Психологический тест для прохождения службы по контракту. Как проводится профотбор в военкомате, какие тесты выполняют призывники. ПФО в ФСБ: что это, длительность, вопросы

Вопросы входящие в методику нервно-психологичская диагностика Прогноз 2

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним..
2. Меня легко переспорить..
3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения..
4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю..
5. Иногда я бываю, уверен, что другие люди знают, о чем я думаю..
6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний..
7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности..
8. У меня никогда не было столкновений с законом..
9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.)..
10. Иногда я говорю неправду..
11. Я впечатлительнее большинства других людей..
12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах..
13. Определенно судьба не благосклонна ко мне..
14. Мне часто говорят, что я вспыльчив..
15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь..
16. Я легко теряю терпение с людьми..
17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло..
18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает..
19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня..
20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего..
21. В игре я предпочитаю выигрывать..
22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть..
23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое..
24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку..
25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно..
26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома..
27. В моей семье есть очень нервные люди..
28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным..
29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков..
30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости..
31. Я часто подшучиваю над друзьями..
32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии..
33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других..
34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие..
35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают..
36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо..
37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз..
38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся..
39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них..
40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым..
41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко..
42. Я бы предпочел работать с женщинами..
43. Счастливей всего я бываю, когда я один..
44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным..
45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать..
46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы..
47. Я человек нервный и легковозбудимый..
48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи..
49. Бывает, что я сержусь..
50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится..
51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте..
52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех..
53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать..
54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства..
55. Человек я подвижный..
56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни..
57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву..
58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения..
59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным..
60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным..
61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание..
62. Голова у меня болит часто..
63. Я вел неправильный образ жизни..
64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе)..
65. Я часто предаюсь грустным размышлениям..
66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла..
67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения..
68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи..
69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно..
70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты..
71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу..
72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды..
73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал..
74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки..
75. Думаю, что я человек обреченный..
76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте..
77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее..
78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие..
79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости..
80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно..
81. Иногда меня подводят нервы..
82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально..
83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник..
84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться..
85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого, о чем потом пожалею..
86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично..

Поступающие на контрактную службу россияне получили возможность пройти тест на профпригодность онлайн - на сайте Минобороны. сайт узнало у психологов, какие качества будущего профессионального военного он должен выявить.

Психологический тест Минобороны состоит из трех частей. Перед его прохождением респонденту предлагается ответить на несколько вопросов об образовании и месте проживания.


В первой части предлагается выбрать один из вариантов ответа. Как сообщается в описании теста, задания требуют "определенных знаний, внимания и сообразительности". На выполнение дается 15 минут. Эта часть, по общему мнению психологов, представляет собой стандартный тест на интеллект.

Во второй части респонденту предлагается обозначить свое отношение к ряду утверждений, касающихся отдельных сторон поведения, характера и самочувствия. Например, решить справедливо ли утверждение "Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний", либо "Многие из тех, кого я знаю, достойны наказания". При этом время выполнения задания не ограничено.

"Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Тест №2 помогает определить уровень коммуникативных способностей, нервно-психической устойчивости, общее эмоциональное положение или эмоционально-отрицательное состояние человека, уровень социализации, оценку своего места и роли в коллективе, наличие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения", - отметил в беседе с корреспондентом сайт специалист по направлению прикладной психологии Андрей Сергеев.

Он добавил, что в этой части тестирования можно определить адаптационные способности респондента, признаки явных акцентуаций (особенностей характера, при которых некоторые его черты чрезмерно усилены) и психопатий, а в некоторых случаях и охарактеризовать его состояние как пограничное. Помимо этого, по определенным ответам военнослужащего можно выявить его склонность к употреблению алкоголя и психоактивных веществ.


Как уточнила в беседе с корреспондентом сайт специалист консультативной и клинической психологии Алена Павлова, второй тест выполняет функции личностного опросника, направленного на характерологические особенности. Таким образом, в зависимости от ответов, могут быть выявлены лидерские качества кандидата, самооценка, стремление к власти, отношение к закону, пунктуальность и аккуратность, депрессивность, тревожность, а также определен тип личности (экстраверсия-интроверсия). По мнению собеседницы агентства, наиболее подойдет к несению военной службы спокойный и уравновешенный претендент, не имеющий явных пристрастий к алкоголю и конфликтам.

Что любопытно, в некоторых случаях, например, при преобладающем количестве одинаковых ответов во второй части тестирования, вылезает сообщение "Скорее всего, Вы отнеслись к тестированию несерьезно, что ставит под сомнение искренность Вашего желания служить в Вооруженных Силах Российской Федерации. Спасибо за участие!". На этом тестирование обрывается.

Претендентам, дошедшим до третьей части, предлагается ряд утверждений, касающихся взглядов на военную службу и окружающий мир, привычек и повседневного поведения. Задача - выбрать наиболее подходящий лично для кандидата вариант или закончить утверждение.

Последний тест, по словам психологов, анализирует мотивационные предпочтения и помогает определить доминирующие факторы выбора профессии, а так же показывает жизненные стратегии профессионального самоопределения респондента.

Самотестирование претендента с помощью сайта Минобороны России входит в начальный отбор кандидата на военную службу по контакту. Всего же процесс отбора кандидатов на военную службу по контракту включает три этапа: начальный, предварительный и углубленный отбор.

Тесты для определения профессиональной пригодности к поступлению на военную службу по контракту разработаны научно-практическим центром Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил.

К 18-ти годам молодой человек стремится выбрать профессию на основе своих пожеланий, представлений о своих возможностях, способностях и особенностях характера. По этой причине «профессиональный психологический отбор» (ППО) в военном комиссариате напрямую связан с жизненными планами конкретного молодого человека и представляет собой серьезное комплексное обследование.

Предлагаем немного расслабиться и пройти " ".

Каковы задачи профессионального психологического отбора?

В общем виде задачи ППО можно определить как выявление характерных для призывника устойчивых базовых психологических свойств и соотнесение их с профессионально важными качествами, которые требуются для успешного прохождения военной службы на воинских должностях («командных», «операторских», «связи и наблюдения», «водительских», «специального назначения», «технологических»).

Личностные свойства призывника изучаются для уточнения его пригодности к обучению определённой воинской специальности. Изучение ведётся по трём основным направлениям: психологическому, социально-психологическому и психофизиологическому.

Социально-психологическое изучение направлено в основном на выявление психологических причин возможных затруднений в адаптации призывника к военной службе и трудностей в общении. Поэтому для успешного решения задач ППО психологу важно знать, какие качества человека подвержены изменениям, а какие относительно стабильны. Наиболее «консервативными» являются те качества, которые обусловлены наследственностью. Многие исследователи считают, что личностные свойства изменяются на протяжении всей жизни человека, но только в определённой степени. Основные из них формируются в период детства и юности. При этом познавательные процессы детерминированы наследственными факторами примерно на 70%, а личностные качества – на 50%. В остальном влияние оказывают средовые факторы, включая влияние семьи, внесемейного окружения, социальные и бытовые компоненты, направленное воспитательное и образовательное воздействие. По данным исследователей, зависимость личностных черт от генетических факторов следующая: стремление к эмоциональной и социальной открытости – 33%, осторожность, рациональность – 43%, агрессивность, враждебность – 48%, сдержанность, уравновешенность – 51%, оптимизм – 54%, неустойчивость к стрессам – 55%, консерватизм - 60%, стремление к лидерству – 61%. Такое распределение даёт психологу представление о возможных особенностях характера и поведения обследуемого призывника в динамике.

По итогам ППО психологом выносится одно из следующих заключений о пригодности призывника к конкретным воинским должностям: I категория – рекомендуется в первую очередь, полностью соответствует требованиям выбранной специальности; II категория – в основном соответствует; III категория – минимально соответствует и допускается при недостатке кандидатов; IV категория – не соответствует и не рекомендуется для обучения по данной специальности.

Полученные в военкомате результаты ППО используются при последующем распределении военнослужащих в учебных соединениях и воинских частях.

Принцип этичности – один из наиболее важных аспектов ППО, он вытекает из общепризнанных прав человека: психолог в военном комиссариате использует полученные сведения только в служебных целях и не допускает разглашения. Заключение о профессиональной пригодности к службе на определённых воинских должностях сообщается обследуемому в беседе с ним, но при этом подчёркивается узкая направленность оценки на конкретные воинские специальности и в конкретный период времени. Важно, чтобы отрицательное заключение не рассматривалось как приговор о полной профессиональной непригодности и как общая негативная оценка человека. Вообще проведение ППО – достаточно деликатный процесс, в ходе которого психологу необходимо создать атмосферу открытости, доброжелательности и доверия.


Методы обследования

Тестирование в военном комиссариате проводится с применением тестовой батареи, в которую входят: «S-test» – графический субтест для оценки зрительного восприятия, внимания, способности к идентификации объектов в условиях ограниченного времени; «Краткий ориентировочный тест» (КОТ) для оценки общих познавательных способностей; «Опросник воинской профпригодности» (ВПП) для определения общей направленности на военную службу, а также на отдельные воинские специальности (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, технологические и специального назначения); анкета «Прогноз» - для дополнительного уточнения нервно-психической устойчивости призывника и для оценки вероятности нервно-психических срывов. В целом тестирование даёт наиболее общую характеристику личности призывника, его эмоциональной и когнитивной сферы.

Перед проведением тестирования психолог проводит вводный инструктаж, после чего необходимо убедиться в том, что все задания поняты правильно и что мотивация у обследуемых призывников конструктивная, иначе исследование не имеет смысла. В редких случаях такая мотивация отсутствует (возможен отказ от тестирования либо несерьёзное отношение со стороны отдельных обследуемых), тогда перед психологом встаёт задача мотивировать призывников на проведение обследования. В ряде случаев у тех обследуемых, которых приходилось мотивировать дополнительно, результаты тестов оказывались выше, чем у остальных. Однако трудно сказать однозначно, действительно ли повышалась направленность на военную службу или проявлялся феномен позитивной саморепрезентации: возможно, психолог становился для этих обследуемых референтным лицом. Другая проблема – неправильное понимание смысла вопросов или сложности с их интерпретацией – возникает в тех случаях, когда обследуемые стесняются обращаться к психологу за разъяснением.

Индивидуальное собеседование проводится с каждым призывником в свободной форме и направлено на выявление устойчивых профессиональных интересов, способностей и личностных качеств. До начала беседы психологу целесообразно ознакомиться с документами призывника и отметить те факты, которые требуют внимания или уточнения. При проведении собеседования задаются в произвольной последовательности вопросы, касающиеся нервно-психической устойчивости, воинской профпригодности и общих познавательных способностей. Эффективность во многом определяется способностью психолога расположить к себе собеседника: он должен почувствовать искренний интерес к себе; недопустимо строить беседу в форме допроса. Важно помнить, что задача психолога – не только получить ответ, но и оказать положительное воздействие на собеседника, так как его отношение к военной службе ещё только формируется, и любая деталь может оказаться значимой, особенно для эмотивных личностей. Структура беседы примерно следующая: вводная часть – установление контакта, создание доверительной атмосферы, если нужно – снятие ситуативного напряжения; основная часть – получение необходимой для ППО информации; заключительная часть – уточнение наиболее важных деталей. В процессе беседы желательно выявить, насколько молодой человек способен реально оценивать свои способности и возможности: самооценка, помимо адекватной, может оказаться завышенной или заниженной. Завышенная самооценка проявляется в излишней самоуверенности, хвастливости, частом «яканье»; заниженная самооценка сопровождается неуверенностью, фрустрированностью, застенчивостью, тревожностью.

Наблюдение за поведением обследуемого призывника в процессе проведения ППО включает оценку моторики, различных эмоциональных проявлений, отдельных высказываний, а также целенаправленный анализ поведения с целью обнаружения индивидуально-психологических особенностей личности. Так, наблюдение даёт дополнительную информацию о характере, мышлении, уровне развития. Устанавливается, легко ли молодой человек вступает в беседу, как понимает вопросы, насколько логичны и адекватны ответы, велик ли его словарный запас, какова скорость, правильность и выразительность речи. Фиксируются и анализируются особенности поведения: сдержан юноша или демонстративен, присуща ли ему обидчивость, робость, развязность, суетливость, как выражены вегето-сосудистые реакции.

В процессе наблюдения фиксируются единичные признаки недостаточной сообразительности и низких когнитивных способностей: молодой человек задает вопросы не по существу (иногда нелепые), у него на лице написано недоумение, растерянность, ответы на вопросы демонстрируют примитивность суждений, во время тестирования он делает попытки записывать инструкции психолога, обратиться за разъяснениями к соседу.

Отдельные признаки низкой направленности на службу и снижения дисциплины могут проявляться в репликах во время ППО, шумном поведении, элементах шутовства, фамильярности. Иногда проявляются внешние признаки эмоциональной неустойчивости: изменения мимики, тревожность, озабоченность, напряжения мышц, резкость движений, хрипота или заикание, вопросы и ответы, чрезмерно эмоционально окрашенные.

Наблюдение также помогает определить «лучших» кандидатов на службу: они не задают лишних вопросов, выполняют задания спокойно и самостоятельно, следуют инструкциям чётко и быстро, реагируют адекватно обстоятельствам.

Результатом ППО является комплексное заключение о профессиональной пригодности призывника, которое интегрирует уровень общих познавательных способностей, нервно-психическую устойчивость и военно-профессиональную направленность.

Оценка общих познавательных способностей (ОПС)

Это наиболее простое звено в процедуре ППО, так как данные тестов и беседы дают достаточно чёткие результаты, не зависящие от искренности обследуемого. В случае сомнений психолог задает дополнительные вопросы на темы ОПС. Целью дополнительного обследования может стать выявление лиц с повышенной утомляемостью при незначительных тестовых нагрузках либо с отсутствием элементарных знаний школьной программы. В отдельных случаях у призывников встречается непонимание таких понятий, как «процент», «радиус», «корень»; некоторые обследуемые не читают художественной и научно-популярной литературы, плохо понимают смысл пословиц, басен, поговорок. Это в основном характерно для молодых людей из семей с педагогически несостоятельными родителями, в которых снижен общий культурный уровень.

Большинство призывников при обследовании показывает нормальный уровень ОПС. Однако распространённое явление – недостаточный словарный запас, употребление речевых штампов, примитивность высказываний и нелогичность суждений. Кроме того, обследуемые могут невнимательно читать, не до конца понимать смысл вопросов, неправильно их интерпретировать при вполне нормальном уровне ОПС, поэтому по ходу беседы целесообразно убедиться в правильности понимания вопросов.

Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ)

Она проводится с целью раннего выявления состояний психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву адекватного реагирования в условиях эмоционального напряжения.

Это основное направление психологического обследования в военном комиссариате при проведении ППО.

Диагностика НПУ – сложная задача, так как всегда трудно определить, являются ли проявленные признаки неустойчивости свойством личности молодого человека или реакцией на незнакомую обстановку. Уровень НПУ – не абсолютно стабильное, навсегда данное человеку свойство; это совокупность врождённых и обусловленных влиянием внешней среды свойств личности.

При проведении ППО психолог ориентируется на 4 уровня НПУ: высокий – соответствует повышенным требованиям к психическому здоровью; хороший – нервно-психические срывы маловероятны; удовлетворительный – срывы вероятны при значительных психических и физических нагрузках, в экстремальных ситуациях; неудовлетворительный – высокая вероятность срывов, признаки психической неустойчивости.

Отрицательными признаками, выявляемыми в процессе ППО, могут быть: плохие взаимоотношения в семье и коллективе, преобладание подавленного или беспричинно приподнятого настроения, навязчивые мысли и движения, тяжёлые переживания даже по незначительным поводам, колебания эмоционального фона, излишняя тревожность, отсутствие дружеских контактов, несоблюдение общепринятых норм поведения, ипохондрия, частые конфликты с окружающими и другие. Важно своевременно отличить асоциальный тип личности, у которого нет проблем с НПУ, от типа личности с явно сниженной социальной адаптацией и низким уровнем НПУ.

При диагностике НПУ правильное понимание вопросов должно быть предметом пристального внимания психолога. Так, непонимание обследуемых вызывают словосочетания: «подавленное настроение», «обречённый человек»; пропускается частица «не»; смысл утверждения «Мои руки ловкие» истолковывается как склонность к воровству.

Не менее серьёзная задача – построить обследование таким образом, чтобы получить искренние правдивые ответы. С этой целью психологу желательно задавать вопросы в скрытой форме или косвенно, например: «Как Вы относитесь к участию в уличных драках и скандалах?» Причиной неискренних ответов может быть стремление дать социально желаемые ответы, показать себя с наилучшей стороны; конформизм, выражающийся в подсознательном стремлении следовать «общепринятым стандартам»; демонстративность личности, при желании получить одобрение психолога или показать свою исключительность. В то же время абсолютно искренние ответы могут быть вызваны полным безразличием к обследованию и свидетельствовать об отсутствии конструктивной мотивации у обследуемых. В тестировании НПУ предусмотрена шкала искренности, дающая дополнительную информацию. При наличии любых сомнений в правильности диагностики психологу необходимо задать уточняющие вопросы. В целом НПУ большинства призывников находится на хорошем уровне.

Оценка военно-профессиональной направленности (ВПН)

Она предусматривает распределение призывников по конкретным воинским специальностям, а также позволяет составить представление о направленности на военную службу в целом. О высокой направленности призывника свидетельствует положительное отношение к службе, желание приобрести конкретную специальность за время ее прохождения, наличие определённой жизненной стратегии и реальной цели. Большинство призывников, прошедших мероприятия ППО, готовы проходить службу вдали от дома, с пониманием относятся к необходимости подчиняться в соответствии с воинскими уставами.

Отдельные призывники (имеющие негативный опыт социализации в семье и учебных заведениях либо склонные к ипохондрии) высказали тревожное и негативное отношение к службе, что может затруднить их контакты во время прохождения службы. Именно поэтому на данном этапе психологу важно выявить личностно-эмоциональные девиации и факты педагогической запущенности. О низкой направленности на службу может свидетельствовать нежелание проходить службу и обучаться конкретным специальностям, а также отрицательное отношение к необходимости подчинения. Об этом же свидетельствует легкомысленное отношение к обследованию, нарушения норм поведения в момент обследования, полная пассивность в отношении к собственной судьбе (такой молодой человек чаще всего нигде не работает и не учится). Отрицательными признаками также являются: низкая дисциплинированность, высокая конфликтность, безответственность, отсутствие реальных жизненных планов. Во всех перечисленных случаях перед психологом помимо фиксации уровня ВПН встаёт задача проведения профориентационной беседы, повышающей мотивацию и направленность призывника с учётом его индивидуальных особенностей. При этом со стороны психолога полностью должна исключаться негативная оценка личностных особенностей призывника и любая критика в его адрес: помочь может только доброжелательное отношение, а не «навешивание ярлыков».

Отдельно оценивается направленность призывника на конкретные воинские специальности: он будет комфортнее себя чувствовать и сможет полнее проявить себя там, где мотивация будет оптимальной. Разумеется, психологу необходимо учитывать помимо мотивации объективные данные: овладение сходной гражданской специальностью, состояние здоровья, характеристики с места работы или учёбы, личностные особенности.

О высокой направленности на специальности класса «командные» свидетельствует дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы на руководящих должностях, а также ярко выраженные лидерские качества. Не следует направлять на такие должности призывников, склонных к пассивному поведению и подчинению. Низкая направленность может подтверждаться документами с места работы или учёбы, в которых встречается характеристика «ведомый член коллектива», «поддающийся чужому влиянию»; сведения о том, что при хорошей успеваемости такие молодые люди являются плохими организаторами и не способны отвечать за результат коллективной деятельности.

Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрирует наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.

Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (все виды борьбы, плавание, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности – отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.

Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности, помимо сходных гражданских специальностей (водитель, крановщик, тракторист, механик, автослесарь и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой. В характеристиках с мест учёбы могут быть указания на низкую успеваемость именно по техническим дисциплинам, может отсутствовать выраженный интерес к своей гражданской специальности, например, при беседе у призывника может быть выявлено полное отсутствие интереса к техническим специальностям и элементарных навыков по ремонту техники. По этой причине психологу следует детально изучать способности и склонности, а не просто ориентироваться на наличие сходного профессионального образования.

Особую актуальность ППО приобретает потому, что зачастую до военной службы профотбор не проводился, в связи с чем профессиональная и социальная адаптация молодого человека может быть существенно осложнена. В ряде случаев психологу в военкомате приходится иметь дело с педагогической запущенностью, с нарушением нормальных отношений в семье и школе. При этом ППО не разделяет людей на «плохих» и «хороших», а показывает картину социально-психологического распределения представителей молодого поколения, которое представляет интерес не только для армии, но и для общества в целом.

Профотбор в военкомате – процедура, которая необходима не всем призывникам в армию. Профотбор проходят лишь те, кто хотят получить офицерское звание или желают поступить в военное высшее учебное заведение, чтобы затем получить высокий чин.

От стандартного медосмотра при призыве в военкомат профотбор отличается наличием психологических тестов и полевой проверки. В целом пройти эту процедуру с положительным результатом гораздо сложнее, поскольку методика отбора ступенчатая. Отсеиваются люди с психическими отклонениями, те, кто не обладают нужными чертами характера; не пройти проверку в военкомате могут и те, кто не способен проявить себя в полевых условиях.

В то же время простую комиссию часть «отказников» пройти могут, что позволит им стать военными низших чинов. Поэтому перед тем, как соглашаться пойти на профотбор, следует подумать: есть ли шанс его пройти? Не лучше ли будет, если так хочется в армию, остановиться на стандартном врачебном осмотре?

Кто может пройти

На профотбор могут записаться все призывники. Обязательно при этом нужно озвучить свое желание в самом начале, еще при попадании в военкомат. Комиссия направит желающего на дополнительный тест на пригодность в военкомате, который будет проходить отдельно, только для людей, «метящих» в офицеры. Призывники, которых отправят на службы рядовыми, пройдут медосмотр в другое время.

Можно пойти на отбор не во время призыва, но и в любой другой период. Достаточно высказать желание пойти служить по контракту.

В обязательном порядке на профотбор направляются поступающие в военные высшие учебные заведения. Желательно пройти эту процедуру еще до того, как начнется волна поступления. Тогда меньше вероятность, что будущий ученик не успеет получить все должные результаты.

Смысл прохождения проверки

Профотбор необходим из практических соображений. Если не регулировать офицерский состав, то вскоре в армии появится большее количество неуравновешенных, неправильно выполняющих свои обязанности командиров. В такой серьезной сфере, как военная, это недопустимо. Цель профотбора – отсеять и оставить только подходящих кандидатов, то есть людей, обладающих следующими качествами:

  • ораторские навыки;
  • умение управлять людьми;
  • уравновешенность;
  • высокая организация;
  • умение подчиняться вышестоящим чинам;
  • собранность и сообразительность даже в экстренной ситуации;
  • высокий интеллект, способность быстро оценить ситуацию и найти из нее правильный выход.

Узнай: Образец повестки в военкомат, стандартная форма

Тесты, которые проводятся во время отбора, направлены как раз на выявление этих качеств. Если подобные психологические и психофизические качества отсутствуют, то человек не допускается к службе в офицерских чинах. Диагностический тест человек «завалил».

Не меньше внимания уделяют физическим качествам будущего контрактника, из-за отсутствия развитости которых могут поставить отказ, но об этом подробнее ниже.

Заблуждения

В Интернете бытует заблуждение, что человек, стремящийся к высокому военному званию, должен пройти лишь дополнительный психологический тест, во время которого ему будут задавать проверочные вопросы. Тестирование психологических качеств призывника или будущего студента действительно проводится, однако это далеко не большая часть проверки. Сколько на самом деле различных типов проверки?

В действительности, чтобы успешно пройти отсеивание, нужно выдержать три проверки подряд. Это проверка интеллекта, характера и темперамента, расширенный медосмотр и полевые испытания. Если первое тестирование в военкомате будет неудачным, доступно переосвидетельствование в военкомате спустя некоторое время.

Этапы проверки

Кандидат в офицеры или другие высшие чины в первую очередь должен обладать подходящим складом ума и характера. Поэтому психологический тест назначают первым. Затем человек проходит через другие проверки. Алгоритм здесь следующий:

  1. Психологические тесты в военкомате. Определяется не только склонность к психическим отклонениям, неуравновешенности, но и подверженность вредным привычкам. На этом этапе отсеиваются те, кто не способен быстро принимать решения, отличается необоснованным упрямством, страдает от вспышек гнева или даже серьезных психических отклонений.
  2. Медицинский осмотр. Как для проверки психики, так и для физиологического осмотра привлекает независимый эксперт. Результаты проверки нельзя купить, так как сдать основные анализы можно только при военкомате. Поэтому к данному этапу нельзя никак специально подготовиться, разве что постараться избавиться от плоскостопия и лишнего веса до достижения 18 лет. Расширенный медосмотр подразумевает, что человека проверяют на устойчивость к более высоким нагрузкам, чем у простых рядовых, и сердце, и легкие должны быть сильнее.
  3. Полевая проверка. Во время этой процедуры кандидатам чаще всего предлагают пройти полосу препятствий. На ней располагают большое количество помех, время прохождения полосы ограничивают. Иногда вводятся элементы командной работы, чтобы проверить способность человек действовать в коллективе или управлять им.

Узнай: Как подать жалобу на военкомат, как обратиться в суд

Этапы проверки расположены один за другим, проходятся постепенно. Если кандидат не прошел психологический тест, то не допускается к медосмотру, если у него было обнаружено отклонение физического характера, то не может быть и речи о полевой проверке. Отказ обследования в военкомате также является поводом отказать человеку.

Решение оглашается сразу после получения расшифровки тестов и анализов.

Можно ли оспорить результаты отбора

Кандидат вправе подать прошение о пересмотре результатов комиссии, это касается как медицинской проверки, так и психологической. В случае оспаривания первой необходимо предоставить веские оправдания, почему медицинский работник ранее счел человека непригодным. Возможно, он «забраковал» результаты ЭКГ всего лишь потому, что у юноши была простуда, и т.п. случаи. Если же серьезных оправданий нет, то медицинский осмотр чаще всего повторно не проводится.

Гораздо легче оспорить результаты психологической проверки. Для этого достаточно, чтобы сторонний психиатр (психолог или другой эксперт, обладающий дипломом по психиатрии) платно провел осмотр человека и подтвердил, что у него нет никаких отклонений. Тогда можно будет обратиться в суд или комиссию без очереди на полный повторный отбор.

В каких случаях профотбор считается не пройденным

Главная причина отказа в назначении на высшие чины – это непригодность психологического характера. Кандидат может не обладать достаточным количеством лидерских черт и навыков. Основанием к отказу являются следующие проблемы будущего военнослужащего:

  • дефекты речи, значительно мешающие отдавать приказы подчиненным;
  • несдержанность характера, вспыльчивый темперамент;
  • малая психологическая устойчивость, проявления трусости и истерических реакций в нестандартных ситуациях;
  • неумение подчиняться приказам вышестоящих;
  • татуировки (некоторые телесные изображения могут быть засчитаны как признак психологического отклонения);
  • нетрадиционная ориентация ;
  • нарушения психики.

Но также значительную роль играют и физические данные. В первую очередь от призывника требуют повышенную скорость реакции, скорость восстановления после физических нагрузок, хороший уровень выносливости. Испортить освидетельствование могут следующие отклонения:

  • проблемы со зрением инвалидной категории;
  • проблемы со слухом;
  • неразличимость цветов.

Узнай: Призыв резервистов на военные сборы в 2017 году