Усадьба фон дервизов в кирицах. Замок золушки на улице фон дервиза Дворец фон дервиза

Кто бы мог подумать, что именно сбор кинолокаций снова окунёт меня в тему Дервизов по самые уши. С превеликим удовольствием смотрю, листаю, перечитываю сообщения некогда активной рубрики (с изрядно траченными молью фотоиллюстрациями). Вспоминается тот безумный марш‒бросок до града Петрова в конце октября 2010 г (хмурый день по первоснегу ‒ весьма подходящая погода для культурных прогулок) с одной единственной целью ‒ экскурсия в особняк фон Дервиза на Галерной, 33, где ныне расположен камерный музыкальный театр "Санктъ‒Петербургъ Опера" режиссера Юрия Александрова. Режиссеру огромное человеческое спасибо. что до переселения в здание добился проведения в нем масштабной реставрации.

Но как‒то не сложилось у меня сразу написать, рассказать о той поездке, а со временем и вовсе тема ушла на задворки актуальных интересов. Листаю днями какой‒то невнятный костюмный сериал "Судьба по имени Фарман" (2011) о начавшемся накануне Первой мировой романемолодого офицера-лётчика с балериной императорского театра и что вижу. Главная героиня репетирует свои па и фуэте в зале дервизовского Грота! Да, я могу сколь угодно отвлекаться от тем, могу годами к ним не обращаться, но память‒то не отключишь! Тем более когда речь идет об уникальном интерьере, некогда виденном своими глазами.

Дальше больше. Тут вам и входная дверь определённым ракурсом, чтобы современное название театра в кадр не попало, тумбу афишную для антуража поставили. Стеклопакеты хоть не травят глаз ослепительной белизной пластика, куда сейчас без них.

Мимолетно даже засветилась часть интерьера Кленовой гостиной. А за спинам дам, что приветствует наш бравый герой‒летчик, открывается вид на позолоту Мавританского зала, который в самом сериале не показан.

Зато в сериале "Секретная служба Его Величества" (2006) Мавританская комната представлена во всем великолепии. А как же! Ведь она играет роль апартаментов дворца Эмира Бухарского. Когда‒то давно при просмотре наскринила автоматически картиночек, не предполагая, что они могут пригодиться (хорошо быть запасливой белочкой))

И вдруг на днях, на волне пересмотра чеховских экранизаций, случается очевидное ‒ невероятное. Причем второе в буквальном смысле ‒ "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" (1984) . Снова интерьеры особняка Дервиза на Галерной в роли апартаментов героя Алексея Петренко, банкира, заключившего с бедным студентом то самое невероятное пари. Следуя в свой кабинет, банкир проходит поочередно мавританскую комнату, малиновую комнату и кленовую гостиную, хотя в реале этого сделать нельзя, расположение комнат совсем иное.

Тут можно было бы немного рассказать об истории особняка, про Дервизов уж рассказывать не буду (сколько можно!). Про уникальный зимний сад в виде грота, материалы для создания которого привезены из Ниццы (места, где находился дервизовский Шато де Вальроз , ныне там располагается Университет Ниццы); на момент создания грот не имел аналогов в мире, это они чуть позже станут модным явлением. Про маританскую комнату, которая наоборот, была очень востребована в оформлении интерьеров статусных домов, но так как делали её чисто из декоративных соображений, то допустили много ошибок с цитированием Корана и расположением этих цитат. Про Кленовую гостиную в стиле "Людовика XVI" с изящной резьбой по дереву и росписью картин по тончайшей коже. Про Малиновый зал, должный стать картинной галерей, но сего так и не случилось. А так же можно рассказать о Белом театральном зале, пышущем золотом елизаветинского барокко, который в данном сообщении не рассматривается по причине отсутствия его в фильмах. Много можно написать, но я знаю, как всех утомляют многобукав. Поэтому просто картинки залов моими глазами. А для не ленивых и любопытствующих в конце сообщения есть видеоэкскурсия по особняку с кучей интересных подробностей.

О владельцах дома из статьи в "Санкт-Петербургских ведомостях",

История дома восходит к первым годам существования Петербурга. В 1717 г. участок значится за Иваном Макаровичем Полянским, адъютантом светлейшего князя А. Д. Меншикова, владельца соседнего мазанкового здания. Если в 1732 г. у обер-кригскомиссара «верхний апартамент палат недоделан», то спустя четыре лета каменные на подвалах палаты уже выстроены в стиле барокко, имеют два этажа, 13 осей по фасаду и крыльца по краям. Тогда же в них «...через маклера Пауля Томсена... разные движимые вещи и уборы с публичного торгу проданы быть имеют». Особняком Полянские владели почти целое столетие.

Иван Макарович родился в семье дьяка, любимца Петра I, и большой карьеры не сделал. Гораздо удачнее был его сын - Андрей Иванович (1698-1764), унаследовавший дом на набережной и закончивший жизнь в чине полного адмирала. Он был отправлен царем обучаться морскому делу в Европу, откуда вернулся в 1725 г. Будучи с 1751 г. командиром Балтийского флота, Полянский успешно участвовал в Семилетней войне, блокировал прусские порты и брал крепость Кольберг.

Его сводный брат Александр Иванович (1721-1818) службе морской предпочел сухопутную. Поступив в армию солдатом, он в 1765 г. вышел в отставку полковником. Был назначен в Комиссию по составлению нового Уложения, стал сенатором и тайным советником. В год отставки Полянский женился на графине Елизавете Романовне Воронцовой (1739-1792), фаворитке убиенного Петра III, который «не скрывал ни перед кем непомерной любви к ней», хотя девушка была некрасивая, толстая и нескладная да к тому же рябая. Поговаривали, будто император хотел на этой фрейлине жениться, разведясь с великой княгиней Екатериной Алексеевной и сослав ее в монастырь. После свержения он умолял: «Оставьте мне мое единственное утешение Елизавету Романовну».

По словам С. П. Жихарева, Александр Иванович в старости слыл чудаком: «никуда не выезжающий, кроме спектаклей, в которых он бывает ежедневно попеременкам, то в русском, то во французском, а иногда и в немецком... и всюду получаемые им впечатления разделяет со всей публикой».

Благодаря жене, родной сестрой которой была известная Екатерина Романовна Дашкова, приближенная Екатерины II, Полянский вошел в придворные круги. Его единственный сын Александр Александрович (1774-1818), оставив воинскую службу, получил чин камергера, а в 1817 г. был назначен сенатором. Женат он был на аристократке - графине Елизавете Ивановне Рибопьер (1781-1847), но детей от нее не имел.
Об обстановке дома Полянских в 1803 г. рассказала в письме на родину Марта Вильмот, приехавшая с сестрой из Англии: «...апартаменты, состоящие из очень элегантной гардеробной, меблированной диванами и стульями <...>, тут имеются фортепьяно, арфа, большое зеркало <...>, статуи на пьедесталах, вазы, есть икона <...>. Хозяйка провела меня через анфиладу огромных, просторных комнат, числом не менее десяти...». Этих комнат в бельэтаже было одиннадцать.

В 1841 г- переделанный в стиле классицизма особняк вдова и ее дети продали за 67 тыс. руб. серебром действительному статскому советнику Никите Всеволодовичу Всеволожскому (1799-1862), этому «баловню судьбы». Никита и его брат Александр, участник войны с Наполеоном, были в числе основателей литературного общества «Зеленая лампа» и унаследовали от отца, «русского Креза», большое богатство, в том числе подгородное имение Рябово (ныне Всеволожск). Никита служил чиновником, переводил французские водевили, дружил с А. С. Пушкиным, с которым познакомился по службе в близлежащей (Английская наб., 32) Коллегии иностранных дел. Дом Всеволожских поэт хотел изобразить в ненаписанном романе «Русский Пелам». Купив дом, Всеволожский его сразу перестроил.

Острослов и заядлый театрал, Никита вел довольно разгульный образ жизни, расточил свое состояние и погряз в долгах, отчего в конце концов попал под опеку. Его дом на набережной в 1853 году всего за 40 тыс. руб. был с молотка продан жене графа Павла Николаевича Игнатьева (1797-1879), в том же году назначенного генерал-губернатором Петербурга. Через восемь лет супруги подарили дом дочери Ольге (1837-1908), бывшей замужем за свитским генералом Александром Ельпидифоровичем Зуровым, в 1878-1880 годах служившим градоначальником столицы. Брат Зуровой - Николай, талантливый дипломат, составил Сан-Стефанский мирный договор, племянник Алексей - автор известных мемуаров «Пятьдесят лет в строю».

В июне 1889 г. дом приобретает Вера Николаевна фон Дервиз, вдова «русского Монтекристо» Павла Григорьевича фон Дервиза (1826-1881) из обрусевших немцев. Он получил высшее образование в Училище правоведения и в 1847-1857 гг. служил в Департаменте герольдии Сената и Министерстве юстиции, но казенную службу оставил и очень успешно занялся постройкой железных дорог. По словам некролога, барон П. Г. Дервиз был «первым, указавшим путь к легкому сооружению в России рельсовых путей и возможности этим образом составлять многомиллионные состояния».

Через год после покупки Вера Николаевна подарила особняк младшему сыну - Павлу Павловичу (1870-1943), молодому поручику лейб-гвардии Гродненского гусарского полка, который, собираясь жениться, тотчас взялся за перестройку. Перестройку в стиле флорентийского ренессанса осуществил академик А. Ф. Красовский, много работавший для семьи барона.

Любвеобильный красавец-гусар в первый раз женился в 1891 г., в последний - в 1920-е гг., и каждый раз это были неравные браки. От пяти браков Павел Павлович имел трех сыновей и семь дочерей. После революции он был арестован, несколько месяцев просидел в Бутырской тюрьме в Москве, а затем уехал в рязанское имение Старожилово, где стал преподавать в школе. Однако имение пришлось оставить, и с 1928 г. Дервиз жил и работал учителем в поселке Максатиха под Тверью, где и похоронен. Он носил фамилию Луговой, которую из-за патриотических чувств взял во время Первой мировой войны.

В июне 1903 г. столичный особняк, который трудно было содержать, продали за 400 тыс. руб. молодому великому князю Андрею Владимировичу (1879-1956), двоюродному брату Николая II. Тот как раз поступил учиться в Военно-юридическую академию у Поцелуева моста, то есть недалече от дома, который он сдал американскому посольству. У Андрея был роман с известной балериной Матильдой Кшесинской, завершившийся в эмиграции законным браком. Свитский генерал-майор в Первую мировую войну командовал гвардейской конной артиллерией и, весьма интересуясь политикой, участвовал в великосветской фронде. Во дворце на набережной в конце 1916 г. прошел семейный совет, где великие князья обсуждали свои конституционные предложения царю.

Так как последующие события не оправдали надежд фрондеров, Андрею Владимировичу пришлось навсегда покинуть свой дворец, в котором разные советские учреждения работали до 1959 г., когда он наконец-то получил более достойное применение.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Практически невозможно поверить в то, что на провинциальных просторах Рязанской области можно встретить роскошный сказочный дворец, который гораздо гармоничнее смотрелся бы где-нибудь среди баварских или чешских лесов. И даже увидев этот замок, ещё несколько минут туристы не могут привыкнуть к совершенно нехарактерному для средней полосы России строению. Однако вот уже более 120 лет усадьба фон Дервиза служит украшением села Кирицы.

История усадьбы фон Дервиза в Кирицах под стать ее облику - сказочная, но сказка эта с грустным концом.

История усадьбы фон Дервиза

История этого поместья под стать его облику - сказочная, но сказка эта с грустным концом. Семейство фон Дервиз не было аристократическим, а свой дворянский титул получило лишь при Петре III. Честным трудом заработав внушительное состояние, дворяне активно занимались благотворительностью, участвовали в строительстве больниц, школ, гимназий. После кончины главы семейства хозяйскую эстафету перенимает старший сын фон Дервизов, он покупает Кирицы, сносит корпуса разорившегося зеркального завода, а на их месте разбивает сад, к которому ведёт мощёная кирпичом дорога.

Строительством дворца и всех прилегающих построек занимается известный архитектор Федор Шехтель.

Обуздать фантазию творца невозможно, и в 1889 г. в селе вырастает невероятной красоты дворец, обрамленный каскадами лестниц, романтичными башенками, арками, коваными ажурными балконами.

Сказочное поместье разорило его владельцев, в 1910-х гг. оно было продано, а после революции и вовсе национализировано. Усадьба успела побывать сельскохозяйственным училищем, домом отдыха, пока в 1938 г. в ней не открылся детский лечебный санаторий. Можно сказать, что имение было спасено и сохранено, однако слишком многое было утрачено безвозвратно за долгие годы разрухи. В советские годы на приусадебной территории появились неизменные атрибуты того времени: скульптуры пионеров, медведей, оленей. Современная история усадьбы связана с масштабными ремонтами и реконструкциями.

Информация для туристов

Несмотря на то, что усадьба открыта для публики, её посещение организованными туристическими группами рекомендуется заблаговременно согласовывать с администрацией. Если экскурсию не одобрили (такое редко, но всё-таки случается), можно воспользоваться услугами туристических фирм, в этом случае вам подберут транспорт и порекомендуют экскурсовода.

Также нужно принять во внимание то, то прогуливаясь по территории усадьбы, вы можете встретить больных детей на инвалидных колясках, проходящих здесь реабилитацию. Не стоит этого бояться и обращать излишнее внимание.

Адрес: Рязанская область, Спасский район, с. Кирицы.

Вход свободный.

На собственном автомобиле до села можно добраться по трассе М-5 «Урал», следует ориентироваться на указатель «Санаторий Кирицы». Село расположено в 200 км от Москвы и в 60 км от Рязани.

Координаты: N 54° 17.548" E 40° 21.350".

Рядом с усадьбой есть автомобильная парковка.

Кроме этого, через Кирицы проходит несколько автобусных маршрутов, в пригородной кассе рязанского автовокзала вам нужно купить билет на любой из автобусов, которые следуют в Сапожок, Сараи, Шилово или посёлок Лесной. Учтите, что уехать обратно гораздо сложнее, поскольку в Кирицах нет автовокзала, поэтому вам придется положиться на удачу и тормозить мимо проезжающие автобусы (обычно это удаётся, правда, до позднего вечера прогулку всё же лучше не затягивать). Решивших воспользоваться электричкой ждёт достаточно утомительная дорога пешком, так что это не самый удачный выбор.

Но мало кто знает, что и в черте Рязани вполне себе сохранилась четвёртая по счёту барская усадьба предприимчивого семейства. В в Рязани, в той его части, где обосновались частные домики и в равной степени рассредоточились как славяне, так и цыгане высится дом с колоннами. И подступить к этому строению можно через карьерную лестницу органов государственной власти либо через забор. Причина в том, что бывшей усадьбе (в отличие от многих) повезло: здание на Коняева, 52 отреставрировано, территория благоустроена и служит на пользу в качестве гостиницы правительства Рязанщины, и потому пребывает под неугомонной охраной.

Барский дом, который скрывается сегодня за ивами и клёнами в каскаде прудов — бывшее имение Михаила Григорьевича фон Дервиза, родного брата Павла Григорьевича, того самого, что в 1863 году рискнул вложиться в прокладку железной дороги от Москвы до Рязани.

История села тесно связана с местным храмом: значится в окладных книгах за 1676 год. В числе же владельцев села значились и стольник Лаврентий Полонский, и штатский советник Андрей Кропотов, и барин Андрей Петрович Боде, и уездный предводитель дворянства Пронского уезда Рязанской губернии, коллежский советник Михаил Григорьевич фон Дервиз.

Старший брат Михаила - Павел Григорьевич - отличился за свою жизнь безусловной гиперактивностью. На всю Россию он прославил себя строительством железной дороги от Москвы до Рязани, от Рязани в Козловском направлении, за что получил прозвище русского Монте-Кристо. - это уже приобретение сына Монте-Кристо Сергея Павловича фон Дервиза, которому приглянулось сие местечко, служившее в течение 112 лет зеркальной фабрикой, которая пришла в конечном итоге в полное запустение. В наследство - как детям, так и многочисленным братьям - он оставил раскрученный бизнес. Своё намерение построить в он (по причине переезда из-за болезни детей) делегировал как раз брату Михаилу, но по-настоящему оно расцвело при его сыне Павле Павловиче фон Дервизе. Он же занялся и развитием коневодства - приобрёл , которой, к слову, единственной из четырёх менее всех повезло в вопросе сохранности (зато удалось возродить).

Усадьбу в Дягилево Михаил Григорьевич купил в 1881 году. Каменный дом он перестроил по своему усмотрению, создав по тогдашним меркам некое подобие дворца. Поселился в окружении прудов, завёл большую семью. По воспоминаниям его племянника, художника Владимира Димитриевича фон Дервиза, Михаил Григорьевич имел характер мягкий и добрый. К тому же хорошо играл на скрипке, любил общество, особливо молодёжь. В гостях у него постоянно бывали актёры, писатели, учёные. Они устраивали пикники, домашние спектакли и музыкальные вечера, на которых выступал брат хозяина Николай фон Дервиз - известный оперный певец и исполнитель романсов, а также дочь Михаила Григорьевича от первого брака Елена. Вообще отец очень любил и баловал своих многочисленных детей. Прекрасно вёл Михаил Григорьевич и хозяйство: изобретал и улучшал, много строил, увеличивал надои коров, экспериментировал с удобрениями, публикуя об этом брошюры.

По наследству имение в Дягилево перешло к Нине Михайловне фон Дервиз, 1880 года рождения, дочери Михаила Григорьевича и его второй жены Зиновии Густавовны. Нина Михайловна впоследствии вышла замуж за двоюродного брата, родного племянника своего отца, Павла Павловича фон Дервиза, владельца имений в Старожилово и Сохе, от которого родила дочь. Бракосочетания не самых прямых родственников в те глухие дворянские времена считались нормой. Впрочем, через год Нина Михайловна рассталась с мужем-кузеном, и с 1912 года они официально числились в разводе. После этого она поселилась с дочерью Тосей и сестрой Еленой в своём имении в Дягилево.

С приходом советской власти всё имущество Нины Михайловны фон Дервиз было национализировано. Её саму 25 августа 1919 года арестовали вместе с братьями и отправили в Москву в Покровский лагерь. 25 октября 1919 года перевели в Новоспасский лагерь. Летом 1920 года после неоднократных просьб о её помиловании Нина Михайловна фон Дервиз была освобождена и вернулась в Дягилево к своей дочери и сестре Елене, но уже на выделенную крестьянской общиной землю. Спустя какое-то время Нина Михайловна с Тосей переехала к своей родной сестре Вере в Ленинград в коммунальную квартиру, где все вместе они пережили блокаду.

Усадьбу фон Дервизов в Дягилево, естественно, разграбили. Ну а бывший барский дом в советские годы отдали под школу №30, пока для оной не построили новую. Позже в усадьбе устроили гостиницу обкома КПСС, которую, как говорили, любила посещать хозяйка города Надежда Чумакова. В общем, за свои годы дом повидал немало лиц, и пока фортуна ему улыбается - здание всё ещё полезно для людей, хоть и не самых простых.

Дом на Галерной в центре Петербурга имеет очень древнюю историю.

Адрес: Галерная, 33

Первым владельцем особняка значится А.П.Волынский, кабинет-министр при царице Анне Иоанновне (он был казнен в 1740 году за участие в заговоре против Бирона). Потом домом на Галерной владела его дочь, вышедшая за графа Воронцова. Судьба обычного доходного дома кардинально меняется в 1883 году, когда его решает переделать молодой барон, потомок старинного немецкого рода Визе камергер Сергей Павлович фон Дервиз (1863–1918). При нем дом перестраивается в стиле модерн, это задание было поручено архитектору Шрайберу.

Шрайбер большое внимание уделил интерьерам: в них эпоху модерна сменяет ампир, елизаветинское барокко – классицизм, неожиданно теряясь в неге пышного мавританского стиля. В 1902 году дом со стороны набережной Невы надстраивается в два этажа. Современный вид здание, выходящее фасадом на Галерную, приобрело уже при другом хозяине, председателе общества призрения бедных детей в Петербурге Н.Н.Шебеко. Он купил особняк в 1909 году, и по проекту архитектора Максимова несколько видоизменил его.


В 1910 году В. Мейерхольд создает в этом здании Дом Интермедий. На двух этажах особняка Мейерхольд создает и в то же время рвет все традиции: театральный традиционализм в духе старых мастеров Александринки сочетается здесь с идеями Театра будущего Мейерхольда. Дом на Галерной становится одной из главных городских испытательных театральных площадок.


После революции 1917 года особняк был разграблен: сначала здесь открыли райком РКП(б), потом – Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под туберкулезный диспансер, а во дворовом флигеле разместился медвытрезвитель. Наконец, в 1998 году здание было передано в пользование камерному театру «Санктъ-Петербургъ Опера». Последовали долгие годы ремонта, во время которых удалось воссоздать интерьеры конца XIX века. Речь идет о Мавританской гостиной, покрытой позолоченным орнаментом, Кленовой гостиной, украшенной живописным панно, Зимнем саде, сделанном в виде причудливого грота, Красной гостиной (образец итальянского Ренессанса).