Первые ученики апостолов. Мастер-классы канзаши

Как звали апостолов Иисуса Христа? Полный список 12 имен апостолов Иисуса Христа по порядку и их житие. Изображение иконы, а также почитание 12 апостолов в православной церкви представлено в данной статье!

Слово «апостол» заимствовано из греческого языка и дословно означает «посланник». Как гласит писание, Иисус Христос тоже являлся апостолом, только Божьим. Но традиция связывает это слово прежде всего с двенадцатью избранными учениками Иисуса .

Икона 12 апостолов Иисуса Христа

Список 12 апостолов Христа

Как звали 12 апостолов Иисуса Христа?

Апостолы Христа

Ученики Христа следовали за ним по всему миру, внимали каждому его слову. Они являлись свидетелями всех чудес, которые он творил. А самое главное — апостолы искренне верили, что Иисус — сын самого Бога.

Двенадцать апостолов

По велению Христа они бросили все: дома, свои занятия, родителей, детей и жен. Следовали за Иисусом всюду: по странам и городам. Переносили вместе с ним все тяготы кочевой жизни. И это не было приказом. Они шли за своим Учителем по доброй воле. Что примечательно, почти все апостолы — выходцы из семей бедняков.

Своим ученикам Иисус завещал нести Благую весть о себе. Именно апостолы начали проповедовать Евангелие по всему миру. Как гласит писание, Господь наделил своих посланников чудодейственной силой. А теперь они находятся на небе. Окружают Бога, восседая на двенадцати престолах.

Ради веры, апостолы положили на алтарь свои жизни. Можно даже сказать, что они принесли свои жизни в жертву вере. Андрея, Петра и Иакова Алфеева распяли на кресте. Павла и Иакова Зеведеева обезглавили. Фому — проткнули копьем. Иоанн Зеведеев умер естественной смертью, но при жизни перенес множество страданий: его держали в заключении, пытались сварить в кипящем масле. Несмотря на то, что они погибли, слово Божье осталось жить в других людях. И их имена живы в писании до сих пор .

Житие апостолов

Апостолы — ближайшие последователи Иисуса. Именно они первыми стали распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении .

1

Петр — не родное имя апостола. До встречи с Христом его называли Симон. Родился он в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера. Его отец — простой бедняк. Занимался рыбной ловлей. По его стопам пошел и Петр.

Оставил все свои дела, и последовал за своим Учителем после того, как Иисус чудесным образом излечил его тещу. Петр стал одним из любимых учеников Христа. Характер апостола — живой и вспыльчивый.

После вознесения Христа, Петр начал проповедовать учения в разных странах. Чудеса, которые он совершал привлекали людей. После контакта с ним мертвые оживали. Немощные и больные выздоравливали и вставали на ноги.


Петра распяли на перевернутом кресте. Последнее он пожелал сам, считая, что не может умереть так же как Христос .

2

Андрей является братом Петра. За то, что он первым последовал за Христом, его назвали Первозванным. Всю свою жизнь он посвятил служению и даже отказался вступить в брак.

Андрей всегда и во всем следовал за Христом. После распятия Иисуса, стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. Согласно писанию, Андрей был преданным Иисусу до самой смерти.

Закончил свою жизнь будучи распятым на косом кресте .

3 Апостол Иоанн Зеведеев

Младший брат Иакова. Его занятие — ловля рыбы. Иоанн является автором четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. За что его назвали Богословом. Именно его Христос попросил позаботиться о Богоматери. После распятия Христа он забрал Марию к себе. Умер естественной смертью, несмотря на многие попытки его убить. Иоанна травили ядом, но чудесным образом он выжил. Вторая казнь для него была — котел с кипящим маслом. Но даже такая страшная смерть его не постигла. После этого, уверившись в том, что апостолу невозможно нанести вред, его отправили в ссылку. Именно там он дожил до конца своих дней.

Смерть Иоанна стала легендой. Почувствовав скорый конец, он позвал с собой на поле семь учеников. Они выкопали Иоанну могилу, в виде креста, в которую он лег, будучи живым. Ученики накрыли лицо апостола и засыпали землей. Через некоторое время, когда другие узнали об этом, могилу раскопали. Но тела там не обнаружили .

4 Апостол Иаков Зеведеев

Так же, как и его брат, Иаков ловил рыбу. Характер описывают как взрывной и порывистый. На страницах писания он появляется только после распятия и вознесения Христа. Он участвовал в устроении первых христианских общин. Назвали его «Старшим», потому что среди учеников было два Иакова. Среди апостолов его казнили первым — погиб от царского меча в 44 году .

5

Родился Филипп в Вифсаиде. Христос призвал его третьим. Иисус часто обращался к апостолу за советами, как распределить малое количество еды на большое количество человек. Как гласит писание, после участия Филиппа в распределении, люди насыщались малым количеством пищи. Распяли его на кресте вниз головой. Сами ученики не хотели быть казненными как их Учитель, считая, что они не достойны такой же смерти .

6 Апостол Варфоломей

Варфоломей родился в Кане Галилейской. Возможно он являлся родственником или близким другом апостола Филиппа. Именно Филипп привел Варфоломея к Иисусу. О нем Христос отзывался, как о человеке, в котором нет лукавства и хитрости. Он один из первых учеников, которых призвал Иисус. В Евангелие упоминается о нем, как о Нафанаиле. Погиб Варфоломей в страшных муках в Армении — с него, когда он был еще живой, ножом срезали кожу .

7

Его называли «Дидим», что в переводе обозначает «близнец». Уж очень он был внешне похож на Христа. Упорный и решительный человек. Его назвали «Неверующим», потому что сначала Фома не поверил в воскрешение Иисуса, пока не увидел его раны. В Иерусалиме Фому Неверующего заключили в темницу, где долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, умер .

8

Автор первого Евангелия. Последовал за Христом прямо во время своей работы — сбора налогов. То есть наживался на своих соотечественниках. После того, как Иисус пришел к нему в дом, Матфей раскаялся. Раздал свое имущество беднякам. Присоединился к апостолам только после кончины Христа. Вместо предавшего Иисуса апостола Иуды. О его жизни практически ничего не известно. Данные о его смерти расходятся. Одни источники говорят, что он сгорел заживо, другие - что умер в мире .

9

Родственник Христа, двоюродный брат по матери. До встречи с Христом был сборщиком податей. Это занятие не считалось престижным, таких людей называли «мытари». Среди учеников был назван «Младшим», чтобы можно было отличать от второго Иакова. Который был старше его почти в два раза. Согласно преданию, его сбросили с крыши, а потом насмерть забили камнями .

10

Согласно преданию, именно он был женихом на той свадьбе, на которой Иисус совершил свое первое чудо — превратил воду в вино. Был достаточно ревностным человеком, по отношению к вере. Благочестиво следовал за Христом. Апостол принял мученическую смерть — был заживо распилен пилой на Кавказе .

11

Выходец из провинции Иудея. Среди апостолов числился казначеем. Выдал Христа за 30 сребреников первосвященникам. Его предательство — сюжет многих произведений искусства .

12 Апостол Иуда Фаддей

Брат Иакова Алфеева. Именно он задал Иисусу на Тайном вечере вопрос о его грядущем воскрешении. В отличии от Иуды Искариота, Фаддей был безоговорочно предан Христу. Характером отличался мягким и покладистым. Согласно писанию, умер апостол в Армении, во второй половине 1 века мученической смертью .

Почитание и церковное значение

Про почитание посланников Бога написано еще Священном писании. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7)

В современном мире они являются примером для подражания. Люди вспоминают их подвиги и преданность Иисусу. Подражают их делам, прославляют их святость. Устраивают праздники в их честь.

Кроме этого, почитание носит характер преклонения. К мощам и ликам обращаются если случилась беда. Им молятся, целуют иконы и ставят свечи. В их честь возводят храмы и часовни.

Церковное значение апостолов огромное. Апостолы считаются главными фигурами в христианстве. Разнеся по миру Слово Божье, именно они положили начало зарождения церкви.

Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви. Апостолам в христианских календарях установлены дни памяти, отдельные для каждого.

Все посланники Христа были самоотверженными людьми, безоговорочно ему преданные. Они не побоялись принять смерть, порой даже самую жестокую и мучительную, ради веры в Христа и в Слово Божье.

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

  • у Спасителя было 12 последователей изначально ;
  • они пошли за Спасителем добровольно;
  • Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы - это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые - это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей - это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса , пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр - был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей - брат Петра , который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей - или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн - бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев - брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев - рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот - предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев - был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий - был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп - родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот - самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома - по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников , поскольку проповедовал в основном им.

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно . Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа

Каждый из 12 апостолов Христа, имена которых дошли до наших дней, сделал существенный вклад в развитие . Но кем были эти люди, которых выбрал сам Сын Божий? И какой вклад они внесли в мировую и церковную историю?

Апостол Петр и его история

В еврейском городе Вифсаиде в простой рыбацкой семье на свет появились два брата: Андрей и Шимон. Казалось, что жизнь простолюдинов была предрешена их происхождением. Повзрослев, братья также ловили рыбу, как когда-то делал их отец, а до него их дед.

В зрелом возрасте мужчины перебрались жить на побережье Галилейского моря. Там Шимон нашел себе жену. А его брат Андрей не хотел торопиться с браком и помогал брату в рыболовном деле.

Однажды на побережье два брата-рыбака повстречали Иисуса. Он предложил им последовать за ним. Андрей откликнулся сразу, а Шимон некоторое время сомневался, но все же решил пойти вместе с братом.

Хотя формально Андрей был первым учеником и слугой Христа, откликнувшимся на призыв, Иисус особо выделял среди других именно Шимона, которому дал прозвище Кифа. Петром этого апостола нарекли греки. Данные имена в то время можно было перевести, как «камень». Петру Христос пообещал доверить ключи от Царствия Божьего.

Католики считают Петра первым римским папой. Все остальные христиане именуют его основателем святой церкви. После смерти и воскрешения Иисуса апостол Петр проповедовал так горячо и пылко, что слушая его проповеди, тысячи людей начинали верить в Господа и его сына. За проповеди Петра и казнили. На месте его захоронения был построен собор Святого Петра в Ватикане.

Первозванным Андрея прозвали благодаря тому, что Иисус обратился к нему первому. Он отличался от своего брата Петра не только характером, но и взглядами на жизнь. После смерти любимого учителя кроткий юноша отправился с миссионерской задачей в земли Скифии и Греции.

Согласно историческим данным, Андрей со своими проповедями обошел полмира. Считается, что это он обратил Русь в христианство. Андрея, как и его брата, казнили за его веру. Но до этого он успел совершить множество чудес, излечил сотни больных. И все время подвергался гонениям от рук противников новой религии.

Иоанн, как и Петр с Андреем, был рыбаком. Иисус Христос называл его возлюбленным учеником. А Богословом его прозвали благодаря четырем Евангелиям и тексту «Апокалипсиса», которые он написал для всех последователей христианства.

Перед распятием Христос поручил Иоанну важное дело. Он попросил позаботиться о его матери Марии. По одной из версий, этот апостол приходился земным родственником Иисусу. И после казни учителя старательно исполнял его наставления.

Сегодня Иаков известен во многих европейских странах. В Библии сказано, что он приходился братом Иоанну Богослову. После проповедей в Южной Европе апостол был казнен царем Иродом. Его мощи захоронили в замке дворянки по имени Лупа в Испании. В 825 году один монах случайно нашел останки святого. На этом месте построили церковь.

Эти апостолы тщательно записывали все уроки Иисуса Христа. Они читали проповеди в Галилее, Греции, Сирии, Армении, Эфиопии, Аравии и Малой Азии.

За свою деятельность ученики Христа так же приняли мученическую смерть от рук тех, кого они исцелили от болезней силой своей веры. Исходя из библейской истории, 12 апостолов Христа, имена которых христиане помнят и сегодня, до последнего вздоха проповедовали учение Спасителя, несмотря на жестокие пытки и угрозы.

Евангелие от Матфея христианами почитается особо. И для этого существуют следующие причины:

  • именно Матфей написал биографию Иисуса Христа;
  • еще ученик Спасителя сделал пересказ известной Нагорной проповеди, которая является кратким изложением всего христианского учения.

В миру данный апостол был сборщиком пошлин. Но оставил свою работу и последовал за Христом по первому зову его.

Апостол Фома. Внешнее сходство со Спасителем

От рождения Фома был наречен родителями Иудой. Но встретив Иисуса, он получил от него прозвище «Фома», что в переводе означало «близнец». В одной из легенд сказано, что этот апостол имел невероятное внешнее сходство с самим Христом. Но достоверно эта информация больше нигде не подтверждается.

Благодаря одному изречению этого апостола появилось выражение «Фома неверующий». Когда произошло воскрешение Христа, Фома не находился рядом с его гробницей. И после чудесной новости сказал, что не поверит в это, так как не видел все своими глазами. Фома долго проповедовал в Индии. Там же и был казнен за свою деятельность.

Три апостола, по некоторым историческим сведениям, являлись сводными братьями Христа. Иакову было присвоено второе имя Алфеев. Остальные же звались теми именами, которые были даны им от рождения.

По одной из версий, этот ученик Христа был единственным уроженцем Иудеи. Остальные же были галилеяне. Апостол Иуда заведовал казной общины. Путешествуя вместе с Иисусом, он творил чудеса исцеления. Ходили легенды, что Иуда даже мог воскрешать мертвых.

Но судьба самого ревностного апостола общины была предопределена. Сам Христос предсказал ему, что тот предаст его за 30 серебреников. Затем Иуда раскаялся, отказался от денег и совершил самоубийство через повешение.

Спустя долгое время в Египте отыскали Кодекс Чакос, который затем назвали « от Иуды». В этом тексте содержится информация, что Иуда – единственный ученик, постигший все Божественные таинства. Хотя споры по этому поводу не утихают и сегодня.

Ученики Иисуса, 12 апостолов Христа, имена которых у всех на слуху, вошли в историю, как основатели и распространители его учения. Они были его верными слугами и почитателями. Записывали все, что говорил Сын Господа. И не оставили свою деятельность даже после распятия Христа. Они сами приняли мученическую смерть за свою веру. И не отступились от своих убеждений, пожертвовав жизнями, чтобы обратить в христианство как можно больше людей.

Мф. X, 1-4: 1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

Мк. III, 13-19: 13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. 14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Лк. VI, 12-16: 12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Прот. Серафим Слободской (1912-1971).
По книге «Закон Божий», 1957.

Избрание апостолов

(Мф. X, 2-14; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16; VIII, 1-3)

Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.

Имена двенадцати апостолов следующие:

1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.

2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.

3. Иаков Зеведеев.

4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.

5. Филипп.

6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.

7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.

8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.

9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.

10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.

11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.

12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.

Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов: Марка, Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь.

Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: «Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего».

Он же сказал им: «не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах», то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном.

Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие.

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

6. Избрание двенадцати Апостолов

(Мф. X, 2-4; Мк. III, 13-19; Лк. VI, 12-16)

Пробыв всю ночь в молитве, несомненно об утверждении основываемой Им Церкви, на горе, по мнению древних, на Фаворе, Господь призвал учеников Своих и избрал из них 12, чтобы они постоянно были при Нем и могли потом свидетельствовать о Нем. Это были как бы начальники новых будущих 12 колен Нового Израиля. Число 12 имеет в Священном Писании знаменательное значение, как произведение 3 и 4: Три – вечное несозданное Существо Божие, четыре – число мира – 4 страны света. Число 12 обозначает проникновение человеческого и мирового Божественным. Три первых Евангелиста и кн. Деяний дают нам список имен 12 Апостолов. В этом списке замечательно то, что Апостолы разделены везде на три группы по 4 человека в каждой, причем во главе каждой группы стоят одни и те имена и в составе каждой группы одни и те же лица. Имена Апостолов следующие: 1) Симон-Петр, 2) Андрей, 3) Иаков, 4) Иоанн, 5) Филипп, б) Варфоломей, 7) Фома, 8) Матфей, 9) Иаков Алфеев, 10) Леввей или Фаддей, как называли Иуду Иаковлева, 11) Симон Кананит или Зилот и 12) Иуда Искариотский. Варфоломей это тот же, кого Ев. Иоанн называет Нафанаилом: Кананит это перевод на евр. яз. греческого слова «Зилот», что значит: «ревнитель». Так называлась еврейская партия, ревновавшая о независимости еврейского государства. Слово «Искариот» считают составленным из двух слов: «Иш» – муж и «Кариот» – название города. Самое слово «Апостол» в переводе с греческого значит «посланник», что соответствовало назначению избранных быть посланными на проповедь. Для большего успеха их проповеди Господь облек их властью исцелять болезни и изгонять бесов.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Избрание Апостолов

(Мк. 3:13-19; Лк. 6:12-16, Мф. 101-4)

После многих чудес и долговременного учения Иисус Христос избирает из числа Своих постоянных последователей - 12 учеников, которых называет Апостолами. Перед избранием их Он провёл всю ночь в молитве. Имена Апостолов по спискам трёх Евангелий и Книги Деяний (1:13) следующие: Симон Пётр и брат его Андрей, сыновья Ионы, Иаков и Иоанн - сыновья Зеведеевы, Филипп и Варфоломей (иначе называемый, как догадываются, Нафанаилом), Матфей, или Левий Алфеев, мытарь и, кажется, брат его Иаков Алфеев (младший), а также Фома близнец, Иуда Иаковлев, называемый Леввеем и Фаддеем, Симон Зилот или Кананит, и Иуда Искариотский, сделавшийся впоследствии предателем своего Учителя.

1. Двенадцатеричное число Апостолов, очевидно, имеет отношение к числу 12-ти колен Израилевых (Мф. 19:28; Лк. 22:30)=Апок. 21:12,14). Название Апостол должно было означать их Божественное посланничество и в этом смысле прилагается и к Самому Иисусу Христу по преимуществу (Евр. 3:1).

2. Разница в порядке, в каком следуют имена Апостолов у различных Евангелистов и даже у одного и того же Луки (Лк. 6:13-16; Деян. 1:13), доказывает, что между учениками Иисуса Христа не было строгаго различия в старшинстве; а различие имён некоторых из них объясняется обычаем носить несколько имён и переменять их в важных случаях жизни (=Аврам - Авраам, Иаков - Израиль, Исав - Едом, Соломон - Иеддеди и прочее).

3. При этом можно заметить, что во всех стихах Апостолов прежде вписываются те семь учеников, призвание которых описано в Евангелиях. Только Матфей почему-то ставит Фому прежде себя, хотя о призвании Фомы нигде не говорится.

4. При ближайшем разсмотрении списков Апостолов можем отметить следующее:

а) Симон, сын Ионы, из Вифсаиды Галилейской, прозван от Иисуса Петром, или Кифой (по-Сирски), что значит камень. В списке Апостолов он стоит всегда первым: но это не давало ему первенства чести и власти над другими Апостолами. Он был в таком же отношении ко всем Апостолам, в каком каждый из них к своим последующим.

б) Брат его Андрей, сначала бывший учеником Предтечи, называется Первозванным, как первый призванный Иисусом Христом к последованию (Ин. 1:41).

в) Иаков и Иоанн, сыны громовы - воанергес (по-Сирски, Мк. 3:17), пользовались особенною любовию Иисуса Христа и вместе с Петром были в числе ближайших Его учеников и сотрудников, в важнейших случаях Его жизни. Название сынов грома они получили, вероятно, за свою ревность (Лк. 9:54), Мать их Саломия, по преданию, была дочь Иосифа Обручника, и следовательно сестра Иисуса Христа по плоти; кажется, она также была спутницею Иисуса Христа. По крайней мере, она является при погребении Его. И прежде ещё она просит Иисуса Христа о посаждении сынов ея по обе стороны Его Престола во время открытия Его царства. Иоанн называет себя любимым учеником Иисуса Христа, он возлежал на Его груди на последней вечери и, стоя при Кресте, был усыновлён Матери Божией.

г) Из других Апостолов обращает ещё внимание Иаков Алфеев или малый, котораго многие смешивают с Иаковом, братом Господним, хотя тот никогда не считался в числе 12-ти и, по преданию, был сын не Алфея или Клеопы, а Иосифа Обручника от первой жены. Прозвание его малый или младший дано ему в отличие от Иакова Зеведеева.

д) Иуда, по всей вероятности, сын какого-нибудь Иакова, а не брат Иакова Алфеева. Другие имена Иуды - Фаддей и Леввей - считают первое Халдейским, другое - Иудейским.

е) О Симоне замечено, что он прозывался Кананит, может бытъ - Хананеянин, вернее же - житель Каны; другое прозвание его Зилот есть, вероятно, перевод имени Кананит, то есть ревнитель. В последнюю войну Иудейскую была известна партия Зилотов - но едва ли она существовала во времена Иисуса Христа.

ё) Иуда Искариот (по-Иудейски ишкариот), муж из Кариота, небольшого города в колене Иудином (Нав. 15:25, по Русскому тексту-Кириаф, по-Славянски град). Но некоторые производят название Искариота от Сирскаго слова скариута, которое означает мужа, или хранителя шкатулки, казначея, на что указывает и Евангелист Иоанн (12:6; 13:29).

5. Разсматривая списки Апостолов и обращая внимание на указания мест происхождения их, мы можем заметить, что все они - за исключением Иуды предателя - были Галилеяне, жители презренной у Иудеев страны, как бы в доказательство того, что буяя мира избра Бог, да премудрых посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая и худородная мира и уничиженная избра Бог и не сущая, да сущая упразднит (1 Кор. 1:27,28). Иуда Искариот был один из Иудеи - из того племени, которое более всех гордилось чистотою крови, хотя ещё пророк Даниил говорил, что даже старейшины среди них не Иудеи, но сыны Хамовы (13:56; Иез. 13:3,46) - и чуждалось всякаго общения с язычниками Самарянами и даже Галилеянами.

И он же сделался предателем своего Учителя - являясь, таким образом, и по имени и по отношениям своим к Иисусу представителем своего народа, который предал на смерть своего Мессию и за то отвержен Богом.

6. Иисус избирает 12-ть Апостолов не тотчас после вступления их в общество Его, а после целаго года последования их за Ним и испытания их расположенности, а следовательно, после того, как у них самих созрела решимость идти за Галилейским Учителем и разделять с Ним Его труды и опасности. Правда, они и по избрании в число 12-ти ещё долго не могли отрешиться от свойственных их народу предрассудков и обманчивых чаяний относительно царства Мессии; но под влиянием учения Христова и при виде всё более и более усиливающейся вражды вождей народа к Иисусу, они мало-помалу свыкались с мыслью о возможности предсказываемой Им смерти и готовились разделить с Ним Его участь (Ин. 11:16; Мф. 26:35; Мк. 14:31).

Ближайшее знакомство с характером избранных Иисусом Апостолов показывает, что каждый из них отличался какою-нибудь особенною чертою добродетели, необходимою для будущаго проповедника и соработника Христу в созидаемой Им на Земле Церкви. Так, Пётр отличался твёрдостью веры; Иаков ревностию и горячностию, как можно видеть из того, что он с братом своим Иоанном
назван сыном грома и первый из 12-ти пострадал мученически (Деян. 12:2).

Иоанн, кроме горячности, отличался особенно нежною любовно к своему Учителю и глубокою проницательности в тайны Царствия Божия. Варфоломей (Нафанаил) - простосердечием, Филипп дружелюбием, Матфей безкорыстием и кротостию; Фома - благоразумною осторожностью; Андрей — как и брат его Пётр - отличался твёрдостию и мужеством, почему - вероятно - и прежнее имя его оставлено за ним без перемены (Андрей - значит мужественный).

К сожалению, ни Евангелия, ни предания не сохранили нам подробных и полных сведений о жизни и деятельности других Апостолов; но несомненно, что все они, кроме Иуды Искариотскаго, отличались ревностию в деле распространения проповеди, преданностию и послушанием своему Учителю и самоотвержением. Эти черты их характера были известны Иисусу и послужили для Него главнейшим побуждением к избранию их в число Своих ближайших учеников и друзей.

7. Избрание Иуды в число 12-ти Апостолов показывало, что в этом ученике было много хороших качеств, которые делали его достойным лика Апостольскаго: он не оставлял Иисуса даже в то время, когда многие, соблазняясь учением Его, ушли от Него (Ин. 6:66); он разделял со своим Учителем нужды и лишения (Мф. 19:27); он вместе с другими был посылаем на проповедь во Израиле и удостоен дара исцеления и изгнания бесов (Мф. 10:5,8). К сожалению, добрые качества и труды сего Апостола помрачены были и уничтожены страстью сребролюбия, которая привела его к совершенной гибели. Этою именно страстью, а не каким-то тайным антагонизмом между ним, как Иудеем и прочими Апостолами - как Галилеянами - объясняет Евангелист Иоанн то, почему Иуда сделался предателем Иисуса (Ин. 12:6).

8. Предвидел ли Иисус Христос предательство Иуды? И если предвидел, то почему избрал его в число Апостолов? Евангелисты не оставляют сомнения в том, что Иисус не требоваше, да кто свидетельствует о человецех: Сам бо ведяше, что бе в человеце (Ин. 2:25), и потому часто проникал в сердца и помышления Своих слушателей - и тем более мог постигать склонности ближайших учеников Своих и предвидеть их действия (Мф. 26:31-35).

Само избрание Апостолов сделано Иисусом уже во второй год Его служения - то есть после того, как ученики Его достаточно ознакомились с учением Его и были подготовлены к делу, для котораго избирались - и сделано было после продолжительной и без сомнения горячей молитвы Богочеловека к Отцу Небесному.

Если же, при всём том, в лик Апостолов включён был и сын погибели, то, как догадываются некоторые, сие было попущено было Отцом Небесным, по особому некоему смотрению, чтобы тот крест Голгофский, который суждено было Ему некогда понести, не оставлял Его всю жизнь и был перед очами Его в лице одного из ближайших учеников и спутников Его.

Присутствие сего ученика вблизи Богочеловека должно было исторгать из любящаго сердца Его болезненные вопли к Отцу Небесному и о том, чтобы мимо прошла чаша страданий, ожидающих Его, и о спасении сына погибельнаго (Ин. 17:12); присутствие Иуды при Иисусе было как бы обоюдоострым оружием, которое проникало в сердце Иисуса и возмущало радости Его, испытываемыя им от веры учеников и обращения грешников.

Расскажите, пожалуйста, биографию Апостолов!

Само слово «апостол» имеет интересную этимологию. Первоначально греческое слово существовало в форме прилагательного и шло при упоминании морских судов - получалось что-то вроде «транспортное судно». Так же оно обозначало сам факт отправления флотилии для военных целей или для основания новой колонии или же саму флотилию. Ближе к временам Христа это слово стало употребляться в значении «посланник», но его употребление было в этом значении весьма редким. Обычно посланник обозначался как или .

Новозаветное употребление придало этому слову особое, принципиально новое значение. Если верить Лук.6:13, то такое значение придал ему Сам Иисус, хотя, как мне думается, оно является переводом какого-то арамейского слова. Примечательно, что им, в основном, пользуются Лука и Павел, тогда как в остальных 3 евангелиях это слово употреблено всего 4 раза (в Синодальном переводе это отражено всего в 2 местах). Матфей, Марк и Иоанн называют ближайших учеников Иисуса просто «двенадцать», видимо, по аналогии с 12 коленами народа Израильского: «…когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Матф.19:28)

Задача двенадцати объясняется Лукой в следующем тектсе: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.»(Лук.9:1,2)

В Деяниях же Лука сужает задачу апостолов: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян.1:8), чем, как можно предположить, позволяет наделить статусом апостола любого серьезного свидетеля Иисуса. Павел понимает апостольство именно в этом ключе, поэтому называет апостолами своих родственников Андроника и Юнию: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.» (Рим.16:7). Сомнений в своем апостольстве у Павла не возникает и он зачастую посвящал весьма обширные фрагменты подтверждению своего наивысшего статуса в Церкви (это было необходимо как поддержка его проповеди). Апостолом так же назван Варнава – спутник Павла (Деян.14:14).

Но вернемся к Двенадцати и поговорим о них более подробно. В Новом Завете приводится несколько списков.

«[поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.»(Мар.3:14-19)

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.»(Матф.10:2-4)

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.» (Лук.6:13-16)

Можно заметить, что в этих списках первое, пятое и девятое места всегда занимают одни и те же – Петр, Филлип и Иаков Алфеев. Таким образом, двенадцать учеников как бы подразделялись на 3 группы, в каждой из которых был лидер – старший из четырех (примерно так всегда и бывает в небольших коллективах). В первую группу входят Петр с братом Андреем и еще два брата – Иоанн и Иаков Зеведеевы. Эти четверо составляют круг наиболее приближенных к Иисусу учеников – только они присутствуют при воскрешении дочери Иаира и Преображении, с ними Иисус беседует о Своем Втором Пришествии и только их просит бодрствовать в Гефсиманском саду.

Также следует обратить внимание на некоторые различия в списках. Симон Кананит и Симон Зелот – одно и то же лицо. Слова кананит и зелот имеют примерно одно значение – ревнитель. Иуда Иаковлев и Левей Фаддей также, предположительно, один и тот же человек.

А теперь давайте поговорим о каждом из них подробнее.

Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа. Еврейское имя апостола – Симеон. Петр был жителем Вифсаиды в Галилее, где вместе с отцом и братом занимался рыбной ловлей (Ин. 1:44). Петр был женат, что было весьма редким случаем среди апостолов. Петру принадлежать два соборных послания, входящих в НЗ (он является наиболее вероятным их автором).

Андрей , брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя (возможно, к числу учеников Иоанна принадлежал и Петр). Андрей был первым призван Иисусом. По преданию, апостол Андрей проповедовал в Скифии и, пройдя по Руси, достиг Скандинавии. Небольшой рассказ об этом содержится в «Повести временных лет».

Иоанн и Иаков Зеведеевы , как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды. Иисус называл их «сыновьями грома» -Воанергес. Предположительно, Иоанн были младшим, а Иаков – старшим. Матерью Иоанна и Иакова была Саломея, что видно из сравнения Мк. 16:1 и Мф. 27: 56. Если согласовать свидетельства синоптических Евангелий с Евангелием от Иоанна (Иоан.19:25), то выходит что Саломея была сестрой Девы Марии, а Иоанн с Иаковом – двоюродными братьями Иисуса. Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть, будучи убит мечем по приказу Ирода Агриппы I (Деян. 12:2). О смерти Иоанна достоверных свидетельств нет. Иоанну приписывается авторство четвертого Евангелия, 1-го, 2-го и 3-го соборных посланий и Откровения – последней книги Библии.

Филипп также был уроженцем Вифсаиды и был призван Иисусом срезу же после Андрея и Петра. Известно, что Филипп был женат, как и Петр, и у него были дочери, на рассказы которых опирался известный собиратель историй о апостолах и евангелистах Папий Иерапольский. Часто апостола Филиппа путают с Филиппом-благовестником, крестившим ефиопского евнуха. У последнего, кстати, тоже были дочери (Деян.21:9)

У Филиппа был друг Нафанаил - «Израильтянин, в котором нет лукавства», о котором также есть смысл упомянуть в разговоре об апостолах.

Фома Близнец - (имя «Фома» созвучно арамейскому слову «близнец»). Вероятно, его исходным именем было Иуда, так как в Ин. 14:22 он назван «Иуда не Искариот», а в одной из древних сирийских рукописей «Иуда Фома». Второе имя было более уотребляемо, чтобы избежать путаницы с Иудой Предателем.

Матфей был мытарем – сборщиком податей (Мф. 9:9), которых население Иудеи считала пособником оккупантов-римлян. Отец Матфея Алфей, и Алфей, отец апостола Иакова, вероятно, разные люди. Матфей вероятный автор одного из Евангелий.

Варфоломей . О Варфоломее почти ничего не известно. Но у нас есть веские причины идентифицировать его с Нафанаилом. Предположительно именем апостола было Нафанаил бар Толемай (Нафанаил сын Толемая). Обратите внимание на греческое написание имени «Варфоломей» - . О Нафанаиле ничего не сказано у Синоптиков, в 4-ом Евангелии не говорится о Варфоломее. Из разговора Иисуса с Нафанаилом в Ин. 1:47-51 можно заключить, что он стал одним из апостолов, тем более в Иоанн упоминает о нем в заключительной части Евангелия (Ин. 21:2), где описывается явление Иисуса рыбачившим апостолам. Вспомнив о дружбе Нафанаила с Филиппом, мы можем более ясно представить себе черты второй четверки апостолов (о чем я говорил выше).

Иаков Алфеев – лидер последней четверки. О нем почти ничего неизвестно, помимо предположения, что он был «Иаковом меньшим», сыном Марии и братом Иосии (Мк. 15:40) Предположительно, автор соборного послания Иакова.

Иуда сын Иакова также малоизвестен. Некоторые идентифицируют его с Иудой братом Господним, автором послания Иуды, вошедшего в канон НЗ. О братьях Господних следует поговорить подробно. Их имена – Иаков, Иосия (Иосиф), Симон и Иуда (Мк.6:3, Мф.13:55-56). Здесь можно сделать несколько предположений. Во-первых, они могли быть родными братьями Иисуса, детьми Марии. В Евангелиях есть указания на то, что у Иисуса были не только братья, но и сестры (Матф.13:56, Мар.3:32, Мар.6:3), так что это предположение выглядит вполне убедительно. Но по мнению многих, такая позиция вредит догмату о непорочном зачатии (опирающемуся исключительно на евангельские свидетельства), поэтому более распространено мнение, что братья Иисуса есть дети Иосифа от первого брака или являются его двобродными братьями, сыновьями Марии, жены Алфея, сестры Девы Марии. Последняя версия, представляется мне наиболее интересной. Её выдвинул Иероним Блаженный в трактате «Против Гельвидия о вечной девственности блаженной Марии».

О Иакове брате Господнем известно, что Иисус явился ему по воскрешении одному из первых (1 Кор. 15:7). Иаков возглавлял Иерусалимскую общину (Галл. 1:19, 2:9, Деян. 12:17) и имел прозвище Иакова Праведного (Справедливого). Согласно свидетельству Иосифа Флавия, он был убит толпой противников христиан за свою веру. («Иудейские древности» 20. 9)

Симон Зелот . Мы знаем, что зелоты представляли собой экстремистскую группировку во времена, предшествовавшие Иудейской войне. Мог ли этот апостол ранее принадлежать к зелотам? О существовании группировки зелотов во времена Иисуса нет свидетельств, и мы можем предположить, что Симон назван зелотом (ревнителем) за свою особую духовную ревность. Однако слово «зелот» никогда не употреблялось самостоятельно и всегда шло с определением ревности – например, ревнитель закона. Нарицательным это слово стало лишь по отношению к партизаним –экстремистам, поэтому можно предположить, что данная группировка во времена Иисуса была уже достаточно развита и Симон к ней принадлежал.

К числу известных апостолов можно отнести и Павла . Апостол Павел носил имя Саул (Савл) и происходил из колена Вениаминова, к которому принадлежал и знаменитый царь (Фил. 3:5, Рим. 11:1). Не исключено, что будущего апостола назвали именно в честь царя Саула. Скорее всего, Павел был женат, так как член синедриона не женатым быть не мог. Но из посланий Павла мы узнаем, что жены рядом с ним не было. Так как Павел стал апостолом будучи еще очень молодым (слово «отрок» указывает на то, что у него только-только начала расти борода) можно предположить, что он не был вдовцом, а молодая жена оставила его, когда тот отказался от высокого положения в обществе и полностью посвятил себя служению Христу. Имя Павел апостол получил после обращения в христианство проконсула острова Кипр Сергия Павла (Деян 13:7). Послания Павла занимают большую часть Нового Завета.

Павел первым выполнил апостольское предназначение, указанное в (Деян.1:8). Он был свидетелем Иисуса и в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. «Край земли» - это Рим. Павел возглавил Римскую общину и был казнен при императоре Нероне. В Риме же был казнен и Петр, сменивший Павла.

В среде богословов можно встретить утверждение о якобы имевшем место разладе между апостолами, противостоянии Павла и Иерусалимских христиан, ассоциируемых с вечными врагами Павла – иудействующими. Подобная позиция, хотя и выглядит достаточно логичной, не имеет твердого обоснования в документах церковной истории и может рассматриваться лишь как одна из возможных реконструкций тех далеких событий. Например, представители Тюбингенской школы – авторы данной исторической концепции, посчитали полемику Павла с Симоном Волхвом, описанную в тенденциозном приключенческом романе «Псевдо-Климентины», относящемуся к раннему средневековью, полемикой Павла с Петром. Остальные аргументы не более убедительны, чем этот. Однако, как часто бывает, сомнительная гипотеза быстро была возведена чуть ли не в ранг догмата. Тюбингенская концепция раннехристианской истории давно уже была опровергнута на Западе, но в нашей стране, только недавно отошедшей от повального атеизма, богословская концепция, отвергнутая сотню лет назад, кажется вполне актуальной. Такое печальное положение обусловлено практически полным отсутствием серьезных исследований на русском языке, хотя в последнее время уже ощущается, что ситуация понемногу начинает меняться к лучшему.

Как умерли апостолы Христа?

Во-первых, это не столь важно, потому такой информации в Библии нет. Разве что из любопытства или в целом знать.

Во-вторых, все ученики Иисуса Христа умерли мученической смертью - за веру. Петр был распят вверх ногами, потому что отказался от чести умереть, как Иисус. По той же причине крест апостола Андрея был в форме буквы Х, оттого андреевский крест.

Павел был гражданином Рима, потому имел привелегию на быструю не мучительную смерть - ему отрубили голову. Апостол Иоанн единственный умер своей смертью. Уже в глубокой старости он написал все свои послания, потому его послания по времени - последние книги Библии. Его Евангелие - последнее. А последнюю книгу - Откровение, он написал в ссылке на острове (вернее островке) Патмос.