Преподобный Амвросий Оптинский — житие и духовные наставления

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет - избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, - пишет богослов С. Н. Булгаков, - старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений...

Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь... Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть - на бедных»...

В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.

Тоска

Тоска, по свидетельству Марка Подвижника, есть крест духовный, посылаемый нам к очищению прежде бывших согрешений.

Тоска происходит и от других причин: от оскорбленного самолюбия или оттого что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами; от стеснительных обст ятельств, которыми испытуется вера наша в Промысл Божий и надежда на Его милосердие и всесильную помощь. А верой и надеждой мы часто бываем скудны, оттого и томимся.

Рассмотрите хорошенько, нет ли к тому причин земных (что отягощает тоска), и не оскудевает ли вера и упование на всеблагий Промысл Божий? Апостол сказал: «верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете; но со искушением сотворит и избытие», то есть избавление от скорби и искушения.

Если таких причин не найдете за собой, то потерпите эту печаль и томление тоски, как крест духовный, и получите милость Божию и благовременное утешение по воле Божией, а не по нашим соображениям.

В помощь избавления от безотчетной печали советую вам прочесть письма святителя Иоанна Златоуста к Олимпиаде...

Если сумеете написанное там приложить к своим обстоятельствам, великую получите пользу духовную.

Это один из нелегких крестов духовных, которые посылаются хотящим спастись, а иногда - и не хотящим.

Тоска ваша слагается из неудобств, вас окружающих и препятствующих исполнению желаемого. Отраду же некоторую в тоске вашей находите вы при мысли о смерти потому, что тут представляется избытие многих ваших тягот. Но если бы мы, как сказано в отечнике, знали вполне, какое томление несут за гробом не получившие милости Божией, то охотно бы несли всякую здешнюю тяготу внешнюю и внутреннюю. Если о всякой вещи должны молиться Богу: «да будет воля Твоя», то более всего прилично это в отношении нашей жизни, которая нам дана для приобретения вечного спасения...

Если же кто не вполне располагается или предается в волю Божию, а дозволяет себе некоторые мнимо-благие желания, то он по временам будет впадать в малодушие и нетерпение, в избежание чего и советует Авва Дорофей мыслить так: «хощу яко же будет».

Жалуетесь на тоску и печаль! Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой.

Печаль, по духовным причинам бывающую, апостол называет полезной весьма: «печаль, яже по Бозе, - говорит он, - покаяние не раскаянно во спасение соделовает». Нераскаянно - значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни; этой печали вредят смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом душ наших.

Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, смерть соделовает не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается ей, оставив упование на Бога. Печаль мирскую производят три причины: «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская», которые... не от Бога, но от мира сего. Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, по-видимому, блаженствующих.

Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: «идеже зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь.

Премудрость же, яже свыше, первее чиста есть, потом же мирна, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих, несумненна, нелицемерна». Несумненна - значит неосудлива. Считающие себя умеющими и более разумевающими склонны к осуждению.

Вот аз, скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящие тяготу душевную, - не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу.

Сами вникните и рассмотрите, от чего более происходит томление духа вашего, и, призывая со смирением и верой помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не вотще апостол сказал: «терпения потреба, да волю Божию сотворша жизнь вечную улучим».

Да! Немалое терпение, и разумение, и смирение потребно, чтобы избавиться обоюдной стремнины, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой - ревность не по разуму, доводящая до рвения. И все это лишает мира душевного, тяготит, томит, смущает.

Господи, помози! Заступи, спаси и помилуй! Помилуй нас, яко немощны есмы! Враг же противоборющий бесчеловечен и добра ненавистник, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити; но да упразднится его кознодейство.

10 / 23 октября – память великого старца ХIX века, преподобного Амвросия Оптинского (1812–1891). Публикуем отрывок из книги издательства Сретенского монастыря: «Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия ».

Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

«Как жить?» - слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» - т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной - Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». - Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» - указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» - иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

«Мы должны, - еще говорил старец, - жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, - прибавлял он, - спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай - зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, - это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, - всё дадут; добрых дел никто не даст».

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, - это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), - старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

«Безбожникам нет оправдания»

«Я говорила как-то батюшке, - пишет его духовная дочь, - об одной семье, что мне всех их очень жаль, - они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: “Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. “Батюшка! - говорила я вслед за тем. - Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: “Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла - взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

О лености и унынии: «Скука - унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, - он каялся. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, - продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

«Бывает, - так говорил батюшка, - что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: «Древо при исходищах вод , - бурлят там воды (страсти)».

«Когда человек, - говорил еще старец, - идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь - и значит страдать за ближних».

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. - “Да как же так?” - “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, - так и привык”».

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! - так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай - молись!»

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, - двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, - и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце , а не ноги”».

«Отчего люди грешат?» - задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности - служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина - уныние или леность, забвение и неведение, - от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: "Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал". Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.
Е.Поселянин.

Чадце мое нетолковитое,
мир тебе и Божие
благословение
и всякое утверждение
в терпении и долготерпении,
в нем же имамы великую
потребу,
да благодушно переносим
вся встречающаяся
и вся приключающаяся.

Благодушно и благодарно
терпящим все
обещается там покой.
Да ведь какой?
И сказать невозможно;
Только требуется для этого
жить осторожно,
и прежде всего жить
смиренно, а не тревожно,
и поступать как следует
и как должно.
В ошибках же каяться
и смиряться,
но не смущаться.

N! не будь как докучливая
муха,
которая иногда без толку
около летает,
а иногда и кусает и тем
и другим надоедает,
а будь как мудрая пчела,
которая весной усердно
дело свое начала
и к осени окончила
медовые соты,
которые так хороши,
как правильно
изложенные ноты.
Одно сладко,
а другое приятно…

Ты, N, чай пей,
Только дело духовное
разумей.

Без смиренья
невозможно иметь
успокоенья.
***

На слово не верь всякому
вздору
без разбору-
что можно родиться
из пыли
и что люди прежде
обезьянами были.
А вот это правда,
что многие люди стали
обезьянам подражать
и до степени обезьян себя унижать.

Потерпи;
может, откроется тебе
откуда-либо клад,
тогда можно будет
подумать
о жизни на другой лад;
а пока вооружайся
терпением и смирением,
и трудолюбием,
и самоукорением.

Воли человека
и Сам Господь не понуждает,
хотя многими способами
и вразумляет.

Немощь, и слабость,
и усталость, и изнеможение,
а к ним еще и леность
и нерадение-
вот мои спутницы!
и с ними мое всегдашнее
пребывание.

Мать!
Давно было сказано,
чтобы не унывать,
а на милость и помощь
Божию уповать!
Что говорят-слушай,
а что подают-кушай.

Послушай, сестра!
Не будь востра, не будь
пестра!
А будь постоянна и смирна-
и будешь мирна!

Не люби слушать
о недостатках других,
тогда у тебя будет
меньше своих.

Слышу о тебе,
начальственная мать,
что ты не перестаешь унывать
с тех пор, как начала горевать,
получивши весть о пострижении.
Знай, что горе-как море:
чем более человек в него
входит,
тем более погружается.

Мир тебе и милым гусяткам!
Которые бывают иногда
милы,
иногда же и гнилы.
***

Хорошо бы, новая матушка
…ина,
Если бы у тебя наружно
была приятная
и назидательная мина,
при этом и душевная
тишина хранима.
Хотя это не легко,
и претрудно,
и не всегда удобно,
но зато и нам и другим
полезно.

Твоя духовная храмина,
как четырьмя углами,
утверждается четырьмя
твоими молитвенницами…
Стой же, сия храмина,
твердо и не шатайся,
ни вспять, ни на десно,
ни на шуе не озирайся,
а зри прямо к востоку,
от онуду же пришедый
Господь глаголет о Себе:
Не приидох да творю волю
Мою,
но волю пославшаго
Мя Отца.

К сказанной четверице
прибавлю
еще две четверицы.
Евангельское учение
утверждается
четырьмя евангелистами,
а жизнь христианская-
четырьмя главными
добродетелями:
мужеством, мудростию,
целомудрием и правдою.
Не умолчу и о неполезной
и душевредной четверице,
яже есть:
уныние, малодушие,
нетерпение и уклонение,
которые лишают нас
полной власти,
могут лишить и благой части,
если мы будем им
поддаваться,
хотя бы и под благовидным
предлогом.

Мати! Не унывати,
а на милость и помощь
Божию уповати,
и мене, грешного,
в молитвах своих поминати.

Как-то ваши дела идут
и к какому концу грядут?

Приветствую о Господе NN:
певчих, поющих
и читающих,
келейных сестер,
стряпающих и ходящих,
метущих и мятущихся,
но не оскудевающих верою
и упованием.
Скоро ли ваш храм будет
дивен в правде?

В целом мире бесскорбного
места не найдешь,
везде к одному заключению
придешь,
что потерпеть нужно.

Не дают награду за отраду,
а только за скорби
и за подвиги.

Кто уступает,
тот больше приобретает.

Отчего человек бывает плох?
Оттого, что забывает,
что над ним Бог.

Где просто,
там ангелов со сто,
а где мудрено,там ни одного.

От ласки у людей бывают
совсем другие глазки.

***
Кто нас корит, тот нам дарит,
а кто хвалит, тот у нас крадет.

Смотри, Мелитона,
держись среднего тона;
возьмешь высоко-будет
нелегко,
возьмешь низко-будет
склизко;
а ты, Мелитона,
держись среднего тона.

Катя! Назад не пяти.
Катиш! Смотри,
Куда катишь.
Кати туда, где тишь, да гладь,
да Божья благодать.

Лизок! Смотри в низок,
там находится смиренье
и обретается терпенье.

Мать Евмения!
Собери свое разумение.

Не беда, что во ржи лебеда,
а вот беда,
когда в поле ни ржи,
ни лебеды.

Оттого и кончина была
хороша, что жила хорошо.
Как поживешь,
так и умрешь.

Если слушать чужие речи,
придется взвалить осла
на плечи.

Иди куда поведут;
смотри, что покажут,
и все говори:
да будет воля Твоя.

Нужно жить нелицемерно
и вести себя примерно,
тогда наше дело будет верно,
а иначе выйдет скверно.

Жить -не тужить,
никого не осуждать,
никому не досаждать,
и всем мое почтение.

Народ! Не разевай рот!

Терпел Елисей,
терпел Моисей,
терпел Илия,
потерплю и я.

Кроме властей земных,
на земле есть еще
и Царь Небесный,
Дух Святый,
всем управляющий
и к пользе нашей полезное
устрояющий,
неполезное отстраняющий.

Возмогай о Господе
и в державе крепости Его!
Да возрадуется душа твоя
о Господе,
облече бо нас в ризу
спасения
и одеждою веселия
одея нас;
и глаголет к нам через
Апостола:
всегда радуйтеся,
о всем благодарите,
сия бо есть воля Божия.

Для православных христиан 23 октября – это день памяти преподобного Амвросия Оптинского .

В этот день в соборе Оптиной пустыни, где старец посвятил себя служению Богу, правят , совершается торжественное богослужение и вспоминаются все благие дела, совершённые старцем.

В этот день многочисленные прихожане стремятся исповедаться в грехах и раздать нуждающимся милостыню. Житие Амвросия Оптинского исполнено любви к Богу и людям, веры и смирения.

В соборе Оптиной пустыни имеется помещение, где жил преподобный старец. В этой комнате можно поставить свечу об упокоении души и помолиться о всякой нужде.

Амвросий Оптинский: биография

Преподобный Амвросий в миру носил имя Александр Михайлович Гренков . Он родился 23 октября 1812 года в Тамбовской губернии в семье духовного лица.

Александр окончил духовное училище и успешно прослушал курс в духовной семинарии. Однако далее он не пошёл ни в Духовную академию, ни в священники. Прослужив некоторое время в семье помещика домашним учителем, он пошёл преподавать в духовное училище в Липецке. Александр обладал от природы живым умом, добротой и весёлым нравом, чем заслужил любовь и уважение среди своих товарищей и сослуживцев.

Во время учения в духовной семинарии Александр перенёс тяжёлую болезнь. Именно в это время он дал обет принять монашеский сан в случае своего выздоровления. После выздоровления он не забыл о своём обете, однако ещё несколько лет не решался его исполнить.

Однако же муки совести не оставляли молодого человека. И чем дальше, тем больше он тяготился неисполненным обещанием. Весёлое и беззаботное настроение все чаще стало сменяться у молодого человека периодами тоски, и грусти. Много времени он проводит в слезах и покаянных молитвах. Старец рассказывал впоследствии, что однажды, когда он гулял по лесу и вышел к берегу ручья, в журчании воды он явно расслышал призыв любить Бога и хвалить его.

Оптина пустынь и рукоположение

По своему собственному признанию, Амвросий не отличался настойчивостью и сильной волей. Уже в старости он советовал своим духовным детям слушать его с самого первого слова и никогда с ним не спорить. Он объяснял это своей мягкостью и уступчивостью , из-за которой мог уступить своим ученикам, что было бы им не на пользу.

Уединяясь в своей комнате, Александр много молился перед иконой Богородицы и просил направить его и просветить его ум. Поскольку молодой человек никак не мог принять правильного решения и не знал, как ему поступить, он обратился за помощью и поддержкой к сподвижнику Иллариону, который проживал в той местности.

Илларион посоветовал молодому человеку пойти в Оптину пустынь и Гренков послушал его совета. В конце 1839 года он прибыл в Оптину пустынь, где его ласково встретил старец Лев.

Вскоре Александр принял постриг и получил имя Амвросия , которое было дано ему в память о Святителе Медиоланском . Амвросий был рукоположён в иеродьяконы, а затем в иеромонахи.

Когда преподобный Макарий Оптинский начал издавать книги, отец Амвросий стал его ближайшим и преданным помощником. Он знал 5 языков как древних, так и новых.

Очень скоро после рукоположения Амвросий тяжело заболел. Эта болезнь практически приковала его к постели и навсегда подорвала его здоровье. До самого конца своей земной жизни он не был в состоянии совершать литургии и участвовать в длительных богослужениях.

Благие дела и поучения

Тяжёлая болезнь, которая постигла преподобного Амвросия, имела немаловажное значение для его духовного подвига.

  1. В результате долгого недомогания его живой весёлый характер был значительно усмирён.
  2. Возможно, эта болезнь уберегла его от излишнего самомнения и помогла заглянуть внутрь себя и познать самого себя и природу человеческую. Впоследствии Амвросий утверждал, что монаху болеть даже полезно и надо только подлечиваться, а не излечиваться полностью.
  3. Отец Амвросий много помогал старцу Макарию в его издательской деятельности и продолжил это дело после смерти Макария. Под его надзором и непосредственным руководством было издано немало духовных книг, в том числе жизнеописание отца Макария.
  4. Однако издание книг – это далеко не единственное, чего жаждала душа преподобного. Он с жадностью искал общения с людьми и вскоре приобрёл репутацию мудрого и опытного наставника. Это касалось не только вопросов духовных, но и сугубо практических повседневных дел.

Преподобный Амвросий отличался очень живым и острым умом, большой наблюдательностью и проницательностью. Разум его был просветлён постоянной молитвой и глубокими познаниями, в том числе и в подвижнической литературе. Не прошёл даром и опыт самопознания и понимания человеческой природы. Отец Амвросий мог свободно видеть и читать в душе человека даже те потаённые страницы, в которых человеку было трудно признаться.

Поучения отца Амвросия

Однажды преподобному Амвросию заметили, что он говорит так просто. На это старец с улыбкой ответил, что этой простоты он просил у Бога в течение 20 лет.

После преподобных старцев Льва и Макария он стал третьим. Из всех учеников прославленных старцев он стал самым известным и почитаемым.

Характер и отношение к людям

Несмотря на то, что старец всю свою жизнь был весьма болезненным и немощным, он обладал весьма жизнерадостным характером и богато одарённой душой. Все свои наставления он давал людям в простой и даже шутливой форме, поэтому слушающие легко запоминали сказанное.

Однако если на то быдла необходимость, старец мог быть и строгим и весьма требовательным. Случалось, он «увещевал» неразумных с помощью палки или наложения епитимьи.

При этом преподобный не делал между людьми никаких различий. С ним мог говорить любой -от старой неграмотной крестьянки до столичного сенатора. К преподобному нередко обращались за советом и наставлением Соловьёв, Толстой, Достоевский.

Люди приходили к старцу с самыми разнообразными бедами и жалобами.

В характере старца сильна была ещё одна черта, характерная для русского человека: он очень любил что-либо создавать или устраивать. И других старец старался научить тому же. И если кто-то приходил к нему за благословением на подобное начинание. Старец не только охотно благословлял его, но и помогал практическими советами. До сих пор остаётся загадкой, откуда мог взять преподобный те глубокие познания в самых разнообразных областях, которыми он обладал и делился с окружающими.

Жизнь в Оптином скиту

Жизнь преподобного старца в пустыни протекала по строго заведённому расписанию:

  • Его день начинался в 4 или 5 часов утра. Он вызывал к себе в это время келейника, чтобы начинать утреннее правило. Продолжительность правила составляла более 2 часов.
  • После этого Амвросий в полном одиночестве предавался глубокой и готовился к дневному служению.
  • В 9 часов утра у старца начинался приём посетителей. Вначале к нему могли пройти монахи, а после этого - миряне. Этот приём продолжался до обеда.
  • В 2 часа Амвросий принимал скудную пищу и на некоторое время вновь оставался один.
  • После этого читалась вечерня и продолжался приём посетителей.
  • В 11 часов вечера совершалось вечернее правило и к полуночи старец оставался один.

Амвросий очень не любил молиться в присутствии посторонних и всегда просил всех выйти. Служитель, который читал правила, находился во время молитвы в другой комнате.




Последние годы жизни

Преподобный Амвросий совершал свой великий духовный подвиг на протяжении тридцати лет. В течение последних десяти лет свой жизни старец посвятил себя ещё одной заботе. В 12 вёрстах от Оптиной пустыни начато было строительство женской монашеской обители. Кроме монахинь там же обосновался приют для девочек-сирот, больница и для престарелых женщин. В строительстве этого монастыря преподобный старец видел не только материальную заботу, но и великий духовный подвиг, который и закончил его земную жизнь.

Скончался старец в 1891 году. Весь последний год он провёл в Шамординской женской обители, как будто торопился закончить начатое обустройство. Работа велась очень спешно и новая настоятельница очень нуждалась в советах и указаниях.

Из-за прогрессирующего заболевания старец все время откладывал свой отъезд из обители. Неожиданно пришло известие, что Преосвященный недоволен медлительностью Амвросия и собирается лично приехать и забрать его из Шамордино. Однако здоровье преподобного отца стремительно ухудшалось и в итоге Преосвященный успел лишь совершить отпевание старца Амвросия.

Старец Амвросий был похоронен на территории Оптиной пустыни. Тропка к его могиле не зарастала долгие годы, пока Оптина пустынь не была разорена и закрыта.

В 1988 году после возвращения пустыни Русской православной церкви старец Амвросий был причислен к лику святых. На иконе старец изображён в монашеском одеянии и с чётками в руках. Икона сохраняет портретное сходство с преподобным. Рака с его мощами находится сегодня на территории пустыни. 10 июля православные христиане отмечают как день обретения мощей преподобного старца Амвросия Оптинского. День памяти этого святого отмечают 23 октября.

Скит Амвросия Оптинского основан в Белоруссии в 2005 году. В настоящее время там проживают несколько монахинь и женщины, которые им помогают. Обращаться за помощью к иконе Амвросия Оптинского можно во всяких случаях, когда чувствуешь растерянность и не знаешь, как поступить мудро и правильно.

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет – избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, – пишет С. Н. Булгаков, – старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений…

Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь… Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть – на бедных…»

При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает.

В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.

Письма старца публикуются с сокращениями .

Калайтан А.

О супружестве

Счастье основано на страхе Божием

Поздравляю тебя с новобрачными, а N – с новой супругой… Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения в их благопокорности, достодолжной почтительности и уважении, какое приличествует родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь наша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя, и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его – значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих.

Всеблагий Господь да утвердит нас на спасительном Своем пути!

Семейные тяготы

Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. «Задние» мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительна лишь молитва Богу о себе и о семействе, да сотворит нам полезное по Своей святой воле.

От души желаю вам всего того, что вы выразили в вашей краткой приписке касательно истинного разумения дел и кроткого обращения с другими, и благодушного перенесения скорбей, и благоразумного отражения человеческих интриг и козней исконного врага. Поминайте царепророка Давида, который, помощью Божией пройдя подобные обстоятельства, написал так: Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою, и возведе мя от рова страстей и от брения тины (греховной), и постави на камени (заповедей Божиих) нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39).

Без столкновений прожить невозможно

Пишешь мне о случае, который произвел на всех вас неприятное впечатление. Что делать? В старину люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с

горшком сталкивается; тем более людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи: один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели по первому правилу арифметики слагается один и один, то выходит два, если же по третьему правилу помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди них – черта: так бывает и в делах человеческих. Если их сильно раздробить, то неудобство окажется и вверху и внизу, с какой-либо преградой посредине.

Как прежде я тебе писал и говорил, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысел Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств… и… будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, что может и не случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то только напрасно будешь себя беспокоить.

Тебе думается, как бы не отказали тебе вдруг. Из получаемых мною писем не вижу я и намека об этом и не думаю, чтобы с тобой так поступили, разве уж по каким-либо особенным непредвиденным обстоятельствам. Мало ли что предлагают люди: не всегда это применяется к делу. <…>

А тебе советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей со вестью.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием всего тебе душеполезного, внешние же неудобства надо потерпеть.

Надо терпеть

Ты ожидала себе успокоения, а получила огорчение. Что делать? Не унывай, а утешай себя мыслью, что ты не лучше святого царя Давида, который во всю свою жизнь претерпевал семейные расстройства и скорби, больше твоего не во сто ли раз. Всего описывать не буду, а скажу только, что сын его Авессалом решился низвергнуть отца с царского престола и покушался на… его жизнь. Но святой Давид искренне смирился пред Господом и пред людьми, не отвергнув досадных укоризн от Семея, а сознавая свою вину пред Богом, смиренно говорил другим, что Господь повелел Семею проклинать Давида. За такое смирение Господь не только явил ему помилование, но и возвратил царство.

…Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага, которые выпали и выпадают из ослабленных рук сына. Впрочем, силен Господь исправить и его, если только он захочет преклониться под крепкую руку Божию. Нужно смиренно и с верой молиться Богу об этом, да вразумит его и нас.

Довольство портит людей

Касательно N… слова наши переданы верно, что

О. А. советовала вам постращать ее монастырем, чтобы удержать от попытки возвратиться в родительский дом по известной причине. Слава Богу, что N… осталась… жить с мужем, хотя и в нужде; но довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.

О запрете на развод

N вам говорит, что развод между супругами запрещен Господом Иисусом Христом. Читаем собственные слова Господа: А Я говорю вам: кто разведется с женою своей, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф. 5: 32).

Из этого каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь. <…>

Утешение покинутой жене

Пишешь, что тебя муж отослал, и ты, не имея себе пристанища настоящего, какого желалось бы тебе, скорбишь, почему решилась прибегнуть к Богу и просить Его на основании евангельских слов: «Просите, и дастся вам…» И что же – вот и проси, и проси несомненно и терпеливо – получишь.

Будь же благоразумна в прошении, чего просить. Он сказал: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а сия (то есть временное, жизненное) вся приложится вам». Учит просить так: «…да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя…» и «внидете узкими враты в Небесное Царствие». А святой апостол Иаков говорит: «Не имате, зане не просите, просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете».