Его воле и содействует нам ко благу: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим.8:28).

То есть это есть факт, и нам надо в него просто верить. Но это, к сожалению, не всегда просто, потому что человек, бывает, не полностью доверился Богу, а имеет о себе какое-то своё понимание, как ему будет лучше, то есть имеет о себе свою волю. И если он исполняет её, то волю Божью он автоматически не может никак исполнить.

И ещё, исполнить волю Божью, значит надеяться, уповать на Него. Опять же, не искать своего. Бог прекрасно знает, в чём мы нуждаемся, и все наши нужды вполне удовлетворяет: «Итак, не заботьтесь и не говорите: „что нам есть?“ или „что пить?“ или „во что одеться?“ потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф.6:31-33). А чтобы принимать и исполнять Его волю, надо полностью Ему довериться и полностью отказаться от своего.

Андрей

Я тоже сейчас переживаю эту тему «Исполнять волю Бога». Становится понятно, что если человек не отвергнет свою душу в этом мире, то не сможет исполнить волю Бога. Мне пришли такие места Писания, которые говорят, как исполнять волю Бога:

«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Всё делайте без ропота и сомнения» (Фил.2:12-14);

«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:14).

То есть нужно сначала родиться от Бога и заиметь в себе Дух Божий, и потом Бог начинает говорить в человеке и вот этому голосу и нужно отдавать себя, в этом и будет – поступать по воле Его.

Лида: «Исполнять волю Бога можно только Иисусом Христом»

«…чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол.1:9).

Исполняться познанием воли Его. Как это происходит и переживается мною? Ведь это не есть просто слова и теория. Эти слова должны переживаться в жизни, иначе нет никакого смысла ведь. Волю Бога надо знать. Далее сказано: «чтобы поступали достойно Бога» (Кол.1:10). Поступать достойно Бога. Может ли человек быть вообще достоин Бога, кто я такая? Написано в Исаия 40 глава 17 стих: «Все народы пред Ним как ничто, – менее ничтожества и пустоты считаются у Него». И вот это ничтожество и пустота может поступать достойно самого Бога? Человек с его ветхой натурой никогда и ни за что не способен к этому.

Так вот, что значит исполняться познанием воли Его, и как оно является в жизни? Возможно это только естеством Иисуса Христа, который поселился во мне: «Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол.1:26-28).

Мне дано исполняться познанием воли Божией через познание Иисуса Христа во мне. Как это происходит? «…пред-ставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2). И далее ещё точнее сказано, как оно должно быть на практике: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17).

И потом: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь, и слушающих тебя» (1Тим.4:16).

В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая (Хаджиниколау) .

Книга включает в себя беседы митрополита Николая, в которых он рассуждает о сокровенном мире человека, о смысле боли и страданий, о встречах с Богом и о наших насущных проблемах.

Предлагается вниманию читателя размышления митрополита Николая о воле Божией. «Если мы нашу волю подчиняем воле Божией и отождествляем с ней, то ум наш просвещается, в нас рождается решимость и утверждается наша личность».

Воля Божия

Воля Божия является выражением Его святого желания: Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Наше спасение и познание истины является Его волей. Заповеди Божии, то есть их соблюдение, о чем мы говорили чуть выше (или, по крайней мере, искреннее наше желание жить в духе заповедей Божиих), являют Его святую волю и даруют нам необходимое просвещение, чтобы познавать Его истину.

Конечно же, на протяжении всей жизни нам предоставляется свобода выбора, это подтверждается тем, что мы порой не знаем, как поступить в различных ситуациях. А выбор того или иного решения часто заставляет нас задуматься, является ли это волей Божией или проявлением нашей собственной воли.

Однако Бог не действует по принципу линейного уравнения с единственно верным решением. Иначе бы Он, создавая людей, не наделял бы их свободой. Для каждого человека, для каждого случая, для каждого мгновения Господь преподносит безграничное число возможностей, и все они выражают Его волю. А потому воля Божия не похожа на нашу эгоистическую волю. Божия воля существует не для того, чтобы сковывать нашу свободу, но чтобы ее задействовать, оживить. Единого неверного проявления нашей воли достаточно, чтобы сковать нашу свободу и подчинить ее нашему эгоизму. Множество же проявлений Божией воли помогает нам обнаружить свободу как величайший Божий дар.

Если мы нашу волю подчиняем воле Божией и отождествляем с ней, то ум наш просвещается, в нас рождается решимость и утверждается наша личность. Существует чудесная молитва, которая выражает этот дух следующими словами: Господи, сотвори со мной, якоже Ты хощеши; хощу я или не хощу . Если человек молится так от всего сердца, может ли возникнуть вопрос: какова воля Божия? Божия воля имеет множество проявлений, предоставляя каждому из нас различные благоприятные возможности. Если мы отождествили нашу волю с Его святой волей, то мы ясно различаем, что нам выбрать и какое решение принять.

Нравственность мира сего, нравственность древнегреческой философии старалась подчинить природу воле человека. Духовная же нравственность основана, наоборот, на подчинении воли человека Божией воле. В первом случае рождается эгоизм, а во втором — смирение, которое привлекает к себе Божию благодать. Таким образом, весь человек — душа и тело, природа и дух — подчиняется Божественной благодати. Так человек становится причастником Божеского естества (см. 2 Пет. 1, 4) и получает познание от Бога (см. Гал. 4, 9).

Воля Божия

Я не закрываю глаза на совершающееся и на грядущее... и стараюсь быть ко всему готовым, чтобы иметь возможность сказать псаломскими словами: «Уготовихся и не смутихся» (Пс. 118, 60). Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих... Чаю жизни будущего ве-ка... (преп. Никон).

Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время (преп. Амвросий).

Ты полагаешься на мой совет и благословение о твоем замужестве. Но кто я, и что значу? Будущее мне неизве-стно — будешь ли ты счастлива в супружестве или нет, и потому не беру на себя сказать тебе решительно, а предо-ставляю воле Божией. Воля же Божия не связывает нашего самовластия, но совершается, взирая на оное — к чему клонится. Есть воля Божия по благоволению, и есть воля Божия по попущению, — и сия последняя бывает, когда мы хотим, чтобы было непременно так, как мы думаем, что будет для нас хорошо. А когда отдаемся в волю Божию и ищем не того, чего хотим, а что Ему будет угодно и нам полезно, то в сем бывает воля Божия — по благоволению, полезная и спасительная для нас, а при воле Божией, бывающей по попущению, неизбежны скорби и печали (преп. Макарий).

В сем мире ничего не бывает постоянного. Гляди на улицу: утром был дождь, а в полдень ясно, а к вечеру опять холодно. То ветер, то тихо, то гроза, то жара; так и в нашей жизни — всегда будь готова следовать воле Божией, нравится ли то нам или нет (преп. Анатолий).

Теперь могут быть такие случаи: последовать своей воле нельзя и спросить не у кого. Как же поступить? Нужно подумать, как Господь поступил бы по Своей кротости... Заповеди Божии были и есть всегда основанием жизни... Предайтесь воле Божией (преп. Никон).

Если всецело положиться на волю Божию, тогда все будет хорошо, и неприятное будет приниматься как долж-ное. Все, что ни совершается, ведет ко спасению душ наших, и при этом великая премудрость и глубина откры-вается. «Любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28) (преп. Никон).

Прежде чем что-либо сделать, помолись и подумай, бу-дет ли это разумно и Богу угодно (преп. Никон).

Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при пе-реживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. «Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли сле-пой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой...» Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу че-ловека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все! (преп. Никон).

Молись по-детски, в простоте сердца о всех нуждах и скорбях твоих и вручай себя воле Божией, ибо Господь строит наше спасение (преп. Никон).

Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь, ибо на-блюдал, как своя воля приносит человекам скорби и трудно-сти... Да будет же воля Божия, благая и совершенная! Ей вручаю себя, и всю жизнь, и всех. Принятие воли Божией мир приносит сердцу моему... (преп. Никон).

Есть желание предаться во всем на волю Божию, не самому, по своему смышлению, располагать свою жизнь. Верую, что Господь пошлет мне именно то, что нужно и полезно мне... (преп. Никон).

Надо молиться, да укажет Господь путь... Будем мо-литься Господу, да спасет нас и да поможет нам в бедах и нуждах. Иного пристанища и надежды не вижу. Челове-ческие расчеты и суетны, и ошибочны. Когда приходится терпеть и трудное что-либо, но знаешь, что нет тут своей воли, получается нравственное облегчение и мир души. Да будет воля Божия! Да не посрамит Господь веры нашей и преданности воле Его. Единая надежда на Бога. Вот твер-дое основание. Остальное все непрочно, и особенно в на-шем положении. Совершенно не знаешь, где лучше, где хуже и что ожидает. Да будет воля Божия!.. Мне прихо-дила мысль, что мы, иноки, отрекшиеся мира, ныне, хотя и невольно, проводим мироотречную жизнь. Так судил Гос-подь. Наше дело — хранить себя в вере и блюсти себя от всякого греха, а все остальное вручить Богу (преп. Никон).

Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, — но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современ-ных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем их понять, а потому необ-ходимо со всем смирением предаваться воле Божией (преп. Никон).

Статья «О воле Божией» епископа Игнатия научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой статье, необходимо каждому верующему человеку, безраз-лично — монаху или мирянину. К великому прискорбию, по большей части видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого к себе отношения и прочие без-умные проявления противления воле Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное: надо знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так сказать, у Бога отчета — есть крайнее безумие и гордость. Итак, каждый должен: требовать от себя (то есть понуждать себя на делание) исполнения заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается — считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. Господи! Да будет воля святая Твоя! Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех добродетелей (преп. Никон).

Наблюдая события и своей жизни, и других людей, с поразительной ясностью можно усмотреть стечение об-стоятельств. Никакие осторожности и мероприятия не мог-ли и не могут предупредить совершающегося, ибо оно совершается по суду Божию. Некого винить. Надо сми-риться и терпеть. Иначе погрешим против Бога (преп. Никон).

Чрез всех и все с тобою говорит воля Божия, доставляя тебе богатно случаи запечатлеть, засвидетельствовать мыс-лью, словом или делом добротность твоего направления к Свету лица Божия, а не на поиски изменения жизни с полезностью душевной работы твоей над собою. Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианкой, кротким молчаливым примером, влекущей дру-гих на путь сей (преп. Анатолий).

Трудно было бы жить на земле, если бы и точно нико-го не было, кто бы помог нам разобраться в жизни... А ведь над нами Сам Господь Вседержитель, Сама Любовь... Поло-жись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя. Положись не словами, а делами... Оттого и трудна стала жизнь, что люди запутали ее все своим мудрованием, что вместо того, чтобы обращаться за помощью к Богу, стали обращаться к своему разуму да на него один полагаться... Не бойся ни горя, ни болезней, ни страданий, ни всяких испытаний — все это посещения Божий, тебе же на поль-зу... (преп. Анатолий).

Мы должны быть уверены, что Промысл Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противны-ми нам случаями (преп. Лев).

Желание ваше знать о мне, престает ли волнение, не могу вполне удовлетворить ответом: скажу только, что по наружности ничего не видно, а по внутренности и тайно что строится — ничего не знаю, только о том уверен, что ничего не может со мною последовать, чего не попу-стит Бог, а когда что угодно Ему послать за грехи мои — должен принимать с покорностью, ибо от руки Его ни-куда не избежим (преп. Лев).

Где воспоследует воля Божия, там никакие пресильные препятствия не преодолеют (преп. Лев).

Милосердый же Господь исполняет и обращает все в Свою волю и на пользу нашу, хотя по видимому и против-ными нам средствами и последствиями. Мы при помощи Премилосердого Господа Бога потерпим, да и посмотрим... (преп. Лев).

Христос Спаситель наш рек о Себе: «не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5, 30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, гла-голя: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Ср.: Мф.26, 39). Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвою сми-ренною: по воле Твоей, Господи, так да будет о мне! (преп. Моисей).

По чувству христианской любви, милующей и мило-сердствующей, нельзя не убеждаться требующим оной. Но позволит ли возможность исполнить желаемое, не знаю. То остается сказать: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли — к терпению, приятное ли к благодарению (преп. Моисей).

Справедливо то, что не мы распоряжаемся временем, но оно нами. А действия должны быть основаны на истине, которая непрестанно гласит: если Бог восхощет, сотворим то или другое по предложению (преп. Моисей).

Старинные люди хоть и очень простые были, но пого-ворки их очень мудрые и основательные. Не живи, как хо-чется, а как Бог приведет (преп. Амвросий).

Как угодно будет Господу решить твою участь, живо-том или смертью, предоставь это всеблагому Его Промыслу, только во всяком случае старайся быть в мирном устрое-нии, против всего и против всех. Господь Судия нелице-мерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст каждому по делам его. А наше главное дело, пока нахо-димся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, и будет хорошо (преп. Амвросий).

Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же по неведению часто стре-мимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает, как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни уми-рали мученическою кончиной, а другие по воле Божией просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть и якоже будет Ему благоугодно (преп. Амвросий).

Пишешь, что тебе мать Игуменья сказала: «ты сама не знаешь, к чему тебя соблюдает Господь или Промысл Бо-жий». И не нужно испытывать, а предаваться во всем воле Божией, — как Господу угодно будет, так о нас и да устро-ит (преп. Амвросий).

В одном месте молились о дожде, а в другом — чтобы не было дождя, вышло же, что Бог хотел (преп. Амвросий).

Чадце! покорись воле Божией, и враг отбежит от тебя, смущающий тебя... Стой, где можно будет в церкви, и твори Иисусову молитву, как мытарь, и поможет тебе Гос-подь (преп. Амвросий).

А что касается до слухов касательно перемещения вас в другой монастырь: то, во-первых, слухам этим не прида-вайте большого значения, ибо слухи чаще всего оказывают-ся ложными. А во-вторых, в деле этом более предавайтесь воле Божией. Если Владыка будет вам предлагать, можете просить его, чтобы вас оставил на прежнем месте. Если же, помимо предложения, последует определение Святейшего Синода о вашем перемещении в другой монастырь, то и поневоле должно будет перебираться. Но да будет с вами святая воля Божия! Всеблагий Господь знает, что для нас полезнее; так и устроит (преп. Иосиф).

Пусть будет всякий невинен или оправдан не только пред начальством и пред самим Богом, Который праведных любит и грешных милует, и не хочет смерти грешного, но еже обратитися и живу быти ему, и решительно всем чело-веком хощет спастися и в разум истины прийти. Будем и мы согласны с сею Божиею волею. Помни того, который сказал: «Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек» (Пс. 117, 6). Уповая на Него, не изнемогай. Больше сего не знаю, что тебе сказать. Господь Всеблагий да вразумит тебя во всем творити волю Его, благую и благоугодную, и совершенную (преп. Моисей).

Касательно ожидаемого вами перевода в Псковский мо-настырь, я уже писал вам, чтобы более полагались на волю Божию. Ибо то только и хорошо бывает и полезно для нас, что согласно бывает с волею Божиею (преп. Иосиф).

Все надо предать воле Божией, — и разлуку нашу. Господь вразумляет нас, чтобы не прилеплялись к земному, как бы дорого оно ни казалось, чтобы стремились мы к небесному, спасая души наши. А всему земному давай цену земную... Лишь бы душу спасти, а остальное все суетно. Здесь все изменчиво. И мысли наши должны быть в Боге, в будущей жизни. Земное все пройдет (преп. Никон).

Об о. М. советую не утруждать архипастыря. Пусть Божия будет воля в лице его. Мир душевный указан нам во смирении сердца, а удовлетворением гордыни мирность не прочна. Пусть научится не вслед себя ходити, но во отвержении своего мудрования и воли обретать душевный покой (преп. Моисей).

Воровство

Это зло — воровство, кажется, ничем совершенно не истребится, кроме всемирного огня. Впрочем, не противно совести придумывать и изыскивать средства к обузданию этого зла вверенных вам от Бога людей, за которых в свое время потребуется давать пред Богом ответ (преп. Антоний).

Ворожба

...«Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться». К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл (преп. Амвросий).