Написание не с полными причастиями. Правило не с причастие примеры. Не с причастиями пишется вместе

Применяя данное правило, рассуждайте так: (не) просохшая после дождя земля . При полном причастии просохшая есть зависимые слова: не просохшая (после чего?) после дождя . Значит, не здесь следует писать раздельно: не просохшая после дождя земля .

153. Проанализируйте текст и назовите элементы разговорного стиля. Спишите, заменяя выделенные глаголы прошедшего времени краткими страдательными причастиями прошедшего времени. Обозначьте условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.

Ты говоришь, Петя, что наша сп..ртивная площа..ка буд..т через день-два готова. Я с тобой (не) согласен. До полной г..товности ещё д..леко. В сектор для прыжков не пр..везли песок. Беговую дорожку не выровняли и не <.i>разметили. Щиты к столбам на баскетбольной площадке не пр..крепили . Строительный мусор не убрали . При самой энергичной работе мы со всеми этими (не)доделками едва справ..мся за неделю.

выровненный

154. Спишите, устно указывая условия слитного или раздельного написания не с причастиями.

1. (Не)прекр..щающийся весь день шум ливня. (Не)прекр..щающийся шум ливня. 2. (Не)про..снившийся небосклон. (Не)про..снившийся после бури небосклон. 3. (Не)скоше(н, нн)ая трава. (Не)скоше(н, нн)ая на лугу трава. 4. Ещё (не)вспаха(н, нн)ое поле. (Не)вспаха(н, нн)ое поле. 5. (Не)сдела(н, нн)ая (во)время работа пр..учает к бе..делью.

прекратитъ

155. Спишите, расставляя пропущенные запятые и вставляя на месте пропусков зависимые от причастий слова. Обозначьте причастные обороты.

  1. Н..чего не стоят (не)подкреплё..ые _ _ _ слова.
  2. Ученик (не)ув..жающий _ _ _ сам не заслуживает уважения.
  3. (Не)пр..ученному _ _ _ ребёнку будет очень трудно в жизн...
  4. Пустой тратой врем..ни надо считать выступление (не)содержащее _ _ _ .
  5. Ученик (не)выполнивший _ _ _ не сможет как следует понять об..снение нового материала.
  6. А на каком основан.. ты (не)помогавший _ _ _ претендуешь на помощь товарищей?

претензия
претендовать

156. Спишите. Обозначьте вид и время причастий. В каком предложении вы написали не с причастием слитно, хотя в предложении есть противопоставление? Подчеркните грамматические основы предложений.

  1. Учащимся нужны (не)вызубренные, а осозн..нные правила.
  2. (Не)обдуманный, а опр..метчивый поступок часто пр..водит к печальн..м последствиям.
  3. Вд..леке слыш..тся гром, (не)раскатывающийся, а глухо р..кочущий.
  4. В пала..ке мы увидели (не)разброс..нные, а аккуратно слож..нные рюкзаки.
  5. Дорога шла между полей (не)созревшей, но уже пр..нявшей восковую окраску пшениц...
  6. (Не)сморщ..нные, мелкие листочки, а уже сочные, большие листья покрывали деревья.

157. Прочитайте, передавая голосом состояние страха, которое ощущали жители дома от грозы. Озаглавьте текст. Какого он стиля? Какова его основная мысль? Разделите текст на абзацы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте приставку не- . Подчеркните причастия как члены предложения. Какие из синонимов к выделенному слову были бы уместны в тексте?

(Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая з..ря ещё (не)закрытая чёрной приближающейся тучей оз..ряла розовым светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь (не)прекращавш..йся в течение целого часа. Сквозь (не)занавеш..нные окна постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на м..нуту раскаты грома сковали нас и держали в состоян.. (не)прекращавшегося страха. Казалось, что какая(то) сила сн..сет наш домик стоящий на высоком берегу реки.

(С. Аксаков)

страшный
устрашающий
ужасающий
ужасный
чудовищный
жуткий
грозный
зловещий
грозный

158. Назовите виды орфограмм, связанных с правописанием не . Сопоставьте примеры и определите, какие из них включены в ту или иную группу слов ошибочно. Спишите, исправляя эти недостатки.

  1. (Не)навис(?)ный, (не)уклюжий, (не)нас(?)ный, (не)навид..щий, (не)годующий, (не)брежность, (не)лепость, (не)правильный.
  2. (Не)верное предположение, (не)умелая попы..ка, (не)высокое мнение, (не)замеч..нная оплошность, (не)ра..говорчивый сосед.
  3. План (не)продуман. Ошибка (не)исправл..на. Пример (не)приведён. Обещание (не)выполн..но. Ра..сказ (не)оконч..н.
  4. Ветер ворвался через (не)закрытое окно. На столе стоял (не)тронутый завтр..к. Телефон до сих пор (не)отремонтиров..н.

159. Вспомните виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не со словами разных частей речи. Запишите по три примера, обозначая условия выбора слитного или раздельного написания.

VII. Правописание НЕ и НИ

§ 88. Не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый .

2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье , если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский , например: разногласия между марксистами и немарксистами ; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный), невозможный характер (т. е. тяжелый), море неспокойно (т. е. волнуется), дело нечисто (т. е. подозрительно), приехать немедленно (т. е. сразу, безотлагательно), поступил нехорошо (т. е. плохо).

7. В глагольной приставке недо- , обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до- , имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

§ 89. Не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша .

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен , дом не достроен , пальто не сшито ; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу , а только отдельные наброски.

3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное , а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не . Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни , например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться ; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно .

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так .

О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из..., не под..., не то... не то .

Раздельно пишется выражение не раз , например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль .

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски ; поют не по-старому .

§ 90. Ни пишется слитно:

1. В местоимениях, если частица ни не отделена от последующего местоимения предлогом, например: никто, ничто, никого, ничего, никакой, ничей, никакому, ничьим , но: ни у кого, ни с каким и т. п.

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь .

§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § .

Примечание. Следует отличать обороты не кто иной, как..., не что иное, как... от оборотов никто иной не...; ничто иное не... , например: это был не кто иной, как твой родной брат, нo: никто иной не мог этого сказать; это было не что иное, как пожар, но: ничто иное не могло бы меня испугать.

1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: невычитанная рукопись, незамеченные опечатки, непроверенные цитаты, непрекращающиеся боли.

2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. Данное правило распространяется и на те случаи, когда причастие с пояснительными словами образует часть составного сказуемого, например: Многие письма писателя остались не опубликованными при его жизни; Бездарность сойдет со сцены не замеченной в искусстве. Ср. в другой синтаксической конструкции: Трудно представить себе его не участвующим активно в общественной жизни.

Этому также подчиняются причастия, употребляемые в роли существительных, например: В числе не явившихся на заседание были Петров и Сергеев. Но при субстантивации причастия (переходе в разряд существительных) используется слитное написание, например: число неуспевающих по русскому языку.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 3. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум - все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) - написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) - рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура - в переносном значении) - рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) - дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) - доклад не подготовлен (причастие).

3. Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

4. Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный, а только начатый рассказ.

Для того чтобы понять правописание причастий с частицей не, нужно вспомнить, Мы знаем, что это такая которая обозначает признак в действии и обладает свойствами и глагола, и прилагательного.

Не с причастиями пишется вместе:

Когда данная образуется от слова, не употребляющегося без частицы не .

Например: ненавидимый. Ненавидимый всеми, он старался не попадаться на глаза;

В случае, когда частица не помогает образовать полному причастию новое понятие, становясь приставкой. Это легко проверить, заменив такое слово синонимом или выражением близким по значению. Например: непройденный материал (новый материал);

В случае, когда причастие имеет при себе зависимое наречие, в значении меры и степени: совершенно непройденный материал.

Не с причастиями пишем раздельно:

С полными причастиями, если имеется противопоставление при помощи союза а. Например: Дом остался не достроенный, а просто сложенный из подручных материалов;

Если при полных причастиях имеются зависимые слова, кроме наречий в значении меры и степени. Например: На горе так и стоял не достроенный им дом;

Если в предложении уже есть отрицание. Например: Нет, этот дом не достроенный;

С краткими причастиями не пишется всегда раздельно: Этот дом не достроен;

Порядок рассуждений при написании не с причастиями

Прежде чем решить, как пишется отрицательнаячастица не с причастиями, определите в какой форме, краткой или полной, находится эта часть речи. Если в краткой, то пишем раздельно.

При наличии полного причастия, вспоминаем, можно ли употребить его без не. Если нет, то нужно писать слитно.

Если же без данной частицы причастие употребляется, то смотрим, нет ли противопоставлений с союзом а. Наличие противопоставления говорит, что не с причастиями пишем раздельно.

Если же его нет, то ищем подчеркнутое отрицание. Когда отрицание имеется, не пишется отдельно.

Если отрицание отсутствует, то ищем зависимые слова при данной части речи. Таких слов нет - значит пишем частицу слитно. Если же зависимые слова есть, то смотрим, какие именно. Наречие меры и степени позволяет писать частицу не с причастиями слитно. При наличии другой части речи, пишем раздельно.

Как различить причастие и отглагольное прилагательное

Для того чтобы правильно писать частицу не, необходимо научиться определять, какая

Часть речи перед нами: причастие или прилагательное.

Главным является то, что причастия, как правило, обозначают признак, который возникает при действии самого предмета или благодаря действию над ним. Это временный признак. Например: летящий самолет , это самолет, который летит в данную минуту.

А прилагательное - это постоянный признак предмета: летучий газ. То есть газ, который обладает определенными химическими признаками.

Причастие сочетается с такими же словами, что и глагол, от которого оно образованно: спущенный на воду, спустить на воду . А прилагательное может выступать в сочетании с существительными, с которыми глагол не образует словосочетаний. Например: привлекательная внешность , но нельзя сказать: привлекать внешность.

Итак, мы рассмотрели основные шаги для правильного написания не с причастиями и научились отличать его от отглагольного прилагательного.

Цель: Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными.

  • уметь правильно писать не с причастиями;
  • графически обозначать условия выбора правильных написаний;
  • разграничивать приставку не - и частицу не с причастиями;
  • определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи;
  • находить и исправлять ошибки в группировке примеров со слитным и раздельным написанием не с разными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами, причастиями).

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Повторение изученного.

Выборочный диктант.

1. Но Гарри пришлось признать, что от этого пореза на пальце ему всё равно было (не)спастись .

2. Позже я с ужасом узнал, что семью постигло ещё одно (не)счастье - смерть сестры Альбуса Арианы.

3. Альбус даже (не)пытался отрицать, что его отец (которого отправили в Азкабан), совершил это преступление…

4. Он (Дамблдор) оставил много следующим поколениям, его (не)обыкновенная мудрость проявлялась, когда он был Заведующим Магом Уизенгамота.

5. На следующей (не)деле выйдет шокирующая история о бесспорном гении, которого многие считали величайшим волшебником своего времени.

6. Утро Гарри провёл, полностью опустошая свой школьный сундук, чего он (не)делал с тех пор, как впервые отправился в школу шесть лет назад.

7. К сожалению, потеря Арианы привела не к сближению братьев, а к их большему отдалению. (Со временем это прошло, вернулись если (не)близкие , семейные отношения, то достаточно дружеские).

8. Читателям придётся купить мою книгу, но я могу сказать, что Дамблдор проявлял к мальчику (не)здоровый интерес.

9. Это (не)секрет , что у Поттера было тяжёлое отрочество.

10. - Ну, не хочу выдавать много, - всё будет в книге - но свидетели в замке Хогвартс видели, как Поттер бежал со сцены происшествия сразу после того, как Дамблдор упал, спрыгнул или его столкнули. Позже он обвинил Северуса Снегга, человека, к которому питал огромную (не)приязнь .

11. Гарри замер, его палец снова тронул (не)ровный край зеркала.

12. - Эти случаи - не просто (не)счастные случаи… аварии, взрывы, всё, что сейчас происходит. Люди исчезают и умирают, и он стоит за этим, Волан-де-Морт.

13. - И ты утверждаешь, - сказал дядя Вернон, снова бегая по комнате. - Что этот какой-то там Лорд…

- … Волан-де-Морт, - сказал Гарри. - И сто раз я вам говорил, что это (не)догадка , а факт!

14. Он думал, что все проблемы решатся сами собой, но что сказать при расставании человеку после шестнадцати лет (не)нависти ?

15. Пользоваться магией в вашем доме нельзя, это может спровоцировать Министерство арестовать Гарри, потому что он ещё (не)совершеннолетний .

16. Но только теперь Гарри понял, что чашка холодного чая была вовсе (не)злой шуткой.

17. Но он (Гарри) до сих пор помнил свои сны, странные, (не)понятные , с зелёными вспышками.

18. По (не)известной причине он (Гарри) чувствовал злость.

19. Он посмотрел на миссис Тонкс, желая извиниться за ту тревогу, в которой он оставляет женщину и за то, что он чувствует себя виноватым в этом, но ему на ум не пришло слов, которые (не)показались бы пустыми и (не)искренними .

20. Отбросив в сторону уже (не)пылающую расческу, Гарри поднялся, немного пошатываясь, и увидел миссис Уизли и Джинни, выбегающих из черного хода дома, и Хагрида, который тоже упал на землю и сейчас пытался встать на ноги.

Проблемная ситуация.

Как пишется НЕ со словом в последнем словосочетании? (варианты ответов учеников)

Определите часть речи.

Вспомните, в чем особенность этой части речи? (совмещает признаки глагола и прилагательного)

Как вы считаете, правилу какой части речи – глагола или прилагательного – будет подчиняться причастие в случае его правописание с НЕ? (варианты ответов учеников с доказательством своей точки зрения, которая, скорее всего, будет основана на морфологических признаках причастия)

3. Объяснение нового материала.

Самым популярным художественным произведением на сегодняшний день является 7 книга (Приложение 1) Джоан Кэтлин Ролинг “Гарри Поттер и дары смерти”. На днях я познакомилась с ней и обнаружила, что одной из наиболее часто употребляемых частей речи является причастие. Перевод очень грамотный, и я решила, что данное произведение поможет нам освоить тему “Правописание НЕ с причастиями”.

Каковы будут цели нашего урока?

Анализ предложений позволит нам сформулировать правило о правописании НЕ с причастиями.

Предложения для анализа.

О том, чтобы не получивший в наследство сколько-нибудь значительных средств Альбус…сопровождал меня, теперь не могло быть и речи.

Получив сегодня утром от почтовой совы свернутый в трубку номер, он лишь взглянул на украшавший первую страницу заголовок и отметил про себя, что о Волан-де-Морте в нем ничего не сказано .

В глазах Гермионы заблестели невыплаканные слезы…

Одно из условий слитного или раздельного правописания НЕ с причастиями не проиллюстрировано примером. Какое? Ответить на этот вопрос поможет правило.

Правописание не с причастиями

  1. Пишется слитно не с полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: не вычитанная рукопись, не замеченные опечатки, не проверенные цитаты, не прекращающиеся боли.
  2. Пишется раздельно не с причастиями, имеющими при себе пояснительные слова, например: не возвращенная автору рукопись, не замеченные корректором опечатки, не сданные в срок гранки, не изданные при жизни писателя варианты отдельных глав романа.

Примечание 1. При наличии в качестве пояснительных слов наречий меры и степени не с причастиями пишется слитно, например: совершенно невычитанная рукопись, совсем непроверенные цифры. Но если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то предпочтение отдается более общему правилу и не пишется отдельно, например: совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

Примечание 2. Если причастие употребляется в значении прилагательного, то и при наличии пояснительных слов не пишется слитно, например: Это всеобщее одушевление, блеск, шум – все это, доселе невиданное и неслыханное мною, так поразило меня, что я в первые дни совсем растерялся (Достоевский). Ср.: неподходящие для южных культур условия (т.е. малопригодные, в значении прилагательного) – написания, не подходящие под правило (причастный оборот); по независящим от редакции обстоятельствам (фразеологический оборот с именем прилагательным) – рефлексы, не зависящие от воли человека (причастный оборот); веками нетронутая земля (в значении прилагательного; ср.: нетронутая еда, нетронутая натура – в переносном значении) – рябина, не тронутая осенними заморозками (причастный оборот). Такое же разграничение проводится и для кратких форм, ср.: ложь политиканов так бесстыдна, порою так неприкрыта (т.е. явна, очевидна, в значении прилагательного) – дверь не прикрыта (причастие, см. ниже, п. 1); ученик неподготовлен (прилагательное) – доклад не подготовлен (причастие).

Пишется раздельно не с краткими причастиями, например: рукопись не отредактирована , цитаты не проверены , работа не выполнена .

Пишется раздельно не с причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление, например: не законченный , а только начатый рассказ.

4. Закрепление изученного.

Правописание НЕ с причастиями

2. С краткими причастиями

Н-р, работа не выполнена

3. С причастиями, при которых имеется или предполагается противопоставление

Н-р, не законченный , а только начатый рассказ

Кто на этом этапе понял тему, могут работать самостоятельно (Приложение2) . С оставшимися ребятами мы составим алгоритм правописания НЕ с причастиями. <Рисунок 1>

I. Задание 1-го уровня сложности.

Задание 876.

Задание 880.

II. Задание 2-го уровня сложности.

Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего - темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

III. Задание 3-го уровня сложности.

  1. Он сложил осколок на утренний выпуск Ежедневного Пророка, который (не)прочитанным лежал на кровати…
  2. “Виктор!” - радостно закричала Гермиона и уронила сумочку, которая упала с громким стуком явно (не)соответствующим её размерам.
  3. Я спрашиваю, имеет ли Скитер в виду брата Дамблдора Аберфорта, который пятнадцать лет назад спровоцировал скандал в Уизенгамоте за (не)подобающее использование магии.
  4. Огромная рука схватила Гарри за шиворот и вытащила из (не)сущейся вниз коляски.
  5. Звезды были рассыпаны по небу, (не)мерцающие, безразличные, (не)затененные летящими друзьями.
  6. Хагрид еще боролся с дверью, не пропускавшей его огромную тушу.
  7. “Насколько я понимаю, вы (не)лишены интеллекта, но страдаете узостью мышления”, - сказал Ксенофилиус Гермионе.
  8. “Артур малость поколдовал над этой штукой”, - сказал Хагрид, совершенно (не)заметивший неудобства, которое испытывал Гарри.
  9. Гарри порылся (не)гнущимися пальцами в мешочке на шее.
  10. “А чё ж ты меня не проверяешь?” - пропыхтел Хагрид, так пока и (не)справившийся с дверью.
  11. Гарри, рассерженный, но (не)желающий ссориться с Гермионой, скользнул внутрь.
  12. Вокруг них взлетали в воздух последние предметы, еще (не)пораженные огнем.

5. Подведение итогов.

Назовите условия слитного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Назовите условия раздельного написания причастий с НЕ, проиллюстрировав их примерами.

Исправьте ошибки (работа в парах).

  1. В груди Гарри заструился холодок, никакого отношения к ледяному шампанскому неимевший.
  2. Целую неделю они отрабатывали трансгрессию с мантией-невидимкой, тайком добыли волосы у двоих ничего не подозревающих маглов.
  3. Грин-де-Вальд, исключенный из Дурмстранга за нападения на других учеников, едва неповлекшие за собой человеческие жертвы, бежит из страны.
  4. Том Реддл, недоверявший никому и действовавший всегда в одиночку, имел наглость думать, что он один проник в тайны Хогвартского замка.
  5. Крэбб сделал быстрый выпад волшебной палочкой в сторону высоченной стены из старой мебели, помятых чемоданов, книг, одежды и всякой неподдающейся опознанию рухляди.
  6. Очки немного защищали глаза Гарри от едкого дыма, и он нырнул в огненную бурю внизу, пытаясь разглядеть что-нибудь живое, не почерневшее от пламени.
  7. Фред глядел перед собой неподвижными не видящими глазами.
  8. Не победимые повелители смерти, Грин-де-Вальд и Дамблдор!
  9. Я не желал слышать, что не могу отправиться на поиски Даров Смерти, волоча за собой больную, неуправляемую сестру.

Кодовый диктант (взаимопроверка).

  1. Его спутник, не понявший, откуда исходило заклятие, снова выпалил в Рона.
  2. Ещё секунда – и до дракона дошло, что он больше не привязан.
  3. Все было кончено, Гарри это знал, и несделанным оставалось только само дело: смерть.
  4. Гарри наконец понял, что ему не предназначено остаться в живых.
  5. Даже Рон, к поклонникам Кикимера не принадлежавший, выглядел расстроенным.
  6. Мы оба неплохо умели становиться невидимыми и без мантии.
  7. Речь о Волан-де-Морте, о том, чтобы его победить. Или вы в этом не заинтересованы?
  8. Волан-де-Морту понадобилось место, где он мог ба залечь на дно, никем не тревожимый.
  9. Гарри знал, что его тело не оставят неоскверненным в Запретном лесу.
  10. Гарри, до этого не замечавший никого, кроме пары у окна, узнал своего отца.

Домашнее задание (на выбор).

Выписать из текстов художественной литературы 15 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями.

Составить словарный диктант на правописание НЕ с причастиями (25 словосочетаний).

Выполнить задание по учебнику № 877, 878.

Творческое задание.

Восстановите текст, употребляя причастия с частицей НЕ.

(Не)… понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не).., а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не).., осознать (не)... И главное расстаться с ничем (не)… уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)… интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь (не)… любому.

Ключ. Неосмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они не вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять непонятное, осознать неосознанное. И главное расстаться с ничем не оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. Неослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь не закрыт любому.

Напишите сочинение по одной из фотографий, используя в своей работе причастия с частицей НЕ.

Рефлексия

Мои успехи на уроке